Вступительные замечания: оппортунизм, догматизм и ревизионизм
В современном «партийно-сектантском жаргоне» слово «оппортунист» употребляется просто как ругательство, как упрек, который с пророчеством бросается в адрес всякого, кто открыто, своевольно и легкомысленно не подчиняется всегда «научной правой линии» какого-то руководства... Как правило тот, кто громогласно или многоголосо кричит и клеймит уклониста от линии, как «оппортуниста»:
не воспринимает рассматриваемое понятие/категорию в буквальном смысле ее значения в контексте марксистско-ленинской революционной теории, как обозначающую:
Возможно,
некоторые зададутся вопросом: зачем сегодня нам нужно вспоминать события, произошедшие
пятьдесят лет назад, в мае 1968 года. Конечно, мы делаем это не из-за
ностальгии. К счастью для нас, в отличие от некоторых мероприятий,организованных партией СИРИЗА и представителями
оппортунистического течения, в сегодняшнем мероприятии КМГ участвуют в
основном молодёжь, студенты, а не только люди среднего возраста, помнящие
события, которые им довелось пережить, или связанные с ними дискуссии, проводившиеся
в последующие десятилетия на некоторых форумах.
Сегодня
мы вспоминаем май 1968 года для того, чтобы разоблачить не только мифы
буржуазной пропаганды, стремящиеся скрыть реальность, но и мифы, отрицающие
ведущую роль рабочего класса, Всеобщей конфедерации труда (CGT) и Французской
коммунистической партии (ФКП) в борьбе, а также возлагающие исключительно на
них политическую ответственность за быстрое ослабление народного движения.
Чтобы рассеять буржуазные мифы, которые настойчиво представляют видных
антикоммунистов-авантюристов, таких, как Кон-Бендит, настоящими
революционерами, а майские события – как простое студенческое восстание.
Фрагменты последнего заключительного раздела книги В.А. Сапрыкина «Империализм и оппортунизм: классовые противники или союзники. Популярные публицистические заметки»
«…
Побольше недоверия к парадным выступлениям, побольше мужества глядеть прямо в
лицо серьезным политическим реальностям!»
В.И.
Ленин. Вопрос об объединении интернационалистов.
Полн. собр. соч. Т. 26. С. 191.
«Болтать
о диалектике и марксизме и не уметь соединить необходимое (если оно на время
необходимо) подчинение большинству с революционной работой при всяких условиях
есть издевательство над рабочими, насмешка над социализмом».
В.И. Ленин. Русские Зюдекумы. Полн. собр. соч. Т. 26. С. 123.
В
октябре 2012 года в жизни КПРФ случилось знаковое событие – XIV пленум её ЦК
рассмотрел "Актуальные вопросы совершенствования идейно-теоретической
работы партии" в изложении Зюганова.
Никогда ранее идейная жизнь партии не представлялась столь объёмно. Значение
события раскрыл на состоявшейся сразу после пленума пресс-конференции И.И.
Мельников, зам. председателя ЦК КПРФ. "Текст этого доклада, – сказал он, –
в чем-то является своего рода мастер-классом для разъяснения, как применять
диалектико-материалистический метод к явлениям современной политики и
экономики".
При
обсуждении сложных проблем коммунистического и рабочего движения, и особенно
проблем стратегии коммунистических партий и политики союзов, возникают
различные подходы и разногласия, поэтому необходимо повышать
идейно-политический уровень обсуждения. Следует приводить аргументы и сверять
различные позиции с действительностью, в которой мы живём, основываться на
марксистско-ленинских принципах и на опыте коммунистического и рабочего движения.
Этот
путь позволит избежать взаимных оскорблений, беседа и спор помогут сделать
правильные выводы, усилить положительные моменты стратегии и тактики
коммунистических партий, избежать ошибочных позиций или исправить их.
Выступления
представителя Коммунистической партии Греции на неформальной встрече
коммунистических партий на тему: «Проблемы и перспективы международного
коммунистического движения», организованнойКоммунистической партией Российской Федерации (КПРФ)
От
редакции: 15 и 16 декабря 2012
г. в Москве состоялся семинар, организованный Коммунистической
партией Российской Федерации на тему: «Международное коммунистическое движение
сегодня и завтра». В семинаре участвовали: КП Бразилии, КП Вьетнама, КП Греции,
КП Индии, КП Индии (марксистская), КП Китая, КП Кубы, Ливанская КП, Португальская
КП, КПРФ, КП Чехии и Моравии, КП Украины.
Компартию Греции
представлял Элисеос Вагенас, член ЦК и Заведующий отделом международных
отношений ЦК КПГ, ниже публикуется его выступление. на семинаре, мы выражаем
полную солидарность с оценками и позициями греческих товарищей. Вполне очевиден
и тот факт, что противоположные позиции в нынешнем коммунистическом движении по
ряду важных вопросов, в подходах к ним различных партий, отмеченные товарищами
из КПГ, относятся как раз и к КПРФ, и к их союзникам и единомышленникам
Комментарии к
статье в «Правде»
«Наследники "Манифеста
Коммунистической партии”»
Элисеос
Вагенас
Дорогой
Ленина или Горбачева?
Недавно газета «Правда» опубликовала статью «Наследники
"Манифеста Коммунистической партии”» об организованной КПРФ 15-16 декабря 2012
года в Москве неформальной встрече представителей 12 коммунистических партий, в
которой критически прошлась по выступлению представителя Коммунистической
партии Греции (КПГ), приписав ему "недиалектичность”, "волюнтаризм” и "догматизм”.
Редакция журнала обратились к Элисеосу Вагенасу,
члену ЦК КПГ и Заведующему отделом международных отношений ЦК, который
представлял КПГ на встрече, попросив его прокомментировать эти обвинения.
До участников этой встречи КПГ донесла свои позиции –
основанные на марксистско-ленинском мировоззрении, опробованные и
подтвержденные жизнью. Они для авторов статьи – "недиалектичны”, пронизаны "волюнтаризмом”
и ”догматизмом”. Мы ответим на эти обвинения поучительным историческим примером.
В 1968 году КПГ претерпела раскол. Из партии вышли кадры, подверженные влиянию
"еврокоммунизма”. Они выдвинули партии ряд обвинений в "догматизме”, в
нежелании ”обновить” себя и свою теорию. В 1990 году из КПГ вышли приверженцы
Горбачёва, тоже осудив партию за ”догматизм”. Но где же эти силы сегодня? На
протяжении многих лет они работали в одной оппортунистической структуре, а несколько
лет назад раскололись. Сегодня одна часть под названием ”Демократические левые”
участвует в правительстве вместе с буржуазными политиками (правой и
социал-демократической партиями), а другая под названием ”Коалиция радикальных
левых” (СИРИЗА) тоже стремиться участвовать в капиталистическом правительстве,
чтобы «гуманизировать» капитализм, и ставит себе в пример американского
президента Обаму и его деятельность! Как вы уже поняли, ни одна из этих сил не
сохранила ничего коммунистического. Это подтверждают даже их названия.
"Всем известно также, что
именно пролетарские тенденции движения выражает ортодоксальная, а демократически-интеллигентские
– оппортунистическая социал-демократия".
В.И. Ленин. (ПСС, т. 8, стр. 367)
Вступление
Недавний
XIII Съезд КПРФ (ноябрь 2008
г.) принял новую редакцию Программы партии и, надо
сказать, по этому поводу товарищи сумели поднять изрядный пропагандистско-информационный
шум как в политическом пространстве России, так и в международном масштабе.
Иван
Мельников, первый заместитель Председателя ЦК КПРФ Зюганова, выступавший на
Съезде с докладом по Программе, заявил очень весомо: "Наша Программа
– ... мощнейший по своему содержательному заряду, современный политический документ
с колоссальным потенциалом". А газета "Правда" в
передовице характеризует документ не иначе как "Программа, устремлённая
в социализм". При этом особо подчёркивается, что принятие этого
документа имеет широкое международное значение, является существенным вкладом в
развитие марксистской теории и смотрит далеко в будущее.
Ленинские принципы
критики оппортунизма и ревизионизма как необходимой составляющей борьбы
коммунистов с империализмом
В. А.Тюлькин
Порой
в коммунистическом движении наблюдаются прямо-таки детские настроения и подходы в отношениях между собой. Речь
идет не о болезни левизны, а скорее о желании не видеть и не слышать
нежелаемое. Недавно я читал с внучкой замечательную сказку Николая Носова
«Незнайка в Цветочном городе». В ней Незнайка решил стать художником. Когда все уснули, он взял краски и принялся
всех рисовать. Пончика нарисовал таким толстым, что он даже не поместился на
портрете. Торопыжку нарисовал на тоненьких ножках, а сзади зачем-то пририсовал
ему собачий хвост. Охотника Пульку изобразил верхом на Бульке. Доктору
Пилюлькину вместо носа нарисовал градусник. Знайке неизвестно для чего
нарисовал ослиные уши. Словом, всех изобразил в смешном и нелепом виде. По
взрослому говоря, нарисовал шаржи. К утру он развесил эти портреты на стенах и
сделал под ними надписи, так что получилась целая выставка. Первый проснулся
доктор Пилюлькин. Он увидел на стене портреты и стал смеяться. Они ему так понравились,
что он даже нацепил на нос пенсне и стал рассматривать портреты очень
внимательно. Он подходил к каждому портрету и долго смеялся. – Молодец,
Незнайка! – говорил доктор Пилюлькин. – Никогда в жизни я так не смеялся!
Наконец он остановился возле своего портрета и строго спросил: – А это кто?
Неужели это я? Нет, это не я. Это очень плохой портрет. Ты лучше сними его. Всем
нравились шаржи на других, но как только узнавали себя, то требовали убрать
портрет.
Мы в России уже
как-то попривыкли к творениям плодовитого председателя КПРФ товарища. Зюганова.
Уже никого не удивляют его претензии на роль теоретика марксизма, хотя его
работы не просто сомнительны по содержанию, а с точки зрения действительного
марксизма давно определены как берущие начало в оппортунизме и вполне
переросшие в явный ревизионизм и ренегатство.
На этот раз Зюганов
выдал на-гора статью в газете ”Правда” (от 2–3 октября 2012 г .№107) под названием:
”Пройдёт
ли Россия через зону бурь и штормов?”. В этом новом опусе председатель
КПРФ излагает свою точку зрения на очередной глубочайший мировой экономический
кризис капитализма и рассматривает перспективы современной России противостоять
оному. Набор аргументов и выводы из приведённого анализа имеют мало общего с
теорией коммунизма и новизной не отличаются. В принципе, на это творение можно
было бы и не отвечать, если бы не некоторые особые обстоятельства. Во-первых,
эта статья вышла в свет именно 3 октября, то есть в годовщину танкового расстрела
Ельциным Верховного Совета России в 1993 г. Во-вторых, эта статья появилась
накануне XIV Международной встречи
Коммунистических и рабочих партий, которая должна состояться в Бейруте 23–25
ноября этого года и будет рассматривать именно вопросы работы коммунистов в
условиях кризиса капитализма. КПРФ, вероятно, рассчитывая одарить мировое коммунистическое
движение своими теоретическими изысками, разослала данную статью на английском
и испанском языках во все партии, приглашённые для участия в Форуме. И
поскольку многие отряды коммунистов все еще ошибочно воспринимают КПРФ как
некую преемницу КПСС периода подъёма социалистического строительства, то её
отрицательное влияние может быть весьма существенно. На самом деле Зюганов со
товарищи в действительности если и являются преемниками КПСС, то КПСС
переродившейся, хрущевско-горбачёвского образца.
К
читателям – коммунистам Процесс пошёл уже давно. Шёл он, шёл – и пришёл к
логическому завершению. Давайте, товарищи коммунисты, попристальнее разглядим,
каковы же основные принципы, которыми должны руководствоваться сегодня
дисциплинированные члены КПРФ (поскольку эти принципы многократно
провозглашались руководителем КПРФ Г.А. Зюгановым).
Итак,
по порядку. Принцип первый: "Мы не делим общество на красных и
белых". Не будем сейчас вдаваться в тонкости соотношения субъективного и
объективного – это к вопросу, мы ли делим общество или оно, под воздействием
экономических реалий последних лет, под воздействием политики капитализаторов,
объективно и вполне отчётливо разделилось на эксплуататоров и эксплуатируемых.
Ясно, что суть этого принципа – в отказе от классовой борьбы и – шире – от
классового подхода, этой сердцевины марксизма. Отсюда и неизбежное,
естественное следствие – отказ от борьбы за диктатуру пролетариата. Не
верите? Проштудируйте Программу КПРФ. Там нет не только упоминания о
необходимости диктатуры пролетариата, нет даже слов таких. Впрочем, там нет и
ни слова вообще о классовой борьбе. Более того, одна из программных задач этой
партии гласит: «Обеспечить гражданский мир в обществе». Какая уж тут
борьба…
Уже
не первый год КПРФ сотрясают внутренние конфликты. Они могут иметь самые разные
причины – как идеологического, так и личного свойства (например, немалую роль
играет элементарное соперничество между руководителями). Некоммунистический, социал-реформистский
характер этой партии известен марксистам уже давно, и к настоящему времени
угасли все надежды на то, что в КПРФ есть какие-то здоровые, марксистские
кадры. Напротив, в последний период в КПРФ возобладали откровенно реакционные,
черносотенные силы. Одним из главных проводников данного влияния стал председатель
Центральной контрольно-ревизионной комиссии КПРФ В.С. Никитин.
"Большой проект”
Г.А. Зюганова
с точки зрения марксиста
(О "Манифесте НПСР”)
В.А.Вазюлин
То, что знакомо, не значит, что оно познано
Многие
коммунисты не считают Г.А. Зюганова коммунистом, полагают, что он
социал-демократ или, быть может, кто-то еще. Чтобы действительно разобраться в
этом вопросе, необходимо подойти к нему не с точки зрения обыденного сознания и
эмоций, а подвергнуть взгляды лидера КПРФ и НПСР теоретическому анализу. В предлагаемой вниманию читателя статье мы
попытаемся именно так рассмотреть "Большой проект”, представленный Г.А.
Зюгановым в "Манифесте НПСР”.
Стратегия
подлинно коммунистического движения необходимо предполагает вполне определенную
теорию и метод. Если нет марксистской теории и метода, то не может быть ни
подлинно коммунистической стратегии, ни подлинно коммунистического движения.
Марксизм
как мировоззрение, теория и метод по самой своей сути есть развивающееся
образование. Застывший, догматизированный марксизм – это уже не марксизм, а
нечто противоположное ему, противоположная ему идеология,
по букве марксистская, а по духу антимарксистская.
Соответственно
развивается и конечная, стратегическая цель подлинно коммунистического
движения. Оставаясь в общем той же самой, она уточняется, конкретизируется,
развиваются ее содержание и форма, ее обоснование и т.д.
Мы твердо помним, что от нас
ожидается какое-то «новое слово», а для того, чтоб оно сказалось, мы не
полагаем никаких других условий, кроме чистоты сердца и не вполне поврежденного
ума.
М.Е.
Салтыков-Щедрин. «Господа ташкентцы»
«Ташкентцы», по
определению классика, имя на Руси собирательное. «Ташкентец» – это
просветитель. Просветитель вообще; просветитель на всяком месте и во что бы то
ни стало; и притом просветитель, свободный от наук». Он взрастает на почве
«упований и прозрений» и делается на ней «смел до дерзости, необуздан до
самозабвения». Он издавна существует в отчизне в виде, так сказать, социальной
эпизоотии и становится особенно многочислен и опасен в эпохи переходные, полные
людей отчаявшихся и махнувших на все рукой. Способность с пустом в пусто лезть
есть способ его существования и причина живучести.
В октябре минувшего
2012 года, председатель ЦКРК КПРФ и создатель, наряду с Г.А. Зюгановым народно-патриотического
одиозного движения «Русский лад», В.С. Никитин пополнил «теоретическую сокровищницу»
партии очередным опусом под претенциозным названием: «Навстречу Пленуму ЦК
КПРФ: От творческого развития марксизма к обновленному социализму XXI века» (см
http://kprf.ru/party_live/111525.html) В нем автор беспардонно исказил
марксизм, не остановившись даже перед его самой грубой фальсификацией. И,
несмотря на то, что подобных писаний бесчисленное множество вышло из под пера
Председателя партии Зюганова и его приспешников, тем ни менее имеет смысл разобрать
эту статью Никитина подробно, так как в ней автор не просто в очередной раз нес
антикоммунистическую околесицу, а остановился на теоретических вопросах с
претензией на «творческое развитие марксизма». С нашей точки зрения, пройти
мимо этой ревизионистской атаки на марксизм со стороны дремучего антимарксиста,
недопустимо. В нашей критической статье мы постараемся дать отпор попыткам
Никитина извратить марксистскую теорию и сталинский вклад в нее, наиболее
характерных для руководства КПРФ.
Ни в склад, ни в
"Лад"… К созданию движения "Русский
Лад"
И.Л. Ферберов
С
большим интересом прочитал сообщение о создании Всероссийского созидательного
движения «Русский Лад». Так-то вроде ничего особо нового. Необычно только одно
– это дело инициировал и руководит им человек, называющий себя коммунистом. Да
ещё не рядовым. Он – целый Председатель Центральной контрольно-ревизионной
комиссии КПРФ, т.е. человек, обязанный обеспечивать чистоту идейно-политической
линии партии. Если это – партия коммунистическая, то, соответственно, эта линия
должна быть марксистско-ленинской. Давайте же посмотрим, как эта линия соответствует
целям и задачам нового движения.
Далее
цитаты из сообщения, подписанного тем самым человеком - В.С. Никитиным,
приводятся курсивом.
Президент
России Д.А. Медведев 17 января встретился с руководством обеих палат Федерального
Собрания, лидерами фракций парламентских партий и поручил парламенту активно
включиться в решение межнациональных проблем. Президент признал, что
"русские являются самым большим народом нашей страны, русский язык
является государственным, Русская православная церковь является крупнейшей
конфессией страны и нужно развивать самые лучшие черты русского характера,
потому что именно они создали нашу страну и сделали её сильной".
Правда
России" опубликовала статью В. Сибирякова под названием "О
политическом "ребячестве" и воинствующем невежестве". Интересные
шутки шутит иногда жизнь. Вот и в этом случае название статьи полностью
характеризует позицию самого автора – политического младенчества и
глубокомысленного невежества тут выше головы. И статья вредна уже поэтому. Хотя
не только и не столько поэтому, о чем будет еще сказано в конце. Однако,
особенно недопустимой и недостойной для человека, считающего себя коммунистом,
является попытка В. Сибирякова не просто оправдать нынешнюю думскую политику
КПРФ и ее фракции в Думе, а оправдать ее ссылками на работы и авторитет Ленина.
Причем,
похоже, невысокого мнения Сибиряков о своих читателях. Потому что, рекомендуя
им прочесть главу VII "Участвовать ли в буржуазных парламентах?"
ленинской книги "Детская болезнь "левизны" в коммунизме",
этот "марксист-ленинец" в кавычках явно рассчитывает на то, что вряд
ли найдутся желающие последовать его совету. Увы, резон в подобной уверенности
есть, ибо слишком многие учили диалектику не по Гегелю и Ленина – не по 5-му
изданию Полного собрания сочинений (ПСС), а по вузовским конспектам приятеля.
Но
прежде чем сказать о возможности или невозможности такого правительства, нужно
остановиться на понятии «народ». В обычном смысле народ – это население
государства. А этот народ весьма неоднороден по своим жизненным интересам. С
одной стороны, это буржуазия (крупная, средняя и мелкая), стремящаяся к
сохранению своего господства, ее обслуга, с которой буржуазия делится. На
страже интересов буржуазии стоит ее государство (чиновничество, включая
президента, армия, МВД, суды, прокуратура и т.п.) А с другой стороны,
абсолютное большинство народа, те, кто своим трудом создает общественное
богатство. Но в силу эксплуататорской сущности капитализма они получают за свой
труд лишь минимум, необходимый для сохранения жизни, а при безработице –
мизерное пособие в лучшем случае.
В
связи с этим вопрос: можно ли создать «правительство народного доверия»,
которое бы отвечало интересам обеих сторон?
Буржуазия
говорит, что ее правительство (составная часть ее государства) является именно
таким правительством, что оно работает на благо всего народа, поскольку
назначается «всенародным» президентом. Действующая буржуазная конституция для
тружеников предлагает только обещания и ничего не гарантирует. Эти обещания
выполняются лишь в такой мере, которая позволяет снижать недовольство наемных
работников ущемлением даже их мизерных прав буржуазией. А вот буржуазии
конституция гарантирует безусловную защиту ее собственности на присвоенное общественное
производство и природные ресурсы, гарантирует всей мощью буржуазного
государства.
В буржуазных выборах главный метод во все времена,
упрощённо говоря, сводился к тому, чтобы построить коридор из нескольких
альтернатив: двух, трёх, иногда – более. Эти альтернативы выполняют роль
своеобразных стенок коридора, который ведёт к общей классовой цели
альтернативщиков. Внимание избирателей гоняют от стенки к стенке, могут загнать
под потолок, или нагнуть к плинтусу, но никогда не выпустят за пределы
коридора. Так в свое время избиратель крутил головой «за Ельцина или за Горбачева,
за Горбачева или за Ельцина», потом выбирали по какой модели приватизировать
предприятие – «по первой или по второй». Как не выбирай, получишь капитализм с
делением людей на господ собственников и наемных работников.
Сегодня общая цель «альтернативных» участников выборов
президента России, т.е. кандидатов в президенты – сохранение буржуазной
политэкономической формации. Отсюда вытекает общность основных лозунгов наших кандидатов: