В августе 1914 года капиталистический мир был взорван. Началась 1-я мировая империалистическая война.
Убийство 28 июня 1914 г. в Сараево Эрцгерцога Фердинанда-наследника австро-венгерского престола – явилось лишь тем внешним поводом, той искрой, которая зажгла Европу, бывшую по характеристике Ленина (данной им еще задолго до войны), бочкой с порохом.
Капиталистический мир к 1914 году представлял собой клубок империалистических противоречий, в котором узловыми были противоречия между группировками Германии, Австро-Венгрии, с одной стороны и Англии, России и Франции (стран Тройственного Согласия) – с другой.
В одной журнальной статье сказать можно очень немногое. Эта оговорка нужна здесь потому, что дальше речь пойдет о величинах поистине всемирно-исторических, таких обобщениях, которые требуют более подробной и всесторонней аргументации. Пусть не посетует читатель, если у него возникнет недоумение в связи с каким-либо из положений, недосказанностью, нехваткой какого-то звена анализа. Исправить это – дело ума и рук человеческих. Для автора сейчас более важна сама постановка проблемы и общий взгляд на гору, куда Сизифу опять катить свой камень...
В годы перестройки в связи с задачей восстановления ленинской концепции социализма заговорили также об изменении его сущности. При этом использовалась ссылка на следующее место «Философских тетрадей»: «В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов: не только явления преходящи, подвижны, текучи, отделены лишь условными гранями, но и сущности вещей также». Поскольку доказательной конкретизации данного тезиса применительно к теории социалистического общества не последовало, то по этому поводу среди обществоведов было немало взволнованных пересудов. Появились также интерпретации сущности социализма, фактически проповедовавшие отказ от него.
«Нельзя говорить об Энгельсе, не говоря о Марксе. Нельзя говорить о них обоих, не посвятив хотя бы несколько слов их дружбе».
(Франц Меринг)
28 ноября 2020 г. исполнилось 200 лет со дня рождения Фридриха Энгельса – единомышленника, соратника и самого близкого друга Маркса, одного из создателей марксизма, революционера, мыслителя, публициста, теоретика и организатора международного рабочего движения. На протяжении сорока лет Энгельс в духовном единстве с Марксом разрабатывал научную теорию социализма, организовывал и просвещал передовые пролетарские массы. После смерти Маркса в международном рабочем движении Энгельс занял место своего великого друга. «Энгельс был самым замечательным ученым и учителем современного пролетариата во всем цивилизованном мире», – написал В.И. Ленин в своей статье-некрологе «Фридрих Энгельс»[4].
Знаю, многим она не мила, Трижды проклята и распята, Но выходит вновь из могилы Диктатура пролетариата… Из песни Н. Прилепского на стихи Новикова
1.
Диктатура пролетариата – тема важнейшая. Старшее поколение советских людей ещё со школьной скамьи помнит, что она – показатель коммунистичности человека: грубо говоря, признаёшь необходимость диктатуры пролетариата на первой фазе коммунистической формации – марксист, не признаёшь – оппортунист. Сам термин «диктатура пролетариата» впервые появился, как известно, в 1850 г., в работе К. Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.»: «…Тогда на место требований, к удовлетворению которых пролетариат хотел принудить февральскую республику, требований чрезмерных по форме, но мелочных и даже всё ещё буржуазных по существу, выступил смелый революционный боевой лозунг:Низвержение буржуазии! Диктатура рабочего класса!». Затем, в письме к И. Вейдемейеру 5 марта 1852 г., Маркс пишет: «То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет кдиктатуре пролетариата,3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожениювсяких классови кобществу без классов». В «Критике Готской программы» 1875 года дан следующий вывод: «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата».
Как бы нам половчее «перескочить» к новой программе... Г.В. Плеханов
I.
Действующая Программа КПСС, принятая на XXII съезде КПСС, несомненно явилась важным марксистско-ленинским документом, в котором дана оценка международной и внутренней обстановки, намечены пути совершенствования социалистического общества, освободительной борьбы трудящихся всего мира. В Программе были отражены определенный этап общественного развития, степень понимания стоящих задач. В то же время Программа не избежала отклонения от одного важного методологического требования, выдвинутого Лениным еще накануне VIІІ съезда партии: «Надо сказать то, что есть: программа должна заключить абсолютно непререкаемое, фактически установленное, только тогда она – программа марксистская»[2].
Когда обвиняют современный пролетариат (ядром которого является промышленный рабочий класс) в том, что он не является классом, что он не хочет подниматься на борьбу, то при этом недостаточно учитывают тот факт, что этому пролетариату фактически не предлагают такие цели борьбы, которые уже не были бы дискредитированы в прошлом, в том числе и его собственными поражениями, и разложением в этих поражениях как самого класса, так и его политических партий.
История Коммунистического Интернационала, и особенно роль Ленина, партии большевиков в подготовке, основанного на практической деятельности, этой всемирной революционной организации была всегда и остается поныне объектом огромного идеологического противоборства.
Карл Маркс, Фридрих Энгельс и В.И. Ленин во всех своих произведениях и на всех этапах политической деятельности мыслили революционный переход от предыстории человечества к подлинной человеческой истории, – как всемирный. При этом не исключалась, а предполагалась возможность возникновения начальных форм нового общества в нескольких или даже в одной стране. Как говорил К. Маркс, пролетариат должен сначала победить буржуазию прежде всего в национальных границах. Этот вывод был глубоко обоснован и развит В.И. Лениным, но уже как закономерность возможности победы социализма в эпоху империализма первоначально в нескольких или даже в одной стране и невозможность его победы одновременно в большинстве или во всех странах.
Коминтерн создавался с самого начала именно как штаб мировой социалистической революции, как инструмент организации и проведения восстаний пролетариата в разных странах земного шара. Сама Великая Октябрьская Социалистическая Революция считалась прологом и началом мировой пролетарской. Судьба русской революции напрямую связывалась тогда с победой революции в западных странах, а затем и на Востоке.
«Коммунистический Интернационал ставит себе целью: борьбу всеми средствами, даже с оружием в руках, за низвержение международной буржуазии», – говорилось в Уставе Коминтерна, принятом его II конгрессом в августе 1920 г. Для ведения такой борьбы требовалась соответствующая организация. «По существу дела Коммунистический Интернационал должен действительно и фактически представлять собой единую всемирную коммунистическую партию, отдельными секциями которой являются партии, действующие в каждой стране».
«Социальная революция … может черпать свою поэзию только из будущего, а не из прошлого».
К. Маркс. 18 брюмера Луи Бонапарта
100-летие создания Коммунистического Интернационала дает прекрасную возможность для глубокого переосмысления исторического опыта революционной борьбы за уничтожение капиталистической системы господства и эксплуатации, а также для лучшего понимания современных целей и задач этой борьбы.
Главный вопрос, ответ на который нужно получить в результате такого более глубокого понимания – почему марксизм создал такую организационную форму борьбы с капитализмом как Интернационал, и почему современное коммунистическое и рабочее движение, ставящее перед собой цель уничтожения капиталистического способа производства, не имеет такой организационной формы?
18 декабря 2020 года в газете "ПРАВДА" – Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ) была опубликована статья российского журналиста и философа Виктора Трушкова под названием «Переоценили свои силы, когда создавали Коминтерн?» о создании и деятельности Коммунистического Интернационала.
Ссылаясь на дневниковую запись коммунистического лидера Георгия Димитрова, автор отмечает, что эта фраза принадлежит Иосифу Сталину, а автор лишь перевёл её из утвердительной в вопросительную форму. В статье даётся краткий обзор важных решений Коммунистического Интернационала, в том числе прославляется ориентация на создание народных фронтов, а также делается попытка оправдать решение о самороспуске Коммунистического Интернационала. В качестве оправдания приводится основной аргумент о том, что «невозможно руководить рабочим движением всех стран мира из одного международного центра». В то же время даётся положительная оценка созданию Коминформбюро для обмена информацией между компартиями, а также высказывается мнение о том, что ни Совещания коммунистических и рабочих партий, собиравшиеся до конца 1980-х годов по инициативе КПСС, ни ежегодные Встречи коммунистических и рабочих партий, инициатором которых была Коммунистическая партия Греции, не смогли восполнить этот информационный пробел.
Одним
из самых заметных событий 2018 года стал 200-летний юбилей Карла Маркса. Юбилей
Маркса широко отмечался в мире, хотя, к сожалению, обращение международной и
российской общественности в ЮНЕСКО с предложением официально объявить 2018 год
«годом Маркса» не было поддержано. Во многих странах прошли научные симпозиумы,
конференции, круглые столы, посвященные Марксу. Опубликовано множество статей,
книг, приуроченных к юбилею, изданы новые биографии Маркса. Специальный приз Берлинского
кинофестиваля получил франко-бельгийский сериал «Молодой Маркс» режиссера
Р. Пека, положительно представляющий личность молодого гения. В Евросоюзе
выпустили символическую купюру «0 евро» с портретом Маркса. Лондонская
«Гардиан» объявила конкурс шаржей на Маркса, чтобы «…вновь обратиться к идеям
Маркса и Энгельса в свете сегодняшнего кризиса капитализма как модели
глобального развития». В родном городе Маркса Трире с 5 мая по 21 октября 2018 г. проходила масштабная
международная выставка «Карл Маркс 1818–2018. Жизнь. Дело. Время», подготовку которой
курировал лично президент ФРГ Франк-Вальтер Штанмайер и которую за полгода
посетило почти 95 тысяч человек, в том числе значительное число иностранных
туристов. В центре г. Трира установлен памятник знаменитому «жителю Рейнской
провинции».