Карл Маркс и предшественники: от диктатуры трудящихся к диктатуре
пролетариата (4)
В. Басистова, Г. Алёхин
Часто 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4.
О поражении восстаний,
о казни депутатов «вершины» и санкюлотов – вожаков инсургентов – Бабёф узнал в аррасской
тюрьме. Там же, заметим, узнал он и о том, что от голода умерла его маленькая дочь...
Этот страшный двойной удар мог бы сломить любого, но Бабёф, при всей его гуманности
и «чувствительности», обладал несокрушимой душевной стойкостью: он не позволил себе
тратить силы на горе, когда надо спасать революцию. Хочется в этой связи привести
замечательные строки, адресованные им Фуше
(которого Бабёф тогда считал единомышленником)
в связи с «катастрофой 12 жерминаля». Бабёф пишет: нам необходимо «обменяться с тобой мыслями относительно недавно
проигранного нами крупного сражения. Это бедствие может оказаться непоправимым.
И ты, и я, да и все патриоты не должны закрывать глаза на то, что нам следует опасаться
его последствий. Значит ли это, что мы должны впасть в уныние? Нет! Именно перед
лицом великих опасностей раскрываются гений и мужество...». На очереди была разработка идеи восстания в новых условиях – от первоначального
варианта «плебейской Вандеи» (расширяющегося очага партизанской войны в провинции)
до окончательного – плана создания в центре, Париже, конспиративной революционной
организации. На очереди было завершение теории построения будущего бесклассового
коммунистического общества как «общества совершенного равенства». Как выше было
сказано, это общество, по крайней мере в переходный период, отнюдь не блистает политической
демократией, напротив, в нем с предельной полнотой воплощены принципы революционной
диктатуры. И хотя знаменитый «Декрет об управлении» (очень суровый документ, позднее
шокировавший А.И. Герцена, который в целом относился к Бабёфу с большим уважением)
был написан весной следующего, 1796г., к пониманию необходимости жёсткой революционной
власти Бабёф пришел уже в период своего тюремного заключения весной и летом 1795
г. Тогда же он по-новому оценил и значение якобинской диктатуры, о чем свидетельствует
выпущенный им сразу после освобождения по амнистии № 34 «Трибуна народа», где контрреволюционный
переворот 9-го термидора назван «катастрофой» («революция шла вперёд до 9 термидора и… с тех пор она начала отступать»), а вожди якобинского правительства
характеризуются как люди, «которые чрезвычайно
возвышались над другими обширностью своих знаний и своим человеколюбием», как
«архитекторы здания всеобщего счастья» и т.п. Возможно, такая восторженная
оценка была дана не без влияния новых друзей, с которыми Бабёф познакомился в тюрьмах
– Ф. Буонарроти, Ш. Жермена и других бывших робеспьеристов, будущих активных участников
«заговора равных»; однако решающие выводы он сделал еще до встречи с ними – к этому
подвела сама жизнь. Позднее «равные» не раз отзывались о Робеспьере и Сен-Жюсте с большой похвалой, даже несколько идеализировали
их, приписывая якобинцам собственные взгляды и намерения. Но что особенно важно,
Бабёф расценивал теперь якобинскую диктатуру как эпоху подлинной демократии, защищавшей
жизненно важные права большинства трудящихся – права на хлеб, работу, образование,
в отличие от формальной буржуазной демократии, обслуживающей только богатых. Сохранился
замечательный документ – письмо Бабёфа соратнику по заговору, эбертисту Бодсону,
который не мог простить Робеспьеру гибели Эбера, Шометта и других левых якобинцев.
Вот несколько цитат из него: «Ныне я чистосердечно
признаю, что упрекаю себя в том, что некогда чернил и революционное правительство,
и Робеспьера, и Сен-Жюста, и других. Я полагаю, что эти люди сами по себе стоили
больше, чем все остальные революционеры, вместе взятые, и что их диктаторское правление
было дьявольски хорошо задумано. (...) Я не вхожу в рассмотрение того, были ли невинны
Эбер и Шометт. Если это так и было, все равно я оправдываю Робеспьера. (...) Спасенью
25 млн. человек нельзя противопоставлять заботу о нескольких сомнительных личностях.
(...) Будь то плуты, или дураки, или самонадеянные, алчущие славы люди, все равно,
тем хуже для них. Зачем они стоят поперек дороги? Робеспьер понимал все это, и отчасти
это и вызывает мое восхищение. Потому-то я и вижу в нем гения, носителя подлинно
спасительных идей. Правда, осуществление этих идей могло смести и нас с тобой. Но
какое это имеет значение, если бы результатом было всеобщее счастье?». И далее,
отмечая, что в отличие от эбертистов, которые были сугубо парижским явлением, «Робеспьеризм... распространен по всей республике,
среди всех разумных проницательных людей и, естественно, во всем народе. Причина
тому простая; робеспьеризм – это демократия, и эти два слова совершенно тождественны;
стало быть, восстанавливая робеспьеризм, вы уверены в том, что восстанавливаете
демократию». Письмо Бодсону было написано 28 февраля 1796 года. Впереди у Бабёфа было
ровно 15 месяцев жизни – самый героический и самый тяжелый ее отрезок. Напряжённейшая,
на пределе сил человеческих деятельность вождя «заговора равных», его главного теоретика
и организатора. Потом внезапный арест, крушение главного дела жизни, страшная опасность,
нависшая над многими десятками товарищей. Истерическая травля в прессе, трусливое
молчание оставшихся на свободе друзей, угрюмое равнодушие народа. Жестокий, мучительный
путь из Парижа в Вандом, где должно было состояться судилище: заговорщиков везли
туда в железных клетках, выставив их, как диких зверей, на потеху толпы (какой штрих
к портрету буржуазной демократии!). И – суд. Отчаянная борьба за честь своего дела,
за жизни товарищей. Если бы мог Бабёф, как он первоначально намеревался, признать
существование заговора и отстаивать его справедливость! Но в этом случае тридцать
человек были бы обречены на смертную казнь, еще больше – на медленную гибель в ссылке.
Если бы он мог хотя бы, как стоик Дарте, хранить на суде гордое молчание... Но и
на это Бабёф не имел права: он был центральной фигурой процесса, и судьба соратников
целиком зависела от его показаний... Он должен был, вопреки доносу осведомленного
предателя и груде захваченных полицией документов, отрицать существование заговора,
спасти товарищей и в то же время обличить преступления буржуазного правительства
против народа, доказать справедливость своих идей, продемонстрировать во всей ее
красе лучезарную цель – общество подлинного равенства и всеобщего счастья... Что же касается его
собственной участи, то Бабёф понимал: лично для него смертный приговор практически
неизбежен. И ужас обреченности многократно усиливали мысли о жестокой судьбе тех,
кого он любил больше, чем самого себя: жены и детей. У них впереди, кроме страшного
горя, была еще и беспросветная нищета... Впрочем, из-за политической деятельности
их мужа и отца они все годы революции жили в крайней нужде, а в период Вандомского
процесса положение стало совсем отчаянным. Бабёф, чтобы их подкормить, отдавал жене
большую часть своего тюремного пайка, и голодание вскоре сказалось на его физическом
здоровье. Но душевные силы вождя «равных» были неисчерпаемы: он блестяще справлялся
со своей ролью главного оппонента обвинителей, доводя их до бешенства своими логичными,
страстными и исключительно смелыми выступлениями. Что поддерживало его? Только ли
чувство долга? Нет: была еще и глубочайшая уверенность в том, что жертва принесена
не напрасно, что его трагический опыт, его теоретические открытия приблизят осуществление
мечты – помогут потомкам скорее найти путь к построению справедливого общественного
строя. Мы знаем теперь, что это предвидение оправдалось... Накануне оглашения
приговора Бабёф написал своей семье: «Добрый
вечер, друзья мои! Я готов погрузиться в вечную ночь... Не думайте, будто я сожалею
о том, что пожертвовал собой во имя самого прекрасного дела; если бы даже все мои
усилия оказались бесполезными для его осуществления, я выполнил свой долг... Приятно,
по крайней мере, умирать с такой чистой совестью, как у меня...». Все поведение Бабёфа
на суде было образцом мужества и благородства. Он одержал полную моральную победу
над своими обвинителями и совершил практически невозможное
– спас почти всех подсудимых: из 65 к ссылке приговорили лишь семерых. И двоих –
Дарте и Бабёфа – к смерти. Подобно героям Прериаля, они после вынесения приговора
попытались в зале суда покончить с собой, но их самодельные кинжалы сломались, и
оба остались живы... А потом была бесконечная
ночь в ужасных страданиях от раны: кусок стального лезвия так и остался под сердцем.
И был рассвет – утро 27 мая. «Мужество не
изменило им, и, сильные духом, они шли на казнь, как на торжество, – писал потом
Буонарроти. – Перед принятием рокового удара
Бабёф заговорил о своей любви к народу, ему он поручил свою семью...».Круг замкнулся: именно любовь к народу – к человечеству
– к людям всегда была главным побудительным мотивом деятельности Бабёфа, и если
хватило у него сил там, на кровавом эшафоте, произнести несколько последних слов
– это должны были быть слова о ней. Ради любви к людям
Бабёф создал свою революционную организацию, чтобы силой отнять власть у эксплуататоров,
и в случае победы без колебаний обрушил бы на головы паразитов железный меч диктатуры
трудящихся. Ради любви к людям пожертвовал он своей жизнью и счастьем своих близких,
не надеясь (он был убежденным атеистом) ни на какую посмертную награду. Благотворительные
деяния всех филантропов в мире, вместе взятые, меркнут перед этим подвигом воинствующего
гуманизма. Во тьме антигуманного прошлого он будет вечно сиять, словно неугасимый
маяк, освещая дорогу в будущее. Основная литература: Маркс К., Энгельс
Ф. Соч., 2 изд. - Т. 7. Маркс К., Энгельс
Ф. Избранные произведения в 3 т. - М., Политиздат, 1970. Ленин В.И. Полное
собрание соч., 5 изд. - Т. 33. Ленин В.И. Избранные
произведения в 3-х томах. - М., Политиздат, 1960. Бабёф Г. Сочинения
в 4-х томах. - М, 1975-1982. Буонарроти Ф. Заговор
во имя равенства, именуемый заговором Бабефа. - Т.1-2. - М,-Л., Изд. АН СССР, 1963. Жорес Ж. Социалистическая
история Французской революции. - М., Прогресс, 1976-1983. Далин В.М. Гракх
Бабёф накануне и во время Великой французской революции (1785-1794). - М., Изд.
АН СССР, 1963. Далин В.М. Бабеф в 1794-1795 гг. Факты и идеи; Бабеф в 1795-1797 гг. Факты
и идеи, (вступит. ст. к 3 и 4 томам Сочинений Г. Бабефа). Ревуненков В.Г. Очерки
из истории Великой французской революции. Л., изд-во Ленинградского университета,
1989. Тарле Е.В. Жерминаль
и прериаль. - М., 1957. Черткова Г.С. Гракх
Бабеф во время термидорианской реакции. - М., 1980. Чупурина М.Ю., Гракх
Бабёф и заговор «равных». - М., РОСПЭН, 2017. (работы этого автора требуют критического
подхода, т.к., несмотря на некоторую содержательность в смысле фактического материала,
они конъюнктурны и пробуржуазны). Басистова В. Гуманист
и диктатура. В журнале «Советский союз» № 2.- М., 1997. Фрагменты этой статьи использованы
во 2-й части настоящей работы. Использованы также
материалы «Французских ежегодников» советского периода и др. издания.
Письмо Фуше от 8
апреля 1795 г. Г. Бабёф, Сочинения. - Т. 3. - М. Наука, 1977. – С. 395-396.
В период революции
Фуше имел репутацию крайне левого деятеля.
Бабёф Г. Сочинения.
- Т. 3. - С. 396 .
Бабёф Г. Сочинения.
- Т. 3. - С. 433.
Например, в № 35
«Трибуна народа» (от 30 ноября 1795 г.) Бабёф писал: «Максимилиан Робеспьер, сей
человек, который будет должным образом оценен в веках, – и это будущее суждение
вправе предвосхитить мой свободный голос, – скажет вам…» (Бабёф Г. Сочинения. -
Т. 3. - С. 494) В его же газете «Просветитель народа» №1 (3 марта 1796 г.) читаем:
«Робеспьер! ты, кого твои современники, отказавшись от заблуждения (…) провозглашают
теперь мстителем за человечество; ты, кого потомство поставит в один ряд с Гракхами
и Сиднеями, – по твоему примеру я стану преследовать торжествующее преступление…»
(там же. - Т. 4. – С. 177).
Г. Бабёф, Сочинения.
- Т. 4. - М., Наука, 1982. – С. 172-172.
Бабёф. Г. Сочинения.
- Т. 4. - М., Наука, 1982. – С. 539-540.
Буонарроти Ф. «Заговор
во имя равенства…». - М.-Л., Изд. АН. СССР, 1963. - Т. 2. – С. 67.
|