Международный теоретический и общественно-политический журнал "Марксизм и современность" Официальный сайт

  
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход Официальный сайт.

 Международный теоретический
и общественно-политический
журнал
СКУ

Зарегистринрован
в Госкомпечати Украины 30.11.1994,
регистрационное
свидетельство КВ № 1089

                  

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Меню сайта
Рубрики журнала
Номера журналов
Наш опрос
Ваше отношение к марксизму
Всего ответов: 648
Объявления
[22.02.2019][Информация]
Вышел новый номер журнала за 2016-2017 гг. (0)
[02.09.2015][Информация]
Вышел из печати новый номер 1-2 (53-54) журнала "Марксизм и современность" за 2014-2015 гг (0)
[09.06.2013][Информация]
Восстание – есть правда! (1)
[03.06.2012][Информация]
В архив сайта загружены все недостающие номера журнала. (0)
[27.03.2012][Информация]
Прошла акция солидарности с рабочими Казахстана (0)
[27.03.2012][Информация]
Печальна весть: ушел из жизни Владимир Глебович Кузьмин. (2)
[04.03.2012][Информация]
встреча комсомольских организаций бывших социалистических стран (0)
Главная » Статьи » Рубрики » ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

О современных задачах пролетарской партии в подготовке революции (2)

О современных задачах
пролетарской партии
в подготовке революции

(2)

Н.В. Кубанец

Часть 1Часть 2. Часть 3.

Переход к всеобщему высшему политехническому образованию, непосредственно вместе с наукой вплетенному в материальное производство (или, скорее, превращение материального производства в научно-образовательный процесс), выступает в первую очередь как ликвидация предпосылок разделения труда на управленческий и исполнительный, то есть ликвидация монополии на власть как на профессию, тем самым и угрозы бюрократизации. Научно-техническая революция создала для этого все необходимые технические предпосылки, создав информационные сети. Научные разработки академика Глушкова позволяли начать такой переход в СССР еще в шестидесятые годы, но вместо этого, как известно, страна повернула к «капитализации социализма», завершившейся реставрацией.

Превращение культуры в ее всеобще-исторической форме в объект собственности, который необходимо производить, распределять, обменивать и потреблять, по своей природе исключает возможность частного владения, поскольку присвоение культуры возможно лишь в деятельности ее производства для других, для всего человечества по всеобщим меркам.

Превращение общественного производства (экономики) в производство общественного человека – всесторонне развитой личности каждого человека (педагогику) становится разрешением противоречий предыстории человечества и снимает противоположность общественных и индивидуальных целей жизнедеятельности. Лишь в таком переходе может быть разрешено противоречие цели и средства, поскольку общество для отдельного человека и цель (как система производства человека и его в том числе) и средство (как предпосылка и основание его собственного развития). Самое главное, такое превращение производства позволяет снять антагонизм как форму разрешения противоречий, поскольку все противоречия становятся внутренними, а значит, прекратить реализацию истории в форме войны.

Задача воспроизводства материальных условий человеческой жизни превращается из цели производства в его побочный продукт, необходимый лишь постольку, поскольку он нужен как условие для производства человеческих способностей и потребностей, и потребляться он будет лишь постольку, поскольку это потребление необходимо как предпосылка потребления человеческой сущности во всеобщих формах культуры, ставшей сутью производства. Такой поворот дает огромную экономию материальных средств в сравнении с капитализмом, в котором материальное (как и всякое иное) потребление определяется не необходимостью человека в развитии, а необходимостью Капитала в воспроизводстве. Поэтому Капитал делает уничтожение продуктов материального производства ведущей формой этого производства, во-первых, приучая потреблять и присваивать ради самого процесса присвоения во все новых и новых формах (присваивается не материальный продукт, а сама "новизна"), во-вторых, постоянно и во все больших масштабах уничтожая "излишний" продукт, поскольку он мешает возрастанию прибыли.

Поэтому, в действительности перед пролетариатом стоит задача не увеличить материальное производство, но изменить саму цель этого производства, что вполне возможно будет связано даже с его уменьшением. Само собой, понятно, что эта задача оборачивается также решением экологических проблем, и не только за счет уменьшения производственной нагрузки на природу, сколько за счет включения природы в качестве цели (стороны) воспроизводства в рамках производства всесторонне развитого человека.

Особо следует отметить, что для пролетариата в настоящее время более острой проблемой является не вопрос куска хлеба себе и своим детям (хотя бедность продолжает воспроизводиться капитализмом как непременное условие воспроизводства Капитала), а то, что его не считают полноценным человеком, поскольку и мера его полноценности также измеряется Капиталом. Зачастую и сами пролетарии считают свое пролетарское состояние временной неполноценностью, из которой они обязательно выберутся и станут "предпринимателями".

Таким образом, пролетарская революционная партия в настоящее время должна ставить перед революционным классом задачу устранения не только господства Капитала, но и господства Труда, то есть ликвидацию условий и предпосылок воспроизводства класса пролетариата в своей социальной ограниченности как класса. Все иные партии могут вести разговоры лишь о более-менее "приличных" условиях воспроизводства все новых и новых поколений пролетариев, распространяя это воспроизводство на все более широкую часть человечества. Капитализм и буржуазные партии готовят новым поколениям в лучшем случае более человеческие условия пролетарского труда. Пролетарская партия выступает за уничтожение не только наемного Труда во благо Капитала, но и за замену такого Труда образовательно-научно-производственной деятельностью по всестороннему развитию способностей КАЖДОГО человека.

Марксизм раскрыл противоречие Капитала и Труда как внутреннее противоречие самого Капитала, в котором эти противоположности выступают как противоречие постоянного и переменного капитала, а также как внутреннее противоречие Труда, в котором капитал есть овеществленный труд в противоположность живому процессу труда.

Развитие этого противоречия воплощается в нарастающем противостоянии общественного характера производства и частного характера присвоения его результатов. Капитал в своем развитии не может не обобществлять всё новые и новые виды человеческой деятельности превращая их в товар. Концентрация Капитала есть внутренняя логика его развития по превращению во всемирный «совокупный капитал». Но тем самым он всё более обобществляет и концентрирует Труд, превращая его в совокупный труд, создавая ту особую производительную силу, которую К. Маркс называл «совокупным рабочим», объединяющую в едином процессе производства сотни тысяч и миллионы рабочих рук.

Капитализм ярко проявил скрытую невещественную сущность Капитала, вырастающую из диалектики человеческой производственной деятельности. К. Маркс раскрыл эту диалектику как противоречие опредмечивания и распредмечивания. Она состоит в том, что в процессе производства человек преобразует вещество природы и воплощает свою потребность в форме предмета. В этом же процессе он формирует не только предмет, но и свою способность производить этот предмет – опредмечивает самого себя, превращаясь в «человека умелого», обладающего новой способностью к деятельности.

В потреблении человек распредмечивает воплощенную в предмете человеческую потребность, распредмечивает двояко: действуя по человеческим меркам, воплощенным в предмете и овладевая мастерством деятельности, способностью производить этот предмет. Каждое новое поколение людей застает свою человеческую сущность в виде всего предметного и орудийного богатства – воплощенную в предметах деятельность предшествующих поколений. Новое поколение становится человеческим, распредмечивая из этого предметного и орудийного мира всё богатство человеческих способностей к общественному производству и общественному потреблению.

Уже в самом простом процессе производства в результате общественного разделения труда создается возможность того, что воплощенная человеком в предмете его человеческая сущность может быть противопоставлена ему в форме отчуждения этого предмета в виде собственности иного человека.

При капитализме это противопоставление развивается в гигантскую форму противоположности овеществленного Труда – постоянного капитала и живого Труда – совокупного рабочего, которому этот, овеществленный им в производстве труд, не принадлежит. То, что принадлежит совокупному рабочему, это его человеческие способности по производству всего общественного богатства, воплощенного в капитале. Но он существенно ограничен в распредмечивании человеческих потребностей в своем потреблении им же произведенного общественного богатства. Он беден в способности к потреблению и богат в способности к производству. Но даже этот, второй вид богатства способностей не в его власти. Для своего воплощения он должен соединиться со средствами производства, а они принадлежат капиталу.

Внутри каждой из общественных противоположностей «совокупного капитала» и «совокупного труда», в непрерывном взаимодействии между ними, постоянно воспроизводится вся общественная система человеческих способностей – то действительное содержание совокупного богатства человечества, которое само по себе не имеет вещественной, предметной формы существования, но может осуществиться лишь в живом процессе деятельности в диалектике опредмечивания и распредмечивания.

При капитализме общественный труд, раскрывающий человеку всё богатство его человеческих способностей, опосредован необходимостью своего превращения в товарную форму и, следовательно, в форму Капитала, которому и принадлежит совокупный мир товаров. Капитал не позволяет, во-первых, реализоваться человеческой способности в деятельности, тому общественному труду, который не может быть превращен в товар и принести прибыль, и, во-вторых, он позволяет человеку приобщиться к общественному потреблению (и распредмечиванию в нем человеческих способностей) лишь через покупку товара. Для этого, «совокупный рабочий» в лице каждого отдельного работника сам должен стать товаром – рабочей силой, которую он может предложить в обмен на товарный мир общественного богатства.

Таким образом Труд, как процесс общественного производства человеческого богатства во всём многообразии человеческих способностей, носит опосредованно общественный характер. Он опосредован товарно-капиталистической формой своего существования. Именно по этой причине марксизм разрабатывает понимание освобождения Труда от его опосредования Капиталом как перехода к непосредственно общественному характеру общественного производства, что и является созидательной задачей социалистической революции. В этом состоит сущность того, что К. Маркс и Ф. Энгельс сформулировали в «Манифесте», как упразднение частной собственности. Классики марксизма саму частную собственность понимали, как юридическое выражение общественного разделения труда. Следовательно, упразднение господства частной собственности, по сути, означает не что иное, как ликвидацию общественного разделения труда.

В развитии капиталистического способа производства, как известно, действуют противоположные тенденции: специализации и универсализации труда. В результате универсализация человеческой деятельности (то есть универсализация человеческих способностей) в общественном производстве осуществляется таким образом, что каждый отдельный индивид, включенный в эту систему производственных отношений, утрачивает человеческую целостность и универсальность, для того, чтобы совокупная общественная деятельность становилась всё более универсальной. Общественное разделение труда развивается как его обобществление через максимальную специализацию, в которой индивид утрачивает целостность своей общественной сущности и может ее присваивать лишь в форме товара.

Разрешение этого противоречия по сути и есть преодоление общественного разделения труда и опосредованного товарными отношениями общественного характера производства. В связи с этим К. Маркс писал о необходимости замены обмена товарами или продуктами разделенного по отраслям труда, непосредственным обменом самой деятельностью.

Переход к непосредственно общественному характеру производства остается невозможным до тех пор, пока целью труда остается производство определенных продуктов труда и сохраняется его специализация. Как следствие, сохраняется прикрепление человека к тем или иным профессиям. Присвоение каждым частичным работником универсальной общественной сущности человека, в этих условиях, требует его опосредования товарными отношениями, деньгами, рынком и т.п. условиями воспроизводства капиталистических отношений, поляризующих Труд и Капитал,

Как показали первые попытки выхода за рамки капиталистических отношений в СССР и других странах, для перехода к непосредственно общественному характеру производства недостаточно перехода к плановой системе организации общественного производства и распределения. Плановость, хотя и позволяет организовать общественное производство в интересах подавляющего числа трудящихся, не устраняет общественное разделение труда. Для этого нужно, чтобы предмет общественно-производственной деятельности перестал быть частичным предметом – продуктом отдельной деятельности. То есть, необходима такая трансформация предмета общественного производства, чтобы сам он становился не частичным, отдельным, но универсальным предметом. Причем, универсальным для каждого участника общественного производства, что только и позволит сформировать каждого как универсального производителя.

Классики марксизма в «Немецкой идеологии» и в «Экономических рукописях» (Grundrisse) неоднократно говорили о том, что задачей общественного производства должно стать не производство предметов потребления, а производство человеческих способностей. По сути, это нужно понимать так, что на замену всех видов и отраслей производства должна прийти одна совокупная отрасль производства, которая должна стать непосредственным производством человека.

В капитализме производство человека также существует, но в качестве особого разделенного общественного труда – в виде педагогики в самом широком смысле: как системы общественного образования, которая в себе самой воспроизводит противоречивость капитализма. С одной стороны, она выступает как система образования рабочей силы, формирующая наемных работников в их максимальной специализации. С другой, – как обучение представителей господствующего класса формам управления частной собственностью и капиталом в экономике и государственных органах. И тоже в их специализации. В каждой из этих форм образования «производство людей людьми» выступает в отчужденной форме, поскольку сама педагогика, как отделенная от общественного материального производства отрасль, является формой отчуждения.

Для того, чтобы общественный характер производства человека изменился из партикулярного на универсальный, необходимо, во-первых, чтобы педагогика перестала быть частичным видом деятельности, и, во-вторых, чтобы в педагогику были втянуты все виды общественной деятельности, и она превратилась в процесс действительного материального производства человека. К. Маркс в Grundrisse (опираясь на разработки социалистов-утопистов) пишет об этом в том плане, что на смену существующей системы обучения, должна быть введена политехническая система образования с самого раннего возраста. Фактически всё формирование человека должно строиться по принципу политехнизма: усвоения всего многообразия отраслей знаний через овладение всеми видами человеческой деятельности.

Таким образом, лишь универсализм человеческого труда, подчиненный непосредственной задаче формирования человеческих способностей, может быть условием преодоления общественного разделения труда как основы отношений частной собственности капитализма. Это означает, по моему мнению, что вся система общественной экономики должна стать общественной педагогикой. А педагогика – перестать существовать в виде оторванного от общественного производства обучения. Для этого вся система общественного производства, созданная капитализмом (за исключением тех её видов, которые разрушают человека), должна быть превращена в единую универсальную политехническую школу по формированию человека от его рождения в течение всей его жизни.

Такая непрерывная система образования должна включать в себя всю систему общественного производства как формирования человека по меркам всех видов деятельности по производству её отдельных продуктов, в которой отдельность продукта и специфичность деятельности по его производству становятся лишь моментами процесса формирования у каждого индивида человеческих способностей по универсальным меркам. При таком подходе производство отдельных продуктов и средств труда, соответствующих отдельным человеческим потребностям и способностям, – не исчезает, но превращается из цели в средство, в момент общественного производства человека, целью которого становится образование в процессе производства у каждого нового поколения способностей ко всему многообразию деятельности. Расширенное воспроизводство продуктов труда и средств производства превратится в расширенное воспроизводство у каждого индивида в частности и в обществе в целом способностей к универсальной деятельности.


Категория: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ | Добавил: Редактор (27.04.2023) | Автор: Н.В. Кубанец
Просмотров: 112
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Наши товарищи

 


Ваши пожелания
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ [97]
ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ СВОБОДОМЫСЛИЯ И АТЕИЗМА [10]
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА: СОСТОЯНИЕ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ [10]
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ [18]
КОММУНИСТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ [76]
РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ [74]
ОППОРТУНИЗМ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ [64]
К 130-ЛЕТИЮ И.В. СТАЛИНА [9]
ПЛАМЕННЫЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ [24]
У НАС НА УКРАИНЕ [3]
ДОКУМЕНТЫ. СОБЫТИЯ. КОММЕНТАРИИ [12]
ПУБЛИЦИСТИКА НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ БОРЬБЫ [8]
ПОД ЧУЖИМ ФЛАГОМ [3]
В ПОМОЩЬ ПРОПАГАНДИСТУ [6]
АНТИИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ БОРЬБА [4]
Малоизвестные документы из истории Коминтерна [2]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. СТАЛИНА [27]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. СТАЛИНА
К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ [1]
К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ
К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА [12]
К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ [16]
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ
К 100-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ [2]
РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И КОМИНТЕРНА [30]
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА [5]
ПАМЯТИ ТОВАРИЩА [2]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.И. ЛЕНИНА [16]
К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ф. ЭНГЕЛЬСА [3]
ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА [13]

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов опубликованных материалов.

Рукописи не рецензируются и не возвращаются.

Материалы могут подвергаться сокращению без изменения по существу.

Ответственность за подбор и правильность цитат, фактических данных и других сведений несут авторы публикаций.

При перепечатке материалов ссылка на журнал обязательна.

                                
 
                      

Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz