О современных задачах пролетарской партии в подготовке революции
(3)
Н.В. Кубанец
Часть 1. Часть 2. Часть 3.
В такой системе
общественного производства обмен деятельностью становится уже не обменом
произведенными в различных отраслях производства продуктами, а непосредственным
обменом деятельностью между учителями и учениками в разнообразных видах
деятельности. «В обществе, основанном на началах коллективизма, на общем
владении средствами производства, производители не обменивают своих продуктов;
столь же мало труд, затраченный на производство продуктов, проявляется здесь
как стоимость этих продуктов» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19, С.18).
Это и есть непосредственный обмен деятельностью: во-первых, как универсальная
система производства человеческих способностей, во-вторых, как распределение по
плану в общественной системе производства не заданий по производству отдельных
продуктов, а участия людей в отдельных видах деятельности; чтобы они, осваивая
многообразие форм деятельности в общественном производстве, формировались как
универсальные люди, способные к любому человеческому виду деятельности.
Уже капитализм
универсализует деятельность человека в отдельных её видах. Так называемая
информационная революция, по большому счету, как раз и заключается в том, что
формируются универсальные алгоритмы управления любой производственной деятельностью.
Универсализация управления производством закладывает основы для преодоления
одной из важнейших форм общественного разделения труда – на управленческий и
исполнительный труд. Универсализация управления отдельными отраслями и видами
общественного производства является важнейшим условием для универсализации
управления обществом в целом в его переходе к самоуправлению. Ведь любой
человек, усвоивший универсальные алгоритмы управления в любой отрасли
общественного производства, становится способен осуществлять управленческую
деятельность в любой иной отрасли и в обществе в целом.
Важнейшим
условием преодоления общественного разделения труда на управленческую и исполнительную
деятельность является доступ к полному образованию для всех членов общества.
Если же само образование становится всеобще политехническим, вплетается в
систему общественного производства, становится распределением
образовательно-производственной деятельности по общественному плану, включает в
себя всех людей, тогда оно становится универсальным. При этом сохраняется
своеобразие различных видов общественного производства, а значит, – сохраняется
и развивается разнообразие человеческих способностей, необходимых для их
усвоения и осуществления. Суть универсального политехнизма как раз и состоит в
том, что человек овладевает способностями к осуществлению разнообразных видов
деятельности в единой системе общественного производства и может их свободно
менять.
Такая перемена
деятельности станет внутренне необходимым условием для деятельности по меркам
свободного времени. При этом, как подчеркивал К. Маркс, свободное время
выступает не просто как нерабочее время, а как время деятельности человека,
посвященное его собственному развитию – развитию его человеческих способностей
в единой системе совокупной коллективной деятельности. Здесь именно
коллективность является важнейшим фактором. Поскольку коллективный обмен деятельностью является общественным пространством
для развития способностей каждого человека. И только в коллективности человек
обретает критерий оценки степени и вектора своего собственного развития.
Переход к
непосредственно общественному или свободному труду предполагает, что
общественная коллективность становится основным носителем и инструментом обмена
человеческой деятельностью. Это образует два мощнейших рычага повышения производительности
труда: во-первых, каждый участник общественного производства, становясь
универсальным производителем, вносит достижения и преимущества из одних видов
деятельности в другие, достигая, тем самым, более эффективных результатов;
во-вторых, тот совокупный комбинированный коллективный труд, производительная
мощь которого при капитализме присваивается собственником капитала, в новых условиях
будет непосредственно представлен каждому индивиду. Но, при этом, меняется
смысл производительности труда – не увеличение количества произведенных
продуктов и предметов (их и в настоящее время производится с избытком, но для
одних этот избыток недоступен, а для других он стал возможностью непрерывно
заменять новым выбрасывая старое), но повышение качества человеческих
способностей к разнообразным видам деятельности в системе общественного
производства.
Формирование
непосредственно общественного характера общественного производства как всеобщей
системы образования и развития человеческих способностей, по сути означает
выведение человека за рамки экономических отношений, – за рамки экономики,
которая при этом не исчезает, но снимается более высоким уровнем общественного производства.
Она перестает быть экономикой, но становится педагогикой в широком смысле
общественного образования, поглощающего процесс материального производства в
целом, превращая его в процесс образования у каждого человека универсальных
человеческих способностей. Время этой общественной деятельности будет уже
временем не необходимого, а свободного труда.
Означает ли это,
что необходимый труд исчезнет? Нет, не означает. Но произойдет смена основания.
Необходимый труд из основания человеческой деятельности превратится лишь в
момент развития на ином основании, которым становится свободный труд. То есть
необходимый труд станет как бы побочным продуктом свободной деятельность по
формированию человеческих способностей. Собственно говоря, свободный труд станет главной необходимостью.
В этой смене
основания и состоит выведение человека за пределы экономических отношений –
переходу к неэкономической деятельности по производству-образованию
человеческих способностей. Эта смена основания является самым трудным камнем
преткновения в понимании того чем является непосредственно общественный способ
производства. Трудность его понимания состоит в том, что его пытаются понять по
аналогии с предшествующим, капиталистическим способом производства. Только
понимание того, что в этом переходе меняется основание производства, позволяет
понять, действительно ли происходит выход за пределы капиталистических
отношений и формирование непосредственно общественного способа производства. В
этом переходе происходит непрерывная борьба двух противоположных тенденций:
одна стремится к воспроизводству экономического существования человека, а
другая стремится вывести человека за рамки экономических отношений, за рамки
необходимого труда.
Важно
подчеркнуть, что в переходе к непосредственно общественному производству
человек формирует свои способности именно универсальным образом, а не только по
отдельным видам деятельности. Отдельная деятельность в этом процессе становится
лишь моментом общего процесса. В этом и заключается особенность коллективно
организованного труда по формированию человеческих способностей – человек
включается в любой, необходимый для его развития вид деятельности лишь
постольку, поскольку это нужно, чтобы его освоить, распредметить воплощенные в
нём человеческие способности. Критерием количества времени, необходимого для
занятия каждым видом деятельности, является освоение этой деятельности, что
является определяющим фактором для её перемены. Именно перемена деятельности
становится важнейшим стимулом и важнейшим критерием эффективности системы
производства человека.
Однако, это не
исключает свободного выбора человеком определенного вида деятельности в
качестве приоритетного, любимого, и, тем самым, посвящения выбранной
деятельности большей доли своего времени. Любовь к определенному виду
человеческой деятельности означает, что человек с наибольшим желанием будет
научать этой деятельности других. Собственно говоря, единственным критерием
того, что человек освоил тот или иной вид деятельности является способность не
только эту деятельность осуществлять, но и научить ей любого другого человека.
Потому всеобщее взаимное обучение, которое каждый человек будет осуществлять
всю свою жизнь, станет всеобщим стержнем системы общественного производства.
Подчинение общественного производства не
производству товаров, а формированию человеческих способностей потребует
коренной трансформации строения производительных сил, которое уже
будет определяться не потребностью в массовом производстве товаров, а
организацией политехнического человекообразующего производства. Это значит, что
для строения производительных сил станут определяющими три основных фактора.
Первый, – оптимальная доступность для каждого человека всех основных видов
производственной деятельности, необходимых для общественного воспроизводства
жизни общества. Второй, – Оптимальная включенность каждого человека в систему
коллективного взаимодействия в общественном воспроизводстве. Третий, –
оптимальная включенность общественного производства в использование и воспроизводство
природы.
Первый фактор
определяет необходимость создания,
взамен глобальной системы капиталистического производства, всемирной сети
учебно-научно-производственных комплексов (УНПК), которые, с одной стороны
будут обеспечивать каждому возможность обучающей перемены деятельности в рамках
воспроизводства всех основных условий жизни, а с другой – учитывать специфику
деятельности, определяемую природными условиями, или особенностью включения в
решение общих производственно-образовательных задач, выходящих по своему масштабу
за пределы возможностей отдельных УНПК. Точный масштаб каждого УНПК будет определяться
наукой и практикой, но уже понятно, что эти размеры будут на много меньше
современных мегаполисов. По мере роста универсальности и технологичности
человеческой деятельности, эти масштабы будут постоянно уменьшаться (как,
например, уменьшились компьютеры и телефоны, слившись в одно целое, поглотив,
при этом, ещё ряд других функций, которые ранее выполняли десятки иных
предметов). Подчинение производства политехническому формированию человека позволяет
также ликвидировать противоположность промышленного и аграрного производства,
поскольку они займут свою подчиненную нишу в общем комплексе образовательной
деятельности в УНПК.
Второй фактор
связан с первым, поскольку коллективность человеческой деятельности является
важнейшей производительной силой. В тоже время включенность каждого человека в
коллективный обмен человеческой деятельностью предполагает также его
включенность в коллективную выработку решений по распределению этой
деятельности и в коллективное их выполнение. Непосредственно общественный
характер производства предполагает постоянное непосредственное общение его
участников. Этот фактор также влияет на масштаб объединения деятельности в
УНПК. Все должны знать друг друга, быть непосредственно связанными друг с
другом в совместной деятельности и в её обмене, в совместном обсуждении всех,
связанных с ней вопросов, что становится всё более доступным в условиях
динамичного развития уровня коммуникации.
Третий фактор
определяет необходимость обмена деятельностью между УНПК, поскольку ее
определенные виды будут распределены между ними в результате влияния различных
природных условий и специфики совместной кооперации для решения более
масштабных задач по универсализации человеческой деятельности и способностей.
Таким образом, лишь переход к непосредственно
общественному способу производства позволяет преобразовать основание, на
котором воспроизводится противоположность Труда и Капитала, сняв их
противопоставление и противоречие в свободной коллективной деятельности по
производству универсальных человеческих способностей, которые одновременно
являются богатством всех и каждого, поскольку существуют лишь в живом
общественном процессе обмена деятельностью.
Выработка и
постановка пролетарской партией новых классовых задач не означает что ей не
будет необходимо вновь повторить решение тех задач, которые уже ранее
приходилось решать в ходе предшествующих исторических попыток перехода от
капитализма к социализму.
Во-первых,
революции, вырастают из революционных ситуаций, порождаемых кризисами капитализма,
и потому, с необходимостью революционному классу нужно будет решать задачи,
вытекающие из развития революции – задачи переходного периода, для решения
которых важнейшим инструментом является диктатура пролетариата.
Во-вторых,
задачи юридического и экономического преодоления господства частной
собственности для создания основ организации общественного производства в
интересах трудящихся.
И, в-третьих,
разворачивать те цели и задачи, перед которыми революция остановилась в прошлом
– задачи культурной революции в самом широком смысле этого понятия как процесса
ликвидации общественного разделения труда и перехода к непосредственно общественному
способу производства.
Причем,
после «сжатия» контрреволюцией основных противоречий капитализма первые два
этапа будут пройдены в ускоренном режиме будучи уже подчиненными целям и
задачам третьего этапа, который становится ключом и направляющей нитью
повторяющихся этапов. Потому с самого начала подготовки и осуществления
революции пролетарская партия должна ставить перед пролетарскими массами высшие
цели, которые их мобилизуют на творческий характер революции. По сути новые задачи пролетарской партии являются
общечеловеческими задачами, которые позволяют сплотить и мобилизовать не только
пролетариат, но и широкие непролетарские массы, поскольку именно эти цели и
задачи становятся воплощением развития и прогресса для всего человечества.
|