Международный теоретический и общественно-политический журнал "Марксизм и современность" Официальный сайт

  
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход Официальный сайт.

 Международный теоретический
и общественно-политический
журнал
СКУ

Зарегистринрован
в Госкомпечати Украины 30.11.1994,
регистрационное
свидетельство КВ № 1089

                  

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Меню сайта
Рубрики журнала
Номера журналов
Наш опрос
Ваше отношение к марксизму
Всего ответов: 650
Объявления
[22.02.2019][Информация]
Вышел новый номер журнала за 2016-2017 гг. (0)
[02.09.2015][Информация]
Вышел из печати новый номер 1-2 (53-54) журнала "Марксизм и современность" за 2014-2015 гг (0)
[09.06.2013][Информация]
Восстание – есть правда! (1)
[03.06.2012][Информация]
В архив сайта загружены все недостающие номера журнала. (0)
[27.03.2012][Информация]
Прошла акция солидарности с рабочими Казахстана (0)
[27.03.2012][Информация]
Печальна весть: ушел из жизни Владимир Глебович Кузьмин. (2)
[04.03.2012][Информация]
встреча комсомольских организаций бывших социалистических стран (0)
Главная » Статьи » Рубрики » ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

Карл Маркс: послесловие к юбилею (5)

Карл Маркс: послесловие к юбилею (5)

Л.Л. Васина, Т.Т. Гиоева

Часть 1, часть2,
часть 3, часть 4,
часть 5.

 

Первым идейным противостоянием Маркса и Герцена можно считать их работы о революции 1848 г. во Франции, создававшиеся почти в одно и то же время. Как очевидец событий Герцен испытал страх и ужас от кровопролития, хаоса и жертв с обеих сторон, которые несёт в себе революция. Образ Революции в его книге «С того берега» – страшный и трагический. Наблюдавший революцию как бы «изнутри», Герцен сохранил в памяти не только величественные, героические, но и зловещие её черты. Он был далек от того, чтобы вслед за Марксом увидеть в пролетариате «общественную силу, способную стать творцом нового строя»[i], оценить Революцию как «локомотив истории». Понятие «диктатура» в любом контексте вызывала у Герцена стойкое неприятие. Считая насильственные методы «последним доводом», Герцен возлагал ответственность за это на политиков и революционеров.

Маркс, анализируя те же события, пришёл к выводам, которые стали основополагающими в марксизме: о роли революций в поступательном процессе истории, о необходимости слома старой государственной машины, диктатуры пролетариата, союза пролетариата и крестьянства и др. И дело не только в том, что Герцен был более чувствителен к человеческой боли, а Маркс с точностью математика просчитывал формулы Революции и на основании этих расчётов выстраивал схемы и конструкции классовой борьбы без учёта той цены, которую человечество заплатит за них. Для Маркса его анализ и выводы были не только работой мозга, но и «работой» духа и сердца. В работах «Классовая борьба во Франции», «Восемнадцатое брюмера Луи-Бонапарта» и в ряде статей того периода эмоций и сострадания не меньше, но перед автором стояла задача выявить законы, которые определяли ход этих событий и исторического развития в целом. Цель, безусловно, научная, но она носит вполне гуманистический характер.

Пессимистическое отношение Герцена к перспективам революционного движения в Западной Европе и его представления о панславизме как источнике возрождения «старой прогнившей Европы» не могли найти поддержки у Маркса и Энгельса. Такое же неприятие у Маркса находили идеи «русского социализма» Герцена, основанного на крестьянской общине. В дополнительном примечании к первому немецкому изданию первого тома «Капитала» Маркс достаточно резко высказался в адрес Герцена, написав, что тот «открыл русскую общину не в России, а в книге прусского регирунгсрата Гакстгаузена»[ii]. Маркс имел в виду хорошо ему известный трехтомный труд Гакстгаузена «Исследования внутренних отношений народной жизни и в особенности сельских учреждений России», изданный в 1847–1852 гг.[iii]. Поскольку данное примечание было опубликовано по-русски только в первом русском издании первого тома «Капитала»[iv] и в последующих русских переводах первого тома «Капитала» не воспроизводилось, то вопрос о том, на основании чего Маркс мог сделать вывод о заимствовании Герценом идеи русской общины у Гакстгаузена, в литературе о «Капитале» даже не поднимался. Между тем для анализа отношений Маркса к Герцену этот вопрос представляет определенный интерес.

Во-первых, следует отметить, что Герцен лично встречался с Гакстгаузеном в Москве в 1843 г. во время его путешествия по России, но тогда идеи Гакстгаузена не вызвали у Герцена особого интереса[v]. И лишь после опубликования первой части работы Гакстгаузена «Исследования внутренних отношений народной жизни и в особенности сельских учреждений России» внимание Герцена привлекло рассмотрение крестьянской общины в России. Герцен впервые анализировал работу Гакстгаузена в статье «Россия» («La Russie"), написанной им по-французски в августе 1849 г. и опубликованной в конце 1849 г. анонимно в парижской газете «Голос народа» («La Voix du Peuple»). Почти одновременно статья Герцена была напечатана в немецком переводе под названием «К Гервегу» в книге Герцена «С того берега» (1850). Статья «Россия» была первой адресованной европейскому читателю работой Герцена, в которой он излагал свою теорию «русского социализма» с опорой на исследования Гакстгаузена. Примечательно, что в русское издание работы «С того берега. Искандера» (Лондон 1855) статья «Россия» не была включена.

Книга Герцена «С того берега» имела большой резонанс в Европе и была хорошо известна как Марксу, так и Энгельсу. Они хорошо знали и другую работу Герцена «О развитии революционных идей в России» (Париж, 1851), в которой также упоминался Гакстгаузен. И в своих статьях в «Колоколе» Герцен неоднократно писал о Гакстгаузене, в одной из них назвав его «одним из первых, повестивших западному миру о сельской коммуне и ее глубоко аутономических и социальных началах»[vi]. Таким образом, для Маркса, хорошо знакомого с работой Гакстгаузена, связь идей Герцена с этой работой, была очевидной. Показательно, что после смерти Герцена в январе 1870 г. Маркс во втором издании «Капитала» (1872) убрал примечание о нем.

Справедливости ради, следует заметить, что теория Герцена была результатом не простого заимствования данных обследования России немецким писателем, а результатом его собственного интеллектуального развития, в том числе под влиянием известной полемики в России между западниками и славянофилами.

Неприятие идей Герцена и информация о нем, которая доходила до Маркса, сделали невозможными для него совместные с Герценом политические выступления. Это проявилось, например, в 1855 г., когда Маркс принял участие в предварительных переговорах по поводу организации международного митинга в Лондоне «в память революционного движения 1848 г.», но узнав, что на афише стоит имя Герцена, отказался от выступления.

Отмена крепостного права в России в 1861 г. вселяла в Герцена надежду на «пробуждение мук совести» правящего класса и возможность бесконфликтного исхода социально-экономических и политических преобразований. Маркс оценивал такие взгляды как беспочвенные иллюзии.

Некоторое смягчение в отношении Маркса и Энгельса к Герцену наметилось после того, как Герцен поддержал восстание в Польше в 1863 г. В свою очередь, у Герцена проявлялся интерес к деятельности I Интернационала. Однако признание огромной значимости этой организации не означало его сближения с теоретическими положениями марксизма. Не признавал он и руководящей роли Маркса в работе Интернационала.

Таким образом, понимание отношений Маркса с Герценом требует знания многих обстоятельств и данных их биографий. Во всяком случае, на наш взгляд, не корректно противопоставление Герцена как человека более разностороннего, притягательного, открытого для общения с самыми яркими и выдающимися людьми своего времени якобы суровому, деспотичному Марксу в окружении соратников-единомышленников, слепо следующих его инструкциям. Представляется также натяжкой утверждать, что Герцен оказался более дальновидным, чем Маркс, в оценке негативных, кровавых сторон революции. Такой прием использования оценок прошлого для современных (далеко не бесспорных) интерпретаций революции как лишь насилия, разрушения и пр. методологически не состоятельны. Огромное научное и эпистолярное наследие Маркса, многочисленные воспоминания о нём, материалы иного характера опровергают эти представления и заставляют задуматься о том, сколь живучи разного рода стереотипы даже в среде профессиональных исследователей.

Таким образом, взаимоотношения Маркса и Энгельса с Бакуниным и Герценом – достаточно сложная тема, о которой недопустимо говорить походя, используя отдельные, вне временного контекста, высказывания той или иной стороны.

Подводя итоги «года Маркса», хотелось бы сказать следующее.

На следующий день после кончины Маркса Энгельс написал: «Человечество стало ниже на одну голову, причем самую значительную из всех, какими оно обладало»[vii]. И он же предсказал, что «и имя его и дело переживут века!»[viii]. Подтверждением этой оценки стали широко известные сегодня результаты Интернет-голосования, проведенного осенью 1999 г. британской корпорацией «ВВС», когда именно Карл Маркс возглавил список наиболее выдающихся людей второго тысячелетия. Наследие Маркса как явление общечеловеческой культуры является одной из составляющих духовной и интеллектуальной атмосферы XIX и ХХ вв.

Маркс создал теорию, призванную изменить мир, ликвидировать эксплуатацию человека труда, создать общество на основе подлинной свободы, социального равенства и справедливости. «Мировоззрение Маркса нашло приверженцев далеко за пределами Германии и Европы и на всех литературных языках мира», – писал Энгельс[ix]. Эта теория и сегодня привлекает своим системным подходом к анализу общества, поиском глубинных причин, лежащих в основе социальных противоречий и конфликтов, нацеленностью на достижение общественного идеала. Развитие процесса глобализации мировой экономики и реставрация капитализма в странах Восточной Европы и на постсоветском пространстве сделало классический марксизм вновь актуальным.

Двухсотлетний юбилей Маркса породил в мире новую волну интереса к личности Маркса и его идеям, подпитываемую остротой не решаемых в современном мире социальных противоречий. Непропорциональная концентрация богатства в руках немногих, рост неравенства, цивилизационный раскол между традиционным населением старой Европы и армией беженцев из разрушенных войнами стран Среднего и Ближнего Востока и Африки – все это ведет к дестабилизации обществ и радикализации общественного сознания. Неудивительно, что вышедшая первым изданием в 2011 г. книга видного британского философа-марксиста Терри Иглтона «Почему Маркс был прав» стала мировым бестселлером и уже дважды издавалась в России.

Труды и идеи Маркса востребованы новыми поколениями.

«Манифест Коммунистической партии» Маркса и Энгельса, насчитывающий сегодня почти 250 изданий на языках народов мира, и первый том «Капитала» Маркса, 150-летие со времени выхода которого широко отмечалось во всем мире в 2017 г., решением ЮНЕСКО в 2013 г. были включены в список печатных изданий всемирного значения.

Маркс останется навсегда!



[i] Ленин В.И. Три источника и три составные части марксизма // Ленин В.И. Полн. собр. соч. – Т. 23. – С. 46.

[ii] Marx K. Das Kapital. Bd. 1. Hamburg 1867 // Marx K., Engels F. Gesamtausgabe (MEGA2) Bd. II/5. Berlin, 1983. S. 625.

[iii] Haxthausen A. Frhr von: Studien über die innern Zustände, das Volksleben und insbesondere die ländlichen Einrichtungen Rußlands. Th. 1–3. Hannover (Th. 3. Berlin) 1847–1852.

[iv] См.: Маркс К. Капиталъ. Критика политической экономiи. – Т. 1. С.-Петербургъ, 1872. – С. 486–487. Замечание Маркса о Герцене вызвало резкую критику Маркса со стороны либеральных народников в России. Статья Н.К. Михайловского «Карл Маркс перед судом г. Ю. Жуковского», опубликованная в журнале «Отечественные записки» в октябре 1877 г., побудила Маркса написать известное письмо в редакцию журнала.

[v] См. запись Герцена от 13 мая 1843 г. в его записной книжке // Герцен А.И. Собрание сочинений в 30-ти томах. – Т. II. – С. 281–282.

[vi] Порядок торжествует! // Колокол. № 231 & 232 от 1.01.1867.

[vii] Энгельс – Фридриху Адольфу Зорге, 15 марта 1883 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т. 35. – С. 386.

[viii] Там же. – Т. 19. – С. 352.

[ix] Там же. – Т. 21. – С. 370.

Категория: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ | Добавил: Редактор (03.06.2019) | Автор: Л.Л. Васина, Т.Т. Гиоева
Просмотров: 366
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Наши товарищи

 


Ваши пожелания
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ [97]
ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ СВОБОДОМЫСЛИЯ И АТЕИЗМА [10]
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА: СОСТОЯНИЕ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ [10]
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ [18]
КОММУНИСТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ [76]
РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ [74]
ОППОРТУНИЗМ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ [64]
К 130-ЛЕТИЮ И.В. СТАЛИНА [9]
ПЛАМЕННЫЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ [24]
У НАС НА УКРАИНЕ [3]
ДОКУМЕНТЫ. СОБЫТИЯ. КОММЕНТАРИИ [12]
ПУБЛИЦИСТИКА НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ БОРЬБЫ [8]
ПОД ЧУЖИМ ФЛАГОМ [3]
В ПОМОЩЬ ПРОПАГАНДИСТУ [6]
АНТИИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ БОРЬБА [4]
Малоизвестные документы из истории Коминтерна [2]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. СТАЛИНА [27]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. СТАЛИНА
К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ [1]
К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ
К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА [12]
К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ [16]
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ
К 100-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ [2]
РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И КОМИНТЕРНА [30]
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА [5]
ПАМЯТИ ТОВАРИЩА [2]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.И. ЛЕНИНА [16]
К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ф. ЭНГЕЛЬСА [3]
ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА [13]

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов опубликованных материалов.

Рукописи не рецензируются и не возвращаются.

Материалы могут подвергаться сокращению без изменения по существу.

Ответственность за подбор и правильность цитат, фактических данных и других сведений несут авторы публикаций.

При перепечатке материалов ссылка на журнал обязательна.

                                
 
                      

Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz