Международный теоретический и общественно-политический журнал "Марксизм и современность" Официальный сайт

  
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход Официальный сайт.

 Международный теоретический
и общественно-политический
журнал
СКУ

Зарегистринрован
в Госкомпечати Украины 30.11.1994,
регистрационное
свидетельство КВ № 1089

                  

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Меню сайта
Рубрики журнала
Номера журналов
Наш опрос
Ваше отношение к марксизму
Всего ответов: 535
Объявления
[22.02.2019][Информация]
Вышел новый номер журнала за 2016-2017 гг. (0)
[02.09.2015][Информация]
Вышел из печати новый номер 1-2 (53-54) журнала "Марксизм и современность" за 2014-2015 гг (0)
[09.06.2013][Информация]
Восстание – есть правда! (1)
[03.06.2012][Информация]
В архив сайта загружены все недостающие номера журнала. (0)
[27.03.2012][Информация]
Прошла акция солидарности с рабочими Казахстана (0)
[27.03.2012][Информация]
Печальна весть: ушел из жизни Владимир Глебович Кузьмин. (2)
[04.03.2012][Информация]
встреча комсомольских организаций бывших социалистических стран (0)
Наш видеолекторий

 




 


Темы

Социальная философия

Революция и контрреволюция

Наша история

Вопросы экономики социализма.

Оппортунизм

Религия

Есть обновления

Главная » Статьи » Рубрики » ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

Карл Маркс: послесловие к юбилею

Карл Маркс: послесловие к юбилею

Л.Л. Васина, Т.Т. Гиоева

Часть 1, часть2,
часть 3, часть 4,
часть 5.

Одним из самых заметных событий 2018 года стал 200-летний юбилей Карла Маркса. Юбилей Маркса широко отмечался в мире, хотя, к сожалению, обращение международной и российской общественности в ЮНЕСКО с предложением официально объявить 2018 год «годом Маркса» не было поддержано. Во многих странах прошли научные симпозиумы, конференции, круглые столы, посвященные Марксу. Опубликовано множество статей, книг, приуроченных к юбилею, изданы новые биографии Маркса. Специальный приз Берлинского кинофестиваля получил франко-бельгийский сериал «Молодой Маркс» режиссера Р. Пека, положительно представляющий личность молодого гения. В Евросоюзе выпустили символическую купюру «0 евро» с портретом Маркса. Лондонская «Гардиан» объявила конкурс шаржей на Маркса, чтобы «…вновь обратиться к идеям Маркса и Энгельса в свете сегодняшнего кризиса капитализма как модели глобального развития». В родном городе Маркса Трире с 5 мая по 21 октября 2018 г. проходила масштабная международная выставка «Карл Маркс 1818–2018. Жизнь. Дело. Время», подготовку которой курировал лично президент ФРГ Франк-Вальтер Штанмайер и которую за полгода посетило почти 95 тысяч человек, в том числе значительное число иностранных туристов. В центре г. Трира установлен памятник знаменитому «жителю Рейнской провинции».

На самом высоком государственном уровне отмечалось 200-летие со дня рождения Маркса в Китае. В своей речи на торжественном собрании в Доме народных представителей генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что «имя Маркса пользуется уважением во всем мире, а его теория по-прежнему блистает подобно бриллианту светом истины».

Более 800 человек, представлявших учебные и научные центры России и мира, приняли участие в Форуме «Маркс-ХХI», состоявшемся 16 мая 2018 г. в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. В своем выступлении на открытии Форума ректор МГУ, академик В.А. Садовничий сказал: «Марксизм не может и не должен претендовать на монопольное положение, на истину в последней инстанции, но и игнорирование этого научного направления в научных исследованиях и в учебном процессе недопустимо».

Оценивая в целом прошедшие в различных странах мира мероприятия, следует отметить, что на них доминировало признание Маркса как выдающейся личности, теоретика, создателя «Капитала», 150-летний юбилей которого широко отмечался в мире в 2017 г. Однако даже в этом случае в тени оставался тот факт, что сам Маркс оценивал свой «Капитал» прежде всего как «бесспорно, самый страшный снаряд, который когда-либо был пущен в голову буржуа (в том числе и земельных собственников[i].

Таким образом, понимание теории Маркса как теоретической основы революционной борьбы пролетариата и осмысление деятельности Маркса как революционера оказались отодвинутыми на задний план или вообще не востребованными.

Сегодня понятия «революция», «революционер» предельно искажены в массовом сознании, причем не только в России из-за потока дезинформации в виде циничной откровенной клеветы или же прикрытой псевдонаучной оболочкой, обрушенной на людей. Они отождествляются со стихией тотального разрушения, цинизма и отсутствия моральных принципов в духе героев романа Достоевского «Бесы». Термин «диктатура пролетариата» порой приравнивается к ГУЛАГу. Безусловно, все это не имеет ни малейшего отношения ни к Марксу, ни к революционной теории марксизма. Однако живучесть этих обывательских представлений требует вновь и вновь обращаться к личности Маркса и марксизму как целостному мировоззрению, не сводящемуся только к классовой борьбе и революционной практике.

На постсоветском пространстве юбилей Карла Маркса на официальном уровне был проигнорирован. Правящим элитам новых государств Маркс представляется неактуальным, поскольку с коммунизмом, как им кажется, покончено навсегда. Однако состоявшаяся в мае-июне 2018 г. в Москве в Государственном музее современной истории России историко-документальная выставка «Это Маркс?!», а также выставка «Маркс навсегда», проходившая в Русском музее в Санкт-Петербурге с 17 октября 2018 по 14 января 2019 г., показали живой интерес сегодняшней аудитории, в том числе молодежи, к Марксу, его жизни, деятельности и идеям. На обеих выставках были представлены уникальные документальные и музейные коллекции Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ, бывший Центральный партийный архив), в котором хранится самое полное в мире собрание документов и личных вещей Маркса и членов его семьи, а также коллекции тысяч подлинных документов и артефактов по политической и социальной истории Западной Европы и истории международного рабочего движения. Концепция выставки в Русском музее состояла в том, чтобы противопоставить «культовое» представление Маркса в советском изобразительном искусстве и скульптуре китчу, олицетворением которого стали написанные специально к юбилею Маркса картины модных санкт-петербургских художников. В них нашли воплощение представления о Марксе, марксизме, коммунизме, СССР, доминирующие в среде либеральной интеллигенции со времени горбачевской «перестройки». Книга отзывов, однако, показала, что большинство посетителей выставки в Русском музее не приемлет откровенного глумления над личностью Маркса.

Понимание людьми, несмотря на ни на что, масштаба личности Маркса и верности главных выводов его теории – это именно то, чего больше всего боятся правящие классы современной России и большинства постсоветских государств, отчетливо осознающие, что с идеями Маркса неразрывно связаны борьба за уничтожение капиталистической эксплуатации и социалистический выбор народов. Маркс и сегодня оказывается не безопасен.

И им есть, чего бояться! Маркс впервые доказал, что вся предшествующая история человечества была (и остается по сей день) борьбой классов, существование которых обусловлено определенными экономическими условиями и проистекающими из них общественными и политическими отношениями. В популярном очерке «Карл Маркс», написанном для немецких рабочих и опубликованном при жизни Маркса в альманахе «Народный календарь» («Volks-Kalender») в 1878 г., Энгельс подчеркнул, что именно Маркс показал, «что во всей разнообразной и сложной политической борьбе речь шла всегда именно об общественном и политическом господстве тех или иных классов общества», а именно «о сохранении господства со стороны старых классов» и «о достижении господства со стороны поднимающихся новых», имея в виду пролетариат[ii].

Свое первое великое открытие, называемое материалистическим пониманием истории, Маркс дополнил созданием теории прибавочной стоимости. В главном труде своей жизни – «Капитале» – он доказал, что «обогащение современных капиталистов не в меньшей степени, чем это было у рабовладельцев или эксплуатировавших крепостной труд феодалов, происходит посредством присвоения чужого неоплаченного труда и что все эти формы эксплуатации отличаются друг от друга лишь тем способом, каким этот неоплаченный труд присваивается»[iii]. «Но тем самым, – резюмировал Энгельс, – у имущих классов было выбито последнее основание для лицемерных фраз, будто в современном общественном строе господствуют право и справедливость, равенство прав и обязанностей и всеобщая гармония интересов, и современное буржуазное общество было разоблачено… как грандиозное учреждение для эксплуатации громадного большинства народа незначительным, постоянно сокращающимся меньшинством»[iv]. Эти два великих открытия Карла Маркса легли в основу научной теории социализма, справедливость выводов которой доказывает современный глобальный капитализм, где сегодня 1% населения Земли владеет 99% богатств всего человечества.

Только страхом перед идеями Маркса можно объяснить тот факт, что на официальном уровне российская власть постаралась «не заметить» 200-летие Маркса, подобно тому как в 2017 г. она постаралась максимально принизить значение другого юбилея – 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Но так как пройти мимо такого события международного значения, как юбилей Маркса, оказалось невозможно, то упор в средствах массовой информации был делан на том, чтобы представить в максимально негативном свете Маркса-человека, а его теорию – как ошибочную, и потому – ответственную за якобы «неверный» выбор России в 1917 г.

В центре внимания по вполне понятным причинам оказалась тема «Маркс и Россия», которая получила определенное преломление в контексте современной международной обстановки. «Верные мученики Маркса», – так назвал российских марксистов журнал «Родина», задавая вопрос: «Почему человек, родившийся 200 лет назад и убежденно ненавидевший Россию, был так дорог большевикам».

Публикации о Марксе в ряде центральных российских газет и научно-популярных журналов («Российская газета», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», журналы «Родина», «Историк» и др.), безусловно, отразили прежде всего уровень журналистов, слабо владеющих данной темой и использующих для своих публикаций весьма сомнительные источники. Например, автор статьи в еженедельнике «Аргументы и факты» преподносит читателю Маркса как «ненавидевшего всех» «одичавшего студента», «не терпящего конкурентов вокруг себя» и «не умевшего толком заработать», но «виртуозно выпрашивавшего деньги»[v]. Акцент (в духе нацистской пропаганды) делается на еврейском происхождении Маркса. При этом автор сообщает имя, которое Марксу якобы дали при рождении: «Мозес (Моисей) Мордехай Леви», хотя в опубликованном впервые еще в 1929 г. свидетельстве о рождении Маркса, сказано, что имя Карл было дано Марксу от рождения[vi].

Публикации о Марксе вместе с тем показали, что почти 30-летняя обработка умов в антикоммунистическом и антисоветском духе дала результаты: авторы многих публикаций о Марксе исходят из жизненных приоритетов весьма сомнительного свойства, навязанных нашим гражданам в последние десятилетия. Характерной чертой многих статей является стремление «опустить» содержание и тональность разговора на бытовой уровень, оценивать Маркса и его жизнь с позиций обывателя. В откровенно развязной манере сообщаются и смакуются отдельные факты из личной жизни, многие драматичные и даже трагические события в жизни Маркса; искаженно и односторонне преподносятся разногласия и взаимоотношения Маркса с его идейными противниками, превратно трактуются отдельные высказывания Маркса, в частности в отношении России, а приводимые цитаты выхватываются из контекста, произвольно препарируются, приобретая в результате существенно иной смысл; не гнушаются и прямым вымыслом; данные, почерпнутые в интернете, не проверяются.

Между тем на русском языке опубликованы все основные произведения и документы Маркса и Энгельса, их обширное эпистолярное наследие. Сегодня в издании МЭГА – Полном собрании сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса на языках оригинала (Marx-Engels-Gesamtausgabe – MEGA), издаваемом под эгидой Международного фонда К. Маркса и Ф. Энгельса, одним из соучредителей которого является РГАСПИ, – наряду с письмами Маркса и Энгельса публикуются все дошедшие до нас письма их многочисленных корреспондентов. Опубликованы «Воспоминания о К. Марксе и Ф. Энгельсе», биографии его жены Женни (в 2014 г., к 200-летию со дня ее рождения, в Германии было издано полное собрание ее писем, значительная часть подлинников которых хранится в РГАСПИ, а также новая биография Женни Маркс, написанная Ангеликой Лиммрот и Рольфом Хеккером)[vii]. Несколько изданий выдержала в свое время книга О.Б. Воробьёвой и И.М. Синельниковой «Дочери Маркса»[viii], а совсем недавно вновь издана биография Маркса „Карл Маркс – мой прадед", написанная его правнуком, парижским журналистом Робером Лонге. Эта книга, впервые опубликованная на русском языке в 1979 г.[ix] и переизданная в 1983 г., проникнута особой доверительной интонацией, свойственной близким людям, содержит рассказы о Марксе и семейные предания, передававшиеся в семье от поколения к поколению, уникальную информацию о потомках Маркса. Из работ последнего времени выделяется фундаментальная монография американской писательницы и журналистки Мэри Габриэл «Карл Маркс. Любовь и Капитал»[x]. Несмотря на некоторые неточности, не всегда верную трактовку документов и погрешности русского перевода, эта работа на сегодняшний день является, пожалуй, единственной биографией Маркса, где сделана попытка проследить неразрывную связь между его личной жизнью и творчеством.

Таким образом, в распоряжении русскоязычного читателя сегодня имеется огромное количество документальных источников для правдивого освещения любого периода жизни Маркса. Однако обращение к источникам требует большого времени и квалификации, предполагающей понимание того, что те или иные высказывания Маркса необходимо рассматривать в контексте своего времени, что необходимо учитывать и понимать обстоятельства, при которых были сделаны те или иные оценки, прослеживать изменение и развитие взглядов Маркса на те или иные проблемы. Но такой аналитический подход требует не только много усилий, но и предполагает достаточно высокий уровень знаний, навыки работы с серьезными документальными источниками, что не просматривается у большинства авторов публикаций о Марксе, появившихся в российских средствах массовой информации в 2018 г.

Итак, в центре публикаций и устных дискуссий о Марксе в 2018 г. в российском медийном пространстве оказались две темы: «Маркс как человек» и «Маркс и Россия». В определенных аспектах обе эти темы переплетались, когда, например, речь заходила о взаимоотношениях Маркса с некоторыми представителями русской общественной и революционной мысли, прежде всего, с М.А. Бакуниным и А.И. Герценом.

Все это побуждает обратиться к названным сюжетам.

Маркс-человек

Несмотря на огромное море литературы о Марксе – по данным библиотеки Конгресса США, ему посвящено больше исследований, чем любой другой личности в истории человечества, – сегодня в нашем обществе о реальном Марксе мало кто знает, а то, что «пишут», – весьма далеко от истины.

Карл Маркс прожил, по нынешним меркам, недолгую жизнь. Он умер, не дожив двух месяцев до своего 65-летия. Но эта жизнь была насыщена таким неустанным интеллектуальным трудом, что оценивая его огромное научное и эпистолярное наследие, которое в издании МЭГА должно составить 114 томов, можно только поразиться объему сделанного Марксом в области общественной мысли и революционной практики. Маркс был активным участником и аналитиком многих событий европейской истории 19 века. «Маркс стоял выше, видел дальше, обозревал больше и быстрее всех нас. Маркс был гений, мы, в лучшем случае, – таланты. Без него наша теория далеко не была бы теперь тем, что она есть. Поэтому она по праву носит его имя», – написал Фридрих Энгельс[xi].

Нелегко охватить все стороны этой великой личности. Маркс-мыслитель, начавший с наиболее абстрактной области человеческого познания – философии; Маркс-ученый, сорок лет отдавший созданию своего главного труда – «Капитала»; Маркс-революционер, бескомпромиссный борец против власть имущих; Маркс-публицист, редактор или сотрудник десятков газет и журналов в Германии, Франции, Англии, США; наконец, Маркс – создатель и идейный руководитель первых международных организаций рабочего класса – Союза коммунистов и Первого Интернационала. Последнее – едва ли не самое важное в жизни Маркса. Ибо «Маркс был, прежде всего, революционер. Принимать тем или иным образом участие в  ниспровержении капиталистического общества и созданных им государственных учреждений, участвовать в деле освобождения современного пролетариата… вот что было в действительности его жизненным призванием», – сказал Энгельс при прощании с Марксом на Хайгетском кладбище в Лондоне[xii]. «…Когда настанут более бурные времена, мы по-настоящему почувствуем, что мы потеряли в лице Маркса, – писал Энгельс их общему другу и соратнику И.Ф. Беккеру. – Никто из нас не обладает той широтой кругозора, с которой он в нужный момент, когда надо было действовать быстро, всегда умел найти правильное решение и тотчас же направить удар в решающее место. В спокойные времена, правда, иной раз случалось, что события подтверждали мою, а не его правоту, но в революционные моменты его суждение было почти безошибочно»[xiii].

Маркс прожил удивительно цельную жизнь. Своей отличительной чертой он сам, отвечая на вопросы шутливой анкеты в альбоме старшей дочери Женни, назвал «единство цели». Несмотря на трудную судьбу политического эмигранта, многолетнюю материальную нужду, лишения и утраты, Маркс не изменил принципу, сформулированному им в школьном выпускном сочинении «Размышления юноши при выборе профессии»: «трудиться для человечества». «Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым ученым, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком, – написал 17-летней юноша. – История признает тех людей великими, которые, трудясь для общей цели, сами становились благороднее; опыт превозносит как самого счастливого, того, кто принес счастье наибольшему количеству людей… Если мы избрали профессию, в рамках которой мы больше всего можем трудиться для человечества, то мы не согнемся под ее бременем, потому что оно – жертва во имя всех; тогда мы испытаем не жалкую, ограниченную, эгоистическую радость, а наше счастье будет принадлежать миллионам, наши дела будут жить тогда тихой, но вечно действенной жизнью, а над нашим прахом прольются горячие слезы благородных людей»[xiv].

«Его стихией была борьба. И он боролся с такой страстью, с таким упорством, с таким успехом, как борются немногие», – написал Энгельс о своем друге. Эту суть своей натуры молодой Маркс выразил в стихотворении «Чувства» в «Книге любви», посвященной будущей жене Женни фон Вестфален:

«Не могу я жить в покое,

Если вся душа в огне,

Не могу я жить без боя

И без бури, в полусне.

Мой удел – к борьбе стремиться,

Вечный жар во мне кипит,

Тесны жизни мне границы,

По теченью плыть претит»[xv].

Спустя 20 лет на вопрос «Ваше представление о счастье» в другом варианте анкеты, известной как «Исповедь», Маркс вновь ответил: «Борьба»[xvi]. И уже на закате жизни в беседе с американским корреспондентом Дж. Суинтоном 6 сентября 1880 г. в курортном местечке Рамсгейт под Лондоном, где Маркс находился на отдыхе, на вопрос корреспондента «о решающем законе существования» Маркс, по словам журналиста, опять «серьезно и торжественно ответил: "Борьба!”», и американскому корреспонденту показалось, что в этом ответе – "закон жизни”»[xvii].

В понятие «борьба» Маркс вкладывал не только классовое содержание, а трактовал его гораздо шире как основной закон человеческого бытия. Но в первую очередь это была борьба за изменение общественных условий мира частной собственности, кумиром которого являлась нажива, а сущностью – мир всеобщего отчуждения и прежде всего – отчуждение человека от результатов его труда, безвозмездно присваиваемых капиталом. Философии созерцания, уделом которой было лишь пассивное познание окружающего мира, Маркс противопоставил философию революционной практики. Центральной идеей знаменитых «Тезисов о Фейербахе» (весна 1845 г.) стало выраженное в итоговом, одиннадцатом тезисе положение о решающей роли революционной практической деятельности человека в познании и преобразовании мира: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»[xviii].

 



[i] Маркс К. И.Ф. Беккеру, 17 апреля 1867 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т. 31. – С. 453.

[ii] Энгельс Ф. Карл Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т. 19. – С. 111.

[iii] Там же. – С. 115.

[iv] Там же.

[v] Кудряшов К. Наибольших успехов «отец политэкономии» достиг в выпрашивании денег // Аргументы и факты. 2018. № 18. – С. 42.

[vi] См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т. 40. – С. 589.

[vii] Дорнеман Луиза. Женни Маркс. М., 1988; Виноградская П. Женни Маркс. М., 1987; Jenny Marx. Die Briefe. Rolf Hecker, Angelika Limmroth (Hrsg.). Berlin 2014; Hecker R., Limmroth A. Jenny Marx. Berlin, 2014.

[viii] Воробьёва О. Б., Синельникова И. М. Дочери Маркса. Издание пятое, дополненное и переработанное. М., 1978.

[ix] Лонге Р.-Ж. Карл Маркс – мой прадед. М., 1979.

[x] Габриэл М. Карл Маркс. Любовь и Капитал. Биография личной жизни. М., 2014.

[xi] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т. 21. – С. 301.

[xii] Там же. – Т. 19. – С. 351.

[xiii] Там же. – Т. 36. – С. 188.

[xiv] Там же. – Т. 40. – С. 7.

[xv] Там же. – С. 372.

[xvi] Там же. – Т. 31. – С. 492.

[xvii] Там же. – Т. 45. – С. 480.

[xviii] Текст 1845 г. см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т. 42. С.263.

Категория: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ | Добавил: Редактор (03.06.2019) | Автор: Л.Л. Васина, Т.Т. Гиоева
Просмотров: 92
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Наши товарищи

 


Ваши пожелания
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ [75]
ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ СВОБОДОМЫСЛИЯ И АТЕИЗМА [10]
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА: СОСТОЯНИЕ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ [10]
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ [18]
КОММУНИСТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ [74]
РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ [69]
ОППОРТУНИЗМ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ [64]
К 130-ЛЕТИЮ И.В. СТАЛИНА [9]
ПЛАМЕННЫЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ [21]
У НАС НА УКРАИНЕ [3]
ДОКУМЕНТЫ. СОБЫТИЯ. КОММЕНТАРИИ [12]
ПУБЛИЦИСТИКА НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ БОРЬБЫ [8]
ПОД ЧУЖИМ ФЛАГОМ [3]
В ПОМОЩЬ ПРОПАГАНДИСТУ [6]
АНТИИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ БОРЬБА [4]
Малоизвестные документы из истории Коминтерна [2]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. СТАЛИНА [1]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. СТАЛИНА
К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ [1]
К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ
К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА [0]
К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ [0]
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ
К 100-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ [2]
Интернет-магазин

Прайслист


Номера журналов "МиС", труды классиков МЛ, философия, история.

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов опубликованных материалов.

Рукописи не рецензируются и не возвращаются.

Материалы могут подвергаться сокращению без изменения по существу.

Ответственность за подбор и правильность цитат, фактических данных и других сведений несут авторы публикаций.

При перепечатке материалов ссылка на журнал обязательна.

                                
 
                      

Copyright MyCorp © 2019