Карл Маркс: послесловие к юбилею
Л.Л. Васина, Т.Т. Гиоева
Часть 1, часть2,
часть 3, часть 4, часть 5.
Одним
из самых заметных событий 2018 года стал 200-летний юбилей Карла Маркса. Юбилей
Маркса широко отмечался в мире, хотя, к сожалению, обращение международной и
российской общественности в ЮНЕСКО с предложением официально объявить 2018 год
«годом Маркса» не было поддержано. Во многих странах прошли научные симпозиумы,
конференции, круглые столы, посвященные Марксу. Опубликовано множество статей,
книг, приуроченных к юбилею, изданы новые биографии Маркса. Специальный приз Берлинского
кинофестиваля получил франко-бельгийский сериал «Молодой Маркс» режиссера
Р. Пека, положительно представляющий личность молодого гения. В Евросоюзе
выпустили символическую купюру «0 евро» с портретом Маркса. Лондонская
«Гардиан» объявила конкурс шаржей на Маркса, чтобы «…вновь обратиться к идеям
Маркса и Энгельса в свете сегодняшнего кризиса капитализма как модели
глобального развития». В родном городе Маркса Трире с 5 мая по 21 октября 2018 г. проходила масштабная
международная выставка «Карл Маркс 1818–2018. Жизнь. Дело. Время», подготовку которой
курировал лично президент ФРГ Франк-Вальтер Штанмайер и которую за полгода
посетило почти 95 тысяч человек, в том числе значительное число иностранных
туристов. В центре г. Трира установлен памятник знаменитому «жителю Рейнской
провинции».
На
самом высоком государственном уровне отмечалось 200-летие со дня рождения
Маркса в Китае. В своей речи на торжественном собрании в Доме народных представителей
генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что «имя Маркса пользуется уважением во всем
мире, а его теория по-прежнему блистает подобно бриллианту светом истины».
Более
800 человек, представлявших учебные и научные центры России и мира, приняли
участие в Форуме «Маркс-ХХI», состоявшемся 16 мая 2018 г. в Московском
государственном университете им. М.В. Ломоносова. В своем выступлении на
открытии Форума ректор МГУ, академик В.А. Садовничий сказал: «Марксизм не может и не должен претендовать
на монопольное положение, на истину в последней инстанции, но и игнорирование
этого научного направления в научных исследованиях и в учебном процессе
недопустимо».
Оценивая
в целом прошедшие в различных странах мира мероприятия, следует отметить, что
на них доминировало признание Маркса как выдающейся личности, теоретика,
создателя «Капитала», 150-летний юбилей которого широко отмечался в мире в 2017 г. Однако даже в этом
случае в тени оставался тот факт, что сам Маркс оценивал свой «Капитал» прежде
всего как «бесспорно, самый страшный
снаряд, который когда-либо был пущен в голову буржуа (в том числе и земельных собственников)»[i].
Таким
образом, понимание теории Маркса как теоретической основы революционной борьбы
пролетариата и осмысление деятельности Маркса как революционера оказались
отодвинутыми на задний план или вообще не востребованными.
Сегодня
понятия «революция», «революционер» предельно искажены в массовом сознании,
причем не только в России из-за потока дезинформации в виде циничной
откровенной клеветы или же прикрытой псевдонаучной оболочкой, обрушенной на
людей. Они отождествляются со стихией тотального разрушения, цинизма и
отсутствия моральных принципов в духе героев романа Достоевского «Бесы». Термин
«диктатура пролетариата» порой приравнивается к ГУЛАГу. Безусловно, все это не
имеет ни малейшего отношения ни к Марксу, ни к революционной теории марксизма.
Однако живучесть этих обывательских представлений требует вновь и вновь
обращаться к личности Маркса и марксизму как целостному мировоззрению, не сводящемуся
только к классовой борьбе и революционной практике.
На
постсоветском пространстве юбилей Карла Маркса на официальном уровне был
проигнорирован. Правящим элитам новых государств Маркс представляется
неактуальным, поскольку с коммунизмом, как им кажется, покончено навсегда.
Однако состоявшаяся в мае-июне 2018
г. в Москве в Государственном музее современной истории
России историко-документальная выставка «Это Маркс?!», а также выставка «Маркс
навсегда», проходившая в Русском музее в Санкт-Петербурге с 17 октября 2018 по
14 января 2019 г.,
показали живой интерес сегодняшней аудитории, в том числе молодежи, к Марксу,
его жизни, деятельности и идеям. На обеих выставках были представлены
уникальные документальные и музейные коллекции Российского государственного
архива социально-политической истории (РГАСПИ, бывший Центральный партийный
архив), в котором хранится самое полное в мире собрание документов и личных
вещей Маркса и членов его семьи, а также коллекции тысяч подлинных документов и
артефактов по политической и социальной истории Западной Европы и истории
международного рабочего движения. Концепция выставки в Русском музее состояла в
том, чтобы противопоставить «культовое» представление Маркса в советском
изобразительном искусстве и скульптуре китчу, олицетворением которого стали
написанные специально к юбилею Маркса картины модных санкт-петербургских художников.
В них нашли воплощение представления о Марксе, марксизме, коммунизме, СССР,
доминирующие в среде либеральной интеллигенции со времени горбачевской
«перестройки». Книга отзывов, однако, показала, что большинство посетителей
выставки в Русском музее не приемлет откровенного глумления над личностью
Маркса.
Понимание
людьми, несмотря на ни на что, масштаба личности Маркса и верности главных
выводов его теории – это именно то, чего больше всего боятся правящие классы
современной России и большинства постсоветских государств, отчетливо
осознающие, что с идеями Маркса неразрывно связаны борьба за уничтожение
капиталистической эксплуатации и социалистический выбор народов. Маркс и
сегодня оказывается не безопасен.
И
им есть, чего бояться! Маркс впервые доказал, что вся предшествующая история
человечества была (и остается по сей день) борьбой классов, существование
которых обусловлено определенными экономическими условиями и проистекающими из
них общественными и политическими отношениями. В популярном очерке «Карл
Маркс», написанном для немецких рабочих и опубликованном при жизни Маркса в
альманахе «Народный календарь» («Volks-Kalender») в 1878 г., Энгельс подчеркнул,
что именно Маркс показал, «что во всей разнообразной
и сложной политической борьбе речь шла всегда именно об общественном и
политическом господстве тех или иных классов общества», а именно «о сохранении
господства со стороны старых классов» и «о достижении господства со стороны поднимающихся новых», имея в
виду пролетариат[ii].
Свое
первое великое открытие, называемое материалистическим пониманием истории,
Маркс дополнил созданием теории прибавочной стоимости. В главном труде своей
жизни – «Капитале» – он доказал, что «обогащение
современных капиталистов не в меньшей степени, чем это было у рабовладельцев
или эксплуатировавших крепостной труд феодалов, происходит посредством
присвоения чужого неоплаченного труда и что все эти формы эксплуатации отличаются
друг от друга лишь тем способом, каким этот неоплаченный труд присваивается»[iii]. «Но тем самым, – резюмировал Энгельс, – у имущих классов было выбито последнее основание для лицемерных фраз,
будто в современном общественном строе господствуют право и справедливость,
равенство прав и обязанностей и всеобщая гармония интересов, и современное
буржуазное общество было разоблачено… как грандиозное учреждение для
эксплуатации громадного большинства народа незначительным, постоянно
сокращающимся меньшинством»[iv]. Эти два великих открытия
Карла Маркса легли в основу научной теории социализма, справедливость выводов
которой доказывает современный глобальный капитализм, где сегодня 1% населения
Земли владеет 99% богатств всего человечества.
Только
страхом перед идеями Маркса можно объяснить тот факт, что на официальном уровне
российская власть постаралась «не заметить» 200-летие Маркса, подобно тому как
в 2017 г.
она постаралась максимально принизить значение другого юбилея – 100-летия Великой
Октябрьской социалистической революции. Но так как пройти мимо такого события
международного значения, как юбилей Маркса, оказалось невозможно, то упор в
средствах массовой информации был делан на том, чтобы представить в максимально
негативном свете Маркса-человека, а его теорию – как ошибочную, и потому –
ответственную за якобы «неверный» выбор России в 1917 г.
В
центре внимания по вполне понятным причинам оказалась тема «Маркс и Россия»,
которая получила определенное преломление в контексте современной международной
обстановки. «Верные мученики Маркса», – так назвал российских марксистов журнал
«Родина», задавая вопрос: «Почему человек, родившийся 200 лет назад и убежденно
ненавидевший Россию, был так дорог большевикам».
Публикации
о Марксе в ряде центральных российских газет и научно-популярных журналов
(«Российская газета», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», журналы
«Родина», «Историк» и др.), безусловно, отразили прежде всего уровень
журналистов, слабо владеющих данной темой и использующих для своих публикаций
весьма сомнительные источники. Например, автор статьи в еженедельнике
«Аргументы и факты» преподносит читателю Маркса как «ненавидевшего всех»
«одичавшего студента», «не терпящего конкурентов вокруг себя» и «не умевшего
толком заработать», но «виртуозно выпрашивавшего деньги»[v].
Акцент (в духе нацистской пропаганды) делается на еврейском происхождении
Маркса. При этом автор сообщает имя, которое Марксу якобы дали при рождении:
«Мозес (Моисей) Мордехай Леви», хотя в опубликованном впервые еще в 1929 г. свидетельстве о
рождении Маркса, сказано, что имя Карл было дано Марксу от рождения[vi].
Публикации
о Марксе вместе с тем показали, что почти 30-летняя обработка умов в
антикоммунистическом и антисоветском духе дала результаты: авторы многих
публикаций о Марксе исходят из жизненных приоритетов весьма сомнительного
свойства, навязанных нашим гражданам в последние десятилетия. Характерной
чертой многих статей является стремление «опустить» содержание и тональность
разговора на бытовой уровень, оценивать Маркса и его жизнь с позиций обывателя.
В откровенно развязной манере сообщаются и смакуются отдельные факты из личной
жизни, многие драматичные и даже трагические события в жизни Маркса; искаженно
и односторонне преподносятся разногласия и взаимоотношения Маркса с его
идейными противниками, превратно трактуются отдельные высказывания Маркса, в
частности в отношении России, а приводимые цитаты выхватываются из контекста,
произвольно препарируются, приобретая в результате существенно иной смысл; не
гнушаются и прямым вымыслом; данные, почерпнутые в интернете, не проверяются.
Между
тем на русском языке опубликованы все основные произведения и документы Маркса
и Энгельса, их обширное эпистолярное наследие. Сегодня в издании МЭГА – Полном
собрании сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса на языках оригинала
(Marx-Engels-Gesamtausgabe – MEGA), издаваемом под эгидой Международного фонда
К. Маркса и Ф. Энгельса, одним из соучредителей которого является
РГАСПИ, – наряду с письмами Маркса и Энгельса публикуются все дошедшие до нас
письма их многочисленных корреспондентов. Опубликованы «Воспоминания о
К. Марксе и Ф. Энгельсе», биографии его жены Женни (в 2014 г., к 200-летию со дня
ее рождения, в Германии было издано полное собрание ее писем, значительная
часть подлинников которых хранится в РГАСПИ, а также новая биография Женни
Маркс, написанная Ангеликой Лиммрот и Рольфом Хеккером)[vii].
Несколько изданий выдержала в свое время книга О.Б. Воробьёвой и
И.М. Синельниковой «Дочери Маркса»[viii],
а совсем недавно вновь издана биография Маркса „Карл Маркс – мой прадед",
написанная его правнуком, парижским журналистом Робером Лонге. Эта книга, впервые
опубликованная на русском языке в 1979 г.[ix]
и переизданная в 1983 г.,
проникнута особой доверительной интонацией, свойственной близким людям,
содержит рассказы о Марксе и семейные предания, передававшиеся в семье от
поколения к поколению, уникальную информацию о потомках Маркса. Из работ
последнего времени выделяется фундаментальная монография американской
писательницы и журналистки Мэри Габриэл «Карл Маркс. Любовь и Капитал»[x]. Несмотря на некоторые
неточности, не всегда верную трактовку документов и погрешности русского
перевода, эта работа на сегодняшний день является, пожалуй, единственной
биографией Маркса, где сделана попытка проследить неразрывную связь между его
личной жизнью и творчеством.
Таким
образом, в распоряжении русскоязычного читателя сегодня имеется огромное
количество документальных источников для правдивого освещения любого периода
жизни Маркса. Однако обращение к источникам требует большого времени и квалификации,
предполагающей понимание того, что те или иные высказывания Маркса необходимо
рассматривать в контексте своего времени, что необходимо учитывать и понимать
обстоятельства, при которых были сделаны те или иные оценки, прослеживать
изменение и развитие взглядов Маркса на те или иные проблемы. Но такой
аналитический подход требует не только много усилий, но и предполагает
достаточно высокий уровень знаний, навыки работы с серьезными документальными
источниками, что не просматривается у большинства авторов публикаций о Марксе,
появившихся в российских средствах массовой информации в 2018 г.
Итак,
в центре публикаций и устных дискуссий о Марксе в 2018 г. в российском
медийном пространстве оказались две темы: «Маркс как человек» и «Маркс и
Россия». В определенных аспектах обе эти темы переплетались, когда, например,
речь заходила о взаимоотношениях Маркса с некоторыми представителями русской
общественной и революционной мысли, прежде всего, с М.А. Бакуниным и
А.И. Герценом.
Все
это побуждает обратиться к названным сюжетам.
Маркс-человек
Несмотря
на огромное море литературы о Марксе – по данным библиотеки Конгресса США, ему
посвящено больше исследований, чем любой другой личности в истории
человечества, – сегодня в нашем обществе о реальном Марксе мало кто знает, а
то, что «пишут», – весьма далеко от истины.
Карл
Маркс прожил, по нынешним меркам, недолгую жизнь. Он умер, не дожив двух
месяцев до своего 65-летия. Но эта жизнь была насыщена таким неустанным
интеллектуальным трудом, что оценивая его огромное научное и эпистолярное
наследие, которое в издании МЭГА должно составить 114 томов, можно только
поразиться объему сделанного Марксом в области общественной мысли и
революционной практики. Маркс был активным участником и аналитиком многих
событий европейской истории 19 века. «Маркс
стоял выше, видел дальше, обозревал больше и быстрее всех нас. Маркс был гений,
мы, в лучшем случае, – таланты. Без него наша теория далеко не была бы теперь
тем, что она есть. Поэтому она по праву носит его имя», – написал Фридрих
Энгельс[xi].
Нелегко
охватить все стороны этой великой личности. Маркс-мыслитель, начавший с
наиболее абстрактной области человеческого познания – философии; Маркс-ученый,
сорок лет отдавший созданию своего главного труда – «Капитала»;
Маркс-революционер, бескомпромиссный борец против власть имущих;
Маркс-публицист, редактор или сотрудник десятков газет и журналов в Германии,
Франции, Англии, США; наконец, Маркс – создатель и идейный руководитель первых
международных организаций рабочего класса – Союза коммунистов и Первого Интернационала.
Последнее – едва ли не самое важное в жизни Маркса. Ибо «Маркс был, прежде всего, революционер. Принимать тем или иным образом
участие в ниспровержении
капиталистического общества и созданных им государственных учреждений, участвовать
в деле освобождения современного пролетариата… вот что было в действительности
его жизненным призванием», – сказал Энгельс при прощании с Марксом на
Хайгетском кладбище в Лондоне[xii]. «…Когда настанут более бурные времена, мы по-настоящему почувствуем, что
мы потеряли в лице Маркса, – писал Энгельс их общему другу и соратнику
И.Ф. Беккеру. – Никто из нас не обладает
той широтой кругозора, с которой он в нужный момент, когда надо было
действовать быстро, всегда умел найти правильное решение и тотчас же направить
удар в решающее место. В спокойные времена, правда, иной раз случалось, что
события подтверждали мою, а не его правоту, но в революционные моменты его
суждение было почти безошибочно»[xiii].
Маркс
прожил удивительно цельную жизнь. Своей отличительной чертой он сам, отвечая на
вопросы шутливой анкеты в альбоме старшей дочери Женни, назвал «единство цели».
Несмотря на трудную судьбу политического эмигранта, многолетнюю материальную
нужду, лишения и утраты, Маркс не изменил принципу, сформулированному им в
школьном выпускном сочинении «Размышления юноши при выборе профессии»:
«трудиться для человечества». «Если
человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым ученым,
великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно
совершенным и великим человеком, – написал 17-летней юноша. – История признает тех людей великими,
которые, трудясь для общей цели, сами становились благороднее; опыт превозносит
как самого счастливого, того, кто принес счастье наибольшему количеству людей…
Если мы избрали профессию, в рамках которой мы больше всего можем трудиться для
человечества, то мы не согнемся под ее бременем, потому что оно – жертва во имя
всех; тогда мы испытаем не жалкую, ограниченную, эгоистическую радость, а наше
счастье будет принадлежать миллионам, наши дела будут жить тогда тихой, но
вечно действенной жизнью, а над нашим прахом прольются горячие слезы
благородных людей»[xiv].
«Его стихией была борьба. И он
боролся с такой страстью, с таким упорством, с таким успехом, как борются
немногие»,
– написал Энгельс о своем друге. Эту суть своей натуры молодой Маркс выразил в
стихотворении «Чувства» в «Книге любви», посвященной будущей жене Женни фон
Вестфален:
«Не могу я жить в покое,
Если вся душа в огне,
Не могу я жить без боя
И без бури, в полусне.
…
Мой удел – к борьбе стремиться,
Вечный жар во мне кипит,
Тесны жизни мне границы,
По теченью плыть претит»[xv].
Спустя
20 лет на вопрос «Ваше представление о счастье» в другом варианте анкеты, известной
как «Исповедь», Маркс вновь ответил: «Борьба»[xvi].
И уже на закате жизни в беседе с американским корреспондентом Дж. Суинтоном 6
сентября 1880 г.
в курортном местечке Рамсгейт под Лондоном, где Маркс находился на отдыхе, на
вопрос корреспондента «о решающем законе существования» Маркс, по словам журналиста,
опять «серьезно и торжественно ответил: "Борьба!”», и американскому
корреспонденту показалось, что в этом ответе – "закон жизни”»[xvii].
В
понятие «борьба» Маркс вкладывал не только классовое содержание, а трактовал
его гораздо шире как основной закон человеческого бытия. Но в первую очередь
это была борьба за изменение общественных условий мира частной собственности,
кумиром которого являлась нажива, а сущностью – мир всеобщего отчуждения и
прежде всего – отчуждение человека от результатов его труда, безвозмездно
присваиваемых капиталом. Философии созерцания, уделом которой было лишь
пассивное познание окружающего мира, Маркс противопоставил философию
революционной практики. Центральной идеей знаменитых «Тезисов о Фейербахе»
(весна 1845 г.)
стало выраженное в итоговом, одиннадцатом тезисе положение о решающей роли
революционной практической деятельности человека в познании и преобразовании
мира: «Философы лишь различным образом
объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»[xviii].
[i] Маркс К.
И.Ф. Беккеру, 17 апреля 1867 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т. 31. –
С. 453.
[ii] Энгельс
Ф. Карл Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т. 19. – С. 111.
[v] Кудряшов К. Наибольших успехов «отец
политэкономии» достиг в выпрашивании денег // Аргументы и факты. 2018. № 18. –
С. 42.
[vi] См.:
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т. 40. – С. 589.
[vii] Дорнеман
Луиза. Женни Маркс. М., 1988; Виноградская П. Женни Маркс. М., 1987; Jenny Marx. Die Briefe. Rolf Hecker,
Angelika Limmroth (Hrsg.). Berlin 2014; Hecker R., Limmroth A. Jenny Marx.
Berlin, 2014.
[viii] Воробьёва О. Б., Синельникова И. М. Дочери Маркса. Издание пятое, дополненное и переработанное. М., 1978.
[ix] Лонге
Р.-Ж. Карл Маркс – мой прадед. М., 1979.
[x] Габриэл М.
Карл Маркс. Любовь и Капитал. Биография личной жизни. М., 2014.
[xi] Маркс К.,
Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т. 21. – С. 301.
[xii] Там же.
– Т. 19. – С. 351.
[xiii] Там же.
– Т. 36. – С. 188.
[xiv] Там
же. – Т. 40. – С. 7.
[xvi] Там же.
– Т. 31. – С. 492.
[xvii] Там же.
– Т. 45. – С. 480.
[xviii] Текст 1845 г. см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.
– Т. 42. С.263.
|