Современная
потребность в Коминтерне и новых знаменах пролетарской
революции (2)
В.В. Терещук Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5.
2. Современная
необходимость формирования всемирной революционной коммунистической партии
пролетариата
После разрушения СССР и социалистического лагеря задача организации
борьбы против господства капитализма вновь поставила на повестку дня те же
вопросы марксистской теории с их адаптацией к еще более возросшему мировому
империалистическому характеру капитализма и нарастающими противоречиями между
различными его группировками. Современный капитализм укрепил свой мировой
характер, и потому задача его всемирного преодоления является для мирового
коммунистического движения, поднимающегося после удара, нанесенного победой
контрреволюции в СССР и социалистическом лагере, сейчас более насущной, чем в
начале прошлого века. Этот мировой характер современного капитализма
подтверждает актуальность той организационной формы классовой борьбы
пролетариата, которая была выработана Коминтерном, – необходимость формирования
всемирной революционной коммунистической партии пролетариата.
Ведь, по сути,
для марксистско-ленинских коммунистических и рабочих партий задача
социалистической революции должна пониматься как ликвидация капитализма как
мировой системы общественного производства, а не только в пределах отдельной
страны. В
связи с этим, для каждой коммунистической революционной партии
пролетариатастратегической задачей является её подготовка к международной
(мировой) пролетарской революции, вырастающей из классовой борьбы
пролетариата в отдельных странах под влиянием нового глобального кризиса
капитализма, который порождает уже не революционные ситуации в отдельных
странах, а международные цепочки революционных ситуаций, развязывает не только
локальные военные конфликты за передел сфер влияния, а новую мировую войну.
Все остальные
задачи для национальных партий (завоевание власти, установление диктатуры
пролетариата, обобществление производства и другие) имеют смысл как составные
части решения стратегической задачи. Следовательно, все современные
коммунистические революционные партии в своих программах должны совпадать по
важнейшей стратегической интернациональной задаче – СОЗДАНИЯ МИРОВОГО
КОММУНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА в результате социальной революции– и
различаться по своим частичным задачам национального характера, связанным с
особенностями расстановки классовых сил и путей завоевания политической власти(осуществления политической революции). Своеобразие этих задач как раз и
обусловлено неравномерностью развития капитализма в эпоху империализма,
сохранением остатков докапиталистических укладов и противоречий, то есть тем,
что связывает задачи борьбы с капиталистическим и докапиталистическим прошлым. Ведь
различие позиций отдельных партий скорее связано с тем, что в ходе революций
диктатуре пролетариата придётся «дорешить» те задачи, которые относятся к
докапиталистическому прошлому, и не были решены
капитализмом в рамках данного государства. Во всём, что касается будущего
– перехода за пределы капитализма, здесь задачи всех партий едины, поскольку
они могут быть решены лишь в процессе мировой социальной революции, преодолевающей (диалектически снимающей)
капитализм как мировую систему и обеспечивающей социально-экономическое
освобождение пролетариата в ходе ликвидации капиталистического способа
общественного производства. Роль будущего в осмыслении постановки современных
задач еще понята недостаточно.
Отсюда следуют выводы:
1.Новый Коммунистический Интернационал нужен и
возможен уже сейчас, не дожидаясь, пока пролетарская революция победит в
одной из стран и её ресурсы можно будет использовать для такой работы. Просто
формы этой работы в настоящее время должны соответствовать наличным силам
партий борющегося пролетариата во всем мире, которых в настоящее время гораздо
больше, чем у рабочих и коммунистических организаций Европы в период
образования ими Первого Интернационала.
2. Важнейшей
задачей для нового объединения коммунистических и рабочих партий в условиях
продолжающегося нарастания реакции должно стать теоретическое осмысление
современного капитализма как всемирного явления, его мировых
кризисов, его фашизации, милитаризации и подготовки к новой мировой войне, а
также путей его всемирного революционного преодоления.
3. Из предыдущей
задачи следует вторая задача – совместная выработка стратегической задачи
всемирной социальной революции, общей для всех революционных коммунистических и
рабочих партий. При этом важно теоретическое осмысление опыта
строительства социализма в СССР (а также причин его поражения) для понимания
логики развития революционного процесса преодоления капитализма как системы
общественного производства, основанной на частной собственности на средства
производства с вытекающими из этой собственности товарно-денежными отношениями
в экономике. Эта интернациональная задача, общая для всех партий, станет
основой для переосмысления национальных задач и особенностей их решения для
каждой из партий, признающих необходимость действительного преодоления
капитализма как всемирного явления в рамках мировой революции.
4. Следующей задачей является выработка
организационных форм нового Международного товарищества рабочих всего мира.
Задача этих форм – превратить международную организацию пролетариата в главного
союзника каждого национального отряда, что позволит уменьшить необходимость в
альянсах с оппортунистическими организациями и партиями нынешней социал-демократии.
Международные совещания коммунистических и рабочих
партий
могут стать той основой, из которой вырастет новая форма Международного
товарищества рабочих. Важно понимание, что такие совещания являются
определенной формой восстановления того состояния международного
коммунистического и рабочего движения, которое было создано на втором этапе
развития Интернационала, что ведет к превалированию национальных интересов
пролетариата над интернациональными и, как следствие, активному присутствию
социал-демократических течений.
Вычленение в
рамках этого объединения Коммунистической
инициативы является правильным путем развития объединения коммунистического
и рабочего движения в международном масштабе. Важно верно выработать дальнейшую
логику развития этого интеграционного процесса, адекватную задачам преодоления
противоречий современного капитализма и революционного выхода за его пределы.
Актуальность
задачи воссоздания интегрированного мирового коммунистического и рабочего
движения в нынешних условиях, определяется обострением межимпериалистических
конфликтов капитализма, которые не только разрушают суверенитет отдельных
стран, развязывая локальные военные конфликты, но и стремительно продвигают
мировую систему капитализму к крайнему способу разрешения своих противоречий –
к новой мировой войне. Потому революционное преодоление капитализма во
всемирном масштабе становится задачей спасения всего человечества от гибели в
этой войне. Классовая задача пролетариата
становится общечеловеческой задачей.
Современный глобальный
финансово-экономический кризис мирового капитализма является, несомненно,
важнейшей причиной глобального правого поворота в политике, воплотившегося в
повсеместном росте неофашизма, приобретающего зловещие расистские формы. Этот
правый поворот выступает существенным признаком того, что мировой капитализм
готовится к новой мировой войне, поскольку не видит иного выхода из
непрекращающегося кризиса.
Всё более
реальная угроза фашизации и войны нарастает также и потому, что угнетенные и
эксплуатируемые в мировом масштабе ряды современного пролетариата не
воспринимают альтернативный войне и фашизации общества путь выхода из
глобального кризиса капитализма – путь социалистической революции, устраняющий
причины, толкающие человечество к новым мировым кризисам и войнам. Мы все еще
находимся в периоде последствий поражения социализма в СССР. Именно этим, в
частности, обусловлено отсутствие
собственного классового сознания у пролетариата, что как раз и восполняется
более простыми объяснениями причин бедственного положения трудящихся масс:
разными концепциями поиска врагов нации и даже расы, указыванием на «чужих» с
другим цветом кожи, с другой религией, с другим языком.
Это также
означает слабость политических партий пролетариата – рабочих, коммунистических
и социалистических партий, вырабатывающих теоретически социалистическую
альтернативу и пропагандирующих её в пролетарской среде, организуя класс на
практическую борьбу за свои классовые интересы. Эта слабость также обусловлена
продолжающимся влиянием поражения социализма в СССР, которое привело к
глубокому кризису мирового рабочего и коммунистического движения и значительно
снизило влияние этих партий в пролетарской среде. Пытаясь как-то оправдать
слабость своих левых партий, некоторые из лидеров выдвигают аргументы, что,
мол, ныне «пролетариат не тот», или даже – что теперь социалистический проект
имеет иного субъекта, а пролетариат перестал быть историческим субъектом
трансформации капиталистического мира.
3. О
новых знаменах всемирной революционной коммунистической партии пролетариата
Когда обвиняют
современный пролетариат (ядром которого является промышленный рабочий класс) в
том, что он не является классом, что он не хочет подниматься на борьбу, то при
этом недостаточно учитывают тот факт, что этому пролетариату фактически не
предлагают такие цели борьбы, которые уже не были бы дискредитированы в
прошлом, в том числе и его собственными поражениями, и разложением в этих
поражениях как самого класса, так и его политических партий.
Когда говорят,
что современный пролетариат "дезертировал" с поля боя классовой
борьбы, то не учитывают, что желание дезертировать у "солдат
революции" появляется и тогда, когда они не воспринимают поднятые знамена,
под которыми их хотят вести в бой, предлагая очередную "войну до победного
конца", поскольку на этих красных по цвету пролетарской крови славных
знаменах остались те же, уже проигравшие ранее лозунги борьбы за социализм как
в СССР. Поэтому задача выработки, осознания и постановки для пролетарской
борьбы таких целей, которые могут стать новыми знаменами революционных
классовых битв, для пролетарской партии является важнейшей.
Тем более что
марксизм-ленинизм сформулировал четкое понимание того, что в пролетарской среде
сам класс по объективным причинам не может выработать собственное революционное
сознание, что это сознание в него вносит извне революционная партия,
руководствующаяся выработанной представителями других классов, перешедших на
позиции пролетариата, революционной теорией марксизма. Диалектическая
методология марксизма требует рассматривать сам класс пролетариев в его
внутренней противоречивости, определяющейся его положением в общественном
разделении труда. Этим также обусловлено то, что сам класс выработать такие
цели неспособен.
С партиями,
желающими быть пролетарскими и готовить этот класс к новым революционным боям,
зачастую происходит то, что и с военными начальниками, которые в период мирной
передышки готовят свои армии не к будущим, а к уже прошедшим войнам, – они
готовятся сами и зовут пролетариат к уже прошедшим этапам революции,
завершившимся контрреволюционным откатом. Когда пролетариат хотят поднять под
знаменами, на которых начертаны лозунги, уже потерпевшие поражения, не стоит
удивляться, что он не поднимается и "дезертирует". Пример нынешних
официально «левых» парламентских партий еще более удручающий. Они не только не
поднимают знамя прошедших революционных этапов, что явно недостаточно для
мобилизации пролетариата, но вообще поднимают чужие знамена дореволюционных
периодов, в том числе даже контрреволюционные.
Выход из этого
замкнутого круга предполагает, прежде всего, овладение и применение
диалектико-материалистической методологии марксизма к самому революционному
процессу – раскрытие его в становлении и развитии.
Социальная революция как переход от капитализма
к коммунизму также становится, развивая свои отдельные моменты до целостности и
всеобщности этого перехода. В своем становлении она, как известно,
разворачивается первоначально как политическая революция (переворот) –
завоевание власти пролетариатом и ликвидация буржуазной государственной машины.
Поскольку произошедшие революции побеждали в странах не с самым развитым
уровнем капитализма, постольку политическая революция вынужденно приводила к
необходимости политических союзов пролетариата с крестьянством и мелкой
буржуазией.
Лишь вслед за
этим перед революцией в полный рост встают задачи изменения формы собственности
– социально-экономические задачи. Этот второй этап включает в себя две стадии:
1) "доделывание" развития, не сделанного капитализмом по
отношению к докапиталистическим пережиткам; и 2) трансформация
капиталистического способа производства как воспроизводства капитала в
коммунистическое производство как коллективное (всеобщественное)
воспроизводство всесторонне развитого человека. Переход на этот второй этап
требует превращения социальной революции
из социально-экономической в культурную революцию в самом глубоком ее
смысле – не как ликвидацию тех недостатков в развитии человека, которые не были
решены капитализмом в соответствии с культурными запросами капиталистического
способа производства (ликвидацию безграмотности, формирование сети общего и
среднего образования, овладение богатствами культуры, созданными
предшествующими поколениями и т.д.), а как превращение
самого способа производства в способ образования человека.
Таким образом, социальная революция проходит три стадии
становления: политическую (установление власти пролетариата и его
союзников), социально-экономическую
(овладение пролетариатом социально-экономическими условиями воспроизводства
человека и общества) [причем, в тех странах, где революции «легче» начинаются,
приходится решать больше "буржуазных" задач, а в тех, где капитализм
больше "дозрел" в обобществлении труда, – сложнее начать революцию], культурную. Культурная революция также с необходимостью проходит две стадии;
1) доделывание задач «буржуазной» культуры параллельно с аналогичным
процессом в экономике, и 2) трансформация природы самого победившего в
революции класса пролетариата, его
союзников и вместе с этим – всего общества, для переделки собственно классовых
характеристик, сформированных капитализмом, в человеческую природу как
воспроизводство уже не класса, но всего человечества по человеческим меркам.
Эта задача была сформулирована в третьем разделе Программы Коминтерна, принятой
на VI Конгрессе в 1928 году.
Кроме того, на стадийность становления революционного процесса
накладывается проблема неравномерности развития капитализма как всемирной
системы. Эта неравномерность приводит к тому, что мировой революционный процесс перехода от капитализма к коммунизму
начинается в отдельных странах раньше, а в других позже, хотя он не может не
развиваться именно как мировой революционный процесс, поскольку в его основе
лежит мировой кризис капиталистической системы производства, существующей
именно в качестве мировой системы.Говоря о задачах пролетарской партии в
отдельной стране, мы в данном случае отвлекаемся от этой проблемы.
Мы исходим из того, что революционный процесс, независимо от того в какой
стране он начнется раньше или позже, с необходимостью будет происходить по
всеобщей логике его становления. Потому рассматриваемые задачи для любой
последовательно революционной пролетарской партии, по сути, есть одновременно
задачи для мирового революционного процесса, приобретающие своеобразие в той
или иной стране лишь в зависимости от того, с какого уровня развития
капитализма он начинается, какова степень неразрешенности капитализмом в этой
стране задач устранения докапиталистических пережитков, каково место страны в
мировой системе капитализма и международном разделении труда. Мы имеем дело с единой всемирной социальной
социалистической революцией как всеобщим переходом от капитализма к коммунизму.
История
социалистической революции в СССР и других странах показывает, что
революционный процесс накопил в той или иной мере опыт движения по всем ее
стадиям. Прерывание этого становления контрреволюционным откатом не только
возвращает к необходимости повторения опыта революции по стадиям ее
становления, но и задает иную динамику этого процесса. Социалистическая
революция есть комплексный процесс разрешения противоречий капитализма.
Становление социализма и есть разрешение этих противоречий в различных формах
революционного процесса. Потому социализм
можно понять диалектически лишь как переход от капитализма к коммунизму, в
котором человечество начинает развиваться в новой сущности и на новом
основании:
- от общества в
форме политического государства к обществу безгосударственному (преодолевшему
не только власть буржуазии, но и власть пролетариата) как непосредственно
общественной системе обобществившегося человечества;
- от
капиталистического способа производства (и, шире, капиталистической формации) к
развитию не по логике экономики способов производства с неизбежными
прерываниями этого развития социальными революциями;
- от общества, производящего товары, вещи, к обществу, производящему
человека во всесторонности развития его способностей по всеобщим меркам
культуры;
- от общества, в
котором частные интересы противостоят общественным и подчиняют их себе, к
обществу, в котором интерес в развитии человеческих способностей каждого
является общественным интересом и делом для всех.
[1] Эта задача была
сформулирована в третьем разделе Программы Коминтерна: «Конечной целью, к
которой стремится Коммунистический интернационал, является замена мирового
капиталистического хозяйства мировой системой коммунизма».
[2]См. часть 8 четвертого раздела Программы Коминтерна.
[3] Понимание прошедших процессов (в том числе и методы их познания,
которые выбираются в исследованиях) в сущности определяется современными
интересами общественных субъектов действия. Сами же эти интересы в конечном
счете определяются той перспективой, которую они себе выстраивают как
целеуказующий регулятив своей деятельности. Таким образом, будущее, или, точнее
та модель будущего, которую для себя разрабатывают общественные субъекты
действия, не может не выступать методологическим принципом понимания и познания
как настоящего, так и будущего.
В отношении
настоящего это значит, что понимание сути происходящего в обществе (или только
что произошедшего) возможно лишь с позиций одного из выбранных вариантов
будущего. В таком случае истина настоящего определяется тем будущим, которое
станет возможным на самом деле. То есть тот общественный субъект действия, чей
проект будущего осуществится, является носителем критерия истинности. – См.:
А.П. Назаретян ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ КРИЗИСЫ В КОНТЕКСТЕ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ИСТОРИИ
Синергетика – психология – прогнозирование. Пособие для вузов. Издание второе,
переработанное и дополненное. – Москва, Мир, 2004.
[4] «Будучи в капиталистическом обществе классом, экономически
эксплуатируемым, политически угнетенным и культурно задавленным, рабочий класс
лишь в переходный период, лишь после завоевания им государственной власти, лишь
разрушая буржуазную монополию образования и овладевая всей наукой, лишь на
опыте величайшей строительной работы переделывает свою собственную природу» –
отмечается в Программе Коминтерна.
[5] «Исчезновение классов сопровождается уничтожением всякой монополии
образования. Культура становится общим достоянием, и прошлые классовые
идеологии уступают место научному материалистическому миросозерцанию. При таком
положении вещей становится невозможным какое бы то ни было господство людей над
людьми, и открывается громаднейшее поле для общественного отбора и
гармонического развития всех заложенных в человечестве способностей».
|