Эпатажная имитация
марксистско-ленинской теории
и методологии российским зюдекумом. [1]
Горбачевско-яковлевская
система
оболванивания на службе зюгановщины (4)
В.А.
Сапрыкин
Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6.
Примечания 1. Примечания 2
Что
же на деле означает подобная «теория и методология» г-на Зюганова? На мой
взгляд, вот что:
а)
элитарный подход к обществу, государству и власти есть полное забвение
народа как решающего фактора истории, культуры, самого социального прогресса.
Это реанимация оппортунистом из КПРФ буржуазной теории элит (философия Ницше,
Бердяева, Парето, Моска, Келлера, Цайглера и др.), глубоко враждебной
марксистскому учению о роли народных масс, о классах и классовой борьбе,
социалистическим принципам социального равенства всех членов общества, она
унижает трудящихся и обрекает их на подчинённое «элите» положение;
б)
элита, вопреки утверждению Зюганова, не в состоянии обеспечить стабильность
и динамизм в развитии общества и государства: яркий пример тому крах
царской дворянско-помещичьей элиты в начале ХХ столетия. Эта
оппортунистическая, буржуазная по своей сути теория от начала и до конца
враждебна людям труда, их социальным и классовым интересам. «Общество
никак не сможет прийти в равновесие, – писал великий К. Маркс, – пока
оно не станет вращаться вокруг солнца труда» [69]. Именно этого и
не хочет признать обуржуазившийся парламентарий Зюганов, отстаивая идею
элитарности, по этой же причине он ревизует марксистское положение о диктатуре
пролетариата;
в)
элитарный подход, отстаиваемый Зюгановым, ставит крест на его рассуждениях о
русском народе, о самобытности русской цивилизации, о русском социализме.
Социализм – это власть самого народа, а не элиты: это – ТРУДОВЛАСТИЕ в широком
смысле слова в противовес КАПИТАЛОВЛАСТИЮ, где господствует воля «элиты».
Только приобщение трудящихся к общественно-политической и культурной жизни, к
плодотворной государственной работе, «полная передача управления страной
и контроля за хозяйством её рабочим и крестьянам», которые сами смогли бы
«правильно распределять землю, продукты и хлеб» [70] обеспечит
стабильность и динамизм в развитии общества и государства. Такова точка зрения
марксизма-ленинизма, с которой не желает считаться г-н Зюганов.
Совершенно
очевидно, что с подобным «элитарным» настроением зюгановцы не торопятся идти «на
улицу» к рабочим и другим слоям пролетарского населения современной России.
Поэтому «открытие», которое он сделал на XIV пленуме («рабочий класс
довольно многочислен, происходит его взросление, повышается потенциал
активности» и т.д.), на деле ничего не стоит. А чего стоит в целом
идейно-теоретический арсенал КПРФ, с которым можно было бы обратиться к
рабочему классу и всем трудящимся? Зюганов утверждает: «С февраля 1993 года
– с момента возрождения нашей партии – мы находимся в коллективном (???) поиске
ответов на вопросы, которые ставит перед нами отечественная и мировая история»
(«Правда», 2012, 11 октября, с. 3). Были перечислены некие абстрактные
формулировки, но обойдены молчанием сами ответы… Вот они: «Святая Русь и
кощеево царство». «Русское православие и проблемы возрождения России»,
«100 анекдотов от Зюганова» и т.д. и т.п. «Идеологию разрабатывает
сам Геннадий Андреевич, а мы лишь её транслируем», – давал некогда
установку бывший секретарь ЦК КПРФ по этому направлению А. Кравец. Так и идут
рука об руку мифологический «коллективный поиск» и реальная «трансляция»
зюгановщины.
А
коллективный поиск есть, и он много лет ведётся учёными-марксистами.
Осенью 1997 года в Институте философии РАН возник ежемесячный академический
теоретический семинар «Марксовские чтения», созданный доктором
философских наук, профессором Д.В. Джохадзе. За первое своё десятилетие он
провёл свыше 80 заседаний и стал вполне авторитетным и привлекательным не
только в научной философской аудитории, но и среди широкой общественности
Москвы, многих российских городов, Украины, Белоруссии, Казахстана и других
бывших республик СССР. Помимо собственно семинаров были проведены многие
проблемные конференции, среди которых:
1. «Карл
Маркс и современная философия» (1998 г.);
2. «Теория
и практика марксизма (история, современность, перспективы)» (2000 г.);
3. «Марксизм-ленинизм
в XXI веке и перспективы развития России» (2001);
4. «Марксизм,
обществоведческая мысль современности и социалистические тенденции развития
человечества в XXI веке» (2001
г.);
5. «Конец
предыстории человечества: социализм как альтернатива капитализму» (2003 г.);
6. «Международное
коммунистическое и левое движение в условиях империалистической глобализации»
(2004 г.);
7. «Эпоха
И.В. Сталина: от прошлого – к будущему социализма» (2004 г.);
8. «Великой
Победе советского народа – великое продолжение» (к 60-летию Победы
советского народа в Великой Отечественной войне,2005 г.);
9. «Реинтеграция
братских народов постсоветских республик – категорический императив современности.
К 90-летию Великой Октябрьской социалистической революции» (2007 г.) и др.
На
конференциях и семинарах выступали яркие, талантливые учёные, литераторы,
общественные и государственные деятели России и других стран ближнего и
дальнего зарубежья. Среди них В.Н. Страхов, В.С. Бушин, Р.И. Косолапов, В.В.
Трушков, В.А. Вазюлин, И.А. Гобозов, Г.А. Багатурия, С.И. Гончарук, Д.В.
Джохадзе, Ф.Н. Клоцвог, Б.С. Хорев и др. (Россия); Ли Дэ-шунь (КНР); Нгуен Чонг
Тьуан (Вьетнам); Периклис Павлидис (Греция); Карлос Мендоса Потелла
(Венесуэла); Хорхе Марти Мартинес (Куба); Т.И. Яброва (Украина); Т.И. Адуло
(Белоруссия); Г. Погосян (Армения); А.А. Хамидов (Казахстан), А.А. Брегадзе
(Грузия), А. Шарипов (Узбекистан), А. Назарова (Таджикистан) и многие, многие
другие. За эти годы были сотни марксистов из разных стран, чьи научные работы
вошли в коллективные издания Института философии В их числе фундаментальный
труд «Марксизм: прошлое, настоящее, будущее». (М., Макс Пресс,
2003, 692 стр.); «Конец предыстории человечества: социализм как
альтернатива капитализму». (Материалы международной научно-практической
конференции. М., Институт философии РАН, 2004, 360 стр.); двухтомное издание «Марксизм
и будущее цивилизации». (М., изд-во «ВИУ», 2006. Т. 1. – 416 стр.; Т.
II. – 420 стр.). Авторитет ученых-марксистов позволил им впервые за последнюю
четверть века принять участие в работе российских и международных конгрессов в
качестве самостоятельного исследовательского сообщества. Так, на IV Российском
философском конгрессе «Философия и будущее человечества» (24-28 мая 2005 г., Москва) работала
отдельная марксистская секция. Вся работа конгресса была пронизана духом теории
и методологии марксизма-ленинизма. Увы, эти работы игнорируются в ЦК КПРФ,
усилиями зюгановцев создан феномен под названием «НЕИЗВЕСТНЫЙ МАРКСИЗМ»…
для членов этой партии!
В
работе марксистского академического семинара постоянно принимали участие
руководители компартий, которые сегодня существуют наряду с КПРФ: В.А. Тюлькин
(РКРП), О.С. Шенин (КПСС), А.А. Пригарин (РКП–КПСС). Никогда не было только
одного человека – Г.А. Зюганова. Ответом на персональные, многолетние
приглашения руководителя семинара профессора Д.В. Джохадзе было молчание со
стороны председателя КПРФ. Сегодня он рассказывает, какие многообещающие планы
в области идейно-теоретической работы собирается осуществить:
а)
вести «постоянный анализ общества, в котором мы живём». Такой
анализ давно ведётся учёными-марксистами (философами, историками, социологами,
экономистами, культурологами), но он игнорируется руководством КПРФ и лично
Зюгановым;
б)
«применять классовый подход к анализу и оценке социальных фактов и
явлений». Такой подход разработан учёными-марксистами, но его начисто
отвергает Зюганов;
в)
«создать Центр политической учёбы при ЦК КПРФ по повышению
идейно-теоретического уровня коммунистов и подготовке кадров». Об этом
говорится свыше 15 лет, но «улита едет, когда-то будет»;
г)
«вынести на рассмотрение XV съезда вопрос об учреждении партийного
журнала «Вопросы теории». Подобный журнал под другим
названием уже был: «Диалог». Его выпускали профессиональные журналисты и
партийные работники-коммунисты во главе с Н.Я. Клепачем. Журнал отличался
высоким научным уровнем материалов, классовым марксистским подходом к
анализу процессов, явлений и фактов, глубиной анализа поднимаемых проблем,
оперативностью в освещении текущих событий, хорошей редактурой и подбором
авторского актива. «Диалог» вырос из известных в КПСС и в
СССР журналов «Политическое образование» и «Агитатор».
Он сохранил высокий профессионализм и свою приверженность марксистско-ленинской
теории и методологии. Кстати, в отличие от журнала «Свободная мысль»,
преобразованного из журнала ЦК КПСС «Коммунист». «Свободная мысль»
под руководством Н.Б. Биккенина стала рупором
горбачевистов-контрреволюционеров, агрессивным изданием антикоммунистического,
антимарксистского толка. Редакторы «Диалога» сохранили свою идейную и
нравственную честь и достоинство, они не предали дело, которому служили в КПСС.
Хорошие профессионалы, они отлично знали и чётко понимали, что нужно
адресовать партийному активу и всем коммунистам. В составе редколлегии
трудились авторитетные учёные-марксисты. Журнал выходил в труднейших условиях,
у него не было постоянного помещения (оно было отнято во время
контрреволюционного захвата имущества КПСС), нужно было непрерывно
изыскивать финансирование и т.д. и т.п. Н.Я. Клепач обращался за помощью лично
к Г. Зюганову. «Не волнуйся, Коля, поможем», – отвечал радетель за
марксизм-ленинизм и теоретическую подготовку кадров. «Диалог» погиб,
и на его могиле можно написать эпитафию: «Удушен оппортунистами».
Такова
подлинная, а не мнимая организующая роль ЦК КПРФ и лично Г. Зюганова в
собирании марксистских сил, консолидации всех сторонников социализма в борьбе
против контрреволюции и реставрации чудовища-капитализма. У них не нашлось
скромных сумм для выпуска интереснейшего журнала «Диалог» (хотя тот мог
выходить за счёт самоокупаемости, если распространять его среди
коммунистов и парторганизаций, тираж был уже близок к этому), но имеются
средства, причём немалые, на многотысячные издания оппортунистических опусов
(«Россия – Родина моя» – тираж 10.000 экз.; «Уроки жизни» – 10.000
экз. и т.д.) и откровенно антимарксистских монографий. Под рубрикой «Дискуссионный
клуб КПРФ» в 2003 году выпущена книга А. Зиновьева «Идеология партии
будущего» (М., «Алгоритм», 2003, тираж 5 тысяч, 239 стр.). Она
сопровождается восторженными рекомендациями первого заместителя председателя ЦК
КПРФ И. Мельникова: «Уважаемые читатели! Вы держите в руках первую книгу из
серии «Дискуссионный клуб КПРФ». … Мы особенно рады поздравить
читателей с открытием этого проекта… Бесспорно хорошим началом является
публикация книги выдающегося русского социолога Александра Зиновьева» (см.
обложку книги).
Чем
же привлекли ЦК КПРФ сама персона А. Зиновьева и его книга «Идеология партии
будущего»? Что нового по сравнению, например, с работами Ленина мог сказать
академический логик, философ и социолог? Ответ можно найти у самого автора:
1)
Слова «коммунизм» и «коммунистический» приобрели в сознании людей, – писал
он, – настолько прочный дезориентирующий (негативный) смысл, что изменить его
невозможно никакими разъяснениями. … Бороться с таким явлением бессмысленно. Новая
идеология… должна выступить как преодоление марксизма и советской идеологии. Причем
преодоление не как дальнейшее их развитие (модернизация), что исключено, а как
отрицание» [71];
2)
«Партия Будущего, – продолжает А. Зиновьев, – не должна рассматривать
себя как представительницу какой-то определенной части населения страны, каких-то
угнетённых, эксплуатируемых и т.п. классов вроде пролетариата в марксистском духе»
[72];
3)
«Сам характер новой идеологии подсказывает, что наиболее вероятными
приверженцами новой идеологии могут стать не представители низших слоёв
населения, а люди со сравнительно высоким уровнем образования, культуры,
нравственности, интеллектуальных интересов и т.д., короче говоря – часть
интеллектуальной, творческой и деловой элиты населения…» [73] (вспомним
зюгановский элитарный подход. – В.С.);
4)
«Марксизм имел высокий интеллектуальный уровень в качестве массовой и
государственной идеологии. Но он претендовал на большее – на статус науки. Я…
установил, – заявляет А. Зиновьев, – что все его основные понятия и
утверждения не соответствуют критериям логики и методологии науки» [74]. «Марксизм-ленинизм…
стал для меня предметом насмешки».
Как
видим, ответ на один вопрос дан самим Зиновьевым: ничего нового в своей книге
он не сказал, в своеобразной манере лишь выразил всё тот же антимарксизм и,
следовательно, антикоммунизм, который и до него широко ходил по миру. Важнее
понять другое: почему КПРФ устами Зюганова, Мельникова и других функционеров
прославляет Зиновьева, делает его жертвой Советской власти и своим идеологом?
«… В советскую эпоху довольно часто талантливые люди оказывались не только в
оппозиции к власти, но и в лагерях, в тюрьмах, за границей. Например, Александр
Зиновьев. Талантливый философ, во многих своих пророчествах он оказался прав,
но не только не был востребован властью, а подвергся преследованиям и вынужден
был уехать за кордон» [75].
Ответ
напрашивается один – другого просто быть не может: зюгановцев привлекает
многолетний (начиная с 50-х годов прошлого века и до конца жизни),
последовательный антимарксизм, антикоммунизм и антисоветизм Зиновьева..
С.Г. Кара-Мурза хорошо показал атмосферу и сам процесс созревания подобных
борцов с марксизмом и советским обществом с его принципами, образом жизни
людей, их материальными и духовными условиями существования. В фундаментальном
двухтомном исследовании «Советская цивилизация» есть раздел под
названием «Антисоветский проект», глава 1 «Созревание
антисоветского сознания». «Видные деятели интеллигенции целенаправленно
и методически убеждали граждан в негодности всех устоев советского порядка,
– пишет С.Г. Кара-Мурза. – Я с 1960 г. работал в Академии наук и прекрасно
помню все разговоры, которые непрерывно велись в лаборатории, на домашних
вечеринках или в походе у костра – оттачивались аргументы против всех
существенных черт советского строя. Так и вызревало
то, что я назвал «проектом». Над ним работали в самых разных «нишах»
общественного сознания – и учёные, и поэты, и священники»
[76].
Со
ссылкой на историческое исследование В.Н. Макаревича С.Г. Кара-Мурза
рассказывает о возникновении в 1952
г. Московского методологического кружка, основателями
которого были А.А. Зиновьев, М.К. Мамардашвили, Б.А. Грушин, руководил им Г.П.
Щедровицкий. «Все обсуждения записывались на магнитофон и затем
распечатывались на пишущих машинках (за 40 лет в методологических кружках
скопились сотни томов машинописных материалов семинаров и игр). Написаны они
были намеренно усложнённым, методологическим «птичьим» языком… Методологическое
движение не представляло собой какой-то реальной оппозиции политическому
режиму. Скорее, оно проводило подспудную кропотливую работу, готовя перемены»
[77]. Иначе говоря, создавали идейно-теоретическую почву для
будущей контрреволюции, которая начнётся втайне с приходом Горбачёва и
Яковлева, а потом развернётся открыто и крайне агрессивно. Клика горбачевистов
возьмёт на вооружение «методологические», с позволения сказать, наработки «безобидных»,
«не делающих зла» философов, и заявит во всеуслышание: «Система
прогнила, реформированию не подлежит». Так академические «игры» и «птичьи семинары»
переплавились в буржуазно-криминальную контрреволюцию, отбросившую не только
СССР, но и весь мир к варварству и дикости.
Вот
в той «методологической» среде и формировался мыслитель А. Зиновьев как
антикоммунист и антисоветчик, там рождались его «Зияющие высоты»,
«Гомо советикус» и другие работы подобной направленности. К концу
жизни философ словно прозрел, начал петь дифирамбы советской цивилизации,
говорить, что он не антикоммунист. На вопрос «Что же всё-таки привело вас
к разочарованию в советской системе?» он отвечал: «Ни к какому разочарованию меня ничто не приводило,
я просто в своих книгах анализировал советский образ жизни. И результаты
излагал в литературной форме. В «Зияющих высотах» показаны все аспекты жизни
советского общества». «И вы не считаете себя антисоветчиком?» – «Ни в
коем случае. Конечно, я не могу сказать, что я апологет советского общества.
Нет, я не апологет, но я и не антисоветчик. Я не апологет коммунизма, но я и не
антикоммунист. … Иногда мне говорят: «А не думаете ли вы, что ваши книги
используют во зло?» Но кто судья, что считать злом, что не злом, что может
причинить, а что не может? Кроме своей собственной совести – других судей
нет» [78].
Так
говорил человек, которого теперь величают не иначе как «великий»,
«пророк Отечества», «писатель с мировой
известностью»…Оценку справедливости этих определений оставим для
истории, для времени, для социализма, который обязательно возвратится в Россию.
Ведь сегодня все критерии смыты контрреволюцией: от смешного и до великого –
один шаг, от банального до гениального – ещё меньше, а от контрреволюционера –
диссидента, антисоветчика и антикоммуниста до патриота вообще нет дистанции.
Поэтому обратимся лучше к первоисточнику – книгам А. Зиновьева «Гомо
советикус» (1982) и «Пара беллум» (1982). «На Западе
умные и образованные люди называют нас гомо советикусами. Причём они употребляют
это название в унизительном и презрительном для нас смысле. … Я только пойду в
этом направлении ещё дальше и утру Западу нос. Я введу более удобное сокращение
для этого длинного выражения: гомосос. Звучит, по крайней мере, по-советски.
Гомосос
– существо довольно гнусное. … В Камбодже убили
три миллиона человек? Прекрасно, пусть все видят, к чему ведет коммунизм. …
Мы-то как раз и послужили той исходной основой, из которой великие селекционеры
– коммунисты вывели современного гомососа» [79].
Это
можно цитировать и дальше, не будем говорить, какое чувство при этом охватывает
читающего. Лучше обратим внимание на другое: нечто подобное или близкое к этому
уже встречалось, только значительно раньше. Большевики – «это растлители
души и духа, безбожные, бесстыдные, жадные, лживые и жестокие властолюбцы».
Коммунисты – это «полулюди, опустившиеся на низшую ступень первобытного
всесмешения» [80]. – это уже
И. Ильин, о котором говорилось раньше. Наконец, ещё один источник по данной
проблеме, а именно: что есть антисоветизм и антикоммунизм на деле. «Большевизм
– это многоликое бесовство, воинствующее античеловеческое явление», «большевизм
– родное дитя марксизма», «большевистская идеология и практика – это
дьяволизация сознания и поведения», «это система социального
помешательства» [81], – а это,
разумеется, «архитектор перестройки» А. Яковлев.
Не
будем играть в лингвистические прятки: «гнусное существо гомосос» в отношении
советских людей, «растлители душ и полулюди» в оценке коммунистов, «бесовство,
античеловеческое явление» в отношении большевиков-марксистов – это
однопорядковые проявления антисоветизма и антикоммунизма.
Оставим в стороне (для академических дискуссий) наивные рассуждения на тему «что
считать злом, а что не считать», скажем об очевидном:
классовые силы хорошо разбираются, «в каком идти, в каком сражаться стане»,
с каким оружием отстаивать свои социально-классовые интересы. Поэтому мы
каждый день видим, как наследие Ильина, Яковлева, а вместе с ними и Зиновьева
используется реставраторами капитализма, чтобы в очередной раз облить грязью
СССР, очернить советский народ, представить коммунистов недочеловеками. И то,
что создавалось в 50-е годы Щедровицким, Зиновьевым, Мамардашвили, Грушиным, и
тот антисоветский проект «жизнеразрушения» советского общества 60-х годов, и,
разумеется, опыт диссидентов (открытых и скрытых) 70–80-х годов – всё работает,
всё используется в боевом арсенале продолжающейся контрреволюции, ведущей
теперь борьбу за сознание, «менталитет» людей. Тот же С.Г. Кара-Мурза даёт
точную экспертную оценку: «Образ антисоветского проекта неизбежно будет
казаться противоречивым, поскольку в нём на общей основе антисоветизма были
соединены очень разные культурные силы. Сахаров с Солженицыным, Шафаревич с
Новодворской! После успеха в первой военной кампании – уничтожения
СССР – они друг от друга отошли и даже переругиваются, духовно удерживая в
сфере своего притяжения разные части общества. Но их антисоветизм – основа
фундаментальная, и в этом своём векторе они продолжают составлять единый фронт»
[82].
Всё
сказанное подводит к печальному, но неизбежному выводу:
а)
КПРФ находится в идейном и организационном полуразобранном состоянии,
и процесс её разложения будет продолжаться до тех пор, пока во главе останется
правый оппортунист, социал-шовинист и клерикал Г. Зюганов;
б)
у КПРФ нет никакой марксистско-ленинской теории и идеологии, а
есть мешанина, навязанная Зюгановым, состоящая из заимствований у славянофилов,
русских националистов разных времён, православных теологов, мелкобуржуазных
реставраторов капитализма, западных социологов и политологов;
в)
в нынешнем состоянии партия Зюганова не в состоянии развернуть
идейно-теоретическую и идеологическую работу среди современных пролетарских
масс населения, у неё для этого нет ни мировоззренческого потенциала,
ни сил, а главное – желания. Ориентация на «элиту», на создание «отечественного
малого и среднего бизнеса», «национально ориентированного капитала»
вообще снимает эту проблему, перечёркивает как стратегическую цель и задачу.
VI. Как
российский Зюдекум «восстановил свободу совести для коммунистов»…
Среди
всей псевдотеоретической и псевдометодологической мешанины, которую представил
Г. Зюганов XIV пленуму ЦК КПРФ, больше всего поражает невероятная смесь
религиозно-атеистических рассуждений автора доклада («Правда», с. 3). Здесь всё
перепутано, искажено и перевёрнуто с ног на голову:
а)
идёт софистическая подмена разных базовых понятий – «РЕЛИГИЯ», «ЦЕРКОВЬ»,
«ВЕРУЮЩИЕ»;
б)
грубо попран методологический принцип «ИСТОРИЗМА», в том числе «КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ
ПОДХОД» к рассмотрению и оценке событий, явлений, фактов, действующих в
истории лиц и персонажей;
в)
чтобы «не оказаться в тупике» (Зюганов), упрощённо, по принципу «равноудалённости»
и «равноответственности» рассказывается о взаимоотношениях Советского
государства и Церкви;
г)
облыжно утверждается, что «примирение между советским (пишет с
прописной буквы!) государством и всеми (!!!) верующими
состоялось в годы Великой Отечественной войны (жирно выделено самим
автором);
д)
превратно по смыслу подаётся проблема бездуховности и безнравственности
в современной России;
е)
совершенно обходится острейший вопрос о роли религии и церкви в контрреволюции,
разрушившей СССР, об их участии в реставрации капитализма, в целом об их
социально-классовой сущности на данном отрезке исторического развития общества;
ж)
грубо, с передёргиванием исторических фактов, повествуется о том,
как Ленин решал религиозно-церковный вопрос, в том числе внутри партии;
з)
наконец, Зюганов совершено молчит, как он, с одной стороны, собирается
выполнять собственное заявление о том, что «методологической основой
идейно-теоретической деятельности КПРФ всегда была и есть теория
марксизма-ленинизма», а с другой – хранить верность православной
идеологии, её ценностям, которые «многое изменили»
в его «мировоззрении» [83]. Иначе
говоря, члены КПРФ должны всё же знать и понимать, как на деле можно соединить
лютый антисоветизм и антикоммунизм РПЦ, льющийся с амвонов тысяч и тысяч
храмов, многих телевизионных каналов, страниц различных газет и журналов, с
марксизмом-ленинизмом, Коммунистической партией как таковой, хранящей верность
социализму и советскому наследию. Подчёркиваем, речь идёт об антисоветизме и
антикоммунизме «не отдельных деятелей Церкви», как утверждал
Зюганов на XIV пленуме, а об РПЦ в целом как социальном институте, важнейшей
политико-идеологической подсистеме реставрационно-капиталистического режима.
Ответа
нет и не может быть. А есть только хитрая, клочковатая эклектика по принципу «и
нашим и вашим», «и рыбку съесть – и невинность соблюсти». Перед нами
обновлённый вариант богоискательства и богостроительства, от которого никогда
не откажется буржуазный парламентарий Зюганов. Он должен соответствовать нормам
современного элитарного истэблишмента: Путин и Медведев посещают
храмы и крестятся, а он с ними связан накрепко и постоянно. Поэтому никакой
верности марксизму-ленинизму от богоискателя не следует ждать. Не скажет он и о
подлинной позиции марксизма-ленинизма в отношении религии, церкви и верующих.
Коммунистам её надо хорошо знать, понимать и применять в конкретных условиях.
Итак,
вначале коротко о самой религии, о том, как этот феномен рассматривали
основоположники научного коммунизма и почему они считали, что с ней нужно
бороться. «Религия (лат. religare – набожность, святыня, предмет
культа) – одна из форм общественного сознания, отражение действительности в
иллюзорно-фантастических образах, представлениях, понятиях. По своей
сущности «всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением
в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их
повседневной жизни, – отражением, в котором земные силы принимают форму
неземных» [84].
Науке известно около пяти тысяч различных религий, а по некоторым данным – ещё
больше [85]. Иначе
говоря, перед нами бесконечное многообразие религиозных форм, языковых и других
национальных различий, которые существуют и развиваются в конкретных
исторических, социальных, политических, культурных и даже
пространственно-географических, климатических условиях.
При
всём внешнем различии у разных религий есть много общего. Марксизм исходит
из того, что возникновение и существование религии обусловлено комплексом
социальных, гносеологических и психологических причин. Низкий уровень общественного
производства, ограниченность социальной практики и опыта людей, их знаний, связанные
с этим бессилие и страх человека перед стихийными силами природы, а затем
непредсказуемые последствия воздействия социальных сил неизбежно порождали
«превратное мировоззрение превратного мира» (К. Маркс). Но
религия не застывшая, а развивающаяся система. В первобытном обществе типичными
формами религии были фетишизм, магия, тотемизм, анимизм.
В период перехода к классовому обществу возникают политеизм, народностно-национальные
религии. В эпоху феодализма формируются мировые религии – буддизм, христианство,
ислам. В мировых религиях находили отражение образы жизни различных
классов, сословий, каст, племён, народностей. Их прозелитизм и проповедь носят
межэтнический, межсословный, классовый характер, содержат идею равенства
представителей указанных социальных групп (хотя не в каждой из названных
религий и не во всех случаях эта проводится последовательно) [86].
Религия
– важнейший феномен культуры. Она включает в себя
специфическую идеологию, вбирающую в себя помимо упорядоченной системы
вероучения совокупность общественно-политических, социально-экономических,
нравственно-этических, эстетических, правовых и других идей и теорий,
фиксируемых в теологии и выражающих интересы господствующих классов и
социальных групп. Развиваясь в конкретно-исторических условиях, религия
нередко выступала и знаменем оппозиционных социально-политических движений,
использующих определённые религиозные представления для обоснования
революционно-демократических требований.
Так,
ранее христианство, созданное массами в Палестине, явило себя как «крупное
революционное движение»
[87]. Поэтому, считал Ф. Энгельс, «в истории первоначального
христианства имеются достойные точки соприкосновения с современным рабочим
движением. Как и последнее, христианство возникло как движение угнетённых: оно
выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и
бесправных, покорённых или рассеянных Римом народов. И христианство, и рабочий
социализм проповедовали грядущее избавление от рабства и нищеты», но на
этом их сходство заканчивается. Ибо «христианство ищет этого избавления в
посмертной потусторонней жизни на небе, социализм же – в этом мире, в
переустройстве общества»
[88].
Это
принципиальный вопрос, на котором всё время спотыкается г-н Зюганов, давая
собственную трактовку особой роли православия в возрождении России, в
утверждении «обновлённого социализма». «Иисус Христос – это первый
коммунист. Имя Ленина… стоит в одном ряду с такими фигурами, как Иисус,
Магомед, Будда, Моисей»
[89] «Основные заповеди христиан, – заявляет псевдозащитник
марксизма, – отражают извечное стремление людей к социальной справедливости,
а принципы коммунизма в своей основе соответствуют сущности христианской
морали, содержащейся в Новом Завете, главным образом в Нагорной проповеди. То,
что христианство и марксистская теория имеют много общего, замечено не нами» [90].
|