В
2011 году отметили печальный юбилей – 20 лет со дня разрушения СССР. Это
трагическое событие в истории не только народов Советского Союза, но и всего
мира. Вокруг него до сих пор не утихают страсти как сторонников социализма, так
и ярых антикоммунистов. Безусловно, в анализе причин произошедшего поражения
(уверен – временного) социализма в СССР центральное место занимает анализ
деятельности, ошибок и перерождения самой КПСС. Недаром Владимир Ильич
Ленин предупреждал, что "никто не может нас погубить, кроме наших
собственных ошибок". То есть основные причины
поражений надо искать, прежде всего, в самих себе, а не в происках мировой
закулисы и супостата империализма, хотя они тоже, несомненно, были и сыграли
немалую роль. Последний съезд правящей КПСС состоялся в июле 1990 года. В
значительной мере он явился, выражаясь языком последнего же генерального
секретаря ЦК М.С. Горбачёва, судьбоносным для Советского Союза,
советского народа и самой КПСС.
Посвящается Председателю ЦК КПРФ, пятнадцатилетию образования
и XIII съезду КПРФ
Корр В 2007 г.
вышла книга Анатолия Житухина «Геннадий Зюганов. Биография продолжается»
(Серия "Жизнь замечательных людей"). В книге Г. Зюганов представлен
не просто как коммунист № 1 сегодняшней России, но и как первый человек, давший
бой А. Яковлеву, как основатель партии нового типа, как разработчик
мировоззренческой платформы новой Компартии. Главными составляющими идеологии
коммунистов, по мнению Зюганова, должны стать: справедливость, народность,
государственность, патриотизм.
Некоторым
диссонансом даже после соответствующего комментария автора звучит сообщение на
стр. 259, о том, что съезд РКРП, проводившийся одновременно с восстановительным
съездом КПРФ (февраль 1993 г.)
исключил из рядов коммунистов Г. Зюганова, В. Купцова, И. Антоновича, А. Ильина
с формулировкой «За осознанное и неосознанное пособничество антикоммунистам,
за отход от классовых позиций, за ликвидаторскую деятельность». Как мы
понимаем, такая реакция РКРП вытекала из оценки работы ЦК КП РСФСР в период
1991–1993 г. как бездеятельной, т.е. неудовлетворительной.
За
50 дней до первого ельцинского переворота, 2 июля 1991 года «архитектор
катастройки» Яковлев, видимо, уже считая свое ликвидаторское дело в основном
выполненным, выступил в «Известиях» со зловещей статьей «Нужен новый шаг». Вряд
ли кто тогда догадывался, что сей «новый шаг» последует всего через несколько
недель. И еще меньше граждан понимало, что за «шаг» это будет.
Легендарные
репортажи о Яковлеве с пистолетом и радиоприемником в августовских коридорах
Белого дома – прямое свидетельство того, что Александр Николаевич слов на ветер
не бросал, – за ними скрывалась тщательно спланированная и скоординированная
акция. Но в газете эти слова выглядели почти безобидно, во всяком случае, не
выдавались резко за границы того развязного «демократского» лексикона, к
которому с середины 80-х годов горбисты приучали публику. Удар прозрачно
наносился по КПСС, однако ее руководство и актив наблюдали это, как
завороженные. Они по сути оставались вне игры и тогда, когда партию, поправ и
нормы ее Устава и Конституцию СССР, единолично распустил перехитривший себя и
слинявший Генсек. Чтобы предотвратить это беззаконие со всеми его пагубными для
народа и Советского государства последствиями, достаточно было 19-20 августа собраться
хотя бы столичной группе членов ЦК совместно с Московским горкомом КПСС. Мог
взять на себя инициативу и первый секретарь ЦК КП РСФСР, находившийся в Москве.
Но этого-то как раз и не случилось...
Внимательно
слежу за работой сайтов Форум.Мск (руководитель тов. А.Ю. Баранов), РКРП-РПК
(руководитель тов. И.Л. Ферберов) и КОМ-ПИТЕР (руководитель тов. С.М.
Борзенко). Благодарю руководителей названных сайтов, за ценную и оперативную
информацию, которая позволяет понять многое из того, что происходит в рабочем и
коммунистическом движении. Спасибо также «Красному ТВ» за предоставляемую
возможность побывать с интернетом на акциях и митингах в разных городах России,
в том числе и моём Ленинграде, где из-за болезни ног не могу добраться на
проводимые акции. Но благодаря КТВ смог услышать и сравнить с тем как проводили
мы и, к сожалению, сравнение разочаровывает.
Обращаюсь ко всем товарищам коммунистам и беспартийным,
не потерявшим веру в торжество социализма, веру в светлое будущее нашего
народа, к тем кто пытается приближать это всеми силами, с призывом: обратить
самое пристальное внимание на оппортунизм и ревизионизм марксистско-ленинского
учения в коммунистическом движении России, несущим, самую большую опасность для
перехода к социалистическому пути развития нашей страны. Мы должны все
понимать, что без борьбы с ними до их полного уничтожения социализм в России не
возродить.
Объективный
анализ социально-экономической ситуации в стране и, соответственно, социального
состава общества, прежде всего расстановки и соотношения классовых сил,
является обязательной, важнейшей функцией в деятельности партии, претендующей
на научность своей программы, основой для выработки практической политики
коммунистов.
Естественно,
рассматривая этот вопрос применительно к современной России и анализируя
состояние левого движения, невозможно обойти вниманием самую большую
организацию, считающую себя оппозиционной буржуазному режиму – КПРФ. При этом
мы имеем в виду и рассмотрение позиций собственно КПРФ по этим вопросам, и
ситуацию внутри самой КПРФ. Поскольку недавно КПРФ некоторое время всеми своими
наиболее активными силами была занята внутренними разборками, мы, как союзники
по левому движению, весьма тактично относились к выражению критики относительно
того, как КПРФ пришла к такой жизни, желали ей быстрейшего выздоровления. Сегодня
съезды и пленумы прошли, «кроты» выведены на поверхность и даже лишены
партбилетов, статус-кво восстановлен и даже подтвержден высочайшим авторитетом
Минюста. Более того, сама КПРФ обратилась к теме расстановки классовых сил в
России, напечатав в центральном органе партии к годовщине августовских событий
1991 года программную статью Зюганова «Коммунисты и классы в России»
(Правда, 19 августа 2004 года).
* «Среди
религиозных мыслителей наибольшее влияние оказал на меня Иван Ильин и
петербургский митрополит Иоанн (Снычев), с которым я неоднократно встречался и
которого искренне глубоко уважал» [1].
* «Я не раз обращался к
философскому наследию И.А. Ильина, внесшего свой весьма ощутимый вклад в
разработку идеологии государственного патриотизма» [2].
* «Смысл народной жизни
можно сформулировать как непрерывное познание – научное, религиозное,
творческое, – направленное на познание тайн Мироздания, в котором России
Промыслом выделена особая роль, особая миссия – защищать попранную справедливость,
воплощать в несовершенную земную реальность надмирные идеалы Веры и Любви,
Милосердия и людского Братства» [3].
* «Православие. Любая
политическая или общественная форма обретает устойчивость, прочность, волю к
жизни и способность к развитию, к борьбе за своей существование лишь тогда,
когда она осмыслена и воодушевлена великой Идеей, благородным Идеалом. Вера...
придает народной стихии неиссякаемую внутреннюю прочность, жизненную
устойчивость и деятельную энергию» [4].
Нам нравится эта работа – называть вещи своими
именами.
К.Маркс
Корреспондент. Владимир
Сергеевич, недавно, 11 января, в одной коммунистической газете были
опубликованы данные опроса, проведенного 2 января среди посетителей
открывшегося в интернете «Гайд-парка». В опросе приняли участие около 7 тысяч
человек. И поразительно: 63% за КПРФ и всего 4% за «Единую Россию», которую
президент недавно назвал «нашей главной политической силой». Вот так сила!.. Но
еще удивительней, что из 63 процентов 53% – «За КПРФ без Зюганова» и только 10%
за КПРФ в нынешнем виде с тем же лидером. Вы лично знакомы с Геннадием
Андреевичем? Встречались с ним?
Владимир Бушин.
Как же, как же! И встречались, и перезванивались, и в поездках вместе
участвовали, и книги дарили другу-другу. Но хотя он порой и нахваливал меня
очень возвышенно («Статьи Бушина это факелы борьбы!» и т.п.), я чувствовал, что
не шибко нужен ему и даже мешаю. Какие-то мои советы, предложения, замечания
он, как говорится, не приветствовал.
Кор. Когда
вы видели его или разговаривали последний раз?
В Москве в феврале 2012 г. состоится XV съезд
КПРФ. Это событие преподносится «Правдой» идругими газетами партии как эпохальное. Казалось бы. При всей ясности
правого уклона КПРФ есть определённая часть честных коммунистов в партии и
левой общественности, которые возлагают на съезд определённые надежды. Мол, вот
соберётся съезд, даст оценки и выправит положение. На съезд пишутся письма, и
даже коллективные обращения целых организаций, исключённых из КПРФ.
Перед съездом в декабре 2012 г. в Москве прошла
неформальная встреча представителей 12-ти коммунистических партий, которые
обсудили теоретические проблемы коммунистического движения, о чём рассказала в
материале «Наследники Коммунистического Манифеста» газета «Правда». Ситуация
для левых кругов довольно интересная, с просьбой её прокомментировать наш корреспондент
обратился к Первому секретарю ЦК РКРП Виктору Тюлькину.
Президиум ЦК КПРФ за 20
дней до съезда опубликовал проект политического отчёта ЦК предстоящему съезду и
пригласил всех коммунистов и всех граждан страны к его широкому обсуждению. При
этом исходя из того, что съезд юбилейный – пятнадцатый и знаменует собой
двадцатилетие восстановления партии, руководители КПРФ предлагают
проанализировать не только события четырёх лет отчетного периода, но и гораздо
более значительный отрезок истории. Сами дают обзор и оценки событий
практически всего советского периода.
Идеологическая комиссия
ЦК РКРП (ИК) в помощь своим пропагандистам, да и товарищам из КПРФ, а
такжедля всех трудящихсяРоссии даёт собственный краткий анализ
предложенного отчёта, акцентировав внимание прежде всего на принципиальных
расхождениях позиций РКРП и КПРФ.
Предисловие
к изданию «Сталин И.В. Труды»и
первому тому
Р. Косолапов
Рабочий
университет имени И. Б. Хлебникова начинает выпуск многотомного издания «Сталин
И.В. Труды», куда войдут тысячи не публиковавшихся до сей поры архивных текстов.
Это издание призвано заполнить источниковый вакуум, который, с одной стороны,
не позволял вдумчивым, интересующимся читателям составить самостоятельное обоснованное
мнение о советской эпохе и руководстве той поры, а с другой, так выгоден всяким
мифотворцам и пасквилянтам, чиновным и общественным десталинизаторам, строящим
на лжи о нашем великом прошлом сомнительные научные репутации и несомненные
материальные блага. В настоящее время в типографию сдан первый том многотомника,
охватывающий самый ранний период деятельности И. Джугашвили до конца 1904
года.
Ушедший, 2012 год
на редкость богат знаменательными датами истории нашего Отечества. Это
1150-летие легендарного призвания на русское княжение Рюрика (862) и 400-летие
освобождения Москвы от польской интервенции и боярской измены (7–8 ноября
1612). Это 200-летие Бородинской битвы и изгнания Наполеона из России (1812).
Хотя и миновал уже век, у Родины еще болят шрамы Ленского расстрела (4 апреля
1912), возобновившего протестное движение 1905–1907 годов и послужившего одним
из исходных импульсов революций 1917-го года – Февральской и Октябрьской.
Обращаясь таким образом к вехам уже новейшей политической истории, мы обязаны
упомянуть 100-летие Пражской конференции РСДРП, положившей начало
самостоятельному организационному бытию ленинской
партии большевиков (январь 1912), и её печатного органа – газеты «Правда» (5
мая 1912). Не забыто 90-летие избрания, по инициативе В.И. Ленина, Генеральным
секретарем ЦК РКП(б) И.В. Сталина (апрель
1922), и, конечно, не должно быть забыто 60-летие его работы «Экономические
проблемы социализма в СССР» и XIX съезда ВКП(б)–КПСС (1952), воспринявшего эту работу как программную. Воспринявшего, но
органически её не усвоившего, не
обеспечившего затем последовательного проведения содержащихся там идей в жизнь,
их творческое развитие, при котором только и возможно было упрочение уже
достигнутого горделивого положения
Советской державы в мире, всестороннее повышение народного благосостояния.
Несомненно, это имя сегодня бьёт все
рекорды упоминаемости в СМИ, литературе и кинематографе. Говорить и писать о
Сталине стало модно. В первую очередь, – и это львиная доля материалов, – продолжается
ещё Троцким начатая кампания под лозунгом «Сталин – бандит, диктатор, людоед,
убийца, маньяк и т.п. (нужное подчеркнуть)». Но создан и пышно цветёт её
зеркальный двойник, провозглашающий Сталина гением, непогрешимым мудрецом,
наигуманнейшим, наидержавнейшим, наиправославнейшим… Так как цели обоих
направлений по нашему глубокому убеждению одинаково далеки от выяснения истины
(и те, и другие мало «дружат» с документами и сторонятся исторических фактов),
есть веские основания полагать, что у их активных участников больше общего, чем
может показаться на первый взгляд.
Мы уверены, что лишь стремление к
исторической правде может лежать в основе формирования целостного представления
об исторической роли первого Советского государства и тех, на кого пала
ответственность за его судьбу. Посему мы решили отказаться от написания
очередной полемической статьи о Сталине и подготовить материал документальный.
Сознаём, жанр этот сегодня непопулярен, как и всякая работа, связанная с
ассенизацией… простите, развенчанием внедрённых ранее и ныне внедряемых мифов.
Это одинаково не по душе как «ниспровергателям культа», так и его апологетам,
резонно опасающимся, что правда нанесёт непоправимый урон их плоским и «обкатанным»
схемам.
Прокламация Батумской социал-демократической группы 10 июня 1902
года
Немного прошло времени с тех пор, как
гнусное правительство, сосущее кровь честных рабочих, явно показало нам свою
мерзость, коварство и лживость. Оно, как единственный сильный враг благополучия
рабочих, наложило и на нас свой отпечаток: после честного и гражданского
мужества, выраженного нами в борьбе с кровопийцей Ротшильдом, правительство,
этот раб капиталистов, некоторых из нас арестовало, некоторых, чтобы напугать
нас, выбросило с завода без куска хлеба, убило наших соратников, любимых
друзей, вместе с нами несших все тяжести борьбы. Вот как расправились с нами,
рабочими, заводская администрация и покровительствующее ей правительство, когда
мы заговорили о праве и свободно боролись за свое благоденствие. Кровь и мщение
тому правительству, которое грубо топчет нашу гражданственность, кровь
правосудию, пытающемуся нас поработить и задушить!
Кругом
раздаются возмущающие всех слова: солдаты истребили рабочих — честных
кормильцев человечества. Еще раз заплачут наши жены и дети; еще раз возрадуются
наши притеснители, и это потому, что нам опротивела наша собачья жизнь. Нашими
трудами пользуются другие; нашу кровь пьют они; слезами наших жен, детей и
родных утоляют жажду наши угнетатели; мы не стерпели этого и заявили, что мы
тоже люди, и потребовали человеческой жизни. Когда горький плач наших жен и
детей сливался с веселым смехом богачей и когда гнетущий ропот народа заглушался
веселыми же звуками фортепиано наших угнетателей, тогда наши сердца сжимались
от горя. Наконец, мы не вынесли и единогласно заявили правительству: это
несправедливо. А что ответило на это правительство? Оно ответило тюрьмой,
штыками и пулями! Кровь и проклятие такому правительству! Кровь и проклятие
таким законам! Да, братцы, пора опомниться. То правительство, которое отнимает
у нас и у наших братьев деньги и раздает их в жалование сосущим нашу кровь
губернаторам, жандармам, полицейским, шпионам, которое берет от нас наших
братьев, одевает их в солдатские мундиры и заставляет их проливать нашу кровь,
то правительство, которое держит сторону богачей, но не нашу; то правительство
— наш кровный враг, но не доброжелатель. Врага надо встречать враждебно.
Настало время поднять знамя с девизом: «Долой царское правительство!», «Да
здравствует народное правительство!». А вы, вы, дорогие братья, павшие на поле
битвы! Мы клянемся вашей невинной кровью, пролитой палачами, что когда мы
низвергнем нынешнее полицейское правительство, то на том месте, где вы так
мужественно дрались, поставим памятник свободы. Девятое Марта мы обратим в
священный праздник, ежегодно будем собираться на вашей могиле и клясться в том,
что мы будем постоянно следовать вашему прекрасному примеру, преподанному нам.
Хвала
вам, убитые за правду; хвала грудям матерей, вскормившим вас; хвала всем,
украсившим себя терновыми венками и, умирая, шептавшим нам о борьбе дрожащими,
побледневшими устами. Хвала вашим теням, беспрестанно кружащимся над нами и
шепчущими нам на ухо: «Отомстите кровью!» Вы показали свету, кто такие рабочие;
вы показали миру, сколько мужества и самоотвержения кроется в сердцах бедных
героев; вы доказали всем кавказским рабочим, насколько необходимы для них
человеческие права, и потому ваш образ мы будем носить в груди, на вечную
память. Прощайте, любимые, дорогие братья! Теперь уже мы можем вас оставить.
Здесь, в холодной могиле, вам не придется больше проливать пот на своих хозяев.
Вы освободились от правительственной тюрьмы, мучений, преследования шпионов… мы
же пойдем туда, к живым; пойдем разъяренными вашей кровью львами бороться за
свободу, за равенство…
Время неумолимо отдаляет нас от того дня, когда Команданте
Боливарианской Революции, Президент Боливарианской Республики Венесуэла отошел
в бессмертие. Именно так говорят миллионы венесуэльцев, их товарищи и друзья во
всем мире. Горе тяжело, но борьба продолжается. Имя и дело Чавеса остаются
оружием антиимпериалистической революции и на его родине, и далеко за ее
пределами.
Закономерно, что его и наши враги будут лишь расширять кампанию,
которую вели против Чавеса десятилетиями. Но методы их меняются в направлении,
отмеченном еще В.И. Лениным: «Угнетающие классы при жизни великих
революционеров платили им постоянными преследованиями, встречали их учение
самой дикой злобой, самой бешеной ненавистью, самым бесшабашным походом лжи и
клеветы. После их смерти делаются попытки превратить их в безвредные иконы…»
Честь рабочей партии требует, чтобы она отказалась
от иллюзий еще до того, как их призрачность будет обнаружена на опыте. Рабочий
класс либо революционен, либо он ничто.
Карл Маркс (Соч., Т. 31. - С. 376).
В
марте 1913 года, в скорбную дату тридцатилетия со дня смерти основоположника
научного коммунизма, Ленин опубликовал в "Правде" статью
"Исторические судьбы учения Карла Маркса". "Главное в учении Маркса,
это – выяснение всемирно-исторической роли пролетариата как созидателя
социалистического общества", – констатировал он. "Подтвердил ли ход
событий во всём мире это учение после того, как оно было изложено
Марксом?"[1] – поставил Ленин вопрос.
"После появления марксизма каждая из трёх великих эпох всемирной истории
приносила ему новые подтверждения и новые триумфы. Но ещё больший триумф
принесёт марксизму, как учению пролетариата, грядущая историческая эпоха"[2], –
сделал он вывод.