К вопросу о правовой оценке действий М.Горбачева в 1989-1991 годах
В.
Г. Вишняков
"Фарисеи буржуазии любят
изречение: demortuisautbeneautnihil(о мертвых
либо молчать, либо говорить хорошее).
Пролетариату нужна правда и о живых
политических деятелях и о мертвых" В.И.Ленин (Поли. собр. соч., т. 20, с. 8)
Некий
безымянный партийный функционер из ЦК КПСС, работавший во времена, когда М.С. Горбачев
был в зените своей славы, вписал, готовя для него очередную пустопорожнюю речь,
слова: "Каждый гражданин несет ответственность за свои поступки перед
обществом". М.С. Горбачев вряд ли имел в виду себя, зачитывая эти слова. И
совсем не предполагал, что придет время, когда от него, как от гражданина, потребуют ответа за все им содеянное. И
оценивать его поступки будут не с позиции политической или моральной
ответственности, а с юридической точки зрения — какие законы он нарушил, и
какова его юридическая ответственность перед обществом.
Поховайте та вставайте, Кайдани порвіте... Т. Шевченко
Минає 150 років з дня створення Шевчен-кового "Заповіту". 100-річний його
ювілей припав на рік Перемоги. У звільненій, дощенту зруйнованій фашистськими
окупантами столиці України небагатьом її вцілілим мешканцям і тим, хто
повернувся з евакуації, було не до свят. І все ж на честь цієї важливої
культурної події у січні 1946 року в Державному літературно-художньому та
меморіальному будинку Шевченка відбулася наукова сесія, на якій виступили
відомі науковці та письменники.
Продолжаем публиковать разделы из брошюры
"Свастикой клейменные"
Фашизация идеологии и политики
украинского национализма
Н.В.Зазулин,
А.А.Полищук, В.М.Степаненко
Тесные
контакты украинских националистов с фашизмом в значительной мере облегчались
сходством организационных и идеологических принципов, усилением фашистских
тенденций в идеологии и практике целого ряда украинских националистических
организаций. Известный западный специалист Дж. Армстронг отмечает: "Теория
и учение националистов были очень близки фашизму. Что же касается требований
"расовой чистоты", то они шли дальше первоначальных фашистских
доктрин".
"Глобальная экономика
" продолжает крестовый поход, начатый в ХГХ веке. Изменился только язык. И
канонерские лодки время от времени остаются без работы[1].
Одним из
"престижных" информационных событий, устроенных лейбористской партией
в прошлом году, стало собрание в Национальном кинотеатре. Оно было
предназначено для того, чтобы произвести впечатление на консервативную партию и
Сити. Вход был ограничен только имеющими пригласительные билеты. Собрание
проходило под девизом "Способствовать успеху глобальной экономики".
Главный оратор, теневой канцлер Гордон Браун, говорил о чудесах этого нового
порядка, не вникая в объяснения того, что именно означает "глобальная
экономика".
Пекин —
Руководитель китайской наиболее влиятельной исследовательской организации
заявил, что государственная собственность является основой социализма и исключил
возможность следования по пути приватизации, на который встали бывшие коммунистические
страны.[i]
Юань My, директор исследовательского центра Государственного совета, эмоционально
выступил в защиту государственного сектора в очень длинной статье, опубликованной
в официальном органе "Экономик дейли".
Экономисты, говорится в названной статье,
приняли участие в интенсивных дебатах в китайских правительственных кругах по
вопросу о том, что делать с компаниями, находящимися в государственной
собственности, которые демонстрируют более низкие темпы роста, чем
коллективные, частные и иностранные компании в течение последних 16 лет
проведения рыночной реформы.
На стене одного
из буддийских храмов в индии висит необычный ковер. На нем изображено
"семь святых мира сего". Будда, Магомет, Иисус Христос, другие
легендарные и исторические деятели, среди которых американский сенатор,
проголодавший 72 дня, и неожиданно — Ленин. Сейчас этот малоизвестный факт
может вызывать либо гневное возмущение по поводу творимого надругательства над
памятью вождя, либо иронические ухмылки продажных и невежественных
интеллектуалов, но как бы его ни интерпретировать, непреоборимым остается высокий
нравственный критерий "приема в святые", которым пользовались
служители культа, чуждавшиеся политических распрей и бренной суеты мира. Случай
в истории беспрецедентный: один из самых воинствующих атеистов ХХ века,
материалист-безбожник самими же верующими был возведен в ранг святого! Воздержанность,
сострадание к ближнему, защита бедных и гонимых, умеренность в желаниях и, как
венец всего, самоотречение во имя пришествия всемирного братства людей —
простейшие и одновременно трудновыполнимые заповеди — оказались выполненными
сполна во всемирно значимом масштабе человеком из России, присвоившим себе однажды
имя Ленин. Святость по высшим человеческим меркам в данном случае определилась
личными деяниями и их результатами, а не биением себя в грудь и громогласными
заверениями о любви к богу и ближнему.
"Сияющий дорогой гений"
(слова А.В. Луначарского) Владимира Ульянова-Ленина светит нам и в чаду
общенациональной катастрофы. Преднамеренно подстегиваемая антинародным,
проамериканским режимом вместе с его ультраимпериалистическими
"патронами", она уже не один год потрясает и подтачивает весь
общественный организм.
Российскую Федерацию и другие (особенно славянские)
советские республики нагло "вестернизируют", то есть насильственно переиначивают
на мещанский западный манер, уродуя психику нашей молодежи, цинично глумясь над
старшим поколением, лишая нас культурной самобытности и политического лица,
разграбляя народное богатство. Под надуманными, выгодными лишь ничтожному
меньшинству лозунгами "суверенизации" кромсают на клочки территорию
еще недавно великой союзной державы, обрекая русских, всех советских людей на
нищету, взаимные распри и быстрое вымирание.
-
Славной Победе советского народа в Великой Отечественной войне полвека.
Воистину — праздник со слезами на глазах. К немеркнущей гордости, чувству
исторического величия и патриотизма сегодня примешиваются боль и отчаяние по
поводу растоптанных святынь и больших утрат. Думал ли, предполагал ли
воин-освободитель в год выстраданной победы, что спасённое им Отечество —
страна победившего социализма, Советский Союз — 50 лет спустя окажется под
пятой новых оккупантов, а его героический народ — взятым в плен внутренними
захватчиками — циничными нуворишами, безродными компрадорами, предательской
кликой властолюбцев и марионеток, исполняющих волю заокеанских господ! В
горькую для Родины годину приходится советскому народу отмечать
пятидесятилетний юбилей Победы. Его дом разорен и ограблен, под сладкоголосые
росказни о благах рыночной экономики его пытаются загнать в новое ярмо
эксплуатации, а среди составляющих его наций и народностей посеяны семена
сомнения, смуты и раздора. Но теплится жизнь и исподволь вызревает протест,
которого боятся бароны-грабители и лжедемократы. Пугает их и великий день
Победы.
Прежде всего хочется коснуться некоторых общих вопросов
"концепции" В.Суворова, которая в основных своих положениях далеко не
нова. Придерживались и развивали ее не только битые гитлеровские генералы,
вроде Кейтеля и Йодля, но и некоторые зарубежные военные историки и политологи
— Н. Бетелл, Х. Вебер, Гиллесен, Д. Ирвинг, Е. Хельмдах, И. Хоффман и др.
Однако ссылок на работы этих зарубежных авторов в книгах В.Суворова нет и,
возможно, в связи с этим некоторые органы печати как за рубежом ("Таймс"
5 мая 1990), так и у нас ("Независимая газета" 20.10.93-25.12.93),
особым достоинством книг В.Суворова считают их якобы
"оригинальность".
Эта
"концепция" заключается в том, что будто бы агрессором была не гитлеровская
Германия, а Советский Союз, который всячески подталкивал Гитлера к войне против
миролюбивых западноевропейских государств, собираясь затем, после того как
Германия завязнет и ослабнет в войне на Западе, нанести ей мощнейший
предательский удар в спину с перспективой дальнейшего захвата чуть ли не всей
Европы. Особая роль в этом деле отводится В. Суворовым тем советским войскам,
которые были сосредоточены или сосредотачивались неподалеку от границ с
Румынией, снабжавшей Германию нефтью, а также в Белостокском и Львовском
выступах.
Национальное возрождение или национальное
вырождение?
Г. С. Ткаченко
В судьбах современной Украины начался коренной поворот,
который происходит по инициативе и под давлением национал-"демократов",
преимущественно галицкого происхождения и выражающих интересы частного бизнеса.
Оказавшись к 90-м годам наиболее организованными и мобильными, они сумели войти
во все властные структуры, навязать свою волю парламенту и установить монополию
на средства массовой информации.
Выступая на Верховном Совете в
1994 году Александр Мороз сказал: "Мы проиграли в холодной войне и это
необходимо признать". Из такого заявления следует, будто все уже закончено
и у нас мирная жизнь с ее обычными проблемами. Однако настоящая ситуация как в
Украине, так и у ближайших соседей, не дает оснований для такого вывода.
Уточним термины. Война —
общественно-политическое явление. Для достижения политических целей в войне
используются вооруженные силы, а также экономические, дипломатические,
идеологические и другие средства борьбы (Советский энциклопедический словарь,
1979, с. 241). Оружие — общее название устройств и средств, применяемых для
уничтожения живой силы противника, его техники и сооружений (там же, с. 951)
Уровень религиозности и ее качественные показатели в
Украине полностью совпадают с состоянием экономики, социальных условий жизни
населения, идеологических и политических симпатий находящихся при власти кругов.
Значительную роль в усложнении религиозной ситуации играют внешние факторы.
История неоднократно подтверждала на примере многих
стран, что, как только общество входит в состояние социально-экономического кризиса,
этот кризис приводит, с одной стороны, к резкому снижению духовности народа, а
с другой, — к не менее резкому росту религиозности населения как стремлению
компенсировать духовный спад. Нынешнее состояние украинского общества не
является чем-то исключительным и выпадающим из общеизвестных правил.
Одним из наиболее важных и актуальных теоретических
вопросов сегодня является вопрос отношений собственности при социализме.
Публикуемыми материалами редакция начинает обсуждение данной проблемы и
приглашает читателей принять в нем активное участие
Проблемы собственности: вчера и сегодня
А.М.Ерёмин
Развитие экономической теории марксизма
в сегодняшних условиях реставрации примитивно-капиталистической системы на всей
территории бывшего СССР является важнейшим условием возврата на путь
социального прогресса и предпосылкой успешности коммунистического движения.
Разумеется, теория и практика всегда находятся в сложном, неоднозначном
взаимодействии. Тем не менее понятно, что только ясный теоретический взгляд
способен обнаруживать истину в лабиринте фактов, в сложном переплетении
внешнего (видимого) и внутреннего, случайного и необходимого. Тем более это
развитие необходимо с учётом опыта временного поражения социализм и
реставрации. Сама победа внешней и внутренней контрреволюции требует оценки
того, что мы имели в экономической теории в советский период, включая и ее
слабости, не говоря уже о фальсификациях марксизма-ленинизма.
На 72-м году жизни
ушел от нас фронтовик, коммунист, крупный ученый, доктор экономических наук,
профессор Киевского Государственного экономического университета Василий
Петрович Корниенко. Свой талант, эрудицию, работоспособность он поставил на
службу народу, направлял к одной цели — построению социалистического общества.
Его научные работы были прекрасным образцом строгого научного анализа и
пламенного призыва к социальной справедливости. Публикуемый материал
представляет собой тезисы доклада Василия Петровича на конференции
"Марксизм и современность" (гКиев, 13-15 мая 1994 г.).
Проблемы
возрождения общественной собственности
В.П.Корниенко
Политической предпосылкой возрождения социализма в СССР
является смена диктатур. Существующая контрреволюционная криминально-бюрократическая
диктатура мафиозного капитала должна быть заменена диктатурой пролетариата,
т.е. властью самих рабочих и крестьян. Это означает не реформу, а революцию
системы власти.
В последнее время, в связи с подготовкой к очередному
съезду СКП-КПСС, со стороны некоторых членов политисполкома Совета СКП-КПСС
(Лигачева, Мельникова, Копышева) вносятся предложения об изменении правового
статуса СКП-КПСС, ее Программы и Устава.
В самом стремлении изменить правовой статус СКП-КПСС, ее Программу и
Устав нет ничего плохого. Еще XXIX съезд КПСС рекомендовал Совету СКП-КПСС
вносить на очередные съезды СКП-КПСС предложения, дополнения и изменения,
вытекающие из конкретных социально-экономических и политических условий
развития страны. Однако суть предложений, внесенных на рассмотрение Политисполкома
накануне III съезда КП РФ (январь 1995 г.) состояла в том, чтобы разрушить
СКП-КПСС, заменить его каким-то новым органом, например, Союзом компартий. При
этом менялась самая "малость" — исчезало слово КПСС.
Illсъезд КП
РФ, как и следовало ожидать, поддержал такое предложение. В решениях съезда ни
слова не говорится об СКП-КПСС. Вместо него появляется Союз компартий,
возглавляемый Координационным Советом. Руководство Советом взял на себя
Председатель ЦИК КП РФ Зюганов.
Свержение мировой системы социализма
(процесс контрреволюции в Восточной Европе)
Йожеф Фориж (Венгрия)
1.
По вопросам, названным в
заглавии, в Венгрии велись и ведутся широкие дискуссии. Даже среди марксистов
есть разные мнения о том, какими основными причинами объясняется развал мировой
системы социализма. Вот какие мнения существуют: социалистические революции
победили в неразвитых капиталистических странах; социалистические страны не
сумели использовать результаты современной науки и техники, а поэтому в
экономическом отношении отстали; соцстраны неправильно реагировали на
экономический и военный вызов капиталистических стран, согласившись на гонку
вооружений; они не сумели разрешить противоречий между собой (конфликт между
Китаем и СССР); недостаток демократии в социалистической системе; долговая
кабала и расходы на гонку вооружений сдерживали повышение уровня жизни;
открытое или скрытое предательство некоторых руководителей; как внешний фактор
важную роль играло идеологическое и политическое давление международного
империализма.
Современное положение на Кубе связано, прежде всего, с действием двух факторов: продолжающейся уже более 35 лет блокады страны со стороны США и потерей в 1991 году за одни сутки 85 процентов
внешнеэкономических связей в результате разрушения СССР.
В современной
Украине борьба за историческую правду того или иного специалиста, наполняется
иным смыслом. Ведь тотальное наступление на социализм, попытки утверждения (насильственного!)
на украинской земле капиталистических отношений не в последнюю очередь
опирается на механизмы широкомасштабного манипулирования общественным
сознанием. И далеко не последнее место в таком манипулировании отводится
современной истории.
Достаточно вспомнить, каким образом происходила 24 августа 1992 года
передача Президенту Украины Д.М.Кравчуку так называемых "клейнодов
УНР" и "Отличия гетьмана Ивана Мазепы". Принимая символы
УНР — образования, которое никого не представляло —Президент заявил: Украина
ведет свою родословную, свою политическую, государственную биографию от времен
Киевской Руси, Козацко-Гетманского Государства и УНР. Из этого перечня как бы
"выпала " 74-летняя история Украинской Советской Социалистической
Республики - подлинного государства рабочих и крестьян Украины. Отрицание
достижений Советской Украины стало одним из краеугольных камней государственной
политики.
Сложность политической обстановки на Украине осенью
1917 г. заключалась в том, что еще с периода свержения самодержавия здесь
сформировалось реальное троевластие: Центральная Рада в Киеве и ее
представители на местах, органы Временного правительства, сосредоточенные в
основном в губернских и уездных городах, и Советы (региональные — рабочих
депутатов, армейские — солдатских и матросских депутатов, сельские — крестьянских
депутатов). Следует отметить, что тот перелом, который произошел в Советах
центральных губерний после подавления корниловского мятежа в пользу
большевиков, мало коснулся украинских Советов. К октябрю 1917 г. большинство — за
исключением некоторых промышленных центров — принадлежало российским и
украинским эсерам, украинским (правым и левым) и российским социал-демократам,
анархистам различных направлений.
В книге, предлагаемой вниманию читателя[1], спрессован честный
и мужественный ответ на жгучие вопросы современности: Что привело к
"кризису социализма" в СССР, Югославии и других странах Восточной
Европы?
Пронизанная пафосом
исторического оптимизма, рецензируемая работа не оставляет сомнения в том, что
призрак антикоммунизма, который бродит сегодня по Европе, — явление временное и
преходящее. За ним неизбежно последует возрождение и обновление социалистического
общества, невзирая на все трудности и преграды на его пути.
Представляемая книга принадлежит перу известной югославской общественной
деятельницы, члена исполкома "Союза коммунистов —Движения за
Югославию", профессора социологии Белградского университета М.Маркович. В
ней собраны 19 интервью, данных автором в 1988-1993 гг., на различных этапах
развала СФРЮ внутренней и внешней реакцией, вакханалии оголтелого антикоммунизма
и агрессивного национализма, легализации ограниченности суверенитета Югославии
и кровопролитной бойни в Боснии, реставрации капиталистических порядков и
консолидации левых сил в стране.
Боль за
поражение социализма и. попытки разобраться в его прошлом и будущем объединяют
две книги[1] замечательных людей,
истинных интеллигентов, не отрекшихся от социалистической идеи и интересов трудящихся.
Переосмыслить
советское прошлое под углом зрения современности, чтобы обосновать
"новосоциалистическую альтернативу" -— вот основная интенция этих
двух авторов. Б.Курашвили выдвигает концепцию "нового социализма",
черты грядущей социалистической Украины яркими красками рисует и В.Кудин. Но у
этих работ есть и более глубинное сходство — сходство, обусловленное общностью
методологии обоснования "нового социализма".
Вот в эту методологию нам бы и хотелось вглядеться
попристальней.
Пятьдесят лет минуло со дня Великой Победы Советского Союза, стран
антигитлеровской коалиции над фашистской Германией и ее сателлитами. Однако до
сих пор остается актуальным вопрос об истинной цене победы, размерах людских
потерь и материальных затратах, понесенных воюющими сторонами.
О действительных потерях нашей страны не было принято говорить. В 1946
году Сталин определил их в 7 млн. человек. Позднее Хрущев назвал цифру 20 млн.
В ходе внимательного изучения всех материалов, в том числе и хранившихся в
закрытых фондах, были установлены более реальные сведения об общих людских
потерях Советского Союза в Великой Отечественной войне, которые составили около
27 млн. человек (см.: Военно-исторический журнал, 1992, N 11. — С. 4).