рассматривают лейбористскую партию (представляющую в Великобритании социал-демократию) как партию британского рабочего класса, способную объединить британский пролетариат в его борьбе за социальное освобождение
Отщепление[1]интеллигенции от
советского народа произошло не только в самом СССР. Это явление всеобщее. При этом и сам советский народ
мы можем рассматривать как модельный объект всеобщего характера. Начиная с 1917 г. к его
становлению, развитию и судьбе было приковано внимание всего мира, так что отношение
к нему во всех культурах приобрело черты экзистенциального выбора. Именно здесь
– корни и глубокой любви к советскому народу, и не менее глубокой ненависти,
которые наблюдались в мире в течение полувека [2].
Почему
же такое неравнодушие? Потому, что воплощение советского проекта давало новый
смысл всеобщим, фундаментальным вопросам бытия – вопросам, от которых
господствующее меньшинство Запада, уповающее на технологии манипуляции
сознанием, старается отвлечь людей. Советский народ воплотил важные черты всех
народов, которые пытались избежать участи быть загнанными в зону периферийного
глобального капитализма или стремились освободиться от этой участи. А это более
80% населения Земли. Советский проект означал альтернативу. Как писал в 1925 г. из СССР Дж. М. Кейнс,
«чувствуется, что здесь – лаборатория жизни».
посвященная 150-летию со дня
рождения Г.В. Плеханова
Пятые Марксовские чтения в Нижневартовске
СОЦИАЛИЗМ КАК РЕАЛЬНОСТЬ:
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ
11-12 декабря 2006 г.
Цель конференции –
обсудить комплекс проблем, связанных с пониманием универсального характера социализма
как мировоззренческой, идеологической и политической реальности XIX-ХХ и XXI вв., существующей в окружении
либеральных и консервативных ценностей.
Влияние религии во всемирном масштабе усиливается и в
ближайшее время будет усиливаться.
В религии большинство населения земного шара находят для себя
душевную отраду, избавляются от мировоззренческих терзаний, находят ответы на
вопросы о смысле жизни человека… Да вряд ли можно перечислить все те блага,
которые верующие находит для себя в своей жизни с Богом.
В то же самое время для всего общества мера усиления религии –
это мера отступления назад, погружения в темные века средневековья. Это –
увеличение религиозного фанатизма и нетерпимости. Это – господство невежества.
Это – бездуховность. Это – бескультурье. Это – всеобщее поношение достижений
материальной и духовной культуры. Это – клерикализация общественной жизни и
уничтожение свободомыслия. Это враждебный розбрат между конфессиями, между
верующими и неверующими. Это – погромы. Это – шахиды и джихад. Это – инквизиция
и крестовые походы. Это, в конце концов, – благословляемое религиями сооружение
дороги не к мифическому Концу мира, не к Страшному суду, не к апокалипсическому
Армагеддону, а к реальной Войне цивилизаций и Гибели всего человечества.
Философия марксизмаи принцип
единства сознания и деятельности в психологии
А.Г. Чеснокова
Смена философско-мировоззренческих приоритетов, происходившая в 1990 годах в
отечественной психологической науке (поворот от Маркса к Гуссерлю, Хайдеггеру,
Лакатосу, Бахтину), обернулась крушением общего
методологического каркаса, на котором вся она строилась.
С одной стороны, мир всё глубже и глубже заходит в тупик. Всё
больше и больше обостряются противоречия. Такие противоречия, которые грозят
вообще существованию человечества. С другой стороны, ослабли и продолжают слабеть
силы сопротивления. Т.е. мы живём в эпоху «межвременья». По аналогии можно было
бы сказать, что это эпоха подобна той, которую переживала Европа перед первой
мировой войной. Тогда сохранялось мирное существование капитализма. Не без
каких-то конфликтов, но, тем не менее, европейские страны не воевали друг с
другом. Примерно такая же ситуация наблюдается сейчас в мире. Правда, по
крайней мере, с двумя следующими существенными отличиями.
Прошло
более десяти лет после распада Советского Союза, и, хотя мы пока еще не можем
сказать, что в активную жизнь вступило абсолютно новое, выросшее в
постсоветской России поколение, тем не менее очевидно, что то поколение,
которое отстояло независимость Родины в годы Отечественной войны,
восстанавливало разрушенное войной народное хозяйство, если и оказывает сегодня
влияние на жизнь общества, то не столь заметное. Чтобы активно участвовать в
происходящих событиях, нужны силы, а у старшего поколения нашей страны их явно
недостает. В то же время с каждым годом в активный процесс созидания включается
молодежь, чьи взгляды формировались в годы перестройки и реформ, когда
превалировавшие поначалу в отношении советской истории элементы резкой критики
переросли в отрицание практически всего, что было достигнуто в Советском Союзе
за семьдесят лет его существования. Здесь мы не ставим задачу выяснить причины
развала великой страны, заметим только, что общество еще не оправилось от шока,
вызванного им.
«Философия
и будущее цивилизации». В нем приняли участие 3.855 человек, в том числе ученые
из 42 стран. Впервые за последние 20 лет была разрешена работа отдельной секции
«Марксизм: прошлое, настоящее, будущее». Это результат не только большой и
настойчивой работы ученых-марксистов, но, прежде всего, роста общественного
интереса к марксистско-ленинской философии. В этой секции приняли участие свыше
200 ученых из России, КНР, Кубы, Венесуэлы, Греции, Белоруссии, Украины,
Казахстана, Литвы, которые вели интересную дискуссию о наследии К. Маркса,
В.И. Ленина, о непреходящем значении для социальной практики
фундаментальных теоретических и методологических положений
марксистско-ленинской науки об обществе. Дискуссию на секции открыло
выступление доктора философских наук профессора В.А. Сапрыкина – одного из
руководителей марксистской секции конгресса. Ниже мы помещаем расширенный текст
его доклада.
Сталин и диалектико-историческая методология строительства
социализма (Читая вождя)
С. Рыченков
Это
очень емкая тема, и она сознательно заявлена широко. Здесь существует целый
комплекс взаимосвязанных проблем, требующих пристального внимания не столько со
стороны историков, сколько со стороны теоретиков и практиков марксизма. Ни все
вместе, ни каждая порознь они, очевидно, не могут быть подробно рассмотрены в
рамках короткой работы. Попробуем коснуться,
на наш взгляд, главного – сталинской методологии, диалектического подхода к
экономическим (и не только экономическим) проблемам социализма, причем
обратимся как к широко-, так и к малоизвестным его текстам
Положение
о преодолении разделения труда относится к фундаментальным положениям учения о
коммунизме. Проблема эта ключевая в марксистской науке, имеющая важнейшее
значение как для анализа противоречий и тенденций развития капитализма, так и
для становления и развития коммунистической формации. Вниманием к проблеме
преодоления разделения труда отмечены дискуссии в советской экономической и
философских науках в 60-70-х годах, интерес к ней сохраняется у исследователей
и в настоящее время[1].
Не претендуя на всестороннее рассмотрение данной сложной проблемы, автор хотел
бы затронуть один из ее важных аспектов.
В
общественной жизни важную роль играют процессы люмпенизации и возникающие в их
результате слои люмпен-пролетариата (термин К. Маркса и Ф. Энгельса), или
люмпенов (пауперов, маргиналов). Под люмпенизацией в данном случае понимаются
процессы отделения производителя от труда (производства), процессы отчуждения
субъектов от сферы общественного производства и общественно-полезной
деятельности в целом, процессы деклассирования производителей.
Люмпен-пролетариат – это продукт разложения (гниения) всех общественных
классов, но в первую очередь, эксплуатируемых, трудящихся классов.
Когда-то
классиками марксизма были сказаны горькие слова по поводу Готской программы:
"Пока наши противники, а равно и рабочие, вкладывают в эту программу наши
взгляды, мы имеем право о ней молчать”. Молчать потому, что "к счастью,
программе повезло больше, чем она того заслуживает”. Друзья и враги вычитали в
ней то, что должно было быть, но чего в ней нет, и ни в одном лагере никому не
пришло в голову публично разобрать действительное содержание ее изумляющих
положений
Международная научно-практическая конференция «Эпоха
Сталина: от прошлого – к будущему социализма»
Информационное сообщение
18-19 декабря 2004 года в Институте философии РАН прошла
международная научно-практическая конференция«Эпоха И.В.Сталина: от прошлого – к будущему социализма».........
Pезолюция международной научно-практической конференции
«Эпоха Сталина: от прошлого – к будущему социализма»
Заслушав представленные доклады
и обсудив поднятые вопросы, участники конференции отмечают возросшую актуальность
изучения ленинско-сталинского теоретического наследия, практического опыта
социалистического строительства в СССР и особенно того периода, когда партией и
страной руководил товарищ Сталин. ..............
Согласно старой английской пословице нельзя на одном и том же
коне в одно и то же время скакать в разные стороны. Это значит, что практическое
действие (движение) всегда единонаправлено. «Скакать» в разные стороны
позволено только человеческой мысли в поисках оптимального варианта
практического действия. В иных ситуациях такие поиски осуществляются мгновенно
и стоят неимоверных умственных усилий. В других – размеренно, с переигрыванием
выбора, насколько это позволяет ситуация. В третьих – вальяжно и бесконечно
долго, ибо избыток времени и благоприятных условий позволяет участникам
процесса превращать выбор в самоценные интеллектуальные игры........
Сталинский план решения продовольственной проблемы в СССР в
действии
А.Г. Арсеенко
С первых дней после победы Великого Октября продовольственный
вопрос стал одним из самых трудных вопросов во внутренней политике первой в
мире Страны Советов. На протяжении многих лет эта жизненно важная проблема
занимала одно из главных мест в революционной повестке дня, в деятельности
Коммунистической партии и Советского правительства. Ее решение было тесно
связано с обеспечением выживания молодой Советской республики в условиях
иностранной интервенции, гражданской войны и послевоенной разрухи. Признание этого факта содержится во многих ленинских
трудах, посвященных военному коммунизму, продразверстке и продналогу.
Можно уверенно утверждать, что Сталин является создателем
социалистической Болгарии. То же самое можно сказать и относительно всех
восточноевропейских социалистических стран. В свое время армии французской
революции несли с собой по Европе идеи и идеалы этой революции. То же самое
случилось когда Красная Армия освобождала от фашистских захватчиков страны
Европы. Она несла с собой идеи и идеалы Октябрьской революции.
Защита И.В.Сталина от «державников», «патриотов», «истинно
верующих» и прочих немарксистских элементов
В.А. Тюлькин
В последнее время у
ортодоксальных коммунистов появилась сравнительно новая задача – защита Иосифа
Виссарионовича Сталина от разного рода политических субъектов, называющих себя
левыми или даже представляющихся коммунистами. Спрашивается, почему мы
характеризуем эту задачу как новую? Потому что в предыдущие годы защита
велась от разного рода обвинителей: от империалистов и фашиствующих
антикоммунистов до троцкистсвующих элементов. Сегодня же встала задача защиты
(или хотя бы ограждения от извращения) Сталина от попыток использования его
образа в позитивном плане для достижения каких-то антимарксистских групповых
или личных целей.
Предлагаем вниманию читателей подборку документов о
революционной деятельности И.В.Сталина. Опубликованные вжурнале «Красный архив» (1941. №2(105),
с.3–32) они представляют значительный интерес – как научный, так и общественно-политический.