Марксизм, социальный прогресс и будущее цивилизации (2)
В.А. Сапрыкин
Часть 1. Часть 2.
Люди для капитализма в прямом
смысле слова – глина, рабочий материал. «Глина, мрамор, бронза права голоса
лишены», – публично, на весь мир заявляла в разгар «реформ» чревовещательница
контрреволюции из лагеря либеральной интеллигенции Новодворская, близкая
соратница Гайдара, Чубайса, Немцова и Ко. – Может быть, глине хотелось мокнуть в карьере,
мрамору – скрываться в толще горы, а бронзе было предпочтительнее пребывать
порознь, а не в сплаве… единственное, что я хочу от Ельцина и Гайдара – это
чтобы перестали спрашивать у глины, желает ли она, чтобы из нее "сотворили
Адама…”» (газета «Иностранец», № 2 (30), 19 января 1994 г.).
Эти страшные по своей людоедской сущности слова – совсем не
рецидив психического заболевания, ибо в них – социально-классовая позиция
обуржуазившейся и взбесившейся от запаха частной собственности интеллигенции.
Именно эта часть так называемых «совестливых, думающих и бескорыстных», по
свидетельству бывшего марксиста и бывшего приспособленца – аппаратчика ЦК КПСС
Ципко, считала, что «нельзя освободиться от коммунизма, не разрушив эту страну,
это исчадие ада» (газета «Поиск», № 28(218), 16-22 июля 1993 г.).
Так что нынешние стенания по поводу того, что «Мы не того
хотели», «Мы к этому не причастны», – крокодиловы слезы по съеденной жертве.
Капитализм, выросший на пепелище социалистической державы, именно то, к чему
всегда стремились солженицыны, новодворские, гайдары, чубайсы и вся
либерально-антикомомунистическая интеллигенция. И как бы сегодня они ни
дистанцировались от Горбачева и Ельцина, которыми в будущих поколениях матери
станут пугать детей, именно воинствующие интеллигенты крушили и ломали по их
призыву и под их руководством. Это Горбачев призывал: «Вы бейте их снизу, а мы
– сверху!». А Ельцин уже 24 февраля 1994 года в послании Федеральному собранию
под чудовищным по цинизму и фарисейству названием «Об укреплении Российского
государства» объявил о том, что «тотальное разрушение прежней системы
завершается».
Какой системы? Разумеется, советской, социалистической в своем
генетичесом ядре. С точки зрения широкого исторического контекста социального
прогресса – они разрушали первую в мировой истории РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКУЮ
ЦИВИЛИЗАЦИЮ, которая «открывала новую историческую эпоху» (Ленин) и делала
первые шаги к коммунистической цивилизации. Это явилось невиданной не только в
новой истории, но, думаю, и за все 40 тысяч лет существования вида Homo sapiens
варварской акцией. Но этот реакционный процесс не закончен: на карту поставлено
будущее уже самой РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Сегодня многие западные разведывательно-аналитические
центры, прежде всего в США, не рассматривают к 2050 году существование России
как самостоятельного государства: она будет расчленена на сырьевые зоны и
станет служить донором западной цивилизации.
К сожалению, ведущие
докладчики на пленарном заседании конгресса решили молчанием обойти самые
жгучие проблемы мировой и русской цивилизации, отчего последняя «корчится»,
словно «безъязыкая»… Некоторые же туманно, без всяких причинно-следственных
социальных связей и отношений рассуждали о некоем «варварстве» и неизвестно где
находящихся варварах. И уже тем более был обойден вопрос о погроме
мировоззренческих, духовно-ценностных основ Советской рабоче-крестьянской
цивилизации, с чего, собственно, и начался в середине 80-х годов
широкомасштабный контрреволюционный процесс.
Давно известно, что мировоззрение и его сердцевина – идеология
выступают в качестве продукта «действительного жизненного процесса» (Маркс), то
есть как отражение способа производства материальных благ и связанных с ним
общественных отношений. Важнейший компонент мировоззрения составляют идеалы как
решающие жизненные цели. Именно по ним и ударили контрреволюционеры в годы
«перестройки» и «реформ». Была поставлена конкретная цель: осуществить погром
марксистско-ленинского мировоззрения во всех его проявлениях и утвердить на
освободившемся месте мелкобуржуазное, частнособственническое, мещанское по
своей сути миропонимание. С самого начала Горбачев и Ко вели линию на «смену теоретических основ нашей
политики и общественного развития» 23 ,
а для этого только внушали интеллигентам от науки требовать «отказа от диктата
КПСС в определении стратегии и тактики развития фундаментальной, вузовской,
отраслевой и другой науки» 24 .
В годы ельцинизма эта установка больше не скрывалась, и погром учинялся
открыто, публично. В начале 90-х годов на Всероссийском совещании заведующих
кафедрами общественных наук (автор данных строк был его участником) тогдашний
зам. министра высшего образования Шадриков в докладе от имени министерства
потребовал от вузовских обществоведов страны: «Преодолеть наследие
марксизма-ленинизма. Но это преодоление не должно быть его модернизацией, а
полным снятием»…
Марксизм, выражаясь юридически, по-существу поставлен «вне
закона». По всей стране прошла тотальная чистка библиотек: из них выброшены и
уничтожены физически произведения Маркса, Ленина и других классиков этого
учения. Единственный в стране Институт марксизма-ленинизма закрыт, а его
уникальная библиотека попросту может исчезнуть.
Процесс травли марксизма как такового и всего, что связано с ним,
с каждым днем нарастает и охватывает буквально все сферы общества и культуры.
При этом реставраторы капитализма применяют все более утонченные и одновременно
грязные методы поношения марксизма-ленинизма и клеветы на его носителей –
советское социалистическое общество, Коммунистическую партию, на всех
коммунистов – сторонников и приверженцев Коммунистической Цивилизации. СССР ставится в один ряд с фашизмом, компартии
объявляются рассадником тоталитаризма, экстремизма и даже терроризма, а сами
коммунисты – недочеловеками, лишенными морали и культуры вообще. Это
направление деятельности антикоммунистов-реставраторов капитализма призвано, в
первую очередь, вызвать отвращение, брезгливость ко всему коммунистическому в
массовом сознании, а также заложить психологическую базу для возможного в
подходящий момент террора со стороны реставрационного режима.
В травле марксизма-ленинизма, всего коммунистического (в
культуре, науке, сознании, ценностях) в обществе объединились самые
реакционные, социально корыстные силы, способные предать и продать не то что
марксизм, социализм, Советскую власть – мать родную… Ибо их действиями
движет классовый интерес – грабительский, частнособственнический. Говоря
словами Ф. Энгельса, «низкая алчность» является движущей силой современной
русской контрреволюции в целом, ее апологетов – борцов с марксизмом в том
числе. «Богатство, еще раз богатство и трижды богатство, богатство не общества,
а вот этого отдельного жалкого индивида» является их «единственной, определяющей
целью» 25 .
Самыми непримиримыми борцами с марксизмом-ленинизмом стали
вчерашние марксисты, сделавшие на этом поприще головокружительную карьеру,
получавшие научные степени, звания, должности, награды, премии, заполонившие
своими «научными трудами» библиотеки и хранилища. Отрекшись, они с яростью
набросились на то, чему вчера поклонялись сами и призывали к этому окружающих.
За ними ринулись крушить марксистскую «цитадель» сервильные журналисты. Кстати,
сам того, вероятно, не подозревая, о родстве продажных философов и продажных
журналистов на конгрессе сказал академик Степин В.С. «Наше дело, –
полушутя-полусерьезно произнес он, – выработать новые идеи, а остальное
доделают журналисты»… Так что, когда мы видим на телеэкране жуткие сцены,
фальсифицирующие нашу историю, наше великое советское прошлое, делающие уродами
Ленина и его соратников, всех советских людей, за этим стоят ученые с их
«новыми идеями»…
Но в отличие от журналистов, чей профессиональный и гражданский
цинизм не имеет границ, ученые-перерожденцы хотят выглядеть «джентельменами»,
свое отступничество прикрывают фиговым листком «объяснений»: «Только дурак не
меняет своих взглядов»… Но такое «объяснение» действительно рассчитано на
дурака! Есть «взгляды», а есть… «убеждения»: они – не синонимы. «Убеждения» –
это сердцевина мировоззрения человека, определяющая всю его жизнь, линию
поведения, каждый поступок, честь, совесть, достоинство… Перемена убеждений –
это не смена академического сюртука на дачную душегрейку. «Убеждения», –
говорил К. Маркс, – если они подлинные,
настоящие, не фальшивые, «к которым разум приковывает нашу совесть, – это узы,
из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых
человек может победить лишь подчинившись им» 26 .
Спросим сегодня себя: у кого из бежавших с поля классовой битвы
бывших марксистов разорвалось сердце? Новейшая история реставрации капитализма
и поворота цивилизации вспять таких фактов не знает! Она знает, что сердца
разорвались у других: у Героя Советского Союза маршала – фронтовика Ахромеева,
министра СССР Пуго, партийного работника Кручины, у защитника Брестской
крепости из Татарии (простите, не могу вспомнить фамилию), покончившего с
жизнью на развалинах этой цитадели сразу после уничтожения СССР кучкой
заговорщиков – контрреволюционеров. Ушли и уходят из жизни миллионы советских
людей, чья совесть, честь и достоинство не смирились с контрреволюцией. Не
выдержало сердце поэтессы – фронтовички Юлии Друниной, покончившей с жизнью 29
ноября 1991 г. Она поняла, что совершила ошибку, когда в августе того же года
пришла «защищать» ельцинский «Белый дом»… А, поняв, не смогла больше жить…
Ухожу, нету сил,
Лишь издали
(Все ж крещеная!)
Помолюсь
За таких вот, как вы, –
За избранных
Удержать над обрывом Русь
Но боюсь, что и вы
бессильны.
Потому выбираю смерть.
Как летит под откос
Россия,
Не могу, не хочу смотреть!
Предав и все больше ощущая глубину своего нравственного, научного
и политического падения, бывшие марксисты, а ныне антикоммунисты с еще большим
остервенением набрасываются на марксизм, но особенно на Ленина и его великое
научное и политическое наследие. И чем дольше длится этот процесс разрушения,
тем очевиднее становится ничтожество как самих воинствующих антимарксистов и
всех антикоммунистов, так и их философии и обществоведения в целом.
Антикоммунизм во всех своих ипостасях исторически слеп и бесплоден!
Отвергнув марксизм, современное российское обществоведение,
однако, рванулось к «новым» общеисторическим, общесоциальным и
философско-политическим обобщениям, и прогнозам, оценкам. Причем, претензии
«нового» обществоведения по широте охвата, глубине анализа и преобразовательной
силе были столь масштабны и претенциозны, что претендовали на замещение
марксизма во всем его объеме. И каков же результат этой 20-летней кампании
разрушения марксизма и рождения «новой» науки? Увы, гора родила мышь: либо
откровенная апологетика капитализма, либо – голая схоластика и даже
наукообразная мифология, мистика. Все, как в прошлом, особенно в начале
ХХ столетия, когда потерпела поражение первая русская революция 1905 г., и
среди интеллигенции начались разброд и шатание, уход в идеализм, в поповщину и
богоискательство.
Но философия, какой бы она ни
была, неизбежно связана с социально-классовыми интересами, с политической и
идеологической борьбой. Будучи детерминированной социальной действительностью,
философская мысль так или иначе воздействует на формирование соответствующих
идеалов, социокультурных ценностей, а значит, и на становление и развитие
соответствующего типа цивилизации. Именно в этом исходном пункте нужно искать
различие между марксистско-ленинской философией и нынешней антимарксистской, но
прежде всего антиленинской. Если первая не скрывает своей имманентной связи с
пролетариатом, всеми эксплуатируемыми народными массами и работает на формирование
их цивилизации, то вторая, – скрывая свою связь с капиталом и буржуазией,
работает в направлении этой, частнособственнической цивилизации.
А потому ждать от антимарксистской философии ответа, куда
движется современный мир, не стоит. Как отмечал еще В.И. Ленин, вместо
вскрытия коренных внутренних противоречий и пороков капитализма нынешние
теоретики и, естественно, политики занимаются «серьезным разбором мелочей
совершенно несерьезных законопроектов о «надзоре», «регламентации»,
теоретической игрой в бирюльки…» 27. И делают это
не от незнания или недопонимания сути дела, а потому что «представители
буржуазной науки являются сплошь апологетами империализма и финансового
капитализма» 28. В годы «реформ» значительное число ученых
в погоне за грантами Сороса и других богачей открыто стали выполнять позорную
апологетическую функцию.
Перефразируя Г.В. Плеханова, скажем без малейшей натяжки,
что, в отличие от буржуазных философов прошлого (французских просветителей
Гельвеция, Гольбаха и их друзей), основой морали и теории нынешних российских
философов-антимарксистов – апологетов реставрации дикого капитализма выступило
не общественное, а личное благо. Говоря по-русски, шкурнический, эгоистический
интерес. «Salus populi – suprema lex» (благо народа – высший закон), –
произносил Гельвеций, идеолог революционной французской буржуазии XVIII века.
«Советский народ – это гомососы», «совки», «глина», – говорят идеологи
российской контрреволюции конца ХХ – начала ХХI вв., они же – многолетние борцы
с марксизмом. Их «философия» подводит к мысли, что «гомососы» должны исчезнуть
как вид, ибо их социальная и антропологическая субстанции не приспособлены для
бытия в условиях «новой цивилизации будущего…». Эти рассуждения, часто
замаскированные в наукообразные формы, и есть выражение философии
социал-дарвинизма. Кто-то из них возмутится, прочитав эти строки. Полноте,
господа: это вы своими оценками, выводами, рассуждениями, кличками и прозвищами
создали «теоретическую» базу «реформаторам», которые умерщвляют свой народ. И то,
что некоторые из вас, словно «очнувшись», критикуют ельцинско-путинский режим (заметьте, не капитализм как
цивилизацию, а только режим!), ничего не меняет в вашей социально-классовой,
общественной позиции. А это, уже с точки зрения научной, то есть объективной,
означает, во-первых, что вы – конъюнктурщики, а во-вторых, – банкроты. Ваша
«критика» – это жалкий лепет на фоне проклятий и стонов советского народа.
А это означает и другое: современная философская мысль работает в
направлении, все больше дезориентирующим как науку, так и общество в целом. Об
этом хорошо и убедительно говорили некоторые участники IV философского
конгресса. «Для нашего общества, – сказал декан Дальневосточного
государственного университета А.А. Биневский, – скорее характерно состояние
философской невменяемости, когда не знают философию или не понимают значение
философского подхода к решению жизненных проблем. Не этим ли можно объяснить
многие ошибки, происходящие в нашем обществе, – эти перекосы и шараханья из
стороны в сторону в политике и идеологии. Из кумиров делают жупелы.
Идеологические вакуумы заполняют обывательскими мифами» 29.
Современное знание в целом, в том числе и философское, становится
разновидностью массовой культуры, ибо, как и все другие, ее проявления
мифологизируют человеческое сознание, мистифицируют реальные процессы в
обществе. Происходит отказ от рационального начала в познании, уход от мира
социального в мир «антропологического» –
личностного, индивидуального, субъективного. Антимарксистская философия за эти
20 контрреволюционных лет утопила мир рационального мышления в мире
иллюзорном, виртуальном, где понятия – не средство познания реальных вещей,
явлений и процессов, а способ сокрытия их подлинной сущности. Это –
закономерное и неизбежное следствие самого реставрационного процесса
капитализации России. Назови изначально «перестройку», «реформы»,
«приватизацию», «демократизацию» и т.п. подлинными именами, покажи народу их
настоящую сущность и последствия – контрреволюция не прошла бы!
И этот дикий процесс мифологизации сознания в обществе
продолжается. Масскультура, а вместе с ней и антимарксистская наука, погрузили
весь социум в мир вымышленный, а также игровой, развлекательно-шутовской: а)
люди играют в «поле чудес»; б) играют в «кто хочет стать миллионером»; в) вся
страна разгадывает кроссворды, ребусы и т.д. и т.п. Таков чудовищный процесс
контрреволюции в сфере общественного сознания и науки. Так что вопрос о будущем
цивилизации в этом контексте – сплошной «ребус»…
Между тем, пока философы и другие сервильные обществоведы,
вставшие на службу контрреволюции, занимаются схоластикой и мифологией, за
окнами их кабинетов продолжает развиваться не выдуманная, а реальная жизнь со
всеми социальными и иными противоречиями. Мир продолжает развиваться по Марксу
и Ленину! И уже не философы, а сами капитализаторы России пишут до боли
знакомые слова: «Призрак бродит по России… Призрак революционной ситуации»… Они
принадлежат… Ю.М.Лужкову, который в отличие от бывших марксистов и бывших
коммунистов (ныне отпетых оппортунистов) знает, что «лимит на революции не
исчерпан» 30. Не исчерпан потому, что капитализм как
цивилизация не преодолел и не может преодолеть своих классово-антагонистических
противоречий. Учение марксизма-ленинизма о природе, противоречиях и
перспективах капитализма было и остается верным и сегодня!
А потому столичный капитализатор местами начинает говорить почти
«марксистским» языком. «Глупо и недальновидно идеализировать ситуацию» 31 ,
«Я не стремлюсь идеализировать современный капитализм» 32 ,
«современным капиталистическим обществам все так же свойственны экономические
кризисы» 33 , «преодоление внутренних
противоречий в современных западных капиталистических обществах, сама
реализуемость моделей «социального государства» стали возможны благодаря
глобализации. Тому, что капитализм смог вывести «классовые разногласия»
западных обществ вовне. Перевести их на отношения с «третьим миром»,
использовать его дешевые и доступные ресурсы» 34.
Ну действительно, чем не марксизм в исполнении столичного
реставратора капитализма! Вот только выводы из всего сказанного делает свои –
реставраторско-апологитические: он упорно защищает капитализм. И тут, как и все
его предшественники, он не хочет считаться с фактами истории. Во-первых,
наученный именно московским опытом, мэр столицы должен был бы догадаться, что
современный капитализм, его «социальное государство» есть не что иное, как
громадная коммерческая пирамида, наподобие той, что создавали в Москве Мавроди
и сотни других проходимцев, используя мифологизацию как способ обмана и грабежа
сотен тысяч людей.
Капитализм, переведя свои «разногласия» вовне, создал ту же самую
пирамиду за счет грабежа, высасывания труда, финансов, ресурсов из «третьих»
стран, к коим теперь относится и Россия. Но на России и на таких, как она,
пирамида заканчивается, ей неоткуда взять «дурные» ресурсы, она будет вечным
донором «золотого миллиарда».
Однако современные
капитализаторы России продолжают «ломиться в открытую дверь»: они верят в
благополучие создаваемой цивилизации на основе частной собственности. Так и
Лужков, который изобретает «вечный двигатель» благополучия капитализма. Вся его
брошюра переполнена благими рассуждениями типа «мнимое противоречие между этими
задачами можно преодолеть. Нам надо просто изменить наше мышление» 35 ; «необходимо ставить вопрос о серьезной
корректировке социально-экономической политики правительства» 36 ; «необходимо обозначить национальные приоритеты
в развитии «новой экономики» 37 ; в
конце концов, построить «капитализм для большинства» 38 , «государство всеобщего благосостояния» 39.
Стратегическая задача – окончательный перевод «на современные
«капиталистические рельсы» развития» всего общества, «не только экономику, но и
весь уклад социальной жизни, которой до сих пор во многом остается прежним –
социалистическим…» 40.
На деле все откровения Лужкова Ю.М. означают следующее: а) дела у
реставраторов идут плохо; б) поиск рецептов оздоровления сразу же прогнившего
клона капитализма не находит эффективного лекарства; в) призрак революционной
ситуации все явственнее и страшнее для реставраторов; г) народ не желает идти в
цивилизацию капитализма.
А это в свою очередь означает главное: все реставрации –
социальные, научные, культурные, мировоззренческие – рано или поздно
заканчиваются! Закончится и этот период мифологизации и профанации науки – она
вернет себе рационалистическое, научно-материалистическое начало и востребует
марксизм во всей его гуманистической созидательной полноте. Сама же Россия, как
и все республики СССР, вернется на путь социализма – цивилизации XXI века.
По этому пути пойдет и все человечество: иного историей не дано!
_____________________________________