О статье Энгельса "Внешняя политика русского царизма"
Письмо членам
Политбюро ЦК ВКП(б) 19 июля 1934 года[1]
И. Сталин
Рассылая
членам Политбюро ЦК статью Энгельса "Внешняя политика русского
царизма", считаю нужным предпослать ей следующие замечания..
Товарищ
Адоратский предлагает напечатать в ближайшем номере "Большевика",
посвященном двадцатилетию мировой империалистической войны, известную статью
Энгельса "Внешняя политика русского царизма", впервые опубликованную
за границей в 1890 году. Я считал бы вполне нормальным, если бы предлагали
напечатать эту статью в сборнике сочинений Энгельса или в одном из исторических
журналов. Но нам предлагают напечатать ее в нашем боевом журнале, в "Большевике",
в номере, посвященном двадцатилетию мировой империалистической войны. Стало
быть, считают, что статья эта может быть рассматриваема как руководящая или, во
всяком случае, глубоко поучительная для наших партийных работников с точки
зрения выяснения проблем империализма и империалистических войн. Но статья
Энгельса, как видно из ее содержания, несмотря на ее достоинства, не обладает,
к сожалению, этими качествами. Более того, она имеет ряд таких недостатков,
которые, если она будет опубликована без критических замечаний, могут запутать
читателя.
Беседа И.В. Сталина по вопросам политической экономии
Запись 24 апреля 1950 г.
Я
хотел бы сделать некоторые критические замечания по новому макету учебника
политической экономии.
Я
прочел около 100 страниц, относящихся к докапиталистическим формациям и к
капитализму. Смотрел немного и раздел «Социализм». Но о социализме скажу в
другой раз. Сегодня хочу отметить некоторые недостатки, касающиеся разделов о
капитализме и докапиталистических формациях. Работа комиссии пошла по
неправильному пути. Я говорил, что нужно взять первый вариант макета учебника
за основу. А это, очевидно, поняли так, что учебник не нуждается ни в каких
особых поправках. Это неверно. Требуются очень серьезные поправки
Че Гевара
был, пожалуй, единственным крупным коммунистом (притом, как крупнейшим революционером-практиком,
так – это станет ясно всякому, кто даст себе труд ознакомиться с его
теоретическим наследием – и крупнейшим марксистским теоретиком) второй
половины ХХстолетия, который
понял как то, что экономической сущностью социализма является преодоление товарных
отношений, так и то, что это преодоление непосредственно связано с
использованием, как он выражался, «математических
методов управления в экономике».
Было
не так уж много даже теоретиков, не говоря о крупных политических вождях
коммунистического движения, которые понимали хотя бы необходимость преодоления
товарных отношений при социализме. Еще меньше было тех, кто понимал, что
использование вычислительной техники в управлении экономикой совершенно
бесполезно и не ведет ни к чему иному, кроме усиления рыночной анархии, если
автоматизация управления не имеет своей целью преодоление товарных отношений.
Самое
интересное, что Че Гевара, очевидно, не был знаком ни с идеей
Общегосударственной автоматизированной системы управления экономикой (ОГАС)
В.М. Глушкова, ни даже с идеями С. Бира, которые гораздо позже, после
смерти Че Гевары воплотились в чилийском проекте «Киберсин». Судя по
употребляемой им терминологии, он узнал о «математических методах управления в
экономике» из работ так называемых «математиков» школы Немчинова, которые сами
не смогли удержаться на своих позициях и в конце концов поддержали «рыночников».
Карл
Маркс – гениальнейший мыслитель и великий революционер, который явился
Прометеем для человечества.
Учение
Карла Маркса не только дало чёткий анализ отношений, господствующих в мире, основанных
на эксплуатации человека человеком и гнёта кучки эксплуататоров над всем
человечеством, но и наметило путь исхода из этого состояния рабства в царство
свободы. В этом суть марксизма.
Жизнеустремленность
Маркса сформулирована им самим в работе «Тезисы о Фейербахе» в период его
перехода на последовательные революционные позиции словами: «Философы лишь различным образом объясняли
мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (Тезисы о Фейрбахе).
Я
полагаю, что лучший способ для нас отпраздновать 200-летие со дня рождения
Карла Маркса – это изучать его труды и обосновать вывод, что его революционное
учение соответствует ходу общественной истории и актуально в современных
условиях.
Мы
снова и снова критикуем капитализм и его высшую и последнюю стадию –
империализм, стремимся активизировать революционное движение всего трудового народа,
чтобы положить конец той чудовищной угрозе существованию человечества, которым
является современный монополистический капитализм. Вся деятельность коммунистов
должна быть направлена на достижение победы социализма – первой фазы на пути к
коммунизму. Как утверждал Маркс,
Об
извращении и возрождении марксистской политической экономии
А.А. Ковалев
Возвращение
политэкономии после ее 20-летнего забвения на постсоветском пространстве (о чем
было объявлено на I Международном политэкономическом конгрессе в апреле 2012
года)
призвано заменить господствующую все эти годы в России и во всем буржуазном
мире экономическую науку – экономикс (сфера индивидуального выбора рациональным
экономическим индивидом наиболее эффективного пути использования ограниченных
ресурсов). Последняя в настоящее время охвачена системным кризисом и уже не
способна объяснить те глубинные качественные перемены, которые происходят в
современном мире, и предотвратить их разрушительные последствия, в частности
современный мировой кризис.
Новая
политэкономия, как было заявлено на конгрессе, наследует традиции классической
политэкономии, которая достигла вершины своего расцвета в середине XIX века в
марксистской политэкономии. Как же соотносится новая политэкономия с
марксистской политэкономией?
Ныне
остро встает вопрос о будущем: будет ли российское общество сохранять строй
криминального капитализма, или же трудящиеся во главе с рабочим классом в той
или иной форме поднимутся на борьбу за преобразование жизни в соответствии с
коммунистическими принципами на социалистических началах? Власть, голосом
президента РФ, предупреждает: к коммунизму возврата нет. В такой формулировке
создается представление о коммунизме как о чём-то неприемлемом, предосудительном,
непотребном. Что такое «коммунизм», современная молодежь в большей своём, если
и знает, то главным образом, во лживой трактовке буржуазной пропаганды,
поддержанной, как видим, президентом. На протяжении почти трех десятилетий СМИ
отданы в руки идеологических апологетов капитализма, что не могло не сказаться
на сознании части российской молодежи.
Мы
должны, мы обязаны напоминать о советских свершениях и защищать их. Ради
будущего, ибо в будущем, мы уверены, без этой памяти не обойтись.
«На юго-востоке Украины как следствие многомесячного
киевского майдана и государственного переворота возник политический и
этнонациональный кризис, – констатирует академик НАН Украины, член Академии
Европы Петр Петрович Толочко. – Созревание
юго-востока происходило медленно, по мере того, как киевский майдан все больше и
больше определялся со своей националистической природой и брутально утверждал
ее по всей Украине, не считаясь ни с чем и ни с кем».
Продолжается документальное издание «Сталин. Труды»
С.Ю. Рыченков
В
2012 году сотрудниками Рабочего университета им. И.Б. Хлебникова под
руководством Р.И. Косолапова было начато издание документального многотомника
«Сталин. Труды». Его цель – обнародовать все доступные на сегодня сталинские
тексты. Общий объём издания изначально оценивался в 35 томов.
К
маю 2019 года изданы первые 14 книг, ещё две подготовлены к печати. В
результате непрерывной работы в архивах в научный оборот включены свыше тысячи
не опубликованных ранее архивных документов из фондов Российского
государственного архива социально-политической истории (бывшего партийного
архива), где имеется отдельный «сталинский» фонд (558), объединивший в конце
20-х – начале 30-х годов сталинские документы из различных архивных хранилищ
страны, разысканные и собранные под руководством И.П. Товстухи; Государственного
архива Российской Федерации, Российского государственного военного архива,
относящихся к периоду 1895 – июнь 1920 года.
18
марта 2018 года, исполняется 147 лет с момента провозглашения Парижской
коммуны, первой попытки отменить государство и построить социалистическое
общество. Что привело к возникновению коммуны? Как жили люди в период её
правлении? Почему коммуна стала предвестником «государства нового типа»?
Все
ответы на эти вопросы, вы найдёте в данной статье.
Исторический
фон
Основным
событием 1870 года стала Франко-прусская война, приведшая напрямую к созданию
Германской Империи и косвенно, по результатам войны, к созданию Парижской
коммуны.
«Интернационал»
давно уже стал непременным атрибутом революций и коммунистического движения.
4
октября 2016 г.
автору слов этого гимна исполнилось 200 лет. Революционер, член I Интернационала и участник Парижской коммуны 1871
года Эжен Потье ушел из жизни в день, связанный датой с Великой Октябрьской
социалистической революцией, – 6 ноября 1887 года, за 30 лет до выстрела «Авроры».
100-летие
Великой Октябрьской Социалистической революции, к которой призывал этот гимн,
обязывает еще раз обратиться к этому произведению.
.Замечательный
советский поэт Е.А. Долматовский писал в книге "Рассказы о твоих
песнях": «Песнь песней пролетариата,
великий гимн коммунистов "Интернационал" на российскую почву пришел в
самом начале XX столетия, так что по праву XX век может быть назван веком
"Интернационала". Я не знаю ни одной другой песни, вызывающей такое
сильное общее душевное волнение, так сплачивающей людей, поющих его. … Сколько
раз ни приходилось мне находиться там, где пели "Интернационал",
никогда не ослабевал накал вдохновения, рождаемого этой великой песнью»
Москва и революция… До начала ХХ
века эти слова сочетались плохо. Основные эпитеты тогдашней Москвы –
«Первопрестольная», «Златоглавая» (множество церквей), «Белокаменная», в лучшем
случае «Красная» – но только в значении «красивая», а не «революционная».
Декабристы – это Питер и Украина; Герцен и Огарёв… отроческая клятва на
Воробьёвых горах – да, но известны они стали по деятельности за границей (хотя
Герцен в1842-1847 годах, а Огарёв в 1846-1850 годах, и
оба – ранее, в 1830-х годах) много работали по революционной пропаганде в
Москве; кружок Петрашевского сложился в Петербурге, и выстрел Каракозова
прозвучал в Петербурге, и основные подвиги Народной Воли в её героический период
– это тоже в основном Петербург (и, опять же, юг, Украина, Одесса:
В. Осинский, Д. Лизогуб и др.), и «Второе Первое марта» –
А. Ульянов и его товарищи – тоже было в Петербурге… Ничего удивительного:
ведь там находилось правительство, там решалась судьба страны.
Героический
путь борьбы и грандиозных побед прошел советский народ, руководимый своим
испытанным вождем – великой партией коммунистов-ленинцев.
Один
из важнейших источников силы нашей партии состоит в том, что в рядах своих она
объединяет самых стойких, самых испытанных и закаленных борцов за торжество
идей марксизма-ленинизма, ведущих за собой широкие массы трудящихся. Это, относится,
прежде всего, к той славной когорте замечательных революционеров-профессионалов,
которые, по словам Ленина, посвящали революции «не одни только свободные вечера, а всю свою жизнь»
Изучить
их героический жизненный путь, рассказать о нем людям, чтобы он стал примером
для подражания, средством коммунистического воспитания – важная и почетная
задача.
1. Украинские реформы в свете социологии
и социальной статистики
Концепция
качества жизни, разработанная западными обществоведами в середине XX века, широко
используется в социологии с целью получения комплексной оценки благосостояния
человека и общества в целом. В данной работе качество жизни рассматривается
нами как система принятых, достигнутых и желаемых социальных стандартов жизни
общества, социальной группы или отдельного человека на конкретном историческом
этапе развития общества. По нашему мнению, качество жизни целесообразно
использовать как критерий эффективности государственной социальной политики и
проводимых государством реформ. Это особенно актуально для Украины, где в
рамках перехода от социалистической к капиталистической экономике на протяжении
четверти века проводятся радикальные рыночные реформы, охватывающие все сферы
жизнедеятельности общества.