Мораль
революционного рабочего класса
З.А. Тажуризина
Часть 1, часть 2
часть 3, часть 4
"Но существует ли коммунистическая мораль?
Существует ли коммунистическая нравственность?
Конечно, да".
В.И. Ленин "Задачи союзов молодёжи"
Ныне
остро встает вопрос о будущем: будет ли российское общество сохранять строй
криминального капитализма, или же трудящиеся во главе с рабочим классом в той
или иной форме поднимутся на борьбу за преобразование жизни в соответствии с
коммунистическими принципами на социалистических началах? Власть, голосом
президента РФ, предупреждает: к коммунизму возврата нет. В такой формулировке
создается представление о коммунизме как о чём-то неприемлемом, предосудительном,
непотребном. Что такое «коммунизм», современная молодежь в большей своём, если
и знает, то главным образом, во лживой трактовке буржуазной пропаганды,
поддержанной, как видим, президентом. На протяжении почти трех десятилетий СМИ
отданы в руки идеологических апологетов капитализма, что не могло не сказаться
на сознании части российской молодежи.
Между
тем, прогрессивные ученые – серьезные экономисты, политики, правоведы,
философы, этики и т.д. убеждены: нынешний строй ведет нашу страну в бездну,
надо это осмыслить и вывести страну на путь социализма. Но кто ее будет
выводить? Если иметь в виду возрастной состав, то, принимая во внимание историю
социальных преобразований, можно сделать вывод: как правило, переход (или
попытки перехода) к новым, более совершенным отношениям, совершался благодаря
мощной энергии людей молодого возраста – об этом свидетельствуют Великая
французская революции, восстание декабристов, Парижская Коммуна, Великая
Октябрьская революция. В этих движениях принимали участие представители разных
слоев, но побуждаемы они были настроениями и действиями трудящихся, и в
значительной мере – трудящейся молодёжи. Маяковский не случайно писал: «Коммунизм
– это молодость мира, и его возводить молодым».
Любая
современная коммунистическая партия скудеет без того значимого процента притока молодежи, который необходим для ее
революционизирования. Да пусть хоть миллионы марксистов-пенсионеров вступят в
партию, – они ни на шаг не сдвинут её к революционному преобразованию, ни
теоретически, ни практически, если в руководстве партии будут преобладать
люди пожилые и старые.
Современной
российской молодежи надо знать, и что такое коммунизм, и какие люди, с какими
мировоззренческими и нравственными качествами создавали коммунистическое
учение, боролись за его воплощение в жизнь. И тогда окажется, что, например,
создатели научного социализма Карл Маркс и Фридрих Энгельс свои первые зрелые
произведения создавали в 24-26 лет, а В.И. Ленин к 26 годам жизни
основательно овладел марксизмом, о чем свидетельствует его статья «Фридрих
Энгельс», написанная в 1896 г.
в годовщину смерти Энгельса. Ими, как и многими другими революционными
деятелями, двигало стремление уничтожить угнетение трудового народа и создать
общество социальной справедливости. При этом они руководствовались моралью
особого рода – революционной моралью пролетариата. В данной статье раскрываются
ее формирование в ранний период развития европейского пролетариата в контексте
некоторых общих сведений о морали, ее месте и роли в человеческом обществе.
В
советской этической науке огромное внимание уделялось исследованию не только
общих проблем морали, но также особенностей того сложившегося в передовых
отрядах рабочего класса России кодекса морали, который способствовал активному
участию рабочих в революции 1905
г., победе пролетарской революции 1917 г. и последующему
успешному строительству социалистического общества. Поэтому названия этой
морали – коммунистическая, революционная, пролетарская – не
случайны; в совокупности и по отдельности они свидетельствуют о принципиально
новой по содержанию разновидности морали. В связи с этим напомним некоторые
общие сведения о морали.
Мораль,
нравственность, этика (эти термины близки по смыслу и могут употребляться как
синонимы) в истории сознательного человечества была объектом особого внимания,
что отразилось, например, в безмерном количестве письменных источников – разных
документов, в том числе правовых, философских трактатов, религиозных текстов,
художественных произведений, научных исследований. О нравственности размышляет,
видимо, любой человек, примеряя ее к собственному духовному миру или же
оценивая с точки зрения устоявшихся норм морали поведение других людей.
Понятие
морали в самом общем виде определяется как совокупность правил, норм поведения
людей в обществе. В истории общества было немало разных толкований
происхождения, сущности и роли морали. Наиболее соответствующей современным
научным знаниям о человеческом обществе является, на наш взгляд, её трактовка,
начало которой положили К. Маркс и Ф. Энгельс. Последнему принадлежит
специальная проработка положений в этой области в полемике с Е. Дюрингом,
полагавшим мораль, как и проповедуемые им «истины», вечной.
Согласно
марксизму, мораль является формой общественного сознания; она выражает
определенные социальные отношения, которые постоянно эволюционируют, а потому и
моральные нормы меняются. Нравственные воззрения, писал Энгельс, черпаются людьми
из практических отношений. Более того, мораль в классовом обществе всегда
носила классовый характер: она или оправдывала власть и интерес господствующего
класса, или – выражала возмущение, протест угнетенных против этой власти.
Энгельс выделил три основных вида морали в свое время: христианско-феодальная,
буржуазная и пролетарская, – в них отразилось развитие общественных отношений.
Обратим
внимание на то, что «наиболее прочными и
устойчивыми элементами, по Энгельсу, обладает
та мораль, которая является представительницей будущего, представительницей
переворота и преобразования настоящего, то есть мораль пролетарская»[i].
Но
«пролетарская мораль будущего» не могла возникнуть вдруг, сразу, с появлением
пролетариата, – это противоречило бы закономерности, в соответствии с которой
любое явление находится в состоянии движения. Естественно, встает вопрос: были
ли до пролетариата в духовном мире угнетенных зародыши, черточки, проявления
морали, способствующей сопротивлению власть имущим? Иными словами, каковы
истоки революционной морали, если слово «революционность» брать в его широком
смысле как стремление к социальным переменам, в данном случае – как активное
сопротивление угнетению.
И
второй важный вопрос: как происходил процесс возникновения и созревания
собственно пролетарской революционной морали, в сущности своей –
коммунистической. Напомнить об этом в наши дни полезно, поскольку основная
масса пролетариев Российской Федерации вряд ли по интенсивности рабочего
движения и степени развития классового самосознания достигла ныне уровня
соответствующей развитости европейского пролетариата 1-й пол. XIX в. и пролетариата
дореволюционной России ХХ в.
Надо
иметь в виду, что эволюция морали, в том числе морали угнетенных, не была
процессом прямолинейным, к тому же трудящиеся представляли собой неоднородную
массу. Моральные ориентиры трудящихся масс далеко не всегда были нацелены на
сопротивление власть имущим. В течение длительного периода мышление и поведение
трудящихся зависело от господствовавшего веками мировоззрения – от религии,
которая имела объективные корни и неслучайно распространялась среди разных
слоёв общества. И религия, и мораль в их интерпретации идеологами правящих
слоёв – главным образом, духовенства – превращались в орудие власти. С
религиозных позиций утрировались представления о благостности терпения,
смирения, покорности власть имущим. Любое выступление против религии
объявлялось нарушением воли Божией, а потому делом безнравственным, преступным.
Вольнодумцы – от еретиков до атеистов – преследовались, как на Западе, так и в
России, вплоть до физического уничтожения многих из них[ii].
Напомним,
что борьба народных масс за освобождение от господствующего строя проходила
нередко под знаменем религии, которая, правда, трактовалась в соответствии с
социальными требованиями (например, антифеодальные восстания в Италии сер. XIII
– нач. XIV вв. под предводительством Сегарелли и Дольчино). Однако роль
религии и религиозных организаций в сохранении существующих несправедливых
порядков постепенно осознавалась в народной среде. Так, в период Крестьянской
войны в Германии вождь восставших крестьян Томас Мюнцер стремился заменить
существующую власть народной, установить общность имущества, и он же, как писал
Ф. Энгельс, проповедовал теологию, которая «выходила за пределы господствовавших в то время представлений», его
«религиозная философия приближалась к атеизму»[iii].
Более
того: уже в древности в мифологической форме могли отражаться представления о
благотворности, о высоком нравственном смысле борьбы против тирании за
достойную жизнь народа. В частности, мы видим это в древнегреческом
мифе о Прометее, восставшем против господства Зевса во имя благоденствия человечества
и пострадавшем за это. Интересно, что Прометей воспринимался в культурной традиции
по-разному, но главным образом, как в высшей степени нравственная личность[iv]. И уже в этом документе
обнаруживаются нравственные черты революционеров (а Прометей – это
революционер): чувство сострадания несчастным, борьба за лучшее будущее людей,
страдающих от высших сил – сверхъестественных (в мифах) и земных. И – самоотверженность,
бесстрашие перед мучениями и смертью в борьбе с несправедливостью.
Но
это уже есть проявление психологии и осознания протеста против существующего
порядка вещей. Значит, в классовом обществе задолго до возникновения
пролетариата наряду с моралью смирения и покорности в обществе существовала и
мораль протеста против угнетения, борьбы за общество равенства и справедливости.
Эта мораль побуждала к восстаниям против угнетателей. Опыт борьбы эксплуатируемого
класса за своё освобождение, будь то восстание рабов во главе со Спартаком,
крестьянские восстания эпохи феодализма, героическая Парижская Коммуна или
борьба российского пролетариата, свидетельствует: он, этот опыт, не исчезает во
тьме веков, сохраняясь в сознании человечества. Так сохраняется и особый
вид морали – мораль революционеров, вырабатываемая теми представителями
человечества, которые реально боролись за освобождение обездоленного народа.
Известно,
что традиция – дело устойчивое. Она может быть временно прерванной в силу тех
или иных обстоятельств, но «уйти в песок» она не может – на каком-то повороте
истории она обязательно возродится. Возрождалась и мораль, объединявшая
трудящихся в попытках добиться сокрушения угнетателей.
Появление,
развитие и борьба рабочего класса против остатков феодализма и укрепившегося
капитализма в Европе, а затем в России сопровождались извлечением из богатого
опыта взаимоотношений между людьми тех нравственных качеств, которые необходимы
в борьбе с буржуазией. Эти качества наращивались, обогащались, закреплялись и
воплощались в наиболее стойких и последовательных борцах из среды пролетариев,
и не только – немало людей из других слоёв общества, примкнув к рабочему
классу, защищали его позиции. Революционная мораль рабочего воплотилась в
героических личностях, организациях, революционных действиях, событиях,
строительстве нового общества и нашла яркое отражение в отечественной
литературе ХХ века.
Истории
рабочего движения в советское время посвящались немало работ, а среди них – и
специальные исследования о пролетарской морали[v].
Эти труды, раскрывающие, по существу, достаточно быстрое по времени
нравственное созревание личности трудящегося в борьбе против социального зла,
пронизаны оптимизмом, уверенностью в социальном благополучии и в непреходящем
моральном совершенствовании социалистического общества. В те годы, казалось бы,
ничто не предрекало событий, приведших к распаду СССР и, в конечном счете, к
нынешней деградации самых разных сфер жизни страны – промышленности, сельского
хозяйства, науки, образования, и, что самое страшное, – к падению нравственного
уровня немалой части её населения. Попытки нынешней власти РФ поднять моральный
уровень общества посредством форсированного внедрения религии в повседневную
жизнь и сознание российских народов, обречены на провал в силу именно
аморальной в самой своей основе, своей сущности капиталистического государства,
ориентированного на социальную несправедливость, на обогащение кучки
пронырливых дельцов за счет обворовывания народа. Эгоистическая, индивидуалистическая
мораль, в центре которой жажда наживы, в последние десятилетия так или иначе
проникает в разные слои российского населения, разрушая нравственные ценности,
накопленные в течение веков трудовым народом. Ленин в своих выступлениях 1918-1919 г. подчеркивал, что
рабочий класс начинает строительство нового общества, «стоя по колено в грязи старого мира», что у рабочего «сохранилось много традиционной психологии
капиталистического общества»[vi].
И
если мы задумаемся о судьбах этой морали в нашей стране, то поневоле встанет
вопрос: а сохранилась ли пролетарская революционная мораль в сознании и
действиях трудящихся в наши дни, и прежде всего в рабочем классе? Следует
признать, что возрожденный после 70-летнего существования Советской власти
капитализм, внедренный насильственно в жизнь общества (вспомним хотя бы расстрел
Дома Советов), оказал негативное воздействие не только на экономику страны
(разрушив многие предприятия, на которых трудились сотни тысяч рабочих),
повлиял он также на жизнедеятельность и сознание значительной части рабочего
класса. В советское время на социалистических предприятиях было немало
коллективов, которые в совокупности составляли основу всесоюзного коллектива
рабочих, хранящего традиции предшествующих революционных поколений. Российский
капитализм кон. ХХ – нач. ХX вв. уничтожил немало заводов и фабрик, рассеяв тем
самым многие коллективы рабочих, превратив их в слой разрозненных индивидов, в
том числе безработных.
Но,
конечно, российский рабочий класс существует и в наши дни – ведь без рабочих не
обходится ни одна страна, где есть хоть какая-то промышленность. Недавние
социологические исследования ВШЭ показывают, что ныне ядро российского рабочего
класса – индустриальные квалифицированные рабочие – составляют 18 млн. человек;
к ним примыкают и другие трудящиеся. Растущее недовольство рабочих своим
положением приводит к развитию рабочего движения. Но это не означает, как и в
прошлом, что стихийно, автоматически сам по себе без настойчивой работы коммунистов
в рабочем движении нынешний российский рабочий класс превратится в просвещенный
идеями научного социализма, организованный «класс для себя»! Кроме того, надо
иметь в виду, что восстановление капитализма в стране негативно отразилось и на
морали трудящихся.
Незначительная
часть занятых (на существующих предприятиях) превратилась или в привилегированную
группу трудящихся, не нуждающуюся в переменах, или в людей, дрожащих за свои,
даже малооплачиваемые, рабочие места. Соответственно, у этой части общества в
сознании начинают стираться представления о возможности сплотившись, изменить
существующие порядки в интересах большинства населения страны. Если бы в стране
началось восстановление разрушенных заводов и строительство новых, то можно
было бы говорить о восстановлении и возникновении значимых рабочих коллективов,
постепенном формировании классового сознания, понимании рабочими своих интересов
как интересов всех трудящихся страны.
В
наше время такие коллективы, а также отдельные рабочие, существуют: они не
утратили связей с революционной традицией и осознают необходимость поворота к
обществу социальной справедливости, социального равенства. Они-то и являются
исходной точкой возрождения российского рабочего класса и возрастания в нём потребности
в социалистическом преобразовании страны. Надо иметь в виду, что уже сейчас имеются
предпосылки для социалистического просвещения масс: не всё безнадёжно, если по
данным Росстата почти две трети опрошенных в последнее время людей настроены в
целом в пользу социализма. Но настроения должны превратиться в идейные
убеждения. В этом трудящимся должно помочь социалистическое просвещение силами
передовых рабочих, марксистской интеллигенции, объединенных в
подлинно коммунистическую партию. Это просвещение должно касаться самых
разных сторон жизнедеятельности и сознания рабочего класса в контексте духовной
культуры человечества, важными сферами которой являются мировоззрение и мораль.
[i] Энгельс Ф. Анти-Дюринг /Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. –
Т. 20. – С. 95-96. Эта работа была издана в 1878 г. Оценка, данная пролетарской
морали Энгельсом, не случайна: она явилась результатом теоретического обобщения
практики революционного движения трудящихся масс, и прежде всего рабочего
класса Европы, в предшествующий период.
[ii] Неслучайно в кон.
XIX – нач. XX вв., в период нарастания в России революционного движения
рабочего класса, и особенно после первой русской революции, именно против
атеизма поднялся цвет буржуазно-дворянской интеллигенции – религиозные философы
С.Н. Булгаков, С.Л. Франк и другие. Булгаков писал: «В тех
мировоззрениях, которые лишены всякой религиозной окраски, проблема морали
приобретает характер совершенно безнадёжный: мораль приводится к самоупразднению…»,
она заменяется «инстинктом звериного самосохранения». Булгаков, увидевший в
русском народе «дремавшие тёмные силы», обвинял социалистическую интеллигенцию
в пробуждении этих сил, в «разложении народной души», в проповеди «морали
революции в народе». В этой морали он видел «антихристово начало»: «легион
бесов вошел в гигантское тело России». С.Л. Франк «с глубочайшей скорбью»
обнаружил, что «служители социалистической веры» оказались «в духовном родстве
с грабителями, корыстными убийцами, хулиганами и разнузданными любителями
полового разврата».
В наши
дни олигархического капитализма религия по-прежнему играет роль смирителя,
примирителя антагонистических классов. Религиозные идеологи всё чаще настаивают
на спасительности новозаветной заповеди любви, особо подчеркивая благотворность
любви к врагам. «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас…» (Мф. 5:45), –
подобное предписание до сих пор способствует укреплению власти угнетателей –
ныне олигархов, высших и прочих чиновников, коррупционеров, от которых уже в
силу их социального положения и поведения исходит тлетворный смрад аморализма,
маскируемого обвинениями нашей революции и совершившего ее народа, – в попрании
морали, объясняемом «отпадением от Бога». «Без Бога нравственности нет!» – вот
ныне популярный в религиозной пропаганде слоган, рассчитанный на ослабление
протестного потенциала трудового народа.
[iii] Энгельс Ф. Крестьянская война в
Германии / Маркс К., Энгельс Ф. – Соч., 2-е изд. – Т. 7. – С. 360.
[iv] Лосев А.Ф.. в книге «Проблема
символа и реалистическое искусство» (М., 1976) рассмотрел разные трактовки образа
Прометея: так, в творчестве Вяч. Иванова Прометей символизирует разрушительное
начало, главный порок которого – «отпадение от Бога». Поэму Скрябина «Прометей»
Лосев толкует как восстание против абсолютного духа, который спасает мир своей
любовью. (С. 296). Однозначно выражена религиозная оценка образа Прометея в
сборнике «Богословские труды» (№24, 1983), где предлагается «вспомнить о
неопровержимом выводе», сделанном А.Ф. Лосевым: «Прометей – это Сатана»
(С. 256). Как видим, и древние мифы могут стать ареной битвы современных
идеологий и мировоззрений.
[v] См. в частности: В.Ф. Шишкин. Так складывалась
пролетарская мораль. – М., Мысль, 1967. Его же: Великий Октябрь и пролетарская
мораль. – М., Мысль, 1976; Петропавловский Р.В. Диалектика прогресса и ее
проявления в нравственности. М., Наука. 1978. Его же: Революционная мораль
рабочего класса. Истоки и становление. М. Профиздат. 1981. В этих книгах
обобщен огромный объём фактов, документов, предшествующих исследований,
выявлена история формирования пролетарской морали в нашей стране. Тысячи и
тысячи персоналий посвящены героическим личностям разных стран, явившимся
воплощениями этой морали. Так, удивительно яркие портреты славных носителей
революционной морали – А. Желябова, Ф. Энгельса, Розы Люксембург,
Г. Димитрова и многих других создал советский писатель и журналист Эрнст
Генри. (См., например, его книгу «Новые заметки по истории и современности»,
М., Наука, 1976)
Мысли и
настроения авторов, названных и аналогичных работ нашли отражение и в данной
статье.
[vi] Ленин В.И. Доклад
на II Всероссийском съезде профессиональных союзов 20 января 1919 г. //Ленин В.И. ПСС –
Т. 37. – С. 449.
|