Международный теоретический и общественно-политический журнал "Марксизм и современность" Официальный сайт

  
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход Официальный сайт.

 Международный теоретический
и общественно-политический
журнал
СКУ

Зарегистринрован
в Госкомпечати Украины 30.11.1994,
регистрационное
свидетельство КВ № 1089

                  

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Меню сайта
Рубрики журнала
Номера журналов
Наш опрос
Ваше отношение к марксизму
Всего ответов: 661
Объявления
[22.02.2019][Информация]
Вышел новый номер журнала за 2016-2017 гг. (0)
[02.09.2015][Информация]
Вышел из печати новый номер 1-2 (53-54) журнала "Марксизм и современность" за 2014-2015 гг (0)
[09.06.2013][Информация]
Восстание – есть правда! (1)
[03.06.2012][Информация]
В архив сайта загружены все недостающие номера журнала. (0)
[27.03.2012][Информация]
Прошла акция солидарности с рабочими Казахстана (0)
[27.03.2012][Информация]
Печальна весть: ушел из жизни Владимир Глебович Кузьмин. (2)
[04.03.2012][Информация]
встреча комсомольских организаций бывших социалистических стран (0)
Главная » Статьи » Рубрики » ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

Мораль революционного рабочего класса

Мораль революционного рабочего класса

З.А. Тажуризина

Часть 1, часть 2
часть 3, часть 4

"Но существует ли коммунистическая мораль?

Существует ли коммунистическая нравственность?

Конечно, да".

В.И. Ленин "Задачи союзов молодёжи"

 

Ныне остро встает вопрос о будущем: будет ли российское общество сохранять строй криминального капитализма, или же трудящиеся во главе с рабочим классом в той или иной форме поднимутся на борьбу за преобразование жизни в соответствии с коммунистическими принципами на социалистических началах? Власть, голосом президента РФ, предупреждает: к коммунизму возврата нет. В такой формулировке создается представление о коммунизме как о чём-то неприемлемом, предосудительном, непотребном. Что такое «коммунизм», современная молодежь в большей своём, если и знает, то главным образом, во лживой трактовке буржуазной пропаганды, поддержанной, как видим, президентом. На протяжении почти трех десятилетий СМИ отданы в руки идеологических апологетов капитализма, что не могло не сказаться на сознании части российской молодежи.

Между тем, прогрессивные ученые – серьезные экономисты, политики, правоведы, философы, этики и т.д. убеждены: нынешний строй ведет нашу страну в бездну, надо это осмыслить и вывести страну на путь социализма. Но кто ее будет выводить? Если иметь в виду возрастной состав, то, принимая во внимание историю социальных преобразований, можно сделать вывод: как правило, переход (или попытки перехода) к новым, более совершенным отношениям, совершался благодаря мощной энергии людей молодого возраста – об этом свидетельствуют Великая французская революции, восстание декабристов, Парижская Коммуна, Великая Октябрьская революция. В этих движениях принимали участие представители разных слоев, но побуждаемы они были настроениями и действиями трудящихся, и в значительной мере – трудящейся молодёжи. Маяковский не случайно писал: «Коммунизм – это молодость мира, и его возводить молодым».

Любая современная коммунистическая партия скудеет без того значимого процента притока молодежи, который необходим для ее революционизирования. Да пусть хоть миллионы марксистов-пенсионеров вступят в партию, – они ни на шаг не сдвинут её к революционному преобразованию, ни теоретически, ни практически, если в руководстве партии будут преобладать люди пожилые и старые.

Современной российской молодежи надо знать, и что такое коммунизм, и какие люди, с какими мировоззренческими и нравственными качествами создавали коммунистическое учение, боролись за его воплощение в жизнь. И тогда окажется, что, например, создатели научного социализма Карл Маркс и Фридрих Энгельс свои первые зрелые произведения создавали в 24-26 лет, а В.И. Ленин к 26 годам жизни основательно овладел марксизмом, о чем свидетельствует его статья «Фридрих Энгельс», написанная в 1896 г. в годовщину смерти Энгельса. Ими, как и многими другими революционными деятелями, двигало стремление уничтожить угнетение трудового народа и создать общество социальной справедливости. При этом они руководствовались моралью особого рода – революционной моралью пролетариата. В данной статье раскрываются ее формирование в ранний период развития европейского пролетариата в контексте некоторых общих сведений о морали, ее месте и роли в человеческом обществе.

В советской этической науке огромное внимание уделялось исследованию не только общих проблем морали, но также особенностей того сложившегося в передовых отрядах рабочего класса России кодекса морали, который способствовал активному участию рабочих в революции 1905 г., победе пролетарской революции 1917 г. и последующему успешному строительству социалистического общества. Поэтому названия этой морали – коммунистическая, революционная, пролетарская – не случайны; в совокупности и по отдельности они свидетельствуют о принципиально новой по содержанию разновидности морали. В связи с этим напомним некоторые общие сведения о морали.

Мораль, нравственность, этика (эти термины близки по смыслу и могут употребляться как синонимы) в истории сознательного человечества была объектом особого внимания, что отразилось, например, в безмерном количестве письменных источников – разных документов, в том числе правовых, философских трактатов, религиозных текстов, художественных произведений, научных исследований. О нравственности размышляет, видимо, любой человек, примеряя ее к собственному духовному миру или же оценивая с точки зрения устоявшихся норм морали поведение других людей.

Понятие морали в самом общем виде определяется как совокупность правил, норм поведения людей в обществе. В истории общества было немало разных толкований происхождения, сущности и роли морали. Наиболее соответствующей современным научным знаниям о человеческом обществе является, на наш взгляд, её трактовка, начало которой положили К. Маркс и Ф. Энгельс. Последнему принадлежит специальная проработка положений в этой области в полемике с Е. Дюрингом, полагавшим мораль, как и проповедуемые им «истины», вечной.

Согласно марксизму, мораль является формой общественного сознания; она выражает определенные социальные отношения, которые постоянно эволюционируют, а потому и моральные нормы меняются. Нравственные воззрения, писал Энгельс, черпаются людьми из практических отношений. Более того, мораль в классовом обществе всегда носила классовый характер: она или оправдывала власть и интерес господствующего класса, или – выражала возмущение, протест угнетенных против этой власти. Энгельс выделил три основных вида морали в свое время: христианско-феодальная, буржуазная и пролетарская, – в них отразилось развитие общественных отношений.

Обратим внимание на то, что «наиболее прочными и устойчивыми элементами, по Энгельсу, обладает та мораль, которая является представительницей будущего, представительницей переворота и преобразования настоящего, то есть мораль пролетарская»[i].

Но «пролетарская мораль будущего» не могла возникнуть вдруг, сразу, с появлением пролетариата, – это противоречило бы закономерности, в соответствии с которой любое явление находится в состоянии движения. Естественно, встает вопрос: были ли до пролетариата в духовном мире угнетенных зародыши, черточки, проявления морали, способствующей сопротивлению власть имущим? Иными словами, каковы истоки революционной морали, если слово «революционность» брать в его широком смысле как стремление к социальным переменам, в данном случае – как активное сопротивление угнетению.

И второй важный вопрос: как происходил процесс возникновения и созревания собственно пролетарской революционной морали, в сущности своей – коммунистической. Напомнить об этом в наши дни полезно, поскольку основная масса пролетариев Российской Федерации вряд ли по интенсивности рабочего движения и степени развития классового самосознания достигла ныне уровня соответствующей развитости европейского пролетариата 1-й пол. XIX в. и пролетариата дореволюционной России ХХ в.

Надо иметь в виду, что эволюция морали, в том числе морали угнетенных, не была процессом прямолинейным, к тому же трудящиеся представляли собой неоднородную массу. Моральные ориентиры трудящихся масс далеко не всегда были нацелены на сопротивление власть имущим. В течение длительного периода мышление и поведение трудящихся зависело от господствовавшего веками мировоззрения – от религии, которая имела объективные корни и неслучайно распространялась среди разных слоёв общества. И религия, и мораль в их интерпретации идеологами правящих слоёв – главным образом, духовенства – превращались в орудие власти. С религиозных позиций утрировались представления о благостности терпения, смирения, покорности власть имущим. Любое выступление против религии объявлялось нарушением воли Божией, а потому делом безнравственным, преступным. Вольнодумцы – от еретиков до атеистов – преследовались, как на Западе, так и в России, вплоть до физического уничтожения многих из них[ii].

Напомним, что борьба народных масс за освобождение от господствующего строя проходила нередко под знаменем религии, которая, правда, трактовалась в соответствии с социальными требованиями (например, антифеодальные восстания в Италии сер. XIII – нач. XIV вв. под предводительством Сегарелли и Дольчино). Однако роль религии и религиозных организаций в сохранении существующих несправедливых порядков постепенно осознавалась в народной среде. Так, в период Крестьянской войны в Германии вождь восставших крестьян Томас Мюнцер стремился заменить существующую власть народной, установить общность имущества, и он же, как писал Ф. Энгельс, проповедовал теологию, которая «выходила за пределы господствовавших в то время представлений», его «религиозная философия приближалась к атеизму»[iii].

Более того: уже в древности в мифологической форме могли отражаться представления о благотворности, о высоком нравственном смысле борьбы против тирании за достойную жизнь народа. В частности, мы видим это в древнегреческом мифе о Прометее, восставшем против господства Зевса во имя благоденствия человечества и пострадавшем за это. Интересно, что Прометей воспринимался в культурной традиции по-разному, но главным образом, как в высшей степени нравственная личность[iv]. И уже в этом документе обнаруживаются нравственные черты революционеров (а Прометей – это революционер): чувство сострадания несчастным, борьба за лучшее будущее людей, страдающих от высших сил – сверхъестественных (в мифах) и земных. И – самоотверженность, бесстрашие перед мучениями и смертью в борьбе с несправедливостью.

Но это уже есть проявление психологии и осознания протеста против существующего порядка вещей. Значит, в классовом обществе задолго до возникновения пролетариата наряду с моралью смирения и покорности в обществе существовала и мораль протеста против угнетения, борьбы за общество равенства и справедливости. Эта мораль побуждала к восстаниям против угнетателей. Опыт борьбы эксплуатируемого класса за своё освобождение, будь то восстание рабов во главе со Спартаком, крестьянские восстания эпохи феодализма, героическая Парижская Коммуна или борьба российского пролетариата, свидетельствует: он, этот опыт, не исчезает во тьме веков, сохраняясь в сознании человечества. Так сохраняется и особый вид морали – мораль революционеров, вырабатываемая теми представителями человечества, которые реально боролись за освобождение обездоленного народа.

Известно, что традиция – дело устойчивое. Она может быть временно прерванной в силу тех или иных обстоятельств, но «уйти в песок» она не может – на каком-то повороте истории она обязательно возродится. Возрождалась и мораль, объединявшая трудящихся в попытках добиться сокрушения угнетателей.

Появление, развитие и борьба рабочего класса против остатков феодализма и укрепившегося капитализма в Европе, а затем в России сопровождались извлечением из богатого опыта взаимоотношений между людьми тех нравственных качеств, которые необходимы в борьбе с буржуазией. Эти качества наращивались, обогащались, закреплялись и воплощались в наиболее стойких и последовательных борцах из среды пролетариев, и не только – немало людей из других слоёв общества, примкнув к рабочему классу, защищали его позиции. Революционная мораль рабочего воплотилась в героических личностях, организациях, революционных действиях, событиях, строительстве нового общества и нашла яркое отражение в отечественной литературе ХХ века.

Истории рабочего движения в советское время посвящались немало работ, а среди них – и специальные исследования о пролетарской морали[v]. Эти труды, раскрывающие, по существу, достаточно быстрое по времени нравственное созревание личности трудящегося в борьбе против социального зла, пронизаны оптимизмом, уверенностью в социальном благополучии и в непреходящем моральном совершенствовании социалистического общества. В те годы, казалось бы, ничто не предрекало событий, приведших к распаду СССР и, в конечном счете, к нынешней деградации самых разных сфер жизни страны – промышленности, сельского хозяйства, науки, образования, и, что самое страшное, – к падению нравственного уровня немалой части её населения. Попытки нынешней власти РФ поднять моральный уровень общества посредством форсированного внедрения религии в повседневную жизнь и сознание российских народов, обречены на провал в силу именно аморальной в самой своей основе, своей сущности капиталистического государства, ориентированного на социальную несправедливость, на обогащение кучки пронырливых дельцов за счет обворовывания народа. Эгоистическая, индивидуалистическая мораль, в центре которой жажда наживы, в последние десятилетия так или иначе проникает в разные слои российского населения, разрушая нравственные ценности, накопленные в течение веков трудовым народом. Ленин в своих выступлениях 1918-1919 г. подчеркивал, что рабочий класс начинает строительство нового общества, «стоя по колено в грязи старого мира», что у рабочего «сохранилось много традиционной психологии капиталистического общества»[vi].

И если мы задумаемся о судьбах этой морали в нашей стране, то поневоле встанет вопрос: а сохранилась ли пролетарская революционная мораль в сознании и действиях трудящихся в наши дни, и прежде всего в рабочем классе? Следует признать, что возрожденный после 70-летнего существования Советской власти капитализм, внедренный насильственно в жизнь общества (вспомним хотя бы расстрел Дома Советов), оказал негативное воздействие не только на экономику страны (разрушив многие предприятия, на которых трудились сотни тысяч рабочих), повлиял он также на жизнедеятельность и сознание значительной части рабочего класса. В советское время на социалистических предприятиях было немало коллективов, которые в совокупности составляли основу всесоюзного коллектива рабочих, хранящего традиции предшествующих революционных поколений. Российский капитализм кон. ХХ – нач. ХX вв. уничтожил немало заводов и фабрик, рассеяв тем самым многие коллективы рабочих, превратив их в слой разрозненных индивидов, в том числе безработных.

Но, конечно, российский рабочий класс существует и в наши дни – ведь без рабочих не обходится ни одна страна, где есть хоть какая-то промышленность. Недавние социологические исследования ВШЭ показывают, что ныне ядро российского рабочего класса – индустриальные квалифицированные рабочие – составляют 18 млн. человек; к ним примыкают и другие трудящиеся. Растущее недовольство рабочих своим положением приводит к развитию рабочего движения. Но это не означает, как и в прошлом, что стихийно, автоматически сам по себе без настойчивой работы коммунистов в рабочем движении нынешний российский рабочий класс превратится в просвещенный идеями научного социализма, организованный «класс для себя»! Кроме того, надо иметь в виду, что восстановление капитализма в стране негативно отразилось и на морали трудящихся.

Незначительная часть занятых (на существующих предприятиях) превратилась или в привилегированную группу трудящихся, не нуждающуюся в переменах, или в людей, дрожащих за свои, даже малооплачиваемые, рабочие места. Соответственно, у этой части общества в сознании начинают стираться представления о возможности сплотившись, изменить существующие порядки в интересах большинства населения страны. Если бы в стране началось восстановление разрушенных заводов и строительство новых, то можно было бы говорить о восстановлении и возникновении значимых рабочих коллективов, постепенном формировании классового сознания, понимании рабочими своих интересов как интересов всех трудящихся страны.

В наше время такие коллективы, а также отдельные рабочие, существуют: они не утратили связей с революционной традицией и осознают необходимость поворота к обществу социальной справедливости, социального равенства. Они-то и являются исходной точкой возрождения российского рабочего класса и возрастания в нём потребности в социалистическом преобразовании страны. Надо иметь в виду, что уже сейчас имеются предпосылки для социалистического просвещения масс: не всё безнадёжно, если по данным Росстата почти две трети опрошенных в последнее время людей настроены в целом в пользу социализма. Но настроения должны превратиться в идейные убеждения. В этом трудящимся должно помочь социалистическое просвещение силами передовых рабочих, марксистской интеллигенции, объединенных в подлинно коммунистическую партию. Это просвещение должно касаться самых разных сторон жизнедеятельности и сознания рабочего класса в контексте духовной культуры человечества, важными сферами которой являются мировоззрение и мораль.



[i] Энгельс Ф. Анти-Дюринг /Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. – Т. 20. – С. 95-96. Эта работа была издана в 1878 г. Оценка, данная пролетарской морали Энгельсом, не случайна: она явилась результатом теоретического обобщения практики революционного движения трудящихся масс, и прежде всего рабочего класса Европы, в предшествующий период.

[ii] Неслучайно в кон. XIX – нач. XX вв., в период нарастания в России революционного движения рабочего класса, и особенно после первой русской революции, именно против атеизма поднялся цвет буржуазно-дворянской интеллигенции – религиозные философы С.Н. Булгаков, С.Л. Франк и другие. Булгаков писал: «В тех мировоззрениях, которые лишены всякой религиозной окраски, проблема морали приобретает характер совершенно безнадёжный: мораль приводится к самоупразднению…», она заменяется «инстинктом звериного самосохранения». Булгаков, увидевший в русском народе «дремавшие тёмные силы», обвинял социалистическую интеллигенцию в пробуждении этих сил, в «разложении народной души», в проповеди «морали революции в народе». В этой морали он видел «антихристово начало»: «легион бесов вошел в гигантское тело России». С.Л. Франк «с глубочайшей скорбью» обнаружил, что «служители социалистической веры» оказались «в духовном родстве с грабителями, корыстными убийцами, хулиганами и разнузданными любителями полового разврата».

В наши дни олигархического капитализма религия по-прежнему играет роль смирителя, примирителя антагонистических классов. Религиозные идеологи всё чаще настаивают на спасительности новозаветной заповеди любви, особо подчеркивая благотворность любви к врагам. «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас…» (Мф. 5:45), – подобное предписание до сих пор способствует укреплению власти угнетателей – ныне олигархов, высших и прочих чиновников, коррупционеров, от которых уже в силу их социального положения и поведения исходит тлетворный смрад аморализма, маскируемого обвинениями нашей революции и совершившего ее народа, – в попрании морали, объясняемом «отпадением от Бога». «Без Бога нравственности нет!» – вот ныне популярный в религиозной пропаганде слоган, рассчитанный на ослабление протестного потенциала трудового народа.

[iii] Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии / Маркс К., Энгельс Ф. – Соч., 2-е изд. – Т. 7. – С. 360.

[iv] Лосев А.Ф.. в книге «Проблема символа и реалистическое искусство» (М., 1976) рассмотрел разные трактовки образа Прометея: так, в творчестве Вяч. Иванова Прометей символизирует разрушительное начало, главный порок которого – «отпадение от Бога». Поэму Скрябина «Прометей» Лосев толкует как восстание против абсолютного духа, который спасает мир своей любовью. (С. 296). Однозначно выражена религиозная оценка образа Прометея в сборнике «Богословские труды» (№24, 1983), где предлагается «вспомнить о неопровержимом выводе», сделанном А.Ф. Лосевым: «Прометей – это Сатана» (С. 256). Как видим, и древние мифы могут стать ареной битвы современных идеологий и мировоззрений.

[v] См. в частности: В.Ф. Шишкин. Так складывалась пролетарская мораль. – М., Мысль, 1967. Его же: Великий Октябрь и пролетарская мораль. – М., Мысль, 1976; Петропавловский Р.В. Диалектика прогресса и ее проявления в нравственности. М., Наука. 1978. Его же: Революционная мораль рабочего класса. Истоки и становление. М. Профиздат. 1981. В этих книгах обобщен огромный объём фактов, документов, предшествующих исследований, выявлена история формирования пролетарской морали в нашей стране. Тысячи и тысячи персоналий посвящены героическим личностям разных стран, явившимся воплощениями этой морали. Так, удивительно яркие портреты славных носителей революционной морали – А. Желябова, Ф. Энгельса, Розы Люксембург, Г. Димитрова и многих других создал советский писатель и журналист Эрнст Генри. (См., например, его книгу «Новые заметки по истории и современности», М., Наука, 1976)

Мысли и настроения авторов, названных и аналогичных работ нашли отражение и в данной статье.

[vi] Ленин В.И. Доклад на II Всероссийском съезде профессиональных союзов 20 января 1919 г. //Ленин В.И. ПСС – Т. 37. – С. 449.

Категория: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ | Добавил: Редактор (02.06.2019) | Автор: З.А. Тажуризина
Просмотров: 901
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Наши товарищи

 


Ваши пожелания
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ [97]
ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ СВОБОДОМЫСЛИЯ И АТЕИЗМА [10]
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА: СОСТОЯНИЕ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ [10]
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ [18]
КОММУНИСТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ [76]
РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ [74]
ОППОРТУНИЗМ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ [64]
К 130-ЛЕТИЮ И.В. СТАЛИНА [9]
ПЛАМЕННЫЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ [24]
У НАС НА УКРАИНЕ [3]
ДОКУМЕНТЫ. СОБЫТИЯ. КОММЕНТАРИИ [12]
ПУБЛИЦИСТИКА НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ БОРЬБЫ [8]
ПОД ЧУЖИМ ФЛАГОМ [3]
В ПОМОЩЬ ПРОПАГАНДИСТУ [6]
АНТИИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ БОРЬБА [4]
Малоизвестные документы из истории Коминтерна [2]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. СТАЛИНА [27]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. СТАЛИНА
К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ [1]
К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ
К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА [12]
К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ [16]
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ
К 100-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ [2]
РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И КОМИНТЕРНА [30]
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА [5]
ПАМЯТИ ТОВАРИЩА [2]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.И. ЛЕНИНА [16]
К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ф. ЭНГЕЛЬСА [3]
ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА [13]

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов опубликованных материалов.

Рукописи не рецензируются и не возвращаются.

Материалы могут подвергаться сокращению без изменения по существу.

Ответственность за подбор и правильность цитат, фактических данных и других сведений несут авторы публикаций.

При перепечатке материалов ссылка на журнал обязательна.

                                
 
                      

Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz