1. Украинские реформы в свете социологии
и социальной статистики
Концепция
качества жизни, разработанная западными обществоведами в середине XX века, широко
используется в социологии с целью получения комплексной оценки благосостояния
человека и общества в целом. В данной работе качество жизни рассматривается
нами как система принятых, достигнутых и желаемых социальных стандартов жизни
общества, социальной группы или отдельного человека на конкретном историческом
этапе развития общества. По нашему мнению, качество жизни целесообразно
использовать как критерий эффективности государственной социальной политики и
проводимых государством реформ. Это особенно актуально для Украины, где в
рамках перехода от социалистической к капиталистической экономике на протяжении
четверти века проводятся радикальные рыночные реформы, охватывающие все сферы
жизнедеятельности общества.
Манн считает
маловероятным, что пролетариат ощущает в себе силу стать классом для себя.
Однако так думать можно лишь в одном случае, если представить, что капиталу
удалось взять под полный контроль сознание наемных людей: оградить их
веберовской железной клеткой классовой структуры современного капитализма,
распределяющей людей по статусам и ролям. И все же капиталу нужны грамотные
рабочие, а последние совсем не обязательно, обретя профессиональные знания,
рвут со своим классом. И среди буржуазной элиты не все либералы. Во внимание
нужно принимать и собственно пролетарские политические партии, и
профессиональные союзы, функционирующие на классовой основе и т.д.
Международная конференция ВФП «Традиции классового профсоюзного
движения
и вызовы современности»
23-24 августа 2018 г.
Москва
ДЕКЛАРАЦИЯ
Участники
конференции констатируют, что сегодняшнее профсоюзное движение на территории бывших
союзных республик СССР находится в глубоком организационном и идеологическом
кризисе. Реставрация капитализма привела к необходимости как реформирования
прежних структур профсоюзов, входивших в ВЦСПС: практически все они вышли из
Всемирной Федерации Профсоюзов и вступили в Международную Конфедерацию
Профсоюзов, так и к появлению в 1989-90 годах свободных рабочих профсоюзов.
Появление
новых «свободных», так называемых буржуазной прессой «альтернативных»,
профсоюзов в 90-х годах не привело, к сожалению, к прорыву и образованию массового
движения трудящихся. Причиной тому – развитие в трудовом законодательстве
премиально-депремиальной системы оплаты труда и внедрение системы временного
индивидуального контракта, как основной формы найма, фактически закрепощающей
работников.
Исторические
корни «зонтичного» профобъе-динения Американская федерация труда – Конгресс
производственных профсоюзов (АФТ–КПП) уходят в далекое прошлое, ко времени
учреждения в Питтсбурге в мае 1881 года Федерации организованных
профессиональных и рабочих союзов США и Канады. На исходе 1886 года входившие в
нее тринадцать цеховых профсоюзов были преобразованы в АФТ, ставшую на долгие
годы символом «чистого и простого», или «делового», юнионизма. Квинтэссенция последнего
сводилась к насаждению в профсоюзном движении экономизма, то есть к ограничению
борьбы на линиях пикетов (еще лучше – за столом коллективных переговоров)
прибавкой цента (или нескольких центов) на доллар.
Основателем
и первым президентом АФТ стал президент Американского профсоюза изготовителей
сигар Сэмюэль Гомперс, правивший названным профобъединением почти 40 лет до
своей смерти в 1924 году. В историю США он вошел как основоположник
гомперсизма, ставшего воплощением насаждения правооппортунистической тенденции
в американском рабочем движении, отрицания революционного преобразования
капиталистического общества, политической самостоятельности и исторической
миссии рабочего класса.
Профсоюзы порой оказываются большими империалистами,чем само американское правительство
Стивен Скайпс
Доктор Скайпс в
своей книге «Тайная война AFL-CIO против рабочих развивающихся стран: солидарность
или саботаж?»утверждает, что внешняя политика профсоюзов, которую
он описывает как ”трудовой империализм", зачастую исходит не столько из
внешних источников, таких как ЦРУ, правительство США или Государственный
департамент, как утверждали другие критики, а изнутри самого профсоюзного
движения. Помимо общего исторического обзора д-р Скайпс приводит примеры
операций AFL-CIO в Чили в начале 1970-х годов, на Филиппинах в конце 1980-х
годов, в Венесуэле в связи с попыткой переворота 2002 года.
Включаясь в
рабочее движение, В.И. Ленин писал: «Против рабочих стоит уже не один отдельный
фабрикант каждой отдельной фабрики, против них стоит весь класс капиталистов с
помогающим ему правительством. Весь класс капиталистов вступает в борьбу со
всем классом рабочих, изыскивая общие меры против стачек, добиваясь от
правительства законов против рабочих, перенося фабрики и заводы в более глухие
местности… Борьба рабочих с фабрикантами превращается в классовую борьбу. Всех
фабрикантов объединяет один интерес – держать рабочих в подчинении и платить им
как можно меньше рабочей платы. И фабриканты видят, что им не отстоять своего
дела иначе, как при совместном действии всего класса фабрикантов, иначе, как приобретая
влияние на государственную власть. Рабочих точно так же связывает один общий
интерес – не дать капиталу задавить себя, отстоять своё право на жизнь и на
человеческое существование. И рабочие точно так же убеждаются, что и им необходимо
объединение, совместное действие всего класса – рабочего класса»[2].
ЭКСПЛУАТАЦИЯ чужого труда – это суть взаимоотношений
буржуазии и пролетариата.
Сегодня невозможно
обсуждать «рабочий вопрос» в отрыве от проблемы трудовой миграции. Верно и обратное:
в наши дни проблема трудовой миграции превращается в ядро «рабочего вопроса».
Сама по себе проблема трудовой миграции не нова. Она
обозначилась ещё во второй половине XIX века, когда мир разделился на страны
индустриальные и аграрные. Чем ниже цена рабочей силы, тем лучше для капитала –
это, как отмечал французский марксист, один из основателей Французской
социалистической партии Жюль Гед, suprema lex (высший закон) капитализма. «Там,
где итальянские и испанские руки стоят дешевле – давать работу этим иностранным
рукам за счёт отечественных желудков; там, где есть полуварвары, как китайцы,
которые в состоянии жить, т.е. работать, питаясь горстью риса, не только можно,
но и должно набирать жёлтых рабочих и оставлять умирать с голоду белых рабочих,
своих соотечественников», – объяснял он, как работает этот закон, в статье, опубликованной
29 января 1882 года
Евразийское
Бюро ВФП, как новый центр возрождения классовых профсоюзов на просторах бывшего
СССР
Е. Куликов
То,
что нам казалось очевидным лет тридцать назад, сегодня требует осмысления. В
сознании бывшего жителя СССР понятие «классовый профсоюз» осквернён идеологами
современного общественного уклада. В начале девяностых годов буржуазные
пропагандисты соблазнили нас эфемерной свободой. В результате мы потеряли
государство, утратили право на труд, утратили большую часть социальных
гарантий. Общенародная собственность, в результате нехитрых действий перешла в
руки узкого круга лиц, приближённых к власти. Если в СССР основная часть
прибавочной стоимости поступала в бюджет на общественные нужды, то теперь она
присваивается собственником.
Эрнесто Геваре де ла Серна – сыну
Аргентины, Герою-Партизану Кубы, Конго и Боливии, неистовому Че – сегодня уже
90. Трудно в это поверить тем, кто помнит его как воплощение и символ самой Молодости,
восставшей против дряхлеющих – как казалось многим, уже безнадежно одряхлевших
– буржуазных порядков. Но История не движется прямыми путями. Древние,
мифологически осознававшие ее в образе неумолимой Судьбы, над которой не
властны и боги, говорили, что любимцы Судьбы или богов уходят от нас молодыми.
Как большинству латиноамериканских революционеров, Че не было суждено достичь
сорокалетия.
С
тех пор, как физическую жизнь Эрнесто Гевары оборвала очередь вражеского
автомата, минуло более полувека. Редеют ряды наших старших сестер и братьев,
взрослевших под сенью революционного подвига Че и его товарищей. И мы, ровесники
его детей, теперь немолоды. Вступают в жизнь новые поколения, для которых
революции середины XX века – уже прошлое, и не самое близкое.
Сохранить
преемственность истории в сознании меняющегося общества в наши дни сложнее, чем
когда-либо прежде. Ибо именно за последние полвека буквально все вокруг нас и в
нас самих – технические основы жизни человечества, структура созданной им
«второй природы», облик преобразуемой или разрушаемой им «первой» природы нашей
планеты, характер получаемой людьми информации и восприятия ими окружающей
реальности – изменилось и продолжает меняться. Эти перемены во многих
отношениях не меньше тех, что произошли за предшествующие тысячелетия. Прогресс
неостановим, но характер его в эксплуататорских обществах Маркс не зря
уподоблял идолу, пьющему нектар из черепов. И сегодня человечество выходит на
новый уровень технической мощи и всемирности истории не под знаменем
подготовившей это Революции, а после пирровой победы ее врагов, при господстве
реакции, вынужденной неосознанно для себя и других становиться ее же
«душеприказчиком».
Возможно,
некоторые зададутся вопросом: зачем сегодня нам нужно вспоминать события, произошедшие
пятьдесят лет назад, в мае 1968 года. Конечно, мы делаем это не из-за
ностальгии. К счастью для нас, в отличие от некоторых мероприятий,организованных партией СИРИЗА и представителями
оппортунистического течения, в сегодняшнем мероприятии КМГ участвуют в
основном молодёжь, студенты, а не только люди среднего возраста, помнящие
события, которые им довелось пережить, или связанные с ними дискуссии, проводившиеся
в последующие десятилетия на некоторых форумах.
Сегодня
мы вспоминаем май 1968 года для того, чтобы разоблачить не только мифы
буржуазной пропаганды, стремящиеся скрыть реальность, но и мифы, отрицающие
ведущую роль рабочего класса, Всеобщей конфедерации труда (CGT) и Французской
коммунистической партии (ФКП) в борьбе, а также возлагающие исключительно на
них политическую ответственность за быстрое ослабление народного движения.
Чтобы рассеять буржуазные мифы, которые настойчиво представляют видных
антикоммунистов-авантюристов, таких, как Кон-Бендит, настоящими
революционерами, а майские события – как простое студенческое восстание.