Международный теоретический и общественно-политический журнал "Марксизм и современность" Официальный сайт

  
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход Официальный сайт.

 Международный теоретический
и общественно-политический
журнал
СКУ

Зарегистринрован
в Госкомпечати Украины 30.11.1994,
регистрационное
свидетельство КВ № 1089

                  

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Меню сайта
Рубрики журнала
Номера журналов
Наш опрос
Ваше отношение к марксизму
Всего ответов: 652
Объявления
[22.02.2019][Информация]
Вышел новый номер журнала за 2016-2017 гг. (0)
[02.09.2015][Информация]
Вышел из печати новый номер 1-2 (53-54) журнала "Марксизм и современность" за 2014-2015 гг (0)
[09.06.2013][Информация]
Восстание – есть правда! (1)
[03.06.2012][Информация]
В архив сайта загружены все недостающие номера журнала. (0)
[27.03.2012][Информация]
Прошла акция солидарности с рабочими Казахстана (0)
[27.03.2012][Информация]
Печальна весть: ушел из жизни Владимир Глебович Кузьмин. (2)
[04.03.2012][Информация]
встреча комсомольских организаций бывших социалистических стран (0)
Главная » Статьи » Рубрики » РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Состояние классового сознания украинских рабочих (2)

 

Состояние классового сознания украинских рабочих (2)

Л.Г. Николаенко

.

Неуверенность в завтрашнем дне отягощена еще и страхом потерять социальные гарантии, отвоеванные ранее у капитала. Вот почему абсолютное большинство рабочих озабочено постоянным ожиданием снижения зарплаты, увеличения уровня безработицы или перевода на неполный рабочий день. Среди разных категорий рабочих такая озабоченность варьируется от 56% до 66%. Угрожающие цифры! Они говорят о рождении не существовавших ранее фобий, которыми теперь заражено сознание многих представителей наемного труда.

И это в условиях, когда:

     настоящая или системная безработица нам еще не известна;

    еще не известна безработица, переходящая от отца к сыну;

     еще основная масса занятых не знает, что такое перебиваться случайными заработками и искать работу после очередной ее потери;

    еще не вошло в сознание многих понимание того, что есть категория людей, вынужденных ради выживания обращаться к воровству и т.д., что в массах пока относится к явлениям не социального, а морального порядка;

– еще не понята социальная суть многих либеральных идеологем, например свободы передвижения, которой якобы не было в СССР и которая не связывается с реальным требованием капитала в свободном передвижении наемного труда, обусловленном не только разницей в степени ее эксплуатации по регионам и отраслям. Между тем, 18% рабочих относят свободу передвижения к возможности выбора места жительства, хотя 60% работающих уже поражено фобией безработицы, а 70% скорее отрицательно относятся к приватизации крупных предприятий, 45% – мелких предприятий, 67% – земли.

Иными словами, в рабочей среде есть понимание того, что приватизация – необходимое условие классового расслоения общества. Правда, такое понимание еще не стало всеобщим, ведь 8% признают приватизацию явлением положительным (относительно земли – 11%), а 22% – вообще не смогли определиться, положительна она или отрицательна.

Как видим, 1/3 рабочих не могут считаться оппозиционно настроенными к частной собственности и ее владельцам. Для них приватизация и классовое расслоение общества никак не связаны. Именно при их поддержке (частью молчаливой, частью активной) осуществляются все т.н. реформы, точнее – насилие над волей абсолютного большинства людей, включая, как ни удивительно, и их самих, ведь их классовая воля от них отчуждена.

Действительное пролетарское сознание нельзя отождествлять с сознанием отдельных рабочих или групп рабочих. Для первого существенно отрицательное отношение к частной собственности, хотя в рабочей среде есть люди, положительно относящиеся к ней. Такое противоречие, имеющее место в рабочей среде, не есть отрицанием классового сознания. Оно лишь показывает его состояние на данный момент.

Неприятие частной собственности для сознательного рабочего – иное выражение идеи альтернативного общества.

В частной собственности как социальном институте буржуазия представлена как класс для себя. В пролетарском отрицании частной собственности и связанной с ним идее альтернативного общества уже рабочие предстают в таком качестве, что, однако, для них не самоцель. Поэтому, когда Манн говорит, что идея альтернативного общества – этап в формировании классового сознания рабочих, он прав лишь отчасти. Она еще и результат социальной истории рабочего класса, и структурный элемент в его классовом сознании. Например, извечное стремление к социальной справедливости в рабочей среде – неявное выражение идеи альтернативного общества. Точно так же и класс для себя является историческим продуктом в одном отношении, социальным признаком каждого из классов – в другом и, разумеется, этапом в развитии классового сознания – в третьем.

В первом случае речь идет о социальной природе класса для себя, во втором – о неотъемлемом от класса желании (воле) стать доминирующим (укрепиться в доминирующем положении), а в третьем – о связи указанного желания и практического действия, ибо каждый из них видит общество таким, в каком его классовая воля не будет ограничена волей других классов.

Так, буржуазия, утверждаясь в качестве класса для себя, сформировала нужные для этого социальные институты, включая государство. Теперь она пытается данные институты защитить различными средствами: правовыми и внеправовыми, легитимными и нелегитимными, включая образование, науку, мораль религию и т.д. Она пытается формировать в обществе иллюзию всеобщей собственной значимости, выраженной в элитаристских теориях.

Отечественный рабочий класс, утвердившись в качестве класса для себя, сделал то же самое, но, потеряв власть, ушел в себя. Надолго ли, ведь идея социальной альтернативы, точнее альтернативного общества, как показывают результаты опроса, вновь вернулась в его сознание?

Идея альтернативного общества в классовом сознании рабочих непременно связана с отрицанием частной собственности. И никакие опросы не могут опровергнуть это, не могут выявить ее реальную социальную суть, хотя могут установить характер распределения мнений о ней в рабочей среде, что дает основание для суждений, например, о степени проникновения в рабочее сознание буржуазных идей, настроений и даже фобий. Скажем, перечисленные выше и другие распространенные в рабочей среде фобии показывают наличие у них чувства связи их социального положения (классовой ситуации, в которой они находятся) с частной собственностью. Правда, чувство есть, а знания об этой связи есть далеко не у всех. В результате рабочие в своем понимании классовой ситуации не однородны.

Примером ложной мысли, интенсивно распространяемой в рабочей среде, есть мысль о практической возможности честно заработать миллионы. Она одна из тех, которые овладев сознанием рабочего человека, делает его лояльным к существующей системе. Производство лояльности – одно из направлений в классовой борьбе буржуазии с рабочими. Лояльный рабочий безопасен. Социальная альтернатива в его сознании как бы засыпает, и он больше не видит в своих неудачах объективной закономерности того, что он изначально лишен возможности стать миллионером и что единичные случаи выхода «в люди» (читай в «клуб богачей») из социальных низов – исключение из правил, подтверждающее общую закономерность: общество делится на классы лишь потому, что у наемных людей, ядро которых составляют рабочие, нет и не может быть практической возможности разбогатеть, хотя в их сознании может быть и даже внедрена иллюзия такой возможности.

На миллионеров кто-то должен работать! Вот в чем состоит объективная необходимость, на которой строится капитализм. Все не могут быть миллионерами, ибо некому будет работать. Правда, образ миллионера в глазах западного обывателя уже потускнел. На его место все настойчивее претендует миллиардер. Иначе говоря, борьба буржуазии с идеей альтернативного общества – одно из направлений классовой борьбы, осуществляемой даже на прилавке в супермаркете.

Еще более сложным для понимания такой борьбы является кажущееся безграничным буржуазное право и якобы практическая возможность говорить открыто о любых социальных проблемах. Такое право именно кажущееся, иллюзорное, потому что любое право является действительным только тогда, когда оно приводит к реальным практическим результатам, к изменению социального положения большого числа людей. В противном случае право не выходит за границы идеологии и практик, обеспечивающих ее действенность и эффективность. Например, право на труд в условиях системной безработицы – иллюзия права. Практическая реализация права на труд означала бы переход к социализму, чего капитал, если его об этом хорошо не попросить, никогда не допустит. Право на труд, сопровождаемое безработицей, – иллюзия права; абстрактное право (право на словах или на бумаге) – суть всякого буржуазного права. Капиталу нужна резервная армия труда, а проще говоря – безработица. Без нее невозможна эксплуатация чужого труда. Да и вообще она выполняет большой набор функций.

Например, когда говорят, что безработица стимулирует к труду и трудовой дисциплине, вводят в заблуждение, говорят не всю правду, ибо она:

     одно из средств, склоняющее к лояльности (сегмент в производстве лояльности, ведь каждый понимает, что в любой момент может оказаться на улице), а только потом к труду;

     принуждая к труду, сводит на нет возможность выбора профессии;

    фактор принуждения к т.н. грязным занятиям, в т.ч. и криминальным;

     один из институтов формирования наемной армии, которая теперь защищает не народ, а буржуазное государство;

     средство формирования рынка труда и последующего распределения рабочей силы в обществе методом т.н. трудового договора;

     средство манипуляции сознанием наемных работников, включая формирование т.н. солидаристских настроений (готовности идти на компромиссы; вступать в солидаристские «независимые» профсоюзы и т.д.);

     средство формирования армии штрейкбрехеров и т.д.

Учитывая же, что существуют различные виды безработицы[i], возникает возможность довольно технологично влиять на поведение как работающих, так и безработных.

Безработица – мощное средство в деле социального конструктивизма, включая и конструирование иллюзий, подобных иллюзии права на труд. Это – один из способов борьбы с социальной альтернативой, а также снижения социальной напряженности. Без иллюзий рыночная экономика не может существовать, особенно в тех странах, где рабочий класс достаточно активен.

Конструирование иллюзий – главное средство формирования ложного сознания у работающих людей, которые должны верить в то, что капитализм имеет историческое преимущество перед социализмом. Приняв иллюзию за истину, люди начинают думать, что на самом деле иллюзиями являются любые их представления об альтернативном капитализму обществе.

В рабочей среде Украины весьма распространены такие иллюзии.

Как уже отмечалось, 40% респондентов признают справедливым богатство, обретенное честным путем, а 92% напрочь отвергают возможность честным путем нажить миллионы в Украине. Получается, что такая возможность в принципе существует, но только не в Украине. Отрицание такой возможности в Украине варьируется в пределах 90% и больше среди всех категорий рабочих. А если так, то все украинские богатые в оценках рабочих однозначно относятся к людям, мягко скажем, вороватым, и все их богатства нажиты нечестным путем. В итоге постоянно поднимается вопрос легитимации разделения общества на бедных и богатых, например, методом правовой амнистии. Кстати, последний киевский майдан, расколовший Украину, во многом вызван верой в европейский капитализм как идеальный способ общественного устройства.

Идея возможности совершенного капитализма, якобы построенного на Западе, – еще одна иллюзия, внедренная в сознание части рабочего класса, конкурирующая с идеей альтернативного общества. Она поразила сознание украинского обывателя и будет пребывать в нем еще долго.

Еще одна, распространенная в рабочей среде, иллюзия заключетсяа в вере в то, что нынешний социально-экономический строй в Украине можно улучшить посредством реформ, во что верит 39% респондентов. Возвращаемся к данному показателю потому, что вера в капитализм принуждает рабочих к беспрестанному поиску т.н. честных представителей капитала и их агентов, за которых можно проголосовать на выборах. Кумиры меняются, но вера в буржуазные реформы остается. Слово реформы подкупает, а следовало бы задуматься над тем, что это за реформы, кто и с какой целью их проводит.

Сознание у части рабочих в данном случае имеет амбивалентный характер. Оно в основе своей остается пролетарским – остро воспринимает всякую социальную несправедливость, но будучи зараженным буржуазными идеями, принуждает его носителей думать и поступать вопреки собственному пролетарскому происхождению и положению.

Амбивалентность – искусственно сформированный продукт. Иллюзии, надстроенные над опытом пролетарской жизни, обращают сознание рабочего в ложное. Социальный эффект всякой иллюзии в том и состоит, что ее носитель искренне верит в то, что мысли, господствующие в его голове, – якобы его собственные мысли и что, поступая в соответствии с ними, он поступает по собственной воле. Хотя на самом деле он действует в соответствии с требованиями чужой воли.

Иллюзии – удел прежде всего обездоленных. Они трансформируют искомые смыслы и принуждают находить их там, где их нет, например в возможности разбогатеть, которая, не подтверждаясь, у части людей порождает массовое разочарование в собственных силах и интеллектуальных возможностях, вызывает апатию. Однако разочарование в сознании большой части рабочих – фактор, питающий идею альтернативного общества.

Любые идеи, включая и иллюзорные, как известно, возникают не на пустом месте. Идея альтернативного общества возникает в головах простых людей еще и от безысходности, которую официальная наука, образование и пропаганда пытаются подменить иллюзией возможности построения более совершенного капитализма, способного конкурировать с идеей альтернативного общества. Такая иллюзия – как бы альтернатива альтернативе. Ее функция – обращение общественного сознания в массовое, включая классовое сознание у части рабочих. К сожалению, современная социология – одно из средств расширенного производства подобных иллюзий, без нее общественное сознание быстро очистилось бы от них.

Иллюзия совершенного (читай справедливого) капитализма – симулякр альтернативного общества. Если в пролетарском сознании зреет образ альтернативного капитализму общества, где не только рабочие, но и все нынешние наемные люди будут свободны от эксплуатации, то ее симулякром выступают утверждения, например, об утопичности таких мечтаний, за которыми (утверждениями) кроются ослиные уши все того же капитализма. «Научные» рассуждения о том, что всякие мечтания о бесклассовом обществе относятся к разряду утопии, или что классов вообще не существует, или что капитализм осуществил вековую мечту народов о демократии (власти народа) и т.д. и т.п., преследуют цель доказать, что «Капитализму альтернативы нет! Капитализм был и всегда будет!»

Во всякой культуре преследуют лжецов за их ложь. Сегодня они скрываются за свободой слова и правом на мнение.

Вот примеры искусственно сконструированных высказываний, к которым наиболее часто прибегают буржуазные политики, ученые и просто пропагандисты, дезориентирующие рабочий класс идеями альтернативы пролетарскому представлению о социальной альтернативе:

– нужно, чтобы олигархи ушли из власти, и тогда...;

     если отделить власть от капитала, то...;

     разделение властей – единственно возможный путь к демократии;

    нужна судебная реформа, чтобы суд стал действительно независимым;

     многопартийная система – залог того, что общество стоит на пути к демократии и т.д. и т.п.

При внимательном рассмотрении данных положений нетрудно сделать совершенно иного рода выводы:

    во-первых, отсутствие олигархов, скажем, в парламенте не уничтожает ни самих олигархов, ни их власти, осуществляемой от имени всего капиталистического класса (буржуазный парламент трансформирует власть буржуа во власть денег или наоборот);

    во-вторых, т.н. развитой капитализм по логике его развития обращает власть буржуа в олигархическую власть, ведь процесс накопления капиталов всегда сопряжен с концентрацией власти и наоборот[ii];

     в-третьих, требование отделить власть от капитала при власти капитала – это бессмысленная сентенция, магически действующая на умы неискушенных обывателей;

    в-четвертых, разделение властей, что известно со времен Руссо, изначально означало способ отчуждения власти от суверена, включая и народ, который как бы суверен по буржуазной конституции.

К тому же практика разделения властей при капитализме свелась к ее разделению между различными кланами буржуазии, что и означало установление буржуазной диктатуры, хотя в конституциях было записано, что источником власти (сувереном) является народ.

Однако вернемся к идее альтернативного общества.

Например, так называемая шведская модель «социализма» вызывает больше симпатий 30% респондентов, нежели реальный социализм, имевший место в СССР (24%), хотя 41% сожалеет о разрушении СССР как более справедливом и гуманном обществе, нежели современное капиталистическое. Социальная память дает о себе знать.

В то же время необходимо заметить, что идея альтернативного общества, распространенная в рабочей среде, и идея диктатуры пролетариата, способная на практике реализовать антикапиталистическую альтернативу, – совсем не одно и то же.

Шведский социализм – идеологема, которая сеет иллюзию того, что альтернативное капитализму общество уже существует в целом ряде стран и в его основании лежит частная собственность. Хотя рабочему следовало бы знать, что без диктатуры пролетариата идея социализма не более чем утопия, вера в которую иллюзорна. Но кто ему об этом скажет?

А между тем, наш опрос показал, что только 15% респондентов согласны с тем, что «только власть трудящихся может улучшить ситуацию в стране», 25% скорее согласны с этим, а 13% – скорее несогласны. Как бы то ни было, 40% так или иначе отказывают капитализму в лояльности при 16% отрицающих идею власти трудящихся, с 31% затруднившихся с ответом.

О чем говорят приведенные цифры?

О том, что:

     почти у трети рабочих нет никакого представления о диктатуре пролетариата, которая в опросе была названа властью трудящихся, не верят даже в возможность существования такой власти, т.е. не верят в себя;

     13% скорее не согласных практически уверовали в либеральное клише «управлять должны профессионалы, а не кухарки», куда следует добавить и 16% отрицающих саму идею власти трудящихся, ибо у них уже сформировано устойчивое буржуазное представление о несостоятельности любой власти, в которой принимают участие рабочие.

Правда, они же предельно негативно относятся и к власти олигархов, к олигархату как сообществу людей, как к социальному институту и как к системе власти. Об этом свидетельствуют результаты ответов на вопрос: «Вы согласны – Олигархи имеют много власти в нашем обществе?», которые распределились следующим образом:

Как видим, согласные и скорее согласные с данным утверждением вместе составляют абсолютное большинство. Мы знаем, что респонденты в принципе не верят в возможность разбогатеть в Украине честным путем. Но весьма распространена в обществе и вера в то, что в цивилизованных странах олигархов нет, что бизнес и власть можно разделить, выведя капиталистов из парламента и не давая им министерские посты. Тогда напрашивается следующий вопрос: «А зачем вообще создаются буржуазные партии? Разве не для того, чтобы в министерских и парламентских креслах восседали либо сами капиталисты, либо их представители – агенты капитала?»

Конечно, возможно создать иллюзию того, что можно отделить экономическую власть от политической, но реально отделить политику от экономики в принципе невозможно. Политика и экономика в любом классовом обществе – два элемента одной и той же институциональной матрицы; два института одной и той же политико-экономической системы.

Но вера в такую возможность в рабочей среде есть, и она действенна. Ее действие проявляется в расколе украинского общества хотя бы по вопросу о евроинтеграции – туда, где якобы олигархов нет, где свобода передвижения и где можно разбогатеть честным трудом или, в худшем случае, достойно жить на одну зарплату. Все подобные иллюзии говорят лишь о том, что громко звучащие в Раде, в СМИ и на митингах разговоры о пагубности олигархата как системы власти и всего с ним связанного производит обратный эффект – укрепляет власть олигархата. Эти разговоры создают иллюзию того, что олигархат не столь могуч. Следовательно, необходимо терпеть и ждать результатов борьбы олигархов с олигархатом.



[i] Существует:

-              фрикционная безработица, связанная с затратами времени на поиск нового места работы после утраты прежнего;

-              структурная безработица, связанная с изменениями в производственных технологиях, которые ведут к изменениям в структуре спроса на рабочую силу, что затрудняет уволенным найти работу, связанную с их квалификацией;

-              циклическая безработица, возникающая в период циклического экономического спада, снижающего спрос на рабочую силу;

-              сезонная безработица, связанная с сезонными колебаниями в объеме, например, сельскохозяйственного производства;

-              институциональная безработица, которая зависит от недостатка информации о вакансиях и профессиях людей, ищущих работу, а также контролем уровня пособий по безработице.

В каждом из перечисленных видов безработицы ее социальные функции видоизменяются.

[ii] Каждому историческому типу общества свойствен свой собственный способ социального развития. Капиталистический способ социального развития отличается капитализацией всей системы отношений между людьми,

-              превращением их в так называемый социальный капитал, – обращенная в товар система связей и зависимостей, которая, вопреки существующему мнению, находится не в распоряжении всего общества, а в распоряжении господствующего капиталистического класса, распоряжающегося им по законам рынка и конкуренции.

Категория: РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ | Добавил: Редактор (01.06.2019) | Автор: Л.Г. Николаенко
Просмотров: 332
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Наши товарищи

 


Ваши пожелания
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ [97]
ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ СВОБОДОМЫСЛИЯ И АТЕИЗМА [10]
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА: СОСТОЯНИЕ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ [10]
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ [18]
КОММУНИСТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ [76]
РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ [74]
ОППОРТУНИЗМ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ [64]
К 130-ЛЕТИЮ И.В. СТАЛИНА [9]
ПЛАМЕННЫЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ [24]
У НАС НА УКРАИНЕ [3]
ДОКУМЕНТЫ. СОБЫТИЯ. КОММЕНТАРИИ [12]
ПУБЛИЦИСТИКА НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ БОРЬБЫ [8]
ПОД ЧУЖИМ ФЛАГОМ [3]
В ПОМОЩЬ ПРОПАГАНДИСТУ [6]
АНТИИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ БОРЬБА [4]
Малоизвестные документы из истории Коминтерна [2]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. СТАЛИНА [27]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. СТАЛИНА
К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ [1]
К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ
К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА [12]
К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ [16]
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ
К 100-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ [2]
РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И КОМИНТЕРНА [30]
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА [5]
ПАМЯТИ ТОВАРИЩА [2]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.И. ЛЕНИНА [16]
К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ф. ЭНГЕЛЬСА [3]
ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА [13]

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов опубликованных материалов.

Рукописи не рецензируются и не возвращаются.

Материалы могут подвергаться сокращению без изменения по существу.

Ответственность за подбор и правильность цитат, фактических данных и других сведений несут авторы публикаций.

При перепечатке материалов ссылка на журнал обязательна.

                                
 
                      

Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz