«Товарищи ташкентцы» (4) В.В. Цветков
Часть 1,
часть 2,
часть 3,
часть 5.
Сравним. Никитин признает то же самое, но с прямо
противоположным выводом. Вот его слова: «Виртуальный мир – мир абсурда,
искусственно созданный угнетателями для превращения человека разумного в недочеловека
с животными инстинктами, в обессмысленного зомби, находящегося под постоянным
информационным гипнозом». Почему же «виртуальный», Никитин? Это реальный мир
абсурден. Но если убрать «архитектурные излишества» фразы, то сказано, пожалуй,
и покрепче, чем у классиков. И ведь о том же самом! Значит, не столь уж сильно
отличается мир паровозов от мира компьютеров в социальном плане. Если понимать
его производственные отношения по Марксу, то просто один к одному. Но насколько
гуманнее были классики, звавшие к революции, чтобы положить предел ужасу бытия,
нежели Никитин, зовущий лишь к поиску «нацеленных на спасение земной
цивилизации». Для чего? Чтобы сообщить им о беспредельности ужаса?
Между первыми программами 16 лет, три революции и три войны,
включая гражданскую; подполье, тюрьмы, ссылки и смерти тысяч и тысяч товарищей.
И путь – от «кучки над обрывом» до создания иной цивилизации, уж коли нравится
«цивилизационный подход». Между нашими двумя чуть меньше лет мирного развития,
печальные итоги и ваше предложение поручить студентам написать теорию … поиска
«аристократов духа». Нет, тов. председатель, это не опять моя издевка. Это ваша
издевательская логика.
Иначе не объяснить
постановку задачи, завершающей сюжет о рабочем классе. «Предлагаю, –
подчеркивает Никитин, – внедрить в КПРФ системный
подход к взаимодействию с научным сообществом и привлечь его к выработке
современной теории партии. Нужно найти человека, способного вести эту работу, …
распределить научный партийный заказ между центром и регионами, а также в виде
диссертационных исследований в среде ученых, аспирантов, а также дипломных
работ студентов. КПРФ сможет не только укреплять свою научную базу, но и формировать пролетарскую смыслократию и ее
новый язык (!?), способный вернуть людям здравый смысл. Не сумеем освоить
передовую науку – будем вечно вчерашними, чего и добиваются наши противники».
Вы что, тов. Никитин, всерьез думаете, что из парочки
монографий, нескольких диссертаций и дюжины дипломных работ можно слепить
«современную теорию партии»? Если, по-вашему, смыслократия – это новый класс,
то его можно сформировать на базе сей малой библиотеки? А ну как в числе
диссертантов окажутся те, кому власть уже «вбросила в сознание свои разработки»?
Да пополам с ортодоксами? Пощадите, тов. Никитин! Лекарства нынче дороги!
И проследите свою логику.
Вот три фразы, идущие последовательно: 1. «В Программе партии должны быть даны
научные ответы на фундаментальные вызовы времени. Сейчас их отсутствием
пользуются наши противники…» 2. «Коммунисты, чтобы победить, должны опережать
власть в познании эпохи». 3. «У нас для этого есть большие возможности. У руля
партии стоят высокообразованные люди». Следом идет перечисление славной
бессменной когорты, «делать жизнь с кого» «аристократам духа»: доктор наук
Г. Зюганов, доктор наук И. Мельников, доктор и академик
В.И. Кашин, член-корреспондент Б.С. Кашин, а также кандидат
исторических наук с «большими потенциальными возможностями» Д. Новиков.
Вы понимаете, тов. председатель, что вы о них сказали? Это их
вы предлагает заменить аспирантами. Это они профукали социальное время партии,
коль у нас нет «научных ответов на вызовы времени», коль диплом студента надо
почитать за передовую науку. Правильно, конечно, сказали, жаль, что невольно. А
помните Х съезд, где И.Мельников утверждал, что «речь не может идти о
кардинальном пересмотре существующей Программы», потому что она «в целом дает
верную оценку положения в стране и в мире, указывает пути выведения страны из
кризиса, пути продвижения к социализму». Кто прав, тов. Никитин, кто из вас
«опередил власть в познании эпохи»? Если вы, и если вы всерьез озабочены теоретическим
застоем в партии, то ваши слова из первой фразы рассматривайте как мое
формальное заявление в ЦКРК. И принимайте эффективные меры по защите партии… от
поименованных вами «скрытых сторонников противников КПРФ».
Размышляя о личности
человека, «способного распределить научный партийный заказ», невольно думаю о
вас, партайгеноссе. Масштабом мысли вы не только наравне, а в чем-то даже
впереди означенных. Например, никому из них не приходило в голову поручить
создание теории партии аспирантам и
студентам. Никого не осеняла задача такой
наукой вооружить новый класс – пролетарскую смыслократию. Никто не дотумкал до
гениально простого – «сформировать ее новый язык». Браво, Никитин! Что там недальновидный Сталин с его
трепетным отношением к вопросам языкознания и даже буквам кириллицы. Замшелый
классовый подход. Раз любой урка «по фене ботает», потому что, как трактуют
философские словари, в «языке объективизируется самосознание личности», потому
что язык «является специфически социальным средством хранения и передачи
информации, а также управления человеческим поведением», то не должно целый новый класс оставить безъязычным.
Даже классики марксизма это подтвердят. Например, есть у них мысль, что
«…подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной
необходимости общения с другими людьми» . Тут цитата сильно
подсокращена, но если быть «не догматиком» и натужить мысль, вполне можно
сделать вывод, что в эпоху борьбы разума и капитала, коль есть потребность в
«аристократах духа», то говорить они должны «по-смыслократски». Общался же
русский дворянский бомонд на французском, чтобы отделить себя от «черного»
люда. К примеру, так. Говоришь «развитие марксизма» – имеешь в виду эксгумацию
Бем-Баверка; говоришь «информационный пролетариат» – подразумеваешь не тех, кто
«производит и увеличивает «капитал» и выбрасывается на улицу, как только становится
излишними для потребностей возрастания стоимости «господина капитала» , а тех, кто «нацелен на спасение
земной цивилизации» и обучен «способности понимать суть происходящего» с
помощью дипломных работ студентов. Правда, есть подозрение, что ваш «смыслократский»
уже не понятен народу. Отсюда и 20%.
Постановкой
«лингвистической задачи» кончается и сюжет о рабочем классе, и раздел об
опасности теоретического застоя в КПРФ. Похоже, что председатель ЦКРК
предлагает бороться с догматиками чистого марксизма пока языковыми средствами,
что утешает. Наверное, исследуя партию с помощью религиозно-мифологического
сознания, он сделал конструктивный вывод из печального сюжета о строителях
вавилонской башни. Тем бог смешал языки, чтоб не лезли на небо, в его дела.
Здесь язык смыслократии предлагается, чтобы чистые ортодоксы не мешали «более
эффективно использовать интеллектуальный потенциал партии и его сторонников».
Их «старообрядческий» говор сделает их чужаками. Изящное и бескровное решение,
чтобы «выстоять и победить».
«Цивилизующее значение России в истории развития человечества
…поставлено на таком незыблемом основании, что самое щекотливое самолюбие
должно успокоиться и сказать себе, что далее этого идти невозможно», – говорил
Щедрин о заслугах ташкентцев ему современных. Их наследники достойно продолжают
дело. Хотя прежние опирались больше на божью волю, а нынешние – на волю
…Ленина, действуют они заедино. «Ленин, создавая партию, ее идеологию и
социальный проект, раньше других российских марксистов осознал правильность византийско-русской
теории о том, что социальные проекты, внедряемые в стране, должны соответствовать
типу общества, исторически в ней сложившегося и его миропониманию», – уверяет
Никитин. Наглость – вещь, конечно, прелюбопытная, но не может служить объяснению
всех жизненных фактов. Факт в том, что в двух справочных словах к полному
собранию сочинений Ленина, не оказалось самого слова Византия. Ни в предметном
указателе, ни в указателе имен, ни в указателе географических названий. О чем
говорит этот факт в жизни Ленина? ясно. А в жизни КПРФ? Не о том ли, что
невежество главы службы идеологической безопасности партии представляет для нее
опасность?
«Ленин выбрал государственный строй советского типа…
теоретически осмысленный еще в русском проекте великих учителей славян Кирилла
и Мефодия (IX век)», –
продолжает мысль наш ташкентец. И присовокупляет: «Ленин не пошел по пути,
начертанному основоположниками марксизма в «Манифесте коммунистической партии»,
где сказано, что первым шагом рабочей революции является завоевание
демократии». Он отказался от нее, так как «демократия – это диктатура буржуазии»,
а «Советская власть – это власть лучших». Потому что наши русские предки
«рассматривали общество как единую семью, живущую по общему нравственному
закону – по совести, в единомыслии и согласии, взаимодействии и содружестве,
Они строили соборное государство, главным условием существования которого было
единство слова и дела. Целью их жизни был не материальный успех, а совершенство
общественных отношений – лад в семье, обществе и богатство души».
Каким образом могли зародиться эти предивные мысли? Где их
отправной пункт? Увы! Проследить их происхождение не только трудно, но даже
совсем невозможно. Сотни ли лет крепостного права и изуверства церковных
расколов, бесконечная ли череда завоевательных войн и озверение трех русских
революций, полнейшее ли отупение народа сегодня подвигли Никитина на сей
философский «подвиг»? Бог весть. Видно особо животворен воздух горних высей ЦК,
ибо главный председатель тоже говорит: русская геополитика «предполагала
контроль над пространством лишь как вспомогательную задачу, решение которой
необходимо для обеспечения главной цели – нести народам свет Истины и
Справедливости и как можно надежнее защитить эту высшую Истину от любых внешних
посягательств. Уникальную роль при этом
сыграла Русская православная церковь, на протяжении веков являющаяся главным
хранителем нравственных идеалов и духовных святынь нашего народа» .
Видно там, в высях, совсем иной народ и власть, чем видится во время нескончаемых
хождений «от дома к дому», в нищете квартир, в бессмысленных решениях на
выборах, в бессильных матюгах в адрес власти.
Однако ясно, что им, просветленным, не стоит цитировать первую
программу ленинской партии, где записано, что «…российская социал-демократия
преследует ту же конечную цель, к которой стремятся социал-демократы всех
других стран», что «…ближайшей политической задачей ставится низвержение
царского самодержавия и замена его демократической
республикой», потому что оно «по самой природе своей враждебно всякому
общественному движениию и не может не быть злейшим противником всех
освободительных стремлений пролетариата» . И ленинскую же вторую,
утверждавшую советскую власть как «высший тип демократизма» . Никитина, изучавшего
историю советской власти по «Славянской кормчей» Кирилла и Мефодия и потому
точно знающего, что в советы выбирают «по добродетели, по заслугам, по уму», не
проймет никакая отсылка к источникам и авторитетам. Ему впустую напоминать и
резолюции конгрессов Коминтерна, предупреждавшие о причинах возможной
контрреволюционности советов, о превращении их в «пародию на Советы» , поскольку гарантии от
перерождения советов находятся вне них самих. «В истории русской революции мы
видели целую полосу, когда Советы шли против пролетарской партии и поддерживали
политику агентов буржуазии» ,- говорила одна из них. Он
никогда не вспомнит, каким гнусным фарсом были съезды Советов на рубеже 90-х. О
ташкентца, «как о каменную скалу, разбивается принцип вменяемости», говорил
Щедрин.
Сатирик хорошо понимал, что «это человек, у которого есть
пламенное сердце, но в этом сердце нет ничего, кроме погадки готовности. С этой
погадкой ему предстоит одно из двух: или удивить мир предерзостью, или наполнить
вселенную зловонием». И впрямь. Любой замрет от предерзости, услышав от нашего
ташкентца, что «Ленин твердо стоял на принципах русской философии
совершенства». Но и заткнет нос от способа доказательства. Вот оно: «Демократия есть одна из форм буржуазного
государства, за которую стоят все
изменники истинного социализма и утверждающие, что демократия противоречит диктатуре пролетариата.
Пока революция не выходила из рамок буржуазного строя, – мы стояли за
демократию, но, как только первые проблески социализма мы увидели во всем ходе
революции, – мы стали на позиции, твердо и решительно отстаивающие диктатуру
пролетариата». Далее у Никитина большая лакуна и еще одна препарированная
строка, вырванная из контекста: – «демократия
– формальный парламентаризм, а на деле – беспрерывное жестокое издевательство,
бездушный, невыносимый гнет буржуазии
над трудовым народом» .
Здесь жирным шрифтом дано изъятое из текста Ленина, курсивом, что от него
осталось у Никитина. Осталось прямо противоположное мысли Ленина, осталась
точка зрения «всех изменников социализма».
Тут возникает даже не
обвинение Никитину, но иной вопрос: как могут люди, избиравшие его, так
наплевательски относиться к душевному нездоровью товарища? Как можно безропотно
выслушивать ахинею, что «демократия – это диктатура буржуазии», а «советская
власть – это власть лучших», и такую систему доказательств? Неужто ни у кого из
его окружения не достанет ума и боли сердечной за партию, дабы остановить
«просветителя»?
«Известно, что ничто так не окрыляет фантазию, как отсутствие
фактов, – говорил Щедрин о ташкентцах. – Нет фактов, – значит, есть пустое
пространство, не ограниченное никакими межевыми признаками, которое можно населять
какими угодно привидениями». У Никитина по объему написанного главной угрозой,
названо «стимулирование нашими противниками теоретического застоя в КПРФ, чтобы объявить коммунистов «вечно
вчерашними» и не позволить партии овладеть передовой теорией». Да, именно так:
«Стимулирование нашими противниками теоретического застоя в КПРФ»! Вот те на!
Отсутствие годами теоретических статей на страницах «Правды» и «Правды России»,
незаметная кончина «Диалога» и «…Изма», лишенных партийной поддержки,
невыполнение всех решений съездов и пленумов о создании и развитии системы
партучебы, и т.д. и т.п. – все это, оказывается, простимулировано противниками КПРФ. Один Зюганов-утес своими
бесчисленными книгами и статьями противостоит козням «стимуляторов», но и его
не изучают. Кто же столь всемогущ?
Это те, кто «живет старым багажом теоретических знаний,
полученных в советское время, по принципу: «Учение Маркса всесильно, потому что
оно верно». Они же и единственные. Никитин говорит, что уважает этих людей,
поскольку они своей убежденностью помогли КПРФ выстоять в трудной борьбе. Но,
видно, не глубока его признательность, ибо тут же следует укор: «Однако,
абсолютизация этого принципа опасна, так как превращает марксизм в догму».
Почему обязательно в догму? Чем опасно верное учение? А тем, что «именно догматизм
как состояние теоретического застоя в массовом сознании коммунистов стремятся
законсервировать противники КПРФ и их скрытые сторонники, отстаивающие так
называемую чистоту марксизма».
Поразительна логика! Следовать верному учению и отстаивать
чистоту марксизма = абсолютизировать принцип = превращать марксизм в догму =
быть скрытым сторонником противника?! Уму непостижимо, как и слова о противниках
КПРФ, использующих чистоту марксизма против
коммунистической партии. Да таких
председатель ЦКРК должен бы искать днем с огнем, на руках носить, а Никитин
укоряет их в злокозненном использовании факта, что «многие коммунисты давно не
перечитывали «Манифест Коммунистической партии». Так кто же истинный противник
КПРФ? Тот, кто настаивает на чистоте марксизма, или тот, кто не обеспечил
идейно-теоретической подготовки членов партии, будучи обязан к тому по должности?
Кому жалоба председателя ЦКРК, что «к сожалению, в партии нет должной системы
ведения теоретической работы»? Стоит ли на зеркало пенять, коли рожа крива?
Какие же к ним претензии по
существу? Их несколько. Они мешают «сформировать привлекательный образ партии
не только как партии трудового народа, но и как партии здравого смысла и
защитницы русской цивилизации». Это ими, как сказано Никитиным, «принимаются
меры, чтобы данная тема (русской цивилизации – В.Ц.) постепенно ушла из материалов
съездов, пленумов, а затем и из Программы партии». Кроме того, ими «усиливается
воздействие на носителей этих идей внутри КПРФ путем их дискредитации в глазах
товарищей или замалчивания их выступлений». Вместе это надо понимать так, что
именно они, верные чистому марксизму, и есть та «пятая колонна», кому
поставлена задача «не допустить примирения русской исторической традиции с
советской коммунистической традицией» и «укрепления в глазах людей образа КПРФ
как защитницы русской цивилизации, как организатора национально-освободительной
борьбы».
Вообще говоря, «ревизия ревизии» придворными от науки в
позднесоветское время именовалось «марксизмом», а по сути было запертым,
замаскированным, да и порядком захламленным оружейным арсеналом, куда не многим
был вход и строжайше ограничена выдача «на вынос», безусловно полезна для
партии. Партия, восставшая из осколков Голема поздней КПСС, второпях схватившая
кое-что из амуниции, неизбежно должна провести идейную ревизию. Остатки КПСС
сращивались в компартии силой ненависти к разрушителям и на базе случайно
вырванных из исторического контекста идеологом. Нет смысла тащить по трудным
дорогам нынешнего бытия истлевшее, поломанное, а то и никогда не бывшее годным.
В этом смысле к Никитину нет претензий; лишь печаль о многолетнем запоздании.
Но если сказать по чести, то способом Никитина пишут доносы, а не ведут идейную
борьбу. Не нужно быть докой в подковерных схватках, чтобы предвидеть атаку на
ортодоксов и догматиков. Обвинений достаточно.
Но обоснованны ли они? «Не лучше ли было бы, если б в виде
опыта право читать в сердцах, было заменено правом ожидать поступков», –
вопрошал Щедрин. Давайте и впрямь откроем «Манифест», чтобы понять, как давно
не читаным документом пользуются «скрытые сторонники противников КПРФ».
Перечитаем сначала вместе с Никитиным, а потом без него. Вот как читает он: в
«Манифесте» «прямо записано, что коммунисты отнюдь не являются какой-то особой
партией, противостоящей другим рабочим партиям. Коммунисты отличаются от
остальных пролетарских партий лишь тем, что они на деле являются самой
решительной, всегда побуждающей к движению вперед
частью рабочих партий, а в теоретическом плане их преимущество в лучшем понимании
условий, хода и общих результатов пролетарского движения. Таким образом, КПРФ
должна постоянно подтверждать свою коммунистичность решительностью в движении вперед и развитием теории».
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 3. – С. 29.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 23. – С. 628.
«Правда» 6 апреля 2006г. Зюганов Г.А. «Русский социализм
– ответ на русский вопрос».
КПСС в резолюциях. – М., 1970. – Т. 1. – С. 60, 62-63.
КПСС в резолюциях. – М., 1970. – Т. 2. – С. 42.
Коминтерн в документах. – М., 1933.. – С. 108, 111.
Коминтерн в документах. – М., 1933. – С. 108, 111,
113.
Ленин В.И. Полн. собр. соч. – Т. 35. – С. 280, 281.
|