Ленинизм и
ревизионизм в основных вопросах теории и практики социализма (2)
(Диктатура пролетариата,
ее организационная форма и экономическая сущность)
В.А. Тюлькин, М.В. Попов
Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4.
Организационная форма
диктатуры пролетариата
Сущность всякого государства – диктатура господствующего класса. В то же время эта диктатура редко
когда выступает непосредственно на поверхности политической жизни. У каждого
вида диктатуры при всех отклонениях и временных отступлениях есть определенная
устойчивая форма проявления как организационная форма, адекватная для диктатуры
именно данного класса, соответствующая ей и наилучшим образом обеспечивающая ее
сохранение. Имманентной, то есть внутренне присущей, диктатуре буржуазии организационной
формой является парламентская демократия с выборами по территориальным округам.
Организационной формой диктатуры пролетариата является Советская власть,
избираемая по фабрикам и заводам. В работе «Тезисы и доклад о буржуазной демократии
и диктатуре пролетариата» на I конгрессе Коммунистического Интернационала 4
марта 1919 г.
В.И. Ленин писал: «Старая, т.е.
буржуазная, демократия и парламентаризм были организованы так, что именно массы
трудящихся всего более были отчуждены от аппарата управления. Советская власть,
т.е. диктатура пролетариата, напротив, построена так, чтобы сблизить массы
трудящихся с аппаратом управления. Той же цели служит соединение законодательной
и исполнительной власти при советской организации государства и замена территориальных
избирательных округов производственными единицами, каковы завод, фабрика».
В брошюре Ленина «Письмо к рабочим и крестьянам по поводу победы над Колчаком» говорится:
«Советская власть – вот
что значит на деле "диктатура рабочего класса”». В
статье «Очередные задачи Советской
власти» однозначно подчеркивается: «Советская
власть есть не что иное, как организационная форма диктатуры пролетариата».
Анализ организационных форм диктатуры буржуазии, в
ее наиболее устойчивой модификации – буржуазной демократии, и диктатуры
пролетариата в форме Советов показывает, что их устойчивость и функционирование
обеспечиваются объективными основаниями, на которых строится формирование
власти. Парламентская демократия как форма диктатуры буржуазии опирается при
своем формировании на денежный ресурс капиталистов, на институт
частнокапиталистической собственности, использует господствующую в обществе
буржуазную идеологию, поскольку общественное бытие определяет общественное
сознание. Пролетарская демократия опирается на объективную организованность
рабочего класса в процессе труда на фабриках и заводах, которые превращаются в
избирательные округа Советов. Речь при этом идет не о названии, а именно о
форме организации власти, характерной для власти Советов, обеспечивающей диктатуру
рабочего класса.
Отказ
от организационной формы диктатуры пролетариата – угроза ее существованию
Советы возникли в
Иваново-Вознесенске в 1905 г.
как органы забастовочной борьбы и органы самоуправления трудящихся, формируемые
по фабрикам и заводам, по трудовым коллективам. По фабрикам и заводам
избирались Советы, возродившиеся по всей России в 1917 году. Избрание депутатов
по фабрикам и заводам, обеспечивающее возможность контроля за деятельностью
депутатов и практическую осуществимость их отзыва и замены по воле трудовых
коллективов – конституирующий принцип Советов, что и было зафиксировано в
принятой VIII съездом партии ленинской Программе РКП(б): «Советское
государство сближает государственный аппарат с массами также тем, что избирательной
единицей и основной ячейкой государства становится не территориальный округ, а
производственная единица (завод, фабрика)».
Вопреки этому программному
положению в 1936 году в связи с принятием новой, якобы более «демократической»
Конституции состоялся переход к характерной для буржуазной демократии системе
выборов по территориальным округам, отрывающей органы власти от трудовых
коллективов и делающей практически невозможным отзыв оторвавшихся от народа
депутатов. Высказывания Сталина того периода о произошедшем будто бы в связи с
принятием Конституции 1936 года расширением демократии следует поэтому признать
ошибочными. Правильнее будет сказать, что фактически был сделан шаг в сторону
перехода от советской, пролетарской демократии к демократии парламентской,
буржуазной, предполагающей формальное равенство и игнорирующей имеющееся
неравенство. Никакого действительного расширения демократии от разового
формального распространения права голоса на представителей бывших
эксплуататорских классов произойти не могло. А вот с постепенным уходом их с
исторической сцены на основе изживания всякой эксплуатации Советская демократия
как демократия для трудящихся постепенно приходит и к всеобщему голосованию
естественным путем. Отказ же от характерного для Советов принципа выборов
депутатов через трудовые коллективы по фабрикам и заводам и переход к выборам
по территориальным округам равносилен откату назад – от Советов к парламентаризму
и, соответственно, ослаблению действительного демократизма.
Интересно вспомнить такой факт, что при разработке
второй Программы РКП(б) Ленин рассматривал возможность отступления от формы
Советов как результат общего отступления в борьбе под давлением обстоятельств и
сил противника, но только не как движение к развитию демократии трудящихся,
пролетарской или рабочей демократии. Ленин в резолюции Седьмого съезда РКП(б)
по Программе партии писал: «изменение
политической части нашей программы должно состоять в возможно более точной и
обстоятельной характеристике нового типа государства, Советской республики, как
формы диктатуры пролетариата и как продолжения тех завоеваний международной
рабочей революции, которые начаты Парижской Коммуной. Программа должна указать, что наша
партия не откажется от использования и буржуазного парламентаризма, если ход
борьбы отбросит нас назад, на известное время, к этой, превзойденной теперь
нашею революцией, исторической ступени. Но во всяком случае и при всех
обстоятельствах партия будет бороться за Советскую республику, как высший по
демократизму тип государства и как форму диктатуры пролетариата, свержения ига
эксплуататоров и подавления их сопротивления (выд. – авт.)».
Казалось бы, все исчерпывающе ясно, однако двинулись
именно к буржуазной демократии, к парламентаризму. С этого времени в связи с ликвидацией практической
возможности отзыва депутатов, не оправдавших доверия организованных в трудовые
коллективы избирателей, начался процесс все более интенсивного заражения
государственной машины бюрократизмом и карьеризмом, засорения ее бюрократами и
карьеристами, ставящими свои личные интересы выше общественных, процесс
вызревания в лоне партийно-государственной системы хрущевых и горбачевых. От
Советов оставались названия, но сущность их стала размываться. Диктатура
пролетариата, лишившись внутренне присущей ей организационной формы, была
поставлена под угрозу. Пролетарский характер органов власти, по-прежнему еще
называвшихся Советами, теперь обеспечивался лишь сохранявшимися элементами их
связи с классом через выдвижение кандидатов от трудовых коллективов, через
периодические отчеты их перед трудящимися, через регулирование их социального
состава партийными органами, а также накопленной инерцией пролетарского
характера самой партии. Но уже при Сталине, который у гроба В.И. Ленина
поклялся укреплять диктатуру пролетариата и в течение всей своей жизни боролся
за это, в Центральном Комитете постепенно стало накапливаться антирабочее
большинство, которое своим оппортунизмом, перераставшим в ревизионизм, шло к
тому, чтобы после смерти Сталина изменить классовую природу государства.
Отказ от диктатуры
пролетариата – отказ от марксизма
На ХХ съезде КПСС была
проведена своеобразная артиллерийская подготовка к фронтальному наступлению на
главное в марксизме. Стараниями хрущевской ревизионистской группы в
клеветнической форме под сомнение было поставлено то положительное, что делалось
сталинским руководством, и была сделана заявка на пересмотр ключевых положений
марксизма о классовой борьбе и диктатуре пролетариата. Однако еще продолжала
действовать ленинская Программа РКП(б). Поэтому хрущевцы стали готовиться к ее
замене на такую, из которой будет изъято то, что составляет самую суть
марксизма-ленинизма. В докладе на ХХII съезде первого секретаря ЦК
КПСС Н.С.Хрущева «О Программе
Коммунистической партии Советского Союза» был выдвинут размагничивающий и
демобилизующий коммунистов, рабочий класс и всех трудящихся тезис об окончательной победе социализма в СССР, утверждалось, что классовая борьба ограничивается переходным к социализму периодом,
во всем докладе социализм понимался не как фаза коммунизма, а как не коммунизм – по сути как отдельная
формация. Соответственно вместо характерной для социализма цели полного уничтожения классов в первой фазе
бесклассового общества ставилась еще только задача построения бесклассового
общества и вместе с этим провозглашалась чисто ревизионистская антимарксистская
цель: «От государства диктатуры
пролетариата к общенародному государству».
Утверждалось, что якобы «рабочий класс
Советского Союза по собственной инициативе, исходя из задач построения
коммунизма, преобразовал государство своей диктатуры во всенародное государство…
Впервые у нас сложилось государство, которое является не диктатурой какого-либо
одного класса… диктатура пролетариата перестала быть необходимой».
Партия также объявлялась не партией рабочего класса, а партией всего народа
вопреки ленинскому понятию политической партии как авангарда класса.
Эти ревизионистские идеи
отпора на съезде не получили, и съездом была единогласно принята ревизионистская,
по существу антиленинская, антимарксистская Программа. В ней утверждалось, что
якобы «диктатура пролетариата выполнила
свою историческую миссию и с точки зрения задач внутреннего развития перестала быть
необходимой в СССР. Государство, которое возникло как государство диктатуры
пролетариата, превратилось на новом, современном этапе в общенародное
государство…Партия исходит из того, что диктатура рабочего класса перестает
быть необходимой раньше, чем государство отмирает».
Чтобы полнее оценить эту позицию, снова обратимся к Ленину.
В книге «Государство
и революция» В.И. Ленин подчеркнул классовый характер всякого
государства, пока оно еще остается, необходимость для победы пролетарской
революции разрушения старой государственной машины и создания нового
государственного аппарата, способного решать задачи пролетарской диктатуры,
разработал ряд условий, которые нужно соблюдать, чтобы государство из орудия
рабочего класса, из средства обеспечения его политического господства не
превращалось в силу, господствующую над самим этим классом. В этой книге, а
также в тетради «Марксизм о государстве»
В.И. Ленин со всей определенностью провел идею о том, что государство
отмирает только вместе с полным уничтожением классов, и пока остаются классы,
остается и государство как орган политически господствующего класса. Он
цитирует и развивает мысль Энгельса: «Когда
государство наконец-то становится действительно представителем всего общества,
тогда оно само себя делает излишним».
В.И. Ленин, как бы отвечая всем сомневающимся, колеблющимся, нерешительным
подчеркивал: «Марксист лишь тот, кто распространяет признание борьбы классов до
признания диктатуры пролетариата. В этом самое глубокое отличие
марксиста от дюжинного мелкого (да и крупного) буржуа. На этом оселке надо
испытывать действительное понимание
и признание марксизма». В
работе «О государстве»
Лекция в Свердловском университете 11 июня 1919 г. В.И. Ленин
указывает, что именно государство капиталистическое «объявляет своим лозунгом свободу всенародную, говорит, что оно выражает
волю всего народа, отрицает, что оно классовое государство».
Введя в заблуждение, фактически обманув партию и
народ по вопросу о диктатуре пролетариата, без которой развитие социализма в полный
коммунизм невозможно, хрущевская ревизионистская группа затем подменила и цели
движения производства и общества. На этом следует специально остановиться.
Цель
социалистического производства
Сущность истории,
прогресс общества состоит в движении к
полному благосостоянию и свободному всестороннему развитию всех членов общества.
В первобытнообщинном коммунизме эта сущность
в силу неразвитости производительных сил проявляла себя сугубо ограниченным
образом – как удовлетворение неотложных нужд членов общества, их потребностей,
исходя из добытых ресурсов и племенной иерархии.
При рабовладении рабы за людей не
считались, и производство развивалось с целью обеспечения благосостояния и
всестороннего развития членов господствующего класса – рабовладельцев.
При феодализме шло повышение благосостояния
и всестороннее развитие преимущественно класса
феодалов, крестьяне и ремесленники ограничивались довольно скудным
удовлетворением потребностей.
При
капитализме целью производства
является производство прибавочной стоимости, прибыли, что ведет к росту
благосостояния и всестороннему развитию капиталистов
и ограничивает потребление рабочих удовлетворением их потребностей лишь в такой
мере, чтобы обеспечить воспроизводство рабочей силы, необходимое для
продолжения процесса самовозрастания капитала. При капитализме, как писал Ленин
в работе «Материалы к выработке
Программы РСДРП», «гигантское
развитие производительных сил общественного и все более обобществляемого труда
сопровождается тем, что все главные выгоды этого развития монополизирует
ничтожное меньшинство населения. Наряду с ростом общественного богатства растет
общественное неравенство, углубляется и расширяется пропасть между классом
собственников (буржуазией) и классом пролетариата».
Но при капитализме
начинается борьба рабочего класса за то, чтобы шло развитие не только членов
общества, принадлежащих к господствующему классу, а было создано
коммунистическое общество, в котором бы сущность истории была выявлена и
действительной целью производства стало обеспечение полного благосостояния и
свободное всестороннее развитие всех членов общества.
В.И.Ленин. Полн. собр. соч. – Т. 37. – С. 500.
В.И.Ленин. Полн. собр. соч. – Т. 39. – С. 158.
В.И.Ленин. Полн. собр. соч. – Т. 36. – С. 196.
В.И.Ленин. Полн. собр. соч. – Т. 38. – С. 425–426..
В.И.Ленин. Полн. собр. соч. – Т. 36. – С. 58–59.
ХХII съезд
Коммунистической партии Советского Союза 17–31 октября 1961 года.
Стенографический отчет. М., Госполитиздат, 1962. Т. I. – С. 151.
Там же. – С. 210–211, 212.
ХХII съезд
Коммунистической партии Советского Союза 17–31 октября 1961 года.
Стенографический отчет. М., Госполитиздат, 1962. Т.III. c. 303.
В.И.Ленин. Полн. собр. соч. – Т. 33. – С. 16.
В.И.Ленин. Полн. собр. соч. – Т. 33. – С. 34.
В.И.Ленин. Полн. собр. соч. – Т. 39. – С. 78.
В.И.Ленин. Полн. собр. соч. – Т. 6, стр. 204.