Демобществоведы и масскультурологи отказывают Советскому
социалистическому государству в историческом праве на существование, а народу –
на социальное творчество. Государство они объявляют «нелегитимным», «тоталитарным»,
«атеистическим», «преступным», а саму идею, рожденную в
недрах народных масс, – мертворожденной, утопичной, никуда не годной. По
огромному числу – имя им «миллион» –
публикаций и заявлений, советский общественный строй не был «заложен в логике исторического процесса»,
а стал мертворожденным плодом волюнтаризма и голого насилия большевиков-авантюристов
во главе с поджигателем «мирового пожара» Лениным. В сознание народа, особенно
молодого поколения, настойчиво, агрессивно, в духе современной торговой
рекламы, вбивается мысль: советский строй – это якобы общественный тупик, путь
на обочину мировой цивилизации, он не имеет ничего общего с социальным и
духовным прогрессом общества и человека. Этот лейтмотив пронизывает буквально
все: академические монографии, вузовские и школьные учебники, страницы
диссертаций и студенческих рефератов, «толстых»
журналов и бульварных газет, заседаний ученых советов, конференций и «круглых
столов» и т.д. и т.п. А завершается он одним и тем же выводом с различными
вариациями: «Крах советской власти, коммунистической идеологии... не был
случайным и спонтанным. Он был подготовлен всем ходом общественного
развития...».
И тут же оправдание контрреволюционных действий предателей-горбачевистов: «...
Хочу со всей категоричностью заявить, что перестройка была и она сыграла
важнейшую прогрессивную (!!! – В.С.) роль в жизни нашего общества», без нее
«невозможно было наше продвижение к нормальному (нынешнему дикому капитализму. – В.С.) человеческому обществу».
Как говорится, гора родила мышь: советское общество – «ненормальное», а созданное
горбачевистами-ельцинистами – «нормальное»...
Таков научный уровень «открытий» современных российских демобществоведов... Не
говоря о политической составляющей подобных выводов, скажем только о научной
стороне этих умозаключений: они крайне вульгарны, деструктивны и в глубинной своей
сути – реакционны. Во-первых, потому, что находятся в вопиющем противоречии с
поступательным ходом всемирной истории, с диалектико-материалистической
концепцией РАЗВИТИЯ... Во-вторых, потому, что полностью, если хотите, нахально
игнорируют реальные, подлинные факты русской истории в целом и русского
революционно-освободительного движения в частности. Советы как новая, ранее
неизвестная, форма власти и всего жизнеустройства социума были рождены самим
народом и внутри народа. Идеалы и реальные формы Советской власти имеют
«земную» основу и уходят в толщу русской народной культуры. Когда-то
С.М. Степняк-Кравчинский писал: «Мы убеждены, что только те культурные
формы имеют историческое будущее, которые коренятся в умах и стремлениях
народных масс; мы не в верим в возможность путем предварительной работы создать
в народе идеалы, отличные от развитых в нем предшествующей историей»....
В России Советы генетически
вырастали из крестьянской общины и отражали народное представление об
«идеальной власти».... Не вдаваясь в
подробности, скажем: Советы были в разные отрезки времени разными, но именно
Ленин еще до победы Октября рассмотрел в них рождение новой государственности
России. «В наших Советах, – говорил Ленин на VII экстренном съезде РКП(б)
8 марта 1918 года, – еще масса грубого, недоделанного, это не подлежит
сомнению, это ясно всякому, кто присматривался к их работе, но что в них важно,
что исторически ценно, что представляет шаг вперед во всемирном развитии
социализма – это то, что здесь создан новый тип государства.... Народными
массами (!!! – В.С.), несмотря на всю ту грубость, недисциплинированность, что
есть в Советах, что есть пережиток мелкобуржуазного характера нашей страны, –
несмотря на все это, новый тип государства создан. Он применяется не неделями,
а месяцами, не в одном городе, а в громадной стране (!!! – В.С.), в нескольких
нациях.... Это доказательство того, что теоретически представляется бесспорным,
что Советская власть есть новый тип государства...» (выделено мной – В.С.).
В канун Великого Октября в России насчитывалось уже 1422
Совета, в том числе 751 Совет рабочих депутатов и объединенных с ними Советов
солдатских депутатов, 221 Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов,
38 Советов солдатских депутатов, 412 – крестьянских депутатов. Лозунг «Вся власть Советам!» был ведущим,
определяющим лозунгом Великой Октябрьской социалистической революции. Накануне
Великого Октября областные, окружные, губернские и уездные съезды – а они
проводились повсюду – подавляющим большинством голосов делегатов высказались за
переход всей власти в стране в руки Советов. По данным анкет делегатов II
Всероссийского съезда Советов, в которых сохранились сведения о наказах делегатам,
из 53 Советов Украины 42 были за переход всей власти к Советам, в Белоруссии за
это требование голосовало 10 Советов из 13, в Молдавии – 5 Советов, в Латвии –
7, в Туркестане – 4, в Башкирии – 3 и т.д.
Характеризуя предоктябрьское соотношение сил в России, известный американский
публицист Альберт Рис Вильямс образно заметил: «Из самой глубины народных масс
раздался могучий клич: «Вся власть Советам!» То, что в июле (1917 г. – В.С.) требовала
столица, теперь стала требовать вся страна»....
Такова подлинная историческая правда о возникновении Советов в
самом народе как совершенно новой формы и сущности государственной власти.
Такой взрыв социальной творческой активности народа не мог быть случайным.
Материалистическое диалектическое понимание истории позволяет выделить в
качестве основополагающих детерминант революционной энергии народа как
материальные, так и духовные факторы, делающие его могучим демиургом созидания
нового общественного строя. К их числу относятся:
общенародная собственность на землю, ее недра, воды, леса,
заводы и фабрики, все другие средства жизнедеятельности и жизнеобеспечения
народа;
власть в новом государственном устройстве – сверху и донизу! –
принадлежит трудовому народу: рабочим, крестьянам, трудовой интеллигенции;
культура как «вторая природа» возвращается к народу без
всякого изъятия и ущемления, а он сам становится историческим субъектом, не
только производящим, но и потребляющим все фундаментальные культурные ценности;
право всех народов многонациональной России иметь собственное
государственное устройство;
навсегда прекращаются и преследуются по советскому закону
любые формы эксплуатации и дискриминации по социальному, национальному,
профессиональному, половозрастному и иным признакам.
Создание на этих основаниях нового общественного строя и
нового государства под именем СССР – явление всемирно-исторического масштаба,
воплощение на деле победы Великой Октябрьской социалистической революции. Оно
во многом определило основные вехи развития всего человечества в ХХ столетии и
далеко за его пределами в политическом, социальном, культурном отношении.
Убежден, историческое значение первого в мировой истории государства рабочих и
крестьян, несмотря на его уничтожение контрреволюций, будет ощущаться и в
наступившем XXI веке, и третьем тысячелетии. Сегодня, когда анализируешь
главные общемировые тенденции, обнажаешь суть глобальных кризисов, грозящих
самой жизни человечества, опыт Советского Союза предстает еще более значимо и поучительно.
В настоящее время ведущие ученые мира и прогрессивные политики все настойчивее
продвигают концепцию так называемого «устойчивого
развития». В своей глубинной основе и генеральной целевой установке (если
отбросить спекулятивные варианты) она и есть социалистическая программа для
всего человечества. Именно ее и закладывал Советский Союз на 1/6 части земного
шара.
Не будем впадать в иллюзии и приукрашивать наше прошлое. И в
СССР многие программы носили природоразрушающий характер. Мы слишком вольно обращались
с природными ресурсами и окружающей средой. Наши плановые органы долгое время
игнорировали личную заинтересованность в результатах труда и сохранении и
приумножении общественной собственности. Можно и дальше перечислять недостатки
советского общественного строя. Но надо сказать и другое: во-первых, ни одно
общество никогда не развивается без противоречий; во-вторых, при социализме эти
противоречия могли разрешаться самой системой власти при активной роли всего
общества; в-третьих, наше развитие длилось всего 70 лет (миг для истории!) и протекало в условиях экстремальных, мобилизационных,
классовый противник – империализм вынуждал нас тратить огромные ресурсы на
оборону, изымая их из жизненно важных сфер развития общества. Теперь об этом
мало кто помнит, а потому делает поверхностные выводы о наших проблемах,
сложностях и противоречиях.
Вопреки злобным измышлениям Советский Союз не был насилием над историей,
а стал пионером качественно новых экономических, политических, социальных и
стратегических интеграционных процессов. Сегодня весь мир – Европа, Азия,
Африка, Латинская Америка – ищут пути экономической, научно-технической,
социокультурной интеграции и на этой основе повышения уровня жизни народов,
преодоления острых противоречий и конфликтов. Но у них мало что получается: на
пути лежит империализм во главе с США, который перераспределяет жизненные
ресурсы только в свою пользу.
Возникновение и развитие СССР явилось первым в мировой практике опытом
создания и жизнедеятельности общества, построенного на принципах социального равенства и
социальной справедливости. Это было общество, стратегической целью которого
стала ликвидация классовых антагонизмов, устранение социального и порожденного
им национального гнета, защита интереса труженика – главного производителя
материальных и духовных благ, причем, независимо от его происхождения, расовой
и этнической принадлежности. В Советском Союзе, объединившем в 1922 году народы
с разным уровнем экономического и социального развития, в кратчайшие сроки была
создана однотипная социальная структура, где главная роль принадлежала рабочему
классу, колхозному крестьянству, трудовой интеллигенции.
Величайшим достижением СССР явилось выравнивание экономического и
социального развития всех входящих в него народов, в том числе тех, которые до
Великого Октября находились на феодальной и родоплеменной стадиях развития (у
многих отсутствовали города и промышленность, не было письменности, профессиональной
науки, литературы и искусства). Сегодня, когда и в России, и на других
континентах империализм осуществляет губительный процесс эксплуатации,
разобщения и социальной деградации народов, этот пример Советского Союза
приобретает всемирно-историческое значение, показывает единственно верный путь,
по которому должны пойти все народы планеты.
В СССР впервые в мировой истории оказались тесно
переплетенными и органично взаимосвязанными патриотизм и интернационализм. Советский
социалистический патриотизм – одно из самых глубоких и естественных чувств
народов и соединяющийся с ним интернационализм – вырастал из глубин многонациональной
суперэтнической системы, складывавшейся многие века и оформившийся в единую
систему ценностей: культурных, идеологических, нравственных, этических и
эстетических. В советское время он был оплодотворен и обогащен идеей
исторической защиты Советской многонациональной державы, общественной
собственностью на землю и все средства производства, равенством всех народов
друг перед другом. Это уникальное единство патриотизма и интернационализма
выдержало испытание самой жестокой в истории войной. Победа в Великой
Отечественной войне явилась не только демонстрацией сплоченности народов в союзном
государстве, но и показала всему миру жизнеспособность социалистического пути
развития. Второй раз единство советских народов прошло испытание на прочность в
годы контрреволюции 1985–2007 гг. 17 марта 1991 года был проведен Всесоюзный
референдум, на который был вынесен следующий вопрос: «Считаете ли Вы
необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как
обновленной федерации равноправных суверенных республик, в котором будут в
полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» В
списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме СССР, было включено
185.647.355 человек; приняли участие в голосовании 148.574.606 человек, или
80,0 процента. Из них ответили: «Да» – 113.512.812 человек, или 76,4 процента;
«Нет» – 32.303.977 человек, или 21,7 процента. Признаны недействительными
2.757.817 бюллетеней, или 1,9 процента.
А это означает: большинство граждан страны, принявших участие в
референдуме, высказались за сохранение Союза Советских Социалистических
Республик! Напомним еще раз: это был март 1991 года, когда криминально-буржуазная
контрреволюция низвергалась на головы людей, а националисты-контрреволюционеры
с бешенством громили советское наследие. И в это «смутное», грязное время, в
условиях тотальной лжи и клеветы на советский общественный строй народы
оказались на высоте исторической ответственности. Почему они не пошли за
заговорщиками и не клюнули на приманки либерал-демократов? Причин, я думаю,
здесь много, но главная состоит в том, что память 113 миллионов 512 тысяч 812
человек, защитивших Союз, сохранила все доброе, светлое, разумное. А его было немало
за очень короткий исторический срок, к тому же все это было создано, построено,
защищено руками и жизнями миллионов и миллионов советских людей. Вот лишь
некоторые исторические факты из великой летописи строительства нового
общественного строя в СССР:
в стране была ликвидирована безработица как социальное
явление; исчезла бездомность и пресечена проституция; люди не знали тревоги за
свое будущее: за свою работу, учебу, отдых, безопасность, за свое здоровье и
материальное положение;
в стране обеспечивалось полное социальное равенство всех членов
общества, в том числе равенство женщины и мужчины; равенство людей разных
национальностей; был равный доступ к духовным ценностям и условиям раскрытия
своих творческих способностей. Выражение «Человек имеет право!» стало
отражением реального гуманизма не только нравственных, но и всех других общественных
отношений многонациональной державы;
ни в одной из сфер общественной жизни (литературе, музыке,
живописи, театре, просвещении и т.д.) не допускалась проповедь национализма,
шовинизма, расизма, фашизма; не культивировались крайние формы индивидуализма и
культа наживы, потребительства («бери от
жизни все», «оттянись по полной»,
«здесь, сейчас и все сразу!»), не
допускалось смакование алкоголизма, наркомании, сексуальных извращений, жестокости,
убийств, грабежей;
главной ценностью выступал ЧЕЛОВЕК, конкретный, живой, реально
существующий труженик и боец – борец с силами зла, носитель высокой идеи и
нравственности, творец и созидатель. Вся страна знала и вдохновлялась светлыми
образами героев Гражданской войны Чапаева, Лазо, Щорса; героев Великой
Отечественной войны Зои Космодемьянской, Александра Матросова, генерала
Карбышева, героев-молодогвардейцев, а вместе с ними именами миллионов и
миллионов павших и живых красноармейцев; героев мирного строительства
социализма – шахтера А. Стаханова, ткачихи В. Гагановой, академика
С.П. Королева, космонавта Ю. Гагарина; образами и символами метростроевцев,
целинников, БАМмовцев, гидростроителей, покорителей Северного полюса и многих,
многих других;
важнейшим, в сущности эпохальным результатом строительства
нового общественного строя в СССР стало преодоление качественного, стадиального
отставания отечественной экономики, в том числе промышленности, от
капиталистических стран. «Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы
должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас
сомнут». Нас не смяли, хотя и многократно пытались это сделать, ибо Советский
Народ невероятным по своему напряжению трудом создал великую экономику, науку,
технику, вооружение и вывел страну по многим показателям на уровень передовых
держав. Сталин, говоря о результатах первой пятилетки, отмечал: «У нас не было
черной металлургии, основы индустриализации страны. У нас она теперь есть.
У нас не было тракторной промышленности. У нас она есть
теперь.
У нас не было автомобильной промышленности. У нас она есть
теперь.
У нас не было серьезной химической промышленности. У нас она
есть теперь.
У нас не было действительной и серьезной промышленности по
производству сельскохозяйственных машин. У нас она есть теперь.
У нас не было авиационной промышленности. У нас она есть
теперь.
В смысле производства электрической энергии мы стояли на самом
последнем месте. Теперь мы выдвинулись на одно из первых мест.
В смысле производства нефтяных продуктов и угля мы стояли на
последнем месте. Теперь мы выдвинулись на одно из первых мест».
В 1913 г.
промышленность России составляла 12,5 % от объема промышленности США. В 1985 г. – накануне
контрреволюции – объем советского промышленного производства составлял уже
свыше 80 % от американского, а объем сельхозпроизводства – 85 % США.
Объем капитальных вложений в народное хозяйство СССР был равен американскому.
Экономика СССР составляла мощный народнохозяйственный комплекс, обеспечивавший
все фазы общественного воспроизводства в стране – производство, распределение,
обмен, потребление. Она гарантировала функционирование всей «кровеносной» системы
огромной державы: науки, техники, производство во всем многообразии его
отраслей, обороны, была основой удовлетворения материальных и духовных потребностей;
в советском обществе постоянно улучшались материальные условия
жизни людей:
– средняя продолжительность жизни превышала 70 лет;
– по уровню пищевой калорийности и качеству питания наша
страна занимала 6–7 место в мире;
– по числу строившихся квартир СССР занимал второе место в
мире. Каждый год 10–11 миллионов человек справляли новоселье;
– по признанию ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), в СССР была
создана лучшая система здравоохранения в мире: почти треть врачей планеты работали
в СССР, профилактическими (систематическими) осмотрами было охвачено 123,2
миллиона человек;
– созданная в СССР сеть санаториев, курортов, домов отдыха,
профилакториев, турбаз в течение одного года оздаравливала 60 миллионов
человек, причем, огромное число бесплатно, а остальных за очень небольшую,
вполне доступную каждому плату. По существу то была целая индустрия отдыха
трудящегося народа, неизвестная больше нигде в мире. Она служила не богатым,
избранным, а всему народу.
Таковы исторические факты, которые не перечеркнуть даже самым
отъявленным антисоветчикам-контрреволюционерам.
Да, в советском общественном организме было немало острых
проблем и противоречий. Но заметим сразу: то были проблемы и противоречия роста
нового общества, поиска неизведанных путей, преодоления внутренних и особенно
внешних препятствий. Прежде всего надо было выводить на качественно новый уровень
жизненные условия советских людей. «Комфортность»
жизни явно отставала от их выросшего культурного, профессионального и
образовательного уровня. Уже к середине 70-х годов сложилось острое противоречие
между общественной потребностью качественного улучшения жизнедеятельности
трудящихся и явно устаревшими формами и способами их жизнеобеспечения. В стране
учащалось нарушение главных, основополагающих принципов социализма, но прежде
всего – распределение по труду. К этому добавлялись диспропорции в развитии
национальных и региональных зон огромной, многонациональной страны.
По мере роста и усложнения советского общественного организма
накапливались проблемы в производительных силах страны. Получив простор для
своего развития, производительные силы начали функционировать как сложная
подсистема способа производства, стремившаяся к выходу на качественно новый
уровень. В их состав постоянно вливалась живая основа производства – рабочая
сила, – которая имела довольно широкий общеобразовательный кругозор и высокую
профессиональную подготовку, но ей нередко не соответствовала
материально-техническая база. В самом производстве появились диспропорции:
например, передовые технические достижения в ВПК соседствовали с отсталыми
орудиями в других отраслях промышленности. Старые машины и оборудование не
только сдерживали развитие самих производительных сил, прежде всего рабочих, но
и явились одной из существенных причин консервирования экономических, а в этой
связи и всех других сфер общественных отношений.
В производственных отношениях все больше давало о себе знать основное
экономическое противоречие социализма между продолжающимся процессом обобществления
труда и товаро-денежной формой производства предметов потребления и исчисления
всего валового общественного продукта. Разрыв между противоречивыми тенденциями
не только своевременно не снимался, но еще и усиливался из-за непродуманной
экономической политики: периодического повышения цен и попыток перенесения форм
экономической жизни, свойственных капитализму, на социалистическую почву.
Стремление выйти из осложнявшегося положения главным образом не за счет
модернизации производства, а за счет обращения приводило к возникновению и
других противоречий в экономике. Средства производства все сильнее ощущали
управленческо-бюрократические тиски, а фонды заработной платы все меньше
соответствовали совокупному производству предметов потребления, к тому же
подрывали личную, а в широком смысле и общественную заинтересованность в
производительном труде. Многолетний дефицит явно подрывал основы социалистического
общественного устройства.
Противоречия в экономическом базисе социализма соседствовали с
социальными противоречиями. Рабочий класс, как и другие трудящиеся слои
общества, требовали ответа и принятия мер для разрешения назревших проблем.
Увы, «инстанции» их не слышали и не реагировали должным образом. Так постепенно
нарастало отчуждение народа от власти, от собственности и в широком смысле – от
культуры. К тому же в связи с бурным развитием городов, индустрии ряды рабочего
класса пополнялись выходцами из среды, зараженной индивидуалистическими,
собственническими настроениями и инстинктами. Они подогревались злополучной
уравниловкой: люди, казалось бы, работали лучше, производительность труда
росла, а их непосредственная жизнь не улучшалась. На дефиците, расширявшемся
товарно-денежном обращении «грели руки»
торгаши и спекулянты, нарождавшиеся подпольно мафиозные структуры, шарашники и
шабашники, которые устанавливали «блатные» отношения с перерожденцами из
правящих структур КПСС и Советской власти. В обществе усиливалось социальное
неравенство. Начала возникать скрытая безработица, а на этой почве росли ряды
люмпенов, маргиналов, рэкитиров и бандитов, проституток и сутенеров. В руководящие
звенья КПСС, министерств и ведомств все чаще стали проникать и закрепляться там
мелкобуржуазные, оппортунистические и просто антисоветские враждебные элементы,
разлагавшие изнутри Советскую Политическую
Систему. Сомкнувшись друг с другом,
все они, как «черви», «вши» (В.С. Розов), подтачивали
здание социализма. При этом они опирались на финансовую, материально-техническую,
политическую, идеологическую, разведывательную «помощь» зарубежных антикоммунистических центров США, Англии, ФРГ,
Израиля и т.д. Появление в Кремле тайной, глубоко замаскированной группировки
Горбачева–Яковлева–Шеварднадзе–Ельцина и многих других членов ПБ и ЦК КПСС
увенчало контрреволюцию успехом.
Сказанное о советских проблемах и противоречиях, однако, не
должно восприниматься однолинейно, механистически, без учета всего многообразия
и мощи других факторов исторического развития СССР. Поэтому наряду со сказанным
выделим и подчеркнем другие принципиально значимые «моменты» данной темы:
1) противоречия в условиях социализма вовсе не означали
фатальной гибели («распада») СССР, как это пытаются доказать не только его
враги, но и, увы! некоторые «друзья» и даже люди, называющие себя «марксистами».
В 20-е, 30-е, 40-е, 50-е годы в развитии СССР было не меньше, а значительно
больше проблем, трудностей и противоречий, но страна жила, развивалась,
богатела, побеждала;
2) при перечислении и характеристике различных противоречий социализма
его классовые и идейные противники явно сгущают
краски, делая их только зловеще
черными. Они «забывают», что ни одно общество в истории не развивается без противоречий.
А при социализме, где фундаментальные основы нового общественного строя прошли
суровое испытание капитализмом (победа в Великой Отечественной войне,
восстановление народного хозяйства, обеспечение военно-стратегического паритета
с лагерем империализма и т.д.) и доказали свою жизнеспособность, противоречия
вполне и успешно могли быть устранимы. Плановое управление экономикой,
социально-политическое единство советского народа, наличие могучих производительных
сил, огромные природные богатства страны – это и многое другое исключало крах
социализма в СССР;
Файн Л.Е. Материалы к изучению историографии отечественной истории в советский
период (1917–1991 гг.). М., 2005, – С. 182.
Цит. по: «Советский человек и социальное творчество. Межвузовский сборник
научных трудов». Свердловск, 1987, – С. 109.
Кара-Муза – С. Г. Советская цивилизация: от начала до Великой победы. М., 2001,
– С. 134.
Ленин В.И. Доклад о пересмотре программы и изменении названия партии.// Полн.
собр. соч. Т. 36, – С. 50–51.
Советский народ – новая историческая общность. Становление и развитие. М.,
1975, – С. 55.
Вильямс Альберт Рис. О Ленине и Октябрьской революции. М., 1960, – С. 147–148.
См.: 1) газета «Правда», 27 марта 1991 года; 2) книга «Реформирование России:
мифы и реальность». Изд. Института социально-политических исследований РАН. М.,
1994, – С. 380–382.