Усилия, прежде всего,
должны быть направлены на изменение укоренившихся в сознании оценок противоположных
религиозных ориентаций. В рамках дискуссий каждая из религиозных организаций должна стремиться
преодолеть претензии на монопольное положение в государстве или регионе,
отказаться от идеи своей исключительности, превосходства данной конфессии над
другими конфессиями, стремиться решать конкретные практические проблемы
сосуществования и взаимодействия на основе принципов равенства и уважения друг
к другу, избегая силового давления и нацеливаясь на компромисс. Должна
проводиться мысль о том, что структуры государства не должны использовать в
своих целях те или иные религиозные организации, и, в то же время, те или иные
религиозные организации не должны стремиться использовать в своих частных целях
структуры государства.
Основой для поиска
точек соприкосновения между верующими и неверующими могут быть общечеловеческие
ценности, обеспечивающие существование человечества в мире природы, а также
неуклонное продвижение человечества к достижению человеческих идеалов,
выраженных, например, в идее построения будущего справедливого общества (для
неверующих – коммунизма, для верующих – Царствия Божия на планете Земля).
И верующие, и
неверующие должны признать возможность существования как религиозных, так и нерелигиозных
оснований нравственности. Обсуждению могут быть подвергнуты общие подходы в
направлении нравственного оздоровления общества, связанные с переориентацией
приоритетов общества и граждан с материальных потребностей на духовные, с
разоблачением привнесённой с Запада идеологии потребительства (вещизма) и
накопительства денег, со стимулированием стремления людей к духовному росту,
возвышению творческого потенциала личности.
Ещё
одним важным направлением диалога можно считать полную реализацию
конституционной нормы о светском характере образования. Религиозное образование
должно рассматриваться как частное желание граждан и реализовываться как
дополнительное с учётом их конфессиональной принадлежности. При обсуждении
образовательных программ целесообразно добиваться равного представления
сведений как для всех вероисповеданий, так и для атеистического видения мира.
Верующие и неверующие
могут поспорить ещё и об исходных корнях самоидентификации. Ведь, любому
человеку понятно, что идентификация на основе своих традиций, мифологии,
религии понятна и естественна, а на основе традиций, мифологии, религии
какого-либо другого народа странна и противоестественна. Потеря духовных
истоков в виде системы ценностей и норм поведения предков, как и потеря
корневой системы у растений, лишает данный народ духовной устойчивости по
отношению к внешним воздействиям. Такой народ становится удобной мишенью для
манипулирования его сознанием из-за рубежа, поскольку не имеет твёрдой опоры ни
в выхолащиваемой «старой» культуре, ни в чужеродной «новой». (Это, к сожалению,
и демонстрирует, нам история русского народа в последнее тысячелетие после «прививки»
христианства.) При таком обсуждении можно задаться вопросом, не способствует ли
апология того или иного верования проникновению продуктов чужеродного влияния в
российскую жизнь сейчас. В частности, гиперболизируя некие заслуги христианства
в прошлые времена, не способствуем ли мы проникновению в общественное сознание
наших граждан в сегодняшнее время чужеродных иноземных идей, например, идей
глобализации по западному сценарию, в котором России отводится роль лишь
сырьевого придатка.
Участвующие в диалоге
верующие, в конце концов, должны осознать, что религия отражает лишь часть
духовной жизни и лишь части, как правило, недостаточно образованного (что
подтверждают статистические опросы) населения, являясь одной из форм общественного
сознания, наряду с правосознанием, моралью, искусством, наукой, философией.
Но организация диалога
– это работа приготовительного класса для пролетарской партии. Как уже отмечалось,
религия в эксплуататорском обществе является необходимым инструментом
идеологического принуждения в руках правящего класса. Естественно, нынешние
правящие буржуазные круги и обласканное ими духовенство вряд ли добровольно
пойдут на какие-либо шаги, подтачивающие корни их существования. На такое
«чудо» надеяться не приходится. Только очищающие революционные преобразования в
общественных отношениях, как это было продемонстрировано в прошлом столетии в
Советской России, способны устранить лживые, паразитические религиозные корни
из политической жизни страны и решить кардинальным способом общественные задачи
в интересах подавляющего большинства населения нашей Великой Родины, обеспечив
тем самым действительно свободное развитие как общества в целом, так и каждого
человека в отдельности.
С чего же придётся
начать Советской власти после победы Второй социалистической революции в нашей
стране в области религиозно-церковной политики? Вот здесь-то и пригодится
новому социалистическому правительству бесценный советский опыт, полученный в
первые послеоктябрьские десятилетия.
Прежде всего, в
интересах общественной консолидации всех живущих в стране народов должны будут
освобождены от религиозной атрибутики Государственные герб и гимн, а от
религиозных праздников календарь знаменательных дат. Должны
быть отменены принятые буржуазной властью решения о
строительстве объектов религиозной инфраструктуры и смене целевого назначения
общественно полезных нерелигиозных объектов.
В
организационно-правовом плане первыми шагами новой социалистической власти
должны стать формирование органа, ведающего религиозно-церковной политикой в
масштабе страны, и выработка единого законодательства о религиозных
организациях.
Органу по
вероисповеданиям и церкви должны быть вменены в обязанность разрешение вопросов
установления порядка и условий регистрации религиозных обществ и групп, открытия
и закрытия культовых зданий, налогообложения духовенства, совершения богослужений,
обрядов и церемоний, осуществления религиозной пропаганды, учета религиозных
объединений, мониторинга масштабов и значимости религиозных процессов среди
верующих и духовенства, выработки долговременной «церковной политики».
По линии
законодательства должны быть приняты новые (или критически пересмотрены
действующие) правовые акты, определяющие порядок организации «групп верующих» и
их права, правила владения и пользования культовыми зданиями и имуществом,
проведения религиозных шествий, церемоний и обрядов, условия строительства
новых молитвенных зданий и проведения церковных сборов, предоставления
религиозным организациям прав юридического лица, формы и пределы религиозной
пропаганды и обучения религии, место религиозных организаций в структуре
общества. Кроме того, в повестку дня законодателей должен быть поставлен вопрос
о принятии, исходя из принципа свободы совести, закона, освобождающего (в любой
форме) детей в вопросах веры или безверия от воли родителей до достижения
детьми зрелого возраста – 18 лет (или, ещё лучше, 21 года), и одновременно
запрещающего для всех конфессий приобщение детей к религии до достижения ими
указанного возраста, то есть до состояния полной осознанности самостоятельно
принимаемого решения.
Социалистической
власти нельзя будет ослаблять и антирелигиозную деятельность, пуская процесс
атеизации на самотёк. Необходимо будет возродить и наладить деятельность
Всероссийского общества научно-атеистической пропаганды, отвечающей
современному уровню философской и этической мысли и современным
информационно-техническим средствам, а также поддерживать антирелигиозную
деятельность других общественных гуманистических и атеистических организаций.
Образование
и просвещение должны будут строиться исходя из принципа приоритетности материалистического
мировоззрения в общественном сознании с целью формирования у людей убеждений о
познаваемости окружающего мира и, как следствие, выработки у них
собственной активной жизненной позиции. Должны будут
пересмотрены и переработаны с позиций научного, технического и социального
прогресса все образовательные программы, учебно-воспитательная литература,
наглядные пособия и технические средства обучения. Педагоги и воспитатели
должны будут сосредоточить своё внимание на искоренении внушаемой церковью
рабской психологии, изживании состояния «языческой» второсортности, заложенных
в общественное сознание наших предков многовековым давлением религиозного
пресса.
Необходимо
будет восстановить систему социалистических и коммунистических социальных
ценностей, осуществить последовательную реализацию программы по ликвидации
суеверий, мистицизма и других пережитков прошлого. Должны будут
возрождены прежние и сформированы новые общественные традиции и гражданские
ритуалы, соответствующие социалистическому и коммунистическому образу жизни.
Но самое главное, что
будет определять изменение общественного сознания и прогресс в общественных
отношениях, – это сами успехи нового общества и, прежде всего, в построении его
материально-технической базы. Эта база позволит организовать всеобщее высшее
гуманитарное и политехническое образование в стране, создать сеть клубов,
дворцов культуры, стадионов и бассейнов, экскурсионных и туристических бюро, обеспечить
формирование различных творческих союзов и иных объединений, оздоровительных и
спортивных секций, кружков самодеятельности, парков культуры и отдыха с
разнообразными аттракционами, конкурсами, встречами с передовиками труда,
деятелями науки, литературы и народного искусства. В производственную
деятельность необходимо будет вплести практику физкультурных пауз, поездов
здоровья, загородных массовок в выходные дни. Созданию доброжелательного
настроения и дружественного морально-психологического климата на производстве
должна будет способствовать организация на территории самих предприятий комнат
психологической разгрузки, спортивных площадок, выставок самодеятельного
научно-технического и художественного творчества. Просветительную,
физкультурно-оздоровительную, досуговую, а также самодеятельную
познавательно-творческую деятельность нужно будет организовать и по месту
жительства, выделяя для этого соответствующие помещения, площадки для массовых
народных видов спорта (лапта, городки, авиамоделизм и т.п.) и земельные участки
и водоёмы для любительского цветоводства, мичуринского растениеводства, а, в
определённых местностях, и для самостоятельного экспериментального
животноводства.
1.
Будущей
социалистической власти, несомненно, надо будет найти и применить
альтернативные методы и средства для удовлетворения тех духовных потребностей
населения, которые сегодня «эксплуатирует» церковь. Необходимо будет
организовать и поддерживать в актуальном состоянии социолого-психологические
службы, философские кружки, клубы интересных встреч и т.п., активисты которых
должны постоянно находиться в контакте с населением и неустанно заниматься
вопросами практического внедрения в жизнь
высоких норм морали, профилактики и снятии стрессов, обсуждением
философских проблем рационального, чувственного и иррационального познания
бытия (в том числе, вопросов жизни и смерти) и т.д.
2.
В
результате всех этих мер по преодолению религиозности будут созданы условия для
духовно-нравственного оздоровления всего общества. У СМИ высвободится время для
отображения не религиозной псевдодуховности, а героики труда, информирования о
научных, технических и эстетических достижениях. Национальная идея станет не
чужеродной, привнесённой апологетами народов-богоносцев, а исторически обусловленной
собственным историческим развитием коренных народов страны. Художники,
писатели, монументалисты будут обращаться не к чужеродным религиозным образам,
а к реальностям жизни своего народа, достойным художественного отображения.
3.
И,
можно надеяться, что уже при социализме полностью и повсеместно осознанное
атеистическое мировоззрение станет прочным научным и нравственным фундаментом
для построения общественных и межличностных отношений, отвечающих принципам
высшей общественно-экономической формации – коммунизму.
Заключение
Религия, возникшая как
форма мировоззрения первобытного общества людей, в настоящее время находится на
нисходящем этапе своего жизненного цикла, уступая своё место в последние
столетия научному атеистическому мировоззрению. Роль мощного катализатора в
этом процессе сыграла Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года.
В результате
многоаспектного диалога, постоянно происходящего в обществе под воздействием
научно-технического и социального прогресса мировоззренческое поле
общественного сознания людей неуклонно смещается в область интегрированного
межконфессионального (экуменического) и рационального знания. В процессе
подобной интеграции, которая уже сейчас проявляется в различных аспектах
взаимодействия христианских конфессий и иудаизма и в которую постепенно
втягиваются и другие вероисповедания, в частности, мусульманские и буддийские,
по-видимому, сначала исчезнет понятие бога как личности, олицетворяющей ту или
иную веру, а затем произойдёт и его полное отрицание под воздействием научных знаний.
Основой перестройки
общественного сознания на антирелигиозный лад и отмирания института церкви
после Второй социалистической революции в нашей стране должно стать построение
материально-технической базы коммунизма, что создаст предпосылки для налаживания
интересной духовной жизни людей, исключающей из неё тоску и печаль и нацеливающей
их на развитие способностей и самореализацию своих талантов, а не на пассивное
ожидание милостей «сверху», в том числе и от сверхъестественных сил.
Творчески активные личности,
сознание которых свободно от религиозных заблуждений, будут способны
осуществить вековую мечту человечества о создании рукотворного рая не в
заоблачных высях, а в конкретно реальном мире – на нашей где-то многострадальной,
но такой близкой и родной планете по имени Земля.