Объединять молодежь, за республику и
социализм
Логика
капитализма толкает транснациональные корпорации и империалистические державы
(прежде всего, США, наиболее агрессивную державу) на бесконечное соперничество,
на эскалацию милитаризма и неолиберализма, что влечет тяжкие для рабочего класса
и народных масс последствия: нищету, войны, расизм, зверскую эксплуатацию,
государственный терроризм, фашизм и т.д. В империалистическом Европейском Союзе
(ЕС) по причине кризиса капитализма развиваются реакционные тенденции, и все
правительства озабочены скорейшим созданием новых экономических, политических и
военных инструментов, которые позволили бы укрепить их международное положение,
с тем чтобы им больше досталось при империалистическом переделе мира. В то же
время, для того чтобы их транснациональные корпорации были конкурентоспособными
на международном уровне, ЕС вынужден прибегать к неолиберальным рецептам и
предпринимать новые атаки против завоеваний и прав рабочего класса и народных
масс государств-членов. Особенно страдает от этой политики рабочая молодежь:
из-за роста увольнений, нестабильной занятости, сокращения зарплаты, что приводит
к общему ухудшению условий их жизни, капитализм порождает среди молодежи в
широких масштабах фрустрацию и обездоленность.
Испания: от франкизма к монархии.
Поражение народного молодежного движения
Переход от
франкистской диктатуры к монархии, имел целью) адаптировать Испанию к
европейскому капитализму, для этого было необходимо сделать однородными
политические (восстановление монархии и буржуазная демократия) и экономические
(демонтаж государственного сектора в экономике) структуры, чтобы «модернизироваться»
и исполнить ту роль, которую империализм отвел Испании в международном разделении
труда. Бурбонская монархия была установлена в качестве замены франкизма, но без
глубокого разрыва с ним, все происходило под контролем щупалец ЦРУ и
европейской империалистической олигархии, которые постарались усилить Народную
Партию (PP) и Испанскую Социалистическую Рабочую Партию (PSOE), чтобы создать
двухпартийную систему, традиционно наиболее подходящую для испанской монархии.
В результате этого перехода в Испании родилась ограниченная буржуазная
демократия, продукт компромисса различных сил: традиционной испанской олигархии
феодального происхождения, разлагающейся или перерождающейся в финансовую
олигархию; наиболее реакционных кругов церкви и армии; восходящих кругов промышленной
буржуазии (некоторые из них, как националистически настроенная каталонская и
баскская буржуазия, традиционно не допускались к политической власти), а также
некоторых определенных слоев рабочих и народных масс, среди которых большое
влияние имела Коммунистическая партия Испании (КПИ). Еврокоммунистическое
руководство КПИ присоединилось к данной политике с 1956 года (теоретически
оформив это как «национальное примирение»), проповедуя социальный мир,
сотрудничество классов, забвение преступлений фашистов и их безнаказанность.
Необходимо иметь в виду, что КПИ была партией, мобилизующей сотни тысяч
граждан, в большинстве молодежи, благодаря своему авторитету, завоеванному в
Гражданской войне и антифранкистской борьбе.
Молодые рабочие и
студенты были активными участниками массового антифранкистского народного
движения. Однако вследствие незрелости некоторых вступивших в борьбу слоев
движение с самого начала характеризовалось отсутствием ясной политической
перспективы, неорганизованностью, стихийностью, некоторой раздробленностью и
групповщиной, отсутствием ясности целей, большим грузом иллюзий и путаницы; все
это поощрялось и консервировалось коллаборационистами, которые лишь сеяли в
народе и у молодежи иллюзии.
Внутри самой КПИ
велась долгая и трудная борьба против предательской группы Сантьяго Каррильо
(Santiago Carrillo) и ее ревизионистской и антисталинской политики (надо
учитывать жестокие франкистские репрессии). Ревизионистскую политику отвергли
многие ветераны партии, и особенно молодые рабочие и студенты, организаторы
этой борьбы, среди которых были наши руководители Элена Одена и Рауль Марко. В
сентябре 1964 года в результате объединения четырех марксистско-ленинских
групп, существовавших в Испании и в эмиграции, была образована Коммунистическая
партия Испании (марксистско-ленинская) – КПИ (м-л). Она стала второй
марксистско-ленинской партией, образованной в Европе.
КПИ, ведшая
(вначале тайком, а затем официально) переговоры с франкистскими олигархическими
кругами еще за несколько лет до смерти Франко, не только совершила большое
предательство народных чаяний, борьбы за Республику и за социализм, но и породила
в народе огромную фрустрацию, сказывающуюся вплоть до наших дней, утвердив
среди левых сил вполне буржуазные формы политики. Чаяния десятков тысяч молодых
людей, которые на протяжении этих лет боролись за завоевание демократические
права, остались нереализованными, тем самым прервалась преемственность традиций
борьбы, что породило огромное разочарование.
Ко всему этому
прибавилось быстрое ухудшение экономического и социального положения молодых,
вызвавшее в молодежной среде чувства недоверия и враждебности к любым
организациям, без проведения между ними ясных четких различий. Это недоверие
также было посеяно ревизионизмом и еврокоммунизмом руководителей КПИ, их
неоднократным предательством и обманом, их разлагающей ролью в организации.
Олигархия использовала такое положение и усиленно стимулировала индивидуализм,
скептицизм, эгоцентризм, индифферентность, тотальное безразличие к политическим
и социальным проблемам страны, используя для этого различные модные течения.
В последующие годы
разрушение СССР и Берлинской стены, способствовало разворачиванию в 90-е годы
самых интенсивных в истории антикоммунистических кампаний, что было
использовано ликвидаторскими элементами с целью разрушить сразу и КПИ (м-л) и
нашу молодежную организацию Коммунистическую молодежь Испании – КМИ (м-л). Но
мы, коммунисты, не сдаемся, нам удалось воссоздать как партию, так и Молодежь.
Социально-экономическое положение молодежи
в Испании
В
первую очередь мы должны учитывать то огромное влияние, которое оказывает
реакция на идеологическое и моральное разложение молодежи. Реакционеры знают о
стремлении молодежи к знаниям, о том, что молодежь нуждается в развитии
собственных познаний, что, выступая против «официальных» форм жизни, они ищут
новые формы, которые бы их в корне изменили; они все это учитывают, чтобы через
средства массовой информации, различные официальные институты, сферу культуры,
различные формы жизни и мышления привлечь молодежь на свою сторону или как
минимум нейтрализовать, посеяв индивидуализм, равнодушие, отсутствие
солидарности, уверив в бесполезности революционных идеалов. Все эти
используемые реакцией пути имеют целью увести молодежь от классовой борьбы в
«борьбу поколений», превратить в «класс маргиналов», которые должны бунтовать
против «общества». Но молодежь не есть класс, маргинализация не является ее
главной проблемой (хотя определенные тенденции к маргинальности могут вызывать
озабоченность), ее врагами не выступают другие поколения или «общество» в
целом. Молодежь представляет собой особую социальную группу, являющуюся частью
системы, разделенной на общественные классы – трудящиеся и эксплуататорские, и
проблемы молодежи формируются в зависимости от отведенной им в будущем роли как
членов того или иного класса. Именно против молодых трудящихся, или молодежи из
народа, и направляет реакция свои кампании идеологической интоксикации.
Империализм и те, кто выступает инструментом его господства, хорошо знает
реальное положение рабочей молодежи и постоянно работает над тем, чтобы усыпить
недовольство молодежи и ассимилировать ее в систему, либо применяет репрессии
против тех, кого не удается приручить (мы только что видели, например,
репрессии в Барселоне и в других городах Европы в отношении студентов,
выступающих против Болонского процесса, или кампанию антикоммунистических
преследований на востоке Европы, особенно против КСМ в Чешской Республике).
Мы не можем
закрывать глаза на зловещее и, к несчастью, широкое влияние на молодежь
поверхностной и отчуждающей культуры помойки, включающей в себя значительную
степень наркозависимости, крайнего гедонизма, обескультуривания, экзальтации от
соревнования превращенных в товар элитных спортсменов, болезненного потребительства;
все это приводит к люмпенизации, проституции и другим формам поведения, исключающим
саму возможность борьбы.
По нашим оценкам,
молодежь в возрасте от 16 до 30 лет составляет в Испании более восьми миллионов
человек, 22% населения.
Подавляющее большинство являются или будут наемными работниками либо безработными.
Сейчас по найму работает около трех миллионов молодых людей – около 25%
рабочего класса. Надо также учитывать, что в Испании нельзя говорить о рабочей
молодежи как о единой, так как общество многонационально и регионально
неоднородно, что разделяет молодежь (в плане возможностей занятости, культуры,
самосознания и т.д.), включающую также сложную (по происхождению, по
вероисповеданию и т.д.) группу иммигрантов, которая обычно существует
обособленно от коренной молодежи и отличается своеобразием образа жизни.
Молодежь – одна из
социальных общностей, больше других страдающих от неравенства, худших условий
жизни и труда. Происходит процесс социального разложения с тенденцией к
усилению, от которого страдает прежде всего молодежь. Уровень молодежной безработицы составляет 22% (в некоторых областях
Испании, например в Андалусии, достигает 30,8% населения). Согласно
авторитетному исследованию, проведенному в 2005 году, «происходит ускоренный рост числа молодых людей, живущих в бедности.
44,1% всех бедных в Испании моложе 25 лет. Среди тех, кто живет в крайней
бедности, молодежь составляет 65%. Из тех, чье положение характеризуется
значительной степенью бедности, 53,2% – молодежь или дети». Нестабильная занятость особенно затрагивает
молодежь (согласно данным профсоюза «Рабочие комиссии», в 2007 г. 68% молодых работали
по временному контракту), что делает невозможной реализацию их жизненных
ожиданий. Кроме временной занятости, молодежь страдает от «большей доли несчастных случаев и меньшей заработной платы»: на
молодежь приходится «37% всех несчастных
случаев» на рабочем месте, в то время как разница в зарплате может
достигать в среднем 9000 евро в год. (РК, август 2005 г.). Все эти данные в
настоящее время намного превышены ввиду разрушительных последствий
экономического кризиса.
Надо учитывать, что
в последние годы в рабочем классе происходит поколенческий сдвиг в связи с массовым приходом молодых на рабочие места
и, в то же время, уходом на пенсию большинства тех рабочих, которые боролись
против франкистской диктатуры. Кроме того, молодые
начинают работать в гораздо худших условиях, чем их родители, и
подвергаются большей степени эксплуатации, беспардонному обращению со стороны
работодателей; в то же время практически не происходит передачи от поколения к
поколению опыта борьбы, что создает огромные трудности на пути профсоюзной и
политической организации молодых рабочих.
С другой стороны,
одной из самых больших проблем молодежи является доступ к достойному жилью. Оно ей недоступно уже не только из-за
вздорожания (за 1987-2004 гг. средняя цена выросла в 3,5 раза больше, чем
зарплата), но и из-за того, о чем мы уже говорили, – нестабильной занятости и
крайне низких зарплат нашей трудящейся молодежи. Те, кому все-таки удается
купить квартиру, попадают в почти пожизненную долговую кабалу к банкам. Жилье
превратилось в источник сказочных прибылей олигархии от строительства и
финансовых операций (86% семейной задолженности, составляющей более 76% ВВП, относится
к долгам по ипотеке), в основе которых лежит спекуляция. Различные
монархические правительства ее облегчали и поощряли, будучи сами с ней связаны
с тех пор, как одним из основных объектов их экономической политики стала
строительная отрасль. Поэтому нечего удивляться, что средний возраст создания
семьи превышает 29 лет.
Государственное образование
приватизируется, и его ресурсы сокращаются. После принятия закона, реформирующего систему
базового образования, открылись «широкие возможности» для ускоренной деградации
этой сферы, расширения сферы частного образования. Что касается
университетского образования, то рецепты ЕС предусматривают его постепенный
демонтаж, замену его моделью элитарного образования, по своей природе
классового и реакционного, все более ограничивающего молодежи из народа доступ
к достойному образованию. Болонская система – сегодняшняя конкретизация
неолиберальной модели образования, рассчитанная на весь ЕС. Она основана на
приватизации, на антидемократическом функционировании учебных центров, на
превращении образования в товар, что открывает капиталистам путь к превращению
университетов в источник прибавочной стоимости – прямой (частные и смешанные
центры) и косвенный: целью становится не всестороннее образование личности, а
критерии экономической рентабельности в настоящем и будущем, где учащийся – не
более чем потенциальный объект эксплуатации, то есть рабочая сила для определенного
способа производства. В этой модели, кроме всего прочего, юноши из народа будут
отстранены от высшего образования, подвергнуты сегрегации по чисто
экономическому признаку. Сотни работающих молодых людей нуждаются в стипендии
из-за мизерной зарплаты, десятки молодых ученых вынуждены уехать из страны,
поскольку у них нет будущего.
Необходимость коммунистической молодежи
Как мы видели,
положение молодежи в Испании, с одной стороны, сходно в экономическом,
культурном, ментальном и ценностном плане с положением молодежи других
империалистических стран, с другой стороны, тесно связано с господствующим
политическим режимом, с его недавней историей.
Большая часть молодежи испытывает на себе отвратительные последствия
капитализма в рабочих кварталах, на предприятиях, в элитарной и конкурентной
системе образования. Этот потенциал необходимо организовывать, готовить для
дела социализма будущие кадры и руководителей, пока их не поглотили покорность
и бессилие, пока они не привязаны к капитализму тысячами невидимых нитей.
Перед лицом этого
самая боевая молодежь организуется в движения по защите требований народных
масс, иногда еще в малосознательной и стихийной форме. Показательные примеры –
выступления студентов в защиту государственного образования, против фашизма,
империализма, кризиса. Эти движения молодежи, базирующиеся на конкретных
требованиях, играют важную роль в организации молодежи в целом.
Проблема большинства
движений и массовых организаций состоит в том, что они не могут выйти за узкие
рамки непосредственных требований, кроме того, наличие нескольких организаций
влечет за собой немало разобщенности и путаницы. Необходимо придать импульс
борьбе молодежных движений и организаций для того, чтобы помочь им стать народными, широкими и едиными, вопреки всем тенденциям
самоизоляции и предательства. Чтобы побороть тенденцию дробления и
дезорганизации, надо дать ей идеологический и политический бой в среде самых
передовых отрядов молодежи. Кроме того, неустойчивое социально-экономическое
положение рабочей молодежи дополняется крайней слабостью коммунистического
движения и левых в целом, которых которое в основном характеризуют реформизм,
раздробленность и раскол, а также встраивание в структуры монархии.
Неолиберальное
наступление и фашизация империализма в период кризиса и упадка привели к расколам
и противостоянию, обусловили политическую слабость организаций, которые не
смогли пока продолжить борьбу и сохранить преемственность революционной и
боевой памяти народов Испании, оставив значительную часть молодежи безоружной
перед реакционными, фашистскими, социал-демократическими, ревизионистскими,
троцкистскими, анархистскими силами Пользуясь незнанием молодежи истории борьбы
за Республику и против фашизма, а также исторического значения для всего
человечества Великой Октябрьской революции, ее достижений и завоеваний, они
ревизуют историю посредством всевозможных антикоммунистических легенд.
Удары и поражения,
которые нам нанесены как на национальном, так и на международном уровне, – отчасти
результат борьбы и открытого столкновения с классовым врагом в ходе долгой
войны на истощение, а отчасти – идеологического вырождения, внутреннего
предательства, примиренчества с буржуазной идеологией внутри партий. Поэтому
важно давать решительный бой всякому проявлению ревизионизма и оппортунизма,
наши главные силы должны быть направлены на обучение молодежи идеям
марксизма-ленинизма, революции, диктатуры пролетариата (понятие, которое нужно
разъяснять не в упрощенной и поверхностной, а в достаточно усвояемой форме,
поскольку это один из излюбленных объектов атак антикоммунистической
идеологии), и прежде всего – пролетарского интернационализма, что предполагает
поддержку угнетаемых империализмом народов не на словах, а на деле. И мы не
забываем, чему нас учили Ленин, Сталин и другие коммунистические руководители,
что интернационализм – также конкретное понятие, актуальное для всех марксистско-ленинских
партий и организаций, без разграничения на большие и малые, сильные и еще слабые,
молодежь и ветеранов.
Необходимость
идеологической борьбы усиливается в нынешней ситуации, имея в виду то, что мы
живем в XXI веке, и поэтому тактика и образ политических действий не могут быть
точно такими, как в XX веке: необходимо учитывать неопытность молодежи в борьбе,
индивидуализм и крайнюю отчужденность, налагающие на значительную часть
молодежи мелкобуржуазный отпечаток, что затрудняет ее организацию. Эти условия
выступают питательной средой для деполитизации широких слоев молодежи, для
навязывания им ценностей, основанных на возбуждении национальной ненависти,
ксенофобии, расизме и религиозном обскурантизме, фашизме… и также на
легковесном радикализме, нигилизме и анархизме. По всему этому, чтобы вести
политическую работу среди молодежи, надо искоренить все проявления сектантства
и создать атмосферу единства между коммунистами и между ними и остальной
прогрессивной молодежью, для того чтобы добиваться унитарной и демократической
политики во имя преодолению капитализма.
[1] Маите Мартин – член ЦК Коммунистической партии Испании
(марксистско-ленинская)
[2] Все данные собраны Национальным институтом молодежи,
находящимся в юрисдикции Института равенства. Данные берутся из публикации
«Индикаторы активности, занятости и безработицы» за 4 квартал 2008 года.