Трудно поверить: не
стало Виктора Алексеевича Вазюлина. Только что мы, его ученики, навещали его в
больнице, ему как будто становилось лучше, мы строили планы дальнейшего
лечения, думали вместе встретить его 80-летие – и вот… Сердце остановилось.
Слишком много досталось этому сердцу – даже металл устает от чрезмерной
нагрузки. От нас ушел Коммунист, Ученый, Учитель.
Коммунистом он был
потомственным – родился в 1932
г. в семье партийного работника. Годы, на которые
пришлись его детство и юность, до последних дней вспоминал как лучшие в
советской истории. Время, которое враги всего советского старательно клеймят
куцым и злобным определением «годы репрессий», на деле же – период укрепления
экономических и политических основ советской власти, потребовавший героического
напряжения сил всего трудового народа накануне надвигающейся войны. Затем годы
военной эвакуации и послевоенных тягот. Но никакие оттепели, перестройки и
десталинизации не могли поколебать убежденности Виктора Алексеевича в том, что
путь, избранный в те годы Страной Советов, в главном и основном был единственно
возможным для Революции и лучшим для людей труда. Но он никогда и никого не
обожествлял. Окончив школу, решил избрать делом жизни марксистскую теорию. Отец
и его товарищи, хорошо знавшие сложность положения теории и теоретика в советском
обществе, напрасно пытались отговорить Виктора. Он с юных лет чувствовал, что
вскоре на поле теории неизбежно развернется решающая борьба за дело революции и
социализма.
Годы его учебы на
философском факультете МГУ (с 1950 по 1955) и аспирантуры (окончил в 1962-м)
были годами перемен в советском обществе и мировом коммунистическом движении.
Прежняя форма социализма, прежние методы работы уже не соответствовали изменившимся
условиям. Многое надо было менять, но что и как? Во все подобные времена
возникают две крайности – Сцилла догматизма и Харибда ревизионизма. Одни
пытаются законсервировать старое и подменяют знание верой или ее имитацией,
другие вместе с грязной водой готовы выплеснуть ребенка. Виктор Алексеевич с
юности и на всю жизнь избрал путь между Сциллой и Харибдой на корабле подлинно
научной Теории.
Когда есть на то
исторические причины, мощная гравитация теории притягивает незаурядных людей, и
в те годы на философском факультете МГУ их училось немало. Старшим товарищем
Виктора Алексеевича был Эвальд Васильевич Ильенков. Они навсегда остались
друзьями, но их теоретические пути не совпадали. Может быть, Ильенков был в
чем-то ярче, Вазюлин – строже.
В центре внимания
Виктора Алексеевича всегда был самый фундамент теории – ее логика и методология
– в соотношении с живой тканью истории. Об этом свидетельствует уже тема его
кандидатской диссертации (1964
г.) – "Развитие проблемы исторического и
логического в экономических трудах К. Маркса и Ф. Энгельса в 50-60-х
гг. XIX в." Естественно, что основным местом работы Виктора Алексеевича
стала кафедра истории марксистско-ленинской философии родного факультета, где
он проработал тридцать лет. Прошел путь от младшего научного сотрудника до
профессора. Читал общий курс лекций по истории марксистско-ленинской философии
на философском, историческом, филологическом факультетах и факультете
журналистики, курсы лекций и спецкурсы по методологии научного исследования.
Подготовил более 20 кандидатов и двоих докторов наук. Награжден медалью
«Ветеран труда», удостоен серебряной Медали Я. Коменского за лекционную
работу в университетах Братиславы и Праги.
Докторская
диссертация В.А. Вазюлина посвящена едва ли не самой фундаментальной теме
из всех разрабатывавшихся в то время философами-марксистами: «Система категорий
диалектической логики в "Капитале" К. Маркса» (1972). Основное
содержание этого труда изложено в книгах «Логика «Капитала» К. Маркса»
(М., 1968) и «Становление метода научного исследования К. Маркса
(логический аспект)» (М., 1975). Эти произведения можно рассматривать в аспекте
нескольких областей знания: философских проблем политической экономии, теории и
истории диалектики, истории марксизма вообще и марксистской философии в
частности.
Виктору Алексеевичу
впервые удалось выявить систему
категорий диалектического метода «Капитала», т.е. Логику с большой буквы,
имплицитно содержащуюся в главном труде Маркса, раскрыть ее сходство и различие
с системой гегелевской Логики и вместе с тем выделить и изложить рациональное
содержание Логики Гегеля в систематической форме. Систематическое
категориальное осмысление политэкономического содержания «Капитала» с
параллельным критическим анализом «Науки логики» Гегеля позволило
В.А. Вазюлину установить основные принципы научного исследования
органического целого: восхождение от абстрактного к конкретному в единстве с
движением от чувственного конкретного к абстрактному, логический подход в
единстве с историческим. Такое исследование было впервые проведено
К. Марксом в «Капитале».
Другое
фундаментальное достижение В.А. Вазюлина – рассмотрение истории марксизма
исходя из методологии наиболее развитой его составной части – политэкономии
капитализма. Это позволило глубоко раскрыть закономерности и противоречия становления
научного исследования как движения познающего мышления от поверхности предмета
к его сущности.
В.А. Вазюлин
применил принципы материализма и диалектики и к самому марксизму как предмету
исследования. К развитию взглядов К. Маркса, к научному мышлению в целом
он подходил как к естественно-историческому процессу, идущему вперед, как и все
в мире, через возникновение и разрешение противоречий. Он исследовал и такой
«непопулярный» аспект развития научного знания, как закономерно присущую ему на
каждом этапе историческую ограниченность и относительные заблуждения, диалектически
противоречиво связанные с его объективно истинным содержанием.
Дальнейшая эволюция
научных интересов Виктора Алексеевича была, как теперь очевидно, глубинно обусловлена
подземными толчками истории, предвещавшими советскому обществу и всему миру грозные
потрясения. Неудивительно, что с конца 70-х годов на первый план в
исследовательской работе В.А. Вазюлина выходят теория и методология всеобщей
истории. Этому кругу проблем посвящены небольшая, но емкая работа «Диалектика
исторического процесса и методология его исследования» (М., 1978) и
фундаментальный труд «Логика истории» (М., 1988).
Творчески развивая
метод научного исследования К. Маркса, В.А. Вазюлин обосновал
качественно новое понимание истории человечества как целостного процесса,
основывающегося на взаимодействии отношений людей с природой и общественных
отношений между людьми. Исходя из этой естественно-исторической основы, он
выделил основные этапы пройденного человечеством и еще предстоящего ему пути:
предпосылки его истории (выделение из мира природы), первоначальное
возникновение (первобытнообщинная эпоха), формирование (эксплуататорское
общество), зрелость (коммунизм). Сохраняя и развивая положительное содержание
марксистской концепции структуры общества (производительные силы, производственные
отношения, базис и надстройка, формы общественного сознания и др.),
В.А. Вазюлин не удовлетворился представлением об этой структуре как
присущей одинаково всем формациям, лишь с разным конкретно-историческим
«наполнением». Полагая, что подобный подход не вполне отвечает принципам
диалектики и историзма, В.А. Вазюлин пришел к выводу, что сама эта структура
формируется и развивается исторически. Поэтому и применять соответствующие
категории надо тоже исторически, с учетом степени их применимости на данном
этапе истории.
Как
полагали автор новой концепции и его ученики, ею было положено начало
диалектическому «снятию» прежней конкретно-исторической формы материалистического
понимания истории. «Логика истории» открывала возможность более обоснованного и
достоверного, чем прежде, познания закономерностей и перспектив развития
общества. Так, на ее основе В.А. Вазюлин поставил вопрос о
социалистических революциях ХХ века как о «ранних». Этим ничуть не оспаривались
историческая закономерность и неизбежность таких революций, их огромный вклад в
прогресс человечества. Речь шла о том, что в ХХ веке соотношение экстенсивного
и интенсивного развития производительных сил, формального и реального обобществления
производства и другие объективные предпосылки нового общества не достигли
полной зрелости. Поэтому, как и в ранних революциях на прежних этапах истории,
велика вероятность поражений и попятного движения. Такая постановка вопроса
позволяет понять причины контрреволюции и реставрации капитализма в ряде
социалистических стран как объективные в своей основе, в противоположность господствующему
ныне сведению этих причин к одному лишь субъективному фактору, что заводит
науку и политическую практику в тупик. В то же время предлагаемый
В.А. Вазюлиным подход к проблеме раннего социализма противостоит любым
нападкам на коммунистическую перспективу человечества: «неизбежность
коммунизма» (название одной из статей В.А. Вазюлина) объективно
обусловлена всем ходом истории человечества и никакими поражениями ранних
революций не может быть опровергнута в принципе.
Научная и педагогическая
деятельность В.А. Вазюлина, как и любого настоящего ученого и мыслителя,
была внутренне связана с его жизненной позицией, с самим складом его личности.
Он жил, работал и боролся во имя общества, сыном которого был, во имя
подлинного прогресса человечества. Всегда был готов помочь ученикам и товарищам
всем, чем мог. Интеллектуальная и моральная чистота и чуткость были присущи
Виктору Алексеевичу в высшей степени. Они придавали ему силу, но они же делали
его очень уязвимым, когда его Родине и его Идее грозила смертельная опасность,
а возможности активно противостоять врагу жестко ограничивались обстоятельствами.
Он сам рассказывал автору этих строк, что еще в середине 60-х годов у него
возникло, особенно от общения с тогдашними студентами, острое ощущение: лет
через двадцать, когда эти люди начнут определять жизнь страны, Советскому Союзу
трудно будет устоять. Пережитое потрясение нанесло тяжелый удар здоровью:
именно с тех пор Виктор Алексеевич начал терять зрение. А впереди ждало еще
много ударов. Одни он предвидел, но они не становились от этого легче. Другие
обрушивались неожиданно.
Гибель
социалистического содружества и Советской Родины. Слабость сопротивления,
лавина ренегатства и приспособленчества. Уничтожение марксистской науки СССР,
ликвидация кафедры, которой отданы тридцать лет жизни. Потеря самого близкого
человека – любимой жены Софьи Дмитриевны. Безвременный уход из жизни Елены
Николаевны Гнилосыровой-Харламенко, которую Виктор Алексеевич считал самой
талантливой своей ученицей.
Тьма наступала со
всех сторон не только из-за прогрессирующей болезни глаз. Трудно оставаться ученым,
когда поле твоей деятельности всё плотнее оккупируется конъюнктурщиками от
науки, радостно сбросившими оковы строгой исследовательской методологии; когда
место более-менее объективной экспертной оценки вклада в науку занимают
пресловутые PR-технологии.
Трудно быть наставником, когда по мере внедрения в отечественный обиход
образовательных реформ по западному образцу молодежь все старательнее
«оберегают от опасности» обрести в ходе обучения сколько-нибудь объективную и
систематическую картину мира.
Но и в эти годы
Виктор Алексеевич старается противостоять общественному регрессу, падению интеллектуального
и морального уровня общества. В тяжелые 1990-е он — профессор кафедры этики
философского факультета МГУ. В его «область научных интересов», как принято
писать в официальных документах, входят самые актуальные для общества тех лет
проблемы: теория и история морали, экономика и мораль, нравственный идеал и
смысл жизни.
В.А. Вазюлин
становится вдохновителем и научным руководителем Международной
логико-исторической школы – интернационального коллектива своих учеников и
последователей из России, Греции, Германии, Португалии, Ливана. Он выступает на
конференциях Школы, его статьи и интервью публикуются в сборниках ее трудов.
«Логика «Капитала» К. Маркса» и «Логика истории» выходят в свет на
греческом и немецком языках, готовятся к изданию на португальском и испанском.
Статья об авторе публикуется в греческой философской энциклопедии. К концепции
В.А. Вазюлина проявляют интерес ученые КНР.
Виктор Алексеевич
активно участвует в идейно-политической борьбе. Публикует статьи в коммунистических
газетах, в журнале «Марксизм и современность», который считает лучшим
теоретическим изданием разрушенного СССР. Бурной осенью 1993-го пытается объяснять
руководителям Верховного Совета РФ, как развиваются события в стране, что надо
и чего не надо делать. Но к нему не прислушиваются. В ночь с 3 на 4 октября
многие из нас, учеников, едва придя из-под пуль, звонят ему, и он не скрывает
радости, что никто из нас зря не погиб. Сам он до последних лет, несмотря на
сильно пошатнувшееся здоровье, не пропускает почти ни одной демонстрации и
митинга под красными знаменами.
Смерть вырвала
Виктора Алексеевича из наших рядов на новом переломе исторической ситуации в России
и во всем мире. Этот перелом он предвидел и стремился помочь товарищам
подготовиться к нему. Еще в начале первого десятилетия нового века предупреждал,
что империалистическая агрессия, захлестнувшая Югославию, Афганистан, Ирак, –
не просто цепь локальных войн, но начало мировой войны нового типа, угрожающей
всему человечеству, что выйти из этой катастрофы не удастся без нового цикла
революций. В то же время он до последних дней жизни предостерегал товарищей от
опасности перехвата инициативы империалистической реакцией, готовой подменить
красную революцию пролетариев своей «революцией» белой, оранжевой, зеленой,
черно-коричневой или какой-то иной расцветки. Напряжение, вызванное бурными и
во многом трагическими событиями последних месяцев, исчерпало последние силы
Виктора Алексеевича…
Горе учеников и
товарищей огромно. Нам остаются его труды. Остаются вынесенные из общения с ним
знания и убеждения. Остается долг принять знамя из его рук и понести дальше.
Редколлегия «МиС», товарищи, ученики