Социализм или смерть!
М.А. Вальдес (Куба)
Рассказывать о положении на Кубе на страницах вашего журнала для меня —
большая честь и радость. Ведь о Кубе информации в Украине мало, да и та часто
изображает происходящее в нашей стране не всегда верно. К тому же надеюсь, что
знакомство с уникальным опытом Кубы по преодолению кризисной ситуации, не
имевшей аналогов в мире, сможет помочь украинским товарищам верно определять
пути и средства вывода Украины из теперешнего катастрофического положения. Это
для меня важно, так как здесь я получил высшее образование и возможность
подготовить кандидатскую диссертацию.
Современное положение на Кубе связано, прежде всего, с
действием двух факторов: продолжающейся уже более 35 лет блокады страны со
стороны США и потерей в 1991 году за одни сутки 85 процентов
внешнеэкономических связей в результате разрушения СССР.
Если Куба после революции, несмотря на блокаду со
стороны США, сумела пойти по пути социализма и стать одной из наиболее развитых
стран Латинской Америки, то это стало возможным благодаря братской помощи и
поддержке народов СССР и стран социалистического содружества. Мы никогда не
забудем этого.
Если Куба в 1991 году, потеряв 85 процентов
внешнеэкономических связей (уникальный случай в мировой истории!) в результате
поражения социализма в СССР и разрушения этой великой страны, сумела выстоять,
несмотря на еще большее усиление блокады США «по закону Торичелли», остаться
независимой и свободной, то это —благодаря социализму!
До 90-х годов экономика Кубы развивалась устойчивыми
темпами. Будучи по своему типу открытой, экономика страны ориентировалась в
основном на внешнеэкономические связи. С 1987 года Куба —член СЭВ. В 1989 году
85 процентов внешней торговли приходится на социалистические страны, 67
процентов — на СССР, в том числе 18 процентов — на Украину.
Торговый оборот составлял 8,5 млрд.долл. Страна
экспортировала в СССР 75 процентов производимого сахара-сырца, весь добытый на
Кубе никель, цитрусовые. Импорт приходился в основном на нефть — около 13
миллионов тонн в год.
При участии СССР в стране строилось более 320 заводов,
в том числе атомная электростанция (в 1991 году - 85 процентов готовности) и
завод по переработке никеля.
Конечно, кризисные явления 90-х годов не могли не
влиять отрицательно на экономику Кубы. Но в 1991 году все договоры по поставкам
перестали действовать. Экономические связи были парализованы. К примеру,
поставка нефти в 1992 году составила всего лишь 1,2 миллиона тонн.
Наша страна в этих тяжелых условиях смогла выстоять
только благодаря единству кубинского народа, сплоченного коммунистической
партией. У нас в 80-х годах не было перестройки. Но после второго съезда
Коммунистической партии Кубы был осуществлен ряд мер по развитию
социалистической демократии и преодолению коррупции в руководстве страны и
партии путем постоянной ротации кадров.
Политическая система Кубы состоит из трех уровней:
муниципального, провинциального и национального. Страна разделена на 13400 избирательных
округов по 13 тысяч жителей в каждом, которые избирают по одному депутату в
муниципальную ассамблею. А из депутатов муниципалитетов избираются депутаты в
провинциальную или национальную народные ассамблеи. Последняя состоит из 585
депутатов и работает, как и более низкие представительные органы, на
непрофессиональной основе.
Развитие социалистической демократии было направлено на
усиление роли трудовых коллективов в политической жизни страны, их влияния на
выработку государственной политики. Так, в конце 80-х годов был осуществлен
переход к альтернативным выборам с выдвижением в каждом округе не менее двух и
не более восьми кандидатов. Партия отказалась от формирования избирательных
комиссий от своего имени и предоставила эту возможность общественным
организациям. Избирательные комиссии представляют кандидатуры муниципальным
ассамблеям на утверждение по предложению общественных организаций и профсоюзных
комитетов предприятий. В случае неутверждения предлагаются другие кандидатуры.
Все работники исполнительных органов, в частности
Государственного Совета страны, должны быть избраны в качестве депутатов от
трудовых коллективов или общественных организаций и могут быть ими отозваны в
любой момент.
Изменился также характер приема в партию. Все кандидаты
обсуждаются не только на партийных, но и на общих собраниях трудовых
коллективов, где каждый рабочий, не член партии, имеет право выступить в
обсуждении кандидатуры. Это обеспечивает высокий отбор. Возрос процент
коммунистов-рабочих в руководящих органах партии, происходит постоянное
обновление этих органов. Средний возраст работников горкомов партии — 35 лет,
обкомов —40 лет, Политбюро — 50 лет.
Время показало, что это был правильный путь. В условиях
глубокого кризиса после 1991 года трудящиеся знали, что это их власть, их
страна, их борьба.
В 1993 году партия приняла решение углубить демократию
рабочих: были введены прямые выборы в национальную ассамблею. Несмотря на
массированное давление американского империализма (против Кубы работают
постоянно 17 радиостанций - 1800 часов ежесуточной трансляции) и присутствие
для освещения хода выборов более трехсот иностранных журналистов, выборы
подтвердили единство народа. Только 7 процентов голосов были признаны
недействительными или против (в Гаване — 16, в округах — 3).
В условиях кризиса вся страна превратилась в один
рабочий парламент. В каждом рабочем коллективе обсуждается ситуация в стране и
предлагаются меры по выходу. Национальная ассамблея по основным законам,
касающимся жизненных прав трудящихся, таким как денежная реформа или повышение
цен, сначала проводит в течении четырех месяцев обсуждения их проектов во всех
трудовых коллективах страны и лишь потом принимает решение с учетом высказанных
предложений.
А решения приходилось принимать сложные. Политбюро партии разработало
план специального периода "План военного времени в мирный период".
Согласно этому плану ресурсы государства сконцентрировались на трех
направлениях:
1) развитие
ключевых прибыльных отраслей: туризма, производства сахара, добычи никеля,
развития биотехнологий;
2) сохранение и
развитие на мировом уровне общедоступных здравоохранения и образования;
3) поддержка
уровня снабжения всего населения продуктами первой необходимости.
План специального периода направлен на достижение следующих главных целей:
1. интегрироваться
в мировые отношения без зависимости от США —то есть сохранить независимость;
2. не потерять
основных завоеваний социализма;
3. осуществлять
изменения по плану и под контролем со стороны трудящихся.
Для осуществления этого плана был предпринят ряд мер. Первая мера —
создание условий для привлечения иностранных капиталов в экономику Кубы при
отказе от приватизации как дестабилизирующего экономику фактора. Потребность в
иностранных инвестициях обусловлена открытым характером экономики страны. В
отличие, например, от КНР, Куба не может сделать ставку на внутренние ресурсы.
Если в Китае 80 процентов сельского и 20 процентов городского населения, то у
нас наоборот — 20 сельского и 80 городского. При привлечении иностранного
капитала государство сохраняет монополию (49 процентов иностранный капитал и 51
государственный). Привлечение иностранных инвестиций и создание совместных
предприятий осуществляется во всех отраслях за исключением производства сахара,
здравоохранения и биотехнологий — приоритетов государства.
В сфере туризма иностранные капиталовложения за 1994
год возросли на 20 процентов, а в отдельных отраслях — на 80 процентов. При
строительстве гостиничных комплексов 60 процентов составляет собственность государства
и 40 процентов смешанная собственность.
Государство поощряет иностранные капиталовложения в
поиск и разработку месторождений полезных ископаемых. В частности, компаниям
ряда стран (Англии, Франции, Канаде, Швеции, Германии, Мексике, Австралии и
др.) было предложено организовать поиск месторождений нефти на условиях риска.
Это значит, что компании ведут поиск нефти за свой счет и на свой страх и риск.
В случае же обнаружения нефти 50 процентов добытой нефти получает Куба, и 50
процентов компания-добытчик. Такой вариант увенчался успехом. В мае-июне 1994
года на шельфе было обнаружено месторождение нефти и к концу 1994 года Куба
получила свой первый миллион тонн нефти. Строится нефтеперерабатывающий завод.
Всего в стране открыто более 550 представительств
иностранных фирм, создано более 120 совместных предприятий и компаний.
Вторая мера — проведение определенной либерализации
экономических отношений внутри страны. Разрешено введение надомных работ более
чем по 150 специальностям (за исключением здравоохранения), предоставлено право
бесплатного пользования землей всем, кто хочет ее обрабатывать, но с запретом
продажи земли и с оплатой в течение 15 лет стоимости полученных средств
производства. Открыты сельскохозяйственные и промышленные рынки. При этом
государство впервые за 35 лет начало взымать налоги с крестьян, которые до
этого никакими налогами не облагались. Была установлена плата за коммунальные
услуги. Выпускники вузов должны возвращать из своей зарплаты на производстве
средства, полученные от государства в качестве учебной стипендии. В стране
введено нормированное распределение продуктов первой необходимости.
Основная масса населения в этих трудных условиях
находится в равном положении. В стране нет богатеющей одной части населения и
беднеющей другой. Небольшая разница в наличии средств к жизни имеется у той
части населения, которая имеет родственников за границей и получает от них
помощь. Жить трудно, но зато все дети в сентябре пошли в школу, где они
получают бесплатно пищу, одежду, обувь и учебники. Зато любой кубинец имеет
гарантированную бесплатную медицинскую помощь на мировом уровне. Для этого 24
процента национального бюджета Кубы расходуется на здравоохранение и
образование! Зато после окончания высших учебных заведений молодежи
гарантировано трудоустройство, а в среднетехническом образовании — сохранение
стипендии до двух лет на период трудоустройства.
Нельзя не сказать о том, что в стране появился ряд
социальных проблем, вызванных кризисом, таких, например, как проституция и
воровство в районах иностранных отелей и туристических центров. Зато нет
преступности и люди не боятся ночью выйти на улицу.
Следует отметить, что система оплаты труда в стране,
имеющая 12 уровней, социально сориентирована. По высшему уровню оплачивается
труд врачей и директоров сахарных предприятий — до 600 песо, несколько ниже
уровень оплаты министров — 450 песо и учителей — 350 песо при среднем уровне заработной
платы в стране —205—220 песо. В последнее время значительно повышен уровень
заработной платы в сельском хозяйстве — до 990-1000 песо.
В стране разрешено свободное хождение доллара. Но зато
работают все библиотеки и музеи, для кубинцев — бесплатно, для иностранцев — за
доллары. Официальный курс песо к доллару 1:1, рыночный курс удалось изменить с
150-180 песо к 1 доллару в начале 1994 года, до 30 песо к 1 доллару — в конце
года.
В результате предпринятых мер с середины 1994 года
начался процесс восстановления экономики, выразившийся не только в относительной
стабилизации национальной валюты, но и в увеличении промышленного производства
на 19 процентов, обработки земли в сельском хозяйстве — на 12 процентов, в увеличении
экспорта табачных изделий более чем на 20 процентов.
Главная проблема для страны — блокада США.
Можно ли было осуществить восстановление экономики,
если бы Куба выполнила требования США о введении частной собственности через
приватизацию и многопартийность? Нет! Первое разрушило бы экономику и поставило
страну в полную зависимость от могущественного соседа. Второе — облегчило бы
такое разрушение, разобщив народ Кубы, натравив социальные группы в обществе
друг на друга, открыв путь для разграбления страны.
Борьба против блокады нарастает. Авторитет и поддержка нашего
свободолюбивого народа в мире усиливается. Если в 1992 году в ООН против
блокады проголосовало 57 государств при 3-х — за блокаду, в 1993 году - 88
против блокады и 3 за, то в 1994 году - 102 против (в том числе и Украина) при
3-х за! Против блокады выступили все страны Латинской Америки, папа Римский,
существует и крепнет мощное движение против блокады, внутри самих США.
Только сохранение социалистического пути развития Кубы может
позволить стране выйти из кризиса, отстоять свою независимость и государственность