С верой в возрождение и обновление социализма
А. Г. Арсеенко
В книге, предлагаемой вниманию читателя[1], спрессован честный
и мужественный ответ на жгучие вопросы современности: Что привело к
"кризису социализма" в СССР, Югославии и других странах Восточной
Европы?
Пронизанная пафосом
исторического оптимизма, рецензируемая работа не оставляет сомнения в том, что
призрак антикоммунизма, который бродит сегодня по Европе, — явление временное и
преходящее. За ним неизбежно последует возрождение и обновление социалистического
общества, невзирая на все трудности и преграды на его пути.
Представляемая книга принадлежит перу известной югославской общественной
деятельницы, члена исполкома "Союза коммунистов —Движения за
Югославию", профессора социологии Белградского университета М.Маркович. В
ней собраны 19 интервью, данных автором в 1988-1993 гг., на различных этапах
развала СФРЮ внутренней и внешней реакцией, вакханалии оголтелого антикоммунизма
и агрессивного национализма, легализации ограниченности суверенитета Югославии
и кровопролитной бойни в Боснии, реставрации капиталистических порядков и
консолидации левых сил в стране.
В
предисловии к русскому изданию "Ответа" подчеркивается, что "настоящий
социолог — это не тот, кто провозглашает себя беспристрастным наблюдателем жизни,
а тот, кто, прежде всего, имеет мужество быть честным с самим собой и
другими" (с.5). Краткие биографические сведения и скупые штрихи к портрету
автора, встречающиеся на страницах книги, как и ее содержание, убедительно
свидетельствуют о том, что она написана личностью яркой и неординарной,
настоящим человеком и социологом.
М.Маркович
относится к тому поколению, которое называют "дети войны". Она
родилась в партизанском отряде, в партизанской семье студентки философского
факультета и студента медицинского факультета. Ее родители — коммунисты с
довоенным стажем, активные участники народно-освободительной борьбы против гитлеровского
фашизма. В 1943 г. ее мать (в то время — секретарь Белградского горкома партии)
была схвачена гестапо. После шестимесячных пыток в тюремных застенках и года
пребывания в фашистском концлагере она была расстреляна в 24 года.
В
16-летнем возрасте вступив в СКЮ, М.Маркович вместе со своим поколением,
которое, по ее словам, "относилось к идее социализма как к святому
делу", познала и радость побед, и горечь ошибок, деформации и поражений
нового строя. Но она навсегда сохранила веру в торжество социальной
справедливости, в светлое будущее человечества. И не свернула с избранного пути
в годы тяжелых испытаний, выпавших на долю югославского народа в преддверии XXI
века. "Ничто за эти годы не вызвало во мне сомнений ни в теоретическом, ни
в политическом смысле, ничто не поколебало моих убеждений в отношении Югославии
и социализма" (с.54-55), — пишет она.
Автор аргументировано
доказывает несостоятельность утверждений о "кризисе" и "крахе
социализма". По ее мнению, всякое общество, в том числе и социализм, имеет
свои восходящие и нисходящие фазы, как и фазы застоя. Осуществление какой-либо
идеи, в том числе и социального преобразования мира, нельзя отождествлять с
самой идеей, в особенности на стартовой площадке поступательного движения
вперед. По сравнению с капитализмом социализм находится в младенческом
возрасте, исторически — в самой начальной стадии становления. Современные
трудности и временное отступление социализма, в интерпретации М.Маркович,
связаны с поиском его новой сущности, новых путей к достижению технологического,
экономического, политического и культурного прогресса.
М.Маркович
рассматривает коммунистическое общество как общественную систему, в которой
высокий уровень экономического развития общества сочетается с высокой степенью
развития всех видов общественного сознания. Поскольку такое общество до сих пор
никогда, нигде и никем не было построено, то и говорить о "крахе
коммунизма" как общественной системы с научной точки зрения, по меньшей
мере, несерьезно.
В актив
реального социализма автор заносит многие социально-экономические и
демократические завоевания трудового народа, достигнутые в исторически сжатые
сроки, в крайне неблагоприятных внешних условиях. И по праву гордится тем, что
события XX века во всем мире развивались под влиянием левых идей и движений. Именно
они коренным образом изменили лицо современного мира, способствовали
социализации, демократизации и гуманизации капиталистического общества.
Во
избежание мировой социалистической революции капитализм вынужден был, с одной
стороны, пойти на существенные уступки своему рабочему классу, с другой,
мобилизовать все материальные, политические и духовные ресурсы, чтобы
предпринять еще одну попытку повернуть ход истории вспять. Преступные
поползновения империализма на этот раз увенчались временным успехом и привели к
разрушению социалистического содружества, к чему приложили прямые усилия
ведущие западные страны. Однако, как справедливо отмечает М.Маркович, нынешний
триумф капитализма может стать для него пирровой победой, так как экономический
и политический хаос в бывших социалистических странах чреват непредсказуемыми
последствиями (не только для них!) в нашем взаимосвязанном мире.
По твердому убеждению автора, распад Югославии является результатом
совместных усилий ее противников внутри страны и за рубежом, в том числе антисоциалистической
эмиграции. Влияние "иностранного фактора" на развитие негативных
процессов в стране четко прослеживается во многих интервью М.Маркович, но
отнюдь не доминирует над выявлением внутренних причин территориальной дезинтеграции
и политической переориентации Югославии.
Главные причины временного поражения социализма М.Маркович видит в том,
что построение нового общества с первых дней встретило жестокое сопротивление
со стороны его врагов. В целях предотвращения реставрации буржуазного строя
социалистические страны вынуждены были привести в действие все защитные механизмы,
что наложило специфический отпечаток на формирование государственной и
общественной жизни в этих странах.
Кроме
того, триумфальный старт социализма не был закреплен радикальным обновлением и
динамичным развитием всех сфер нового общества. Общественная собственность на
средства производства, которая сразу не может стать и эффективной и
справедливой, по сути дела оставалась государственной. Объективные трудности в
развитии социализма в сочетании с допущенными деформациями на макро- и
микроуровне привели к расхождению социалистической идеи с практикой ее
осуществления. В результате преимущества нового строя, к сожалению, не удалось
реализовать в те ограниченные сроки, которые были отведены ему историей.
М.Маркович
отмечает, что СФРЮ внесла свой оригинальный вклад в опыт социалистического
строительства, в частности, посредством разработки и попытки воплощения в жизнь
концепции рабочего самоуправления. Но в начале 1980-х гг. страна столкнулась со
значительными экономическими трудностями, которые поставили на повестку дня
вопрос о преодолении кризисных явлений. Югославское общество ожидало от
проведения реформ создания благоприятных условий для более высокого уровня
жизни всего общества и каждого гражданина в отдельности.
Однако
отсутствие четкого плана реформирования экономической и политической системы,
навязанная обществу эйфория возврата к капитализму, предательство интересов
трудящихся высшим руководством СКЮ и СФРЮ, приход к власти деструктивных сил,
поддерживаемых извне — все это привело к прямо противоположным результатам,
стало началом национальной традегии Югославии. Стихийная приватизация и
реституция общественной собственности, в которую вложен труд нескольких
поколений, приняли характер и размах исторического грабежа трудового народа.
Последствием этого стала распродажа лучших предприятий иностранному капиталу и
огромный спад производства, массовая безработица и классовая поляризация
общества.
Несмотря
на трагическое положение, М.Маркович свято верит в возрождение Югославии как
общего государства всех югославских народов и построение нового социализма в
стране. С интернационалистских позиций анализируя реалии современного мира,
автор подчеркивает, что все социалистические страны, в которых была совершена
подлинная социалистическая революция, приложат все силы для того, чтобы
возвратиться на путь социалистического развития. Эта вторая фаза социализма, по
ее мнению, будет более экономически развитым и более цивилизованным обществом,
чем прежде. Это будет общество справедливых отношений между людьми, общество
реальной демократии и реального гуманизма для каждого человека.
Выдержки из книги М. Марковича:
"Человечество
непрерывно движется к более высокому уровню и экономическому и культурному, а
также высшему уровню развития человеческих отношений. Если социализм понимать
как общество, экономически более развитое, в котором люди экономически и
политически равноправны и где существуют одинаковые условия для всех людей жить
хорошо и свободно, безопасно и достойно, тогда это, несомненно, общество, к
которому стремятся все люди и которое в историческом процессе возможно осуществить"
(с.ЗО).
"Ставить
под вопрос идею социализма и оправданность устремлений к ней из-за упущений и
трудностей в ее осуществлении так же бессмысленно, как и считать бомбы,
обрушенные на Хиросиму и Нагасаки, причиной для упразднения кафедр атомной
физики в университетах мира и прекращения научных исследований и их применений
в этой научной области" (с.45).
"Социализм сейчас основывается на всех учениях об обществе, даже о
природе, которые помогают освобождению человека от всех видов несвободы,
которые во все века его сковывали. Но идея социализма основывается и на
политической, и на экономической, и на культурной действительности нашего
времени, которая в целом и сделала возможным освобождение человека"
(с.55).
"Социализм
своими идеями, своими революциями, своим стартом в начале и середине 20 века
потряс основы гражданской цивилизации, которая себя считала мощной, вечной, а,
может быть, и самой лучшей. Идеи об отмене эксплуатации, подчинения и унижения
людей, о свободе и справедливости для всех людей, о возврате достоинства
человеческому труду и каждому человеку и т.д. -поколебали мир, который был
основан на противоположных идеях" (с.113).
"В
историческом смысле, я — оптимист. Все технологическое, политическое и
культурное развитие нашей цивилизации показывает, что она движется к этапу свободы
для каждого человека и равноправия для всех людей — ко всем главным целям и
устремлениям левых сил. Вследствие этого, я думаю, что мы на пороге мобилизации
левых мировых сил — материальных, духовных, на пути к этапу, который будет
принадлежать им и который уже недалеко" (с.200).
"Социализм
на планете существовал очень недолго. И за такой короткий срок не мог показать
свои преимущества, а также недостатки. Во всяком случае, не такие недостатки,
которые бы его дисквалифицировали навсегда, но и не такие преимущества, которые
бы сделали его выше в сравнении с предыдущим обществом. Социализм не имел
достаточно, времени, чтобы себя выразить. Однако не нужно из этого заключать,
что он исторически исчез. Напротив. Он еще и не начинался" (с.232).
"Если
бы все политические организации предстали перед судом общественности и дали
ответ за все, что дали обществу, думаю, что коммунисты без особого труда могли
бы доказать, что дали больше всех" (с.259).
"В то
время как вооруженная война — это биологическое, материальное разрушение,
информационная война — разрушение ума, которое по своим последствиям на
человека и общество в целом имеет не меньшее значение" (с.67).
"В
Югославии бесчинствует национализм, вернее шовинизм, проявляющийся в самом
страшном виде. Он возник в результате сильных дезинтегрирующих процессов в
Югославии, которые на нашей политической сцене появлялись как мнимые' движения
в защиту национальных интересов... Так идет мобилизация ненависти и подготовка
насилия над народами, а это является источником всех прежних, нынешних и
будущих трудностей. Мобилизация на этой основе — самый простой вид мобилизации.
На этой основе мобилизуются все социальные силы, для которых сознание
национальной опасности — самый высокий духовный предел в понимании общественных
явлений и процессов. История, и новейшая, с ужасом вспоминает некоторые виды
мобилизации, например, гитлеровскую — против евреев, славян и коммунистов — как
источник всех зол, которые обрушились на Германию и немецкий народ"
(с.75).
"Формирование
национальных партий и национальная эйфория, которая преобладает в большей или
меньшей мере во всех слоях в Югославии, отвлекают внимание народа от
действительных, прежде всего экономических трудностей" (с.89).
"И я
думаю, что особенно много в разжигании ненависти и войны в Югославии сделали
политические и идеологические эмигранты, которые давно, чаще всего по политическим
причинам, покинули свою страну, а сейчас в этом хаосе и пекле появились как
спасители национального духа. Часто они натравливают свой народ на другие
народы, а на самом деле, стараются, используя беды невинных людей, получить
выгоду — экономическую, политическую или хотя бы рекламную" (с.178).
"И то
большинство, которое аплодировало возврату к капитализму в состоянии эйфории,
сейчас протестует против последствий, которые капитализм так быстро принес.
Каждый раз, когда у меня есть возможность, я подчеркиваю, что за изменения, до
которых дошло дело, ответственность несут все те, кто за эти изменения ратовал"
(с.237).
"Постоянная
многолетняя неспособность югославской верхушки разрешить экономические,
социальные и политические трудности закончилась рефеодализацией югославского
общества и эскалацией национализма" (с.249).
[1]Мира Маркович. Ответ. - М., "Прогресс". - 1994. 264 с. с илл.