Через два года в «Новой газете» Гинзбург твердил о том же:
«Трагически взрывоопасным представляется мне разрыв между гигантскими
богатствами меньшинства и нищетой большинства народа». Да еще с полным
сочувствием и для подтверждения своего собственного взгляда привел слова
академика С.П.Капицы, сказанные на президиуме Академии Наук: «Если когда-нибудь
будет суд над нашей эпохой, то СМИ будут отнесены к преступным организациям,
ибо то, что они делают с общественным сознанием, иначе квалифицировать нельзя».
Как называется эта эпоха? Ельцинско-путинская. Какие СМИ имеются в виду? Почти
все, но перво-наперво – телевидение. На ваших Соборах, православные патриоты,
за 15 лет кто-нибудь посмел назвать телевидение преступной организацией?
Наконец, выступал Гинзбург и в «Правде», при упоминании которой иные
члены вашего Собора падают в обморок: «Я считаю самой важной сейчас проблемой
социальное неравенство, я ненавижу жуликов. Многие живут на доходы ниже
прожиточного минимума. У нас полные полки в магазинах, но весьма значительная
часть населения не может ничего купить. Пенсионер не может купить даже
лекарство – какой стыд!.. А какие-то «новые русские» посещают ночные клубы,
разъезжают на иномарках, строят роскошные дачи, покупают недвижимость за
границей. Как нажиты эти деньги? Акты приватизации представляются преступными.
За границу утекли многие сотни миллиардов долларов. Я возмущен всем этим до
глубины души. Такое неравенство не имеет никакого оправдания. Это – основная
угроза существованию страны!.. Я приветствовал бы любые разумные, пусть
жёсткие, меры для устранения безобразного разрыва между богатыми и бедными,
коррупции и бюрократизма».
Кто на каком из одиннадцати ваших Соборов назвал приватизацию
преступной? Кто на каком вашем Соборе предложил жёсткие меры во имя спасения
страны и народа? Кто из вас увидел в вопиющем социальном неравенстве опасность
для существования страны и объявил об этом на Соборе?
Какие шаровары носил царь!
Николай Коняев, один из авторов протестного письма
литераторов, уже во время завязавшейся полемики ещё и отдельно, самостоятельно
вопрошает в «Советской России»: «Наши высокоучёные академики обеспокоились
опасностью преподавания в школе «Основ православной культуры». Но прозвучал ли
хоть один голос деятелей науки, возмущенный глумлением над памятником
Александру Третьему в Ленинграде?»
Да неужели непонятно, что учёным дело народного образования гораздо
ближе и важнее единичного и анонимного факта неуважения к памятнику этому царю.
Ныне таких фактов – не счесть! Автор именует царя «великим», и в доказательство
приводит такие доводы: «Всю жизнь вставал в семь часов утра, обливался ледяной
водой и надевал крестьянскую рубаху, русский кафтан и широкие шаровары... Мог
согнуть пальцами серебряный рубль…Былинный персонаж!» Убедительно! Но корить за
молчание в этом эпизоде следовало бы прежде всего монархистов (они же есть
ныне, например, Сергей Семанов и другие коммунисты-монархисты), а также – людей
искусства. По ряду соображений целесообразно было бы пристыдить Илью Глазунова:
он и монархист, и художник, и ленинградец. Кому, как не такому человеку возвысить
голос! А он промолчал…
Старик опять впереди сыновей и внуков!
Весьма примечательно и такое заявление в письме православных
патриотов: «Может быть, пора обществу поговорить о… мизерных вложениях
государства в науку». Какая запоздалая маниловщина! Они, видите ли, 15 лет все
ещё предположительно размышляют: «может быть, пора»?... А, может быть, ещё
рановато?
Да ведь вся оппозиционная пресса, прежде всего «Правда»,
«Советская Россия» и «Завтра», давным-давно во все колокола бьют об этом.
Отложите на часок «Четьи-минеи», найдите в Интернете хотя бы «Правду» за 20
июля этого года, прочитайте там статью члена ЦК КПРФ и депутата Госдумы Виктора
Видьманова, крупного экономиста и хозяйственника. Прочитайте. Может, и
перестанете тогда – всё перстом да всё в небо. И «эти академики» тоже били
тревогу из всех сил.
Но пока приведу вам слова всё того же избранного вами академика
Гинзбурга почти семилетней давности: «Если перейти к разговору о науке, то
основные проблемы тут связаны со скудным финансированием. Если ещё лет десять
продлится нынешнее безденежье, если научным работникам не будет существенно
повышена зарплата, всё придёт ещё в большей упадок. Бюджет США на 2001 год
выделяет на науку 85,3 миллиардов. У нас же в целом по стране расходы на науку
составят 760 миллионов долларов. На науку денег ещё долго не будет хватать, хотя где-то
крутятся огромные средства». Гинзбург поднимал и другой важнейший вопрос,
связанный с наукой. В ту пору, когда президент ликовал по поводу бегства из
страны учёных кадров («Это свидетельствует о их мировой конкурентоспособности!»),
академик писал в надежде просветить кремлёвские мозги: «Трагедия в том, что мы
в значительной степени готовим студентов для Америки…Мы не можем создать для
выпускников условия, сопоставимые с тем, что они находят на Западе».
Вы, православные, ничего этого не читали, т.к. читаете только
те газеты, где сами печатаетесь. И вот, проведя 15 лет в бормотании и стенании
о любви к великой России, отстав от того же Гинзбурга по меньшей мере лет на
8-10, ещё и глумитесь над давно ушедшими вперед.
23 августа прошла Всероссийская акция в поддержку гибнущей деревни. В
60-ти регионах в 30-градусную жару состоялись митинги множества обездоленных и
разоренных крестьян во главе с коммунистами. Над толпами реяли лозунги: «Вернём
российскую землю народу!», «Остановим нищету и вымирание деревни!», «Возродим
село – спасём Россию!», «Защитим Землю Русскую от нашествия оккупантов!»,
«Могильщики страны и народа – вон из правительства!», «Долой антинародный
режим!», «Путин и Фрадков развалили сельское хозяйство!»…
Да, 90-летний академик Гинзбург не участвовал в народном
протесте. Но кто из вас-то, писатели-патриоты, метнул там грозовую речь или
хотя бы подержал плакатик? А ведь вы в большинстве своём, в отличие от
академика, сами родом деревенские, многие из вас так и слывут «деревенщиками».
Но кто же из вас участвует в движении «Крестьянский фронт», который под
руководством Марии Прилежаевой сказал 23 августа свое гневное слово? А по
возрасту иные из вас годятся академику в сыновья, а то и во внуки:
Л. Бородин (1938), В. Крупин (1941), Н. Коняев (1949),
Н. Дорошенко (1951), Н. Переяслов (1954)…
Что удержало от поездки в этот день на малую родину, допустим,
Ганичева – в Ленинград, Распутина и Бородина – в Иркутск, Белова – в Вологду,
Крупина – в Киров, Мустафина – в Уфу, Бондаренко – в Петрозаводск, Дорошенко –
в Курск, Г. Иванова – в Бежицк? Хоть все вы, кроме, кажется, одного, ныне
писательские председатели да секретари, но как же не поддержать земляков в их
нужде и гневе! Или страшно было стоять под плакатами, среди коих красовались и
такие: «Помни, буржуй, о крестьянских вилах!»
Али все ныне распрекрасно, Валентин Григорьевич, в родной
деревне Усть-Уда? Али расцвела и благоухает на всю Вологодчину твоя Тимониха,
Василий Иванович? Или уж просто бесполезно было ехать, поскольку вымерло ваше
село Кильмезь, Владимир Николаевич?.. Или вы все ждали, когда выйдет на митинг
академик Гинзбург, чтобы уж по привычке идти следом за нам?
Шаланды полные фекалий
Тут надо назвать ещё примкнувшего Александра Боброва. Он
решительно поддержал своих собратьев. В большой статье «Три спаса»,
напечатанной в «Советской России», он известил нас: однажды ещё в юности «в
зыбкий миг на границе мглы и света я поклялся, что положу всю свою жизнь, все
отпущенные мне силы и способности на то, чтобы запечатлеть, воспеть и сберечь
русскую красоту». Прекрасно! И вот в письме академиков он, как видно, усмотрел
страшную угрозу для исполнения своей благородной аннибаловой клятвы.
С негодованием писатель обрушился на невежество и
бескультурье, что «прут сегодня изо всех щелей». Справедливо! Да и кому, не
щадя себя, бросится в бой против этого, как не человеку, окончившему Литературный
институт да ещё и Академию общественных наук при ЦК КПСС. Академию! При ЦК!
Может, с самим Сусловым ручкался. А теперь гневно бросает в лицо невеждам:
«Учиться надо!» Верно!
Правда, иногда, к сожалению, он палит из крупнокалиберных пушек эрудиции
по жалким воробьишкам невежества. Вот заметил на вокзале транспарант со стишком,
в котором пропущена запятая – пишет об этом в свою газету. Вот стыдит другую
газету за то, что к статье о кинорежиссёре Александре Столпере там присобачили
портрет Валентина Катаева. Что это за газета? В Болшеве выходит, районная. Да
что с неё взять, с районной-то! Ведь даже из столичных щелей, даже из
правительственных сегодня прут примеры куда похлеще.
Вот скончался великий композитор Тихон Николаевич Хренников. Телевидение
скорбно сообщает: «Это он написал незабываемую песню «Шаланды полные кефали»… А
что однажды отмочило супердемократическое и архиинтеллигентное НТВ! Показало
душераздирающую картину похорон писателя Д.Г.: утопающий в цветах и лентах
гроб, скорбные лики родных и друзей, траурный Бетховен… Я плакал. А потом
оказалось – в гробу лежал академик Гольданский Виталий Иосифович – царство ему
небесное! А Д.Г., слава Богу, и поныне здравствует, продолжает регулярно
получать ордена, премии и вполне заслужил медаль «За долголетие». Так сравните:
в районной газете перепутали двух всё-таки деятелей искусства и всё-таки
усопших, и им это, увы, уже до лампочки, а тут на центральном телевидении –
живого писателя перепутали с усопшим ученым, который ещё и моложе живого.
Правда, оба члены КПСС и лауреаты Ленинской премии. Каково было пережить это
Д.Г.! И ведь никто не извинился. А вы говорите, Катаев…
Учиться надо!
Однако следует признать, Бобров отнюдь не всегда палит по
воробьям. Однажды заодно с Ардовым добрался тоже до Белинского, до орла! В той
же «Советской России» он уверяет, что великий критик был «большим путаником» и
даже «иногда превозносил то, чего стыдиться надо». Что, разве критик напутал,
дав высокую оценку Пушкину, Лермонтову, Гоголю, первым шагам Достоевского? Чего
ему тут стыдиться? А ведь это было главным в его работе, в частностях же кто из
смертных не ошибался? Впрочем, кое-чего Белинский и стыдился, например, своей
статьи о «Горе от ума» Грибоедова. Тут занесло неистового…
Но Бобров имеет в виду не это, а знаменитое «Письмо» Белинского, в
котором он решительно осудил «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголя.
Да, осудил. Но ведь эти «Места» далеко не главное у великого писателя, не ими
он остался гордостью русской литературы. И хорошо бы помнить, что полтора века
лучшие умы России были здесь солидарны с Белинском. Сам же автор упоминает, что
Достоевский был приговорён к смертной казни за то, в частности, что распространял
это «Письмо». И только ныне, в эпоху благоухающей демократии, когда библиотеки
называют именами гробовщиков родины, а прохвостам сооружают памятники, стали
поносить и «Письмо», и всего Белинского да глумятся и над самим Гоголем. В
Александринке, на сцене которой за полтора века играли Каратыгин и Комиссаржевская,
Николай Симонов и Николай Черкасов, Меркурьев, Борисов, Горбачёв, на этой сцене
мерзавец худрук, именующий себя Фокиным, выполняя завет Мейерхольда, заставил в
своём «Ревизоре» Марию Антоновну сексуальничать с Хлестаковым. Рассказать, что
проделывают ещё и с Чеховым?.. Честному человеку не рука принимать участие в
этом хотя бы отдалённо.
А между тем, о многом говорит даже такая частность: «Письмо
Белинский написал в благословенном западном курорте Зальцбруни». Во-первых, не
«бруни», а «брунн». А главное, зачем это упомянуто? Чтобы ненавязчиво
намекнуть, как роскошно жил критик, блаженствуя на знаменитых курортах? Да ведь
он поехал туда на средства, собранные Боткиным. И не помог ему с его чахоткой
благословенный курорт: через год в возрасте 37 лет критик скончался. И друзья
похоронили его вскладчину.
Тут невольно подумаешь: ещё надо посмотреть, кто больший
путаник. Белинский, например, не путал царя Алексея Михайловича с никому не
ведомым царём Александром Михайловичем, как Бобров; если был бы верующим,
воздержался бы назойливо и без меры, щеголяя своей религиозностью, совать в
свои газетные тексты имена святых, религиозные праздники, названия церквей и
т.п., как это делает Бобров; не писал критик, что Аустерлицкое сражение
произошло во Франции, как мы читаем ныне у Боброва, будто Брусиловский прорыв
наша армия совершила в Карпатах; не стал бы он картины любимых художников,
такие, допустим, как «Христос в пустыне» Крамского или «Богатыри» Васнецова,
называть по-другому, как вздумается; не стал бы вслед за Радзинским уверять,
что в 1927 году «Сталина мало кто знал», – это на шестом-то бурном году во
главе партии, а по существу и страны!; не повернулся бы у Белинского язык
сказать «празднование(!) годовщины со дня гибели Пушкина»; не поставил бы он в
один ряд с Сергеем Королёвым и Михаилом Шолоховым не очень великого писателя
Елизара Мальцева (Пупко) как Героя Социалистического труда, каковым тот никогда
не был в отличие от знаменитого полевода Терентия Семёновича Мальцева, дважды
Героя; и уж можно дать голову на отсечение, что не взбрело бы Виссариону
Григорьевичу на ум учить нас патриотизму на примере дикого средневекового
закона, принятого ныне в некоторых странах, по которому за малейшее сомнение в
холокосте дают тюремный срок. Да, не взбрело бы, не стал бы, не перепутал бы…
Кому тут стыдиться надо?
Уж заодно надо отметить относительно путаницы, что у адептов
клерикализации немало её (путаницы) как раз в религиозных понятиях, речениях,
терминах. Например, случилось как-то мне одного священнослужителя назвать
«святым отцом». Боже, что тут началось! Как на меня накинулся некий шибко
православный писатель! «Он живого человека назвал святым! Это издевательство,
это глумление!..». Новообращенные патриоты не знают, что есть высокая процедура
причисления к лику святых и есть житейское обыкновение называть священников
святыми отцами. Ну заглянули бы хоть в «Бориса Годунова» – там это можно
видеть. Другой писатель этого круга однажды воскликнул о Боге: «Он есмь!» Как
его Господь тотчас не покарал – загадка. Ведь это «аз есмь», а ты – еси, он –
естмы, они – суть и т.д. Третий патриот пишет: «скудельная толпа». Что такое?
Видимо, слышал церковное выражение «сосуд скудельный». Но слово это означает
«глиняный», и только. Причем же здесь толпа? Такие примеры желания блеснуть
церковным словцом, библейским оборотцем, без понимания их смысла и значения,
увы, у наших патриотов нередки. Что делать!
Невольник ЦК
Но вот что главное-то. Чуть не со студенческих лет член КПСС,
воспитанник ЦК, сотрудник вроде бы коммунистической газеты, а с каким
почтительным придыханием говорит он на страницах этой газеты о фигурах, деликатно
выражаясь, уж совсем некоммунистических. Из статьи в статью таскает и цитирует,
например, антисоветчика №1, всегда именуя его, в отличие, допустим, от
Белинского или Гоголя, по имени-отчеству: Александр Исаевич. Или: никогда не
напишет просто «патриарх», а непременно – Святейший Патриарх Московский и Всея
Руси – пять слов подряд и все с заглавной буквы! И «Церковь» с заглавной, но
«царь» и даже «бог» – с маленькой (хотя бы СР, 18.10’07). В какое ж положение
православный коммунист патриарха ставит! Выше Бога!..
А вот как примечательно сказано: «25 августа 1917 года по
приказу Верховного Главнокомандующего русской армией, генерала Лавра
Георгиевича Корнилова, к Петрограду был подтянут кавалерийский корпус». Как
торжественно! Можно подумать, что под командованием этого Верховного Лавра было
спасено отечество. А зачем, с какой целью был «подтянут» кавкорпус Крымова?
Молчание… Приходится объяснить: с целью удушить революцию и разогнать Советы.
Но регулярная армия и части Красной гвардии дали отпор. Мятеж, которому
содействовали Англия и Франция, провалился. Крымов застрелился. Лавр Георгиевич
удалился – бежал в Могилёв, в Ставку. Там его арестовали вместе с Деникиным и
другими генералами, но удалось бежать, чтобы вскоре погибнуть в рядах
Добровольческой армии, готовившейся к походу на советскую Москву.
Да, к Корнилову, Солженицыну и патриарху писатель-патриот
весьма почтителен, но совсем иначе в устах вчерашнего коммуниста звучат слова о
недавнем советском прошлом. Например, ему, видите ли, в Академии при ЦК
«занудно преподавали политэкономику (так в тексте), марксистскую эстетику и
социалистическую культуру, втолковывали догмы хуже теологических». Да кто ж
заставлял тебя, несчастного, терпеть такие муки мученические? Разве в Академию
насильно загнали, по мобилизации? Плюнул бы на догмы да ушел себе на вольные
хлеба и сочинял бы для Чикина частушки. Нет, высидел полный курс да ещё кандидатскую
защитил. Не на тему ли «Религия – опиум народа»? И этого стыдится бы надо.
От ненависти к «марксистам» автор даже теряет способность ясной речи.
Например: «Все гневные отклики марксистов были обращены – (?) к иерархам,
богатым и политически обязанным представителям церкви». Что это такое – какие,
какого характера отклики? каких марксистов? где? что за политически обязанные
представители церкви? в чем состоят эти их обязанности?
Откуда дровишки, святые отцы?
Дальше автор сообщает: «Я беспрерывно(!) езжу по России. Я
знаю реальную жизнь. Вот яркие примеры». И рассказывает о двух священниках.
Протоиерей Николай Новосёлов восстановил в селе Черёмухово Курганской области
церковь, воспитал шесть детей. А теперь его зятья и сын окончили Духовную
семинарию и четверо внуков – там же. Идёт расширенное воспроизводство клириков.
Прекрасно!.. А в подмосковных Снигирях отец Александр тоже «спонтанно(!) решил
восстановить храм… Теперь храм сияет куполами». Мало того, в школе при храме
детей кормят. Да ещё батюшка газету издаёт. Замечательно! Интересно, как
газетка называется – «Любая власть от Бога»? Или – «Христос терпел и нам
велел»? Да неужто – «Царство Божие не для богатых»? Неизвестно…
И вот гневный финал рассказа о богоугодных деяниях: «Кто мне
из наших марксистов-полемистов приведёт подобные примеры действий при
загнувшемся сельском клубе или кабинете политпросвещения? Я с интересом и с
энтузиазмом распространю такой опыт! Но его просто нет».
Скажите, как решительно и с каким презрением к марксистам-полемистам!
Но, во-первых, хотелось бы знать, откуда средства у названных подвижников веры?
Не святой же дух восстановил храмы из руин, устроил питание для детей да ещё
газетку учредил. Тут нужны тысячи да тысячи. Откуда они? Толстой, например, на
создание школы и на издание журнала свои средства тратил. А тут? Автор
почему-то деликатно молчит. А ведь это очень важно знать в свете таких,
например, фактов.
9 августа в той же «Советской России», в которой давно сотрудничает
А. Бобров, инженер О.А. Головин сообщал, что «в Калининграде к
750-летию города построена церковь, она обошлось в несколько сотен миллионов
рублей, хотя сама церковь обладает большими средствами. Недавно вступила в
строй ещё одна – на улице Комсомольской». 23 августа москвич В.Н. Буравлёв
спрашивал: «Почему церковь молчит, что народ вымирает, когда иные попы живут
как олигархи? Почему строят церкви на государственный счёт? Почему с нас дерут
такие деньги за крещение, венчание, отпевание – это по-христиански? Зачем
внедрять попов в армию? Солдат насильно гонят на молебен, а они смеются». 30
августа С.В. Волощук из Краснодара писал там же: «Губернатор Ткачёв просто
обезумел от любви к церкви. На фоне вымирающего народа в крае построено более
350 церквей». Даже если допустить, что тут описка или автор ошибся в десять
раз, и построено только 35 церквей, все равно – откуда средства?.. А 8 сентября
всё в той же «СР» мы читали, что в Омской области «за последний год закрыли 97
сельских школ (считай – уничтожили столько же деревень). Зато в последнее время
на бюджетные средства построено10 церквей» (стр. 2). И ведь такая картина –
повсеместно.
Мало того, заявив, как Буравлёв, что «церковь купается в
золоте, а народ вымирает», некоторые товарищи вспомнили кое-какие подробности
прошлогоднего ограбления квартиры известной Л.К. Слиски, вице-председателя
Думы. Обнаружив поразительную в таких делах память, мадам тогда составила
список украденных вещей – часов, кулонов, колье, браслет и т.д. – всего 90
предметов. Потом корреспонденту «Комсомольской правды» она весь список
прокомментировала. Много тут было подарков Чубайса, Касьянова, Лужкова,
Миронова, Зурабова, Ресина… Но, к изумлению православных, среди них оказалось
немало подарков и священнослужителей, причём в широчайшем диапазоне – и
безымянных до самого патриарха. Находят же средства для таких галантных дел!
Например, вот одна пропажа: «Цепочка золотая и подвеска с образом Николая
Чудотворца». Слиска: «Подарок одного из священников». А вот другая: «Икона
Богородицы. Серебро и сусальное золото стоимостью 40 тыс. рублей». Слиска: «Это
всё подарки священников, которые поздравляли меня с днём рождения». Вы
подумайте! Священники знают о её дне рождения.
Дальше: «Был подарок и от Святейшего Патриарха. Он мне подарил
ко дню рождения складень и сказал: «Любовь Константиновна, вы часто
путешествуете». Откуда ему известно? «Пусть мой складень оберегает вас в
дороге». И это был не единственный подарок Святейшего. «Украли даже икону
Серафима Саровского, которую подарил патриарх!» Увы, не уберегли бедняжку ни
Чудотворец Николай, ни Богородица, ни преподобный Серафим, ни даже святой
подарок самого Святейшего, и даже не в дороге, а дома, даже за семью замками
при вооруженной охране и телевизионном наблюдении за домом. Право, от одного
этого можно впасть в беспросветный атеизм.
Чтобы завершить вопрос о доходах церкви, упомяну статью Ульяны
Махкамовой о первом в России кладбище для животных. Там, оказывается, и батюшка
есть. Журналистка спросила его: « Собаку можете отпеть?» – «Да хоть кошку! – ответил
батюшка. – Только денег не пожалейте» (Российская газета. 21.9.07. С. 22). И то
сказать, что тут удивительного? Если уже давно нашелся благочинный, повенчавший
двух мужиков, то уж это-то совсем просто.
Кто ближе к Богу?
Так вот от имени «маркистов-полемистов», во-первых, должен
высказать великое недоумение и сожаление: знаток «реальной жизни» беспрерывно
ездит по России и ни разу не встретил «подобные примеры» благолепия среди людей
нецерковных, не побывал, допустим, в селе Троицком Орловской области в колхозе
«50 лет Октября», где недавно отмечали юбилей «марксиста-полемиста» Леонида
Егоровича Бородина, в кабинете которого – портрет Ленина. О нём писала «Правда»
14 сентября этого года.
С кем Бородин полемизирует? Да вот хотя бы и с отцом Николаем:
тот служит в церкви одиннадцать лет, а Леонид Егорович руководит колхозом уже
тридцать семь лет. Тот воспитал шесть детей, а этот – пять, но – ещё не вечер.
У того дети и внуки пошли по церковной стезе, а у этого, мне думается, станут
тружениками – возьмут в руки не кадила, а молотки и вилы, циркули и ланцеты,
сядут к компьютерам и микроскопам. Когда коммунист-зоотехник Бородин пришел в
этот колхоз, здесь, хоть и висел тоже в правлении портрет Ленина, но собирали
зерна по 14-15 центнеров с гектара, а в прошлом году собрали по 28,5. К тому же
– двухтысячное стадо, и дают бурёнки в среднем по 5 тысяч литров. Ну, есть
кое-что и ещё. Так что вопросы о том, как удалось довести средний заработок в
колхозе до 8,5 тысяч, на какие средства существуют клуб, детский сад, баня, как
сумели газифицировать всё село, заасфальтировать дороги,- эти вопросы отпадают.
Но в контексте нашей темы можно ответить и так: все достигнуто не молитвами, и
не пением акафистов, не с неба свалилось по милости Всевышнего. Чем может
отозваться на это отец Николай? Сиянием куполов? Прекрасно!
А вот ещё одна «марксистка-полемистка» – Татьяна Михайловна
Наумова, более двадцати лет председатель колхоза им. Ленина в селе Торбаево
Рязанской области. Можно вообразить себе, что и она полемизирует, допустим, с
отцом Александром. Сколько у него прихожан? Неизвестно. А в колхозе только
работников – около 400. Святой отец устроил школу, и в колхозе школа. Сколько в
его школе детей? Тайна. А в колхозной в прошлом году было 225 юных граждан.
Есть ещё и детский сад, где 42 малыша, а плата как в советское время –
символическая при средней зарплате колхозников 7100 рублей.
Конечно, подо всем этим солидная база: 5300 гектаров пашни,
3500 голов крупного рогатого скота, 59 тракторов, 40 автомашин... Как всё это
удалось сохранить, больше того – сделать жизнь в колхозе лучше, чем была в
советское время? Может, обнесли вокруг села икону Божьей матери? Уверяют же
ныне суперпатриоты, что не кровью и жизнями советских людей, иконой спасли в
41-м году Москву. Нет, и здесь обошлись без Б.м. и без крови тоже, а одним
только умом да потом. В сущности говоря, следовали завету того, чьё имя с гордостью
носит колхоз: учиться работать, учиться торговать, учиться смотреть правде в
глаза.
Бобров привел два «ярких примера» благолепия. Я в ответ – тоже
два, и мог бы этим ограничиться. Но как не воспользоваться случаем и не
упомянуть о «школьном колхозе» в селе Пустотино Рязанской области, который
создал директор тамошней школы Сергей Викторович Кудрявцев! Когда-то знаменитый
совхоз развалился, швейная фабрика, на которой работало полсела, закрыта. А
жить-то надо. Как быть?
Выклянчил Кудрявцев у селян бесполезные земельные паи, полученные при
развале совхоза, что-то ещё прихватили, получилось в итоге 150 гектаров, удалось
не прозевать почему-то случайно не разворованные комбайн, три трактора, четыре
автомашины… А рабочая сила – вот она, пацаны обоего пола от восьми до семнадцати
лет! Что им, нехристям, делать летом? Их 87 живых душ, 174 молодых и ловких
руки. Да им в охотку! И пошло, поехало, побежало… Только не зевать! Только
вовремя и куда надо направить юную силу. В прошлом году собрали 170 тонн зерна,
70 тонн картошки и 15 тонн овощей. И торгуют и себя обеспечивают. Жить можно.
Да ещё как! И учебники, и обеды в школе, и её ремонт – бесплатно для детей и
родителей. А чего стоят посещение в Рязани музея Воздушно-десантных войск,
поездки в Тулу на юбилей Куликовской битвы, в Третьяковскую галерею, в
Московский цирк. Всё это очень интересно будущим… да нет, уже нынешним юным
землеробам, может быть, и не знающим «Отче наш».