Значение книги Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»
в современной борьбе с идеализмом в области физики
[4]
(1)
В.
Ф. Миткевич
Часть 1. Часть 2.
30лет
тому[4]
назад в своей гениальной книге «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин следующими
словами резюмировал все сказанное им по поводу тяжелого положения, создавшегося
в науке о природе при освоении вновь открываемых фактов:
«Суть кризиса современной физики состоит
в ломке старых законов и основных принципов,
в отбрасывании объективной реальности вне сознания, т. е. в замене
материализма идеализмом и агностицизмом» .
Этот
чрезвычайно меткий диагноз болезненного состояния физической мысли полностью
сохраняет свою силу и в наши дни. Кризис физики еще не изжит. Именно теперь,
когда физическая мысль особенно устремилась в область явлений атомного
масштаба, когда наука обогатилась целым рядом новейших открытий, касающихся
строения вещества, и теоретическая физика пришла к чрезвычайно важным
результатам, – именно теперь кризис в физике приобрел большую остроту. В связи
с этим глубокие мысли, высказанные Лениным, имеют особо важное значение в
настоящее время. Волна идеализма, поднявшаяся в зарубежных странах, находит
отклики и в СССР. Данный Лениным великий синтез основных установок
материалистического миропонимания является мощным оружием в современной борьбе
с идеализмом в физике, ведущей науке о природе.
Два
мировоззрения – материалистическое и идеалистическое – борются на всем протяжении
истории естествознания. Как всем хорошо известно, антагонизм этих двух
направлений в миропонимании сводится, по существу, к исходным моментам. Именно:
материализм исходит из признания объективно-реального существования вещей и
предметов вне нашего сознания и совершенно независимо от нашего сознания; идеализм
же со всеми его оттенками и разновидностями кладет в основу миропонимания идеи,
т. е. продукт психической деятельности человеческого мозга, и считает
чем-то вторичным, производным те вещи и предметы, которые якобы лишь кажутся
существующими независимо от нашего сознания.
Ленин
исчерпывающим анализом вскрыл реакционный характер идеалистических течений в
науке о природе и показал, в чем заключается отрицательное общественное
значение этих течений. Он выявил, каким образом сторонники идеалистического
мировоззрения стремятся использовать каждое открытие в области естествознания
для борьбы с материализмом, который в своем победном шествии все больше и
больше раскрепощает человеческую мысль от всякого рода мистики и
последовательно приближает наше понимание явлений природы ко все большему
соответствию с тем, что происходит в действительности. Как это ярко и лаконично
отмечено в «Курсе истории ВКП(б)», «книга Ленина является... защитой теоретических
основ марксизма – диалектического и исторического материализма – и
материалистическим обобщением всего важного и существенного из того, что приобретено
наукой и, прежде всего, естествознанием за целый исторический период, за период
от смерти Энгельса до появления в свет книги Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»
.
Именно
этот период, конец XIX и самое начало XX в., ознаменовался рядом великих
открытий в области физики. Старое, сложившееся веками, представление о том, что
атом есть последняя ступень делимости вещества, потерпело крах. Было открыто
много новых фактов, неопровержимо свидетельствующих о том, что атом в действительности
представляет собою очень сложное образование, в состав которого входят более
мелкие материальные части. Выяснилось, что эти составные части атома по своим
свойствам сильно отличаются от обычного вещества. Самым замечательным открытием
науки в отношении строения атома является то, что в состав всех без исключения
атомов, образующих тела природы, входит положительное и отрицательное электричество.
Атом, однако, в обычном своем состоянии кажется совершенно ненаэлектризованным,
так как он содержит одинаковое количество электричества обоих знаков.
Замечательно еще то, что все атомы построены из одних и тех же простейших составных
частей. Атомы различаются между собой количеством этих простейших частей и их
общим расположением в том постоянном движении, в котором они пребывают и
которое до известной степени подобно движению небесных тел (планет) вокруг
центрального тела (Солнца).
Таким
образом, все известные до того атомы разнообразных химически простых тел
внезапно предстали перед взором исследователя природы в виде сложных микромиров
электромагнитного характера. Особенное внимание вначале было уделено входящим в
состав всех атомов элементарным зарядам отрицательного электричества, обычно
называемым электронами. Оказалось, что электрон обладает наименьшим известным в
природе электрическим зарядом и приблизительно в 1840 раз легче самого легкого
атома, именно – атома водорода. Стало очевидным, что химическое сродство имеет
в своей основе электрические процессы. Открытие радия и других радиоактивных
элементов, атомы которых сами собой претерпевают непрерывный распад,
сопровождающийся выделением свободных электронов и образованием атомов гелия, привело
к полному крушению старых представлений о неизменности атомов и химических
простых тел. Накопился ряд фактов, свидетельствующих о возможности превращения
химических элементов друг в друга. Вместе с тем обнаружились явления, казалось
бы, не укладывавшиеся в рамки таких незыблемых законов природы, как закон
сохранения материи и закон сохранения энергии. В процессе внутриатомных преобразований
в радиоактивных телах с несомненностью было установлено исчезновение некоторой
доли массы материальных частей, из которых состоит атом, и появление эквивалентного
количества энергии.
Все
перечисленные открытия потрясли до основания устои старых физических
представлений. Ленин по этому поводу говорит: «Неразрушимые и неразложимые
элементы химии, число которых продолжает все возрастать точно в насмешку над
единством мира, оказываются разрушаемыми и разложимыми» .
Исчезает масса, возникает энергия, якобы нарушается принцип причинности и т. д.
и т. д.
Основные
представления физической науки, сложившиеся ко времени указанных открытий в
весьма определенной форме и, казалось бы, совершенно окончательно, потребовали
пересмотра. До этих открытий верили в чисто механическое объяснение природы.
Считалось установленным, что физика есть лишь более сложная механика, именно –
молекулярная механика. Расхождение было только в вопросе о приемах сведения
физики к механике, о деталях механизма. После этих открытий зрелище, которое
представляла физическая наука, оказалось совершенно обратным: крайние
разногласия сменили прежнее единодушие, и притом разногласие не в деталях, а в
основных и руководящих идеях.
Сторонники
идеализма всех оттенков (махисты и т. п.) не замедлили воспользоваться
вновь открытыми фактами для ожесточенной атаки против основ материалистического
мировоззрения. Был провозглашен лозунг «Материя исчезает».
В
своей книге «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин подверг сокрушительной
критике все попытки идеалистически трактовать явления природы, разоблачил
принципиальную ошибочность подобной трактовки и с исчерпывающей ясностью показал,
что все открываемое нам через изучение природы не только не противоречит
материалистической точке зрения, но, наоборот, гармонично укладывается в рамки
материалистических представлений о природе и что эти представления находят себе
лишь подтверждение в каждом новом открытии, непрерывно углубляясь по мере развития
естествознания.
Наука
о природе, по существу, не может не быть материалистической. Всякое
соприкосновение человека с внешним миром, непреложность того, что вещи и
предметы внешнего мира никакими усилиями нашего сознания не могут быть
устранены из обстановки физического эксперимента, и, наконец, повседневный
опыт, свидетельствующий о необходимости так или иначе согласовывать
деятельность человека с наличием этих вещей и предметов, – все это приводит нас
к представлению об объективной реальности вещей и предметов внешнего мира. То,
что лежит в основе этих вещей и предметов, мы называем материей. Таким образом «понятие
материи... не означает гносеологически ничего
иного, кроме как: объективная реальность,
существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им» .
С
представлением о материи неразрывно связано представление о вечном ее движении.
Ленин говорит: «В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся
материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени».
Понятия материи и движения неотделимы одно от другого. Как не существует движения
без того, что движется, т. е. без материи, так не существует и материи без
движения. Материя пребывает в вечном движении, и эта постоянная активность
материи проявляется в виде энергии, которая так же, как и движение, неотделима
от материи.
Что
касается пространства и времени, то Ленин неоднократно и настойчиво указывает,
что «пространство и время – не простые формы явлений, а объективно-реальные
формы бытия» .
Ленин напоминает следующие слова Энгельса:
«Основные
формы всякого бытия... суть пространство и время; бытие вне времени есть такая
же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства» .
Сущность
общей материалистической установки Ленин формулирует в следующих словах: «...материя,
природа, бытие, физическое есть первичное, а дух, сознание, ощущение,
психическое – вторичное» .
С материалистической точки зрения, наше сознание не есть нечто самодовлеющее,
существующее само по себе и не зависимое от материи. Ленин указывает: «Ощущение,
мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи» .
Эти
основы материалистического миропонимания теснейшим образом связаны с
диалектическим методом познания явлений природы, которые рассматриваются не как
нечто окончательно установившееся, а как нечто вечно движущееся, изменяющееся и
развивающееся. С диалектической точки зрения, развитие природы в целом есть
результат развития противоречий в природе, результат взаимодействия противоположных
сил в природе. «Развитие есть «борьба» противоположностей» .
Вместе с тем непрерывно возникающие совокупности различных вещей и обстоятельств
приводят к появлению новых качеств, характеризующих эти вновь создавшиеся
совокупности. Диалектическое развитие надо рассматривать как непрекращающийся
переход от количественных изменений к качественным изменениям. И в бесконечном
разнообразии вещей и явлений природы, взаимосвязанных и непрерывно влияющих
друг на друга, мы можем встречаться только с бесконечным же разнообразием совокупностей
этих вещей и явлений.
«Поэтому
диалектический метод считает, что процесс развития следует понимать не как движение
по кругу, не как простое повторение пройденного, а как движение поступательное,
как движение по восходящей линии, как переход от старого качественного
состояния к новому качественному состоянию, как развитие от простого к
сложному, от низшего к высшему» .
Проблема
причинности занимает в современной физике одно из главных мест. Разногласия по
этому поводу чрезвычайно выпукло отражают борьбу двух мировоззрений –
материалистического и идеалистического. Ленин на страницах своей книги «Материализм
и эмпириокритицизм» разоблачил неправильные, идеалистические установки по
вопросу о причинности. В основе рассмотрения физических явлений должно лежать
безоговорочное «признание объективной закономерности, причинности,
необходимости в природе... наряду с подчеркиванием относительного характера
наших, т. е. человеческих, приблизительных отражений этой закономерности в
тех или иных понятиях» .
Ленин сверх того указывает: «Признание объективной закономерности природы и
приблизительно верного отражения этой закономерности в голове человека есть
материализм» .
Все
наши представления о вещах внешнего мира являются отражениями этих вещей в
нашем сознании, отражениями приблизительными, непрерывно совершенствующимися по
мере развития науки и постепенно приближающимися к наибольшему соответствию с
тем, что происходит в действительности.
Закон
сохранения энергии, в котором мы должны видеть одно из проявлений универсальной
закономерности всего происходящего в природе, Ленин также относит к числу
основных положений материализма .
Между прочим, Ленин говорит:
«Превращение
энергии рассматривается естествознанием, как объективный процесс, независимый
от сознания человека и от опыта человечества, т. е. рассматривается
материалистически» .
На
целом ряде примеров Ленин показал, к каким извращениям физической мысли
приводят отступления от основных установок материализма и как подобные
отступления уводят исследователя на путь физического идеализма. В особенности
резко обнаруживаются патологические уклоны физической мысли в различных
попытках идеалистической трактовки новых открытий.
Как
указано было выше, открытие непостоянства массы в процессе внутриатомных
преобразований дало противникам материализма повод говорить об исчезновении
материи. Подвергнув обстоятельному разбору подобного рода высказывания,
основанные на ошибочном отождествлении таких понятий, как масса и материя,
Ленин в следующих замечательных словах разъясняет истинное значение упомянутого
открытия:
«Материя
исчезает» – это значит исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих
пор, наше знание идет глубже; исчезают такие свойства материи, которые казались
раньше абсолютными, неизменными, первоначальными (непроницаемость, инерция,
масса и т. п.) и которые теперь обнаруживаются, как относительные,
присущие только некоторым состояниям материи. Ибо единственное «свойство» материи, с признанием которого связан
философский материализм, есть свойство быть
объективной реальностью, существовать вне нашего сознания» .
С
точки зрения диалектического материализма, вечно движущаяся материя
неисчерпаема в своих проявлениях. Ленин определенно указывает:
«Электрон
так же неисчерпаем, как и атом,
природа бесконечна, но она бесконечно существует,
и вот это-то единственно категорическое, единственно безусловное признание ее существования вне сознания и ощущения
человека и отличает диалектический материализм от релятивистского агностицизма
и идеализма» .
Ленин
разоблачил попытки Маха и других идеалистов трактовать пространство и время
антиматериалистически. В связи с этим он со всей решительностью осуждает
предположение, будто бы элементарные материальные частицы материи и, в
частности, электроны могут существовать вне трехмерного пространства. По этому
именно поводу Ленин говорит:
«Естествознание
не задумывается над тем, что вещество, которое им исследуется, существует не
иначе, как в пространстве с 3-мя измерениями, а, следовательно, и частицы этого
вещества, хотя бы они были так мелки, что видеть мы их не можем, «обязательно»
существуют, в том же пространстве с 3-мя измерениями» .
Нет
ни одной основной физической проблемы, ни одного принципиального
научно-философского вопроса, ложное толкование которых идеалистами всех оттенков
не было бы проанализировано и опровергнуто Лениным, исчерпывающе выяснившим
истинные причины кризиса в физике и уклонов в сторону физического идеализма.
Ленин
отмечает, что все эти уклоны объясняются недостаточным знакомством
естествоиспытателей с диалектическим материализмом, и в заключение говорит:
«Современная
физика лежит в родах. Она рожает диалектический материализм. Роды болезненные.
Кроме живого и жизнеспособного существа, они дают неизбежно некоторые мертвые
продукты, кое-какие отбросы, подлежащие отправке в помещение для нечистот. К
числу этих отбросов относится весь физический идеализм, вся эмпириокритическая
философия вместе с эмпириосимволизмом, эмпириомонизмом и пp. и т. п.» .
Ленин
В. И. Полн. собр. соч. – Т. 18. – С.301.
Материализм и эмпириокритицизм, стр. 294. (Ленин В. И. Полн. собр. соч. – Т. 18. –
С.307).
Студент был беспартийный.
Под
знаменем марксизма. – 1938. – № 12. – С.18–26.
Опубликовано также в
сборнике: Миткевич В. Ф. Основные физические воззрения: Сб. докладов и статей
/Изд. 3-е, доп. – М.-Л.: Изд. АН СССР, 1939.
– С.94–104. Печатается по тексту сборника. – Ред.
Ленин.
Соч., т. XIII, стр. 211 (Полн.
собр. соч. – Т. 18. – С.272–273; здесь и далее ссылки на Полное собрание
сочинений В.И. Ленина к статье В.Ф. Миткевича даны редакцией).
«Краткий
курс истории ВКП(б)», стр. 98.
Ленин.
Соч., т. XIII, стр. 205 (Полн.
собр. соч. – Т. 18. – С.265).
Ленин.
Соч., т. ХIII, стр. 214 (Полн. собр. соч.
– Т. 18. – С.276).
Там же,
стр. 144 (Там же, с.181).
Там же,
стр. 145 (Там же, с.183; см. также: Маркс
К., Энгельс Ф. Соч. /2-е изд. – Т. 20. – C.51).
Там же,
стр. 120 (Там же, с.150).
Там же,
стр. 45 (Там же, с.50).
Там же,
стр. 301 (Ленин В. И. Полн.
собр. соч. – Т. 29. – С.317).
«Краткий
курс истории ВКП(б)», стр. 102. (См. также: Сталин И. В. О
диалектическом и историческом материализме // Сталин И. Вопросы ленинизма /Изд.
11-е. – М.: Гос. изд-во полит. л-ры, 1952. – С. 576. – Прим. ред.).
Ленин.
Соч., т. XIII, стр. 128 (Полн. собр. соч.
– Т. 18. – С.161).
Там же,
стр. 127 (Там же, с.159).
См.
Ленин, Соч. Т. ХІІІ, стр. 272 (примечание).
«Характерно, что
открытие закона сохранения и превращения энергии Суворов называет «установлением
основных положений энергетики» (292).
Слыхал ли наш «реалист», желающий быть марксистом, что и вульгарные материалисты
Бюхнер и КО и диалектический материалист Энгельс считали этот закон
установлением основных положений материализма?»
(Ленин В. И. Полн. собр. соч. – Т.
18. – С.353).
Там же,
стр. 222 (Там же, с.288).
Там же,
стр. 213 (Там же, с.275).
Ленин,
Соч. Т. ХІІІ, 215 (Полн. собр.
соч. – Т. 18. – С.277-278).
Там же,
стр. 148 (Там же, с.187–188).
Там же,
стр. 256 (Там же, с.332).