Полная победа инноваций над российским образованием (4)
Размышление российского профессора о реформах высшего образования
В.А. Сухомлин Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть4.
Таким образом, закон об АУ – это просто хорошо
рассчитанная бомба замедленного действия, направленная на избавление от
государственных университетов.
И еще раз подумаешь,
разве можно браться за серьезные дела, не зная, что тебе и твоему коллективу
завтра приготовит Его Величество госчиновник?
Вернемся к
образовательному стандарту.
Какая концепция образовательного
стандарта требуется?
А требуется совершенно
другая точка зрения на образовательный стандарт.
Она состоит в том, что
государственный образовательный стандарт – это важнейший после конституции
всенародный документ, который должен четко и понятно описывать содержание и
цели образовательной деятельности по конкретным траекториям профессиональной
подготовки. Этот документ должен быть понятен каждому школьнику, родителю,
работодателю, преподавателю. Главным элементом в таком документе должно быть
краткое и понятное описание содержания подготовки. Система компетенций, конечно
же, должна иметь место, но компетенции должны быть привязаны к этому содержанию
(исходить из него или создавать необходимый контекст). Тогда компетенции
получатся не формальными и окаменелыми, а наполненными семантикой.
В двух словах, в
упрощенном виде, как это делается?
В качестве основных
изюминок стандарта объявляются так называемая архитектура объема знаний и/или
модель объема знаний. Можно обойтись и чем-то одним.
Вот пример, что это
такое. Положим, ваш ребенок решил стать спецом по информационным системам. Открываете
вы стандарт, соответствующий данному профилю подготовки, на той страничке, где
описана архитектура объема профессиональных знаний. Видите там изображение
пятиглавого змея с кратким описанием того, что каждая голова означает, что в
ней должно булькать.
Каждая голова
соответствует специфической области знаний, критически важной, например, для
бакалавра данного профиля. Пусть одна голова должна хорошо владеть базовыми
информационными технологиями, другая – экономикой и экономической информатикой,
третья – владеть аналитическим аппаратом, четвертая разбираться в области
электронного бизнеса, а последняя в управление проектами.
Посмотрев на эту
архитектуру, вы уже многое поймете. Если ваш сын не возражает стать таким
пятиглавым змеем, то есть смысл познакомиться с моделью объема знаний. В ней
эти исходные области знаний конкретизированы в виде списка (примерно из полутора
десятков) принципиально важных предметных областей, изучение которых и позволит
сформировать базовые знания, воплощающие пятиглавого змея.
В модели предметные
области, как правило, структурируются на разделы, называемые часто модулями
знаний. Такая модель знаний, структурированная на модули, занимает одну или две
страницы. Они и есть ключ к пониманию сути обучения.
В
международных рекомендациях объемы знаний описываются на трех уровнях –
предметные области, модули знаний, топики (темы). Описание последних приводится
в приложении, Во всей этой структуре помечаются модули знаний и темы,
являющиеся обязательными для любой программы подготовки по данному профилю. Выделение
обязательной части (ядра, или минимально необходимого объема, знаний) в образовательном
стандарте вещь необходимая. Она используется методистами как для построения
совместимых по базовым знаниям учебных программ, так и для других видов
деятельности (проверки качества обучения, лицензирования, грифование учебников
и пр.).
Интересно, что
чиновники, панически боясь иметь дело с содержанием образования, не понимают простой
вещи, доказанной практикой, что архитектура/модель и ядро объема знаний –
достаточно устойчивая субстанция, которая незначительно трансформируется во
времени и может служить в течение нескольких лет. То есть инвариантом стандарта
являются не компетенции, а ядерные знания.
После определения
содержания базовой подготовки, может идти определение педагогических стратегий,
посредством которых задается парадигма упаковки модулей знаний в дисциплины, с
помощью которых осуществляется освоение базовых знаний. Например, для
подготовки компьютерных ученых существует порядка десяти общепризнанных
педагогических стратегий.
Если мы вводим в
образовательный стандарт механизм типовой основной образовательной программы,
то мы автоматически сводим образовательный процесс к реализации некоторой
фиксированной стратегии, тем самым убивая возможность творческого подхода университетов
к профессиональной подготовке.
Следующей важной вещью
стандарта является определение системы целей профессиональной подготовки (на
основе рассмотренного выше обязательного содержания подготовки). Здесь
выстраивается система компетенций владения основными профессиональными знаниями
и технологиями, описываемая в компактной форме с помощью метода шкалирования
(метод Блума) и т.д. и т.п. Все это хорошо отработанная вещь, на эту тему много
писано, и мной в частности. Не буду повторяться.
Какая же система образования нужна России
Россия тяжело больна.
Но есть еще шансы вытащить страну из болота.
В настоящее время
единственной работоспособной системой в стране является система образования (поэтому
все и делается для того, чтобы она деградировала). И образованию суждено стать
основным рычагом в операции по спасению Отечества.
В этом случае вся
страна должна превратиться в один большой университет. Стремление к построению
ускоренными темпами высокоинтеллектуального высокотехнологичного общества,
основанного на знаниях и традиционных духовных ценностях, должно стать национальной
идеей.
Культ науки и
образования, профессионального обучения должен быть поднят на уровень государственной
политики. Программы развития человеческого потенциала и адаптации к обществу
знаний должны охватить все население страны.
В России должно быть
не менее 1000 добротных государственных университетов, работающих как одна
система на принципах тесного сотрудничества, взаимопомощи, объединения своих
ресурсов для решения одной общей задачи – построения новой общественной
формации, способной ответить на вызов времени и развивать национальное и
духовное богатство, оставленное нам в наследство предками.
Университеты должны
быть в каждом значимом городе страны, они должны обладать большой самостоятельностью,
быть защищенными законодательно от посягательств со стороны чиновников и рынка,
должны играть на местах регионообразующую роль, быть центрами развития науки,
культуры, инновационной деятельности.
Современные информационные
технологии обеспечивают все возможности для создания единой образовательной
среды, на основе которой университеты могли бы интегрироваться в национальный
образовательный ресурс огромного потенциала, способного выдержать любую
конкуренцию и защитить свои национальные интересы.
Нет сомнений в том,
что Россия заслужила перед всем миром право продолжать развивать свой оправдавший
себя подход к образованию, подводя под него современную информационную
инфраструктуру, осваивая технологии электронного обучения, развивая
сотрудничество с зарубежными системами образования, активно участвуя в
международных образовательных процессах, в международной деятельности по
стандартизации образовательной сферы.
Но это все будет
возможно, если при новом руководстве государства будет изменено отношение к системе
образования, к ее роли в жизни страны, к профессорам и преподавателям.
К сожалению, в России
образование и наука находятся в большой зависимости от царской воли, политической
конъюнктуры, чиновничьего произвола.
Поэтому так важно,
чтобы в России наука и образование считались самым ценным всенародным достоянием,
которое должно быть защищено конституционно от произвола всякого рода
временщиков. Например, любые модернизации и преобразования в этих сферах должны
быть допустимы только после получения положительных результатов полномасштабных
исследований и экспериментов, подтверждающих целесообразность планируемых
изменений, а также при условии высокой степени консенсуса в соответствующей профессиональной
среде.
|