18
марта 2018 года, исполняется 147 лет с момента провозглашения Парижской
коммуны, первой попытки отменить государство и построить социалистическое
общество. Что привело к возникновению коммуны? Как жили люди в период её
правлении? Почему коммуна стала предвестником «государства нового типа»?
Все
ответы на эти вопросы, вы найдёте в данной статье.
Исторический
фон
Основным
событием 1870 года стала Франко-прусская война, приведшая напрямую к созданию
Германской Империи и косвенно, по результатам войны, к созданию Парижской
коммуны.
«Интернационал»
давно уже стал непременным атрибутом революций и коммунистического движения.
4
октября 2016 г.
автору слов этого гимна исполнилось 200 лет. Революционер, член I Интернационала и участник Парижской коммуны 1871
года Эжен Потье ушел из жизни в день, связанный датой с Великой Октябрьской
социалистической революцией, – 6 ноября 1887 года, за 30 лет до выстрела «Авроры».
100-летие
Великой Октябрьской Социалистической революции, к которой призывал этот гимн,
обязывает еще раз обратиться к этому произведению.
.Замечательный
советский поэт Е.А. Долматовский писал в книге "Рассказы о твоих
песнях": «Песнь песней пролетариата,
великий гимн коммунистов "Интернационал" на российскую почву пришел в
самом начале XX столетия, так что по праву XX век может быть назван веком
"Интернационала". Я не знаю ни одной другой песни, вызывающей такое
сильное общее душевное волнение, так сплачивающей людей, поющих его. … Сколько
раз ни приходилось мне находиться там, где пели "Интернационал",
никогда не ослабевал накал вдохновения, рождаемого этой великой песнью»
Москва и революция… До начала ХХ
века эти слова сочетались плохо. Основные эпитеты тогдашней Москвы –
«Первопрестольная», «Златоглавая» (множество церквей), «Белокаменная», в лучшем
случае «Красная» – но только в значении «красивая», а не «революционная».
Декабристы – это Питер и Украина; Герцен и Огарёв… отроческая клятва на
Воробьёвых горах – да, но известны они стали по деятельности за границей (хотя
Герцен в1842-1847 годах, а Огарёв в 1846-1850 годах, и
оба – ранее, в 1830-х годах) много работали по революционной пропаганде в
Москве; кружок Петрашевского сложился в Петербурге, и выстрел Каракозова
прозвучал в Петербурге, и основные подвиги Народной Воли в её героический период
– это тоже в основном Петербург (и, опять же, юг, Украина, Одесса:
В. Осинский, Д. Лизогуб и др.), и «Второе Первое марта» –
А. Ульянов и его товарищи – тоже было в Петербурге… Ничего удивительного:
ведь там находилось правительство, там решалась судьба страны.
Героический
путь борьбы и грандиозных побед прошел советский народ, руководимый своим
испытанным вождем – великой партией коммунистов-ленинцев.
Один
из важнейших источников силы нашей партии состоит в том, что в рядах своих она
объединяет самых стойких, самых испытанных и закаленных борцов за торжество
идей марксизма-ленинизма, ведущих за собой широкие массы трудящихся. Это, относится,
прежде всего, к той славной когорте замечательных революционеров-профессионалов,
которые, по словам Ленина, посвящали революции «не одни только свободные вечера, а всю свою жизнь»
Изучить
их героический жизненный путь, рассказать о нем людям, чтобы он стал примером
для подражания, средством коммунистического воспитания – важная и почетная
задача.
1. Украинские реформы в свете социологии
и социальной статистики
Концепция
качества жизни, разработанная западными обществоведами в середине XX века, широко
используется в социологии с целью получения комплексной оценки благосостояния
человека и общества в целом. В данной работе качество жизни рассматривается
нами как система принятых, достигнутых и желаемых социальных стандартов жизни
общества, социальной группы или отдельного человека на конкретном историческом
этапе развития общества. По нашему мнению, качество жизни целесообразно
использовать как критерий эффективности государственной социальной политики и
проводимых государством реформ. Это особенно актуально для Украины, где в
рамках перехода от социалистической к капиталистической экономике на протяжении
четверти века проводятся радикальные рыночные реформы, охватывающие все сферы
жизнедеятельности общества.
Манн считает
маловероятным, что пролетариат ощущает в себе силу стать классом для себя.
Однако так думать можно лишь в одном случае, если представить, что капиталу
удалось взять под полный контроль сознание наемных людей: оградить их
веберовской железной клеткой классовой структуры современного капитализма,
распределяющей людей по статусам и ролям. И все же капиталу нужны грамотные
рабочие, а последние совсем не обязательно, обретя профессиональные знания,
рвут со своим классом. И среди буржуазной элиты не все либералы. Во внимание
нужно принимать и собственно пролетарские политические партии, и
профессиональные союзы, функционирующие на классовой основе и т.д.