Памяти Евгения Ивановича Суименко
1
июня 2018 года перестало биться сердце Евгения Ивановича Суименко – известного
советского социального философа, многолетнего сотрудника Института философии и
Института социологии НАН Украины, профессора, доктора философских наук. С его
уходом социология, в становление и развитие которой на Украине и не только, он
внес значительный вклад, понесла большую утрату.
Евгений
Иванович родился 10 сентября 1932 года в славном своими революционными
традициями индустриальном городе Новомосковске Днепропетровской области, в
рабочей семье. С юношеских лет он стремился к познанию сложных проблем
современного мира с философских, этических, исторических и социологических перспектив.
Высшее образование получил в 1957 году на историко-филологическом факультете
Днепропетровского государственного университета. Трудовую биографию Евгений
Иванович начал учителем русской литературы и истории в сельской школе, затем
несколько лет трудился в редакции газеты «Новомосковска правда» в качестве
заведующего отделом писем и массовой работы. Эта непростая работа с людьми
позволила ему глубже познать многогранную человеческую жизнь и значительно
расширила понимание социальных достижений и проблем советского общества.
Жажда
знаний и стремление к научной истине привели Евгения Ивановича в 1963 году в
аспирантуру кафедры философии Днепропетровского госуниверситета. С тех пор его
жизнь и работа были тесно связаны с научно-исследовательской и педагогической
деятельностью. Аналитические способности молодого преподавателя сразу получили
высокую оценку в стране, и в 1981 году он был приглашен на работу в Институт
философии АН УССР, где прошел путь от старшего научного сотрудника до
заведующего отделом. С первых дней создания Института социологии НАН Украины
Е.И. Суименко возглавлял отдел социальных проблем воспитания молодежи, а с
1991 года работал главным научным сотрудником отдела экономической социологии.
Круг
научных интересов Суименко охватывал различные социальные аспекты процессов
труда и управления, отношения коллективизма и индивидуализма, проблемы
образования и воспитания молодежи, экономическое поведение и экономическую
культуру населения, качество жизни, социодиагностику и социальную инженерию.
Новаторские
оригинальные идеи Евгения Ивановича изложены в многочисленных научных работах.
Его мастерскому перу (лично или в соавторстве) принадлежат такие широко
известные монографии, как: «Актуальные проблемы социологии труда» (1974),
«Психология единоначалия и коллегиальности» (1979), «Керівник – організатор і
вихователь» (1985), «Диалектика становления и развития отношений коллективизма»
(1988), «Молодой рабочий в бригаде: проблемы воспитания» (1989), «Учащаяся
молодежь: социальные проблемы самоуправления» (1991), «Homo economicus
современной Украины. Поведенческий аспект» (2004), «Соціальна інженерія» (2011)
и другие.
Апогеем
многолетних поисков и раздумий стала монография «Капитализм в нашем доме.
Взгляд сквозь призму теории и социальной эмпирии» (2007). В ней Евгений
Иванович не только глубоко и всесторонне проанализировал складывающийся
общественный строй в современной Украине, но и попытался спрогнозировать историческую
судьбу страны в целом. Жизнь полностью подтвердила многие его выводы и прогнозы.
В
творческих поисках на пути к постижению и отстаиванию научной истины Евгений
Иванович отличался исключительной научной добросовестностью и бескомпромиссностью
по отношению к приспособленцам и извратителям науки в угоду дорвавшейся до
власти новоявленной буржуазии.
В
предисловии к своему фундаментальному труду «Капитализм в нашем доме….» он
писал, что ...вдруг обнаружил, что позиции многих его коллег внезапно
изменились: «Когда существовал Союз, они пели ему осанну и предавали анафеме
«проклятый капитализм»; когда же времена поменялись, они стали петь осанну
«рыночной экономике» (ведь как-то неудобно было сразу называть ее «капитализмом»!)
и предавать анафеме «советский тоталитаризм». Как же это называется? Прямое
соглашательство?».
И далее продолжал: когда зряшные критики пытаются раз и навсегда покончить с марксизмом,
находя основания для этого в его «холизме», падении или отступлении социализма
как «не подтвердившей марксистских прогнозов» исторической реальности, они
изобличают только себя – свою грубо позитивистскую методологию мышления, свои
мелкомасштабные критерии оценки грандиозных событий истории… Социализм, в его советском варианте, – это
всего лишь эпизод всемирной истории, «исчезновение» которого не дает оснований
для окончательных похорон его как такового вкупе с марксизмом, как не дает
оснований долголетие капитализма для приобщения его к сонму бессмертных. Марксизм –
не икона и не догма, чтобы можно было его разрушать. Да и разрушить его
невозможно. Всякое ниспровержение марксизма только воспламеняет
в нем новую жизнь. Речь не может идти о замене его чем-то другим. Но, по большому счету, речь не может и не должна идти о
«дальнейшем развитии марксизма». Правомерно говорить о развитии, движении
общественной науки, содержащейся в учении Маркса, его сторонников и
последователей к новому знанию…». С этой целью настоящий коммунист,
ученый–марксист Евгений Иванович Суименко стал в далеком 1994 году одним из
основателей международного теоретического и общественно-политического журнала «Марксизм и современность», первый номер которого, вышедший к 125-летию со дня рождения В.И. .Ленина, открывается статьей «Гигант и пигмеи. (Мысли о Ленине)». Под ней стоит подпись: Максим Неистребимый.
Среди многих глубоких и ярких статей
Е.И. Суименко, опубликованных в разные годы в «МиС», только эту статью, посвященную Ленину, и статью, посвященную Сталину
«Философия сталинизма», он подписал псевдонимом
Максим Неистребимый.
Мы думаем, что именно так емко выразил свое жизненное кредо наш товарищ по борьбе – настоящий Советский человек, Коммунист, ученый-марксист.
Память о нем мы будем хранить в наших сердцах.
Члены
редколлегии «МиС»
|