Поскольку
большая часть стимулирующих денег, предоставленных правительством в 2008 году,
пошла на строительство, это привело к спекулятивному строительству и резкому
росту цен на недвижимость. Городские рабочие очень жаловались на то, что
становятся «рабами по закладным» из-за астрономического роста стоимости квартир
в городах по всему Китаю.
По данным China
Daily от 12 января 2010 г., если
говорить о соотношении цен на жилье доходов, Китай в наши дни является самым
дорогим местом в мире. Цена средней квартиры в китайском городе в 8-10 раз
превышает средний доход по стране, тогда как в Пекине и Шанхае это соотношение
ближе к 30 раз. Даже на пике пузыря на рынке недвижимости в США отношение цены
к доходу для всей Америки достигло пика примерно в 5,1 раза, в то время как в
таких местах, как Лас-Вегас, оно достигло 5,6.
Цены на жилье
взлетели до такой степени, что мечта о владении квартирой стала недостижимой
почти для всех, кто еще ее не имеет.
Акры собственности пустуют в элитных комплексах во многих китайских
городах – «призрачных кондоминиумах», которые состоятельные люди покупают и
оставляют пустыми как «хранилище ценности, как золото». Эта ситуация, когда
деньги идут на дорогое жилье, а не на недвижимость с низким доходом,
значительно усугубляется из-за отсутствия налогов на недвижимость.
Поскольку
большая часть стимулирующих средств, выделенных государством в 2008 году, пошла
на строительство, возникшая в результате лихорадочная активность в секторе
привела к тому, что на девелоперов и ипотечных заемщиков приходится 20% всех
кредитов в стране.
Еще в 1996 году в китайских словарях не было слова «ипотечный кредит»,
хотя бы по той причине, что в то время в Китае ипотечного кредита не
существовало.
До 1998 года в Китае не было рынка жилой недвижимости. В городских
районах все жилье строилось и распределялось государством через «рабочую
единицу». В деревне крестьяне строили свои дома на земле, выделенной им
государством или коллективом.
Рынок
недвижимости, который в настоящее время является важным компонентом экономики
Китая, возник только после того, как в конце 1990-х годов КТК приняла решение
приватизировать жилье путем передачи права собственности на подавляющее
большинство жилья физическим лицам. Вскоре появились первые жилищные ипотеки.
В это трудно поверить, но рынку недвижимости чуть больше десяти лет. За
это время, если не считать кратковременного спада в разгар мирового
капиталистического финансового кризиса 2008 года, цены на недвижимость в Китае
удваивались каждые пару лет и никогда не падали – таково иррациональное буйство
китайского рынка недвижимости. «И это в стране, где спекулятивные пузыри были
постоянным явлением с тех пор, как рыночные реформы ускорились в 1980-х годах ».
По некоторым
оценкам, 80 тыс. застройщиков в Китае владеют землей, достаточной для
строительства 100 миллионов квартир. Если добавить к этому пустые квартиры на
продажу, Китай сможет удовлетворить свои потребности в жилье в срок до двух
десятилетий.
Эндемическая
спекуляция толкает цены вверх, и высокие цены отражаются на росте ВВП. Однако
спекулятивное и расточительное строительство, помимо сильной зависимости от
экспорта, угрожает будущему Китая. Строительная отрасль настолько важна, что на
нее приходится 40% потребления стали в Китае. Если включить бытовую технику,
связанную с недвижимостью, инфраструктуру и секторы, зависящие от
собственности, почти две трети всего потребления стали в Китае приходится на
строительную отрасль. Любой, даже небольшой спад на рынке недвижимости окажет
разрушительное воздействие на банковский сектор, который ссудил большие суммы денег
сектору недвижимости, и на всю китайскую экономику, с сотрясениями, которые
охватят весь мир из-за интеграции китайской экономики с мировой экономикой за
последние три десятилетия: «… Судьба
китайского рынка недвижимости окажет влияние на всех, от австралийских горняков
до немецких экспортеров и потребителей в США», – зловеще заявила Financial
Times.
Тем не менее,
ожидание катастрофы продолжается, поскольку местные органы власти в Китае
полагаются на продажу земли застройщикам для получения доходов, они реквизируют
землю у фермеров по заниженным ценам, переделывают ее в собственность под
застройку и продают застройщикам по выгодным ценам. Эта практика не только
приносит доходы местным властям, но и является источником серьезных социальных
волнений, а также коррупции среди чиновников.
В официальном
издании China Daily было опубликовано резкое обвинение Юй Йондинга, бывшего
члена комитета по денежно-кредитной политике Народного банка Китая, в отношении
замечательного экономического роста Китая. Оплакивая неэффективное и
расточительное использование ресурсов, он сказал: «Некоторые местные органы власти буквально роют ямы, а затем засыпают
их, чтобы увеличить ВВП. Следовательно, здесь просто слишком много роскошных
кондоминиумов, великолепных правительственных зданий и высоких небоскребов».
Он призвал положить конец «нечестивому альянсу» между правительственными
чиновниками и бизнесменами. Отметив, что хотя «меритократия является предпосылкой для хорошего управления…
меритократия была подорвана политической культурой подхалимства и кумовства»,
и предупредил, что если Китай не сможет «изменить
нынешнюю систему "капитализма богатых и могущественных"» и
сократить разрыв между богатыми и бедных, что «разжигало социальную напряженность», то «назревает серьезная обратная реакция».
Хотя и другие, до г-на Ю, делали аналогичные предупреждения, такое
обвинение не является обычным явлением от высокопоставленного ученого в
государственных СМИ.
Ли Даокуй, профессор Университета Циньхуа и советник Центрального банка,
высказался в том же ключе:
«Ситуация, когда цены на жилье
постоянно растут, а местные органы власти продают все больше и больше своей
земли для финансирования своих инвестиций… это безумие, – добавляя, что это
– «разрушает нашу экономику. Ни одна
экономика не может так расти. Если так будет продолжаться, фундаментальное
здоровье экономики страны окажется под угрозой».
Цены на
недвижимость в Пекине – 2 694 доллара за квадратный метр, в Шанхае –
2 182 доллара за квадратный метр – одни из самых высоких в мире.
С едким политическим остроумием, характерным для китайцев, особенно
жителей Пекина, гнев по поводу заоблачных цен на жилье пекинцев был отражен в
электронном письме, которое стало вирусным в китайском киберпространстве в 2010
году. В нем было подсчитано время, которое потребуется для крестьянина,
рабочего, вора и проститутки соответственно для покупки жилья. Предоставляя
занимательные, хотя и ненаучные, оценки того, как долго людям нужно работать,
чтобы позволить себе квартиру площадью 100 квадратных метров в центре Пекина,
которая в то время продавалась бы примерно за 3 миллиона юаней (450 тыс.
долларов), в нем говорится, что крестьянин был бы в состоянии приобрести
квартиру, если бы он работал со времен династии Тан (которая закончилась в 907
году нашей эры) по настоящее время. Рабочий со средней месячной зарплатой 1,5
тыс. юаней, проработавший со времен опиумных войн в середине XIX века,
возможно, сумел бы купить себе собственное жилье. Что касается проститутки, ей
нужно было бы обслужить 10 тыс. клиентов, начиная с 18 до 46 лет, не делая
вечерних выходных. Вору нужно было бы совершить 2,5 тыс. ограблений, чтобы
иметь достаточно средств для покупки дом.
Другой анонимный автор в популярном электронном письме с
"черным" юмором описал дилемму, стоящую перед обычными людьми во все
более неравноправном обществе, следующим образом: «Не могут позволить себе родиться, потому что кесарево сечение стоит 50
тыс. юаней; не могут позволить себе учиться, потому что школы стоят не менее 30
тыс. юаней; не могут позволить себе жить где-либо, потому что каждый квадратный
метр стоит не менее 20 тыс. юаней; не могут позволить себе заболеть, потому что
фармацевтическая прибыль как минимум в десять раз выше; не могут позволить себе
умереть, потому что кремация стоит не менее 30 тыс. юаней».
Когда в 2011
году правительство обнародовало план по строительству 36 миллионов единиц жилья
для семей с низким доходом, местные органы власти не желали строить доступное
жилье, поскольку это могло бы конкурировать с коммерческими жилыми комплексами.
Чрезвычайно
одиозным, хотя и вполне предсказуемым побочным продуктом спекулятивного бума в
сфере недвижимости стала необузданная коррупция и сговор между застройщиками и
государственными чиновниками, сопровождаемые использованием полиции и наемных
головорезов для выселения жителей и фермеров, которые не сделали этого, получив
надлежащую компенсацию.
С 2010 года эта
тенденция приняла новый оборот. Поскольку вся земля в Китае является
государственной собственностью, правительство является единственным субъектом,
который может присвоить статус земли с «сельской» на «городскую» и
воспользоваться большим разрывом в цене между ними. В то время как за десять
лет до 2010 года чиновники в основном нацеливались на сельскохозяйственные
угодья в окрестностях городов, приобретали их и присваивали им статус городской
земли для продажи застройщикам коммерческой недвижимости или фабрикам, пополняя
таким образом свою казну (и в некоторых случаях наполняя свои карманы), то за
последние несколько лет КПК решил, что для обеспечения продовольственной
безопасности страны он должен поддерживать «красную черту» не менее 120 млн
гектаров сельскохозяйственных угодий. В результате реквизиции переместились на
сельские жилые земли, что привело к увеличению числа выселений в сельской местности
и, как следствие, к увеличению ожесточенных столкновений, когда некоторые люди
взрывали себя или обливались бензином и поджигали себя в знак протеста против
принудительного сноса.
Миллионы фермеров стали жертвой таких преобразований в сельской местности
в течение нескольких лет.
Таким образом,
очевидно, что недальновидны те, кто смотрит только на проценты ВВП и игнорирует
реальность, стоящую за цифрами роста.
Глава
12. Гора долгов
В финансовой
системе Китая доминируют банки, которые, наряду с другими кредиторами,
функционирующие как банки, составляют 80% всего финансирования. Только 20%
приходится на рынки капитала.
Взрывной рост
китайского долга во многом связан с политикой «реформ и открытости» и
реструктуризацией банковской системы в рамках этой политики до проведения
«реформ».
До начала
«реформ» банки в Китае действовали просто как агенты по распределению
инвестиционных фондов, поступавших из государственного бюджета. Во второй
половине 90-х годов ХХ века банки подверглись реструктуризации по коммерческой
схеме: они диверсифицировали свои операции на ипотечные кредиты домохозяйств,
кредитные карты и различные другие формы потребительского кредитования в
дополнение к ссудам промышленности.
В эпоху централизованно планируемой экономики в Китае в основном был
один банк, Народный банк Китая (НБК), который функционировал одновременно как
центральный банк и единственный коммерческий банк, хотя технически было еще два
других банка: 1) the Bank of China – подразделение НБК, занимающееся
валютными операциями; 2) Китайский строительный банк (CCB) – подразделение
Министерства финансов (Минфин), которое выделяло средства на инвестиционные
проекты. В то время НБК действовал исключительно как фискальный орган
государства, переводя средства в государственные предприятия, чтобы те могли
выплачивать заработную плату своим сотрудникам и покрывать другие расходы, а
также переводя излишки обратно в центральное казначейство.
После
реструктуризации тогдашний премьер Чжу Жунцзи поручил банкам, чтобы вместо
предоставления ссуды «зомбированным» государственным предприятиям, они
финансировали жизнеспособные предприятия и предоставляли ипотечные кредиты
покупателям жилья на недавно приватизированном рынке жилья.
В настоящее
время в банковском кредитовании в Китае доминируют четыре банка,
непосредственно контролируемых Минфином. Это: 1) Bank of China (BoC),
2) Строительный банк Китая (CCB), 3) Промышленно-коммерческий банк
Китая (ICBC) и 4) Сельскохозяйственный банк Китая (ABC).
В 2001-2006 гг.
эта «большая четверка» была реорганизована в акционерные общества, нашла
стратегических партнеров (в основном иностранные коммерческие и инвестиционные
банки) с основной целью привлечения свежего капитала и повышения своего
международного авторитета, а также была зарегистрирована на международных
фондовых рынках.
С 2008 года долг
Китая резко вырос. Пакет мер стимулирования в размере 653 млрд. долларов для
противодействия падению экспорта, сопровождаемый сверхнизкими процентными
ставками, стимулировал расширение кредитования, усугубляя спекулятивный цикл
строительства и кредитования, который уже начался с начала приватизации жилья в
1998 году. Совокупный долг – центрального правительства, местных органов власти
и домохозяйств – вырос с 7 трлн. долларов в 2007 году до 28 трлн. долларов к
середине 2014 года, что составляет 282% ВВП.
По данным
Народного банка Китая, к концу 2016 года забалансовые продукты китайских банков
по управлению капиталом превысили 26 трлн. юаней (3,8 трлн. долларов), что на
30% больше, чем при 10 процентном росте банковских кредитов. Одна треть нового
долга идет только на погашение старого долга.
Накопленная задолженность китайских органов местного самоуправления
(LGFV) составляет 3,5 трлн.
долларов. По мнению некоторых аналитиков, местные власти сидят на долговом
айсберге с титаническими рисками.
«Soaring house prices, headache for single Chinese».
Geoff Dyer, ‘The soap opera of China’s housing boom’,
Financial Times, 7 декабря 2012
г.
См. Jamil Anderlini "The fate of real estate is
global concern", 1 июня 2011
г.
Цитируется по Jamil Anderlini in "China told backlash is
brewing on growth", Financial Times, 24 декабря 2012 года.
Цитируется по Simon Rabinovitch "End of The World not nigh,
say developers", Financial Times, 1 марта 2012 г.
Оба вышеупомянутых письма были процитированы Джамилем Андерлини в газете Financial Times от 24 декабря 2010 года: "Beijing
housing price fury goes viral".
До начала
«реформ» у Китая не было долгов – ни внешних, ни внутренних.
См. Gabriel Wildau "Problems
for China’s economy extend far beyond currency", Financial Times, 17 августа 2015 г.
К 2018 г. долг достиг 299% ВВП (см. Martin Wolf "China’s debt
threat: time to rein in the lending boom", Financial Times, 25 июля 2018 г.).
Год спустя, к июлю 2019 года, долг Китая вырос до 40 трлн
долларов, или почти 310% ВВП - по сравнению со 150% в 2008 году. Попутно
сказано, что в 2001 году долг Китая составлял всего 1,7 трлн фунтов стерлингов.
Таким образом, «золотое десятилетие Китая» было заимствовано, а не куплено (см.
James Kynge "Trump is wrong:
the drags on Chinese growth are home grown”, Financial Times, 17 июля 2019 года). При нынешнем
высоком уровне долга становится все труднее реализовывать возможность
стимулирования роста за счет предоставления еще большего количества кредитов.
Такой рост кредита только вызовет рост цен на активы, сделав жилье еще более
недоступным для населения. «История доказала, что каждая страна, чрезмерно
полагающаяся на недвижимость для экономического процветания, в конечном итоге
заплатит за это высокую цену», - предупредил Гуо Шуцинь, банковский регулятор Китая,
в 2019 году (цитируется по Kynge, там же). С другой стороны, когда цены на
жилье падают, домохозяйства чувствуют себя беднее и тратят меньше, что, в свою
очередь, не может не сказаться на экономике в целом.
См. Gabriel Wildau "Beijing begins to tackle shadow
lending risks", Financial Times, 23 февраля 2017 г
См. Tom Mitchell "Commodities fall saves China’s
blushes", Financial Times, 6 июля 2015 года.