Международный теоретический и общественно-политический журнал "Марксизм и современность" Официальный сайт

  
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход Официальный сайт.

 Международный теоретический
и общественно-политический
журнал
СКУ

Зарегистринрован
в Госкомпечати Украины 30.11.1994,
регистрационное
свидетельство КВ № 1089

                  

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Меню сайта
Рубрики журнала
Номера журналов
Наш опрос
Ваше отношение к марксизму
Всего ответов: 652
Объявления
[22.02.2019][Информация]
Вышел новый номер журнала за 2016-2017 гг. (0)
[02.09.2015][Информация]
Вышел из печати новый номер 1-2 (53-54) журнала "Марксизм и современность" за 2014-2015 гг (0)
[09.06.2013][Информация]
Восстание – есть правда! (1)
[03.06.2012][Информация]
В архив сайта загружены все недостающие номера журнала. (0)
[27.03.2012][Информация]
Прошла акция солидарности с рабочими Казахстана (0)
[27.03.2012][Информация]
Печальна весть: ушел из жизни Владимир Глебович Кузьмин. (2)
[04.03.2012][Информация]
встреча комсомольских организаций бывших социалистических стран (0)
Главная » Статьи » Рубрики » ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Социализм с китайской спецификой (Маркетизация китайской экономики) (4)

Социализм с китайской спецификой
(Маркетизация китайской экономики) (4)

Харпал Брар

Части:

123456789

10111213141516.

Глава 6. «Реформа и открытость»

Подробное описание скорости и масштабов маркетизации китайской экономики, проводимой в рамках политики «реформ и открытости», можно найти в книге Николаса Ларди[1] «Рынки над Мао». Не обязательно соглашаться с его тезисами, не говоря уже о каждом его утверждении, но это хорошо проработанное исследование, дающее наглядное представление о вторжении рынка в китайскую экономику. Ниже мы резюмируем тезисы Ларди, а также его описание распространения рынка в Китае за счет государственной и коллективной собственности с некоторыми примечаниями и информацией, добавленными из других источников.

Тезисы Ларди состоят в том, что китайский частный сектор в настоящее время является доминирующим фактором, создающим рабочие места, торговлю и рентабельность активов; что экономические показатели Китая являются продуктом рыночных сил и крупного и растущего частного сектора Китая; и, кроме того, что реформы, объявленные на третьем пленуме ЦК КПК в ноябре 2013 г., являются верным свидетельством того, что эта тенденция будет продолжена[2].

Он утверждает, что Китай вырос экономически потому, что стал более капиталистическим; что в конце десятилетия руководства Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябао (2003–2013 гг.) рост Китая еще больше зависел от частных предприятий, чем когда Ху и Вэнь только встали у руля.

1978-2013

По словам Ларди, в 2013 году экономика Китая в реальном выражении была в 25 раз больше, чем в 1978 году, а его доля в мировом ВВП увеличилась в четыре раза, с 3% до 12%. Если в 1980 году экономики Канады, Италии, Франции, Германии, Великобритании и Японии были больше, чем у Китая, то к 2013 году Китай обогнал их все, иногда с большим отрывом. Например, экономика Китая в настоящее время примерно в 4,5 раза больше экономики Канады.

Постепенно он стал крупнейшей торговой экономикой мира и вторым по величине получателем прямых иностранных инвестиций. К 2013 году Всемирный банк охарактеризовал Китай как экономику с уровнем дохода выше среднего, с доходом на душу населения, превышающим показатели 55 стран, классифицируемых как страны с низким доходом или доходом ниже среднего.

Три основные темы тезисов Ларди:

1. Быстрый экономический рост Китая с 1978 года в основном объясняется большей ролью рыночных сил в распределении ресурсов.

2. Попытка опровергнуть мнение о том, что тандем Ху/Вэнь резко увеличил роль и значение государственных предприятий (ГП) за десятилетие их руководства.

3. Основным источником будущего роста Китая будет также рынок, а не государство. Руководство Си Цзиньпина и Ли Кэцяна будет способствовать дальнейшему усилению роли рынка, как было одобрено на Третьем пленуме ЦК в ноябре 2013 года[3].

Накануне реформы (1978 г.) почти все важные цены устанавливались Государственной комиссией по ценам, не считаясь с рынком; вся прибыль перечислялась государственными предприятиями в Министерство финансов, а Госплан определял основные инвестиционные приоритеты, которые финансировались из государственного бюджета. В ходе реформ эта система была заменена системой, в которой наиболее важным источником инвестиционного финансирования была нераспределенная прибыль фирм, за которой следовали банковские кредиты.

Во второй половине 1990-х и в первой половине следующего десятилетия банкротства, слияния и приватизация привели к сокращению количества госпредприятий на три четверти с потерей нескольких десятков миллионов рабочих мест в государственном секторе. В 2003 году правительство создало Комиссию по надзору за государственными активами и управлению ими (SASAC), сосредоточив внимание на крупнейшей государственной группе компаний. Несмотря на противоположные утверждения, прибыль предприятий SASAC как доля от прибыли всех нефинансовых компаний Китая достигла пика в 2006-2007 годах и с тех пор резко упала. Ларди пытается опровергнуть представление о том, что SASAC удалось изменить производительность крупнейших и наиболее значительных государственных предприятий Китая[4].

Ларди подробно описывает драматический переход в структуре собственности – от экономики, в которой почти вся экономическая продукция производилась принадлежащими государству или коллективными предприятиями к такой экономике, в которой частные предприятия производят около двух третей общего объема продукции. В результате с 1978 года почти все городское развитие осуществлялось на частных предприятиях. В настоящее время занятость на государственных и коллективных предприятиях составляет менее одной пятой (20%) городской занятости. Он называет три причины этого:

1. Государственная политика обеспечивает почти равное отношение к предприятиям независимо от формы собственности.

2. Частный бизнес имеет более высокие показатели рентабельности и, следовательно, удерживаемой прибыли, что обеспечивает большие средства для расширения.

3. Улучшенный доступ к банковскому кредиту. В 2012 году банковское кредитование частных предприятий в среднем было на две трети выше, чем кредитование государственных предприятий, – это опровергает часто высказываемое утверждение о том, что ненасытный кредитный аппетит государственных предприятий лишал частные фирмы доступа к кредитам.

Кроме того, частные предприниматели вступают в Коммунистическую партию из соображений престижа, а также для продвижения своих деловых интересов. Миллионы капиталистов сейчас в партии, но это не стало инструментом руководства частным сектором. Ларди основывает свое исследование на широком спектре официальных данных, собранных и опубликованных Национальным статистическим бюро (НБС) и многими другими правительственными агентствами. Весной 2009 года, после глобального экономического кризиса и связанного с ним падения китайского экспорта, около 30 миллионов рабочих потеряли работу.

Государство против рыночного капитализма

В 1978 году на долю государственных предприятий приходилось около 25% всех фирм, но остальная часть фирм находилась в коллективной собственности – обычно у провинциальных или местных органов власти. В то же время на долю государственных предприятий приходилось 80% промышленного производства и 70% занятости в промышленности. Сельское хозяйство было организовано в коллективные единицы, называемые коммунами, которые должны были поставлять большую часть своей продукции государственным закупочным агентствам по ценам, установленным Государственной комиссией по ценам.

Централизованное планирование было введено во время Первой пятилетки (1953-1957).

Это был лучший период устойчивого развития Китая. По мере проведения экономической реформы контроль над ценами постепенно ослабевал. Постепенно вновь открылись сельские рынки. Как только государственные квоты были выполнены, фермерам разрешалось продавать излишки на этих свободных сельских рынках. В начале 1980-х годов были либерализованы розничные цены на все более широкий ассортимент потребительских товаров.

В 1983 году произошел самый большой прорыв[5], когда государство установило двухуровневую структуру ценообразования и распределения угля, стали, машин и оборудования, а также других промышленных товаров. Хотя предприятия по-прежнему должны были обеспечивать плановые объемы продукции государственным учреждениям по фиксированным государством ценам, они могли продавать свою продукцию сверх плана на параллельных рынках, где цены определялись спросом и предложением.

Только на 3-м пленуме 11-го съезда ЦК партия «восстановила свою правильную политику в экономической, политической, культурной и других сферах деятельности и приняла ряд новых и правильных политик после изучения новой ситуации и нового опыта»[6].

XII съезд внес структурные изменения в центральные политические органы, определил новую политическую повестку дня и произвел кадровые изменения. Отдавая номинальный приоритет централизованному планированию над рыночными силами, он эвфемистически заявил, что жесткость планирования должна быть устранена, заявив: «Мы должны стремиться соответствовать объективной реальности, постоянно изучая изменения в рыночном спросе и предложении, сознательно используя закон стоимости и такие экономические рычаги, как ценообразование, налогообложение и кредиты, чтобы направлять предприятия при выполнении государственных планов, а также наделение [менеджеров] разной степени полномочий принимать решения, которые они считают нужными»[7].

На протяжении всего процесса «реформисты» пытались ослабить власть центральных плановиков и повысить роль рынка одновременно с усилением приватизации предприятий. Решения XII съезда четко поставили партию на этот путь, даже если в то время «реформаторам» приходилось действовать с большой осторожностью[8].

В 1982 году Государственная комиссия по ценам была понижена в статусе до Государственного бюро цен при Государственной комиссии по планированию; последняя сама стала в 1998 году Государственной комиссией по развитию и планированию, а позже, в 2003 году, – Национальной комиссией по развитию и реформам.

В 1993 году план материального обеспечения был официально отменен. Планирование больше не обеспечивает достаточного контроля над подавляющим большинством видов экономической деятельности. Вместо планирования, как было раньше, правительство осуществляет макроэкономическое руководство, в соответствии с которым оно помогает направлять модели инвестиций и исправляет наиболее серьезные нарушения рыночной системы, но без вмешательства в управление предприятиями. В результате отдельные предприятия освобождаются от контроля со стороны центральных плановиков, а экономика формируется за счет государственных инвестиций и направления иностранных средств в области, наиболее нуждающиеся в капитале. К 2002-2003 гг. рыночные цены преобладали примерно в 95% всех сделок как с розничными товарами, так и с сельскохозяйственной продукцией, и в 87% всех сделок с товарами промышленного назначения.

К 2007 году количество товаров, подлежащих установлению цен, было довольно небольшим – 13 товаров, 9 услуг и 5 видов коммунальных услуг, что мало чем отличалось от государственного контроля или регулирования цен на некоторые из этих товаров и услуг, которые можно найти в других рыночных экономиках.

Рынки труда и капитала

До 1978 года в Китае не было рынка труда. В результате реформ количество рабочих-мигрантов увеличилось, и их число постоянно увеличивается, они мигрируют на большие расстояния. В 1982 году 7 миллионов человек были трудоустроены за пределами своего родного округа. К 1990 году их было 22 миллиона, к 2000 году – 79 миллионов, а к 2012 году – 163 миллиона! Включая 99 миллионов, которые мигрировали в пределах их родного округа, число рабочих-мигрантов в 2012 году составило 263 миллиона – это пятая часть всего населения Китая. Из них 99 миллионов были заняты в городских районах в пределах их родного округа, 87 миллионов за пределами родного округа, но в пределах их административного подразделения на уровне провинции и 76 миллионов нашли работу за пределами своей родной провинции. Эти мигранты были преимущественносельского происхождения.

Начиная с середины 80-х, государство отказалось от системы постоянной занятости на госпредприятиях, дав предприятиям право нанимать и увольнять. Но реальный конец системы постоянной занятости на госпредприятиях в 1995 году под лозунгом «захватить большое и отпустить малое», что привел к массовому сокращению госпредприятий. 30 миллионов работников госпредприятий –две пятых от общего числа! – потеряли работу в результате закрытия или приватизации малых и средних предприятий[9].

К 1990 году в городах и сельских районах Китая вместе насчитывалось 72,75 миллиона самозанятых и работников частного сектора, что составляло 8% от общей численности работающих. К 2010 г. занятость в частном секторе, где заработная плата регулировалась рынком, достигла 281,5 млн. человек – 40% от общей занятости. Кроме того, около 136 миллионов человек работали в городских компаниях с ограниченной ответственностью, акционерных обществах с ограниченной ответственностью и на предприятиях с иностранным финансированием, где основной или доминирующий владелец был частным лицом, а заработная плата регулировалась рынком. Таким образом, к 2010 году в общей сложности 415 миллионов несельскохозяйственных рабочих – 55% от общей рабочей силы Китая – были заняты в подразделениях, где заработная плата регулировалась рынком.

К 2012 году городское население составляло 712 миллионов человек (52,6% общей численности населения). Из них только 480 миллионов (35,3% населения Китая) имели статус проживающих в городах. Остальные не имели доступа ко всему спектру социальных льгот. По большому счету, пожизненной занятости нет. Заработная плата определяется рынком.

К 2011 году на долю государственных предприятий приходилось лишь 26% промышленного производства, остальное производилось частными фирмами, включая частные иностранные фирмы. В обрабатывающей промышленности доля продукции государственных предприятий составляет всего 20%. Однако в области финансов государство остается доминирующим.

Если в 1990 году только одна китайская компания была включена в список Fortune Global 500, то к 2012 году в этот список вошли семьдесят китайских компаний. Кроме четырех, это были государственные компании.

Сокращение государственных предприятий началось при премьер-министре Чжу Жунцзи во второй половине 1990-х годов. Цифры Ларди относительно экспорта и импорта Китая и прямых иностранных инвестиций в 2012 году следующие:

• импорт: 1,8 трлн. долларов – 22% ВВП;

• экспорт: 2,05 трлн. долларов США – 25% ВВП;

• совокупная стоимость прямых иностранных инвестиций в Китае: $ 2,2 трлн.

• иностранные фирмы в настоящее время составляют 25% производственного сектора Китая.

Отметим, что, по словам Ларди, в течение первой пятилетки экономика Китая росла на 8,9% в год.



[1] Николас Ларди – видный буржуазный экономист из Института Петерсона, американского аналитического центра правого толка.

[2]Это заявление было довольно преждевременным.

[3] Как будет видно позже, Ларди выразил свое разочарование по этому поводу.

[4] Артур Крёбер представляет в этом отношении иную картину. Он говорит, что целями промышленной политики Китая в период Ху-Вэня были: (а) создание компаний, постепенно производящих товары более высокой технологической сложности и более высокой стоимости, и (б) достижение международной конкурентоспособности. Из производителя дешевых товаров в 1980-х годах Китай превратился в страну, которая все больше экспортирует более дорогие товары. Кроме того, по его словам, политика Ху Вэня была направлена ​​на консолидацию государственного сектора, развитие инфраструктуры и помощь китайским компаниям в захвате доли рынка у иностранных предприятий. Он отмечает, что эта политика в значительной степени увенчалась успехом (см. С. 56 и 27).

[5] Это произошло после завершения XII съезда КПК в феврале 1982 года. Участники этого съезда приписали ему исторический переломный момент, сопоставимый с XX съездом КПСС. 12-й съезд явно отличался от 9-го и 10-го (оба были проведены в десятилетие Культурной революции), которые были охарактеризованы как «ошибочные идеологически, политически и организационно» (Жэньминьбао, 30 августа 1982 г.). Что касается 11-го съезд, хотя он официально прекратил Культурную революцию и изгнал последователей «банды четырех» из своих рядов, он «ошибочно одобрил генеральную линию, которая послужила идеологическим обоснованием Культурной революции», тем самым помешав радикальной политической повестке дня.

[6] «Исторический переход, историческая встреча», передовая статья "Женьмин Жибао", 31 августа 1982 г.

[7] Отчет Ху Яобана 12-му Конгрессу.

[8] См. работу Линды Юэ.

[9] По словам Артура Кребера, в 1995 г. на государственных предприятиях по-прежнему работало около 60% городских рабочих. В период с 1995 по 2005 год занятость в городских госпредприятиях упала почти на 50 миллионов человек - со 113 до 64 миллионов. Официально уволено около 30 млн рабочих. В 2005 году доля занятых на государственных предприятиях упала до 23%. Количество рабочих мест, потерянных в государственном секторе, более чем в пять раз превысило количество рабочих мест, потерянных в экономике США в период с 2008 по 2010 год после кризиса. 30 миллионов промышленных увольнений более чем в четыре раза превышает общее количество рабочих мест в обрабатывающей промышленности США, потерянных в 1979-2009 годах (8 миллионов). Крёбер добавляет, что разница заключалась в том, что Китай не испытал серьезной депрессии, поскольку за десятилетие этих увольнений общая занятость в городах фактически увеличилась на 90 миллионов.


Категория: ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ | Добавил: Редактор (04.09.2021) | Автор: Харпал Брар
Просмотров: 158
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Наши товарищи

 


Ваши пожелания
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ [97]
ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ СВОБОДОМЫСЛИЯ И АТЕИЗМА [10]
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА: СОСТОЯНИЕ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ [10]
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ [18]
КОММУНИСТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ [76]
РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ [74]
ОППОРТУНИЗМ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ [64]
К 130-ЛЕТИЮ И.В. СТАЛИНА [9]
ПЛАМЕННЫЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ [24]
У НАС НА УКРАИНЕ [3]
ДОКУМЕНТЫ. СОБЫТИЯ. КОММЕНТАРИИ [12]
ПУБЛИЦИСТИКА НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ БОРЬБЫ [8]
ПОД ЧУЖИМ ФЛАГОМ [3]
В ПОМОЩЬ ПРОПАГАНДИСТУ [6]
АНТИИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ БОРЬБА [4]
Малоизвестные документы из истории Коминтерна [2]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. СТАЛИНА [27]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. СТАЛИНА
К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ [1]
К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ
К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА [12]
К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ [16]
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ
К 100-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ [2]
РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И КОМИНТЕРНА [30]
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА [5]
ПАМЯТИ ТОВАРИЩА [2]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.И. ЛЕНИНА [16]
К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ф. ЭНГЕЛЬСА [3]
ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА [13]

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов опубликованных материалов.

Рукописи не рецензируются и не возвращаются.

Материалы могут подвергаться сокращению без изменения по существу.

Ответственность за подбор и правильность цитат, фактических данных и других сведений несут авторы публикаций.

При перепечатке материалов ссылка на журнал обязательна.

                                
 
                      

Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz