Социализм
с китайской спецификой (Маркетизация китайской экономики) (3)
Харпал Брар
Части: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16.
Если типичное мелкое крестьянское хозяйство не может быть основой
высокопроизводительного сельскохозяйственного сектора, а мы согласны с этим, то
есть только два выхода из дилеммы. Один из способов – отказаться от системы
семейной ответственности с передачей небольших участков отдельным семьям и
повторно коллективизировать крестьянство. Другой способ – передать
собственность или почти что собственность мелким владельцам, с тем, чтобы они
могли сдавать в аренду, закладывать или продавать свои участки.
Только первый из этих методов может создать процветающую и культурную
жизнь крестьянских масс и продвинуть их в направлении социализма. Второй же не
может не привести к разорению огромных масс крестьянства, которые, как
свидетельствует история, будут лишены своих владений в результате действия
рыночных сил, а их земля будет сосредоточена в руках крошечного меньшинства
богатых фермеров или агробизнеса.
Колхозный строй,
бесспорно, превосходит капиталистическую систему сельского хозяйства и
мелкокрестьянское сельское хозяйство:
«Великое значение
колхозов в том именно и состоит, что они представляют основную базу для
применения машин и тракторов в земледелии, что они составляют основную базу для
переделки крестьянина, для переработки его психологии в духе социализма».
Посредством деколлективизации сельского хозяйства «реформисты» в Китае в
конечном итоге нанесли вред сельскому хозяйству, устранив основу для применения
машин, не говоря уже о том, что это остановило процесс преобразования
крестьянства в духе социализма.
Но, конечно, «реформисты» не остановились на деколлективизации сельского
хозяйства. Они продолжили и приватизацию огромной части китайской промышленности.
Буржуазные
идеологи в империалистических странах, а также некоторые интеллектуалы и
капиталистические представители в Китае
давно спорили и выступали в пользу второго курса. Такому курсу яростно
противодействуют марксисты в Китае, которые справедливо считают, что он
усугубит неравенство в китайском обществе и узаконит расхищение
государственного имущества. Кроме того, они правильно рассматривали
приватизацию земли как предвестник требований плюралистической, то есть
буржуазной, политической системы.
К сожалению,
китайские власти под растущим влиянием частного сектора сделали выбор в пользу
почти частной собственности на землю и приняли то, что официальные лица назвали
основным законом рыночной экономики. Внесенный в китайский парламент 8 марта
2007 года, он был принят через неделю. Вот как пишет об этом China Today в мае 2007 г.:
«В Большом зале народных собраний раздались
бурные аплодисменты, когда в 10 часов утра 16 марта 2007 года Закон о
собственности был принят большинством в 2 799 голосов. Его рассмотрение
прошло семь чтений за 13 лет, это было самое длительное рассмотрение
гражданского закона в истории законодательства народного Китая».
Этот закон подал официальный сигнал одобрения фактической приватизации,
которая происходила в крупных городах с тех пор, как правительство начало
передавать государственное жилье работникам госпредприятий. Хотя официально вся
городская земля принадлежит государству, арендаторам домов предоставляется
более длительный срок аренды, чем в сельской местности (до 70 или 80 лет). С
конца 1990-х годов государственные банки выдают ипотечные кредиты – впервые
после революции, – и сегодня они составляют значительную часть портфолио
банковской системы. Права землепользования покупаются и продаются так, как
если бы земельный участок принадлежал арендатору.
Годом позже
третий пленум 17-го ЦК КПК, 19 октября 2008 г., заявил о намерении «преобразовать всю
сельскую политику». В том, что Синьхуа назвало «эпохальным политическим
документом», ЦК разрешил мелким фермерам продавать свое право на обработку
земли. Цель заключалась в консолидации земельных владений и поощрении
«неэкономичных» фермеров к поиску другой работы.
Символично, что
новая реформа произошла накануне 30-летия «реформ» Дэн Сяопина, в результате
которых коллективные хозяйства были разрушены и заменены индивидуальными
фермерскими хозяйствами в соответствии с Системой ответственности домашних
хозяйств.
Решение ЦК
заложило основу политики для создания и улучшения рынка передачи прав
землепользования, позволяя фермерам передавать свои права путем заключения
субподряда, аренды, обмена или создания акционерного общества. Это указывает на
сильный толчок к коммерциализации сельского хозяйства.
В соответствии с
новым порядком фермеры не будут напрямую владеть своей землей, поскольку земля
в Китае «принадлежит народу», но они будут наделены правами, аналогичными тем,
которые предоставлены городским жителям, на аренду, продажу или закладные
участков, которые они арендуют от местных коллективов по Системе семейной
ответственности.
С самого начала этот закон встретил жесткое сопротивление. Впервые он
был введен в 2002 году, но был отменен; повторно введенный в 2006 году, он не
прошел из-за юридических возражений, поскольку противоречил характеристике КНР
как социалистического государства. В конце концов оппозиция ему была подавлена
смесью мелких уступок и явного истощения ее сил.
Сторонники приватизации уже давно проводят кампанию по приватизации
земли, мобилизуя в процессе миллионы пострадавших фермеров, которые в период
«реформ» стали жертвами захвата земель без особой компенсации или возмещения
ущерба со стороны застройщиков и коррумпированных местных чиновников. По
достоверным оценкам, с 1992 по 2007 год около 20 миллионов фермеров были
изгнаны со своих земель.
Споры по поводу самовольного захвата земель, которых в 2007 году было
официально зарегистрировано 170 000 случаев, стали причиной большинства
беспорядков, названных властями «массовыми инцидентами».
О степени
несогласия с этим законом можно судить по заявлениям о его несоответствии социалистическим
принципам, подчеркнутой при его принятии.
Говоря словами
злорадствующего буржуазного журналиста: «Но неприятная правда состоит в том,
что «новая деревня» не будет «социалистической» … земля – последнее маоистское
табу. Теоретически это табу остается в силе. На самом деле оно уничтожено ».
С принятием
этого закона лагерь «реформаторов» одержал на своем счету самую значительную
победу. Те самые буржуазные писаки, которые воспевали демонтаж коллективных
хозяйств, введение Системы семейной ответственности – с ее передачей земли
отдельным семьям – как начало эпохи неслыханного процветания в сельской
местности и беспрецедентного роста сельскохозяйственного производства, теперь
аплодировали тому, что фактически является разрушением этой системы, поскольку
новый закон позволит фермерам «… объединяться с другими фермерами в современные
кооперативы агробизнеса или инвестировать доходы от передачи земли в новые
предприятия. Результатом будет революция в китайском сельском хозяйстве и
несельскохозяйственной занятости в сельской местности, поскольку рынок
сельскохозяйственных земель впервые откроется».
Другими словами,
открытие рынка сельскохозяйственных земель приведет к появлению в предстоящий
период, с одной стороны, небольшого класса богатых фермеров и корпораций,
аккумулирующих в своих руках обширные участки земли, а с другой стороны,
приведет к тому, что «неэкономичные» бедные фермеры будут согнаны с земель,
лишены ресурсов и превращены в безземельных крестьян, которым нечего продавать,
кроме своей рабочей силы, процветающим богатым фермерам в сельской местности,
или же они будут вынуждены искать средства к существованию в городах в качестве
рабочих-мигрантов.
Те, кто воспевал «свободные» мелкие крестьянские хозяйства в рамках
«реформ» 1978 года, теперь отказываются от этого и заявляют: «Запрет на торговлю землей или использование
ее в качестве залога для получения ссуд нанес огромный ущерб китайскому
сельскому хозяйству, лишая фермеров стимулов и сохраняя земли разделенными на нерентабельные участки, в среднем всего
1,5 акра».
Не так давно побудительным мотивом служил раздел земли на небольшие
участки; теперь же эти самые участки стали «нерентабельными». Они утверждают,
что реформы Дэна оставили в Китае миллионы
крошечных неэффективных производителей – примерно 200 миллионов домашних
хозяйств со средним размером земельного участка в 1,5 акра. Как всегда,
решение в глазах этих фундаменталистов свободного рынка состоит в том, чтобы
изгнать подавляющее большинство мелких фермеров с их земель и сконцентрировать
земли в руках гораздо меньшего числа людей, создав тем самым условия для
крупных хозяйств, масштабного капиталистического земледелия, ведущегося на
современных научных принципах, с доступом к современной сельскохозяйственной
технике и кредитным ресурсам.
Эта анахроничная система небольших ферм неспособна обеспечить продуктами
сеть быстрорастущих торговых точек, которые будут обслуживать богатые слои
общества, ищущие обилие более качественных продуктов питания в благоприятной
для здоровья окружающей среде. В 2007 году существовало 16 000
супермаркетов и гипермаркетов, обслуживаемых как китайскими, так и иностранными
операторами; кроме того, существовали крупные сети ресторанов: у американской
сети ресторанов KFC в Китае 2 000 точек, а у McDonalds – 800. Буржуазные
эксперты теперь трубят, будто они открыли новую Америку, что крестьянскому
хозяйству требуется около 250
акров, чтобы стать жизнеспособным экономическим
предложением для инвестиций в тракторы и другую сельскохозяйственную технику.
С принятием закона 2007 года и его распространением, с соответствующими
изменениями, на сельские районы, в котором было объявлено, что права фермера
являются правами частной собственности, субаренда в рамках 30-летней аренды
стала все более распространенной. Эта субаренда, в свою очередь, привела к
появлению частных компаний, которые могут арендовать большие участки
прилегающих земель для ведения крупномасштабного сельскохозяйственного
производства.
Таким образом,
ясно, что только крупное сельское хозяйство предлагает решение – вопрос только
в форме собственности. Коллективизация может быть только подобная той, что
практиковалась в Советском Союзе и КНР до «реформ». Аграрная реформа, которая
является общей для всех капиталистических стран, при которой через какое-то время
огромные массы крестьян должны быть согнаны с земель из-за бедности, так что
земли эти все больше будут сосредоточены в руках крошечного меньшинства богатых
капиталистических фермеров или агробизнеса.
Выбор между двумя формами коллективизации (?) – это не просто
технический вопрос. Это, прежде всего, классовый вопрос. Сторонники буржуазии и
капитализма в сельском хозяйстве, несомненно, за буржуазную агрореформу в том
виде, в каком она преобладает в капиталистических странах. Само собой
разумеется, что те, кто отстаивает дело социализма, – пролетариат и масса
крестьянства – стоят за социалистическую коллективизацию, ибо только она может
принести в деревню процветание и культуру.
Общая важность коллективизации
Критикуя политику деколлективизации сельского хозяйства, проводимую
китайскими "реформистами”, мы обращаемся к Ленину, который остается для нас
теперь, как и в прошлом, поистине неисчерпаемым источником диалектической
творческой мысли и теоретической сокровищницей. Вот кратко ленинские взгляды на
важность коллективизации сельского хозяйства в связи с вопросом о строительстве
материальных основ социализма в деревне. Из этих заявлений станет совершенно
ясно, что деколлективизация сельского хозяйства, даже если она предпринята «во
имя улучшения социализма», есть не что иное, как защита капитализма в сельском
хозяйстве:
Во-первых,
коллективизация имеет огромное значение для крестьянства, ибо мелкое
крестьянское хозяйство неминуемо ведет к разорению и обнищанию подавляющего
большинства крестьянского населения. По словам Ленина:
• «Мелким
хозяйствам из нужды не выйти»;
• «Система
мелкого хозяйства при товарном производстве не в состоянии избавить человечество от нищеты масс и
угнетения их»;
• «Если мы
будем сидеть по-старому в мелких хозяйствах, хотя и вольными гражданами на
вольной земле, нам все равно грозит неминуемая гибель».
Во-вторых, только посредством коллективизации
рабочий класс, обладающий государственной властью, может обеспечить прочное
следование за ним масс крестьян; только путем коллективизации рабочий класс
может эффективно поддерживать свое руководство основной массой крестьянства.
• «Лишь
в том случае, если удастся на деле показать крестьянам преимущества
общественной, коллективной, товарищеской, артельной обработки земли, лишь, если
удастся помочь крестьянину, при помощи товарищеского, артельного хозяйства,
тогда только рабочий класс, держащий в своих руках государственную власть,
действительно докажет крестьянину свою правоту, действительно привлечет
на свою сторону прочно и настоящим образом многомиллионную
крестьянскую массу».
В-третьих, «Пока
мы живем в мелкокрестьянской стране, для капитализма в России есть более
прочная экономическая база, чем для коммунизма …». И далее «Мелкое производство порождает капитализм
и буржуазию постоянно, ежедневно, ежечасно, стихийно и в массовом порядке».
В-четвертых, колхозы – это среда, которая лучше всего
подходит для преобразования индивидуалистического крестьянства в духе коллективизма,
в духе социализма, тем самым приближая его к рабочему классу. Они –
единственное средство, с помощью которого связь между рабочим классом и
крестьянством может быть усилена таким образом, чтобы приблизить крестьянство к
рабочему классу и тем самым проложить путь к ликвидации классов. По словам
Сталина, «кто этого не понимает или не хочет
признать, тот не марксист, не ленинец, а "крестьянский философ”, смотрящий
назад, а не вперед».
Наконец, колхозы – это посредник, который
устанавливает связь между рабочим классом и крестьянством, основанную на
металле, на новом техническом оборудовании и на коллективном труде, и именно
такая связь требуется для переделки мелкого земледельца. По словам Ленина, «дело переработки мелкого земледельца,
переработки всей его психологии и навыков есть дело, требующее поколений.
Решить этот вопрос по отношению к мелкому земледельцу, оздоровить, так сказать,
всю его психологию может только материальная база, техника, применение
тракторов и машин в земледелии в массовом масштабе, электрификация в массовом
масштабе. Вот что в корне и с громадной быстротой переделало бы мелкого
земледельца».
В свете
вышесказанного ясно видно, что противники коллективизации сельского хозяйства
являются врагами крестьянства, врагами рабочего класса и врагами социализма и
коммунизма. В равной степени ясно видно, что этот ленинский план коренным
образом отличается от реакционной программы, выдвинутой «реформистами», которые
деколлективизировали сельское хозяйство в Китае.
Сталин И.В. «К вопросам аграрной политики в СССР": речь на конференции
аграрников-марксистов 27 декабря1929 г.
Cочинения. – Т. 12. – М.: Государственное издательство политической литературы,
1949. - С. 165.
«По данным
Министерства земельных ресурсов в Пекине, в период с 1998 по 2005 год было
совершено более миллиона незаконных захватов земель, обычно под фабрики или
многоквартирные дома, и фермеры часто получали небольшую компенсацию или вообще
ничего не получали» (Geoff Dyer "Taking the countryside: why
agribusinesses may reap profits and problems for China", Financial Times,
4 апреля 2007 г.).
По данным Всемирного банка, в период с 1990 по 2010 год местные органы власти
экспроприировали землю у фермеров за сумму на 2 трлн. юаней меньше ее рыночной
стоимости. «В период с 1980 по 2003 год около 50-66 миллионов крестьян потеряли
все или часть своих сельскохозяйственных угодий и домов, что составляет 13% от
общей обрабатываемой земли Китая» из-за того, что местные власти использовали
изменение землепользования как способ получения денежных средств (см. Goodman.
- С.169).
Закон, провозглашая государственную «собственность» доминирующей в
социалистической системе Китая, также впервые пытается определить и защитить
частную собственность.
«Эффективная собственность частных граждан не только предусмотрена конституцией
Китая… но это также общее стремление и настоятельное требование народа», -
сказал Ван Чжаого, заместитель председателя Всекитайского собрания народных
представителей (ВНК), представляя закон. По его словам, закон гарантирует, что
различные экономические интересы будут пользоваться «одинаковыми правами,
соблюдать одни и те же правила и нести одинаковые обязанности». Те, кто яростно
выступал против этого закона, правильно восприняли его как троянского коня,
преследующего цели оптовой приватизации экономики. Именно это противодействие
привело к тому, что принятие закона было отложено на год - изначально он должен
был быть принят Всекитайским собранием народных представителей в 2006 году.
Окончательная формулировка законопроекта с его пространными ссылками на
первостепенность «социалистической системы» и «государственной собственности»
отражали мнение этой оппозиции и были направлены на ее успокоение. Законопроект
также недвусмысленно отвергает любые изменения в «коллективной» собственности
на сельскую землю, на которую фермеры имеют просто права пользования,
ограниченные сроками действия контракта. В статье, озаглавленной «Равная защита
государственной и частной собственности», штатный корреспондент Лю Рюцай
написал по поводу этого закона в China Daily: " Некоторые эксперты
рассматривают принятие Закона о собственности как окончательное установление
рыночной экономики Китая” (май 2007). Далее он добавил: "Считается также, что
Закон о собственности произвел революцию во всей концепции собственности.
"То, что интересы государства и коллективов превыше всего, внушается нам с
детства, но Закон о собственности официально устанавливает равную защиту как
частных интересов, так и интересов государства и коллективов. В этом его
величайшее значение», - считает Лю Минь, аспирант Китайского университета
политических наук и права. Ортодоксальное образование в Китае действительно
подчеркивает, что личные интересы стоят на втором месте после интересов
государства и коллективов. Однако Закон о собственности, принятый на сессии
ВСНП 2007 года, четко оговаривает, что государственная, коллективная,
индивидуальная и иная собственность охраняются законом”.
Rosemary Richter "The fat lady sings in China’s
opera of reform", The Times, 20 октября 2008 г.
См. Lardy, Markets
over Mao. - С. 61.
Ленин В.И. ПСС.
- Т. XХ. - С. 122.
Ленин В.И. ПСС.
- Т. 24. - С. 579.
Сталин И.В.
Соч. - Т. 11. - С. 76.
|