Оппортунизм – буржуазная агентура в революционном рабочем
и коммунистическом движении
Часть 1. Часть 2. Часть 3.
Часть 4. Часть 5. Часть 6.
В.А. Сапрыкин
Суть
давних и новейших приёмов оппортунистов в коммунистическом движении –
«стремление убить марксизм «посредством мягкости», удушить посредством
объятий, путём якобы признания «всех» «истинно научных» сторон и элементов
марксизма, кроме «агитаторской», «демагогической», «бланкистски-утопической»
стороны его. Другими словами: взять из марксизма всё, что приемлемо для
либеральной буржуазии, вплоть до борьбы за реформы, вплоть до классовой борьбы
(без диктатуры пролетариата), вплоть до «общего» признания»
социалистических идеалов» и смены капитализма «новым строем», и отбросить
«только» живую душу марксизма, «только» его революционность» (Здесь и далее
выделено мной. – В.С.)
В.И. Ленин.
Крах II
Интернационала. // Полн. собр. соч., т. 26, с. 227.
«Рабочий
класс не может осуществить своей всемирно-революционной цели, не ведя
беспощадной войны с этим ренегатством, бесхарактерностью, прислужничеством
оппортунизму и беспримерным теоретическим опошлением марксизма». … «Война
оппортунистам и социал-шовинистам, они – изменники. … Оппортунисты, это
буржуазные враги пролетарской революции, которые в мирное время ведут свою
буржуазную работу тайком, ютясь внутри рабочих партий…».
В.И. Ленин.
Пролетарская революция и ренегат Каутский; Что же дальше? (О задачах рабочих
партий по отношению к оппортунизму и социал-шовинизму) Полн. собр. соч., т. 37,
с. 238; т. 26, с. 113–114
Рубеж ХХ–XXI столетий ознаменовался поражением
социализма и победой буржуазной контрреволюции в СССР и ряде других государств
Европы. Контрреволюционные силы, внутренние и внешние, уничтожили СССР как
могущественный субъект геополитического пространства, страна расчленена на 15 «независимых» государств, над большинством
из которых установлен контроль США и НАТО. Уничтожен оборонительный Варшавский
договор, и контрреволюция имплантирована в страны Восточной Европы. США и блок
НАТО, агрессивный и отмобилизованный, в «мирное»
время открыто осуществляют оккупацию многих зон земного шара. Происходит
лавинообразный рост милитаризма, шовинизма, расизма в странах НАТО, но в первую
очередь – в США. Резко обнажилась тенденция фашизации всей внешнеполитической
стратегии этого государства. Американский ( США ) империализм (демонстрирует
фашистскую идею военной экспансии, расового превосходства, тотального насилия.
Он разбомбил Югославию, Ирак, Ливию, ведёт войну в Афганистане, Сирии, грозит
Ирану, КНДР, Венесуэле и другим государствам планеты. Вновь публично заявлено о
возможности применения ядерного оружия против России. Американский фашизм на
деле осуществляет идею мирового господства.
Таковы лишь главные результаты
победы контрреволюции в СССР как для нашей страны, так и для всего мира. На
самом деле их значительно больше, они масштабнее и опаснее, чем это кажется на
первый взгляд. Их можно выразить одной формулой: в результате антисоветской, антисоциалистической контрреволюции,
расползающейся по всей планете, мировая цивилизация, то есть вся материальная и
духовная структура человеческого общества на современной стадии его развития,
обращена вспять. В глобальном масштабе произошёл обвальный регресс человеческой
истории. Сколь долго он может продолжаться – покажет только время и
состояние классовых сил, противостоящих империалистической контрреволюции.
Но коммунисты не могут ждать сложа
руки. Они призваны возглавить борьбу против империалистической контрреволюции,
которая будет продолжаться, пока её не остановят. Если мы сегодня разбиты, то
«нам не остаётся ничего другого, как начинать сначала»… А
это значит – консолидировать наши ряды, очищать их от тлетворного влияния
оппортунизма и ревизионизма, сектантства и кружковщины, учиться у наших великих
мыслителей-революционеров К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина.
Мы должны постоянно помнить о том, что существует тесная, внутренняя «связь
империализма с оппортунизмом», что нельзя «отмахиваться от факта связи
империализма с оппортунизмом в рабочем движении», такой «оптимизм
насчёт оппортунизма, это – оптимизм, служащий к прикрытию оппортунизма».
… «Опаснее
всего в этом отношении люди, не желающие понять, что борьба с империализмом,
если она не связана неразрывно с борьбой против оппортунизма, есть пустая и
лживая фраза».
По моему мнению, сегодня это
проблема номер один, ибо «освобождение
рабочих может быть только делом самих рабочих, без сознательности и
организованности масс, без подготовки и воспитания их открытой классовой
борьбой со всей буржуазией о социалистической революции не может быть и речи».
Коммунисты, если они марксисты, не могут рассчитывать на «счастливый случай»,
думать, что всё обойдётся само собой, или, как утверждал обер-оппортунист КПРФ
г-н Зюганов, «режим Ельцина настолько
слаб, что скоро упадёт сам»… Полагать так означает уповать на стихийный ход
событий и идти вслед за оппортунистами, обманывать трудящихся – «завтра станет лучше» – и укреплять
контрреволюционную реставрацию капитализма. А это значит также, что общество будет
«гнить», как оно гниет сегодня в
России и всюду, где утверждается его препохабие капитализм. Иногда это «гниение затягивается на целые десятилетия».
I.
Марксизм-ленинизм в борьбе с оппортунизмом. Поучительные, непреходящие уроки
В марксистско-ленинском
теоретическом, политическом и социально-практическом наследии проблема борьбы с
оппортунизмом (правым и левым) как пособником буржуазии, оружием против
революционного пролетариата и социализма занимает центральное место. Это –
ярчайшая и весьма поучительная, непреходящая страница в многогранной
революционной деятельности гениальных вождей рабочего класса К. Маркса,
Ф. Энгельса, В.И. Ленина. В великой и бессмертной «книге» под
названием «МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ», теперь принадлежащей всему
прогрессивному человечеству, рассказывается и показывается, почему и как нужно бороться с
оппортунистическими теориями, противостоящими научной идеологии рабочего
класса, что нужно делать коммунистам,
чтобы ложные идеи и их лживые создатели в очередной раз не обманули трудящихся,
не помогли надеть на них ярмо рабов и крепостных.
История
революционной борьбы пролетариата на основе множества событий, явлений и фактов
подводит к главному выводу: все оппортунисты, как отечественные, так и
зарубежные, с одной стороны, являются объективно прислужниками, скрытой
агентурой буржуазии, а с другой – открытыми и последовательными врагами
марксизма-ленинизма, к нему они испытывают особую ненависть, с ним ведут
яростную войну не на жизнь, а на смерть. И это вполне
объяснимо. В великом учении они, оппортунисты всех мастей и разновидностей,
видят главную опасность для своего существования. Там, где гениальная теория и
методология овладеваеют умами людей, там нет и не может быть места
оппортунистическим и ревизионистским вывихам. Будучи не в состоянии одолеть в «открытом фронтальном бою» научную
идеологию рабочего класса, созданную К. Марксом и Ф. Энгельсом,
развитую и обогащённую В.И. Лениным, оппортунисты во все времена прибегают
к одним и тем же недостойным приёмам: уловкам, увёрткам псевдонаучной
софистики, передержкам, подтасовкам, откровенной лжи, а когда приходится
особенно туго – к циничному лицемерию и виртуозному проституированию марксизма.
Характеризуя подобные способы
борьбы оппортунистов с марксизмом, В.И. Ленин писал: «Каутскому приходится буквально мошенничать на каждом шагу, чтобы
прикрывать своё ренегатство! … Все увёртки, софизмы, мошеннические
фальсификации для того и нужны Каутскому, чтобы отговориться от насильственной
революции, чтобы прикрыть своё отречение от неё, свой переход на сторону
либеральной рабочей политики, т.е. на сторону буржуазии. Здесь зарыта собака».
Убери из этой характеристики фамилию давнего лидера германской
социал-демократии и теоретика II
Интернационала, поставь на её место имя нынешнего председателя – богоискателя
ЦК КПРФ, главу СКП-КПСС и многолетнего парламентария буржуазной Думы РФ
Зюганова, и перед нами предстанет классический образ правого
оппортуниста-ренегата. Ничего нового в идеологии, политике, морали этого
внучатого наследника российских и европейских зюдекумов мы не видим: те же
увёртки и мошеннические спекуляции, лишь более грубые, примитивные и жалкие.
Налицо явное измельчание и вырождение современных фальсификаторов
марксизма-ленинизма – идейно-политическое, интеллектуальное, нравственное.
Борьба
с оппортунизмом и оппортунистами – это не академическая интеллектуальная забава
и не публицистическая тренировка пера. Это одно из центральных направлений
всемирной классовой борьбы, когда по разную сторону социальных баррикад стоят
смертельные враги и ведут бой не на жизнь, а на смерть.
Сама логика пролетарской классовой борьбы, необходимость защиты интересов
эксплуатируемых народных масс ставили и ставят вопрос предельно ясно и жёстко:
никаких компромиссов, никаких снисхождений не может быть в отношении к оппортунизму.
«Война оппортунистам и социал-шовинистам,
они – изменники. … Оппортунисты, это – буржуазные враги пролетарской революции…».
Следует, однако, заметить, что
современные оппортунистические деятели, особенно из КПРФ, уклоняются от прямой
и публичной полемики по существу дела и постоянно прибегают к обвинениям своих
идейных противников в некоей грубости и даже оскорблениях. Приём давний столь
же наивный, сколь и фальшивый. Во-первых, делая обиженную мину, они тем самым
применяют любимую ими софистическую увёртку, подменяя сам предмет политического
и идеологического спора. Во-вторых (и это самое главное), в классовой войне
есть одна, рождённая самой жизнью, аксиома: когда контрреволюционного
противника называют врагом, политического ренегата – отступником, изменником, а
идейного фальсификатора и откровенного лжеца – мошенником, то это
–«оскорбление» лишь в обывательском, мещански-невежественном понимании. В
научном, политическом, классово содержательном смысле – это точная, сущностная
характеристика самого явления и его субъекта (носителя), в данном контексте –
оппортунизма и оппортунистов. В-третьих, деланная обида оппортунистов говорит о
главном: у них нет за душой никаких аргументов и доказательств собственной
правоты и неправоты марксистов, маска обиженных и невинно оскорблённых –
наглядное свидетельство полной несостоятельности оппортунистов. В идейной
классовой войне (как и в войне вооружённой) не обижаются, а преодолевают своего
противника силой, в данном случае – силой исторической, социальной правды, неопровержимостью
и мощью научных фактов и доказательств. Марксизм тем и силён, что он был и
остаётся великой наукой о развитии общества в самом точном и высшем понимании
этого слова. А общество со всеми своими извивами и коллизиями продолжает
развиваться в соответствии с объективными законами, открытыми марксизмом.
Наконец, в-четвёртых, уже давно В.И. Ленин говорил, что большевики ведут
непримиримую борьбу с оппортунистическими и социал-шовинистическими вождями
отнюдь не ради самой этой борьбы и не ради того, чтобы «опорочить» этих вождей, а исключительно для защиты рабочего класса,
привлечения его на сторону революции, на сторону социализма.
Вот как в действительности обстоит
дело с так называемыми «оскорблениями» оппортунистов и оппортунизма в целом.
Они хотели бы и невинность соблюсти, и одновременно делать своё контрреволюционное
дело. Возникнув ещё примерно в середине XIX века, оппортунизм с первых своих
шагов, прямо или косвенно, путём соглашательства и открытой капитуляции перед
капиталом, не останавливаясь перед применением даже провокационных действий,
стал предавать рабочее движение, подчиняя его интересам и власти классового
противника – буржуазии. Такова изначальная историческая правда. «Оппортунизм порождался в течение десятилетий
особенностями такой эпохи развития капитализма, – писал В.И. Ленин, – когда сравнительно мирное и культурное
существование слоя привилегированных рабочих «обуржуазивало» их, давало им
крохи от прибылей своего, национального капитала, отрывало от бедствий,
страданий и революционных настроений разоряемой и нищей массы».
Губительную, реакционную роль
оппортунизма в полной мере можно увидеть и осознать через призму исторической
классовой борьбы. Теория классовой борьбы, принадлежащая марксизму, имеет громадное
методологическое значение: она
помогает понять реальное классовое содержание идеологической и политической
борьбы во всех её формах, разглядеть классовую «физиономию» всех противников
пролетариата, и в том числе оппортунистов и ревизионистов разных мастей, в
какие бы одежды они ни рядились. Как подчёркивал В.И. Ленин, люди всегда
были и будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не
научатся разыскивать за любыми социальными фразами, заявлениями, обещаниями
интересы тех или иных классов. Разве горбачёвщина, обещавшая людям «социализм с
демократическим лицом», не есть трагический пример с обманом и самообманом?! Как говорится, пошли по шерсть, а вернулись
стриженными… Но пошли не сами – их позвали изменники и предатели дела
социализма!
… Проходит историческое время,
сменяются эпохи, происходят малые и великие события на планете, появляются и
исчезают гениальные и ничтожные персонажи на отечественной и мировой сцене
политического театра, но не меняется смысл и направленность КЛАССОВОЙ
БОРЬБЫ, её движущие силы – пока человеческое общество разделено на
антагонистические, враждующие классы. «История всех до сих пор существовавших
обществ была историей борьбы классов, – гласит ничем и никем не
опровергнутый вывод великой науки по имени «МАРКСИЗМ». – Свободный
и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче,
угнетающий и угнетатель находились в вечном антагонизме друг к другу, вели
непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным
переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов».
Так многие столетия развивалось
общество: от рабства, первой в истории человечества классово-антагонистической
общественно-экономической формации, - и до капитализма, последней
эксплуататорской в поступательном движении социального прогресса формации.
Капитализм максимально обнажил, вскрыл классовые противоречия: два больших
взаимосвязанных и в то же время враждебных класса – буржуазия и пролетариат –
возникли и вынуждены были взаимодействовать как непримиримые, смертельные
социальные антагонисты, их борьба друг с другом стала определять огромную по
времени историческую эпоху, особенно в XIX–ХХ столетиях, а теперь вот и в ХХI веке. Это борьба разная: то скрытая, то
явная, но она идёт и сегодня. И будет
идти до конца – до победы ТРУДА над КАПИТАЛОМ, а это значит, до победы рабочего
класса, всех трудящихся над эксплуататорами, захребетниками, паразитами.
При этом каждый борющийся класс
опирается на свою систему взглядов и идей, в которых осознаются отношения людей
к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также
содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на
закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений. Именно в
сфере ИДЕОЛОГИИ отражаются положение общественных классов, их
коренные интересы. В классовом
обществе идеология всегда носит классовый характер. В обществе, раздираемом классовыми противоречиями, не может быть
никогда внеклассовой или надклассовой идеологии (В.И. Ленин). Но
признание классового характера идеологии не означает, что класс в целом творит
свою идеологию. Как теоретически разработанное сознание класса идеология
создаётся теми его представителями (идеологами), которые, по словам
К. Маркса, теоретически приходят
к тем же выводам, к которым класс в целом приходит практически. Из условий
жизни класса стихийно возникает не
идеология, а общественная психология
данного класса, создающая определённую почву для выработки, распространения и
усвоения его идеологии.
Именно поэтому возникает вопрос о
политической партии – передовом и сознательном авангарде революционного
рабочего класса. Это она, ПАРТИЯ,
призвана вносить в массы, в рабочее движение научную, марксистско-ленинскую
идеологию. «Мы видим в самостоятельной, непримиримо марксистской, партии
революционного пролетариата единственный залог победы социализма и путь к
победе, наиболее свободный от шатаний». Но «только партия, руководимая
передовой теорией» может «выполнить роль передового борца».
Эти аксиоматические, в сущности
прописные для марксизма-ленинизма, истины приходится воспроизводить потому, что
на определённом этапе КПСС перестала выполнять эту функцию, предоставив
обществу и самой себе бродить в потёмках массовой психологии, теряя прежнюю
заряженность духом революции и перспектив социализма. Что же касается КПРФ,
которая объявляет себя наследницей КПСС, то тут вообще дело обстоит из рук вон
плохо. Она насквозь, сверху и донизу, пронизана причудливой смесью зюгановской
идеологии, которая теперь настойчиво продвигается в компартии государств СНГ и
даже Европы. В сознание коммунистов постоянно внедряется мысль об устарелости
марксизма, о чрезвычайном радикализме большевизма, т.е. ленинизма. Иначе
говоря, зюгановщина окончательно
разлагает коммунистическое движение на широком, стратегическом пространстве
классовой борьбы.
Между тем подлинно научную
идеологию рабочего класса создали К. Маркс и Ф. Энгельс, в дальнейшем
её обогатил и развил В.И. Ленин. Возникновение марксизма было революцией в
истории общественной мысли и создало коренной перелом в освободительном
движении. В.И. Ленин ввёл и обосновал понятие «научная идеология». Это понятие имеет огромное методологическое значение в борьбе против оппортунизма и
ревизионизма. Согласно В.И. Ленину, научная идеология «основывается на высоком материале
человеческого знания, предполагает высокое развитие науки, требует научной
работы…». Характеризуя научную и ненаучную идеологию, В.И. Ленин
говорил, что «всякой научной идеологии (в отличие, например, от религиозной) соответствует объективная истина,
абсолютная природа».
Такой научной идеологией был и
остаётся марксизм – учение научного социализма, являющееся «пролетарской
идеологией». Учение К. Маркса,
Ф. Энгельса и В.И. Ленина служило и служит просвещению и организации
рабочего класса, всех трудящихся современного общества, указывает задачи и
доказывает неизбежную – в силу экономического развития – замену
капиталистического строя новыми порядками. Неудивительно, говорил
В.И. Ленин, что учение Маркса «должно
было с боя брать каждый свой шаг на жизненном пути».
Сегодня этот бой продолжается и
носит он всемирный и небывало ожесточённый характер. Нынешнему поколению
коммунистов нельзя забывать историю этой борьбы, помня, учиться и извлекать
необходимые уроки. Ведь уже в XIX
веке «все силы старой Европы
объединились для священной травли» призрака коммунизма: «папа и царь (Пий IX и Николай I), Меттерних
и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские». А
рядом, и даже в союзе с ними, против марксизма стали бороться самые различные
идеалистические, ревизионистские, пробуржуазные теории и их создатели. Первые полвека
своего существования (с 40-х годов XIX века) марксизм боролся с теориями, враждебными
ему в корне. В первой половине 40-х годов Маркс и Энгельс вели борьбу с
радикальными младогегельянцами, стоявшими на точке зрения философского
идеализма. В конце 40-х годов идёт борьба в области экономических учений –
против прудонизма. (Французский анархист
Прудон мечтал увековечить мелкую частную собственность, предлагал организовать
«народный» и «обменный» банки, при помощи которых рабочие якобы смогут обзавестись
собственными средствами производства и обеспечить «справедливый» сбыт своих
продуктов. Прудон не понимал исторической роли пролетариата, отрицательно относился
к классовой борьбе, пролетарской революции и диктатуре пролетариата, с
анархистских позиций отрицал необходимость государства.)
Маркс и Энгельс вели
последовательную борьбу с попытками прудонистов навязать свои взгляды I Интернационалу. Прудонизм был
подвергнут уничтожающей критике в работе К. Маркса «Нищета философии». Решительная
борьба с прудонизмом окончилась полной победой марксизма. Позднее идеи
прудонизма широко использовались буржуазными идеологами для проповеди
классового сотрудничества. В.И. Ленин называл прудонизм «тупоумием мещанина и филистера».
Пятидесятые годы XIX века завершают этот этап борьбы:
критика партий и учений, проявивших себя в ходе Французской революции 1848–1849
гг. Уроки революции, поведение различных классовых сил и их теоретиков
тщательно изучались Марксом и Энгельсом. Они извлекли из опыта революции во
Франции ряд важнейших выводов по вопросам теории научного социализма, стратегии
и тактики классовой борьбы пролетариата. Так, К. Маркс пишет работу
«Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.», которая была издана уже в 1850 г. в немецком журнале «Neue Rheinische Zeitung. Politisc- ökonomische Revue».
В ней К. Маркс развивает теорию
классовой борьбы и революции:
а) он формулирует важнейшее
обобщение: «революции – локомотивы истории» (гигантское ускорение
исторического развития происходит в революционные периоды);
б) характеризуя революционный
социализм, он даёт определение непрерывной революции: «этот социализм
есть объявление непрерывной революции, классовая диктатура как необходимая
переходная ступень к уничтожению классовых различий вообще, к уничтожению всех
производственных отношений, на которых покоятся эти различия, к уничтожению
всех общественных отношений, соответствующих этим производственным отношениям,
к перевороту во всех идеях, вытекающих из этих общественных отношений»;
в) он впервые употребляет понятие «диктатура
пролетариата» и формулу «обобществление средств производства»;
г) он говорит о союзе
пролетариата и крестьянства как одном из основных условий победы революции;
д) он отмечает, что «каждая
общественная эпоха нуждается в своих великих людях…».
Маркс К. и
Энгельс Ф. Соч. - Т. 8. - С. 6.
Ленин В.И.
Империализм, как высшая стадия капитализма // Полн. собр. соч. - Т. 27. - С.
423–424.
Ленин В.И. Две
тактики социал-демократии в демократической революции // Полн. собр. соч. - Т. 11.
- С. 16.
Ленин В.И.
Последнее слово «искровской» тактики или потешные выборы, как новые
побудительные мотивы для восстания // Полн. собр. соч. - Т. 11. - С. 367.
Ленин В.И.
Пролетарская революция и ренегат Каутский // Полн. собр. соч. - Т. 37. - С.
247.
Ленин В.И. Что
же дальше? (О задачах рабочих партий по отношению к оппортунизму и
социал-шовинизму) // Полн. собр. соч. - Т. 26. - С. 113–114.
Ленин В.И. Крах II Интернационала // Полн. собр. соч. - Т. 26. - С.
248.
Маркс К. и
Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Соч. - Т. 4. - С. 424.
См.: Ленин В.И.
Что делать? // Полн. собр. соч. - Т. 6. - С. 25; его же, О боевом соглашении
для восстания // Полн. собр. соч. - Т. 9. - С. 275.
Ленин В.И.
Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. - Т. 18. - С. 138.
Ленин В.И.
Политическая агитация и «классовая точка зрения» // Полн. собр. соч. - Т. 6. -
С. 269.
Ленин В.И.
Марксизм и ревизионизм // Полн. собр. соч. - Т. 17. - С. 17.
Маркс К. и
Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Соч. - Т. 4. - С. 421.
См.: Маркс К.
Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. - Т. 7. -
С. 86, 91, 31, 40, 62.
|