Международный теоретический и общественно-политический журнал "Марксизм и современность" Официальный сайт

  
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход Официальный сайт.

 Международный теоретический
и общественно-политический
журнал
СКУ

Зарегистринрован
в Госкомпечати Украины 30.11.1994,
регистрационное
свидетельство КВ № 1089

                  

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Меню сайта
Рубрики журнала
Номера журналов
Наш опрос
Ваше отношение к марксизму
Всего ответов: 650
Объявления
[22.02.2019][Информация]
Вышел новый номер журнала за 2016-2017 гг. (0)
[02.09.2015][Информация]
Вышел из печати новый номер 1-2 (53-54) журнала "Марксизм и современность" за 2014-2015 гг (0)
[09.06.2013][Информация]
Восстание – есть правда! (1)
[03.06.2012][Информация]
В архив сайта загружены все недостающие номера журнала. (0)
[27.03.2012][Информация]
Прошла акция солидарности с рабочими Казахстана (0)
[27.03.2012][Информация]
Печальна весть: ушел из жизни Владимир Глебович Кузьмин. (2)
[04.03.2012][Информация]
встреча комсомольских организаций бывших социалистических стран (0)
Главная » Статьи » Рубрики » ОППОРТУНИЗМ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Оппортунизм – буржуазная агентура в революционном рабочем и коммунистическом движении (3)

Оппортунизм – буржуазная агентура в революционном рабочем и коммунистическом движении (3)

Часть 1. Часть 2. Часть 3.
Часть 4. Часть 5. Часть 6.

В.А. Сапрыкин

В России, уверяют апологеты Зюганова, были разные лидеры: одни действовали во имя государства – Пётр Великий, Екатерина II, Ленин, Жуков, вторые – вопреки государству: протопоп Аввакум, Стенька Разин, и опять называются Ленин и большевики вместе с «революционным антикоммунистом Ельциным». «Но только один (!!!) российский политик на современном этапе отвечает парадоксальным образом требованиям обоих типов российского лидерства… Он выражает если не на все 100 %, то как минимум на 90 % эти запросы нации во многих своих компонентах. Для нас нет сомнения – это, конечно же, Геннадий Зюганов». … Ему «должны верить как Богу, отвечать полной преданностью и смело идти за ним в «даль светлую»[1].

Нет, это не чудится: Зюганов действительно сравнивается и противопоставляется не только Ленину, но и Петру I, и Екатерине II, и маршалу Жукову, и народному герою Разину, и даже неистовому Аввакуму… Всё это можно было бы смело и без всякого преувеличения назвать публицистическим шарлатанством, коих разливается по российским просторам неисчислимое множество. Но слишком очевидны неблаговидные политические и идеологические цели таких биографических упражнений, которых немало вокруг фигуры Зюганова. С одной стороны, намёками, экивоками, вульгарными историческими сравнениями и параллелизмами «снимается» образ Ленина из общественного сознания, податливого на подобные схемы, а с другой – внедряется в обыденную психологию совершенно фантастическая, мифологизированная фигура воинствующего богостроителя, правого оппортуниста, вульгарного ревизиониста Зюганова. Тем самым и прямо, и косвенно перечёркивается вся история революционной борьбы пролетариата за своё освобождение, всё ленинское теоретическое и политическое наследие, его непреходящая значимость для современного коммунистического движения.

И всё же надо ещё и ещё раз уточнить, в какую же «светлую даль» и на основе каких интеллектуальных упражнений вот уже 20 лет зовёт коммунистов и все народы мыслитель Зюганов? Его биографы говорят и об этом: «Став председателем сначала ЦИК, а позднее – ЦК КПРФ, Зюганов занялся систематическим внедрением в ткань марксистско-ленинских постулатов новых подходов, связанных с концепциями обновлённого социализма, идеей государственного патриотизма, державности и в определённой степени элементов русского национализма, теории устойчивого развития и даже признания православия как национальной духовной ценности»[2]. Трудно сказать, в полной ли мере авторы данной характеристики Зюганову понимают её суть, но независимо от этого они нарисовали убийственный образ коммуниста-расстриги, новоявленного оппортуниста правого толка, явного национал-шовиниста, эпигона буржуазных социологических концепций, прозелита-богоискателя. Таков нынче типичный образ оппортунистического борца с марксизмом-ленинизмом, великим наследием В.И. Ленина.

Но есть ещё один аспект этой борьбы, мимо которого никак нельзя пройти, не заметив его. Оппортунисты-зюгановцы и их штатные или добровольные помощники любят говорить о языке Ленина, что он писал резко, грубо и даже неряшливо. Им претит читать ленинские речи, статьи, книги, в которых революционер говорит о классовой борьбе пролетариата, о создании авангардной партии коммунистов, о борьбе с ними, оппортунистами и интеллигентами-хнытиками, паникёрами, перебежчиками, приспособленцами. Современные обвинители, сидя в тёплых кабинетах, ведя размеренный образ жизни, свободные от революционных страстей и бурь, менторски рассуждают о Ленине и об эпохе, в которую жил, творил и боролся – страстно, яростно, не щадя ни сил, ни самой жизни – пламенный революционер. Да, язык Ленина – и устный, и письменный был разным, в том числе резким и грубым. Как пишет последний директор Центрального музея В.И. Ленина В.Е. Мельниченко, в печатных трудах ленинские ругательства разбросаны порядком. Слова «дурак», «идиот», «кретин», «ублюдок» в Полном собрании сочинений встречаются не менее сотни раз. Но ещё чаще Ленин употреблял слова «революция», «революционер», «революционный», которые употреблены свыше 15 тысяч раз[3]. Вот этого факта оппортунистические «политики» почему-то вообще не «замечают». Как не хотят они видеть, по какому поводу, в отношении кого и в каких обстоятельствах произносились или писались резкие слова и выражения.

Во-первых, они были выражением и отражением политической борьбы, в которой решался вопрос «кто кого»… Особенно нетерпим был Ленин в отношении предателей, перерожденцев, перебежчиков, ставших врагами рабочего класса и революции. Во-вторых, как писала М. Шагинян, гнев Ленина против оппортунистов, против ренегатов в решающие минуты истории был рождён великой любовью к будущему, подобной материнской любви… В-третьих, как говорил Н.В. Устрялов – юрист, публицист, деятель кадетской партии, Ленин может быть назван посмертно величайшим выразителем русской стихии в её основных чертах. Он был, несомненно, русским с головы до ног. А стиль его речей, статей, «словечек»? О, тут нет ни грана французского пафоса, столь «классически революционного». Тут русский дух, тут Русью пахнет… (В скобках заметим, а уж русский народ мог ругнуться, когда жизнь вынуждала). В-четвертых, Ленин не был вульгарным «ругательником», по его собственным словам, он сам стоял «за смягчение их и уменьшение их числа», «ругательства… согласен смягчить, а равно и неприличные выражения». «Извиняюсь… за обилие резких слов: не могу писать иначе, когда говорю откровенно»[4]. Нынешним хулителям Ленина это трудно понять, ибо их любимое словечко нынче – «толерантность», которое в действительности выступает синонимом иных смысловых понятий – «соглашательство», «беспринципность», «трусость», «предательство». В-пятых, Ленин был блестяще образованным человеком и речью, как устной, так и письменной, владел искусно. Поэт Н.Г. Полетаев вспоминал, что Ленин «говорил так, как течёт река… Только одно различие с рекой: река не спешит, в её беге нет признаков пафоса, но этот пафос сжигает его, пафос насквозь прожигает окружающих…». А писатель К.А. Федин писал, что речь Ленина – это «расплавленный металл влит в податливую форму, настолько точно внешнее движение сопутствовало слову и так бурно протекала передача огненного смысла речи»….

Эта ленинская речь, теперь только письменная, могучее оружие в борьбе с оппортунистами и ревизионистами, как правыми, так и левыми, всеми врагами социализма и коммунизма. И как бы ни бесновались, ни лгали на Ленина, его наследие всегда будет служить делу освобождения рабочего класса, всех трудящихся от ига капитализма.

II. От Сталина до Горбачёва: время реанимации оппортунизма и консолидации контрреволюционных сил в СССР

Важнейший этап классовой борьбы с оппортунизмом связан с именем И.В. Сталина – выдающегося деятеля российского и международного революционного рабочего движения, Коммунистической партии и Советского государства. После ухода из жизни В.И. Ленина И.В. Сталин, как блестящий теоретик и крупнейший организатор, возглавил борьбу партии против троцкистов, правых оппортунистов, буржуазных националистов, против всех затаившихся врагов Советской власти и капиталистического окружения. Это была тяжёлая, нередко драматическая борьба, требовавшая огромных усилий по выявлению враждебных сил, стремившихся «оказать сопротивление капиталистических элементов города и деревни наступлению социализма»[5], сорвать процесс социалистического строительства в СССР. Выступая в апреле 1929 года на пленуме ЦК ВКП (б), Сталин в своей речи «О правом уклоне в ВКП (б)» предупреждал партию и советский народ о том, что происходит «перегруппировка сил классовых врагов пролетариата, имеющая своей целью отстоять старое против нового»[6].

И.В. Сталин чётко видел расстановку классовых сил в странах капитала, оценивал классовые сдвиги в СССР и, исходя из классового анализа, формировал главные задачи как для ВКП (б), так и для зарубежных компартий. Они содержатся в той же речи «О правом уклоне в ВКП (б). Вот как они выглядели тогда:

задача заострения борьбы против социал-демократии, и прежде всего против её «левого» крыла, как социальной опоры капитализма;

задача заострения борьбы против правых элементов в компартиях, как агентуры социал-демократического влияния, очищение компартий от социал-демократических традиций;

отсюда – так называемая новая тактика в профсоюзах. «Некоторые товарищи, – говорил Сталин, – не понимают смысла и значения этих лозунгов. Но марксист всегда поймёт, что без проведения в жизнь этих лозунгов немыслима подготовка пролетарских масс к новым классовым боям, немыслима победа над социал-демократией, невозможно провести отбор действительных лидеров коммунистического движения, способных повести рабочий класс на борьбу за свержение капитализма»[7].

Решение этих задач ЦК ВКП (б) под руководством И.В. Сталина последовательно и настойчиво проводил в жизнь. Уже через пять лет, на XVII съезде в 1934 году будут подведены некоторые итоги проделанной в партии и в стране работы. «Настоящий съезд, – говорил в Отчётном докладе Сталин, – проходит под флагом победы ленинизма, под флагом ликвидации остатков антиленинских группировок. Разбита и рассеяна антиленинская группа троцкистов. Её организаторы околачиваются теперь на задворках буржуазных партий. Разбита и рассеяна антиленинская группа правых уклонистов. Её организаторы давно уже отреклись от своих взглядов и теперь всячески стараются загладить свои грехи перед партией. Разбиты и рассеяны национал-уклонистские группировки. Их организаторы либо окончательно спаялись с интервенционистской эмиграцией, либо принесли повинную»[8].

Но И.В. Сталин, как и раньше В.И. Ленин, хорошо понимал, что борьба с буржуазной, антимарксистской оппортунистической идеологией и её конкретными носителями – не кампания, а постоянная, длительная и архисложная работа партии, каждого коммуниста на весь исторический период строительства социализма. Он предупреждал, что не следует почивать на лаврах, проявлять беспечность. «Можно ли сказать, что мы уже преодолели все пережитки капитализма в экономике? – говорил он на XVII съезде ВКП (б). – Нет, нельзя этого сказать. Тем более нельзя сказать, что мы преодолели пережитки капитализма в сознании людей. … Понятно, что эти пережитки не могут не являться благоприятной почвой для оживления идеологии разбитых антиленинских групп в головах отдельных членов партии. Добавьте к этому не очень высокий теоретический уровень большинства членов нашей партии…»[9]

В течение всей своей жизни И.В. Сталин особое внимание обращал на качественное состояние партии, организационную сплочённость и идейно-политическую закалку коммунистов. На XVIII съезде ВКП (б) он говорит о серьёзных недостатках в пропагандистской, идеологической работе, что у коммунистов нет ясности в некоторых вопросах теории, имеющих серьёзное практическое значение. «Мы забыли важнейшее указание Ленина о теоретических обязанностях русских марксистов, призванных разработать дальше теорию марксизма».

Со свойственной Сталину теоретической ясностью и практической деловитостью, он поставил задачи в области дальнейшего укрепления рядов ВКП (б):

систематически улучшать состав партии, повышая уровень сознательности членов партии, принимать в её ряды на основе индивидуального отбора и только лишь проверенных и преданных делу коммунизма товарищей;

приблизить руководящие органы к низовой работе;

заботливо выращивать кадры, тщательно изучать достоинства и недостатки работников, смелее выдвигать молодых;

централизовать дело партийной пропаганды и агитации, расширить пропаганду идей марксизма-ленинизма, поднять теоретический уровень и политическую закалку кадров[10].

Сталина постоянно беспокоила проблема идеологической работы в массах, теоретической, научной подготовки кадров. Он неоднократно говорил: «Главное в личной и общественной жизни – это идея. Когда нет идеи, то нет и цели действия, не на чем сосредоточить свою волю». Стратегическое дальновидение позволяло ему определять роль науки, значение теории в социалистическом переустройстве общества в качестве решающего, стратегического фактора. Член-корреспондент АН СССР Юрий Андреевич Жданов, работавший в аппарате ЦК КПСС в сталинские годы (1947–1953), в своей книге «Взгляд в прошлое» передаёт, с какой остротой и тревогой Сталин обозначал проблемы науки, образования, культуры для партии, развивающегося советского общества. «Без теории нам смерть! смерть! смерть!»; «Положение сейчас таково, либо мы подготовим наши кадры, наших людей, наших хозяйственников, руководителей экономики на основе науки, либо мы погибли! Так поставлен вопрос историей[11] – говорил он своим соратникам и подчинённым.

Во-первых, «буржуазия всех стран и её реформистские прихвостни» стремились «искоренить в рабочем классе веру в свои силы, веру в возможность и неизбежность его победы и тем самым увековечить капиталистическое рабство». Во-вторых, предупреждал Сталин, «врагов партии, оппортунистов всех мастей и национал-уклонистов всякого рода разбили, но остатки их идеологии живут ещё в головах отдельных членов партии и нередко дают о себе знать. Партию нельзя рассматривать, как нечто оторванное от окружающих людей. … У нас всё ещё существуют некоторые промежуточные слои населения, как в городе, так и в деревне, представляющие питательную среду для таких настроений». В-третьих, «остатки идеологии разбитых антиленинских групп вполне способны к оживлению и далеко ещё не потеряли своей живучести»[12]. Так Сталин задолго до криминально-буржуазной контрреволюции рубежа ХХ–XXI столетий в СССР определял социальную почву, питательную среду, конкретных носителей как оппортунизма, так и последующего антисоветского, антисоциалистического реваншизма.

Как исторически, так политически и теоретически исключительно важен вопрос о «промежуточных слоях» населения, поставленный Сталиным. Для марксистской партии, если она является таковой, это принципиальная проблема. С одной стороны, для понимания социально-классового состава общества, тех процессов, которые развиваются в структуре населения страны, а с другой – для верных теоретических выводов о состоянии общественного сознания, выработки соответствующей социально-экономической политики, организаторской, идеологической, культурно-воспитательной деятельности партийных организаций сверху донизу, Советов всех уровней.

В капиталистическом обществе, считает марксистская наука, выделяются так называемые «средние слои», занимающие в его социальной структуре «промежуточное» положение между классом капиталистов и рабочим классом. К этим слоям относятся торговцы, ремесленники и другие городские мелкие собственники, бόльшая часть крестьянства или фермерства. В это число входят также люди «свободных профессий»: работающая по найму интеллигенция (за исключением её верхушки, относящейся к капиталистическому классу, и низших групп, смыкающихся с пролетариатом), управленческий, административный персонал (менеджеры), не занимающий высших постов, и некоторые близкие к нему группы.

Общим для всех них является именно «промежуточность» их положения, из которой следует противоречивость их характеристик и классовых интересов. В мелком собственнике «сосуществуют» и трудящийся, и эксплуататор. Рядовой управляющий – это и наёмный подчинённый служащий капиталиста, и лицо, осуществляющее капиталистическую – эксплуататорскую функцию руководства. Находящийся на службе интеллигент – и эксплуатируемый наёмный работник, и лицо, большей частью занимающееся творческим трудом, обладающее обычно рядом экономических и социальных привилегий. Каждый из социальных слоёв капиталистического общества своим «верхними» группами смыкается с буржуазией, а «нижними» - с пролетариатом или полупролетариатом. Так, характеризуя социальное положение работников сферы обращения – конторских служащих, продавцов и др., К. Маркс называл их «торговыми рабочими».

Из «средних слоев» выходят отдельные революционно-демократические элементы, преодолевающие буржуазную среду и её идеологию, выражающие интересы трудящихся. Какая-то часть выбивается, в конце концов, в класс буржуазии, капиталистов. Однако основная масса может быть определена как мелкобуржуазная, являющаяся носителем мелкобуржуазной, частнособственнической, мещанской психологии и идеологии. Она становится социальной почвой для роста индивидуализма, анархизма, правого и левого оппортунизма, проявлений контрреволюционных настроений.

С переходом к социализму в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции, коренных социально-экономических, политических, культурных преобразований качественно изменяется социально-классовая структура российского общества. Прежде всего, ликвидируются все эксплуататорские классы. Буржуазия, помещики, торговцы, кулаки, составлявшие 16,3 % дореволюционного российского общества, как класс сошли с исторической арены. Классовую структуру социалистического общества стали составлять дружественные классы – рабочий класс и крестьянство, а также народная интеллигенция. Рабочий класс становился самым многочисленным в СССР: его удельный вес возрос с 14,6 % в 1913 г. до 33,7 % в 1939 г. (год проведения XVIII съезда ВКП (б) и доклада на нём Сталина). «Особенность советского общества нынешнего времени, – говорил он на съезде, – в отличие от любого капиталистического общества, состоит в том, что в нём нет больше антагонистических классов, эксплуататорские классы ликвидированы, а рабочие, крестьяне и интеллигенция, составляющие советское общество, живут и работают на началах дружественного сотрудничества»[13].




[1] Там же. - С. 4, 6.

[2] Там же. - С. 233.

[3] Мельниченко В. Личная жизнь Ленина. - М., 1998. - С. 23–24.

[4] Там же.

[5] Сталин И.В. О правом уклоне в ВКП (б) // Вопросы ленинизма. - М., 1939. - С. 217.

[6] Там же.

[7] Там же. - С. 218.

[8] Отчётный доклад товарища Сталина о работе ЦК ВКП (б) // XVII съезд Всесоюзной Коммунистической партии (б). 26 января–10 февраля 1934 г. Стенографический отчёт. - М., 1934. - С. 27–28.

[9] Там же.

[10] Отчётный доклад т. Сталина на XVIII съезде партии о работе ЦК ВКП (б) // XVIII съезд Всесоюзной

Коммунистической партии (б). 10–21 марта 1939 г. Стенографический отчёт. - М., 1939. - С. 32–33, 38.

[11] Жданов Ю.А. Взгляд в прошлое. Ростов-на-Дону, 2004. - С. 171, 174.

[12] Отчётный доклад товарища Сталина о работе ЦК ВКП (б) // XVII съезд Всесоюзной Коммунистической партии (б). 26 января–10 февраля 1934 г. Стенографический отчёт. - М., 1934. - С. 27–28.

[13] Отчётный доклад т. Сталина на XVIII съезде партии о работе ЦК ВКП (б) // XVIII съезд Всесоюзной Коммунистической партии (б). 10–21 марта 1939 г. Стенографический отчет. - М., 1939. - С. 26.


Категория: ОППОРТУНИЗМ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ | Добавил: Редактор (01.06.2012) | Автор: В.А. Сапрыкин
Просмотров: 783
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Наши товарищи

 


Ваши пожелания
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ [97]
ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ СВОБОДОМЫСЛИЯ И АТЕИЗМА [10]
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА: СОСТОЯНИЕ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ [10]
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ [18]
КОММУНИСТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ [76]
РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ [74]
ОППОРТУНИЗМ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ [64]
К 130-ЛЕТИЮ И.В. СТАЛИНА [9]
ПЛАМЕННЫЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ [24]
У НАС НА УКРАИНЕ [3]
ДОКУМЕНТЫ. СОБЫТИЯ. КОММЕНТАРИИ [12]
ПУБЛИЦИСТИКА НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ БОРЬБЫ [8]
ПОД ЧУЖИМ ФЛАГОМ [3]
В ПОМОЩЬ ПРОПАГАНДИСТУ [6]
АНТИИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ БОРЬБА [4]
Малоизвестные документы из истории Коминтерна [2]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. СТАЛИНА [27]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. СТАЛИНА
К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ [1]
К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ
К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА [12]
К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ [16]
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ
К 100-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ [2]
РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И КОМИНТЕРНА [30]
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА [5]
ПАМЯТИ ТОВАРИЩА [2]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.И. ЛЕНИНА [16]
К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ф. ЭНГЕЛЬСА [3]
ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА [13]

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов опубликованных материалов.

Рукописи не рецензируются и не возвращаются.

Материалы могут подвергаться сокращению без изменения по существу.

Ответственность за подбор и правильность цитат, фактических данных и других сведений несут авторы публикаций.

При перепечатке материалов ссылка на журнал обязательна.

                                
 
                      

Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz