Международный теоретический и общественно-политический журнал "Марксизм и современность" Официальный сайт

  
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход Официальный сайт.

 Международный теоретический
и общественно-политический
журнал
СКУ

Зарегистринрован
в Госкомпечати Украины 30.11.1994,
регистрационное
свидетельство КВ № 1089

                  

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Меню сайта
Рубрики журнала
Номера журналов
Наш опрос
Ваше отношение к марксизму
Всего ответов: 447
Объявления
[02.09.2015][Информация]
Вышел из печати новый номер 1-2 (53-54) журнала "Марксизм и современность" за 2014-2015 гг (0)
[09.06.2013][Информация]
Восстание – есть правда! (1)
[03.06.2012][Информация]
В архив сайта загружены все недостающие номера журнала. (0)
[27.03.2012][Информация]
Прошла акция солидарности с рабочими Казахстана (0)
[27.03.2012][Информация]
Печальна весть: ушел из жизни Владимир Глебович Кузьмин. (2)
[04.03.2012][Информация]
встреча комсомольских организаций бывших социалистических стран (0)
Наш видеолекторий

 




 


Темы

Социальная философия

Революция и контрреволюция

Наша история

Вопросы экономики социализма.

Оппортунизм

Религия

Есть обновления

Главная » Статьи » Рубрики » ОППОРТУНИЗМ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Оппортунизм – буржуазная агентура в революционном рабочем и коммунистическом движении (2)

Оппортунизм – буржуазная агентура в революционном рабочем и коммунистическом движении (2)

Часть 1. Часть 2. Часть 3.
Часть 4. Часть 5. Часть 6.

В.А. Сапрыкин

В 60-х годах XIX столетия борьба переносится из области общей теории в более близкую непосредственному рабочему движению область: изгнание бакунизма из Интернационала. (Течение, названное по имени русского идеолога анархизма и ярого врага марксизма и научного социализма.) Бакунисты вели упорную борьбу против марксистской теории и тактики рабочего движения. Основным положением бакунизма является отрицание всякого государства, в том числе диктатуры пролетариата, непонимание исторической роли рабочего класса. Бакунин выдвинул идею «уравнения» классов, объединения «свободных ассоциаций» снизу. Тайное революционное общество, составленное из «выдающихся» личностей, должно было, по мнению бакунистов, руководить народными бунтами, которые совершаются немедленно. Их тактика заговорщичества, немедленных бунтов и терроризма была авантюристична и враждебна марксистскому учению о революции. Теория и тактика бакунистов была резко осуждена К. Марксом и Ф. Энгельсом. В.И. Ленин характеризовал бакунизм как миросозерцание «отчаявшегося в своём спасении мелкого буржуа». В 1872 году на Гаагском конгрессе лидеры анархизма Бакунин и Гильом были исключены из I Интернационала.

В начале 70-х годов в Германии на короткое время выдвигается прудонист Мюльбергер, в конце – позитивист Дюринг. Но влияние того и другого на пролетариат уже совершенно ничтожно. Марксизм побеждает безусловно все иные идеологии, стремившиеся подчинить рабочее движение. Побеждает в упорной классовой борьбе: противник применяет самые подлые и грязные приёмы, среди которых клевета, ложь, инсинуации в адрес К. Маркса и Ф. Энгельса сопровождают всю их жизнь и не стихают до сих пор.

Новый этап борьбы с оппортунизмом и ревизионизмом связан с деятельностью В.И. Ленина, который, не жалея ни сил, ни времени, защищал революционные принципы марксизма от ревизионистских и оппортунистических извращений, творчески развивал его в условиях новой исторической эпохи, обогащал новыми идеями и принципиально важными открытиями все составные части марксизма. Ленинизм явился прямым продолжением и новой фазой в истории марксизма, органическим развитием всех его составных частей – философии, политэкономии, научного коммунизма, достижением не только русской, но и всей мировой культуры.

Ленинизм, как и большевизм в целом, вырос в борьбе против правого оппортунизма – реформизма и ревизионизма, и против «левого» оппортунизма. «Большевизм и ленинизм – едино суть, – писал И.В. Сталин. – Это два наименования одного и того же предмета»[1]. Сегодня правый оппортунист и клерикал Зюганов ведёт яростную борьбу против большевистской традиции в коммунистическом движении, всячески клеймит большевиков -«экстремистов» на страницах своих богоискательских сочинений. Пока он не смеет этого делать в отношении ленинизма, ибо сразу разоблачит себя окончательно и лишится кормления в буржуазном парламенте. Но за его проклятиями явственно угадывается адресат – ленинское политическое и теоретическое наследие. Такая ненависть в отношении большевизма и ленинизма имеет свои основания. В.И. Ленин, отвечая на вопрос, в борьбе с какими врагами внутри рабочего движения вырос, окреп и закалился большевизм, отвечал: «Во-первых, и главным образом в борьбе против оппортунизма, который в 1914 году окончательно перерос в социал-шовинизм, окончательно перешёл на сторону буржуазии против пролетариата. Это был, естественно, главный враг большевизма внутри рабочего движения. Этот враг и остаётся главным в международном масштабе»[2]. Со времени этих оценок и выводов прошло 93 года, а ситуация во многом повторяется. Поэтому ленинский опыт как никогда нужен тем марксистским силам, которые ведут борьбу против всех разновидностей правого оппортунизма – главной опасности в рабочем и коммунистическом движении.

В золотой фонд отечественной и мировой революционной мысли (антиоппортунистичской!) вошли ленинские работы «Марксизм и ревизионизм» (1908 год), «Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии» (1908), «Разногласия в европейском рабочем движении» (1910), «Исторические судьбы учения Карла Маркса» (1913), «Марксизм и реформизм» (1913), «Крах II Интернационала» (1915), «Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции» (1917), «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» (1920) и многие другие сочинения, направленные на защиту фундаментальных теоретических и методологических основ марксизма. В рамках статьи нет возможности назвать все ленинские работы, в которых даётся отпор различным проявлениям оппортунистической, ревизионистской идеологии и философии.

В 90-е годы XIX в. В.И. Ленин завершает начатый Г.В. Плехановым идейный разгром народничества и выдвигает идею революционного союза рабочих и крестьян как главного средства свержения царизма, власти помещиков и капиталистов. В это же время он ведёт принципиальную борьбу против «легального марксизма», лидерами которого были П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев. Рядясь в марксистские одежды, они выбрасывали из марксизма самое главное – учение о диктатуре пролетариата и пролетарской революции. В.И. Ленин разоблачает реакционную сущность и другого оппортунистического течения в российской социал-демократии – «экономизма» во главе с С.Н. Прокоповичем, Е.Д. Кусковой, А.С. Мартыновым, которые выступали против создания централизованной партии рабочего класса и пытались «теоретически обосновать своё раболепство и преклонение перед стихийностью». Эволюция «экономистов» завершилась тем, что многие из них стали кадетами и антисоветчиками[3].

На II съезде РСДРП (1903 г.) оформилось реформистское мелкобуржуазное течение в российской социал-демократии как разновидность правого оппортунизма. Идейно меньшевизм был связан с «легальным марксизмом» и «экономизмом», а также с бернштейнианством. Меньшевики и их лидеры – Г.В. Плеханов, Ю.О. Мартов, А.Н. Потресов, Ф.И. Дан, И.Г. Церетели, Н.С. Чхеидзе, П.Б. Аксельрод, А.С. Мартынов и другие – извращали марксизм, выхолащивали его революционную сущность. Они считали буржуазию главной движущей силой буржуазно-демократической революции, а крестьянство – реакционным классом, выступали против гегемонии пролетариата в этой революции, за подчинение рабочего класса либеральной буржуазии. В годы реакции (1908–1910 гг.) меньшевизм породил ликвидаторство. В первую мировую войну основная часть меньшевиков стала на позиции социал-шовинизма. В 1917 г. меньшевики поддержали Временное правительство. Их попытки оформиться в самостоятельную партию – РСДРП (меньшевиков) – при отсутствии организационного и идейного единства успеха не имели.

В.И. Ленин провёл огромную работу по разоблачению меньшевизма. В статьях «Русские Зюдекумы», «Какое «единство» провозгласил на шведском съезде Ларин?», «Как соединяют прислужничество реакции с игрой в демократию?», «Под чужим флагом», «Софизмы социал-шовинистов» Ленин разоблачил социал-шовинизм меньшевиков – позицию Плеханова, Аксельрода, Потресова, Череванина и других. Беспощадной критике подверг Ленин позицию русских центристов во главе с Троцким и Мартовым, указав, что они стремятся совместить платоническую словесную защиту интернационализма и требование единства с открытыми социал-шовинистами. В годы революции 1905–1907 гг. он противопоставил оппортунизму меньшевиков единственно правильную большевистскую тактику.

Потерпев поражение, отдельные меньшевистские деятели летом 1917 г. открыто перешли в лагерь контрреволюции, а после Октябрьской революции участвовали в борьбе против Советской власти. (Так что не надо удивляться тому, что многие зюгановцы переметнулись в стан реставраторов капитализма – у них перед глазами есть поучительный пример, и не один.) После Гражданской войны 1918–1920 гг. лидеры меньшевизма продолжали антисоветскую подрывную работу за рубежом. Другие меньшевики, перекрасившись в «красный» цвет, остались в СССР и стали тайно вредить Советской власти, социалистическим преобразованиям.

Ярчайшей страницей в деятельности В.И. Ленина стала защита диалектического материализма, разоблачение философского ревизионизма и критика идеалистической философии. В работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 г.) он разгромил махистскую ревизию марксизма, всесторонне разработал марксистскую философию, показав, что только она одна может служить теоретическим основанием деятельности пролетарской партии, её стратегии и тактики, её политической линии.

Книга «Материализм и эмпириокритицизм» создавалась В.И. Лениным в тот период истории России, когда царское самодержавие, подавив революцию 1905–1907 гг., установило в стране жестокий полицейский террор, когда во всех областях общественной жизни свирепствовала реакция. «Упадок, деморализация, расколы, разброд, ренегатство, порнография на место политики. Усиление тяги к философскому идеализму; мистицизм, как облачение контрреволюционных настроений»[4], – так охарактеризовал В.И. Ленин обстановку в стране после поражения первой русской революции. Идеологическое оправдание контрреволюции, возрождение религиозной мистики наложили свой отпечаток на науку, литературу, искусство. В философии господствовали наиболее реакционные формы идеализма, отрицавшие закономерный характер развития природы и общества и возможность их познания. В буржуазной среде, особенно в кругах интеллигенции, широкое распространение получило «богоискательство», реакционное религиозно-философское течение, представители которого утверждали, что русский народ «потерял бога» и задача состоит в том, чтобы «найти» его… В литературе и искусстве превозносились культ индивидуализма, аполитичность, «чистое искусство», отказ от революционно-демократических традиций русской общественной мысли. Контрреволюционные силы делали всё возможное, чтобы оклеветать рабочий класс и его партию, подорвать теоретические основы марксизма. В этих условиях защита марксистской философии встала как важнейшая и неотложная задача.

Книга В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» выполнила эту задачу и сыграла выдающуюся роль в идейном вооружении большевистской партии, в борьбе против всех форм и разновидностей оппортунизма, всех и всяких фальсификаторов марксизма в рабочем движении России. Книга Ленина является образцом для борьбы против современной буржуазной философии и социологии, в ней разоблачены основные приёмы и методы «критики» марксизма апологетами реакционной буржуазии: подмена закономерностей общественного развития биологическими, антропологическими, психологическими и иными «факторами», псевдогуманистическая защита человеческой личности, которой якобы пренебрегает марксизм, стремление фальсифицировать марксизм под видом его «творческого развития» и преодоления «догматизма консерваторов».

Книга «Материализм и эмпириокритицизм» является исключительно важным идейно-теоретическим и политическим источником для разоблачения всех современных проявлений оппортунизма, в первую очередь такой его ветви, которая получила название «зюгановщина». Все положения этого гениального произведения бьют, что называется, «не в бровь, а в глаз» этому реакционному явлению в современной России. Агрессивный клерикализм, примитивный антиисторизм и грубый идеализм, политическое двурушничество и аморализм, клевета на коммунистов – марксистов-ленинцев и заискивание перед контрреволюционным режимом, прислужничество ему со стороны зюгановцев как на рентгене видны через призму ленинской работы «Материализм и эмпириокритицизм». Отсюда их лютая ненависть к В.И. Ленину, которому зюгановцы приписывают нелюбовь к России и русскому народу, которого обвиняют в космополитизме, антипатриотизме.

Ведя борьбу с народничеством, «легальным марксизмом», экономизмом, меньшевизмом, отзовистами и богоискателями – со всеми течениями антимарксизма в России, В.И. Ленин развернул решительную борьбу против оппортунизма и в международной социал-демократии. После смерти К. Маркса и Ф. Энгельса, в конце XIX в., в крупнейших социал-демократических партиях Европы, во II Интернационале ключевые позиции захватили правые оппортунисты: К. Каутский, Г. Гайндман, Г. Кунов и др. Ленин разоблачает реформистских лидеров II Интернационала и отдельных социал-демократических партий, которые поддерживали оппортунистов в РСДРП, охотно публиковали на страницах своих печатных органов клеветнические статьи против большевиков.

Являясь с октября 1905 г. членом Международного социалистического бюро (постоянного исполнительно-информационного органа II Интернационала), Ленин принимал активное участие в его заседаниях и, начиная с VII конгресса II Интернационала в Штутгарте, был делегатом всех международных социалистических конгрессов. Выступления Ленина на заседаниях МСБ и конгрессах, написанные им проекты резолюций, поправки и дополнения к решениям представляют собой образец последовательной борьбы против оппортунизма и ревизионизма, за принципы революционного марксизма.

В.И. Ленин внимательно следил за состоянием дел во всех европейских социал-демократических партиях и немедленно откликался, если того требовала ситуация. Так, он пишет «Письмо Правлению Германской социал-демократии», статьи «В Англии (печальные результаты оппортунизма»), «Из Франции (от нашего корреспондента)», «Уроки бельгийской стачки», «Сепаратисты в России и сепаратисты в Австрии», «Борьба партий в Китае», «В Австралии»[5] и т.д. На основе анализа огромного массива данных В.И. Ленин приходит к выводу: «Наша задача теперь – безусловная и открытая борьба с оппортунизмом международным и с его прикрывателями… Это – международная задача. Лежит она на нас, больше некому. Отступать от неё нельзя»[6]. Ленин клеймит социал-шовинистов и центристов в германской, французской, бельгийской, английской социал-демократии, раскрывает причины краха II Интернационала. «Оппортунисты давно готовили этот крах, – пишет В.И. Ленин, – отрицая социалистическую революцию и подменяя её буржуазным реформизмом; – отрицая классовую борьбу… и проповедуя сотрудничество классов; – проповедуя буржуазный шовинизм под названием патриотизма и защиты отечества…; – ограничиваясь в борьбе с милитаризмом сентиментально-мещанской точкой зрения вместо признания необходимости революционной войны пролетариев всех стран против буржуазии всех стран»; – фетишизирование буржуазного парламентаризма»[7]. Исторический урок, весьма поучительный для всех современных оппортунистов – их крах рано или поздно также неизбежен!

Историческая заслуга В.И. Ленина состоит прежде всего в том, что он продолжил дело К. Маркса и Ф. Энгельса по очищению международного рабочего движения от оппортунизма в новых условиях борьбы с империализмом, вскрыл его реакционную роль как пособника буржуазии. «Не следует забывать, – говорил И.В. Сталин, – что между Марксом и Энгельсом, с одной стороны, и между Лениным – с другой, лежит целая полоса безраздельного господства оппортунизма II Интернационала, беспощадная борьба с которым не могла не составить одной из важнейших задач ленинизма»[8]. И эту задачу В.И. Ленин решил в полном объёме и тем самым создал условия для дальнейшего развития марксизма и формирования коммунистических партий как авангарда рабочего революционного движения. В 1919 г. был создан Коммунистический Интернационал (Коминтерн), организатором и вдохновителем которого стал В.И. Ленин. Коминтерн был историческим преемником и продолжателем Первого Интернационала и наследником лучших традиций второго Интернационала. Образование Коминтерна знаменовало собой создание идейно-политического штаба революционного пролетарского движения. Он способствовал воспитанию руководящих кадров коммунистических партий и превращению их в массовые революционные партии нового типа в различных регионах мира, сыграл важную роль в борьбе с фашизмом, в пропаганде идей мира на планете.

В России был завершён процесс объединения разрозненных революционных марксистских организаций на идейных, политических и организационных принципах, разработанных В.И. Лениным. В 1903 г. была создана РСДРП со своей Программой и Уставом. В Программе партия провозгласила своей целью борьбу за победу буржуазно-демократической, а затем социалистической революции, установление диктатуры пролетариата. Перед партией большевиков в начале ХХ века, по определению В.И. Ленина, стояли три главные задачи, которые нужно было решить: убедить Россию, отвоевать Россию у богатых для бедных, научиться управлять Россией. Победа Великой Октябрьской социалистической революции, создание СССР – первого в мире государства рабочих и крестьян, а дальше – строительство фундамента социализма – всё говорило, что поставленные В.И. Лениным задачи были выполнены. Составляющих великих исторических свершений было немало (о них отдельный разговор), одной из которых и была победа над оппортунизмом и ревизионизмом. Это ясно было и тогда, но ещё более – сегодня, когда оппортунизм буквально господствует, царит не только в России, но и далеко за её пределами.

В этих условиях ленинский опыт борьбы с оппортунизмом приобретает значение поистине стратегическое, решающее в деле подъёма революционного коммунистического и рабочего движения. Это хорошо понимают не только марксисты-ленинцы, но и все враги социализма – либералы и их союзники, правые оппортунисты, ревизионисты и др. Отсюда та ожесточённая борьба против марксизма, но особенно против Ленина и ленинизма. Впрочем, эта борьба никогда и не затихала. Революционер Ленин всегда вызывал бешеную ненависть со стороны классовых врагов, на него постоянно обрушивался шквал обвинений, клеветнических измышлений, г язной лжи и клеветы. В 1925 г. итальянский социалист Франческо Мизиано писал: «Никого так не хвалят и не ругают, как Ленина, ни о ком не говорят так много хорошего и так много плохого, как о Ленине. В отношении Ленина не знают середины, он – либо воплощение всех добродетелей, либо – всех пороков. В определении одних – он безгранично добр, а в определении других – до крайности жесток». Нет, Ленин не был жестоким человеком. Он был революционером и жил в революционную эпоху. А потому, как писал В. Маяковский, он « к товарищу милел людскою лаской. Он к врагу вставал железа твёрже». Впрочем, и Мизиано говорит примерно так же: «В этих определениях отразилась та чёткая, резкая, отрубленная, непримиримая классовая грань, которую устанавливал Ленин. Не знали середины в отношении к нему потому, что и он сам не знал её. Никаких соглашений, компромиссов, открытая, ожесточённая, неумолимая классовая борьба с наступлениями, натисками, траншейнами боями, обходами, отступлениями, но не сдачей. Ленин не знал внеклассовых чувств, про него нельзя сказать, что он был просто добр или зол. По отношению к нему нельзя обобщить этих и других понятий. Добр, когда интересы его класса это разрешали, зол, когда они этого требовали. И так во всём остальном»[9].

Как говорила известная советская поэтесса Мариэтта Шагинян, В.И. Ленин – «величина масштаба всемирного» В ХХ столетии с ним никого нельзя поставить рядом. Его можно оценивать только масштабами Истории, Революции, Социального Прогресса. Свыше семидесяти лет тому назад председатель германского рейхстага П. Лебе писал: «Можно относиться к деятельности Ленина как угодно, в зависимости от тех или иных политических убеждений. Но нельзя не признать, что деятельность Ленина обеспечивает ему одно из первых мест в истории развития человечества и освобождения пролетариата»[10]. Было бы совершенно кощунственно кого-то из современных деятелей комдвижения в России сравнивать с Лениным. Но они, во всяком случае некоторые, это делают, когда объявляют себя прямыми преемниками великого революционера, а свои партии – продолжателями ленинского этапа классовой борьбы. На XV съезде КПРФ Зюгановым было прямо заявлено: «История нашей партии знает и схватку с царскими самодержавием в условиях подполья, и управление крупнейшим государством, и борьбу в условиях оппозиции» (газета «Правда», 7.02.2013, № 13 (29932), с. 6). Он не сказал «ленинская партия», а произнёс многозначительное – «наша»… А поскольку это так, то никуда не деться от вопроса: берут ли они в таком случае какой-то пример с В.И. Ленина, стараются ли соответствовать его идейным, политическим и нравственным качествам, идеалам и целям в жизни?

Современники оставили немало свидетельств о личных качествах В.И. Ленина: «очень строго относился к себе, самокритичен»; одной из основных черт был «воинствующий оптимизм материалиста»; говорил, «за попытки поносить марксизм или путать политику рабочей партии воевать будем не щадя живота своего»; «политически порывая с человеком, он рвал с ним и лично»; «отстаивая свою точку зрения, кипел, огрызался вовсю, но когда выяснялось, что с противником можно работать вместе, тот может стать товарищем по работе»; «любит людей, с которыми работает и борется за общие интересы», проявляя к ним «мужскую нежность»; «его личное мужество было неразрывно с политическим»; он «не испытывал ни пугливости, ни боязливости»; «у него нет разрыва между общим и частным, нет пропасти между общественной и личной жизнью»; он был «бескорыстным человеком, абсолютно преданным идее»; «терпеть не мог фотографироваться и позировать»; «ему не присуще честолюбие и властолюбие, он мало думал о себе»; «на свою одежду обращал внимания мало, у него был всего один костюм»…

На съезде КПРФ за восседающим президиумом всегда демонстрируется портрет или бюст В.И. Ленина – символ весьма значительный и ко многому обязывающий. Что хотят этим сказать организаторы таких мероприятий коммунистам и своим «избирателям»? Ясно, что: «КПРФ ведёт свою родословную от РСДРП – РСДРП (б) – РКП (б) – ВКП (б) – КПСС»[11], ну, а, следовательно, её председатель якобы равняется на создателя большевистской партии, берёт с него пример, защищает, применяет и развивает его теоретические и политические идеи. Увы, ничего этого нет и в помине, а есть сплошное (как говорили в советские времена) очковтирательство, или публичное надувательство коммунистов и всех, кто верен идеям и ценностям социализма. По всем своим личным качествам Зюганов абсолютная противоположность Ленину: теоретически малообразован, несамокритичен, воинствующий фидеист и клерикал, свои личные интересы ставит выше интересов партии, свою точку зрения скрывает, боится вступать в открытую полемику, говорит одними и теми же «болванками», личным мужеством не обладает, часто трусит и уклоняется от борьбы, ему присуще ярко выраженное честолюбие и властолюбие, корыстен, любит фотографироваться, особенно на фоне икон и собственных портретов, легко предаёт своих соратников, ненавидит марксистов-ленинцев. Он свой среди чужих и чужой среди своих

Если бы г-н Зюганов был лишь мужем своей жены и главой собственного семейства, то его личные достоинства и недостатки были бы проблемой лишь узкого круга родственников. Но он 20 лет определяет судьбу КПРФ – того последнего, что осталось от некогда великой КПСС, созданной Лениным и сохранённой Сталиным, не считая других партий коммунистов, действующих сегодня в России. Вопреки реальности в общественное сознание его апологетами внедряется мистифицированный образ великого политика – защитника интересов русского народа и выдающегося теоретика-мыслителя, равного которому нет в истории России. При этом, скрыто или совсем прозрачно, Зюганов противопоставляется именно Ленину, всей его революционной деятельности, партии большевиков. И делается это не по недоразумению, а вполне сознательно, расчётливо, к тому же с подачи самого оппортунистического «вождя» КПРФ. «Своевременное смещение идеологии Коммунистической партии в область государственного патриотизма не позволило сделать из нашей партии пугало «экстремистов-большевиков»,[12] – сообщит он в 1994 году, т.е. вскоре после избрания его председателем ЦК КПРФ. А вслед за этим начнётся «разжёвывание», кто такой Зюганов, чем он отличается от «экстремистов-большевиков», от Ленина. Зюганов – это «незаурядный человек, крупный учёный – философ и геополитик – уникальная фигура на российском политическом небосклоне. …В его биографии нет личных и семейных катаклизмов. Он женат всю жизнь на первой (?) жене, не принимал непосредственного участия в авантюрах (?!), в военных или мятежных (!!!) действиях, не стоял на броневиках (!!!) или танках с указующим перстом (!!!)»[13].



[1] Сталин И.В. Сочинения. Т. 6. - С. 353.

[2] Ленин В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме // Полн. собр. соч. - Т. 41. - С. 14.

[3] См.: Барышев А.П. Большевизм и современный мир. - М., 2003. – Т. 1. - С. 29–30.

[4] Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Соч., 4 изд. - Т. 31. - С. 11.

[5] См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч. - ТТ. 17, 20, 23, 24, 26, 33.

[6] Цит. по: Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т. 26. Предисловие к тому. - С. XV.

[7] Ленин В.И. Война и российская социал-демократия // Полн. собр. соч. - Т. 26. - С. 20.

[8] Сталин И. Вопросы ленинизма. - М., 1939. - С. 2.

[9] Цит. по: Мельниченко В. Личная жизнь Ленина. - М., 1998. - С. 7.

[10] Там же. - С. 5.

[11] КПРФ в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1992–1999). - М., 1999. - С. 243.

[12] См.: Зюганов Г. Держава. - М., 1994. - С. 8.

[13] См.: Кислицын С., Крикунов В., Кураев В. Геннадий Зюганов. - М., 1999. - С. 6–7.

   .
Категория: ОППОРТУНИЗМ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ | Добавил: Редактор (01.06.2012) | Автор: В.А. Сапрыкин
Просмотров: 464
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Наши товарищи

 


Ваши пожелания
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Корзина
Ваша корзина пуста
Категории раздела
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ [50]
ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ СВОБОДОМЫСЛИЯ И АТЕИЗМА [10]
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА: СОСТОЯНИЕ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ [10]
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ [18]
КОММУНИСТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ [64]
РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ [35]
ОППОРТУНИЗМ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ [59]
К 130-ЛЕТИЮ И.В. СТАЛИНА [9]
ПЛАМЕННЫЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ [17]
У НАС НА УКРАИНЕ [3]
ДОКУМЕНТЫ. СОБЫТИЯ. КОММЕНТАРИИ [9]
ПУБЛИЦИСТИКА НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ БОРЬБЫ [8]
ПОД ЧУЖИМ ФЛАГОМ [3]
В ПОМОЩЬ ПРОПАГАНДИСТУ [6]
АНТИИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ БОРЬБА [4]
Малоизвестные документы из истории Коминтерна [2]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. СТАЛИНА [1]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. СТАЛИНА
К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ [1]
К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ
К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА [0]
К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ [0]
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ
Интернет-магазин

Прайслист


Номера журналов "МиС", труды классиков МЛ, философия, история.

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов опубликованных материалов.

Рукописи не рецензируются и не возвращаются.

Материалы могут подвергаться сокращению без изменения по существу.

Ответственность за подбор и правильность цитат, фактических данных и других сведений несут авторы публикаций.

При перепечатке материалов ссылка на журнал обязательна.

                                
 
                      

Copyright MyCorp © 2017Создать бесплатный сайт с uCoz