Красный шанс. Истории (к
100-летию Венгерской и Словацкой
Советских республик)
А.В.
Харламенко
Часть 2.
1.
Весна человечества
Три месяца 1919 года, с конца марта по конец июня, – один
из тех моментов истории, к которым в полной мере применим поэтический образ
В. Маяковского – «весна человечества». Всего один астрономический сезон вместил
в себя целый каскад тектонических сдвигов, на которые в иные времена
потребовались бы десятилетия.
Восьмой съезд РКП(б), принявший вторую Программу партии,
действовавшую до 1961 г.
Контрнаступление Красной Армии за Волгой, в Новороссии и Крыму. Красные флаги
над судами французской эскадры на Чёрном море, парижский Первомай под лозунгом:
«Руки прочь от Советской России!» и бесславный финал интервенции Антанты.
Баварская Советская республика на юге Германии. Последний натиск повстанческих
отрядов Ф. Вильи и Э. Сапаты на буржуазный режим Мексики. «Движение 4
мая», потрясшее десятки китайских городов. Вдохновляемый Ганди всеиндийский
хартал – всеобщая забастовка пополам с молитвой, захлебнувшаяся свинцом
британских пулемётов. Провозглашение независимости Афганистана и начало третьей
англо-афганской войны. Волна антиколониальных восстаний от Египта до Кореи.
Подведение мирной конференцией в Версале итогов Первой мировой войны.
Эхо каждого из этих событий не смолкает уже столетие. Но
и в их ряду есть вехи, выдающиеся особо.
4 марта международная коммунистическая конференция в
Москве провозгласила себя Учредительным конгрессом нового, Третьего
Интернационала.
21 марта мирным путем было положено начало крупнейшему из
пролетарских государств, возникших в ходе революционного подъёма 1917-1923 гг.
вне прежней российской территории, – Венгерской Советской республике.
16 июня в восточном Прикарпатье, в ходе контрнаступления
венгерской Красной Армии против белочешских интервентов, была образована
Словацкая Советская республика, что позволяет говорить о едином революционном
процессе двух соседних наций.
В истории эти события стоят рядом не только
хронологически и не по чьему-либо произволу. Между ними имеется глубокая
объективная связь. Если предшествующие пролетарские революции – Великая
Октябрьская в России, Финляндская, Германская – развернулись ещё до создания III
Интернационала, то венгерский и словацкий пролетариат пошёл на «штурм неба» под
прямым воздействием мировых процессов, обусловивших создание Коминтерна, и одновременно
с ним. Международная организация коммунистов оказала мощное влияние на ход
венгеро-словацкой революции, испытав в свою очередь воздействие её
первоначальной победы и её последующего поражения. Венгерская и неразрывно с
нею связанная Словацкая Коммуна – так их называли современники по аналогии с
Коммуной Парижской – останутся в истории Коминтерна как его политический дебют.
Это, разумеется, не даёт основания отрицать, подобно
буржуазным и оппортунистическим фальсификаторам, внутренние истоки революции
венгерского и словацкого пролетариата. Но нельзя недооценивать и международные
факторы, объективно определяющие её место в истории.
Тем печальнее, что 100-летие красной Венгрии и Словакии
проходит почти не замеченным. Такое положение несправедливо в
объективно-историческом плане, но, увы, понятно в плане
субъективно-психологическом.
Прежде всего, Венгерская Советская республика,
продержавшаяся 133 дня, и уж подавно Словацкая, которой история отвела менее
месяца, людям последующих поколений представляются эфемерными. Двойная
«утренняя звезда» начала минувшего века как бы теряется в лучах светил первой
величины – Великого Октября и последующих революций, положивших начало многим десятилетиям
социалистического развития.
И это ещё полбеды в сравнении с тем печальным
обстоятельством, что продолжить революционную традицию 1919 г. народам Центральной
Европы удавалось нечасто. Хуже того: значительная часть венгерской и часть
словацкой нации позволили втянуть себя в преступления контрреволюции и фашизма
как против своих лучших сынов и дочерей, так и против других народов.
К сожалению, факт, что режим венгерского Колчака –
адмирала Миклоша Хорти – вошёл в историю как первый и последний сателлит
третьего рейха. Хортистское воинство запятнало себя активным участием в
преступлениях нацизма против жертв агрессии, оставив кровавый след и на
оккупированных территориях СССР. Отчасти это относится и к
клерикально-фашистскому режиму Словакии, установленному в ходе расчленения
Чехословацкого государства в 1938-1939 гг. И если словацкий народ хотя бы в августе
1944 г.
смог подняться против германских и собственных фашистов, то в Венгрии –
единственной из восьми стран Центральной и Юго-Восточной Европы, подвергшихся
нацистской оккупации, – для общенационального восстания сил не нашлось.
Венгерский фашизм уже при новом диктаторе, прямом гитлеровском ставленнике
Ф. Салаши, смог заодно с оккупантами противостоять наступлению Красной
Армии до весны 1945-го. Победа стоила больших потерь: недаром в советских
песнях конца войны «медаль за город Будапешт» и «чужая» земля «посреди степей»
(таких, кроме Венгрии, для нас тогда не было) упоминаются с горечью. Да и с
началом социалистических преобразований страна мадьяр выделялась, даже в
непростом центральноевропейском регионе, наибольшим влиянием контрреволюции.
При первой возможности, в октябре-ноябре 1956 г., ею был развязан вооружённый мятеж с
чисто фашистским истреблением коммунистов, пресечение которого вновь
потребовало крови советских воинов. С 60-х гг. Чехословакия и Венгрия стали лабораториями
рыночного реформирования европейского социализма, в конце 80-х разделили с
Польшей «честь» инициаторов его демонтажа. Уже в «разводе» с буржуазной Чехией,
Словакия прославилась на всю Европу импортом к себе итальянской мафии. Венгрия
делит с Прибалтикой и Украиной сомнительное лидерство по части официального
антикоммунизма и безответственной героизации виновников национальных трагедий.
Всего этого более чем достаточно, чтобы вытеснить из
обыденного сознания память о далёкой и, кажется, безвозвратно залитой
чёрно-коричневой грязью странице революционной истории. Вспомним, однако, как
поступали в сопоставимых случаях наши великие предшественники. В 1850 г., сразу после
поражения германской и общеевропейской революции 1848-1849 гг., Ф. Энгельс
счёл нужным обратиться к прошлому своей страны, отдалённому даже не на одно
столетие, а на три с четвертью. Ему важно было напомнить павшим духом
современникам, что немецкий народ «также
имеет свою революционную традицию», что его предки некогда выдвигали «личности, которые можно поставить рядом с
лучшими революционными деятелями других стран», воодушевлялись идеями и
планами, «которые достаточно часто
приводят в содрогание и ужас их потомков». Энгельс был убеждён: хотя за
прошедшее время изменилось многое, всё же «противники, с которыми приходится сражаться,
большей частью те же самые. Те
классы и части классов, которые всюду предавали революцию в 1848 и 1849 гг., мы
встречаем – правда на более низкой ступени развития – в качестве предателей уже
в 1525 году». Мысленно
заменим Германию на Венгрию и Словакию, 1525 год на 1919-й, середину XIX на конец XX – начало XXI в. – и мы вновь убедимся в прозорливости
классика.
Уроки прошлого имеют не только морально-политический, но
и методологический аспект. Важно видеть в истории и современности объективную
диалектическую закономерность: любое явление при определённых условиях
переходит в свою противоположность. Подчеркнём – именно в свою: речь идёт не просто о качании маятника в обратную сторону, а
о реализации неких потенций, объективно заложенных на предшествующих этапах.
Чтобы объяснить причины и глубину реакционной трансформации общества после
контрреволюционного реванша – что в наши дни актуально, увы, не только для
стран Центральной Европы, – приходится заново обращаться к событиям столетней,
а отчасти и большей давности.
Перед историком-марксистом встаёт и другая
методологическая проблема. Вправе ли мы – речь в данном аспекте идёт о
теоретико-познавательном «праве» – напрямую выводить из общих законов истории
состоявшийся её вариант как априори единственный, а всё несбывшееся отбрасывать
как изначальную иллюзию или утопию? Ответом на этот вопрос определяется не
только глубина понимания исторического материализма, но и мера ответственности
классов, партий и лидеров за действия или бездействие в решающие месяцы, недели
и дни.
Действительный марксизм, а не механистическая пародия на
него, всегда исходил из того, что в «предыстории человечества»,
развертывающейся в пространстве и времени крайне неравномерно, есть место альтернативным
«развилкам». В таких случаях, когда на несколько исторических мгновений
становятся объективно возможны разные варианты среднесрочного будущего, утверждение
того или иного из них зависит от всего комплекса условий решающего момента. В
числе этих условий – как объективные, так и субъективные; как современные, так
и унаследованные от прошлого; как обусловленные сложившейся к данному времени
необходимостью, так и порождённые исторической случайностью.
По всему этому шанс, представившийся в поворотный революционный момент, может
открыть стране, а с ней и человечеству, наиболее прямой и наименее жестокий
путь в грядущее. Но у столь драгоценного дара истории, как у всего на свете,
есть оборотная сторона: раз упущенный, он надолго исчезает в песках времени,
оставляя на поверхности ядовитые отложения реакции, словно гиблые солончаки на
месте иссохших рек и озёр. Впрочем, если бы «предыстория человечества» могла
совершаться иначе, народам едва ли требовались бы революции…
2. На
раскалённом троне
В силу каких причин на долю не самой развитой и не особо
обширной части Центральной Европы сто лет назад выпала выдающаяся историческая
роль? В чём эта роль состояла и как могла в считанные годы смениться своей
противоположностью? Чтобы аргументировано ответить на эти вопросы, последуем
принципу, сформулированному в ту же эпоху выдающимся итальянским марксистом
Антонио Грамши: «Мы пришли издалека и
пойдём далеко».
Прежде всего, необходимо отрешиться от неосознанного
применения к реалиям вековой давности привычного образа Венгрии наших дней –
небольшой страны на юго-восточной окраине Европы, занимающей части долин
среднего Дуная и его притока Тисы. Такой она стала в 1918-1920 гг., в
результате Первой мировой войны и поражения пролетарской революции. До тех пор
понятие «Венгрия» обозначало одно из крупных государств Европы, включавшее
нынешние Словакию, Карпатскую Русь (Закарпатскую Украину), почти всю Хорватию,
часть Сербии, половину Румынии и часть Австрии. На большинстве этих территорий
и теперь проживают, смешанно с другими национальностями, этнические венгры.
Тысячелетнее существование в этих пределах единого королевства, пережившего
немало смут и нашествий, но до XX века всякий раз воскресавшего как Феникс из пепла, не
могло не иметь основательных естественноисторических предпосылок.
По географическим условиям Среднее Подунавье представляет
собой степной «остров» с равнинным ландшафтом, мягким климатом, плодородными
землями и отличными пастбищами. От евроазиатской Великой Степи, некогда
простиравшейся от Жёлтого до Чёрного моря, «остров» обособлен широким
полукольцом Карпат. Горные хребты и лесистые предгорья охватывают его со всех
сторон. Пробивая путь между гор, полноводный Дунай обеспечивает стране ключевое
положение на путях между Западом и Востоком, Европой и Средиземноморьем.
Издавна из глубин Великой Степи до её западной
оконечности докатывались волны воинственных кочевых племён. Первыми в IV-V в. пришли
гунны, ставшие в европейской традиции символом варварской жестокости. Венгерские
националисты XIX-XX вв. пытались,
вопреки хронологии, производить от них родословную, ввели даже в моду имя
Аттилы, противопоставившего своё эфемерное царство народам Европы и в итоге
разбитого. На
самом деле племена венгров, или мадьяр, пересекли Карпаты лишь на исходе IX в. Но именно эта миграция смогла стать, по
терминологии венгерской историографии, «обретением родины».
В отличие от предшественников, мадьяры уже к X веку застали
Европу сложившихся государств, которую могли первое время устрашать набегами,
но вскоре должны были сами адаптироваться к её феодальному строю и, не забывая
скотоводческих традиций, освоить земледельческое хозяйство. Этому помогло
наличие в Подунавье осёдлого славянского населения, о чем поныне напоминают и
вся земледельческая терминология венгерского языка, и названия степи – «пуста»
– и крупнейшего озера – Балатон, в которых славянину нетрудно различить родные
слова «пустошь» и «болото». В целом, однако, мадьяры, обособившись от большинства
соседей христианизацией по римско-католическому обряду, смогли ассимилировать
многие племена, сохранив свое этническое самосознание и основу языка предков.
Важная
особенность ранней истории страны состояла в том, что многие из феодально-зависимых
крестьян были здесь потомками пленников и особенно пленниц, во множестве пригоняемых
в Подунавье мадьярской знатью из набегов первое время после «обретения родины».
Это обстоятельство способствовало одной из максимальных в средневековой Европе
степеней сословно-классового угнетения. Мадьярское дворянство веками смотрело
на себя как на людей высшей породы, гнушаясь любым трудом кроме воинского, а
крестьян воспринимало почти как рабов. Той же исторической причиной, вероятно,
объясняется особо сильное и устойчивое неполноправие женщин.
Около тысячелетия «большая Венгрия» была полиэтнической
страной. В горах и предгорьях удержались словаки, русины, влахи (предки румын).
Юго-восточный угол Карпат, известный под латинским названием Трансильвания
(«Залесье»), населяли родственные венграм секеи (секлеры). На юге Среднего
Подунавья с разрешения венгерских королей селились сербы, нёсшие подобно секеям
воинскую службу. Вассальная Хорватия, открывавшая стране выход к морю,
сохраняла самоуправление. Остальные народы были подчинены венгерским феодалам,
но особых межэтнических конфликтов до XIX в. не возникало. В основе относительного согласия лежало
естественное разделение труда: окраины получали из степи хлеб и продукты
скотоводства, в свою очередь снабжая её лесом и выплавленными из руд металлами.
Славянская и валашская знать легко омадьяривалась и вливалась в состав
господствующего класса Венгрии.
Владение дунайским путем международной торговли и рудными
разработками обеспечивало крупнейшим землевладельцам – магнатам – большие
доходы и безраздельную власть. Посредничество в транзитной торговле опережало в
развитии внутренний обмен. Города, выраставшие вдоль торговых путей, заселялись
пришельцами, большей частью немцами и евреями, и жили обособленно. Характерно,
что в венгерской Золотой булле (почти синхронной английской Великой хартии и во
многом схожей с нею) не были оговорены права горожан, и они не получили
постоянного представительства в сословном сейме. Национально-государственная
централизация не обрела прочной базы. Наличие сильных внешних врагов не дало
стране распасться на княжества типа германских, но в ней утвердилась магнатская
олигархия.
С развитием в Западной Европе капиталистического
производства Венгрия, как и соседние страны, стала экспортёром продукции
магнатских хозяйств. Это обусловило с XVI в. «второе издание крепостничества»: отношения
феодально-сословного происхождения наполнялись новым содержанием, становясь
периферийно-зависимым укладом международной системы капитализма.
Смена эпох ознаменовалась для Венгрии трагедией 1514 г. Дадим слово
Энгельсу: «Здесь шла тогда проповедь крестового
похода против турок, и по обыкновению всем крепостным и зависимым крестьянам,
которые пожелали бы примкнуть к нему, была обещана свобода. Собралось около
60 000 человек, которые были поставлены под начальство секлера Георга
Дожи, отличившегося в прежних войнах с турками и получившего за это дворянство.
Однако венгерские рыцари и магнаты отнеслись весьма неодобрительно к этому
походу, из-за которого они могли лишиться своей собственности, своих крепостных.
Они поспешили вслед за отдельными отрядами крестьян и путем насилий и жестокостей
вернули своих крепостных обратно».
Вызывающее попрание зарвавшимися господами слова папы
римского, своего короля, законов и обычаев Средневековья повернуло крестьян и
горожан против «внутренних турок». Восстание перехлестнуло рамки крестьянской
войны, грозя вылиться в революцию. Дьёрдь (Георг) Дожа «провозгласил республику, упразднение дворянства, всеобщее равенство и
суверенитет народа». Но магнаты, объединив силы дворян и перетянув на свою
сторону городскую верхушку, смогли взять верх. Тому, что за этим последовало,
даже в анналах защиты её величества Собственности найдётся немного параллелей.
«Дожа был взят в плен, заживо зажарен на
раскалённом троне и съеден своими собственными людьми, которым лишь на этом
условии была дарована жизнь. Рассеявшиеся крестьяне были разбиты ещё раз, причём
все, кто попал в руки врага, были посажены на кол или повешены. Трупы крестьян
тысячами висели вдоль улиц и у околиц сожжённых деревень. Говорят, что в боях и
во время резни было убито до 60 000 человек. Дворянство постаралось, чтобы
на ближайшем сейме порабощение крестьян было снова признано законом страны».
Кровавая драма получила международный резонанс: за «гнусностями венгерского дворянства»
(Ф. Энгельс) последовал в том же году разгром восставших крестьян Австрии
и «Союза Башмака» в Германии – пролог поражения Крестьянской войны 1524-1525
гг. Судьбы трёх стран на столетия остались «скованными одной цепью».
В известном смысле можно сказать, что палачи восставшего народа усадили на раскалённый трон всю нацию. Разгром и
принудительное разоружение «простонародья» отдали через 12 лет большую часть
страны под иго Османской империи. Дворяне Западной Венгрии и подвластной
венграм Словакии присягнули другой империи – Австрийской (с тех пор почти два
века Габсбургов венчали венгерской короной в нынешней словацкой столице
Братиславе). Территориальный раскол усугубился религиозным противостоянием
католиков и протестантов. На два столетия «Большая Венгрия» сделалась полем
боя.
Когда Габсбургам к концу XVII в. удалось
овладеть всей страной, она являла собой подобие украинской «руины» того же времени
или Германии после Тридцатилетней войны; но здесь опустошение длилось гораздо
дольше. На обширных землях, где мадьярских крестьян почти не осталось, магнаты
замещали их валашскими и южнославянскими переселенцами. Значительная часть
крестьянства, оставаясь в крепостной зависимости, была лишена наделов и
превращена в безземельных батраков.
Габсбургский гнёт оказался не легче османского. Обращение
со страной как с колонией толкало даже дворян. Крупнейшее из них, во главе с
князем Ференцем Ракоци в 1700-1714 гг., вылилось в настоящую войну за
независимость. Но едва в борьбу начал включаться простой народ, магнаты
поспешили сторговаться с Веной. Они и позже выручали империю в трудных
обстоятельствах, не прощая лишь одного – посягательства на свои привилегии.
Стоило императору Иосифу II в 1790
г. упразднить крепостное право в Австрии и Чехии,
приблизить к себе венгерских интеллигентов-демократов, как магнаты едва не
возложили корону Венгрии на прусского принца. Но едва реформатор сошёл в
могилу, а угроза «порядку» воплотилась в «безбожной» Франции, как «венгерских
якобинцев» отправили на эшафот, а страна стала для Габсбургов надёжным тылом,
не сделав за 20 лет войн ни малейшей заявки на независимость.
Трагедия 1514
г. и века безвременья, подобно Тридцатилетней войне в
Германии, наложили глубокую печать на самосознание и последующую историю
народов «большой Венгрии». Чрезвычайную устойчивость приобрела установка на
национальное самосохранение. Отсюда – парадоксальное сочетание острейших
классовых антагонизмов с готовностью к национальному сплочению в экстремальных
условиях, периодическое «качание маятника» от крайней ненависти народа к
угнетателям до непонятного, на сторонний взгляд, доверия к ним же. Отстаивая на
протяжении веков своё существование, народ привык ждать защиты общенациональных
интересов и от господ. Но те, за редкими исключениями, держались мёртвой
хваткой лишь за свои привилегии, не щадя ни крови соотечественников, ни суверенитета
страны.
3. От революции
к «процветанию»
Крупнейшим до XX века событием венгерской истории стала буржуазная
революция 1848-1849 гг. Будучи частью общеевропейского революционного подъёма,
она выделяется длительностью и самоотверженностью борьбы. Главный фактор
ограниченности других революций XIX в. – страх имущих классов перед пролетариатом – в
крепостнической дотоле Венгрии ещё не успел проявиться. Неотложность отмены
крепостного права, признания гражданских свобод была ясна даже либеральным
магнатам. Среднепоместное дворянство, выступившее гегемоном революции, и
разночинную интеллигенцию – ядро левого крыла – воодушевлял идеал независимой
республики. Примером и укором странам, где революция за три-четыре месяца
вступала в нисходящую фазу, служил героизм венгерских патриотов, колебавших
устои Австрийской империи почти полтора года. Оружие они сложили лишь перед
превосходящими силами другой империи – Российской. В сознании венгров поход
николаевского воинства оставил болезненную рану, которую националисты могли
растравлять, когда и как им было угодно.
Красный
шанс Истории (к 100-летию Венгерской и Словацкой
Советских республик) (2)
А.В.
Харламенко
Части:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10,
11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20,
21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30.
Понятно, что буржуазной историографией, особенно
нынешнего реакционного времени, замалчивается тот факт, что в своём отношении к
венгерской, как и другим несправедливым войнам царизма, российское общество не
было едино. Молодой Н.Г. Чернышевский, рискуя по меньшей мере каторгой,
записал в дневнике: «Друг венгров, желаю
поражения там русских и ради этого готов был бы многим пожертвовать». За
отказ выступить против «мятежников» 50 офицеров по приказу Николая I были отданы
под суд, а капитан Гусев и семеро его товарищей казнены.
Другая легенда, объявляющая славянские народы Австрийской
империи «трескучим морозом, который побил
цветы народной весны» (К. Каутский), бытует в двух, также национально-тенденциозных,
вариантах. Один из них усматривает в славянах сплошную реакционную силу,
направляемую, конечно же, Россией. Другой видит причину поражения революции
1848-1849 гг. в том, что немадьярские народы не получили от неё права на
самоопределение. Здесь верно лишь одно: Габсбургам удалось привлечь на свою
сторону часть славян – хорватов, сербов, чехов, – а также трансильванских
влахов. Этот успех политики «разделяй и властвуй» не является чем-то необычным:
в многонациональной стране, особенно там, где эксплуататоры и эксплуатируемые
принадлежат к различным этносам, развитие капиталистического уклада неизбежно
обостряет межэтнические противоречия.
[1]
Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии
/ Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. – Т. 7. – С. 388-390.
[2]
См.: Харламенко Е.Н. Об одном воплощении
нереализованных исторических возможностей/ https://prometej.info/ob-odnom-voploshenii-nerealizovannyh-istoricheskih-vozmozhnostej/
[3]
Там же. – С. 388-390.
|