Ленинизм и
ревизионизм в основных вопросах теории и практики социализма
(Диктатура пролетариата,
ее организационная форма и экономическая сущность)
В.А. Тюлькин, М.В. Попов
Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4.
В
2009 году Фонд Рабочей Академии, содействующий обучению рабочих России, издал
сборник «Главное в ленинизме»,
вобравший в себя основные положения, характеризующие ленинские теоретические позиции
по вопросу о классовом подходе к анализу общественных явлений и диктатуре пролетариата. Ознакомление
с его содержанием помогает понять отступничество, ренегатство руководства КПСС,
которое на ХХII
съезде по основным вопросам марксизма-ленинизма заняло ревизионистскую позицию,
закрепило ее в Программе КПСС и тем самым во многом предрешило последовавшее за
этим разложение партии и разрушение страны. Это доказывается и в настоящей
статье. Особое внимание авторы постарались обратить на тот факт, что на
большинство измышлений, отговорок и «современных» аргументов нынешних оппортунистов
и ренегатов Ленин дал ответы еще во времена
борьбы с оппортунистами и извратителями марксизма времен Второго интернационала
и установления Советской власти в России.
Классовый характер государства
То,
что всякое государство носит классовый характер, – это азбука марксизма, и на
это В.И. Ленин обращал внимание можно сказать постоянно. В статье «Мелкобуржуазная позиция в
вопросе о разрухе» В.И. Ленин пишет: «В вопросе о государстве отличать в первую голову, какому классу
«государство» служит, какого класса интересы оно проводит».
А в книге «Государство и революция» подчеркивается, что «по Марксу, государство есть орган классового
господства».
В статье «Грозящая катастрофа и как с ней бороться» В.И. Ленин ставит вопрос:
«А что такое государство?» и
отвечает: «Это организация господствующего
класса».
Эту же мысль В.И. Ленин растолковывает в статье «Удержат ли большевики
государственную власть?»: «Государство, милые люди, есть понятие классовое. Государство есть
орган или машина насилия одного класса над другим».
В Докладе
на II Всероссийском съезде профессиональных союзов 20 января 1919 г. В.И. Ленин подчеркивает еще категоричнее: «Вопрос стоит так и только так. Либо
диктатура буржуазии, прикрытая учредилками, всякого рода голосованиями,
демократией и т.п. буржуазным обманом, которым ослепляют дураков и которым
могут теперь козырять и щеголять только люди, насквозь и по всей линии ставшие
ренегатами марксизма и ренегатами социализма, – либо диктатура пролетариата».
Поэтому вполне логично в подготовленной Лениным Программе РКП(б) было однозначно записано: «В противоположность буржуазной демократии, скрывавшей классовый
характер ее государства, Советская власть открыто признает неизбежность
классового характера всякого государства, пока совершенно не исчезло деление
общества на классы и вместе с ним всякая государственная власть».
В брошюре «Письмо к рабочим и крестьянам по поводу победы над Колчаком» В.И. Ленин классовый характер государства
подчеркивает самым решительным образом: «Либо
диктатура (т.е. железная власть) помещиков и капиталистов, либо диктатура
рабочего класса.
Середины нет. О середине мечтают
попусту барчата, интеллигентики, господчики, плохо учившиеся по плохим книжкам.
Нигде в мире середины нет и быть не может. Либо диктатура буржуазии (прикрытая
пышными эсеровскими и меньшевистскими фразами о народовластии, учредилке, свободах и прочее), либо диктатура пролетариата. Кто не научился этому
из истории всего XIX века, тот – безнадежный идиот».
Сущность
социалистического государства
В Заключительном слове по докладу Совета Народных
Комиссаров 12(25) января 1918 года на Третьем Всероссийском съезде Советов
рабочих, солдатских и крестьянских депутатов В.И. Ленин говорил: «Демократия есть одна из форм буржуазного
государства, за которую стоят все изменники истинного социализма, оказавшиеся
ныне во главе официального социализма и утверждающие, что демократия
противоречит диктатуре пролетариата. Пока революция не выходила из рамок буржуазного
строя, – мы стояли за демократию, но, как только первые проблески социализма мы
увидели во всем ходе революции, – мы стали на позиции, твердо и решительно
отстаивающие диктатуру пролетариата». В
брошюре «Успехи и трудности
Советской власти» В.И. Ленин просто высмеивал тех
горе-коммунистов, которые отрицали диктатуру пролетариата. Он писал: «Мы, конечно, не против насилия; мы над теми,
кто относится отрицательно к диктатуре пролетариата, смеемся и говорим, что это
глупые люди, не могущие понять, что должна быть либо диктатура пролетариата,
либо диктатура буржуазии. Кто говорит иначе – либо идиот, либо политически настолько
неграмотен, что его не только на трибуну, но и просто на собрание пускать
стыдно». Эту же мысль Ленин
отстаивал в Докладе о
внешнем и внутреннем положении Советской республики на Чрезвычайном заседании
пленума Московского совета рабочих и красноармейских депутатов 3 апреля 1919г.:
«либо диктатура буржуазии, либо
власть и полная диктатура рабочего класса, нигде середина не могла ничего дать,
и нигде из нее ничего не выходило». В
работе «О диктатуре пролетариата»
В.И. Ленин писал следующее:
«1.Основной
источник непонимания диктатуры пролетариата «социалистами», это недоведение ими
до конца идеи классовой борьбы (cf. Marx 1852).
Диктатура пролетариата есть п р о д о л ж е н и е классовой борьбы пролетариата, в н о в ы х формах. В этом гвоздь, этого не понимают.
Пролетариат, как о с о б ы й класс,
один продолжает вести свою классовую борьбу.
2.
Государство лишь = о р у д и е
пролетариата в его классовой борьбе.
Особая дубинка».
В Речи на Всероссийском съезде транспортных
рабочих 27 марта 1921 г.
В.И. Ленин еще раз разъяснял, что вопрос стоит «или-или»: «Тот класс, который взял в свои руки
политическое господство, взял его, сознавая, что берет его один. Это заключено в понятии диктатуры пролетариата.
Это понятие тогда только имеет смысл, когда один класс знает, что он один берет
себе в руки политическую власть и не обманывает ни себя, ни других разговорами
насчет «общенародной, общевыборной, всем народом освященной» власти. Любителей
по части такой словесности, как вы все прекрасно знаете, очень много и даже
сверхмного есть, но, во всяком случае, не из числа пролетариата, ибо пролетарии
осознали и в Конституции, в основных законах республики, написали о том, что
речь идет о диктатуре пролетариата». В брошюре «О
продовольственном налоге» В.И. Ленин подчеркивал совсем просто и
коротко: " Социализм немыслим вместе
с тем без господства пролетариата в государстве: это тоже азбука».
Понятие,
задачи и исторические границы диктатуры пролетариата
В статье «Запуганные крахом старого и борющиеся за новое» В.И. Ленин
отмечает, что «диктатура предполагает и
означает состояние придавленной войны, состояние военных мер борьбы против
противников пролетарской власти». В
то же время в статье «Привет венгерским рабочим» он подчеркивает: «Но не в одном насилии сущность пролетарской
диктатуры, и не главным образом в насилии. Главная сущность ее в
организованности и дисциплинированности передового отряда трудящихся, их
авангарда, их единственного руководителя, пролетариата. Его цель – создать
социализм, уничтожить деление общества на классы, сделать всех членов общества
трудящимися, отнять почву у всякой эксплуатации человека человеком».
В.И. Ленин разъясняет, что «уничтожение
классов – дело долгой, трудной, упорной классовой борьбы, которая после свержения власти капитала, после разрушения буржуазного государства, после
установления диктатуры пролетариата н е
и с ч е з а е т (как воображают пошляки старого
социализма и старой социал-демократии), а только меняет свои формы, становясь
во многих отношениях еще ожесточеннее». В
брошюре «Великий почин»
В.И. Ленин дает следующее определение диктатуры пролетариата: «Диктатура пролетариата, если перевести это
латинское, научное, историко-философское выражение на более простой язык
означает вот что: только определенный класс, именно городские и вообще
фабрично-заводские, промышленные рабочие, в состоянии руководить всей массой
трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за свержение ига капитала, в ходе самого
свержения, в борьбе за удержание и укрепление победы, в деле созидания нового,
социалистического, общественного строя, во всей борьбе за полное уничтожение
классов. (Заметим в скобках: научное различие между социализмом и коммунизмом
только то, что первое слово означает первую ступень вырастающего из капитализма
нового общества, второе слово – более высокую, дальнейшую ступень его).
Ошибка
«бернского», желтого, Интернационала состоит в том, что его вожди признают
только на словах классовую борьбу и руководящую роль пролетариата, боясь
додумывать до конца, боясь как раз того неизбежного вывода, который особенно
страшен для буржуазии и абсолютно неприемлем для нее. Они боятся признать что
диктатура пролетариата есть тоже период
классовой борьбы, которая неизбежна, пока не уничтожены классы, и которая меняет
свои формы, становясь первое время после свержения капитала особенно
ожесточенной и особенно своеобразной. Завоевав политическую власть, пролетариат
не прекращает классовой борьбы, а продолжает ее – впредь до уничтожения классов
– но, разумеется, в иной обстановке, в иной форме, иными средствами.
А что это значит «уничтожение
классов»? Все, называющие себя социалистами, признают эту конечную цель
социализма, но далеко не все вдумываются в ее значение. Классами называются
большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной
системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному
и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной
организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли
общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы
людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию
их места в определенном укладе общественного хозяйства.
Ясно, что для полного уничтожения
классов надо не только свергнуть эксплуататоров, помещиков и капиталистов, не
только отменить их собственность,
надо отменить еще и всякую частную собственность на средства производства, надо уничтожить
как различие между городом и деревней, так и различие между людьми физического
и умственного труда. Это – дело очень долгое».
В статье «Экономика и
политика в эпоху диктатуры пролетариата» В.И. Ленин продолжает вести
определение границ диктатуры пролетариата и подчеркивает ее действие в течение всей
фазы социализма: «Социализм есть
уничтожение классов. Диктатура пролетариата сделала для этого уничтожения все,
что могла. Но сразу уничтожить классы нельзя.
И классы остались и останутся в течение эпохи диктатуры
пролетариата. Диктатура будет не нужна, когда исчезнут классы. Они не исчезнут
без диктатуры пролетариата.
Классы
остались, но каждый видоизменился в эпоху диктатуры пролетариата; изменилось и
их взаимоотношение. Классовая борьба не исчезает при диктатуре пролетариата, а
лишь принимает иные формы».
Эти формы, следует подчеркнуть, В.И. Ленин специально перечисляет в книге «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» для
коммунистов всех стран и будущих времен: «Диктатура
пролетариата есть упорная борьба, кровавая и бескровная, насильственная и
мирная, военная и хозяйственная, педагогическая и администраторская, против сил
и традиций старого общества».
При социализме идет острейшая классовая борьба против сил и традиций капиталистического
общества, прежде всего с мелкобуржуазностью
и ее проявлениями со стороны представителей классов и слоев социалистического
общества, а именно с мелкобуржуазными стремлениями дать обществу поменьше и
похуже, взять от него побольше и получше. Эта борьба идет в самом рабочем
классе, в самой партии, в сознании практически каждого человека.
До каких же пор нельзя обойтись без диктатуры
пролетариата? В Тезисах
доклада о тактике РКП на III конгрессе Коммунистического Интернационала В.И. Ленин
так отвечает на этот вопрос: «Диктатура
пролетариата означает не прекращение классовой борьбы, а продолжение ее в новой
форме и новыми орудиями. Пока остаются классы, пока свергнутая в одной стране
буржуазия удесятеряет свои атаки на социализм в международном масштабе, до тех
пор эта диктатура необходима». А
поскольку, как подчеркивалось в Докладе о тактике РКП на III конгрессе Коммунистического Интернационала
5 июля 1921 г.,
«задача социализма состоит в том, чтобы
уничтожить классы»,
постольку период диктатуры пролетариата охватывает всю первую фазу коммунизм а,
то есть весь период социализма.
В.А.Тюлькин,
первый секретарь Российской коммунистической рабочей партии – революционной
партии коммунистов, М.В.Попов,
доктор философских наук, профессор, президент Фонда Рабочей Академии, представители
журнала РКРП-РПК «Советский Союз».
Главное в ленинизме. В.И.Ленин о классовом
подходе к анализу общественных явлений / Сост. д-р филос. наук, проф.
М.В.Попов. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009 – 311 с. http://rpw.ru/
В.И.Ленин. Полн. собр. соч. – Т. 32. – С. 247.
В.И.Ленин. Полн. собр. соч. – Т. 33. – С. 7.
В.И.Ленин. Полн. собр. соч. – Т. 34. – С. 191.
В.И.Ленин. Полн. собр. соч. – Т. 34. – С. 318.
В.И.Ленин. Полн. собр. соч. – Т. 37. – С. 438.
В.И.Ленин. Полн. собр. соч. – Т. 38. – С. 424.
В.И.Ленин. Полн. собр. соч. – Т. 39. – С. 158.
В.И.Ленин. Полн. собр. соч. – Т. 35. – С. 280.
В.И.Ленин. Полн. собр. соч. – Т. 38. – С. 56.
В.И.Ленин. Полн. собр. соч. – Т. 38. – С. 253.
В.И.Ленин. Полн. собр. соч. – Т. 39. – С. 261-262.
В.И.Ленин. Полн. собр. соч. – Т. 43. – С. 132.
В.И.Ленин. Полн. собр.соч. – Т. 43. – С. 211.
В.И.Ленин. Полн. собр. соч. – Т. 35. – С. 192.
В.И.Ленин. Полн. собр. соч. – Т. 38. – С. 385.
В.И.Ленин. Полн. собр. соч. – Т. 38. – С. 386.
В.И.Ленин. Полн. собр. соч. – Т. 39. – С. 14–15.
В.И.Ленин. Полн. собр. соч. – Т. 39. – С. 279.
В.И.Ленин. Полн. собр. соч. – Т. 41. – С. 27.
В.И.Ленин. Полн. собр. соч. – Т. 44. – С. 10.
В.И.Ленин. Полн. собр. соч. – Т. 44. – С. 39.