Международный теоретический и общественно-политический журнал "Марксизм и современность" Официальный сайт

  
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход Официальный сайт.

 Международный теоретический
и общественно-политический
журнал
СКУ

Зарегистринрован
в Госкомпечати Украины 30.11.1994,
регистрационное
свидетельство КВ № 1089

                  

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Меню сайта
Рубрики журнала
Номера журналов
Наш опрос
Ваше отношение к марксизму
Всего ответов: 652
Объявления
[22.02.2019][Информация]
Вышел новый номер журнала за 2016-2017 гг. (0)
[02.09.2015][Информация]
Вышел из печати новый номер 1-2 (53-54) журнала "Марксизм и современность" за 2014-2015 гг (0)
[09.06.2013][Информация]
Восстание – есть правда! (1)
[03.06.2012][Информация]
В архив сайта загружены все недостающие номера журнала. (0)
[27.03.2012][Информация]
Прошла акция солидарности с рабочими Казахстана (0)
[27.03.2012][Информация]
Печальна весть: ушел из жизни Владимир Глебович Кузьмин. (2)
[04.03.2012][Информация]
встреча комсомольских организаций бывших социалистических стран (0)
Главная » Статьи » Рубрики » К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.И. ЛЕНИНА

Развитие В.И. Лениным революционной диалектики марксизма в практике социалистической революции (8)

Развитие В.И. Лениным революционной диалектики марксизма в практике социалистической революции

(8)

В.В. Терещук

Часть 1. Часть 2Часть 3. Часть 4.
Часть 5. Часть 6Часть 7. Часть 8.


К таким росткам В.И. Ленин относил, как известно, коммунистические субботники, социалистическое соревнование, массовое движение по ликвидации неграмотности, создание всеобщей бесплатной политехнической системы образования, массовое вовлечение трудящихся в культурное творчество – все те формы «массового объединения сознательных работников»[1], в которых труд, создающий необходимый для общества материальный продукт, одновременно образует особые общественные отношения коллективизма, ориентированные уже не только на предметный результат труда, но и на преобразования человека в этом совместном процессе, на формирование новых человеческих качеств и способностей.

Как марксист, В.И. Ленин особо подчеркивает, что новые общественные отношения могут создаваться лишь на определенной материальной основе общественного производства, что способность к созданию этих новых отношений «не дана сама собой, а вырастает исторически и вырастает только из материальных условий крупного капиталистического производства», и что «этой способностью обладает, в начале пути от капитализма к социализму, только пролетариат, …, который не только свергает эксплуататоров и подавляет их сопротивление, но который также строит новую, более высокую, общественную связь, общественную дисциплину: дисциплину сознательных и объединенных работников, не знающих над собой никакого ига и никакой власти, кроме власти их собственного объединения, их собственного, более сознательного, смелого, сплоченного, революционного, выдержанного, авангарда»[2].

Остальная часть общества, состоящая из полупролетарских и непролетарских мелкобуржуазных слоев, такой способности не имеет, поскольку исторически миллионами нитей привязана к мелкому частнособственническому производству, к его традициям и косности. Но и сам пролетариат не отделен китайской стеной от остатков помещичьего, буржуазного и мелкобуржуазного производства, от традиции мелкобуржуазных интересов[3].

Потому после подавления помещиков и капиталистов важнейшей задачей диктатуры пролетариата становится переделка самого пролетариата, а вслед за ним и всех слоев трудящихся страны. И в этой «внутренней» классовой борьбе уже недостаточно ни политическое принуждение, ни экономический интерес. Необходима кропотливая организационная работа по формированию новой сознательной дисциплины, новой культуры труда, которая не терпит никаких «кавалерийских атак».

И в этом процессе также существенное влияние имеет противоречие начала мировой пролетарской революции в слабом звене капиталистической системы: между передовой политической формой революции и отсталыми экономикой и культурой общества[4]. И именно опоздание пролетарских революций в передовых капиталистических странах Европы породило целый каскад противоречий развития социалистической революции в России.

В.И. Ленин диалектически прорабатывает эти противоречия, определяя на их основе новые революционные задачи пролетариата: «…у нас политический и социальный переворот оказался предшественником тому культурному перевороту, той культурной революции, перед лицом которой мы всё-таки теперь стоим. Для нас достаточно теперь этой культурной революции для того, чтобы оказаться вполне социалистической страной, но для нас эта культурная революция представляет неимоверные трудности и чисто культурного свойства (ибо мы безграмотны), и свойства материального (ибо для того, чтобы быть культурными нужно известное развитие материальных средств производства, нужна известная материальная база)»[5].

Но в отличие от оппортунистов европейской социал-демократии и от русских меньшевиков, В.И. Ленин подходит к решению этого вопроса с позиции революционной диалектики марксизма, которой они не поняли[6]. Поскольку, подчеркивает В.И. Ленин: «…при общей закономерности развития во всей всемирной истории нисколько не исключаются, а, напротив, предполагаются отдельные полосы развития, представляющие своеобразие либо формы, либо порядка этого развития»[7].

В России такое своеобразие определялось тем, что она стала «слабым звеном в цепи» из-за того, что в ней социалистическая революция пролетариата совпала с крестьянской антипомещичьей буржуазной революцией, что породило особую противоречивость революционного процесса, еще более обостренную катастрофой Первой мировой войны. И, как следствие, «полная безысходность положения, удесятеряя силы рабочих и крестьян, открывала нам возможность иного перехода к созданию основных посылок цивилизации, чем во всех остальных западноевропейских государствах. … Если для создания социализма требуется определенный уровень культуры, … то почему нам нельзя начать сначала с завоевания революционным путем предпосылок для этого определенного уровня, а потом уже, на основе рабоче-крестьянской власти и советского строя, двинуться догонять другие народы»[8].

Так В.И. Ленин развивает революционную диалектику марксизма диалектикой революционного процесса в практике развития социалистической революции в России. Он прекрасно понимает внутреннюю противоречивость классовых задач пролетариата в этой революции, вырастающую из многоукладности экономики, усугубленной послевоенной (после двух войн: мировой и гражданской) разрухой и опозданием социалистических революций в передовых странах Западной Европы.

Диктатура пролетариата в ходе дальнейшего развития Социалистической революции в России была вынуждена одновременно решать противоположные задачи.

Во-первых, это оставшиеся в наследство от буржуазной революции задачи собственно капиталистического развития в экономике по переделке докапиталистических укладов и отношений в капиталистические через создание крупной машинной индустрии в промышленном и аграрном производстве, концентрируя ее до масштабов государственного капитализма (что предполагает переделку докапиталистических форм общественного разделения труда и классовых отношений в собственно капиталистические формы как общественного разделения труда, так и классовых отношений).

Во-вторых, это задачи выведения человека и общества за рамки капиталистического общественного разделения труда и классовых отношений – движения по пути уничтожения деления общества на классы и создания коммунистических общественных отношений – новой коммунистической коллективности.

В отношении самого класса пролетариата это противоречие воплощалось в необходимости одновременно: 1) воспроизводства на основе государственной собственности на заводы и фабрики самого пролетариата в его самой развитой форме – промышленных рабочих крупного промышленного производства, и перековки для этого огромных масс крестьянства, втягиваемого в это производство, а также создания на базе коллективной собственности на землю крупного индустриального аграрного производства с такой же перековкой крестьянства в сельский рабочий класс; 2) превращения рабочих крупного промышленного и аграрного производства в «работников», при таком же превращении в таких же «работников» всех остальных членов общества через ликвидацию общественного разделения труда на управленческий и исполнительский, городской и сельский, умственный и физический и т.д.

Таким образом, одна сторона революционного процесса воссоздавала и закрепляла общественное разделение труда по капиталистическому типу и воспроизводила условия для деления общества на классы, а другая – преодолевала это общественное разделение труда, формировала совершенно новые отношения общественного производства, в которых создавался новый человек-труженик в условиях новой коллективности, в которой каждый работник – друг, товарищ и брат. И этот внутренне противоречивый процесс осуществляется диктатурой пролетариата по отношению к самому пролетариату, полупролетарским и непролетарским мелкобуржуазным массам как новая форма классовой борьбы.

Причем, оба противоположных процесса нельзя разделить, как, например, хотели меньшевики: сначала выучка капитализма, а потом переход к социализму. Нельзя сразу перейти к задачам коммунистическим, как, например, хотели анархисты. В обоих случаях революция откатывается к буржуазной стадии и, что достаточно вероятно при слабости русской буржуазии, – к монархической реакции и союзу помещиков и капиталистов против пролетариата и крестьянства.

Это диалектическое единство противоположностей В.И. Ленин прекрасно понимал: что революционному пролетариату придётся «строить коммунизм из капиталистических кирпичей», что задача революции – «соединить победоносную пролетарскую революцию с буржуазной культурой, с буржуазной наукой и техникой». Не ждать, пока капитализм веками своего развития создаст для пролетариата условия перехода к социализму, а при власти пролетариата включить буржуазных специалистов в процесс преобразования и общества и пролетариата, и экономики, и культуры. «Без наследия капиталистической культуры нам социализма не построить. Не из чего строить коммунизм, кроме как из того, что нам оставил капитализм … приходится руками наших врагов создавать коммунистическое общество. Это кажется противоречием, быть может, даже неразрешимым противоречием, но на самом деле только этим путем может быть разрешена задача коммунистического строительства»[9].

Противоречивость социалистической революции в России как раз и заключалась в том, что решить задачи социально-экономической революции по созданию экономического фундамента социализма, и культурной революции, выводящей пролетариат за пределы того, что могло быть еще делом капитализма, – можно было лишь одновременно, ведя классовую борьбу для решения обеих революционных задач. Но эта одновременность как способствовала мобилизации пролетариата на решение экономических задач, так и создавала трудности на пути решения задач культурной революции, задач создания собственно коммунистических общественных отношений и нового типа личностей, поднимающихся над диктуемым капиталистическим промышленным производством общественным разделением труда. По сути нужно было одновременно развивать экономику социализма и выводить трудящихся за границы собственно экономического существования.

Величие социалистической революции в России и её значение для мирового пролетарского революционного движения как раз и состоит в том, что она показала пути решения сложнейших противоречий революционного процесса и успешного движения по развитию обеих противоположностей этого процесса: и решению задач «доделывания» задач капитализма, и решению задач собственно перехода к коммунистическим общественным отношениям. Одновременно она показала те сложности и ошибки, которые, в конечном итоге, привели к её поражению.

Именно непонимание диалектики революционного процесса приводит к тому, что критики В.И. Ленина как из лагеря «левых коммунистов», так и из мелкобуржуазных и буржуазных партий, обвиняли его либо в том, что он построил не социализм, а госкапитализм, либо в том, что он был представителем утопического социализма и пытался построить в России общество, которое в тех условиях построить было невозможно. И зачастую эти противоположные обвинения смешивались и дополняли друг друга.

Перед современными пролетарскими партиями в полный рост стоит задача теоретического осмысления единства задач политической и социальной революций для государства диктатуры пролетариата в будущей социалистической революции. Ленинский опыт учит, – чем развитее капитализм, тем полнее становится единство политических и социальных революционных задач. Важно понимание того, что в отношении противоположностей политической и социальной революций (революций в надстройке и в базисе общественно-экономической формации) сущностью обладает лишь социальная революция в «базисе», а политическая революция есть лишь внутренний момент развития этой сущности.

Лишь социальная революция, устраняющая материально-экономические основания деления общества на классы может довести до конца революцию политическую – устранить возможность существования государства и политической власти одних классов над другими. И наоборот, без успешной социальной революции политическая революция и власть пролетариата обречены на поражение.

 



[1] См.: Ленин В.И. Великий почин. ПСС. – Т. 39. – С.17.

[2] Там же. – С. 15-17.

[3] «… миллионы щупальцев этой мелкобуржуазной гидры охватывают то здесь, то там отдельные прослойки рабочих… Рабочий, став передовым вождем бедноты, не стал святым. Он вел вперед народ, но и он заражался болезнями мелкобуржуазного развала… Начав пролетарскую революцию, рабочий класс не может одним ударом сбросить с себя слабости и пороки, унаследованные от общества помещиков и капиталистов». См.: Ленин В.И. ПСС. – Т. 36. – С. 297, 364.

[4] «Разрыв между величием начатых осуществлением задач и нищетой, как материальной, так и культурной». Ленин В.И. Письмо М. Молотову для пленума ЦК РКП (б). ПСС. – Т. 45. – С. 61.

[5] Ленин В.И. О кооперации). ПСС. – Т. 45. – С. 377.

[6] Там же. – С. 378.

[7] Там же. – С. 379.

[8] Там же. – С. 380-381.

[9] Ленин В.И. Отчет Центрального Комитета на VIII съезде РКП (б). ПСС. – Т. 38. – С. 142.


Категория: К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.И. ЛЕНИНА | Добавил: Редактор (29.04.2023) | Автор: В.В. Терещук
Просмотров: 112
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Наши товарищи

 


Ваши пожелания
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ [97]
ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ СВОБОДОМЫСЛИЯ И АТЕИЗМА [10]
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА: СОСТОЯНИЕ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ [10]
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ [18]
КОММУНИСТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ [76]
РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ [74]
ОППОРТУНИЗМ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ [64]
К 130-ЛЕТИЮ И.В. СТАЛИНА [9]
ПЛАМЕННЫЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ [24]
У НАС НА УКРАИНЕ [3]
ДОКУМЕНТЫ. СОБЫТИЯ. КОММЕНТАРИИ [12]
ПУБЛИЦИСТИКА НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ БОРЬБЫ [8]
ПОД ЧУЖИМ ФЛАГОМ [3]
В ПОМОЩЬ ПРОПАГАНДИСТУ [6]
АНТИИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ БОРЬБА [4]
Малоизвестные документы из истории Коминтерна [2]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. СТАЛИНА [27]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. СТАЛИНА
К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ [1]
К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ
К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА [12]
К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ [16]
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ
К 100-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ [2]
РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И КОМИНТЕРНА [30]
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА [5]
ПАМЯТИ ТОВАРИЩА [2]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.И. ЛЕНИНА [16]
К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ф. ЭНГЕЛЬСА [3]
ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА [13]

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов опубликованных материалов.

Рукописи не рецензируются и не возвращаются.

Материалы могут подвергаться сокращению без изменения по существу.

Ответственность за подбор и правильность цитат, фактических данных и других сведений несут авторы публикаций.

При перепечатке материалов ссылка на журнал обязательна.

                                
 
                      

Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz