Развитие В.И.
Лениным революционной диалектики марксизма в практике социалистической революции (8)
В.В.
Терещук
Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6. Часть 7. Часть 8.
К таким росткам В.И. Ленин относил, как известно, коммунистические
субботники, социалистическое соревнование, массовое движение по ликвидации
неграмотности, создание всеобщей бесплатной политехнической системы
образования, массовое вовлечение трудящихся в культурное творчество – все те
формы «массового объединения сознательных работников», в которых труд, создающий
необходимый для общества материальный продукт, одновременно образует особые
общественные отношения коллективизма, ориентированные уже не только на предметный
результат труда, но и на преобразования человека в этом совместном процессе, на
формирование новых человеческих качеств и способностей.
Как марксист, В.И. Ленин особо подчеркивает, что новые общественные
отношения могут создаваться лишь на определенной материальной основе общественного
производства, что способность к созданию этих новых отношений «не дана сама
собой, а вырастает исторически и вырастает только из материальных условий
крупного капиталистического производства», и что «этой способностью обладает, в
начале пути от капитализма к социализму, только пролетариат, …, который не
только свергает эксплуататоров и подавляет их сопротивление, но который также
строит новую, более высокую, общественную связь, общественную дисциплину:
дисциплину сознательных и объединенных работников, не знающих над собой никакого
ига и никакой власти, кроме власти их собственного объединения, их собственного,
более сознательного, смелого, сплоченного, революционного, выдержанного,
авангарда».
Остальная часть общества, состоящая из полупролетарских и непролетарских
мелкобуржуазных слоев, такой способности не имеет, поскольку исторически
миллионами нитей привязана к мелкому частнособственническому производству, к
его традициям и косности. Но и сам пролетариат не отделен китайской стеной от
остатков помещичьего, буржуазного и мелкобуржуазного производства, от традиции
мелкобуржуазных интересов.
Потому после подавления помещиков и капиталистов важнейшей задачей
диктатуры пролетариата становится переделка самого пролетариата, а вслед за ним
и всех слоев трудящихся страны. И в этой «внутренней» классовой борьбе уже
недостаточно ни политическое принуждение, ни экономический интерес. Необходима
кропотливая организационная работа по формированию новой сознательной
дисциплины, новой культуры труда, которая не терпит никаких «кавалерийских
атак».
И в этом
процессе также существенное влияние имеет противоречие начала мировой
пролетарской революции в слабом звене капиталистической системы: между
передовой политической формой революции и отсталыми экономикой и культурой
общества.
И именно опоздание пролетарских революций в передовых капиталистических странах
Европы породило целый каскад противоречий развития социалистической революции в
России.
В.И. Ленин
диалектически прорабатывает эти противоречия, определяя на их основе новые
революционные задачи пролетариата: «…у нас политический и социальный переворот
оказался предшественником тому культурному перевороту, той культурной революции,
перед лицом которой мы всё-таки теперь стоим. Для нас достаточно теперь этой
культурной революции для того, чтобы оказаться вполне социалистической страной,
но для нас эта культурная революция представляет неимоверные трудности и чисто
культурного свойства (ибо мы безграмотны), и свойства материального (ибо для
того, чтобы быть культурными нужно известное развитие материальных средств
производства, нужна известная материальная база)».
Но в отличие от оппортунистов европейской социал-демократии и от русских
меньшевиков, В.И. Ленин подходит к решению этого вопроса с позиции
революционной диалектики марксизма, которой они не поняли. Поскольку, подчеркивает
В.И. Ленин: «…при общей закономерности развития во всей всемирной истории нисколько
не исключаются, а, напротив, предполагаются отдельные полосы развития,
представляющие своеобразие либо формы, либо порядка этого развития».
В России такое
своеобразие определялось тем, что она стала «слабым звеном в цепи» из-за того,
что в ней социалистическая революция пролетариата совпала с крестьянской
антипомещичьей буржуазной революцией, что породило особую противоречивость революционного
процесса, еще более обостренную катастрофой Первой мировой войны. И, как
следствие, «полная безысходность положения, удесятеряя силы рабочих и крестьян,
открывала нам возможность иного перехода к созданию основных посылок
цивилизации, чем во всех остальных западноевропейских государствах. … Если для
создания социализма требуется определенный уровень культуры, … то почему нам
нельзя начать сначала с завоевания революционным путем предпосылок для этого
определенного уровня, а потом уже, на основе рабоче-крестьянской власти и советского
строя, двинуться догонять другие народы».
Так В.И. Ленин развивает революционную диалектику марксизма диалектикой
революционного процесса в практике развития социалистической революции в
России. Он прекрасно понимает внутреннюю противоречивость классовых задач
пролетариата в этой революции, вырастающую из многоукладности экономики, усугубленной
послевоенной (после двух войн: мировой и гражданской) разрухой и опозданием
социалистических революций в передовых странах Западной Европы.
Диктатура пролетариата в ходе дальнейшего развития Социалистической
революции в России была вынуждена одновременно решать противоположные задачи.
Во-первых, это оставшиеся в наследство от буржуазной революции задачи
собственно капиталистического развития в экономике по переделке докапиталистических
укладов и отношений в капиталистические через создание крупной машинной
индустрии в промышленном и аграрном производстве, концентрируя ее до масштабов
государственного капитализма (что предполагает переделку докапиталистических
форм общественного разделения труда и классовых отношений в собственно
капиталистические формы как общественного разделения труда, так и классовых
отношений).
Во-вторых, это
задачи выведения человека и общества за рамки капиталистического общественного
разделения труда и классовых отношений – движения по пути уничтожения деления
общества на классы и создания коммунистических общественных отношений – новой
коммунистической коллективности.
В отношении самого класса пролетариата это противоречие воплощалось в
необходимости одновременно: 1) воспроизводства на основе государственной
собственности на заводы и фабрики самого пролетариата в его самой развитой
форме – промышленных рабочих крупного промышленного производства, и перековки
для этого огромных масс крестьянства, втягиваемого в это производство, а также
создания на базе коллективной собственности на землю крупного индустриального
аграрного производства с такой же перековкой крестьянства в сельский рабочий
класс; 2) превращения рабочих крупного промышленного и аграрного производства в
«работников», при таком же превращении в таких же «работников» всех остальных
членов общества через ликвидацию общественного разделения труда на
управленческий и исполнительский, городской и сельский, умственный и физический
и т.д.
Таким образом, одна сторона революционного процесса воссоздавала и
закрепляла общественное разделение труда по капиталистическому типу и воспроизводила
условия для деления общества на классы, а другая – преодолевала это
общественное разделение труда, формировала совершенно новые отношения общественного
производства, в которых создавался новый человек-труженик в условиях новой
коллективности, в которой каждый работник – друг, товарищ и брат. И этот
внутренне противоречивый процесс осуществляется диктатурой пролетариата по
отношению к самому пролетариату, полупролетарским и непролетарским
мелкобуржуазным массам как новая форма классовой борьбы.
Причем, оба
противоположных процесса нельзя разделить, как, например, хотели меньшевики:
сначала выучка капитализма, а потом переход к социализму. Нельзя сразу перейти
к задачам коммунистическим, как, например, хотели анархисты. В обоих случаях
революция откатывается к буржуазной стадии и, что достаточно вероятно при
слабости русской буржуазии, – к монархической реакции и союзу помещиков и капиталистов
против пролетариата и крестьянства.
Это диалектическое единство противоположностей В.И. Ленин прекрасно
понимал: что революционному пролетариату придётся «строить коммунизм из капиталистических
кирпичей», что задача революции – «соединить победоносную пролетарскую
революцию с буржуазной культурой, с буржуазной наукой и техникой». Не ждать,
пока капитализм веками своего развития создаст для пролетариата условия
перехода к социализму, а при власти пролетариата включить буржуазных
специалистов в процесс преобразования и общества и пролетариата, и экономики, и
культуры. «Без наследия капиталистической культуры нам социализма не построить.
Не из чего строить коммунизм, кроме как из того, что нам оставил капитализм …
приходится руками наших врагов создавать коммунистическое общество. Это кажется
противоречием, быть может, даже неразрешимым противоречием, но на самом деле
только этим путем может быть разрешена задача коммунистического строительства».
Противоречивость социалистической революции в России как раз и
заключалась в том, что решить задачи социально-экономической революции по
созданию экономического фундамента социализма, и культурной революции,
выводящей пролетариат за пределы того, что могло быть еще делом капитализма, –
можно было лишь одновременно, ведя классовую борьбу для решения обеих революционных
задач. Но эта одновременность как способствовала мобилизации пролетариата на
решение экономических задач, так и создавала трудности на пути решения задач
культурной революции, задач создания собственно коммунистических общественных
отношений и нового типа личностей, поднимающихся над диктуемым
капиталистическим промышленным производством общественным разделением труда. По
сути нужно было одновременно развивать экономику социализма и выводить
трудящихся за границы собственно экономического существования.
Величие социалистической революции в России и её значение для мирового
пролетарского революционного движения как раз и состоит в том, что она показала
пути решения сложнейших противоречий революционного процесса и успешного
движения по развитию обеих противоположностей этого процесса: и решению задач
«доделывания» задач капитализма, и решению задач собственно перехода к
коммунистическим общественным отношениям. Одновременно
она показала те сложности и ошибки, которые, в конечном итоге, привели к её
поражению.
Именно непонимание диалектики революционного процесса приводит к тому,
что критики В.И. Ленина как из лагеря «левых коммунистов», так и из
мелкобуржуазных и буржуазных партий, обвиняли его либо в том, что он построил
не социализм, а госкапитализм, либо в том, что он был представителем
утопического социализма и пытался построить в России общество, которое в тех
условиях построить было невозможно. И зачастую эти противоположные обвинения
смешивались и дополняли друг друга.
Перед современными пролетарскими партиями в полный рост стоит задача
теоретического осмысления единства задач политической и социальной революций
для государства диктатуры пролетариата в будущей социалистической революции.
Ленинский опыт учит, – чем развитее капитализм, тем полнее становится единство
политических и социальных революционных задач. Важно понимание того, что в
отношении противоположностей политической и социальной революций (революций в
надстройке и в базисе общественно-экономической формации) сущностью обладает
лишь социальная революция в «базисе», а политическая революция есть лишь
внутренний момент развития этой сущности.
Лишь социальная
революция, устраняющая материально-экономические основания деления общества на
классы может довести до конца революцию политическую – устранить возможность
существования государства и политической власти одних классов над другими. И
наоборот, без успешной социальной революции политическая революция и власть
пролетариата обречены на поражение.
См.: Ленин В.И. Великий почин. ПСС. – Т. 39. –
С.17.
«… миллионы щупальцев этой мелкобуржуазной гидры охватывают то здесь,
то там отдельные прослойки рабочих… Рабочий, став передовым вождем бедноты, не
стал святым. Он вел вперед народ, но и он заражался болезнями мелкобуржуазного
развала… Начав пролетарскую революцию, рабочий класс не может одним ударом
сбросить с себя слабости и пороки, унаследованные от общества помещиков и
капиталистов». См.: Ленин В.И. ПСС. – Т. 36. – С. 297, 364.
«Разрыв между величием начатых осуществлением задач и нищетой, как
материальной, так и культурной». Ленин В.И. Письмо М. Молотову для пленума
ЦК РКП (б). ПСС. – Т. 45. – С. 61.
Ленин В.И. О
кооперации). ПСС. – Т. 45. – С. 377.
Ленин В.И. Отчет
Центрального Комитета на VIII съезде РКП (б). ПСС. – Т. 38. – С. 142.
|