Международный теоретический и общественно-политический журнал "Марксизм и современность" Официальный сайт

  
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход Официальный сайт.

 Международный теоретический
и общественно-политический
журнал
СКУ

Зарегистринрован
в Госкомпечати Украины 30.11.1994,
регистрационное
свидетельство КВ № 1089

                  

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Меню сайта
Рубрики журнала
Номера журналов
Наш опрос
Ваше отношение к марксизму
Всего ответов: 652
Объявления
[22.02.2019][Информация]
Вышел новый номер журнала за 2016-2017 гг. (0)
[02.09.2015][Информация]
Вышел из печати новый номер 1-2 (53-54) журнала "Марксизм и современность" за 2014-2015 гг (0)
[09.06.2013][Информация]
Восстание – есть правда! (1)
[03.06.2012][Информация]
В архив сайта загружены все недостающие номера журнала. (0)
[27.03.2012][Информация]
Прошла акция солидарности с рабочими Казахстана (0)
[27.03.2012][Информация]
Печальна весть: ушел из жизни Владимир Глебович Кузьмин. (2)
[04.03.2012][Информация]
встреча комсомольских организаций бывших социалистических стран (0)
Главная » Статьи » Рубрики » К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.И. ЛЕНИНА

Развитие В.И. Лениным революционной диалектики марксизма в практике социалистической революции (2)

Развитие В.И. Лениным революционной диалектики марксизма в практике социалистической революции

(2)

В.В. Терещук

Часть 1. Часть 2Часть 3. Часть 4.
Часть 5. Часть 6Часть 7. Часть 8.


Первое же практическое участие Владимира Ульянова в протестных акциях студентов в Казанском университете, куда он был зачислен на первый курс в августе 1887 года и сразу же стал участником нелегальной студенческой организации, завершилось арестом в декабре того же года, исключением из университета и ссылкой в село Кокушкино под гласный надзор полиции.

Теперь он вновь усиленно занимается своим теоретическим развитием, вновь перечитывая Чернышевского, Некрасова, Чехова, оставшиеся от старшего брата журналы «Современник», «Отечественные записки», «Вестник Европы». Но главным был Чернышевский. Как позже вспоминал В. Воровский, В.И. Ленин ему рассказывал: «Благодаря Чернышевскому произошло мое первое знакомство с философским материализмом. Он же первый указал мне на роль Гегеля в развитии философской мысли, и от него пришло понятие о диалектическом методе, после чего было уже много легче усвоить диалектику Маркса. От доски до доски были прочитаны великолепные очерки Чернышевского об эстетике, искусстве и литературе, и выяснилась революционная фигура Белинского. Прочитаны были все статьи Чернышевского о крестьянском вопросе, его примечания к переводу политической экономии Милля... Это оказалось хорошей подготовкой, чтобы позднее перейти к Марксу»[1].

К Марксу Владимир Ульянов в то время еще не пришел, но благодаря Чернышевскому, как отмечает В. Логинов, он нашел ответ на вопрос что же делать тем, кто отвергает жизнь, основанную на несвободе, насилии и произволе. И о том, что нельзя обрести истинного душевного комфорта, если ты не осознал неразрывности личных интересов с общественными, если душа твоя не сопереживает, не разделяет судьбы своего отечества, если ты выгораживаешь свою жизнь из общего поля жизни своего народа и уходишь от «дел общественных».[2]

Знакомство с марксизмом для Владимира Ульянова началось через год, когда семья Ульяновых снова получила возможность вернуться в Казань, благодаря участию в студенческом кружке саморазвития, который вел Николай Федосеев – благодаря знакомству с составленной ним программой чтения марксистской литературы, обзоров и рефератов по проблемам истории и социально-экономического развития России. Эта программа включала не только основные работы К. Маркса и Ф. Энгельса, но и конспект основных работ возглавляемой Г. Плехановым заграничной группы русских марксистов «Освобождения труда». Позже В.И. Ленин вспоминал, что программа Н. Федосеева открыла ему прямой путь к марксизму и зимой 1888-1889 гг. он вполне стал считать себя марксистом.[3]

Потому в Самаре в 1890-1893 гг. он ведет полемику с народниками, и особенно по поводу разразившегося в Поволжье и Черноземье России голода, уже с принципиально марксистских позиций. Материалы этой полемики стали основанием для написания Владимиром Ульяновым первой крупной работы «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» продолжившей, начатую Г. Плехановым полемику о путях развития России.

Важно подчеркнуть, что марксистское мировоззрение Владимира Ульянова формировалось не только из книг, и не быстро, потому нельзя указать на какой-либо набор источников, которые якобы превратили его в марксиста. Оно формировалось из прямого знакомства с условиями жизни русского крестьянства и с нарастающей революционной борьбой против самодержавия. И лишь за тем нужные книги помогали найти ответы на вопросы, которые ставила сама жизнь. Одной из таких книг стала объемистая монография В.Е. Постникова «Южно-русское крестьянское хозяйство», вышедшая в Москве в самом конце 1891 года, давшая неоценимый фактический материал о классовом расслоении русского крестьянства.

Когда в 1891 году матери Владимира после многих безуспешных попыток удалось добиться у министра просвещения России разрешения на сдачу сыном экстерном экзаменов по курсу юридического факультета Петербургского университета, он получил диплом первой степени кандидата прав и возможность с 1892 года работать помощником присяжного поверенного (то есть, адвоката), Владимир Ульянов получил возможность увидеть проблемы из жизни крестьянства через судебные тяжбы против них или в их защиту.

3. Формирование понимания диалектики
как научной методологии марксизма

Выход в 1894 году ленинской работы «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» стал первым свидетельством того, что глубокое усвоение марксистской теории имело своим основанием понимания сути материалистической диалектики как философского метода марксизма. Именно поэтому он обращает особое внимание на вульгарные нападки народника Михайловского на применение К. Марксом диалектики в качестве метода изложения материала.

Молодой марксист Владимир Ульянов специально подчеркивает, что диалектика есть метод исследования социальных процессов, а не безразличная к их содержанию форма изложения: «Диалектическим методом – в противоположность метафизическому – Маркс и Энгельс называли не что иное, как научный метод в социологии, состоящий в том, что общество рассматривается как живой, находящийся в постоянном развитии организм (а не как нечто механически сцепленное и допускающее поэтому всякие произвольные комбинации отдельных общественных элементов), для изучения которого необходим объективный анализ производственных отношений, образующих данную общественную формацию, исследование законов ее функционирования и развития»[4].

Именно конкретное исследование общественного развития в России позволило ему в этой работе сделать вывод, что Россия уже вступила на путь капиталистического развития, что уже невозможно обойти капитализм, и перейти к социализму опираясь на крестьянскую общину, что в русской деревне идет процесс классового расслоения, порождающий сельскую буржуазию и сельский пролетариат, и что главным революционным классом в русском капиталистическом обществе становится промышленный пролетариат.

Это произведение завершается фразой, которая в сжатом виде сконцентрировала задачи русских социал-демократов на десятилетия: «На класс рабочих и обращают социал-демократы все свое внимание и всю свою деятельность. Когда передовые представители его усвоят идеи научного социализма, идею об исторической роли русского рабочего, когда эти идеи получат широкое распространение и среди рабочих создадутся прочные организации, преобразующие теперешнюю разрозненную экономическую войну рабочих в сознательную классовую борьбу, – тогда русский РАБОЧИЙ, поднявшись во главе всех демократических элементов, свалит абсолютизм и поведет РУССКИЙ ПРОЛЕТАРИАТ (рядом с пролетариатом ВСЕХ СТРАН) прямой дорогой открытой политической борьбы к ПОБЕДОНОСНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ»[5].

В этом марксистском программном тезисе русской социал-демократии сконцентрировано воплотилось диалектическое понимание взаимодействия теории научного социализма и практики классовой борьбы рабочих, класса и его организации, экономической и политической форм классовой борьбы, взаимодействия пролетарских классовых сил с непролетарскими (демократическими элементами), национальных и интернациональных задач будущей пролетарской революции, и то, что эта революция может быть победоносной лишь будучи коммунистической – то есть, когда она сможет подчинить решение всех задач буржуазно-демократических, решению задач коммунистической революции.

4. Становление диалектики теории и практики
революционной деятельности

Главной методологической основой, на которую в своих выводах опирается Владимир Ульянов, является материалистическое понимание истории, в усвоении которого он идет не только по пути К. Маркса и Ф. Энгельса, но и Г.В. Плеханова, считая себя восхищенным его учеником. Из этой основы вытекал важнейший вывод о том, что народ не может быть объектом благодеяния сверху, поэтому освобождение трудящихся должно быть делом самих трудящихся. А идеологи трудящихся могут лишь содействовать формированию классового сознания пролетариата, его осознанию путей и задач на пути к собственному освобождению.

В связи с этим, для В. Ульянова диалектика теории и практики уже на ранних этапах опирается на практическую основу и для молодой российской социал-демократии он формулирует задачи, исходя из этой диалектики: «на 1-ое место непременно становится всегда практическая работа пропаганды и агитации по той причине, во-первых, что теоретическая работа дает только ответы на те запросы, которые предъявляет вторая. А во-вторых, социал-демократы слишком часто, по обстоятельствам от них не зависящим, вынуждены ограничиваться одной теоретической работой, чтобы не ценить дорого каждого момента, когда возможна работа практическая»[6]. Такой подход задавал иной тон в организации работы кружков самообразования – нужно сосредоточить работу не в студенческих, а в рабочих кружках. Последние в условиях быстрого экономического подъема капитализма в 90-е годы в России и растущей потребности в квалифицированных и грамотных рабочих стали появляться вместе с различными образовательными курсами для рабочих, которые были вынуждены организовывать сами промышленники.

В Петербурге такие рабочие кружки самообразования действовали десятками и В. Ульянов активно включился в их работу, быстро завоевал авторитет в рабочей среде. Такая самоотверженная работа требовала еще более тесного сплетения теории и практики, требовала глубже переосмыслить уже казавшиеся ясными теоретические положения марксизма. В. Ульянов испытывал сильное желание получить возможность обсудить возникающие вопросы с признанными лидерами российской социал-демократии, создавшими за границей группу «Освобождение труда». И когда после многочисленных ходатайств о получении разрешения на выезд за границу для прохождения лечения, такое разрешение было получено, он в 1895 году уезжает на встречу к своим учителям и кумирам.

Встречи с Г. Плехановым, В. Засулич, П. Аксельродом и А. Потресовым показали общность позиций и взглядов молодых российских социал-демократов с заграничными мэтрами на необходимость практического соединения марксизма с рабочим движением. Высоко была оценена работа «Что такое «друзья народа…». Но В. Ульянову досталась изрядная критика со стороны Г. Плеханова за то, что в этой работе, отстаивая марксистский диалектический метод (в процитированном выше отрывке), он назвал материалистическое понимание истории научным методом в социологии. За это «словечко» метод ему и досталось. В. Ульянов напомнил позже этот эпизод в письме А. Потресову, когда обнаружил, что К. Каутский в одной из своих работ также использовал подобное определение[7]. Уже в тот период, в 1895 году, обнаружились расхождения в понимании Г. Плеханова и В.И. Ленина вопросов и значения материалистической диалектики как методологии марксизма.

По возвращению в Россию молодой В. Ульянов со всей своей настойчивостью и энергией включился в работу по объединению рабочих кружков в единую организацию, получившую название «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», держащую пульс борьбы на всех заводах города, централизовано проводя пропаганду и агитацию в листовках на предприятиях, в учрежденной газете «Рабочее дело».

Но такой важный период, когда есть возможность вести практическую работу, быстро завершился. В. Ульянов возвратился в Россию в начале сентября 1895 года, а в начале декабря вместе с группой активных членов «Союза борьбы...» он был арестован.

Теперь наступил период вынужденного ограничения революционной работы лишь теорией. В тюрьме он пишет для продолжающего действовать «Союза борьбы…» «Проект программы социал-демократической партии» молоком между строк одной из книг, а вслед за этим и «Объяснение программы», которые объединил в одну работу[8]. В этой работе он последовательно связывает текущие экономические цели борьбы рабочего класса с конечными целями его борьбы: переход «политической власти в руки рабочего класса, … уничтожить частную собственность на орудия труда, передать все фабрики, заводы, рудники, а также все крупные имения и т.п. в руки всего общества и вести общее социалистическое производство, направляемое самими рабочими. Продукты, производимые общим трудом, будут тогда идти в пользу самих трудящихся, а производимый ими излишек над их содержанием будет служить для удовлетворения потребностей самих рабочих, для полного развития всех их способностей и равноправного пользования всеми приобретениями науки и искусства» (курсив мой. – В.Т.)[9].

После года тюрьмы в 1897 году последует ссылка в Сибирь в село Шушенское Минусинского уезда Енисейской губернии, которая предоставит в избытке время для теоретической работы, которую и здесь В. Ульянов дополнял юридическими консультациями крестьян, помогая им защищать свои интересы. Как пишет В. Логинов: «За три шушенских года Ульянов написал фундаментальное исследование «Развитие капитализма в России». Объем – 500 страниц. Выпустил сборник «Экономические этюды и статьи» – 290 страниц. Вместе с Н.К. Крупской перевел и отредактировал двухтомник Сиднея и Беатрисы Вебб «Теория и практика английского тред-юнионизма». Объем – 770 страниц. Написал около двух десятков статей и рецензий на книги Каутского, Гобсона, Парвуса, Богданова, Гвоздева, Струве и Туган-Барановского, Булгакова и др. Все они были опубликованы в столичных журналах «Новое слово», «Мир Божий», «Начало», «Жизнь», «Научное обозрение». Объем – более 100 страниц. Наконец, две его брошюры «Новый фабричный закон» и «Задачи русских социал-демократов» были изданы за границей, в Женеве. И это не считая десятка статей, которые тогда опубликовать не удалось»[10].

Когда в полный рост встала проблема ревизионизма марксизма со стороны одного из теоретиков германской социал-демократии Э. Бернштейна, в том числе и философии марксизма, он берется штудировать работы французских материалистов, Д. Юма, И. Канта, неокантианскую литературу и Г.Ф. Гегеля. По словам Э. Ильенкова, в Шушенском В. Ульянов знакомится с «Феноменологией духа» Гегеля – одним из самых диалектичных его произведений, хотя, к сожалению, его конспекты этой работы не сохранились[11]. В. Ульянов увидел угрозу распространения этой ревизии марксизма в России в среде «легальных марксистов», многие из которых, в том числе П. Струве, идеи Бернштейна поддержали, способствуя превращению марксизма в апологию капитализма. В российской же среде молодых социал-демократов «практиков» стало формироваться течение «экономизма» не без влияния ревизионизма Бернштейна, стремившееся ограничить борьбу рабочих только защитой их экономических прав, лишь борьбой за реформы и отбрасывая необходимость политической борьбы рабочего класса, необходимость революции.

В последние месяцы ссылки В. Ульянов встает на защиту марксизма от его искажения «экономистами» и берется за углубленную разработку диалектики отношения класса и партии пролетариата. В работе «Наша программа» он делает вывод о том, что: «Крепкой социалистической партии не может быть, если нет революционной теории, которая объединяет всех социалистов, из которой они почерпают все свои убеждения, которую они применяют к своим приемам борьбы и способам деятельности…»[12]. По сути молодой В. Ульянов приходит к тем же выводам, к которым в своё время пришел молодой К. Маркс, когда в Критике гегелевской философии права сформулировал знаменитый вывод о том, что: «Подобно тому как философия находит в пролетариате своё материальное оружие, так и пролетариат находит в философии своё духовное оружие»[13].

Кроме того, «экономизм» замыкает борьбу пролетариата в рамках интересов лишь своего класса. Политическая борьба выводит ее за пределы этих рамок, делает всеобщей борьбой всех угнетенных и тем самым создает более широкий фронт революционных сил. Так вычленяется суть диалектики марксизма как всеобщей теории развития в практике классовой борьбы. В следующей своей работе В. Ульянов подчеркивает этот фундаментальный для марксизма и впервые сформулированный в «Манифесте» К. Марксом и Ф. Энгельсом принцип всеобщей связи: «С точки зрения основных идей марксизма, интересы общественного развития выше интересов пролетариата, – интересы всего рабочего движения в его целом выше интересов отдельного слоя рабочих или отдельных моментов движения...» [14].



[1] См.: Логинов В.Т. В.И. Ленин. Полная биография / В.Т. Логинов – «Алисторус», 2018. – С. 52.

[2] Там же. – С. 54.

[3] Там же. – С. 60-61.

[4] Ленин В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? ПСС. – Т. 1. – С. 163-171.

[5] Там же. – С. 311-312.

[6] Ленин В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? ПСС. – Т. 1. – С. 308 (ссылка внизу страницы).

[7] См: Ленин В.И. Письмо А.Н. Потресову 27 апреля 1899 года. ПСС. – Т. 46. – С. 26 (сноска). Для Ленина понятие «метод» включает не только содержание диалектической логики, но и материалистическое понимание истории.

[8] См.: Ленин В.И. Проект и объяснение программы социал-демократической партии. ПСС. – Т. 2. – С. 81-110.

[9] Там же. – С. 84, 96-97.

[10] Логинов В.Т. Владимир Ленин. Выбор пути: Биография. – М.: Республика, 2005. – С. 373.

[11] Ильенков Э.В. Ленинская диалектика и метафизика позитивизма. (Размышления над книгой В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»). – М.: Политиздат, 1980. – С. 29.

[12] Ленин В.И. Наша программа. ПСС. – Т. 4. – С. 183.

[13] Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. – С.ч. 2-е изд. – Т. 1. – С. 428.

[14] Ленин В.И. Проект программы нашей партии. ПСС. – Т. 4. – С. 220.


Категория: К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.И. ЛЕНИНА | Добавил: Редактор (29.04.2023) | Автор: В.В. Терещук
Просмотров: 110
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Наши товарищи

 


Ваши пожелания
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ [97]
ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ СВОБОДОМЫСЛИЯ И АТЕИЗМА [10]
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА: СОСТОЯНИЕ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ [10]
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ [18]
КОММУНИСТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ [76]
РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ [74]
ОППОРТУНИЗМ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ [64]
К 130-ЛЕТИЮ И.В. СТАЛИНА [9]
ПЛАМЕННЫЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ [24]
У НАС НА УКРАИНЕ [3]
ДОКУМЕНТЫ. СОБЫТИЯ. КОММЕНТАРИИ [12]
ПУБЛИЦИСТИКА НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ БОРЬБЫ [8]
ПОД ЧУЖИМ ФЛАГОМ [3]
В ПОМОЩЬ ПРОПАГАНДИСТУ [6]
АНТИИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ БОРЬБА [4]
Малоизвестные документы из истории Коминтерна [2]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. СТАЛИНА [27]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. СТАЛИНА
К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ [1]
К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ
К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА [12]
К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ [16]
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ
К 100-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ [2]
РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И КОМИНТЕРНА [30]
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА [5]
ПАМЯТИ ТОВАРИЩА [2]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.И. ЛЕНИНА [16]
К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ф. ЭНГЕЛЬСА [3]
ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА [13]

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов опубликованных материалов.

Рукописи не рецензируются и не возвращаются.

Материалы могут подвергаться сокращению без изменения по существу.

Ответственность за подбор и правильность цитат, фактических данных и других сведений несут авторы публикаций.

При перепечатке материалов ссылка на журнал обязательна.

                                
 
                      

Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz