Развитие В.И.
Лениным революционной диалектики марксизма в практике социалистической революции (4)
В.В.
Терещук
Подробный анализ защиты В.И. Лениным диалектико-материалистической
методологии марксизма был дан Э.В. Ильенковым в работе «Ленинская диалектика и
метафизика позитивизма».
Эта работа Э. Ильенкова позволяет понять беспочвенность обвинений
западных марксистов, начиная с К. Корша и заканчивая К. Андерсеном, в адрес
Ленина в том, что «Материализм и эипириокритицизм» является механистическим
догматизмом.
Важнейшим
аргументом против таких обвинений является тот факт, что в этой работе В.И.
Ленин обосновывает принцип единства диалектики, логики и теории познания через
диалектику абсолютной и относительной истины, обосновывая объективный характер
истины и не только. По сути вся работа пронизана этим принципом,
что не может быть совместимо ни с каким «механическим догматизмом».
Выводы В.И.
Ленина о диалектике развития, сделанные в этой работе, в том числе и о
особенностях развития естествознания через кризисы, революции и скачки,
перерывы постепенности, а также о том, что естествоиспытатели с необходимостью
движутся к диалектико-материалистической методологии стихийно и часто спиной,
что естествознание рождает в муках диалектико-материалистическую методологию
науки, как и ленинская критика теоретических основ позитивизма, являются
сегодня актуальными, как никогда.
В качестве
примера приведем лишь то, как современная космология внесла теорию развития
внутрь физики и химии, показав, что как физические процессы, так и химические
элементы периодической таблицы Менделеева являются историческими ступенями развития
Вселенной, развития, идущего не лишь путем постепенной эволюции, но и через
перерывы постепенности, скачки и взрывы.
***
По-новому
диалектика теории и практики в деятельности В.И. Ленина воплотилась в период
после начала Первой мировой войны в 1914 году и до Русской революции 1917 года.
Встал вопрос сохранения революционной стратегии РСДРП в условиях оппортунистического
перерождения и краха Второго Интернационала. В этих условиях важно было понять
и объяснить зависимость практического оппортунизма, то есть
социал-шовинистической политики соглашательства с буржуазией и предательства
коренных интересов рабочего класса руководством ведущих европейских
социал-демократических партий (в результате которого одни отряды рабочего
класса убивали другие в империалистической войне ради интересов буржуазии), от
оппортунизма теоретического, раскрыть, что ревизионизм в отношении теории
марксизма приводит к ревизионизму в практике классовой борьбы рабочего класса.
Мировая война требовала по-новому применить марксистский анализ мировой
системы капитализма, осмыслить всеобщую связь её развития, оголившуюся глубину
и остроту её противоречий их диалектическую переплетённость, поскольку только в
таком контексте можно раскрыть действительные интересы рабочего класса и разоблачить
ошибки лидеров Второго Интернационала.
Для В.И. Ленина стало ясно, что именно отказ от диалектической
методологии марксизма привел к кризису европейской социал-демократии. И для
поиска выхода из этого кризиса он берется за возобновление изучения работ
Гегеля по диалектике, опираясь уже на опыт практики Первой русской революции,
практики партийной организации пролетариата и партийной борьбы. Только теперь
кризис европейского марксизма был намного похлеще кризиса российской
социал-демократии и глубина ревизии философских основ марксизма намного больше.
Так появляются две знаменитые работы: «Философские тетради» и «Империализм, как
высшая стадия капитализма», работа над которыми велась практически
одновременно. Точнее, вторая работа стала результатом и тетрадей по философии и
тетрадей по империализму.
Материалистически
переосмысливая диалектику Гегеля, В.И. Ленин особо выделяет принципы диалектики:
всеобщей связи, развития, тождества диалектики, логики и теории познания,
восхождения от абстрактного к конкретному, единства исторического и логического.
Он вскрывает ядро диалектики как учения о том, «как бывают и как становятся
тождественными противоположности». В сжатом виде революционную суть диалектической
методологии он формулирует во фрагменте «К вопросу о диалектике»,
выделяя две концепции развития: метафизическую и диалектическую, и подчеркивая
значение понимания развития противоречия: от раздвоения единого до борьбы противоположностей
и разрешения противоречия. Именно это упускали меньшевики во главе с Плехановым
и европейские лидеры социал-демократии. Именно в этом увидел В.И. Ленин корень
и теоретический источник их оппортунизма.
Глубоко осознав
значение диалектики для марксизма, В.И. Ленин делает свой знаменитый вывод:
«Нельзя вполне понять „Капитала" Маркса и особенно его I главы, не
проштудировав и не поняв всей Логики Гегеля. Следовательно, никто из марксистов
не понял Маркса 1/2 века спустя!».
Но где брать диалектическую теорию и как её брать, чтобы она стала
революционным методом? Штудировать Гегеля? Но у него диалектика связана по
рукам и ногам его, хотя и «умным», но идеализмом. Брать у К. Маркса? Но, «Если
Marx не оставил „Логики" (с большой буквы), то он оставил логику „Капитала", и это
следовало бы сугубо использовать по данному вопросу».
Важно обратить внимание на то, что, конспектируя Гегеля, В.И. Ленин
подчеркивает применение им диалектики к самой диалектике как логике мышления,
что Гегель самодвижение диалектических категорий выводит из исторического
движения человеческой мысли, из истории философии, что он опирается на
совпадение логического и исторического в диалектическом мышлении, на
восхождение от абстрактного к конкретному.
Одновременно В.И. Ленин старается материалистически «перевертывать»
гегелевскую логику становления диалектики. Он подчеркивает, что логические
фигуры и категории есть следствие развития человеческой практики миллионы раз
повторяющейся и потому превращающейся в логические формы. Именно в этом он и видел
преимущества логики «Капитала» К. Маркса, которая уже сознательно берется
выстраивать диалектику экономического развития капитализма в его внутреннем
самодвижении. Если Гегель при этом лишь гениально угадал в диалектике понятий
такую же диалектику вещей, то Маркс уже сознательно выстраивает объективную
диалектику на материалистической основе практики.
Переводя вслед
за К. Марксом диалектику на практическую основу, В.И. Ленин в этот же период
пишет ряд глубоко диалектических марксистских работ, среди которых следует
особо выделить: «Крах Второго Интернационала», «Социализм и война»,
«Империализм, как высшая стадия капитализма», «О лозунге Соединенных Штатов
Европы» и другие.
Он раскрывает
ряд важнейших положений марксизма: внутреннюю противоречивость оппортунистической
политики, которая привела к эволюции европейских лидеров социал-демократических
партий в сторону социал-шовинизма; показывает социально-экономические корни
такого перерождения, произрастающие на почве империализма как новой стадии
развития капитализма; противопоставляет им революционную стратегию и тактику в
отношении к войне; вскрывает внутреннюю противоречивость политики войны и мира
в условиях империализма; показывает диалектику всеобщности и конкретности
развития империализма как внутренне противоречивой мировой системы, как кануна
социалистической революции; дает глубокую марксистскую теорию революционной
ситуации; обосновывает необходимость и пути формирования Третьего марксистского
Интернационала для подготовки мирового пролетариата к социалистической
революции;
выводит из неравномерности развития капитализма в условиях империализма
концепцию «слабого звена» и возможность победы социалистических революций в
нескольких или даже одной стране. Непонимание диалектики развития капитализма
на империалистической стадии со стороны меньшевиков и лидеров II Интернационала
привело к тому, что они, повторяя азы марксизма, видели возможность перехода к
социализму (то есть возможность социалистической революции) лишь в самых
промышленно развитых капиталистических странах, делая на этом шаблонном
основании вывод, что Россия не доросла до социализма. Реальная диалектика
развития мирового революционного процесса оказалась сложнее, «хитрее», и эту
сложность уловил именно В.И. Ленин.
В то же время В.И. Ленин не просто определяет империализм как «канун»
социалистической революции, но и обосновывает то, что он готовит экономическую
основу для прямых шагов по переходу к социализму. При этом для него такой
переход не мыслится иначе, как революция, и не иначе, как всемирный процесс,
поскольку империализм является высшей стадией развития капитализма именно в
качестве всемирного процесса.
В этот период
В.И. Ленин и возглавляемая им большевистская партия становятся в авангарде той
части европейской социал-демократии, которая объединила вокруг себя
революционные силы европейских стран. Благодаря последовательной революционной
стратегии и тактике в условиях разразившейся в России Февральской революции
1917 года именно партия большевиков смогла выдвинуть последовательную революционную
программу, сформулированную В.И. Лениным по возвращении в Россию в работе «О
задачах пролетариата в нашей революции» («Апрельских тезисах»),
как программу непрерывной революции перерастающей, с одной стороны, из
буржуазной в социалистическую внутри страны, и из национальной в европейскую на
международной арене.
Важно отметить, что, формулируя вывод о непрерывном характере революции,
В.И. Ленин опирается на аналогичное положение, сформулированное К. Марксом и Ф.
Энгельсом в ходе оценки развития в подобных условиях революции в Германии в
1848-1849 гг. в известном «Обращении ЦК к Союзу коммунистов»!, в марте 1850
года, с которым В.И. Ленин был знаком.
7. Диалектика
революционного перехода от
буржуазной революции к социалистической
Впервые вопрос
диалектического революционного перехода от капитализма к социализму В.И. Ленин
перемещает из области теории в область практики: в политике, – разрабатывая
вопрос о двоевластии и о задаче борьбы за установление диктатуры пролетариата в
форме Советов; в экономике, – выдвигает «переходные шаги к социализму»,
то есть практические задачи для установившейся Советской власти; в классовой
политике – союз рабочего класса и крестьянства при руководстве первого; в
национальной – право наций на самоопределение; об отношении самой партии большевиков
– необходимость принятия новой программы партии и изменения её названия на
«коммунистическую». В дальнейшем он развивает понимание «переходных шагов к
социализму» в работах: «Грозящая катастрофа и как с ней бороться» и «Удержат ли
большевики государственную власть».
При этом В.И. Ленин постоянно удерживает в поле зрения партии тот
вопрос, что пролетарская революция в России есть лишь первый шаг всемирного
пролетарского революционного движения, что является великой честью для российского
пролетариата.
Именно под таким
углом зрения написана в августе-сентябре 1917 года одна из самых революционных
(и диалектических) работ В.И. Ленина – «Государство и революция»,
которая является одновременно радикальным выводом и продолжением развития
теоретического марксизма, сделанного им в «Империализме, как высшей стадии
капитализма» (подготовительную часть работы В.И. Ленин провел в январе-феврале
1917 года в Цюрихе, собрав необходимый материал), с одной стороны, а с другой –
революционным развитием практики Русской революции 1917 года, в которую В.И.
Ленин с головой погрузился в апреле этого года.
В теории
марксизма вопрос о революции политической (свержение угнетенным классом власти
господствующего класса) всегда связывался с вопросом о революции социальной. В
известном марксовом «Предисловии к критике политической экономии» революция
рассматривается именно как замена устаревшего реакционного способа производства
новым, прогрессивным. Потому в марксизме революция есть преодоление
капиталистического способа производства, есть социальная, социалистическая
революция. Но поскольку господствующий класс капиталистов (буржуазия)
обеспечивает стабильное воспроизводство капиталистического способа производства
за счет особого органа принуждения и угнетения эксплуатируемых классов,
постольку политическая революция становится составной частью революции
социальной.
Для В.И. Ленина
после раскрытия сути новой стадии развития капитализма в качестве империализма
становится вполне понятным, что по мере того как капитализм переходит на стадии
монополистического, а затем и государственно-монополистического, особенно в
условиях Первой мировой войны, когда государство сращивается с монополиями в
одно целое, – задачи революции социальной и политической сближаются и превращаются
в одну общую задачу.
По сути вопрос
стоит о том, как овладеть логикой этого революционного перехода, соединив
противоположности преемственности развития и перерыва этой постепенности, как
понять этот переход в качестве скачка, не огрубить его и не исказить, при этом,
впав в мелкобуржуазные крайности как оппортунизма, так и анархизма. В первом
случае социальная революция подменялась политической эволюцией в рамках парламентаризма
буржуазной демократии, во втором – политическая революция вообще отбрасывалась,
что делало пролетариат бессильным в осуществлении революции социальной.
Для диалектико-материалистического решения этого вопроса В.И. Ленин
прослеживает развитие взглядов классиков марксизма на государство, раскрывая
диалектику практики революционной борьбы пролетариата в Европе и развития
теории марксизма. Он очищает революционную суть марксистского учения о
государстве от его оппортунистических искажений, и показывает, что государство
буржуазии не может само отмереть, что его необходимо сломать как аппарат
угнетения, что его нельзя просто отменить, поскольку для победы в социальной
революции необходимо подавление сопротивления буржуазии и инструментом такого
подавления может быть лишь диктатура пролетариата как государство нового типа,
как демократия нового типа, которое и должно «отмереть» по мере устранения
классовых антагонизмов через трансформацию того материального основания, на
котором произрастает деление общества на классы.
Использование К.
Марксом диалектики в раскрытии сути вопроса о государстве В.И. Ленин считал
сознательным ее применением, подчеркивая, что для К. Маркса революционная
диалектика не была «пустой побрякушкой»
Мыслить диалектически, подчеркивает В.И. Ленин, значит мыслить революционно.
Не случайно, Бернштейн вышвырнув из марксизма диалектику, вышвырнул из этой
теории и её революционность.
Ильенков Э.В.
Ленинская диалектика и метафизика позитивизма: (Размышления над книгой
В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»). – М., 1980. – 176 с.
См.: Kevin B. Anderson. The Rediscovery and Persistence
of the Dialectic in Philosophy and in World Politics, in: Lenin Reloaded:
Toward a Politics of Truth / ed. by Sebastian Budgen, Stathis Kouvelakis &
Slavoj Žižek. Durham and London: Duke University Press, 2007, pp. 120–147.
См.: Ильенков Э.В. Ленинская диалектика и метафизика позитивизма: (Размышления над книгой В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»). – М., 1980. – С. 149, 154, 164-165.
См.: Нил Деграсс Тайсон, Дональд Голдсмит. История
всего: 14 миллиардов лет космической эволюции. – СПБ.: Питер, 2016 – 352 с.
Copyringht 2004 by Neil de Grasse Tyson and Donald Goldsmith. Origins: Fourteen Billion Years
of Cosmic Evolution.
Ленин В.И. К вопросу о диалектике // ПСС. – Т. 29. – С. 316-322
Ленин В. И.
Конспект книги Гегеля «Наука логики» // ПСС. – Т. 29. – С. 162.
Ленин В.И. План диалектики (логики) Гегеля. - Там же. – С. 301.
См.: Ленин В.
И. Конспект книги Гегеля «Наука логики». ПСС. – Т. 29. – С. 172.
См.: Ленин В.И.
Социализм и война // ПСС. – Т. 26. – С. 342.
См.: Ленин В.И.
О задачах пролетариата в нашей революции // ПСС. – Т. 31. – С. 113-118.
«В то время как демократические
мелкие буржуа хотят возможно быстрее закончить революцию, в лучшем случае с
проведением вышеуказанных требований, наши интересы и наши задачи заключаются в
том, чтобы сделать революцию непрерывной до тех пор, пока все более или менее
имущие классы не будут устранены от господства, пока пролетариат не завоюет
государственной власти, пока ассоциация пролетариев не только в одной стране,
но и во всех господствующих странах мира не разовьется настолько, что конкуренция
между пролетариями в этих странах прекратится и что, по крайней мере, решающие
производительные силы будут сконцентрированы в руках пролетариев. Для нас дело
идет не об изменении частной собственности, а об ее уничтожении, не о
затушевывании классовых противоречий, а об уничтожении классов, не об улучшении
существующего общества, а об основании нового общества». Маркс К., Энгельс
Ф. Обращение ЦК к Союзу коммунистов! Март 1850 г. // Маркс К., Энгельс
Ф. Соч. изд. 5-е. – Т. 7. – С. 261.
См.: Ленин В.И. Доклад о текущем моменте 24 апреля / Седьмая
(апрельская) всероссийская конференция РСДРП (б) 24-29 апреля 1917 года. ПСС. –
Т. 31. – С. 356-357.
См.: Ленин В.И.
Грозящая катастрофа и как с ней бороться // ПСС. – Т. 34. – С. 151-199; Ленин
В.И. Удержат ли большевики государственную власть? Там же. – С. 287-339.
См.: Ленин В.И.
Речь при открытии конференции 24 апреля / Седьмая (апрельская) всероссийская
конференция РСДРП (б) 24-29 апреля 1917 года. ПСС. – Т. 31. – С. 341.
См., В.И.
Ленин. Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи
пролетариата в революции. ПСС. – Т. 33. – С. 1-120.
В.И. Ленин.
Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в
революции. ПСС. – Т. 33. – С. 45-46.
|