Международный теоретический и общественно-политический журнал "Марксизм и современность" Официальный сайт

  
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход Официальный сайт.

 Международный теоретический
и общественно-политический
журнал
СКУ

Зарегистринрован
в Госкомпечати Украины 30.11.1994,
регистрационное
свидетельство КВ № 1089

                  

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Меню сайта
Рубрики журнала
Номера журналов
Наш опрос
Ваше отношение к марксизму
Всего ответов: 649
Объявления
[22.02.2019][Информация]
Вышел новый номер журнала за 2016-2017 гг. (0)
[02.09.2015][Информация]
Вышел из печати новый номер 1-2 (53-54) журнала "Марксизм и современность" за 2014-2015 гг (0)
[09.06.2013][Информация]
Восстание – есть правда! (1)
[03.06.2012][Информация]
В архив сайта загружены все недостающие номера журнала. (0)
[27.03.2012][Информация]
Прошла акция солидарности с рабочими Казахстана (0)
[27.03.2012][Информация]
Печальна весть: ушел из жизни Владимир Глебович Кузьмин. (2)
[04.03.2012][Информация]
встреча комсомольских организаций бывших социалистических стран (0)
Главная » Статьи » Рубрики » К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.И. ЛЕНИНА

Развитие В.И. Лениным революционной диалектики марксизма в практике социалистической революции (4)

Развитие В.И. Лениным революционной диалектики марксизма в практике социалистической революции

(4)

В.В. Терещук


 

Подробный анализ защиты В.И. Лениным диалектико-материалистической методологии марксизма был дан Э.В. Ильенковым в работе «Ленинская диалектика и метафизика позитивизма»[1].

Эта работа Э. Ильенкова позволяет понять беспочвенность обвинений западных марксистов, начиная с К. Корша и заканчивая К. Андерсеном, в адрес Ленина в том, что «Материализм и эипириокритицизм» является механистическим догматизмом[2].

Важнейшим аргументом против таких обвинений является тот факт, что в этой работе В.И. Ленин обосновывает принцип единства диалектики, логики и теории познания через диалектику абсолютной и относительной истины, обосновывая объективный характер истины и не только. По сути вся работа пронизана этим принципом[3], что не может быть совместимо ни с каким «механическим догматизмом».

Выводы В.И. Ленина о диалектике развития, сделанные в этой работе, в том числе и о особенностях развития естествознания через кризисы, революции и скачки, перерывы постепенности, а также о том, что естествоиспытатели с необходимостью движутся к диалектико-материалистической методологии стихийно и часто спиной, что естествознание рождает в муках диалектико-материалистическую методологию науки, как и ленинская критика теоретических основ позитивизма, являются сегодня актуальными, как никогда.

В качестве примера приведем лишь то, как современная космология внесла теорию развития внутрь физики и химии, показав, что как физические процессы, так и химические элементы периодической таблицы Менделеева являются историческими ступенями развития Вселенной, развития, идущего не лишь путем постепенной эволюции, но и через перерывы постепенности, скачки и взрывы[4].

***

По-новому диалектика теории и практики в деятельности В.И. Ленина воплотилась в период после начала Первой мировой войны в 1914 году и до Русской революции 1917 года. Встал вопрос сохранения революционной стратегии РСДРП в условиях оппортунистического перерождения и краха Второго Интернационала. В этих условиях важно было понять и объяснить зависимость практического оппортунизма, то есть социал-шовинистической политики соглашательства с буржуазией и предательства коренных интересов рабочего класса руководством ведущих европейских социал-демократических партий (в результате которого одни отряды рабочего класса убивали другие в империалистической войне ради интересов буржуазии), от оппортунизма теоретического, раскрыть, что ревизионизм в отношении теории марксизма приводит к ревизионизму в практике классовой борьбы рабочего класса.

Мировая война требовала по-новому применить марксистский анализ мировой системы капитализма, осмыслить всеобщую связь её развития, оголившуюся глубину и остроту её противоречий их диалектическую переплетённость, поскольку только в таком контексте можно раскрыть действительные интересы рабочего класса и разоблачить ошибки лидеров Второго Интернационала.

Для В.И. Ленина стало ясно, что именно отказ от диалектической методологии марксизма привел к кризису европейской социал-демократии. И для поиска выхода из этого кризиса он берется за возобновление изучения работ Гегеля по диалектике, опираясь уже на опыт практики Первой русской революции, практики партийной организации пролетариата и партийной борьбы. Только теперь кризис европейского марксизма был намного похлеще кризиса российской социал-демократии и глубина ревизии философских основ марксизма намного больше. Так появляются две знаменитые работы: «Философские тетради» и «Империализм, как высшая стадия капитализма», работа над которыми велась практически одновременно. Точнее, вторая работа стала результатом и тетрадей по философии и тетрадей по империализму.

Материалистически переосмысливая диалектику Гегеля, В.И. Ленин особо выделяет принципы диалектики: всеобщей связи, развития, тождества диалектики, логики и теории познания, восхождения от абстрактного к конкретному, единства исторического и логического. Он вскрывает ядро диалектики как учения о том, «как бывают и как становятся тождественными противоположности». В сжатом виде революционную суть диалектической методологии он формулирует во фрагменте «К вопросу о диалектике»,[5] выделяя две концепции развития: метафизическую и диалектическую, и подчеркивая значение понимания развития противоречия: от раздвоения единого до борьбы противоположностей и разрешения противоречия. Именно это упускали меньшевики во главе с Плехановым и европейские лидеры социал-демократии. Именно в этом увидел В.И. Ленин корень и теоретический источник их оппортунизма.

Глубоко осознав значение диалектики для марксизма, В.И. Ленин делает свой знаменитый вывод: «Нельзя вполне понять „Капитала" Маркса и особенно его I главы, не проштудировав и не поняв всей Логики Гегеля. Следовательно, никто из марксистов не понял Маркса 1/2 века спустя!»[6]. Но где брать диалектическую теорию и как её брать, чтобы она стала революционным методом? Штудировать Гегеля? Но у него диалектика связана по рукам и ногам его, хотя и «умным», но идеализмом. Брать у К. Маркса? Но, «Если Marx не оставил „Логики" (с большой буквы), то он оставил логику „Капитала", и это следовало бы сугубо использовать по данному вопросу»[7].

Важно обратить внимание на то, что, конспектируя Гегеля, В.И. Ленин подчеркивает применение им диалектики к самой диалектике как логике мышления, что Гегель самодвижение диалектических категорий выводит из исторического движения человеческой мысли, из истории философии, что он опирается на совпадение логического и исторического в диалектическом мышлении, на восхождение от абстрактного к конкретному.

Одновременно В.И. Ленин старается материалистически «перевертывать» гегелевскую логику становления диалектики. Он подчеркивает, что логические фигуры и категории есть следствие развития человеческой практики миллионы раз повторяющейся и потому превращающейся в логические формы[8]. Именно в этом он и видел преимущества логики «Капитала» К. Маркса, которая уже сознательно берется выстраивать диалектику экономического развития капитализма в его внутреннем самодвижении. Если Гегель при этом лишь гениально угадал в диалектике понятий такую же диалектику вещей, то Маркс уже сознательно выстраивает объективную диалектику на материалистической основе практики.

Переводя вслед за К. Марксом диалектику на практическую основу, В.И. Ленин в этот же период пишет ряд глубоко диалектических марксистских работ, среди которых следует особо выделить: «Крах Второго Интернационала», «Социализм и война», «Империализм, как высшая стадия капитализма», «О лозунге Соединенных Штатов Европы» и другие.

Он раскрывает ряд важнейших положений марксизма: внутреннюю противоречивость оппортунистической политики, которая привела к эволюции европейских лидеров социал-демократических партий в сторону социал-шовинизма; показывает социально-экономические корни такого перерождения, произрастающие на почве империализма как новой стадии развития капитализма; противопоставляет им революционную стратегию и тактику в отношении к войне; вскрывает внутреннюю противоречивость политики войны и мира в условиях империализма; показывает диалектику всеобщности и конкретности развития империализма как внутренне противоречивой мировой системы, как кануна социалистической революции; дает глубокую марксистскую теорию революционной ситуации; обосновывает необходимость и пути формирования Третьего марксистского Интернационала для подготовки мирового пролетариата к социалистической революции[9]; выводит из неравномерности развития капитализма в условиях империализма концепцию «слабого звена» и возможность победы социалистических революций в нескольких или даже одной стране. Непонимание диалектики развития капитализма на империалистической стадии со стороны меньшевиков и лидеров II Интернационала привело к тому, что они, повторяя азы марксизма, видели возможность перехода к социализму (то есть возможность социалистической революции) лишь в самых промышленно развитых капиталистических странах, делая на этом шаблонном основании вывод, что Россия не доросла до социализма. Реальная диалектика развития мирового революционного процесса оказалась сложнее, «хитрее», и эту сложность уловил именно В.И. Ленин.

В то же время В.И. Ленин не просто определяет империализм как «канун» социалистической революции, но и обосновывает то, что он готовит экономическую основу для прямых шагов по переходу к социализму. При этом для него такой переход не мыслится иначе, как революция, и не иначе, как всемирный процесс, поскольку империализм является высшей стадией развития капитализма именно в качестве всемирного процесса.

В этот период В.И. Ленин и возглавляемая им большевистская партия становятся в авангарде той части европейской социал-демократии, которая объединила вокруг себя революционные силы европейских стран. Благодаря последовательной революционной стратегии и тактике в условиях разразившейся в России Февральской революции 1917 года именно партия большевиков смогла выдвинуть последовательную революционную программу, сформулированную В.И. Лениным по возвращении в Россию в работе «О задачах пролетариата в нашей революции» («Апрельских тезисах»)[10], как программу непрерывной революции перерастающей, с одной стороны, из буржуазной в социалистическую внутри страны, и из национальной в европейскую на международной арене.

Важно отметить, что, формулируя вывод о непрерывном характере революции, В.И. Ленин опирается на аналогичное положение, сформулированное К. Марксом и Ф. Энгельсом в ходе оценки развития в подобных условиях революции в Германии в 1848-1849 гг. в известном «Обращении ЦК к Союзу коммунистов»!, в марте 1850 года, с которым В.И. Ленин был знаком[11].

7. Диалектика революционного перехода
от буржуазной революции к социалистической

Впервые вопрос диалектического революционного перехода от капитализма к социализму В.И. Ленин перемещает из области теории в область практики: в политике, – разрабатывая вопрос о двоевластии и о задаче борьбы за установление диктатуры пролетариата в форме Советов; в экономике, – выдвигает «переходные шаги к социализму»[12], то есть практические задачи для установившейся Советской власти; в классовой политике – союз рабочего класса и крестьянства при руководстве первого; в национальной – право наций на самоопределение; об отношении самой партии большевиков – необходимость принятия новой программы партии и изменения её названия на «коммунистическую». В дальнейшем он развивает понимание «переходных шагов к социализму» в работах: «Грозящая катастрофа и как с ней бороться» и «Удержат ли большевики государственную власть»[13].

При этом В.И. Ленин постоянно удерживает в поле зрения партии тот вопрос, что пролетарская революция в России есть лишь первый шаг всемирного пролетарского революционного движения, что является великой честью для российского пролетариата[14].

Именно под таким углом зрения написана в августе-сентябре 1917 года одна из самых революционных (и диалектических) работ В.И. Ленина – «Государство и революция»[15], которая является одновременно радикальным выводом и продолжением развития теоретического марксизма, сделанного им в «Империализме, как высшей стадии капитализма» (подготовительную часть работы В.И. Ленин провел в январе-феврале 1917 года в Цюрихе, собрав необходимый материал), с одной стороны, а с другой – революционным развитием практики Русской революции 1917 года, в которую В.И. Ленин с головой погрузился в апреле этого года.

В теории марксизма вопрос о революции политической (свержение угнетенным классом власти господствующего класса) всегда связывался с вопросом о революции социальной. В известном марксовом «Предисловии к критике политической экономии» революция рассматривается именно как замена устаревшего реакционного способа производства новым, прогрессивным. Потому в марксизме революция есть преодоление капиталистического способа производства, есть социальная, социалистическая революция. Но поскольку господствующий класс капиталистов (буржуазия) обеспечивает стабильное воспроизводство капиталистического способа производства за счет особого органа принуждения и угнетения эксплуатируемых классов, постольку политическая революция становится составной частью революции социальной.

Для В.И. Ленина после раскрытия сути новой стадии развития капитализма в качестве империализма становится вполне понятным, что по мере того как капитализм переходит на стадии монополистического, а затем и государственно-монополистического, особенно в условиях Первой мировой войны, когда государство сращивается с монополиями в одно целое, – задачи революции социальной и политической сближаются и превращаются в одну общую задачу.

По сути вопрос стоит о том, как овладеть логикой этого революционного перехода, соединив противоположности преемственности развития и перерыва этой постепенности, как понять этот переход в качестве скачка, не огрубить его и не исказить, при этом, впав в мелкобуржуазные крайности как оппортунизма, так и анархизма. В первом случае социальная революция подменялась политической эволюцией в рамках парламентаризма буржуазной демократии, во втором – политическая революция вообще отбрасывалась, что делало пролетариат бессильным в осуществлении революции социальной.

Для диалектико-материалистического решения этого вопроса В.И. Ленин прослеживает развитие взглядов классиков марксизма на государство, раскрывая диалектику практики революционной борьбы пролетариата в Европе и развития теории марксизма. Он очищает революционную суть марксистского учения о государстве от его оппортунистических искажений, и показывает, что государство буржуазии не может само отмереть, что его необходимо сломать как аппарат угнетения, что его нельзя просто отменить, поскольку для победы в социальной революции необходимо подавление сопротивления буржуазии и инструментом такого подавления может быть лишь диктатура пролетариата как государство нового типа, как демократия нового типа, которое и должно «отмереть» по мере устранения классовых антагонизмов через трансформацию того материального основания, на котором произрастает деление общества на классы.

Использование К. Марксом диалектики в раскрытии сути вопроса о государстве В.И. Ленин считал сознательным ее применением, подчеркивая, что для К. Маркса революционная диалектика не была «пустой побрякушкой»[16] Мыслить диалектически, подчеркивает В.И. Ленин, значит мыслить революционно[17]. Не случайно, Бернштейн вышвырнув из марксизма диалектику, вышвырнул из этой теории и её революционность.



[1] Ильенков Э.В. Ленинская диалектика и метафизика позитивизма: (Размышления над книгой В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»). – М., 1980. – 176 с.

[2] См.: Kevin B. Anderson. The Rediscovery and Persistence of the Dialectic in Philosophy and in World Politics, in: Lenin Reloaded: Toward a Politics of Truth / ed. by Sebastian Budgen, Stathis Kouvelakis & Slavoj Žižek. Durham and London: Duke University Press, 2007, pp. 120–147.

[3] См.: Ильенков Э.В. Ленинская диалектика и метафизика позитивизма: (Размышления над книгой В.ИЛенина «Материализм и эмпириокритицизм»). – М., 1980. – С. 149, 154, 164-165.

[4] См.: Нил Деграсс Тайсон, Дональд Голдсмит. История всего: 14 миллиардов лет космической эволюции. – СПБ.: Питер, 2016 – 352 с. Copyringht 2004 by Neil de Grasse Tyson and Donald Goldsmith. Origins: Fourteen Billion Years of Cosmic Evolution.

[5] Ленин В.И. К вопросу о диалектике // ПСС. – Т. 29. – С. 316-322

[6] Ленин В. И. Конспект книги Гегеля «Наука логики» // ПСС. – Т. 29. – С. 162.

[7] Ленин В.И. План диалектики (логики) Гегеля. - Там же. – С. 301.

[8] См.: Ленин В. И. Конспект книги Гегеля «Наука логики». ПСС. – Т. 29. – С. 172.

[9] См.: Ленин В.И. Социализм и война // ПСС. – Т. 26. – С. 342.

[10] См.: Ленин В.И. О задачах пролетариата в нашей революции // ПСС. – Т. 31. – С. 113-118.

[11] «В то время как демократические мелкие буржуа хотят возможно быстрее закончить революцию, в лучшем случае с проведением вышеуказанных требований, наши интересы и наши задачи заключаются в том, чтобы сделать революцию непрерывной до тех пор, пока все более или менее имущие классы не будут устранены от господства, пока пролетариат не завоюет государственной власти, пока ассоциация пролетариев не только в одной стране, но и во всех господствующих странах мира не разовьется настолько, что конкуренция между пролетариями в этих странах прекратится и что, по крайней мере, решающие производительные силы будут сконцентрированы в руках пролетариев. Для нас дело идет не об изменении частной собственности, а об ее уничтожении, не о затушевывании классовых противоречий, а об уничтожении классов, не об улучшении существующего общества, а об основании нового общества». Маркс К., Энгельс Ф. Обращение ЦК к Союзу коммунистов! Март 1850 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. изд. 5-е. – Т. 7. – С. 261.

[12] См.: Ленин В.И. Доклад о текущем моменте 24 апреля / Седьмая (апрельская) всероссийская конференция РСДРП (б) 24-29 апреля 1917 года. ПСС. – Т. 31. – С. 356-357.

[13] См.: Ленин В.И. Грозящая катастрофа и как с ней бороться // ПСС. – Т. 34. – С. 151-199; Ленин В.И. Удержат ли большевики государственную власть? Там же. – С. 287-339.

[14] См.: Ленин В.И. Речь при открытии конференции 24 апреля / Седьмая (апрельская) всероссийская конференция РСДРП (б) 24-29 апреля 1917 года. ПСС. – Т. 31. – С. 341.

[15] См., В.И. Ленин. Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции. ПСС. – Т. 33. – С. 1-120.

[16] В.И. Ленин. Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции. ПСС. – Т. 33. – С. 45-46.

[17] См.: Там же. – С. 52.


Категория: К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.И. ЛЕНИНА | Добавил: Редактор (29.04.2023) | Автор: В.В. Терещук
Просмотров: 124
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Наши товарищи

 


Ваши пожелания
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ [97]
ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ СВОБОДОМЫСЛИЯ И АТЕИЗМА [10]
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА: СОСТОЯНИЕ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ [10]
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ [18]
КОММУНИСТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ [76]
РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ [74]
ОППОРТУНИЗМ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ [64]
К 130-ЛЕТИЮ И.В. СТАЛИНА [9]
ПЛАМЕННЫЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ [24]
У НАС НА УКРАИНЕ [3]
ДОКУМЕНТЫ. СОБЫТИЯ. КОММЕНТАРИИ [12]
ПУБЛИЦИСТИКА НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ БОРЬБЫ [8]
ПОД ЧУЖИМ ФЛАГОМ [3]
В ПОМОЩЬ ПРОПАГАНДИСТУ [6]
АНТИИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ БОРЬБА [4]
Малоизвестные документы из истории Коминтерна [2]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. СТАЛИНА [27]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. СТАЛИНА
К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ [1]
К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ
К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА [12]
К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ [16]
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ
К 100-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ [2]
РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И КОМИНТЕРНА [30]
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА [5]
ПАМЯТИ ТОВАРИЩА [2]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.И. ЛЕНИНА [16]
К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ф. ЭНГЕЛЬСА [3]
ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА [13]

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов опубликованных материалов.

Рукописи не рецензируются и не возвращаются.

Материалы могут подвергаться сокращению без изменения по существу.

Ответственность за подбор и правильность цитат, фактических данных и других сведений несут авторы публикаций.

При перепечатке материалов ссылка на журнал обязательна.

                                
 
                      

Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz