Красный шанс. Истории (к 100-летию Венгерской и Словацкой Советских республик) (22) А.В. Харламенко Части: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20,
21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30. Рассматривая
опыт ВСР из дня сегодняшнего, трудно не заметить, что некоторые важные черты
происходившей в ней политической борьбы, для своего времени уникальные,
предвосхитили мировые реалии конца XX – начала XXI века. Особенно это относится к предпосылкам и
формам «падения знамени». Перемещение центра тяжести контрреволюции, при
слабости и разрозненности «белого» лагеря, внутрь партийно-политического ядра
социалистически ориентированной власти; сговор её правого, «розового», крыла с
силами империализма, всеми средствами подталкивающими его к капитуляции; сдача
ключевых позиций сверху, посредством «передвижки власти», открывающей шлюзы
внутренней и внешней контрреволюции, – во всем этом невозможно не узнать черты
негативных процессов конца минувшего века, в особенности разрушения
социалистического содружества и СССР. Сходство столь велико, что речь должна
идти не только и не столько об осознанном использовании прошлого опыта
противниками социализма, сколько об общих объективных характеристиках социально-политической
борьбы в странах с высоким уровнем реального обобществления производства,
значительно продвинувшихся по пути социалистических преобразований и
сталкивающихся с военным и экономическим давлением превосходящих сил империализма.
Особого
внимания заслуживает ещё одна общая черта кризисных процессов данного типа –
парадоксальный на первый взгляд характер поведения рабочего класса, готового к
организованному проведению революционных преобразований, героической защите
социалистического отечества и отпору «классической» контрреволюции, но
бессильного перед инициируемой сверху «передвижкой власти».
Данный
феномен, ставший роковым не для одной ВСР, а и для всего европейского
социализма XX века, лишь отчасти можно объяснить ресурсом доверия
к власти, давшей трудящимся очень многое и воспринимаемой как вполне своя.
Глубинную основу подобного поведения масс, да и большинства кадров, надо,
очевидно, искать в характере самой индустриальной организации производства. Как
теоретически показал В.А. Вазюлин, эта организация способна служить
альтернативным базисом двух фомационно различных систем: либо развитого
капитализма, либо раннего социализма.
Жизнь не подтверждает наивного представления, будто в недрах капиталистической
индустрии и рабочего движения вызревает чуть ли не готовый социализм. Ещё
Ф. Энгельс, как мало кто знавший «подноготную» индустриальной организации
общественного труда, разглядел в ней глубинную основу «принципа авторитета»,
ребячески отвергаемого новыми и новыми поколениями «антиавторитаристов», но и
на самом деле имеющего теневые стороны, включая недостаток обратной связи в
системе управления. «Механический автомат
большой фабрики оказывается гораздо более деспотичным, чем были когда-либо
мелкие капиталисты, на которых работают рабочие».
Чтобы вполне преодолеть отчуждённый от самих работников характер организации
труда, формальное и реальное обобществление производства необходимы, но,
по-видимому, недостаточны. «Старый способ
производства должен быть, следовательно, коренным образом перевёрнут, и в
особенности должно исчезнуть старое разделение труда».
Столь основательный процесс требует качественно нового материально-технического
базиса, немалого исторического времени и, судя по всему, планетарного масштаба.
До тех пор завоевания социализма остаются в кризисных ситуациях обратимыми.
К этой главной и наиболее глубокой причине уязвимости
раннего социализма последнее столетие прибавило дополнительные. Они также
детерминируются высоким уровнем развития производительных сил, в принципе
созревших для социалистического обобществления, но при капитализме создающих
для последнего, наряду с предпосылками, и новые препятствия. К числу последних
относится тяжесть экономической блокады со стороны мировой системы
империализма, особенно разрушительной для стран с высокоразвитым
специализированным производством, небольших по размерам, территориально близких
к империалистическим центрам и глубоко включённых в международное
капиталистическое разделение труда. Уязвимость общества для различных форм империалистического
давления повышается и процессом урбанизации. Гигантские мегаполисы, неизбежно
образующиеся при капитализме, становятся в случае войны, блокады, эпидемии или
диверсии поистине смертельными ловушками для миллионов людей. От объективной
тяжести этих угроз и их психологического воздействия не гарантирован и рабочий
класс – наоборот, именно для него они представляют наибольшую опасность, а для
обыденного сознания поистине страшны. Когда внешняя и внутренняя контрреволюция
сулит безопасность и достаток в обмен на капитуляцию, безопасность и достаток,
народы не всегда находят в себе силы противостоять шантажу. Со многими из мин,
расставленных поздним капитализмом на пути человечества в будущее, одной из
первых пришлось столкнуться красной Венгрии.
Но
те же реалии зрелого, а теперь и перезрелого, капитализма обусловливают новые
формы движения общества вперед. Заранее предвидеть конкретные их формы,
разумеется, невозможно – это дело будущей общественной практики. Однако есть
основания полагать, что некоторые фундаментальные черты будущих революционных
процессов впервые обозначились уже в опыте красной Венгрии.
В
первую очередь, речь идёт об историческом опыте широкого
социально-политического согласия на социалистической основе, принципиально
отличного не только от оппортунистического «скрещивания ежа с ужом», но и от
практики единого фронта на базе общедемократической программы-минимум. В
Венгрии марта 1919 г.,
впервые в истории, широкое общественное согласие, обеспечившее мирный характер
революции, не только возглавлялось организованным рабочим классом, но и
достигалось на основе революционной коммунистической программы и имело
непосредственную социалистическую перспективу. Возможным же оно стало потому,
что в решающей степени обусловливалось императивом общественного (в данном
случае – национального) спасения от реальной угрозы «общей гибели борющихся классов» в
реакционных конвульсиях старого общества. Финальное поражение этой в то время
уникальной попытки, как и близких к ней во многих отношениях революционных опытов
Чили, Португалии и Никарагуа последней трети XX
века, обусловливалось в первую очередь их национальным масштабом при
неблагоприятном соотношении сил в регионе и мире, наличии у империалистической
реакции больших резервов и её превосходстве над революционным лагерем в уровне
и оперативности международной координации усилий.
Однако
ещё более грозные вызовы, ожидающие человечество в будущие десятилетия, едва ли
предоставят реакции новый спасательный круг. Предстоящие впереди опаснейшие
кризисы неизбежно примут всепланетный характер, спрятаться от них будет уже
негде, а экспортировать контрреволюцию – неоткуда. При нынешней, а тем более
завтрашней степени взаимосвязи и взаимозависимости всего мирового развития, при
накопленной человечеством критической массе источников повышенной опасности,
едва ли можно представить себе иной путь сохранения на Земле разумной жизни, в
необходимом единстве с достижением стадии «обобществившегося
человечества», кроме пути широкого социалистического
согласия.
Императив
общественного спасения никоим образом не отменяет, а, наоборот, повышает
объективную необходимость создания новой общественной дисциплины – как властью
авторитета передового класса, так и авторитетом власти, выражаемым в марксизме
понятием диктатуры пролетариата. Именно эта диктатура, последний пока раз
открыто и без оговорок, была написана на знамени Венгерской Коммуны. В то же
время опыт ВСР, наряду с другими «первыми ласточками» общественного прогресса,
даёт основания полагать, что завтрашняя или послезавтрашняя диктатура передового
класса будет выступать организующим и направляющим стержнем широкого блока,
объединяемого императивом общественного спасения. Этой власти придётся прежде
всего защищать человечество от гибельных последствий господства
капиталистической олигархии, «которая все
стороны общественной жизни устроила, – а теперь и расстроила – по-буржуазному». По
проницательному суждению нашего покойного Товарища, власть эта вполне может
быть одета не в комиссарскую кожанку, а, скажем, во врачебный или санитарный
халат. В теоретическом плане можно ожидать, что реальность революционной
диктатуры, освободившись от черт, продиктованных в XX
веке преобладанием недоделанных капитализмом задач, максимально приблизится к
своему понятию, идущему ещё из древней традиции и подразумеваемому классиками
марксизма-ленинизма, как временной чрезвычайной власти, уполномоченной
организованным большинством общества, перед ним ответственной и по истечении
отведённого историей срока «сдающей полномочия» обществу, в котором не будет
места ни эксплуатации, ни угнетению, ни насилию.
Жизнь
неизбежно вносит немалые коррективы в любые прогнозы. Но что подтверждается уже
более полутора столетий с редкостной неуклонностью – это образное предвидение,
отнесённое революционным оптимизмом автора уже к его девятнадцатому веку, но
красной нитью прошедшее сквозь славные и тяжкие перипетии века двадцатого и
имеющее все основания – если человечество само не лишит себя будущего – достичь
полного воплощения в нашем двадцать первом. Им мы и позволим себе завершить
очерк опыта и уроков одной из революций, больше всего подтвердивших провидение
гения:
«Пролетарские революции… постоянно критикуют
сами себя, то и дело останавливаются в своём движении, возвращаются к тому, что
кажется уже выполненным, чтобы ещё раз начать это сызнова, с беспощадной
основательностью высмеивают половинчатость, слабые стороны и негодность своих
первых попыток, сваливают своего противника с ног как бы только для того, чтобы
тот из земли впитал свежие силы и снова встал во весь рост против них ещё более
могущественный, чем прежде, всё снова и снова отступают перед неопределённой
громадностью своих собственных целей, пока не создастся положение, отрезывающее
всякий путь к отступлению, пока сама жизнь не заявит властно:
Hic Rhodus, hic salta!
Здесь
роза, здесь танцуй!»
Вазюлин В.А.
Логика истории: Вопросы теории и методологии. Изд. 3-е, испр. и доп. - М.:
ЛЕНАНД, 2015. - С. 326, 351-352.
Энгельс Ф. Об
авторитете / Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. - Т. 18. - С. 303.
Энгельс Ф.
Анти-Дюринг / Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. - Т. 20. - С. 305.
Маркс К.,
Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии / Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е
изд. - Т. 4. - С. 424.
Ленин В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме
/ПСС. - Т. 41. - С. 85.
Маркс К.
Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта / Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. - Т.
8. - С. 123.
|