Красный шанс. Истории (к 100-летию Венгерской и Словацкой Советских республик) (19) А.В. Харламенко Части: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20,
21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30. При
этом политические дивиденды аграрной
реформы первыми пожали те, кто её саботировал, – правые лидеры Партии мелких
сельских хозяев. ПМСХ больше других партий отвечала господствующим
мелкобуржуазным настроениям, в то же время имея репутацию оппозиционной
хортизму, на заключительном этапе – даже участницы антифашистского блока. Не
подвергаясь при Хорти таким преследованиям, как коммунисты, и не будучи
дискредитированной, как социал-демократы, она давала протестным настроениям
легальный выход. Таким образом внутри ПМСХ сложилось левое крыло, выражавшее
устремления среднего крестьянства. То же можно сказать о другой, не столь
многочисленной партии – Национальной крестьянской. Но правые лидеры ПМСХ рьяно
выступали, при поддержке всей реакции, в защиту «предпринимательства» и открыто
призывали венгров удостоиться «доверия англосаксов». На выборах осени 1945 года
ПМСХ получила 57%, ВКП 17%, СДП немного меньше; даже в столице, некогда оплоте
левых, за единый список рабочих партий было подано 42,8% голосов, за ПМСХ –
примерно 50%. Едва
почувствовав за собой силу, эксплуататорские классы показали, на что способны.
Буржуазия избегала вкладывать капиталы в производство, превратив Будапешт в
узел спекулятивной торговли и валютных махинаций. Ценники менялись по нескольку
раз в день, реальная зарплата катастрофически падала, народ нищал. Кулаки
норовили стать новыми латифундистами и начинали уже сгонять крестьян с земли.
Понятно, что «хозяева» сами отталкивали прежний электорат и расширяли опору
левых. Историей вновь, на более широкой социальной базе, востребовалась
заложенная ВСР традиция «составного» формирования левого лагеря, что позволяло
защищать и двигать вперёд революцию мирным путем. 5 марта
1946 г.
по инициативе коммунистов был создан Левый блок с участием СДП, профсоюзов и
Национальной крестьянской партии. На улицы столицы раз за разом выходили сотни
тысяч рабочих, добиваясь очистки ПМСХ и правительства от врагов новой жизни.
Под воздействием рабочего класса коалиционному правительству приходилось
выполнять требования, напоминавшие времена ВСР: налаживать отношения с деревней
в форме обязательных продовольственных поставок и натурального продналога,
вводить централизованное снабжение промышленности, устанавливать минимум
зарплаты и карточную систему. В январе 1946 г. в руки государства перешли угольные
шахты, в декабре – крупнейшие предприятия тяжёлой промышленности. В январе 1947 г. ВКП опубликовала
проект первого трёхлетнего плана, в августе он стал законом. Всё более важную
роль играло экономическое сотрудничество с СССР. Добившись
реального улучшения жизни трудящихся, коммунисты и их союзники смогли очистить
ПМСХ от реакционеров. На выборах августа 1947 г. ВКП стала крупнейшей партией, имевшей
совместно с СДП, НКП и обновлённой ПМСХ твёрдое большинство. Изменение
соотношения сил позволило начать наступление на финансовый капитал. В ноябре 1947 г. государство взяло в
свои руки семь банковско-промышленных корпораций, включая четверть тяжёлой
индустрии и 30% внешней торговли. Затем пришла очередь стратегически важной
алюминиевой отрасли. Антимонополистические
меры переросли, хоть и не так стремительно, как при ВСР, в
антикапиталистические. В марте 1948
г. все предприятия с более чем 100 рабочими были
национализированы. Госсектор охватил более 80% крупной и средней
промышленности, две трети внешней торговли.
Всевенгерский союз фабрикантов, десятилетиями диктовавший стране свою волю,
прекратил существование. Столь
важной сферой, как народное образование, новой власти удалось вплотную заняться
не сразу. В коалиционных правительствах она находилась в ведении представителей
ПМСХ, отражая сложность социальной и культурно-идеологической ситуации в
стране, где больше половины школ принадлежало церкви. В 1945 г. удалось ввести
единую 8-летнюю школу, начать переподготовку учителей и издание новых учебников.
Коммунисты развернули движение «народных коллегиумов», помогавших рабочей и
крестьянской молодёжи получить среднее и высшее образование. В июне 1948 г. Государственное
собрание приняло закон о национализации школ. Обучение детей и подростков перешло
к светскому государству. Развернулась подлинная культурная революция. Народно-демократическое государство наполнялось новым
содержанием, становясь формой диктатуры пролетариата. Как и треть века назад, в
повестку дня встало воссоединение рабочих партий. Лидеров торопили массы: за
несколько месяцев 100 тысяч рабочих-эсдеков подали заявления о приёме в
компартию. В июне 1948 г.
на совместном съезде возродилась единая партия рабочего класса; теперь она
получила имя Венгерской партии трудящихся (ВПТ). Новый этап революционных перемен потребовал преобразовать
и самую массовую из рабочих организаций – профсоюзную, традиционно игравшую в
Венгрии большую политическую роль. По решению состоявшегося в октябре 1948 г. рабочего съезда,
профсоюзы перешли от объединения по профессиям к профессионально-отраслевым организациям
на основе принципа «Один завод – одна профорганизация». Произошло укрупнение
профсоюзов: вместо прежних 50 было образовано 19 новых. В профорганизации
предприятий влились фабрично-заводские комитеты – наиболее политически активные
из рабочих организаций. Объединительный процесс шёл и на селе, где создавался
Всевенгерский союз трудящихся крестьян и сельскохозяйственных рабочих. Были
сформированы молодёжный и женский союзы. Все эти общественные организации
наряду с ВКП и союзными партиями вошли в Венгерский народный фронт
независимости, позже переименованный в Отечественный народный фронт. Избранный
в мае 1949 г.
новый парламент – Государственное собрание – принял 18 августа конституцию
Венгерской Народной Республики. В названии прослеживалась преемственность с
«первой республикой» ноября 1918 – марта 1919 г., в содержании – с Венгерской Советской
республикой. ВНР объявлялась государством рабочих и трудящихся крестьян, в
котором вся власть принадлежит трудовому народу. Основой нового строя
провозглашались труд и общественная собственность, целью ставился принцип «от
каждого по способности, каждому по труду». Как и тридцать лет назад, трудящиеся
независимо от пола, национальности и вероисповедания получили право на труд, на
отдых, на образование, а также гражданские свободы и право собственности,
приобретённой личным трудом. Политическое устройство республики представляло
компромисс между парламентаризмом и Советами: высшие органы – Президиум ВНР и
Совет министров – избирались Госсобранием, на смену прежним муниципалитетам
пришли местные советы. Партии
буржуазной оппозиции в конце 1948 – начале
1949 гг. прекратили существование. Официально их не запрещали, но одни объявили
о самороспуске, другие просто перестали подавать признаки жизни. Главной
причиной послужил подрыв классово-экономической базы, исчерпание прежних
возможностей борьбы за власть. Но не обошлось и без политической мимикрии,
которой буржуазно-помещичьи и мелкобуржуазные круги Венгрии владели в
совершенстве. Враги социализма изображали себя нейтралами или друзьями, лишь бы
сохранить теневое влияние, выиграть время и освоить новые средства достижения
своих целей. Коммунисты старались учесть урок 1919 г. и защитить свои
ряды, новую государственность от проникновения чуждых элементов и агентуры
врага. На сей раз объединению рабочих партий предшествовала серьёзная чистка
СДПВ. Уже после съезда в ВПТ провели перерегистрацию, подтвердив членство 900
тыс. человек; 190 тыс. фильтр не прошли. К работе в госаппарате привлекли
десятки тысяч рабочих и крестьян. К весне 1949 г. 67% руководителей
предприятий составляли бывшие рабочие. Среди офицеров процент выходцев из
рабочих и крестьян за два года поднялся с 5,5 до 80,7%, среди офицеров полиции
достиг 76%.
Столь быстрое обновление кадров несло, наряду с упрочением народного строя, и
немалую опасность, создавая «критическую массу» недовольных со значительным
военным и другим опытом. Завершая
социалистическое преобразование промышленности, правительство в декабре 1949 г. национализировало
предприятия с числом рабочих более 10, а также 60 крупных предприятий,
принадлежавших иностранному капиталу. В руках государства сосредоточились вся
крупная, средняя и часть мелкой промышленности, транспорт, кредитная система,
внешняя и большая часть внутренней торговли. Новая структура народного
хозяйства примерно соответствовала той, что складывалась в ВСР, но с одним
существенным отличием – сельское хозяйство на сей раз было преимущественно
мелкотоварным. Последствия в обоих секторах экономики тоже оказались аналогичны
наметившимся 30 лет назад. В промышленности трёхлетний план был выполнен досрочно, за
2 года и 5 месяцев. Это позволило удвоить национальный доход, на четверть
превзойдя довоенный; две трети его давал социалистический сектор
промышленности. Впервые пришёл конец безработице, почти 400 тысяч человек
получили рабочие места; в самой патриархальной стране Европы в общественное
производство смогли широко включиться женщины. Благодаря росту реальной
зарплаты и общественных фондов потребления (например, за питание в заводской
столовой рабочий платил меньше половины себестоимости) жизненный уровень
трудящихся за три года повысился более чем на треть.
С учетом того, что возможности советской помощи в послевоенные годы были
ограничены, первый в мире пример региональной интеграции – Совет экономической
взаимопомощи – в 1949 г.
только создавался, а кредитов от США по плану Маршалла народно-демократическая
Венгрия не получала, достигнутые ею результаты надо рассматривать, подобно
наметившимся за 133 дня ВСР, как признак объективного соответствия
социалистических производственных отношений производительным силам реально
обобществлённой промышленности. Но в том же 1949 г. валовая продукция сельского хозяйства
едва добралась до не слишком завидного уровня предвоенных лет, при этом доля
товарной продукции снизилась почти на треть.
Как в любом современном обществе, мелкотоварный уклад мог в лучшем случае
оживить разрушенное войной хозяйство, дать крестьянам самим поесть досыта, но адекватный
потребностям страны рывок был ему не по силам. Между двумя укладами,
господствовавшими в городе и на селе, объективно обострялось противоречие. Уже
в 1948 г.
партия коммунистов начала развёртывать движение за производственное
кооперирование села. Первые кооперативы, как и 29 лет назад, создавались
безработными сельхозрабочими, бывшими батраками и крестьянской беднотой на
землях, переданных государством. Власть стремилась поощрять почин, разрешая
кооперативам в большем, чем единоличникам, размере аренду земли и создавая по
советскому примеру МТС, дававшие им 30-процентную скидку в оплате. Однако к
концу 1949 г.
кооперативы вместе с госхозами обрабатывали лишь 7,3% пахотных земель.
Первый пятилетний план на 1950-1954 гг. нацеленный на построение основ
социализма, предусматривал кооперирование деревни. Как
видим, вторая в XX веке Венгерская
революция продолжила основные тенденции первой. Решив, под руководством
коммунистического авангарда рабочего класса, первоочередные общедемократические
задачи, на сей раз преимущественно антифашистские и аграрные, революция в
исторически короткий срок переросла в социалистическую. Оба процесса сближают и
другие существенные черты: колоссальная роль международных факторов как
революции, так и контрреволюции; слом репрессивной машины буржуазного
государства в ходе мировой войны, придавший смене правящих классов сравнительно
мирную и компромиссную форму; коалиционный характер формирования новой власти,
обеспечивший максимально возможное расширение её социальной базы. Данные
моменты представляются закономерными для революции XX
века в стране среднеразвитого капитализма, с соответствующей этому уровню
степенью интернационализации экономических и других общественных связей.
Подобные условия, как показывает пример обеих венгерских революций, ускоряют и
облегчают социалистические преобразования в крупной и средней промышленности,
достигшей уже при капитализме высокой степени реального обобществления. Но тот
же комплекс факторов усложняет разрешение противоречий между социалистической
индустрией и мелкотоварным сельским хозяйством, между производственными и
социальными приоритетами экономической политики, что чревато повышенной
уязвимостью революционных завоеваний, особенно при неблагоприятных сдвигах в
международной ситуации. 21. «Вторая
попытка»:
контрреволюция и ее финал Разгром
международного фашизма и начавшееся превращение социалистического строя из
феномена, ограниченного пределами СССР, в систему, имевшую всемирное влияние,
побудили империализм мобилизовать все силы подвластной ему большей части мира
для ответа на исторический вызов. В 1949 г. США и их европейские союзники объединились
в военно-политический блок НАТО. Общими усилиями они наращивали холодную войну,
дополнив её с 1950 г.
горячей в Корее. Организованный ими раскол Германии создал на западе страны
антикоммунистический и реваншистский режим, превративший ФРГ в базу
военизированных формирований контрреволюции соседних стран, в том числе
венгерской. Необходимость выбора в усложнившихся условиях эффективных средств
развития и защиты нового общества обостряла идейно-политическую борьбу в
странах, ставших на путь социализма. Подогреваемый империалистическими силами
конфликт между Югославией и СССР грозил переместить Венгрию из сравнительно
безопасного тыла холодной войны на линию огня. Внутренних противников
социализма возглавил примас Венгрии кардинал Й. Миндсенти – контрреволюционер
со стажем с 1919 г.;
международно-организованная католическая церковь, тесно связанная с
демохристианскими режимами ФРГ и Италии, оставалась не вполне подконтрольна
социалистическому государству. Старшему поколению венгерских коммунистов всё
это не могло не напоминать предпосылки трагедии 1919 г. Психологически
понятно стремление М. Ракоши и его ближайших сподвижников поскорее
«сделать Венгрию страной из железа и стали», вернуть положение индустриального
узла дунайского региона, памятное их поколению. Отсюда – пересмотр в сторону
повышения и без того напряжённых планов. Было бы неправильно усматривать в этом
только субъективистскую ошибку. За годы первой пятилетки было построено 65
крупных предприятий, расширено или реконструировано 84. Продукция
фабрично-заводской индустрии увеличилась в 2,3 раза, тяжёлой промышленности – в
3, машиностроения – в 3,5 раза. Промышленность не только удовлетворяла
внутренний спрос, но и работала на экспорт. Возникли такие передовые отрасли,
как автомобильная и приборостроительная. Доля промышленности в национальном
доходе приблизилась к 54%, в ней была занята четверть самодеятельного
населения. Доля занятых в сельском хозяйстве снизилась с 54,5 до 43%.
Мобилизовав внутренние резервы, стране удалось преодолеть последствия
хортистской деиндустриализации и за пять лет из аграрно-индустриальной
сделаться индустриально-аграрной. Иначе испытания середины 50-х гг. могли бы
обойтись стране и мировому социализму ещё дороже. Однако
цена достижений оказалась немалой. Хотя при рывке в капиталовложениях поднялся
почти на треть и уровень потребления, спрос удовлетворялся не полностью. Уже в
первый год пятилетки возникли перебои в снабжении, с 1951 г. пришлось вернуть
карточки на ряд товаров. Партия обращалась к народу с призывом «вести
спартанский образ жизни», вряд ли реалистичным в обществе, где лозунг
трёхлетнего плана – «Твоя страна, себе строишь!» – свидетельствовал, что попытка
преодолеть отчуждение народа от собственности и власти не мыслилась без
изрядной дани индивидуалистическим установкам. Диспропорция
между промышленностью и сельским хозяйством сохранялась и даже росла. К концу 1949 г. кооперативы вместе с
госхозами обрабатывали лишь 7,3% пахотных земель[i], к
середине 50-х гг. долю обобществлённого хозяйства удалось довести лишь до
трети. Даже члены кооперативов высшего (из трёх) типа оставались частными
собственниками своих участков и получали, в дополнение к оплате по труду,
земельную ренту в размере 20-25%. Достичь большего в сжатые сроки на основе
добровольности было проблематично. О сложности положения на селе
свидетельствовало и наличие трёх (!) списков бывших кулаков, числом
соответственно 56 тыс., более 70 тыс. и 95 тыс. Пытаясь преодолеть сопротивление кулачества и решить
текущие проблемы, руководители республики шли на увеличение обязательных
поставок, снижение заготовительных цен, повышение прогрессивного налога,
прибегали даже к изъятию излишков. Но чрезвычайные меры, напоминавшие практику
последних месяцев ВСР, сталкивали власть и с единоличником-середняком, теперь
более многочисленным, чем в 1919
г. Как
любая массовая партия, а особенно правящая, тем более «составного»
происхождения, ВПТ не могла не отражать в своих рядах противоречия общества.
Между частью партийно-государственного руководства, преимущественно из числа
бывших социал-демократов либо кадров нового поколения, не прошедших опыта ВСР
(к последним принадлежал первый заместитель лидера партии Янош Кадар), и
группой М. Ракоши возник в 1949-1951 гг. острый конфликт, вылившийся в
политические репрессии. Как в отношении Б. Куна и других погибших в 30-е
гг., мы не располагаем достаточными данными для того, чтобы объективно судить о
сущности конфликтов. Несомненным представляется лишь одно: жёсткость методов
подавления внутрипартийной оппозиции – до 5 тысяч арестованных, около 100
погибших – порождалась не только примером репрессий в СССР и других странах, но
и причинами внутреннего порядка. С
одной стороны, продолжала сказываться «цена контрреволюции». М. Ракоши и
некоторые другие ветераны, за десятилетия свыкшись с мыслью, что главная
причина поражения – мягкотелость и отсутствие внутрипартийной бдительности,
«перегибали палку» в противоположную сторону, необоснованно доверяя приспособленцам,
делавшим на этом карьеру. С другой стороны, на участников политической борьбы не
могла не воздействовать социальная среда, ставшая, особенно в деревне и среди
сельских выходцев в городе, значительно менее пролетарской и более
мелкохозяйской, чем треть века назад. При «второй попытке» революции в Венгрии,
как и в ряде других стран, с поразительной точностью сбылось предвидение
Энгельса: пролетарская партия «вынуждена будет встать у власти, чтобы в
конце концов проводить всё же такие вещи, которые отвечают непосредственно не
нашим интересам, а интересам общереволюционным и специфически мелкобуржуазным».
Подтвердился
«как по писаному» и его прогноз наиболее вероятных последствий подобного
положения: «В таком случае под давлением пролетарских масс, связанные своими
собственными, в известной мере ложно истолкованными и выдвинутыми в порыве
партийной борьбы печатными заявлениями и планами, мы будем вынуждены
производить коммунистические опыты и делать скачки, о которых мы сами отлично
знаем, насколько они несвоевременны… Прежде чем мир будет в состоянии дать
ИСТОРИЧЕСКУЮ оценку подобным событиям, нас станут считать не только чудовищами,
на что нам было бы наплевать, но и дураками, что уже гораздо хуже». Не
вполне оправдалась лишь стоическая надежда Энгельса, что «терять головы»
революционерам придётся «только в
физическом смысле, оправдалась не вполне. Ещё К. Маркс подчеркивал, что мелкособственническая среда в преимущественно
крестьянской стране закономерно порождает авторитарно-бонапартистские и
культовые тенденции, ибо парцелльные крестьяне «неспособны защищать свои классовые интересы от своего собственного
имени… Они не могут представлять себя, их должны представлять другие. Их
представитель должен вместе с тем являться их господином, авторитетом, стоящим
над ними, неограниченной правительственной властью… Политическое влияние парцелльного крестьянства в конечном счёте
выражается, стало быть, в том, что исполнительная власть подчиняет себе
общество».
С другой стороны, мелкобуржуазная среда, особенно в своем интеллигентском
сегменте, питает анархо-«демократические» устремления, вступающие с
«неограниченной правительственной властью» в острый конфликт. Неслучайно
самым опасным для «второй попытки» социализма в Венгрии стало противостояние в
экономической и социальной политике между «индустриальным» и «аграрным»
уклонами. Лидером последнего выступил Имре Надь – глава министерства сельского
хозяйства в годы аграрной реформы, снискавший в народе популярность как
«министр, делящий землю». Психологически понятно, что деятель, воспитанный на
критике «ошибок» ВСР в аграрном вопросе и гипнотизируемый собственными успехами
в его решении, не мог не оппонировать ускоренному кооперированию. Популярность
предохраняла его от репрессий, если не считать таковыми партийную критику и
некоторое снижение аппаратного ранга. Всё это ставило его в положение
предшественника Б. Ельцина – опального «вельможи», сохраняющего связи в
верхах наряду с репутацией «гонимого», что делает подобную фигуру центром притяжения
назревающей «фронды». При всей серьёзности внутренних противоречий, кризис
народной власти мог не принять катастрофических форм, если бы не получил, как и
в 1919 г.,
сильного импульса извне. Детонатором «второй попытки» теперь уже венгерской
контрреволюции стали кончина И.В. Сталина и начало советской «оттепели».
Удивляться здесь нечему: в марте 1953
г. второй социалистической революции в Венгрии шел лишь
пятый год, и ей только предстояло преодолеть полосу особой уязвимости.
Любителям поглядывать свысока на небольшие страны, поставленные историей в
объективную связь с нашей Родиной, можно предложить мысленный эксперимент.
Представим, что незадолго до российского Октября, или вскоре после него, в
Германии победила бы страстно ожидаемая современниками пролетарская революция,
а лет через пять её постиг бы внутренний кризис, сопровождаемый дискредитацией
пройденного пути. Удалось ли бы даже нашей революции, при всей её внутренней силе и глубине корней в народе,
перенести подобный идейно-психологический шок без драматических, а то и
трагических, коллизий? Постараемся же сохранить научную объективность, не
забывая о мере ответственности каждого, но в первую очередь тех, кто выдвинут
историей на решающую позицию.
Учитывая традицию горячей любви и полного доверия к СССР, впитанную
несколькими поколениями коммунистов, не приходится удивляться тому, что с
переменами в Москве сразу же начались попытки «исправления ошибок» и в Венгрии.
Конкретно они предполагали в экономике – пересмотр напряжённых планов, перенос
ударения с тяжёлой индустрии на лёгкую промышленность и сельское хозяйство; в
системе управления – сокращение более чем на треть (!) госаппарата и разделение
высших государственных постов. М. Ракоши пока остался во главе партии, но
правительство возглавил И. Надь. Строительство ряда промышленных
предприятий, даже почти готовых, правительство прекратило, омертвив огромные
средства и обессмыслив труд массы людей. Упор И. Надя на мелкотоварное
производство стал сигналом для атаки на кооперативы; из них вышло до половины
членов, многие хозяйства прекратили существование. Обвальное сокращение
аппарата – палочка-
Краткая история
Венгрии. - М.: ИПЛ, 1991. - С. 435-437.
Энгельс Ф. –
Иосифу Вейдемейеру, 12 апреля 1853
г. / Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. - Т. 28. - С.
490-491.
Маркс К.
Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта / Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. - Т.
8. - С. 208.
|