Международный теоретический и общественно-политический журнал "Марксизм и современность" Официальный сайт

  
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход Официальный сайт.

 Международный теоретический
и общественно-политический
журнал
СКУ

Зарегистринрован
в Госкомпечати Украины 30.11.1994,
регистрационное
свидетельство КВ № 1089

                  

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Меню сайта
Рубрики журнала
Номера журналов
Наш опрос
Ваше отношение к марксизму
Всего ответов: 649
Объявления
[22.02.2019][Информация]
Вышел новый номер журнала за 2016-2017 гг. (0)
[02.09.2015][Информация]
Вышел из печати новый номер 1-2 (53-54) журнала "Марксизм и современность" за 2014-2015 гг (0)
[09.06.2013][Информация]
Восстание – есть правда! (1)
[03.06.2012][Информация]
В архив сайта загружены все недостающие номера журнала. (0)
[27.03.2012][Информация]
Прошла акция солидарности с рабочими Казахстана (0)
[27.03.2012][Информация]
Печальна весть: ушел из жизни Владимир Глебович Кузьмин. (2)
[04.03.2012][Информация]
встреча комсомольских организаций бывших социалистических стран (0)
Главная » Статьи » Рубрики » К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. СТАЛИНА

Сталин и кадры

Сталин и кадры

Т.В. Станиглаз[1] 

Кадровая политика – это важная часть всей политики государства, а если говорить об управлении страной, то кадры – это один из главных рычагов управления. Сталину досталась в наследство разоренная двумя войнами страна с полуграмотным населением. Хозяйство израсходовало за войну почти все запасы топлива, металла и другого сырья, износило станки, оборудование и инструменты. Многое требовалось капитально ремонтировать, а еще больше создавать заново. Советская власть в первые годы после революции взяла на службу сотни и тысячи представителей дореволюционной буржуазии и инженерства, остро нуждаясь в квалифицированных кадрах для восстановления и управления промышленностью. Но эти люди не все были сторонниками новой власти, многие относились к ней враждебно, их сотрудничество с большевиками было вынужденным. Условия НЭПа их сильно обнадежили. Уже в 1927 году, когда политическая ситуация в Европе обострилась и во Франции стали обсуждать планы повторной интервенции в Россию, инженерство стало готовить экономический саботаж. Хорошо известны только два дела – Шахтинское и дело «Промпартии», но есть подозрения, что далеко не вся сеть вредителей была выявлена. В докладе на собрании актива московской организации ВКП(б) 13 апреля 1928 года Сталин сказал: «Шахтинское дело показывает, что мы плохо подбирали наши хозяйственные кадры, и не только плохо подбирали, но ставили еще эти кадры в такие условия, которые затрудняют их рост»[2]. Но тогда это было неизбежностью, так как своих коммунистических кадров не хватало. Потом эти кадры появились, но они были плохо подготовлены, они учились по книжкам и не знали, что такое современное производство. Сталин сделал вывод, что надо изменить их обучение, чтобы «молодые спецы с первых же лет своего обучения во втузах имели неразрывную связь с производством»[3]. Следующий вывод Сталина касался втягивания рабочих в дело управления промышленностью. И, наконец, четвертый вопрос, которому Сталин уделил внимание, был вопрос проверки исполнения. «Необходимо улучшить дело проверки исполнения» – заявил Сталин. 16 мая 1928 года на 8 съезде ВЛКСМ Сталин призывает молодежь учиться: «Чтобы строить, надо знать, надо овладеть наукой. А чтобы знать, надо учиться. Учиться упорно, терпеливо. Учиться у всех – и у врагов, и у друзей, особенно у врагов. Учиться, стиснув зубы, не боясь, что враги будут смеяться над нами, над нашим невежеством, над нашей отсталостью. Нам нужны теперь большевики–специалисты по металлу, по текстилю, по топливу, по химии, по сельскому хозяйству, по транспорту, по бухгалтерии и т.д. и т.п.». 13 июля 1928 года на собрании актива Ленинградской организации ВКП(б) выступая с докладом «Об итогах июльского Пленума ЦК ВКП(б)» Сталин призывает ускорить темп образования новой технической интеллигенции. Он подчеркивает, что надо обеспечить учащихся в материальном отношении. «Советская власть пошла на то, что затраты на образование новых кадров приравняла по своему удельному весу к затратам на капитальное строительство промышленности и решила выделять добавочно на это дело более 40 миллионов рублей ежегодно». В итоге за годы двоенных пятилеток численность специалистов с высшим образованием, занятых в народном хозяйстве, выросла с 233 тысяч до 909 тысяч человек, то есть почти в 4 раза. При общем росте кадров с высшим образованием приоритет отдавался подготовке инженеров (в 1928 году – 48 тысяч, в 1940 году – 295 тысяч).

С началом индустриализации перед руководством страны возникла необходимость изменения всей практики хозяйствования. Новые хозяйственные задачи требовали не только изменения структуры промышленности, но и системы управления промышленностью, самой партийной политики в отношении хозяйства. Сталин, как политический руководитель индустриализации, занялся разработкой этого вопроса. 4 февраля 1931 года состоялась 1-я Всероссийская конференция работников социалистической промышленности. На ней Сталин выступил с докладом «О задачах хозяйственников». В этом докладе он заявил, что план 1930 года по выпуску промышленной продукции не выполнен, потому что не хватило уменья правильно руководить заводами, фабриками, шахтами. «Лет десять назад был дан лозунг: «Так как коммунисты технику производства еще как следует не понимают, так как им еще нужно учиться управлять хозяйством, то пусть старые техники и инженера, специалисты ведут производство, а вы, коммунисты, не вмешиваясь, изучайте технику, изучайте науку управления производством не покладая рук, чтобы стать вместе с преданными нам специалистами настоящими руководителями производства, настоящими хозяевами дела»[4]. А на деле, продолжил Сталин, вторую часть лозунга отбросили, так как учиться труднее, чем подписывать бумаги, а первую часть опошлили, истолковав невмешательство как отказ от изучения техники производства. Процессы по организациям вредителей, говорил Сталин, это сигналы того, что этот лозунг устарел и требует замены. «Пора отбросить старый лозунг, отживший лозунг о невмешательстве в технику, и стать самим специалистами, знатоками дела, стать самим полными хозяевами хозяйственного дела»[5]. Лозунг: «Стать специалистами, полными хозяевами дела» ознаменовал коренной поворот в партийной кадровой политике. Более подробно Сталин осветил новый подход к решению хозяйственных задач в речи «Новая обстановка – новые задачи хозяйственного строительства» на совещании хозяйственников 23 июня 1931 года. В этой речи Сталин говорил о шести новых условиях развития промышленности Советского Союза. Это новый принцип обеспечения предприятий рабочей силой, это по-новому организованная заработная плата, это новая организация труда, это появление производственно-технической интеллигенции рабочего класса, это поворот к Советской власти старой производственно-технической интеллигенции и введение хозрасчета. Раньше, сказал Сталин, рабочий сам шел на завод. Это происходило, потому что была безработица, было расслоение в деревне, была нищета и страх голода. Советская власть ликвидировала безработицу, преодолела массовую нищету и снабдила деревню сельскохозяйственной техникой, дала крестьянам возможность жить и работать по-человечески. И самотек рабочей силы в город прекратился. Поэтому надо переходить к политике организованного набора рабочих для промышленности путем договоров хозяйственных организаций с колхозами и колхозниками и механизировать наиболее тяжелые виды труда.

Вторая задача – это сократить до минимума текучесть кадров, то есть переход рабочих с одного предприятия на другое в течение короткого времени. Причину «текучести» кадров Сталин видел «В неправильной организации зарплаты, неправильной тарифной системе, в «левацкой уравниловке» в области зарплаты. «В ряде предприятий, – говорил Сталин – тарифные ставки установлены... таким образом, что почти исчезает разница между трудом квалифицированным и трудом неквалифицированным, между трудом тяжелым и трудом легким... Уравниловка ведет к тому, что квалифицированный рабочий вынужден переходить из предприятия в предприятие для того, чтобы найти, наконец, такое предприятие, где могут оценить квалифицированный труд должным образом. Отсюда – текучесть рабочей силы. Чтобы уничтожить это зло, надо отменить уравниловку, организовать такую систему тарифов, которая учитывала бы разницу между трудом квалифицированным и трудом неквалифицированным, между трудом тяжелым и трудом легким. Итак, ликвидировать текучесть рабочей силы, уничтожить уравниловку, правильно организовать зарплату, улучшить бытовые условия рабочих – такова задача»[6].

Следующая задача – задача повышения производительности труда, улучшения качества продукции. Для этого, говорил Сталин, надо улучшать организацию труда, бороться с «обезличкой». «Обезличка есть отсутствие всякой ответственности за порученную работу, отсутствие ответственности за механизмы, за инструменты». Далее Сталин поясняет, что «обезличка» – это следствие «непрерывки» или непрерывной рабочей недели на предприятиях. Эта система организации труда, при некоторых позитивных моментах, таких как большее количество выходных дней (72 вместо 54) и более высокого коэффициента загрузки оборудования, имела массу недостатков. Кроме того, она была очень неудобной с бытовой точки зрения. Вскоре, уже в ноябре 1931 года непрерывная пятидневная неделя была отменена. СНК СССР снова ввел прерывную шестидневную рабочую неделю с фиксированными выходными днями.

Четвертым вопросом в докладе Сталина стоял вопрос о производственно-технической интеллигенции рабочего класса. Сталин начал с того, что раньше основным источником нашей промышленности служила украинская угольно-металлургическая база и инженерно-технических кадров хватало. Но сейчас создается новая угольно-металлургическая база на Востоке – Урал-Кузбасс, будет построена новая основа цветной металлургии в Казахстане и Туркестане. В этих районах развернулось мощное строительство железных дорог. Для этого, сказал Сталин: «Нам нужно теперь обеспечить себя втрое, впятеро больше инженерно-техническими и командными силами промышленности, нам нужны не всякие командные и инженерно-технические силы. Нам нужны такие командные и инженерно-технические силы, которые способны понять политику рабочего класса нашей страны, способны усвоить эту политику и готовы осуществить ее на совесть. Это значит, что наша страна вступает в такую фазу развития, когда рабочий класс должен создать себе свою собственную производственно-техническую интеллигенцию, способную отстаивать его интересы в производстве, как интересы господствующего класса»[7]. Далее Сталин выдвинул следующее предложение: «Производственно-техническая интеллигенция рабочего класса будет формироваться не только из людей прошедших высшую школу – она будет рекрутироваться из практических работников наших предприятий, из культурных сил рабочего класса на заводе, фабрике, в шахте. Задача состоит в том, чтобы не оттирать этих инициативных товарищей из «низов», смелее выдвигать их на командные должности, дать им возможность проявить свои организаторские способности, дать им возможность пополнить свои знания и создать им соответствующую обстановку, не жалея на это денег»1. Это была знаменитая сталинская система «выдвиженцев». Она позволяла человеку с самого низа от простого рабочего дорасти до директора крупного производства или министра. Достаточно назвать таких людей как А.И. Ефремов, В.А. Малышев, А.И. Шахурин, Д.Ф. Устинов, А.Г. Зверев – все они начинали свою трудовую деятельность простыми рабочими, а стали наркомами СССР.

Выдвинув предложение подготовки кадров технической интеллигенции из числа рабочих, Сталин призвал изменить отношение к старым техническим специалистам. Он сказал, что в их среде наметился поворот в сторону Советской власти в силу того, что вредительские элементы были разгромлены, а успехи Советской власти в хозяйственном строительстве были налицо. Поэтому колеблющаяся и нейтральная часть старой технической интеллигенции отшатнулась от своих прежних друзей, и теперь задача состоит в том, чтобы проявлять к ним больше внимания и заботы, смелее привлекать их к работе.

В конце своей речи Сталин уделил внимание источникам накопления для народного хозяйства, призвал внедрить и укрепить хозрасчет, ликвидировать бесхозяйственность, что позволит снижать себестоимость продукции, по-новому работать, по-новому руководить.

Так Сталин сформулировал основы той кадровой системы, с помощью которой он создал крепкие кадры руководителей народного хозяйства, руководителей партии и военачальников. В подавляющем большинстве это были мужчины. Среди руководителей народного хозяйства высшего звена было мало женщин. Если не считать Александру Михайловну Коллонтай из когорты старых, ленинских кадров, можно назвать Полину Семеновну Жемчужину, жену Молотова, которая была наркомом рыбной промышленности и Марию Дмитриевну Ковригину министра здравоохранения РСФСР, а потом и СССР. Недоброжелатели Сталина утверждают, что он не любил женщин–руководителей. Все гораздо проще. Работа руководителя народного хозяйства в те годы требовала полной самоотдачи. Сталинские наркомы буквально жили и умирали на работе, как это произошло с А.Я. Вышинским. Женщин, готовых поступиться всем, в том числе и личной жизнью, ради высокой должности было не так много. Хотя они были.

Таким образом, в Советском Союзе под руководством Сталина был создан огромный кадровый резерв, основу которого составили выходцы из народа: из рабочих и крестьян, дети рабочих и крестьян. Они становились руководителями предприятий, инженерами, учеными, военачальниками. Были высвобождены огромные творческие силы народа. Благодаря этому наша страна стала мощнейшей мировой державой.

Как же обстоит дело с кадровой политикой в современной России? Ее практически нет, как нет и кадрового резерва. Мы видим одни и те же лица, которых президент переставляет с одной должности на другую. Алчные, невежественные, вороватые, не хотящие и не умеющие работать, абсолютно безответственные и безнаказанные. Такие руководители – несчастье для страны. Опыт Советского Союза показал, что построение и существование современного общества без эксплуатации человека человеком возможно. Надо учесть этот опыт и использовать его, ведя пропаганду коммунизма.

И надо отдать должное людям, которые построили первое в мире государство рабочих и крестьян и социалистическое общество, и в первую очередь – руководителю Союза Советских Социалистических республик Иосифу Виссарионовичу Сталину.

 


[1] Станиглаз Татьяна Владимировна - член Российского комитета Рабочих

[2] Сталин И.В. «О работах апрельского объединенного Пленума ЦК и ЦКК», доклад на собрании актива московской организации ВКП (б) 13апреля 1928 года// Сталин И.В. Соч. - Т. 11. - С. 27-64.

[3] Сталин И.В. «Речь на 8 съезде ВЛКСМ» 16 мая 1928 года // Сталин И.В. Там же. - С. 66-77.

[4] Сталин И.В. «О задачах хозяйственников», речь на первой Всероссийской конференции работников социалистической промышленности 4 февраля 1931 года / Там же. - Т. 13. - С. 29-42.

[5] Сталин И.В. «О задачах хозяйственников», речь на первой Всероссийской конференции работников социалистической промышленности 4 февраля 1931 года / Там же. - С. 29-42.

[6] Сталин И.В. «Новая обстановка - новые задачи хозяйственного строительства», речь на совещании хозяйственников 3 июня 1923 года// Там же.

[7] Там же.


Категория: К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. СТАЛИНА | Добавил: Редактор (30.04.2023) | Автор: В.П. Огородников
Просмотров: 109
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Наши товарищи

 


Ваши пожелания
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ [97]
ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ СВОБОДОМЫСЛИЯ И АТЕИЗМА [10]
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА: СОСТОЯНИЕ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ [10]
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ [18]
КОММУНИСТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ [76]
РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ [74]
ОППОРТУНИЗМ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ [64]
К 130-ЛЕТИЮ И.В. СТАЛИНА [9]
ПЛАМЕННЫЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ [24]
У НАС НА УКРАИНЕ [3]
ДОКУМЕНТЫ. СОБЫТИЯ. КОММЕНТАРИИ [12]
ПУБЛИЦИСТИКА НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ БОРЬБЫ [8]
ПОД ЧУЖИМ ФЛАГОМ [3]
В ПОМОЩЬ ПРОПАГАНДИСТУ [6]
АНТИИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ БОРЬБА [4]
Малоизвестные документы из истории Коминтерна [2]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. СТАЛИНА [27]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. СТАЛИНА
К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ [1]
К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ
К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА [12]
К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ [16]
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ
К 100-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ [2]
РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И КОМИНТЕРНА [30]
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА [5]
ПАМЯТИ ТОВАРИЩА [2]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.И. ЛЕНИНА [16]
К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ф. ЭНГЕЛЬСА [3]
ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА [13]

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов опубликованных материалов.

Рукописи не рецензируются и не возвращаются.

Материалы могут подвергаться сокращению без изменения по существу.

Ответственность за подбор и правильность цитат, фактических данных и других сведений несут авторы публикаций.

При перепечатке материалов ссылка на журнал обязательна.

                                
 
                      

Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz