Религия и церковь в
"демократической" Украине
В.Н.Арестов
Уровень религиозности и ее качественные показатели в
Украине полностью совпадают с состоянием экономики, социальных условий жизни
населения, идеологических и политических симпатий находящихся при власти кругов.
Значительную роль в усложнении религиозной ситуации играют внешние факторы.
История неоднократно подтверждала на примере многих
стран, что, как только общество входит в состояние социально-экономического кризиса,
этот кризис приводит, с одной стороны, к резкому снижению духовности народа, а
с другой, — к не менее резкому росту религиозности населения как стремлению
компенсировать духовный спад. Нынешнее состояние украинского общества не
является чем-то исключительным и выпадающим из общеизвестных правил.
Однако, поскольку нынешний кризис в Украине имеет свою
специфику (плюс исторические особенности развития страны), то специфическим
также является и состояние религиозности. Происходит количественный рост
приходов (их сейчас около 8 тыс.) и числа верующих традиционной для Украины
конфессии —православия, к тому же расколотого на три неравные части. Но
значительно большими темпами возрастает число нехарактерной для большинства
регионов Украины религии — католицизма с его порождением — униатской церковью.
Еще более быстрыми темпами распространяется протестантизм, особенно его поздние
формы —баптизм, евангелизм, адвентизм, пятидесятничество, свидетели Иеговы.
Эта ситуация объясняется объективным фактором —
попытками реставрации буржуазных экономических отношений, религиозным
отражением которых является католицизм и особенно протестантизм с их
прагматизмом и индивидуализмом, культом материального обогащения. Субъективно
процесс поддерживается зарубежными центрами этих конфессий, которые не скрывают
своей цели —вытеснение православия, как религии, которая исторически
соответствует ментальное™ народа Украины, провозглашая коллективизм,
нестяжательство, предлагает царство божие на небе, а не на земле.
Поэтому, с нашей точки зрения, основные
межконфессиональные конфликты следует ожидать не между православными церквами,
а между католиками и протестантами с одной стороны и православными — с другой.
Украину в этом отношении ожидает судьба Югославии с той лишь разницей, что там
против православных сербов выступили хорваты-католики и омусульманеные сербы.
Поскольку нынешний социально-экономический курс Украины
нацелен на резкое расслоение населения в социальном плане, то более
приспособленные к "бизнесу" и имеющие значительную материальную
поддержку от своих мировых центров католики и протестанты войдут в состав
привилегированных слоев, православные же составят обездоленную часть населения.
В связи с этим в недалеком будущем следует ожидать также и своеобразного
украинского Ольстера.
Следует отметить, что уже нынешние межконфессиональные
столкновения носят достаточно завуалированный социальный характер. Униатство
было возрождено при активном участии зажиточных слоев населения Западной
Украины, наследников богатых газд, которые были в свое время репрессированы
(или справедливо наказаны), сохранили историческую классовую память и
осуществляют классово-социальный реванш под религиозным прикрытием.
Автокефалия распространилась фактически в тех же местах
и не столько на основе различий в вероучении, сколько как признак протеста
наследников бывших крестьян-бедняков, которые не желают терять свои социальные
завоевания, хотя бы и в виде храмов. Это очень близкая к истине гипотеза,
поскольку мы не имеем возможности подтвердить этот вывод
конкретно-социологическими исследованиями.
Конфликты между двумя группировками в православии (УПЦ
и УАПЦ, именующая себя "Киевским патриархатом") не могут быть длительными,
поскольку из этой ситуации имеется практически один выход: провозглашение
полной самостоятельности УПЦ и ее объединение на этой основе с автокефалистами,
или (в случае сохранения УПЦ в состоянии нынешней автономии) не исключается
опять-таки ее объединение с УПЦ-Киевский патриархат и УАПЦ перед лицом угрозы
протестанско-католической экспансии.
Однако и в этом случае проблема своеобразной
религиозной войны не снимается, а только усложняется за счет поляризации и отмобилизованности
сил обеих сторон.
Заслуживает серьезного внимания распространение
нетрадиционных религий (кришнаиты, муниты, "Белое братство" и др.), —
на почве деятельности которых уже возникают общественные конфликты; серьезной
угрозой для духовности народа является повсеместная пропаганда мистики.
Какой выход усматривается из данной ситуации? Вся
проблема могла бы быть снята за счет выхода из социально-экономического кризиса,
но это при нынешней направленности государственного курса в ближайшие годы нереально.
Общественно-политические процессы ожидать не будут, они будут развиваться по
своим законам и серьезный социальный взрыв может произойти значительно раньше.
Поводом к нему могут стать именно межконфессиональные конфликты.
Ситуацию в значительной мере можно откорректировать в
направлении ее смягчения субъективными мерами. Первая и главнейшая из них —
неукоснительное исполнение Закона о свободе совести и религиозных организациях,
несмотря на некоторое его несовершенство. Принцип отделения церкви от
государства и школы от церкви сегодня постоянно нарушается, прежде всего,
государственными органами, некоторыми политическими и общественными
группировками. Однако Уголовный кодекс фактически не предусматривает никаких
санкций по отношению к нарушителям Закона о свободе совести, особенно в части
недопущения разжигания вражды и ненависти на религиозной основе. Ситуация
требует немедленного внесения соответствующих статей в Уголовный кодекс
Украины.
Во-вторых, следует прекратить любое вмешательство в дела церквей: а)
запретить выступления государственных деятелей с поддержкой или осуждением тех
или иных церквей; б) прекратить религиозную пропаганду в государственных
средствах массовой информации (особенно по радио и телевидению), подавать
только краткую информацию о религиозной жизни; в) отказаться от патернализма государственных
органов по отношению к какой либо из церквей; г) перекрыть каналы проникновения
в страну многочисленных проповедников из-за рубежа, прекратить практику предоставления
им государственных и общественных зданий для проведения миссионерской деятельности:
д) предупредить католические и униатские центры о недопустимости миссионерской
деятельности в регионах традиционного распространения православия; е) прервать
поступление в страну крупномасштабного финансирования из международных и иных
центров католических, протестантских, нетрадиционных и иных конфессий,
перевести все церкви на единый источник доходов — добровольные пожертвования
верующих и собственная хозяйственная деятельность; ж) возобновить научно-мировоззренческую
пропаганду во всех средствах массовой информации и научную деятельность по
изучению мировоззренческих процессов в обществе; з) прекратить попытки введения
института капелланов в армии.
Однако, поскольку нынешняя буржуазная власть в Украине не
может, и главное, не хочет решать этих вопросов, народ должен решить главную
проблему — убрать эту власть.