Революционное
летосчисление: Великая Французская
революция – СССР – Куба – Венесуэла – далее везде…
Авантов Андрей
Любая общественная революция представляет собой качественное и
прогрессивное преобразование жизни общества (в отличие от контрреволюции – качественного,
но регрессивного преобразования). Революционные преобразования имеют различные
формы. Одной из форм, выражающих обновление общественной жизни, происходящее в
ходе и с победой революции, является введение нового календаря.
Действительно, в представлении творцов многих революций (как
буржуазных, так и социалистических) революция открывает новую эру. В Советском
энциклопедическом словаре даётся два значения слова «эра» (от латинского aera –
исходное число):
1) в хронологии – начальный момент системы летосчисления, а
также сама система летосчисления (например, христианская или новая, наша эра,
мусульманская эра);
2) крупный исторический период. Революция представляется
революционерам как эра в первом значении, то есть начальный момент крупного
исторического периода – эры во втором значении.
Введение нового летосчисления после революции обозначает не
только отрицание старого мира, полный и окончательный разрыв с ним, но и начало
строительства, созидание нового мира по новым законам и правилам. И второй
момент оказывается, пожалуй, главным и определяющим. Новый мир, возникающий из
пламени революции, не вписывается в лекала и стандарты старого мира и требует
новых величин и измерений, нового летосчисления.
Великая Французская революция и
Парижская коммуна
В новой истории ярчайшим примером нового летосчисления был
опыт Великой Французской революции: 5 октября 1793 г. декретом
Конвента был введён в действие республиканский (революционный) календарь.
Прототипом его был выпущенный в конце 1787 г. «Альманах честных людей»
поэта-атеиста, публициста Сильвена Марешаля. За свои воззрения Марешаль был
посажен в тюрьму, а его «Альманах» сожгли. За начало летосчисления, или новой
эры, в республиканском календаре принимался день провозглашения во Франции
республики – 22 сентября 1792 г.,
соответственно летосчисление «от рождества Христова» и начало года с 1 января
упразднялись. Новый календарь носил антимонархический и антикатолический характер.
Воскресные дни отменялись. Год делился на 12 месяцев по 30 дней. Месяцы
делились на три декады по 10 дней с одним выходным (праздником) в конце каждой
декады, оставшиеся дополнительные 5 или 6 дней года назывались санкюлотидами.
Вместо католических праздников вводились революционные и празднование дня
декады: праздничными были первый день и все дополнительные дни года. Первый
дополнительный день – праздник Гения, когда прославлялись выдающиеся
изобретения и открытия; второй – праздник Труда; третий – праздник Подвигов;
четвертый – праздник Наград; пятый – праздник Мнения (общественной критики),
шестой – день Олимпиад. Месяцы республиканского календаря получили новые
названия по характерной для них погоде, растительности, плодам или
сельскохозяйственным работам:
вандемьер – месяц
сбора винограда (1 вандемьера = 22 сентября)
брюмер – месяц
тумана,
фример – месяц
холодов,
нивоз – месяц
снегов,
плювиоз – месяц
дождей,
вантоз – месяц
ветров,
жерминаль – месяц
всходов,
прериаль – месяц
лугов или трав,
флореаль – месяц
цветов (цветения),
термидор – месяц
жары,
мессидор – месяц
жатвы,
фрюктидор – месяц
плодов.
Каждый день года также получил особое название.
Календарь был отменен Наполеоном с 1 января 1806 г.
Однако республиканскому календарю было суждено вновь появиться
во всемирной истории на очень недолгий срок. В дни Парижской коммуны – первой в
человеческой истории попытки создать пролетарское государство, – с 18 марта по
28 мая 1871 г.,
революционное летосчисление вновь обрело свои права. После разгрома Парижской
коммуны во Франции опять был введён григорианский календарь.
СССР
После победы Великой Октябрьской социалистической революции
нового летосчисления введено не было. С 14 февраля 1918 г. в
Советской России в соответствии с декретом Совнаркома, подписанным
В.И. Лениным, «О введении в Российской республике западноевропейского
календаря» начал действовать более точный григорианский календарь (новый стиль),
введённый папой Григорием XIII 4 октября 1582 г. взамен старого, юлианского.
Декретом предписывалось: первый день после 31 января считать не 1 февраля, а 14
февраля, второй день считать 15 февраля и т.д. Так была ликвидирована разница в
днях, накопившаяся за время применения юлианского календаря. Кроме того, с 1918 г. был
упразднён воскресный день.
В СССР было введено не столько новое революционное
летосчисление, сколько новый революционный календарь, носивший мобилизационный
характер. Трудные условия первых десятилетий социализма требовали от народа
высокого напряжения сил, без чего революция не выжила бы. С этим можно связать
постановление Советского правительства о переходе на непрерывную пятидневную
неделю (4 рабочих дня и 1 выходной). С 1 декабря 1931 г. она была
заменена шестидневной непрерывной неделей с фиксированным днём отдыха,
приходящимся на 6, 12, 18, 24 и 30 число каждого месяца (1 марта использовалось
вместо 30 февраля, каждое 31 число рассматривалось как дополнительный рабочий
день).
Семидневная неделя была восстановлена Указом Президиума
Верховного Совета СССР «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на
семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих
с предприятий и учреждений» от 26 июня 1940 г. Принятие Указа было обусловлено осложнением
международной обстановки и необходимостью укрепления обороноспособности страны.
Во втором пункте Указа говорилось: «Перевести во всех государственных,
кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях работу с шестидневки на
семидневную неделю, считая седьмой день недели, воскресенье, днём отдыха».
Что касается революционного летосчисления, то на отрывных
календарях вплоть до 1991 г.
существовала параллельная хронология, начинавшаяся в день революции 7 ноября 1917 г. Она стала
неотъемлемой частью праздничной жизни: достаточно вспомнить юбилеи Революции –
…50-я, 60-я, 70-я… годовщины Великого октября.
Тем не менее, то, что не было введено на практике, воплотилось
в культуре – в советской научной фантастике, ставшей в новых условиях
продолжением некоторых черт коммунистических утопий прошлого. В трёх крупнейших
произведениях этого жанра, конструировавших общество будущего – «Гость из
бездны» Г. Мартынова (1951-1961 гг.), «Туманность Андромеды»
И. Ефремова (1955-1956 гг.) и «Люди как боги» С. Снегова – новое
коммунистическое летосчисление ведётся с разных исторических моментов.
В произведении Г. Мартынова, пожалуй, самом реалистичном
и продуманном, действие происходит в XIX веке от … Великой Октябрьской
революции. Вот отрывок из романа, в котором говорится о новом летосчислении:
« – …старое летоисчисление теперь заканчивают тысяча девятьсот
семнадцатым годом. После Великой революции начинается новая эпоха, называемая
коммунистической эрой.
Волгин перевёл дыхание и, стараясь говорить как можно
спокойнее, спросил:
– И как долго продолжалась коммунистическая эра?
– Ровно тысячу лет, – ответил Люций, – потом начали новый счет
годам, который продолжается и теперь.
Волгин понял, что ещё немного – и он потеряет сознание от
волнения, которое начинало душить его. Он судорожно сжал плечо Люция:
– И сейчас у вас год?..
– Восемьсот шестидесятый!»
В подходе Г. Мартынова весьма любопытно то, что после
коммунистической эры начинается новое летосчисление, то есть начинается новый
этап развития коммунизма, поднимающий общество на более высокую ступень.
Причины перехода к новому летосчислению в романе не раскрываются, однако факт
нового летосчисления после коммунистической эры – очень интересный с
теоретической точки зрения вопрос, рассмотрение которого может стать предметом
самостоятельного исследования. Коммунистическую эру автор отсчитывает с 1917
года, то есть его общество – это продолжение СССР в будущем, в этом, в
частности, состоит историзм фантастики Г. Мартынова.
В произведениях И. Ефремова и С. Снегова новое
летосчисление начинается с другой эры – с момента объединения всего
человечества в единое коммунистическое целое. В романе «Туманность Андромеды»
И. Ефремов пишет: «Коммунистическое общество не сразу охватило все народы
и страны. Искоренение вражды и особенно лжи, накопившейся от враждебной
пропаганды во время идейной борьбы века Расщепления, потребовало развития новых
человеческих отношений. Кое-где случались восстания, поднимавшиеся отсталыми
приверженцами старого, которые по невежеству пытались найти в воскрешении
прошлого легкие выходы из трудностей, стоявших перед человечеством.
Но неизбежно и неуклонно новое устройство жизни
распространилось на всю Землю, и самые различные народы и расы стали единой,
дружной и мудрой семьей.
Так началась ЭМВ – эра Мирового Воссоединения, состоявшая из
веков Союза Стран, Разных Языков, Борьбы за Энергию и Общего Языка. Общественное
развитие все ускорялось, и каждая новая эпоха проходила быстрее предыдущей.
Власть человека над природой стала расти гигантскими шагами».
Как видно, конкретной даты начала нового летосчисления не
называется. В романе же С. Снегова называется точная дата объединения
человечества: «Вера (имя героини – А.А.) начала с 2001 года старого
летосчисления, памятного года, когда человечество объединилось в единое
общество. Год объединения стал первым годом новой эры, подлинная история человечества
началась с осуществления в жизни принципа «Общество существует для блага
человека. Каждому по его потребностям, от каждого по его способностям»«.
Подход И. Ефремова и С. Снегова менее историчен и
убедителен по сравнению с подходом Г. Мартынова. Объединение человечества
– это длительный процесс, осуществление принципов коммунизма – ещё более
длительный. «Переход от доклассового общества к классовому происходил в течение
тысячелетий. Если учесть ускорение
хода истории, то и тогда переход от классового общества, от незрелого
человечества, от незрелого общества к зрелому займёт не одно столетие».
Поэтому вряд ли можно будет зафиксировать с естественнонаучной точностью
астрономическую дату перехода общества из незрелого состояния в зрелое, дату
его объединения, чтобы начать новое летосчисление, новую эру: до, предположим,
15.30 32-го янвактябрюля 2…009 года оно не было объединено, а после сразу же
объединилось во всеобщем и повальном экстазе. Нет, такого не будет. Как будет,
не знаю, но точно – не так. Если у С. Снегова в определении новой эры
наличествует астрономическая гипертрофированная сверхточность, то у
И. Ефремова начало новой эры абсолютно аморфно. У него Эра Воссоединения
начинается после того, как «самые различные народы и расы стали единой, дружной
и мудрой семьей»: получается масло масленое, или, точнее, объединение
объединенное. Кроме того, «дружная и мудрая семья», скорее, могла стать
результатом, чем причиной начала Эры Воссоединения!!! Но вернемся, как говорится,
с небес на землю.
Куба
Следующим после календарной реформы Советской России
революционным опытом введения нового летосчисления стал опыт социалистической
Кубы. С победой Революции 1 января 1959 г. в стране появился новый
революционный обычай – называть каждый год особым именем. В разные годы имена
лет играли различную роль: обозначали главную задачу года, символизировали
память о революционерах, международную солидарность, обозначали юбилеи
Революции или просто номер года со дня победы Революции. Ниже приводится список
всех имён лет Кубинской Революции от начала до нынешнего юбилейного года.
1959 – Год Освобождения
1960 – Год Аграрной Реформы
1961 – Год Образования
1962 – Год Планирования
1963 – Год Организации
1964 – Год Экономики
1965 – Год Сельского Хозяйства
1966 – Год Солидарности
1967 – Год Героического Вьетнама
1968 – Год Героического Партизана
1969 – Год Решающего Усилия
1970 – Год Десяти Миллионов
1971 – Год Производительности
1972 – Год Социалистического Соревнования
1973 – Год XX Годовщины
1974 – Год XV Годовщины
1975 – Год Первого Съезда
1976 – Год XX Годовщины «Гранмы»
1977 – Год Институционализации
1978 – Год XI Фестиваля
1979 – XX Год Победы
1980 – Год Второго Съезда
1981 – Год XX Годовщины Плайя-Хирон
1982 – 24 Год Революции
1983 – Год XXX Годовщины Монкады
1984 – Год XXV Годовщины Триумфа Революции
1985 – Год Третьего Съезда
1986 – Год XXX Годовщины «Гранмы»
1987 – 29 Год Революции
1988 – 30 Год Революции
1989 – 31 Год Революции
1990 – 32 Год Революции
1991 – 33 Год Революции
1992 – 34 Год Революции
1993 – 35 Год Революции
1994 – 36 Год Революции
1995 – Год Столетия со дня гибели Хосе Марти
1996 – Год Столетия со дня гибели в бою Антонио Масео
1997 – Год 30 Годовщины со дня гибели Героического Партизана и
его Товарищей
1998 – Год 40 Годовщины Решающих Сражений Войны за Независимость
1999 – Год 40 Годовщины Триумфа Революции
2000 – Год 40 Годовщины решения «Родина или Смерть»
2001 – Год Победоносной Революции в Новом Тысячелетии
2002 – Год Героев-узников империи
2003 – Год славных годовщин Марти и Монкады
2004 – Год 45 Годовщины Триумфа Революции
2005 – Год Боливарианской Альтернативы для Америк (АЛБА)
2006 – Год Энергетической Революции на Кубе
2007 – 49 Год Революции
2008 – 50 Год Революции
2009 – Год 50 Годовщины Триумфа Революции
В конце декабря 2008 г. испанский сайт www.rebelion.org
опубликовал статью под названием «Первые 50 лет Кубинской Революции». Будем надеяться,
точнее, будем уверены в том, что будут и вторые, и третьи 50 лет Кубинской
Революции.
КНДР
Следующее революционное летосчисление было введено в Северной
Корее после смерти Ким Ир Сена в 1994 г. Впервые о возможности введения
нового летосчисления чучхе было объявлено ещё 15 апреля 1994 г. во время
общенародного празднования последнего дня рождения Ким Ир Сена. С 8 июля 1997 г. было
принято постановление о том, что дни рождения Ким Ир Сена будут отмечаться и в
будущем, но будут называться «Праздник Солнца» («Тхэян чжоль»). Таким образом
было введено новое летосчисление чучхе, которое начиналось с 1912 г. – года
рождения Ким Ир Сена. 1997 год становился «86 годом чучхе». Такое летосчисление
не было чем-то новым и необычным для традиционной корейской культуры. В
соседней Южной Корее с 1948 по 1962 гг. было официально принято и
полностью никогда не исчезало национальное летосчисление, начинавшееся от года
рождения легендарного основателя корейской нации Тангуна (2333 г. до н.э.).
Боливарианская Республика Венесуэла
В Венесуэле после победы У. Чавеса на выборах в 1998 г. была
принята новая конституция, согласно которой страна стала называться «Боливарианская
Республика Венесуэла». Тем самым вводилась новая периодизация истории страны.
Венесуэльские историки условно делят республиканскую историю страны на пять
периодов. Первая республика (1810-1812 гг.) возникла после провозглашения
независимости 5 июля 1810 г.
Через два года Испания восстановила контроль над страной. Существование Второй
и Третьей республик (1813-1814, 1817-1819 гг.) связано с освободительной
борьбой под руководством Симона Боливара. Четвертая республика охватывает
период с 1830 по декабрь 1999 г.:
все режимы, правившие в стране после кончины С. Боливара в 1830 г.,
рассматриваются как олигархические (особо выделяется так называемая «демократическая
эра» 1958-1999 гг., когда страной после заключения «Пакта Пунто-Фихо»
правили буржуазно-демократические партии Демократическое действие и КОПЕИ).
На смену ей приходит Боливарианская Пятая Республика – нынешняя Венесуэла.
Отсчёт новой эпохи – эпохи Пятой Республики – ведётся с 15 декабря 1999 г. – дня
принятия новой Боливарианской конституции.
Непал
В третьем тысячелетии н. э. революционное летосчисление
впервые было введено в Непале, где в 2008 году после десятилетней гражданской
войны, во время которой погибло более 13 тысяч человек, к власти пришла одна из
действующих в стране компартий. Согласно новому календарю (Непал Самбат),
вошедшему в силу 29 октября 2008 г.,
страна стала жить в 1129 году. До сих пор в Непале использовался другой календарь
– Бикрам Самбат, в соответствии с которым сейчас идёт 2065 год.
Новый календарь Непала не является подлинно революционным. Введённое летосчисление
имело широкое распространение в средние века в княжествах долины Катманду. По
замыслу правительства новое летосчисление поможет непальцам вернуться к забытой
народной культуре и традициям, утраченным в ходе 240-летней монархической гегемонии
династии Шахов. Таким образом, это скорее поиск самоидентификации где-то в прошлом,
нежели настоящее революционное летосчисление.
Далее… – везде…
Будем уверены в том, что на этом история революционных
летоисчислений не закончена. Впереди нас ждут новые эры. Каким будет начало
новых революционных эпох – можно только предполагать. Некоторые авторы,
развивая идеи русских космистов, предлагают принять день 12 апреля 1961 г. (или 4
октября 1957 года – даты запуска Первого Спутника) за первый день
1. Новая история.
Часть первая 1640-1870. Учебник для педагогических институтов. Под редакцией
А.Л. Нарочницкого. Издание второе. Москва, 1972; Космическая эра. Режим
доступа: http://www.apn-spb.ru/publications/article4547.htm
Решения партии и
правительства по хозяйственным вопросам. Том 2. 1929-1940 годы. Издательство
политической литературы. Москва, 1967.
Вазюлин В.А.
Выступление на I
теоретической конференции Международной логико-исторической школы (МГУ-СГА,
2002) в кн. Логика истории. Вопросы теории и методологии (Издание 2-е), Москва,
Издательство СГА, 2005.
Имеется в виду план
собрать рекордный урожай сахара – 10 млн. т.
Имеется в виду
создание новых государственных институтов: Национальной ассамблеи народной
власти и выборных органов народной власти на всех уровнях. В терминологии
кубинских товарищей это означало «институционализация революции».
7. Имеется в виду
провозглашение Ф. Кастро лозунга «Родина или смерть» на митинге после взрыва
агентами империализма корабля «Ла Кувр» в Гаванском порту.
8. Курбанов С.О.
"Курс лекций по истории Кореи с древности до конца ХХ века".
Сапожников К.Н.
Венесуэла: репортаж с нейтральной полосы // Латинская Америка, №9, 2008
Источник – сайт http://travel.newsru.ru
|