О правовом
статусе СКП-КПСС
В. Г. Вишняков
В последнее время, в связи с подготовкой к очередному
съезду СКП-КПСС, со стороны некоторых членов политисполкома Совета СКП-КПСС
(Лигачева, Мельникова, Копышева) вносятся предложения об изменении правового
статуса СКП-КПСС, ее Программы и Устава.
В самом стремлении изменить правовой статус СКП-КПСС, ее Программу и
Устав нет ничего плохого. Еще XXIX съезд КПСС рекомендовал Совету СКП-КПСС
вносить на очередные съезды СКП-КПСС предложения, дополнения и изменения,
вытекающие из конкретных социально-экономических и политических условий
развития страны. Однако суть предложений, внесенных на рассмотрение Политисполкома
накануне III съезда КП РФ (январь 1995 г.) состояла в том, чтобы разрушить
СКП-КПСС, заменить его каким-то новым органом, например, Союзом компартий. При
этом менялась самая "малость" — исчезало слово КПСС.
Ill съезд КП
РФ, как и следовало ожидать, поддержал такое предложение. В решениях съезда ни
слова не говорится об СКП-КПСС. Вместо него появляется Союз компартий,
возглавляемый Координационным Советом. Руководство Советом взял на себя
Председатель ЦИК КП РФ Зюганов.
Еще раз проявилась беспринципная позиция Зюганова и
ряда членов ЦИК КП РФ. После XXIX съезда КПСС руководство КП РФ неоднократно
заявляло об "ассоциированном членстве" в СКП-КПСС как переходном
этапе к полному членству. На апрельской конференции в 1994 году под давлением
рядовых членов КП РФ было даже принято решение о вхождении этой партии в
СКП-КПСС. Но на практике линия поведения руководства КП РФ так и не претерпела
никаких изменений. Более того, на состоявшейся в мае 1994 года в Горках Ленинских
встрече представителей компартий союзных республик делегация КП РФ предприняла
попытку распустить СКП-КПСС и создать новый Союз компартий под эгидой КП РФ.
Тогда эта попытка была отвергнута большинством присутствовавших на встрече компартий.
Как показал III съезд КП РФ, нынешнее руководство не отказалось от
намерения разгромить Совет СКП-КПСС. В случае реализации этих планов
коммунистическому движению в Российской Федерации и в бывших союзных
республиках будет нанесен тяжелый удар, прервется почти столетняя история КПСС,
отдельные, сохранившиеся чудом организационные структуры исчезнут, а общепартийная
собственность не только фактически, но и формально перейдет к новоявленным
"приватизаторам".
Настаивая на изменении Программы и Устава СКП-КПСС, руководство КП РФ
упорно не замечает положения Устава СКП-КПСС о том, что каждой партии, каждому
члену СКП-КПСС предоставляется полная организационная и политическая
самостоятельность. Но означало ли это, что член СКП-КПСС мог провозглашать свою
независимость от КПСС как первоисточника и единой основы? Для большинства
членов СКП-КПСС такой вопрос не возникал. Устав СКП-КПСС четко фиксировал
положение, согласно которому первичные организации каждой партии, входящей
полноправным членом в СКП-КПСС, являются ее основой. Данный пункт вызывает
крайнее раздражение руководства КП РФ. Дело в том, что согласно Уставу СКП-КПСС
первичные партийные организации, не вошедшие в КП РФ, вправе создавать свои
организационные структуры на различных уровнях (районном, городском, областном,
краевом, республиканском, общероссийском). Это дает основание сторонникам КП РФ
говорить "о создании еще одной партийной структуры" наряду с КП РФ.
Такой вывод был бы правилен, если бы руководство КП РФ в его нынешнем
составе смогло стать центром объединения всех членов КПСС на территории России.
Но оно не в состоянии быть таким центром в силу того, что отказалось от
признания решений XXIX съезда КПСС, принятых им Программы и Устава, встало на
путь отказа от марксизма-ленинизма. Более того, нынешнее руководство КП РФ
активно противодействовало созыву этого съезда.
Все коммунисты прекрасно понимают, что в условиях развала СССР единое
руководство КПСС в форме ЦК КПСС невозможно, поэтому и возникла несколько
усложненная организационная форма: Союз Коммунистических партий —
Коммунистическая партия Советского Союза (СКП-КПСС). И когда в Министерстве
юстиции речь заходила о регистрации СКП-КПСС, оно резонно указывало на то, что
при отсутствии СССР и КПСС не может существовать в качестве юридического лица и
требовало опустить аббревиатуру "КПСС". В ответ работники Минюста
выслушивали лекцию о том, что их просят зарегистрировать не КПСС, а СКП —
"Союз коммунистических партий", регистрация которого допускается
действующим законодательством в качестве международной организации, которая
может быть юридическим лицом.
Главной задачей каждой партии — члена СКП-КПСС, непосредственно
вытекающей из Программы и Устава СКП-КПСС, является восстановление СССР, и как
необходимая предпосылка для этого — сохранение и укрепление организационных
структур КПСС на всей территории бывшего Советского Союза. И когда на
территории России и других стран "ближнего зарубежья" данный процесс
стал развиваться, то близорукие российские "патриоты" в лице
руководства КП РФ подняли шум о "раскольниках",
"дезорганизаторах", "амбициозных лидерах".
Можно понять требования коммунистов к руководству СКП-КПСС и КП РФ об
объединении, единстве действий, сплочении сил. Да, объединяться надо. Но при
более внимательном подходе дело выглядит иначе.
Еще 12 февраля 1993 года в "Правде" под
заголовком "Только единство! Иного не дано" было опубликовано
совместное заявление Председателя Совета Политисполкома СКП-КПСС О. Шенина и
Председателя ЦИК КП РФ Г.Зюганова, в котором говорилось о фактическом единстве
этих организаций в оценке современного политического положения в России, необходимости
борьбы с антинародным режимом за интересы людей труда, за восстановление народовластия,
возвращение страны на социалистический путь развития, воссоздание на добровольной
основе единого Советского государства.
Но уже на Пленуме ЦИК КП РФ в конце декабря 1993 года
Г.Зюганов и другие руководители КП РФ заявили, что необходимо создать сначала
сильную национально-буржуазную Россию и лишь затем можно думать о ее
социалистическом развитии. Данная идея является сквозной и для книжки Зюганова
под названием "Держава" (М., Информпечать, 1994). Завершение
капитализации является, по Зюганову, предварительным условием борьбы за
возвращение на путь социализма.
В своей статье "Рецидивы горбачевщины",
опубликованной в августе 1994 года в газете "Голос коммуниста", я дал
подробный анализ выступлениям Г.Зюганова на заседаниях Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации. Общая черта всех его выступлений в
качестве лидера фракции КП РФ в Государственной Думе — оппортунизм,
соглашательство, капитулянтство. Достаточно сказать, что за год с лишним
пребывания в Государственной Думе в качестве депутата я ни разу не слышал от
Зюганова слов "общественная собственность", "социализм",
"марксизм-ленинизм", "полновластие Советов народных
депутатов" и др. Об отсутствии у коммуниста Зюганова подобных слов в
лексиконе свидетельствует и анализ текста его выступлений на заседаниях
Государственной Думы.
И всех членов КПСС на территории России под угрозой исключения из КПСС
вынуждают вступать в партию Зюганова! А если на партийных собраниях и
конференциях заходит речь об организационном, размежевании коммунистов на
истинных и мнимых, то тут же раздаются гневные речи о попытках раскола партии
со стороны "амбициозных" ее членов. Но есть предел, граница, дальше
которой пребывание в одной партии с горбачевскими последышами становится
непростительным для настоящих коммунистов,.
Особенностью оппортунизма в современном
коммунистическом движении является то, что, наследуя линию на социальное
предательство трудового народа, на капитализацию страны и прикрывая это
предательство лозунгами "многоукладное™" и "неотложных мер по
стабилизации экономики", он в то же время стремится выступать с
патриотических позиций, причем с позиций внеклассовых, "красно-белых",
отрекаясь на словах от наиболее отвратительной стороны горбачевщины — политики
национального предательства.
В своих программных документах КП РФ отошла от
важнейших принципов марксизма-ленинизма, с трудом выговаривает слова о возможности
восстановления в том или ином виде СССР. В публичных выступлениях некоторые
лидеры КП РФ, повторяя зады ельцинской пропаганды, утверждают: "КПСС
мертва".
Вывод один: в ее нынешнем виде КП РФ не может служить опорной партией в
деле восстановления оргструктур КПСС. Поэтому первоочередной, безотлагательный
характер приобрела задача создания российской республиканской коммунистической
организации, безусловно признающей решения XXIX съезда КПСС, входящей
полноправно от России в состав СКП-КПСС.
Первые шаги на этом пути уже сделаны. В апреле с.г.
состоялась XXX Московская городская конференция, которая конституировала
московскую организацию членов КПСС как объединенную организацию СКП-КПСС.
Образован оргкомитет по подготовке Всероссийской партийной конференции КПСС,
которую намечено провести в апреле 1995 года.
В русле подготовки этой конференции Оргкомитет Всероссийской конференции
КПСС предлагает всем, кто по-прежнему числит себя в рядах КПСС независимо от
территории, на которой он проживает, от сегодняшней партийной принадлежности
активно включиться в работу. Всех граждан России и стран "ближнего
зарубежья", разделяющих Программу и Устав СКП-КПСС, принятые на XXIX
съезде, приглашаем включиться в работу по восстановлению единой работоспособной
партии, единого Отечества — СССР, вступать там, где они есть, в организации
КПСС, а в случае их отсутствия создавать такие организации самостоятельно.
Принятая на III съезде КП РФ Программа содержит в
основном заимствованные из разных источников националистические лозунги. Авторы
Программы не придумали ни одного нового аргумента в доказательство преимуществ
общества, к созданию которого они призывают. С одной стороны, восхваляются традиции
соборности, державности, духовности и народности, фактически воспроизводится
триада государственной идеологии старой России. С другой стороны, заявляется,
что "русская идея" есть идея глубоко социалистическая. Этот принцип
неопределенности основ и размытости целей уже использовался М.Горбачевым.
Сознательное обезличивание тянет за собой массу политических двусмысленностей.
Изменение правового статуса СКП-КПСС наносит удар по
процессу восстановления СССР.
Выступая в октябре 1994 года в Горках Ленинских на Координационном
совещании руководителей коммунистических партий государств, образованных на
территории СССР, Е.Лигачев наметил путь "советской интеграции" —
реальный суверенитет всех государств, входящих в Союз. В основу формирования
федерального союза закладывается национально-территориальный принцип.
Об этом можно еще спорить, но абсолютно неприемлемым
является вывод Е.Лигачева, что образование такого государства должно начинаться
снизу, путем добровольной передачи государствами, входящими в Союз, части своих
функций Союзу; при этом возможна как федеративная, так и конфедеративная форма
устройства Союза. Отношения между центром и суверенными республиками будут
строиться на основе Союзного договора. Союзная собственность создается с
согласия государств, входящих в Союз. Налоги уплачиваются Союзу также по
договоренности. Партии и движения, выступающие за Союз, будут при этом лишь
"активно поддерживать" интеграционные процессы. И лишь на втором, по
Е.Лигачеву, этапе произойдет политическое объединение государств, где и
установится народовластие, будет заключен Союзный Договор, сформируются союзные
законодательные и исполнительные органы власти.
Иными словами, налицо горбачевщина в ее чистом виде.
Только наоборот. Если Горбачев сначала развалил КПСС, после чего стал
разваливать Союз, его экономику и т.д. с помощью Союзного договора, то
Е.Лигачев ставит задачу создать сначала экономический Союз, а затем уже
переходить к полному объединению. При этом роль КПСС видится им только на
первом этапе — как поддерживающей силы.
Ничему не
учит опыт людей, пропитанных горбачевским духом. А опыт учит, что только
воссоздание КПСС сделает возможным осуществление последующих стадий восстановления
Союза, народовластия, социализма