Преодолеть разделение труда между людьми
И.М. Герасимов
Уничтожить
эксплуатацию человека человеком невозможно без преодоления разделения труда
между людьми, которое лежит в основе существования классов.
Наверное, ни одна
тема не окружена таким количеством обывательских предрассудков, как проблема
преодоления разделения труда между людьми. Глуповатая студентка платного
экономического ВУЗа, вздернув носик, выпалит что-нибудь вроде «А вам не кажется,
что кухарки уже достаточно науправлялись нашим государством?» Самодовольный
ларёчник, подняв вверх палец, глубокомысленно изречет: «Беда, коль пироги
начнёт печи сапожник, а сапоги тачать – пирожник». Профессор ужаснется,
вспомнив, как, будучи уже степенным доцентом, он выезжал осенью в колхоз «на
картошку».
Так что ж, пусть
каждый занимается «своим делом» и не сует нос в дела другие? Пусть в темных,
загаженных подъездах резвится всякая шпана – это не наше дело, есть дворники и
милиция? Пусть несмотря на появление заказов продолжает угасать и разворовываться
предприятие – есть руководство, которое, видите ли, «несет ответственность» – правда,
непонятно, какую и перед кем? Пусть нарушаются права работников – есть профком,
мы перечисляем взносы, пусть они «профессионально» бодаются с начальством,
отрабатывают свои зарплаты, а если не хотят бодаться – перемоем им кости в
курилке и поплетемся на свои рабочие места?
Однако предпосылки к
преодолению разделения труда обусловлены научно-техническим прогрессом и возникают
ещё в условиях капиталистического способа производства. Приведу лишь два
примера.
В конце XIX – начале
XX века автомобилем управляли лишь очень специальные люди – «шоффера». Одетые в
промасленные куртки, кепи и краги, они пользовались огромным авторитетом у
публики. И отдавали любимому делу себя целиком. А кто же ездит по нашим дорогам
сейчас, при колоссально усложнившихся условиях движения? Почтенные старички и
старушки, получившие свои первые права в 60 лет, опившиеся пивом субтильные
юнцы, какие-то дамы, которые в ужасе таращат глаза на переходящих улицу пешеходов.
Ещё пример. В
середине прошлого века возникла невиданная ранее профессия – программист. Необычайно
высокоинтеллектуальные люди, оперирующие непонятными простым смертным
терминами, облаченные в белые одежды передвигались между огромными таинственно
гудящими шкафами. И напрягались, решая задачи, которые современному студенту
технического ВУЗа покажутся просто смешными. Сейчас компьютер, превышающий по
мощности любой компьютер тех времен, можно купить по цене нескольких десятков
буханок хлеба, а программированием владеет каждый мало-мальски интересующийся
этим выпускник средней школы.
Кстати, развитие
компьютеров нанесло сильнейший удар по разделению труда. Сейчас каждый, придя с
работы домой, имеет возможность обрабатывать и печатать цветные фотографии,
монтировать фильмы, верстать газеты и делать многое другое, причем на весьма «профессиональном»
уровне.
Примеры преодоления
разделения труда между людьми имеются и на реальном производстве. Так, при бригадной
организации погрузо-разгрузочных работ в портах докер-механизатор владеет рядом
профессий – от простого грузчика до крановщика и водителя спецтехники.
Признано, что такая организация позволяет достичь более высокой
производительности труда, чем при использовании «узких профессионалов». Кроме того,
она способствует сплочению коллектива, чем во многом и объясняются успехи
Российского профсоюза докеров.
Сильным препятствием
на пути дальнейшего преодоления разделения труда между людьми является недостаток
свободного времени. Нынешний 8-часовой рабочий день – завоевание трудящихся
развитых стран второй половины XIX – начала XX века. Производительность труда с
тех пор возросла колоссально, а вот рабочий день практически не уменьшился.
Можно сказать, что он даже увеличился с учётом того, что теперь в среднем тратится
гораздо больше времени на дорогу на работу и с работы. Таким образом, после
необходимых затрат времени на сон, принятие пищи и т.д. для свободного развития
у современного работника остаётся не более 2–3 часов.
Для разумной
организации жизни общества следует сокращать рабочее и увеличивать свободное
время тех, кто занят производительным трудом, а не бездумно плодить
всевозможных клерков. При внедрении новой, более производительной техники на
предприятии логично сокращать не персонал, а рабочее время с сохранением заработной
платы.
Нынешняя ситуация – во
многом результат классовой тупости как новоявленной российской буржуазии, так и
несознательности многих работников, готовых ради сиюминутных приработков
работать сверхурочно. При этом такие работники не только расплачиваются своим
свободным временем и здоровьем, но и, в конечном счете, теряют в зарплате,
сбивая цену своей рабочей силы. Грамотные капиталисты таких развитых стран, как
Германия и Франция, ввели на государственном уровне 35-часовую рабочую неделю,
прекрасно понимая, что это сулит, в конечном итоге, существенное увеличение
прибыли в результате повышения производительности труда, которое обеспечат
более развитые работники.
Но особое значение
имеет преодоление различий между трудом умственным и физическим, между трудом
работника и управленца. Чтобы добиться улучшения своего положения работнику
необходимо участвовать в управлении, по крайней мере, своим профсоюзом. История
всех рабочих организаций, включая немецкую социал-демократию, советские
профсоюзы, РСДРП(б)–ВКП(б)–КПСС, некоторые рабочие профсоюзы нашего времени,
учит, что без непосредственного участия рабочих в управлении самая боевая организация
неминуемо разлагается. И для этого есть объективные предпосылки.
Возьмём
ситуацию во многих организациях современной ФНПР. У человека, ушедшего «от
станка» на руководящую работу, не могут не появиться особые экономические интересы, не совпадающие с
интересами рабочего. Зарплата, как правило, не меньше, а то и выше средней. И
при этом никаких сверхурочных, никаких вредных факторов, да и с работы зачастую
можно уйти пораньше. И человек, не преданный делу рабочего класса, начинает
думать, как бы ему, не дай бог, не вернуться обратно «в народ». Он уже не
борется за интересы рабочих, а тупо выполняет волю вышестоящих руководителей. И
вот тут-то ему может сделать «интересное предложение» администрация предприятия.
Если это один из руководителей правящей партии – ему могут сделать ещё более
интересное предложение представители иностранного государства. И пошло…
Конечно,
всё в конечном итоге зависит от человека, но процесс имеет объективную основу.
И потому мало руководителей, не скурвившихся (выражение хоть и грубое, но очень
точное – ред.) и не забывших на высоких постах об интересах рабочего класса.
Выход здесь один – требуется непосредственное систематическое участие рабочих в
управлении своими, рабочими организациями, в частности – профсоюзами и производством.
Нельзя ограничиваться только освобождёнными работниками. Освобождённые
работники должны быть окружены массой полуосвобождённых, кровно
заинтересованных в улучшении положения рабочих.
Однако мысль об
участии в управлении производством отпугивает многих рабочих. Им мерещатся непосильной
сложности задачи, стоящие перед директором, которые они, добившись участия в
управлении предприятием, вынуждены будут решать.
Но
ничего особо сложного здесь нет. Важнейшим документом, регламентирующим вопросы
внутренней жизни предприятия, отношения работников и администрации в целом,
является коллективный договор. Практика показывает, что даже один или несколько
грамотных рабочих способны при наличии хорошего образца разработать проект
колдоговора для своего предприятия. А разработка колдоговора, его продвижение,
борьба за заключение, контроль за его выполнением – это самое что ни на есть
участие в управлении производством. И ничего непосильного. Но в полный рост
встаёт проблема свободного времени.
Выход здесь видится в
одном – рабочим организациям следует активно использовать неполное освобождение
работников для выполнения общественных обязанностей. Если, к примеру, у
председателя профкома вместо одного освобождённого заместителя будет пять
частично освобождённых на один рабочий день в неделю, то это позволит им и в
полной мере выполнять необходимую профсоюзную работу и в то же время не
отрываться от товарищей в бригадах.
Необходимо
добиваться, чтобы работники, простаивающие по вине администрации, не сидели на
рабочих местах «на тарифе», а проходили обучение смежным специальностям,
трудовому законодательству и т.п. А внедрение новой техники с увеличенной
производительностью должно вести не к сокращению работников, а к уменьшению
рабочего времени без уменьшения оплаты труда, а для начала – к искоренению
сверхурочных работ.
Только тогда будут
созданы предпосылки для построения общества, свободного от эксплуатации.